в каком классе проходят прямую речь по русскому языку
Конспект урока по русскому языку на тему «Прямая речь. Знакомство с прямой речью» ( 4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx
Прямая речь. Знакомство с прямой речью
Урок открытия нового знания
Актуализировать и восстановить знания учащихся о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью, повторить изученное «Знаки препинания в предложениях ».
Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», особенности интонационного выделения слов автора перед прямой речью, схемы предложений с прямой речью, уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно произносить предложения с прямой речью, с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания при прямой речи, составлять схемы предложений с прямой речью.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Прямая речь, слова автора
Учебник, презентация, словари.
Методы и формы обучения
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Программа: «Школа 2100»
Автор: Ф.И.О.(полностью) Катровская Марина Анатольевна
Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) МОУ средняя общеобразовательная школа имени Героя России Тучина А.И., Сапожковского района, Рязанской области
Предмет: русский язык (начальные классы)
Тема: Прямая речь. Знакомство с прямой речью.
Учебно-методическое обеспечение: Школа 2100
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока: создать условия для первичного формирования понятия «прямая речь»
— познакомить с понятием «прямая речь»; учить распознавать предложения с прямой речью; познакомить с правилами оформления таких предложений на письме;
— формировать умение находить сходство и различия у объектов; формировать умение контролировать свои действия, развивать аналитические способности умение производить операции синтеза;
— формирование навыков взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать); формирование мотивацию к учению и познанию
Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями
Формы организации : фронтальная, работа в парах, группах
— индивидуальные карточки с текстом заданий для парной, групповой работы, самостоятельной работы;
Урок на тему «Прямая речь»
Русский язык. 4 класс.
Урок по теме «Прямая речь»
Обобщение урока : предложения с прямой речью – это предложения, которые состоят из слов автора и прямой речи.
Цель урока: Познакомить учащихся с предложениями с прямой речью, её схематическим изображением, выработать алгоритм постановки знаков препинания..
— подвести к осмыслению понятия предложения с прямой речью;
— применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
— формирование умения находить слова автора и прямую речь;
— развивать внимание, мышление, наблюдательность;
— воспитание интереса к изучаемой теме.
находить слова автора и прямую речь и ставить знаки препинания;
ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;
выступать перед аудиторией сверстников.
Умения, характеризующие достижение этих результатов.
умение выделять отличительные признаки предложений с прямой речью;
группировать, систематизировать по общему признаку;
обобщать изученный материал, делать выводы.
Основные понятия : предложения, прямая речь, слова автора; правила постановки знаков препинания.
Основные методы : проблемно-поисковый, проблемный диалог, учебное исследование.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи : русский язык, литературное чтение.
Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для групповой работы, учебник «Русский язык. 4 класс» (автор Полякова А.В.). – М. Просвещение, 2014 г., «Уроки Кирилла и Мефодия» Начальная школа, 4 класс.(Урок 11, задание 13, 16.).
Ход урока (индуктивного типа)
Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
(Для создания проблемной ситуации на уроке воспользуемся приёмом «выполнимое/невыполнимое действие»).
Учитель. Прочитайте отрывки. Из какого они произведения? Кто автор?
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Дети. А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
Учитель. 1). Выберите и спишите простые предложения. Докажите схемой, что они простые.
2). Выберите и спишите сложные предложения. Покажите, чем они отличаются от простых.
2. Этап выявления места и причина затруднения.
Дети. Мы не знаем куда отнести средние строчки. Мы с такой записью не знакомы.
Учитель. Так с чем же на уроке мы должны с вами познакомиться?
Дети. С предложениями, которые записываются по – особому.
3.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какие вопросы у вас возникают?
Что это такое?( Понятие).
Для чего нужны такие предложения? (Функции).
Из чего состоит? (Состав).
Попробуем ответить на поставленные вопросы.
Это предложения с прямой речью. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
— Кто знаком с этим понятием?
Чему мы должны с вами научиться?
( находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух ).
4.Этап реализации построенного проекта.
Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части.
Дети. 1часть. Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
2 часть.
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”
Учитель. Прочитайте 1 часть. Кто произносит первую часть? (Автор).
— Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)
-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова (говорящего)
В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.
. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)
-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи с сохранением её формы и знаков препинания.
