в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

Конспект урока по русскому языку на тему «Прямая речь. Знакомство с прямой речью» ( 4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Прямая речь. Знакомство с прямой речью

Урок открытия нового знания

Актуализировать и восстановить знания учащихся о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью, повторить изученное «Знаки препинания в предложениях ».

Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», особенности интонационного выделения слов автора перед прямой речью, схемы предложений с прямой речью, уметь разграничивать прямую речь и слова автора, правильно произносить предложения с прямой речью, с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания при прямой речи, составлять схемы предложений с прямой речью.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Прямая речь, слова автора

Учебник, презентация, словари.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Программа: «Школа 2100»

Автор: Ф.И.О.(полностью) Катровская Марина Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) МОУ средняя общеобразовательная школа имени Героя России Тучина А.И., Сапожковского района, Рязанской области

Предмет: русский язык (начальные классы)

Тема: Прямая речь. Знакомство с прямой речью.

Учебно-методическое обеспечение: Школа 2100

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: создать условия для первичного формирования понятия «прямая речь»

— познакомить с понятием «прямая речь»; учить распознавать предложения с прямой речью; познакомить с правилами оформления таких предложений на письме;

— формировать умение находить сходство и различия у объектов; формировать умение контролировать свои действия, развивать аналитические способности умение производить операции синтеза;

— формирование навыков взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать); формирование мотивацию к учению и познанию

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями

Формы организации : фронтальная, работа в парах, группах

— индивидуальные карточки с текстом заданий для парной, групповой работы, самостоятельной работы;

Источник

Урок на тему «Прямая речь»

Русский язык. 4 класс.

Урок по теме «Прямая речь»

Обобщение урока : предложения с прямой речью – это предложения, которые состоят из слов автора и прямой речи.

Цель урока: Познакомить учащихся с предложениями с прямой речью, её схематическим изображением, выработать алгоритм постановки знаков препинания..

— подвести к осмыслению понятия предложения с прямой речью;

— применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

— формирование умения находить слова автора и прямую речь;

— развивать внимание, мышление, наблюдательность;

— воспитание интереса к изучаемой теме.

находить слова автора и прямую речь и ставить знаки препинания;

ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;

выступать перед аудиторией сверстников.

Умения, характеризующие достижение этих результатов.

умение выделять отличительные признаки предложений с прямой речью;

группировать, систематизировать по общему признаку;

обобщать изученный материал, делать выводы.

Основные понятия : предложения, прямая речь, слова автора; правила постановки знаков препинания.

Основные методы : проблемно-поисковый, проблемный диалог, учебное исследование.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи : русский язык, литературное чтение.

Оборудование: компьютерная презентация, рабочие листы для групповой работы, учебник «Русский язык. 4 класс» (автор Полякова А.В.). – М. Просвещение, 2014 г., «Уроки Кирилла и Мефодия» Начальная школа, 4 класс.(Урок 11, задание 13, 16.).

Ход урока (индуктивного типа)

Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Для создания проблемной ситуации на уроке воспользуемся приёмом «выполнимое/невыполнимое действие»).

Учитель. Прочитайте отрывки. Из какого они произведения? Кто автор?

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

Дети. А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»

Учитель. 1). Выберите и спишите простые предложения. Докажите схемой, что они простые.

2). Выберите и спишите сложные предложения. Покажите, чем они отличаются от простых.

2. Этап выявления места и причина затруднения.

Дети. Мы не знаем куда отнести средние строчки. Мы с такой записью не знакомы.

Учитель. Так с чем же на уроке мы должны с вами познакомиться?

Дети. С предложениями, которые записываются по – особому.

3.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какие вопросы у вас возникают?

Что это такое?( Понятие).

Для чего нужны такие предложения? (Функции).

Из чего состоит? (Состав).

Попробуем ответить на поставленные вопросы.

Это предложения с прямой речью. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ.

— Кто знаком с этим понятием?

Чему мы должны с вами научиться?

( находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух ).

4.Этап реализации построенного проекта.

Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части.

Дети. 1часть. Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:

2 часть.
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”

Учитель. Прочитайте 1 часть. Кто произносит первую часть? (Автор).

— Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)

-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова (говорящего)

В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.

. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)

-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужой речи с сохранением её формы и знаков препинания.

Один из способов передачи чужой речи.

Учитель. А сейчас давайте попробуем изобразить схему этого предложения. Как вы думаете, как можно отметить слова автора? (Буквой А).

-Заглавной или строчной? Почему? ( Заглавной. Потому что слова автора написаны с заглавной буквы.)

-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие и откроем кавычки.

Прямую речь обозначим заглавной буквой П,

потому что она записана с заглавной буквы.).

-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)

Удалось нам ответить на поставленные вопросы.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Попробуйте составить схему, и сделать вывод.

Давайте обобщим, о чем мы с вами говорили.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Сейчас посмотрите на плакат. Давайте проговорим все случаи написания.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Сейчас посмотрите на слайд. Запишите предложения, соблюдая постановку знаков препинания.

Спросил ветер у дуба: «В чём твой секрет?»

Мы попросили лесника: «Проведи нас, дедушка!»

Девочка бормотала виновато: «Я не нарочно!»

8. Этап включения нового знания в систему знаний и повторений.

Составьте несколько предложений, используя предложения с прямой речью.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? * Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.

Какова была тема урока?

Какие вопросы перед собой ставили?

Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

Для чего используем прямую речь?

Что показывают слова автора?

Как оформляется на письме прямая речь?

Д/з. Записать три предложения с прямой речью из художественной литературы с указанием автора и названием произведения.

Это 3 урок из 8 по теме «Речь».

1 урок из 3 по теме «Прямая речь».

Тип урока: решение учебных задач.

Мобилизующее начало урока.

Учитель организовал ситуацию постановки учениками темы и цели урока как собственной учебной задачи. На 1 этапе урока.

Вовлечение учеников в проектирование выбора способов деятельности. На 3 этапе урока.

На данном этапе урока дети учатся рассуждать, строить свои предположения. (регулятивные УУД).

4 этап урока проводился с целью проговаривания во внешней речи примера. Умение работать с информацией (познавательные УУД).

На 5 этапе была составлена схема – цель строить поэтапное рассуждение.

Далее на 6 этапе урока были включены полученные знания в систему знаний, дети учатся работать по предложенному плану. (регулятивные УУД).

Умение общаться, взаимодействовать друг с другом формируется в учебном сотрудничестве, т.е. проводится работа в парах.

Д/з было дано такое, чтобы дети ещё раз перечитали какие-то отрывки. Продолжали учиться правильно записывать произведение и автора.

Этапы урока организованы в соответствии с планом и соответствуют цели урока.

На протяжении всего урока с помощью различных средств прослеживалось достижение цели урока, т.е. мотив – учебная задача – действия по её решению – контроль и самоконтроль – самооценка. Цели урок достиг.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Прямая речь. Диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Источник

Понятие о прямой речи. Русский язык, 4-й класс, программа «Школа-2100»

Класс: 4

Цель:

Ход урока

I. Оргмомент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Посмотри вокруг скорей
Сколько среди нас гостей
Улыбнись им веселей
И садись за стол ровней.
Посмотри, все ли в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка.
Вижу я что ты готов
Поскорей начать урок.

Кто назовет, из каких этапов будет состоять наш урок.

II. Тренировка в чистописании

Как обычно, на нашем уроке- минутка чистописания, которая подготовит вас к красивому письму на уроке. Сегодня мы повторим соединения букв:

задание: из букв и их соединений собери слово и ты узнаешь с каким новым словарным словом ты познакомишься на уроке.

III. Знакомство со словарным словом, Актуализация прежних знаний

– А вот, что записано в большом толковом словаре русского языка.

Решение – это
1. обдуманное намерение сделать что-либо, заключение, вывод из чего либо;
2. то, что принято в результате обсуждения, постановление.

– Какие однокоренные слова вы можете образовать от этого слова?

В каких значениях может употребляться слово “решение”? (ответы детей)

Посмотрите на карточку №1, прочитайте первое предложение и объясните значение словарного слова. (итог)

Второе предложение – постановление.