Один из способов передачи чужой речи.
Учитель. А сейчас давайте попробуем изобразить схему этого предложения. Как вы думаете, как можно отметить слова автора? (Буквой А).
-Заглавной или строчной? Почему? ( Заглавной. Потому что слова автора написаны с заглавной буквы.)
-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие и откроем кавычки.
Прямую речь обозначим заглавной буквой П,
потому что она записана с заглавной буквы.).
-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)
Удалось нам ответить на поставленные вопросы.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Попробуйте составить схему, и сделать вывод.
Давайте обобщим, о чем мы с вами говорили.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Сейчас посмотрите на плакат. Давайте проговорим все случаи написания.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Сейчас посмотрите на слайд. Запишите предложения, соблюдая постановку знаков препинания.
Спросил ветер у дуба: «В чём твой секрет?»
Мы попросили лесника: «Проведи нас, дедушка!»
Девочка бормотала виновато: «Я не нарочно!»
8. Этап включения нового знания в систему знаний и повторений.
Составьте несколько предложений, используя предложения с прямой речью.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? * Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.
Какова была тема урока?
Какие вопросы перед собой ставили?
Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
Для чего используем прямую речь?
Что показывают слова автора?
Как оформляется на письме прямая речь?
Д/з. Записать три предложения с прямой речью из художественной литературы с указанием автора и названием произведения.
Это 3 урок из 8 по теме «Речь».
1 урок из 3 по теме «Прямая речь».
Тип урока: решение учебных задач.
Мобилизующее начало урока.
Учитель организовал ситуацию постановки учениками темы и цели урока как собственной учебной задачи. На 1 этапе урока.
Вовлечение учеников в проектирование выбора способов деятельности. На 3 этапе урока.
На данном этапе урока дети учатся рассуждать, строить свои предположения. (регулятивные УУД).
4 этап урока проводился с целью проговаривания во внешней речи примера. Умение работать с информацией (познавательные УУД).
На 5 этапе была составлена схема – цель строить поэтапное рассуждение.
Далее на 6 этапе урока были включены полученные знания в систему знаний, дети учатся работать по предложенному плану. (регулятивные УУД).
Умение общаться, взаимодействовать друг с другом формируется в учебном сотрудничестве, т.е. проводится работа в парах.
Д/з было дано такое, чтобы дети ещё раз перечитали какие-то отрывки. Продолжали учиться правильно записывать произведение и автора.
Этапы урока организованы в соответствии с планом и соответствуют цели урока.
На протяжении всего урока с помощью различных средств прослеживалось достижение цели урока, т.е. мотив – учебная задача – действия по её решению – контроль и самоконтроль – самооценка. Цели урок достиг.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Прямая речь. Диалог
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.
Диалог – это разговор двух или более лиц.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116
1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143
2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347
3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.
Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.
На письме прямая речь выделяется кавычками.
В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.
Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.
В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.
Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.
В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.
Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.
Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.
На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.
– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.
– Чего же она плачет?
– Спрашивал – не говорит.
– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?
– Спрашивал – не говорит.
– А велика ли девчонка?
– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?
– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
Теоретический материал для углубленного изучения
Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.
С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.
Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.
Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.
Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.
Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.
В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.
Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.
Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)
Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.
Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.
Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?
2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.
Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.
Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.
1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?
2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.
Понятие о прямой речи. Русский язык, 4-й класс, программа «Школа-2100»
Класс: 4
Цель:
Ход урока
I. Оргмомент
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Посмотри вокруг скорей
Сколько среди нас гостей
Улыбнись им веселей
И садись за стол ровней.
Посмотри, все ли в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка.
Вижу я что ты готов
Поскорей начать урок.
Кто назовет, из каких этапов будет состоять наш урок.
II. Тренировка в чистописании
– Как обычно, на нашем уроке- минутка чистописания, которая подготовит вас к красивому письму на уроке. Сегодня мы повторим соединения букв:
задание: из букв и их соединений собери слово и ты узнаешь с каким новым словарным словом ты познакомишься на уроке.
III. Знакомство со словарным словом, Актуализация прежних знаний
– А вот, что записано в большом толковом словаре русского языка.
Решение – это
1. обдуманное намерение сделать что-либо, заключение, вывод из чего либо;
2. то, что принято в результате обсуждения, постановление.
– Какие однокоренные слова вы можете образовать от этого слова?
В каких значениях может употребляться слово “решение”? (ответы детей)
Посмотрите на карточку №1, прочитайте первое предложение и объясните значение словарного слова. (итог)
Второе предложение – постановление.
Третье предложение – решение, ответ
Вывод: слово “решение” – многозначное, имеет много значений
Запишите в тетрадь только то предложение, к которому подходит эта схема.
Дайте характеристику этому предложению. (Повеств., невосклиц., простое, распр.)
IV. Возникновение интеллектуального затруднения
– А теперь запишите под диктовку новое предложение.
Учитель сказал: “Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи”.
– Не знаете, как записать?
– Проведем исследование этого предложения.
Слышим два предложения
– Это не два, а одно предложение.
– Как можно назвать учителя? (автором)
– А то, что он сказал?(это его речь)
– Кто может сказать,как называется такое предложение? (предложение с прямой речью)
– О чем же мы будем говорить на уроке?(о предложениях с прямой речью)
– Как назовем тему урока?(Прямая речь)
– Какие цели и задачи поставим перед собой?
– Научиться записывать предложения с прямой речью;
– Находить такие предложения;
– Грамотно их записывать;
– Оказывается, предложение, которое я попросила вас записать, – это предложение с прямой речью. Оно не относится ни к категории простого или сложного предложения. Это особый вид предложения.
– Но почему же речь называют “прямой”?
Обратимся к словарю.
Прямая речь – в грамматике: чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (словарь Ожегова с.546, на доске)
Обратимся к вашему опыту. Вы много читаете, вспомните, как в художественных текстах оформляются предложения с прямой речью? (прямая речь заключается в кавычки)
Кавычки – знак, который выделяет чужую речь.
Двоеточие – знак который обозначает, что дальше следует.
– Если, прямая речь это чужая речь, как можно назвать говорящего? (автором)
– какую букву используем для схемы предложения? (А)
– А саму прямую речь? (П)
– Посмотрим, как об этом говорится в учебнике, убедимся в том, правильно ли все сделали (стр. 57 правило)
V. Проверка высказанных гипотез по учебнику (чтение правила)
– Молодцы! Оказывается, вы были абсолютно правы в своих предположениях
– Что же такое прямая речь?
– Как оформляются на письме предложения с прямой речью?
– Попробуем записать наше предложение в тетрадь и на доске.
Учитель сказал: “Многие ребята правильно оформили решение задачи”.
Рядом запишите схему этого предложения.
– А если бы учитель захотел узнать о том, как ребята решили задачу
– Как бы прозвучало это предложение? (с чувством, это отражение особой интонации, вопросительной, она принадлежит другому лицу)
– Какой знак вы бы поставили после прямой речи? (?-он будет стоять до кавычек)
– А если бы учитель похвалил детей, которые правильно оформили решение задачи, как бы прозвучала прямая речь? (! Знак стоит до кавычек)
– Почему же в первом предложении стоит точка? (Она означает только конец предложения и передает чужую речь)
– Напишем опорные слова, которые нам помогут запомнить правило “Что же такое прямая речь”
прямая речь
VI. Применение полученных знаний на практике
Предложения
Проверка
Прочитайте первое предложение, назовите слова автора и прямую речь.
– Кто узнал, из какого произведения эти предложения? (Евгений Велтистов “Приключения Электроника”)
Вспомните последовательность событий. Расставьте эти предложения по порядку.
– Какие глаголы подсказали вам то, что это слова автора?
– Поищите их в предложениях, которые вы записали и составили
обратился
читает
сказал
забормотал
подтвердил
крикнул
подумал
– Эти глаголы называют глаголами речи.
– Как вы думаете, почему? (после них идет прямая речь)
– Что передают эти глаголы? (речь, чувства, мысли)
– Запишите глаголы в тетрадь, подчеркните проверяемую безударную гласную.
Проверка
VII. Синквейн
А сейчас мы подведем итог урока, используя синквейн, где вы запишите самые важные слова. Пользуясь материалом нашего урока, придумайте и запишите
– Прочитайте,что у вас получилось?
– Какое исследование провели?
Те задачи, которые перед собой поставили, решили?