Третье предложение – решение, ответ

Вывод: слово “решение” – многозначное, имеет много значений

Запишите в тетрадь только то предложение, к которому подходит эта схема.

в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Смотреть картинку в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Картинка про в каком классе проходят прямую речь по русскому языку. Фото в каком классе проходят прямую речь по русскому языку

Дайте характеристику этому предложению. (Повеств., невосклиц., простое, распр.)

IV. Возникновение интеллектуального затруднения

А теперь запишите под диктовку новое предложение.

Учитель сказал: “Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи”.

– Не знаете, как записать?

– Проведем исследование этого предложения.

Слышим два предложения

– Это не два, а одно предложение.

– Как можно назвать учителя? (автором)

– А то, что он сказал?(это его речь)

– Кто может сказать,как называется такое предложение? (предложение с прямой речью)

– О чем же мы будем говорить на уроке?(о предложениях с прямой речью)

– Как назовем тему урока?(Прямая речь)

– Какие цели и задачи поставим перед собой?

– Научиться записывать предложения с прямой речью;

– Находить такие предложения;

– Грамотно их записывать;

– Оказывается, предложение, которое я попросила вас записать, – это предложение с прямой речью. Оно не относится ни к категории простого или сложного предложения. Это особый вид предложения.

– Но почему же речь называют “прямой”?

Обратимся к словарю.

Прямая речь – в грамматике: чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (словарь Ожегова с.546, на доске)
Обратимся к вашему опыту. Вы много читаете, вспомните, как в художественных текстах оформляются предложения с прямой речью? (прямая речь заключается в кавычки)
Кавычки – знак, который выделяет чужую речь.
Двоеточие – знак который обозначает, что дальше следует.

– Если, прямая речь это чужая речь, как можно назвать говорящего? (автором)

– какую букву используем для схемы предложения? (А)

– А саму прямую речь? (П)

– Посмотрим, как об этом говорится в учебнике, убедимся в том, правильно ли все сделали (стр. 57 правило)

V. Проверка высказанных гипотез по учебнику (чтение правила)

Молодцы! Оказывается, вы были абсолютно правы в своих предположениях

– Что же такое прямая речь?

– Как оформляются на письме предложения с прямой речью?

– Попробуем записать наше предложение в тетрадь и на доске.

Учитель сказал: “Многие ребята правильно оформили решение задачи”.

Рядом запишите схему этого предложения.

– А если бы учитель захотел узнать о том, как ребята решили задачу

– Как бы прозвучало это предложение? (с чувством, это отражение особой интонации, вопросительной, она принадлежит другому лицу)

– Какой знак вы бы поставили после прямой речи? (?-он будет стоять до кавычек)

– А если бы учитель похвалил детей, которые правильно оформили решение задачи, как бы прозвучала прямая речь? (! Знак стоит до кавычек)

– Почему же в первом предложении стоит точка? (Она означает только конец предложения и передает чужую речь)

– Напишем опорные слова, которые нам помогут запомнить правило “Что же такое прямая речь”

прямая речь

VI. Применение полученных знаний на практике

Предложения

Проверка

Прочитайте первое предложение, назовите слова автора и прямую речь.

– Кто узнал, из какого произведения эти предложения? (Евгений Велтистов “Приключения Электроника”)

Вспомните последовательность событий. Расставьте эти предложения по порядку.

– Какие глаголы подсказали вам то, что это слова автора?

– Поищите их в предложениях, которые вы записали и составили

обратился
читает
сказал
забормотал
подтвердил
крикнул
подумал

– Эти глаголы называют глаголами речи.

– Как вы думаете, почему? (после них идет прямая речь)

– Что передают эти глаголы? (речь, чувства, мысли)

– Запишите глаголы в тетрадь, подчеркните проверяемую безударную гласную.

Проверка

VII. Синквейн

А сейчас мы подведем итог урока, используя синквейн, где вы запишите самые важные слова. Пользуясь материалом нашего урока, придумайте и запишите

– Прочитайте,что у вас получилось?

– Какое исследование провели?

Те задачи, которые перед собой поставили, решили?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *