в каком классе проходят пришвин кладовая солнца
Конспект урока по русской литературе в 5 классе. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».Тайна дружбы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Тайна дружбы
1. Показать мастерство М.М. Пришвина в изображении природы; раскрыть особенности изображения природы, характеров Насти и Митраши; на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, сопоставлять, анализировать поступки детей, их поведение в природе; на основе текста произведения проследить неразрывную связь человека и природы;
3. Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведения писателя, чуткость, любовь к всему живому, желание жить в мире и гармонии со всем окружающим.
Тип урока : урок с применением технологии критического мышления.
Оборудование: презентация, портрет М.М. Пришвина, иллюстрации к произведению. Рисунки детей по мотивам произведения, карточки с групповыми заданиями, карта путешествия по Блудову болоту, компас.
Вставай же, друг мой!
Собери в пучок лучи своего счастья,
Начинай борьбу, помогай солнцу!
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
1.Организационный момент. Психологическая установка для продуктивной работы с хорошим настроением.
2.Мотивация учебной деятельности. Объявление темы, целей урока.
Сказка – быль «Кладовая солнца» соединила в себе поэзию природы, занимательность сюжета и познавательный интерес. В этом произведении автор показал удивительную связь человека и природы, и важно по-родственному, мудро к ней относиться.
Это произведение учит также дружить, любить друг друга.
Сегодня у нас не обычный урок, а особенный. ( Объявление темы, цели урока.)
А) Приём «Эпиграф». Эпиграфом к нашему уроку будут слова писателя: «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей! Начинай борьбу, помогай солнцу!» Как вы понимаете слова: «Начинай борьбу, помогай солнцу!»? ( Солнце дает жизнь всем растениям, деревьям, птицам, животным, людям. Без солнца жизнь на земле была бы невозможна. Помогать солнцу – значит делать добрые дела. Нужно уметь делиться своим счастьем, поддерживать друг друга, и жизнь станет прекраснее.)
Помогать солнцу – это дарить окружающим людям тепло своего сердца. Если мы будем передавать это тепло друг другу, как по цепочке. То однажды оно перейдет к каждому из нас. Может, в этом и заключается смысл дружбы?
Что же такое дружба? Послушайте, как это слово толкует Сергей Иванович Ожегов в своём словаре: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Б) Чтение стихотворения о дружбе учеником.
Есть у вас хороший друг,
Дружбе верен он всегда.
Если что случилось вдруг –
Друг ваш рядом, не беда!
Друг в беде всегда поможет,
Если настоящий друг.
Жизнь за вас отдать он может
Если надо это вдруг.
Он за помощь с вас не спросит
Что-нибудь взамен.
Дружбе верность превозносит,
Потому что джентльмен.
Берегите вашу дружбу,
Верность другу вы храните.
Другу верному не в службу,
Если надо, помогите.
Дружба крепкая всегда
Между верными друзьями.
Не разлучить их никогда,
Дружба славится годами.
В) Приём «Выглядит, как… Звучит, как…».
(Учащимся предлагается подобрать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с понятием «дружба» )
4. Стадия осмысления.
(Каждая группа получает карточки с групповыми заданиями. Через какое-то время учащиеся отвечают на вопросы.)
1-я группа: «Тайна Насти и Митраши».
Учитель. Перед нами особое произведение, где большое место занимает рассказ о двух осиротевших детях. Пришвин прекрасно рисует их портреты.
— Давайте вспомним, что называется портретом в литературном произведении. (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды.)
— Что автор говорит о Насте и Митраше в начале произведения? Найдите в тексте портреты героев – «Золотой Курочки» и «Мужичка в мешочке». Как писатель изображает детей? Как он к ним относится? (С большой любовью и нежностью)
— Почему детей так назвали?
— Какие изобразительные средства употребляет Пришвин, изображая детей? Подтвердите текстом. (Эпитеты, сравнения, уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
— Какие черты детей особенно ценит автор? (Писатель любит и уважает своих героев, гордится ими, радуется их успехам; отмечает их трудолюбие, хозяйственность, желание работать и участвовать в жизни села; дети любят и помнят своих родителей, дружат между собой.)
— Найдите «прямые» оценки рассказчика, в которых он выражает своё сочувствие детям, гордится ими, радуется за них.
( Цитаты: «Они были очень милые»; «…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота»; «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»; «И какие это были умные детишки!»; «…не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».)
— Так в чём тайна Насти и Митраши? ( Они живут дружно и во всем друг другу помогают.)
2-я группа: «Тайна Блудова болота».
Учитель. Пришвин полноправным героем считает природу. Он раскрывает человека именно через природу.
Действие произведения происходит на Блудовом болоте. Хочется вам там побывать? Тогда счастливого путешествия! Давайте представим себе Блудово болото, ведь оно выступает и общим фоном, и одним из героев произведения. Я чтобы с нами не приключилось неприятностей, возьмём экскурсовода.
(Проводится заочная экскурсия по Блудову болоту подготовленной ученицей. Вывешивается карта.)
— Как Пришвин описывает Блудово болото? ( Выразительное чтение).
— Автор не скупится на краски, запахи, звуки. Какие цвета мы видим и какие звуки слышим?
-Зачем дети отправились на Блудово болото?
(Сообщение ученика о клюкве).
— Какой приём использует Пришвин при описании природы? Приведите примеры.
— С какой целью автор использует этот приём?
— В чём тайна Блудова болота? ( Природа старается помочь детям.)
3-я группа: «Тайна ели и сосны».
Учитель. О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка…» Давайте её послушаем.
(Ученик под музыку читает наизусть отрывок о судьбе ели и сосны.)
— Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? ( Автор хочет предупредить детей об опасности. Ель и сосна – два дерева, которые должны были бы расти самостоятельно, но обречены жить вместе. «Деревья боролись между собою корнями за питание». Они выросли вместе, но они разобщены. Не помогают друг другу. Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутверждаться за счёт другого, в их разобщенности.)
— Почему автор, говоря о лисе, употребляет уменьшительный суффикс? (Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в её описании делают её маленькой и беззащитной.)
— Как Пришвин показывает собаку и волка? ( Противопоставлены собака и волк – друг и враг человека. Природа предвещает недоброе.)
— Какой приём использует автор в этом отрывке?
— В чём же тайна ели и сосны? Почему писатель помещает в произведение рассказ о двух деревьях, растущих вместе? (Ель и сосна сравниваются с Настей и Митрашей.)
4-я группа: «Тайна спора детей».
Учитель. Благодаря этому эмоциональному аккомпанементу, который создаёт природа. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой. Попробуем это показать.
Инсценировка эпизода «Спор детей о дороге»
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:
— Нам надо по этой на север.
-Это не тропа!-ответила Настя.
Насте было обидно подчиниться младшему брату. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
Пуст ходят все люди, решительно ответил упрямый «Мужичок в мешочке». – Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
И в самом деле пошёл туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище. Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.
-Кто, по-вашему. Прав: Настя или Митраша? ( Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.)
— Как ведёт себя каждый из них? ( Каждый из них в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла. Что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии.)
— Что заставило Митрашу пойти, а Настю не пойти по неизведанной тропе? ( Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.)
— В чём тайна спора Насти и Митраши? Почему с детьми чуть не произошла трагедия? (Каждый из них в минуту ссоры думал только о себе.)
— Каким должен быть друг?
— В чём тайна дружбы?
Учитель. Сказкой-былью Пришвин выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем. И, конечно же, читатель должен быть очень внимательным, благодарным, подготовленным, иначе он может равнодушно пройти мимо сокровищ, содержащихся в позе Пришвина, и не заметить их. Мы всегда должны уметь читать между строк. Хочется верить, что мы относимся именно к таким читателям.
6. Рефлексия. Учитель. На листочках отобразите свое настроение на уроке.
7. Подведение итогов. Выставление отметок.
8. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюра «Чему учит меня сказка-быль «Кладовая солнца».
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс) урок 1
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система уроков по сказке – были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». ( 6 класс)
Предварительное домашнее задание: перечитать повесть, озаглавить каждую главу.
Формы работы на уроках:
Подберите пословицы о дружбе.
Назовите ключевые слова эпизода.
Назовите слова – ассоциации к понятию: природа, кладовая, солнце, дети и т.д.
Чтение эпизодов по ролям
Работа с художественными средствами текста.
Вступительное слово учителя о Пришвине.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,
что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (К.Г.Паустовский)
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье купца. Провел здесь свое детство, приезжал и взрослым в родные места. Именно здесь открылась будущему писателю красота русских лугов, полей и лесов, музыка родного языка. Пришвин прошел большой трудовой путь, неутомимый путешественник, он исходил многие места нашей страны. М.М.Пришвин работал агрономом, корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.
К писательскому творчеству М.М.Пришвин пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году. Однако лишь в 1925 году вышла его первая детская книжка «Матрешка в картошке». Затем увидели свет и другие произведения, в том числе и сказка-быль «Кладовая солнца».
Среди писателей Пришвин занимает особое место. Он написал множество охотничьих рассказов, прекрасных произведений о природе. С ружьем за спиной, на плече – охотничья сумка, в которой блокнот и карандаш – так совершал свои путешествия в таинственную страну под названием «лес» Пришвин. Прочитав «Кладовую солнца» Михаила Михайловича Пришвина, мы понимаем, как относился к природе этот писатель.
Михаил Михайлович Пришвин многие произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем, со своими привычками, своим “характером”.
В сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Как писал сам автор, люди – “хозяева природы”, а она для них является “кладовой солнца с великими сокровищами жизни”.
Чтение вступительной статьи учебника.
Целостный анализ текста. (работа с понятиями сюжет, композиция, система образов произведения)
Анализ произведения по темам:
Настя и Митраша ( гл. 1-3)
Природа в произведении. Что есть правда? ( гл. 4-6)
В чём спасение человека? ( гл. 7-8)
Кладовая солнца. Что здесь сказка, а что – ложь? ( гл. 9-10)
Характеры главных героев — Насти и Митраши ( гл. 1-3).
Беседа по вопросам:
1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
4. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
5. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
1. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (курочка и мужичок-в-мешочке)
2. Назовите фамилию ребят (Веселкины)
4. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (бондарное)
5. Почему детей любили и уважали? (они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны)
6. Какая клюква самая-самая хорошая? (перезимовавшая клюква считается самой сладкой)
6 КЛ КОНСПЕКТ УРОКА ПРИШВИН КЛАДОВАЯ СОЛНЦА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
6 класс. Литература. Урок № 68. Дата
Тема «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Человек и природа. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина;на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев;анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема), пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением, излагать содержание прочитанного текста подробно, пользоваться словарём, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения.
Личностные УУД: поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные универсальные учебные действия).
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, презентация, 3 черных ящика: 1- компас, 2- хлеб, 3- письмо.
Тип урока: комбинированный урок.
«Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то,
что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту,
то, прежде всего, эта благодарность выпала бы
на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина»
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения. Конкурс 1: «Разминка» Слайд 3
2 конкурс «Черный ящик»
1. В ящике находится то, о чем говорит Митраша: «Он верней друга» (компас) Почему болото, куда отправились дети, местные жители называли Блудовым?Рассказ о компасе с демонстрацией навыков его использования. Какие признаки использовал Митраша для движения по болоту? Почему елань в рассказе называется Слепой? Почему Митраша оказался в трясине? Какие слова Антипыча и какая поговорка предупреждают об опасности?
3 конкурс «Дальше, дальше…» Слайд 4
4. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
К. Г. Паустовский писал: » Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают». «Кладовая солнца» «сверкает» эпитетами, метафорами, сравнениями. Под пером писателя благодаря олицетворениям природа оживает.
— Озвучьте подготовленные дома пересказы описаний природы, выделив в них указанные средства изображения.
Проза Пришвина отличается ритмичностью. Вспомните, что такое ритм?
Прочитайте выразительно отрывок о сосне и ели, растущих вместе. Слайд 5
Запишем 2-3 предложения как стихотворение: Слайд 6
С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
Какую особенность вы заметили? Ритмичность, параллелизм синтаксических конструкций.
Для чего писатель в свое повествование вставил рассказ о ели и сосне, растущих вместе?
Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?
Прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Как ведет себя природа? Слайд 7
Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей. Слайд 8
Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит? Каково отношение автора к этому?
Какой прием использует Пришвин при описании природы?
Что такое олицетворение?
Приведите примеры из текста.
Сделайте вывод о роли пейзажа в раскрытии переживаний героев.
— У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека: Слайд 9
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
И начинается симфония Бетховена,
Как вы понимаете слова К.Г.Паустовского? (Писатель умел очень внимательно всматриваться в окружающую природу, а затем в своих произведениях щедро раскрывал тайны и красоты естественного мира для своих читателей. В основе большинства из его рассказов реальные жизненные факты, о каждом из них он мог бы поведать целую историю.) (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).- Посмотрите, у нас остался не открыт 3 черный ящик.В черном ящике лежит письмо, обращенное к вам: «Дорогие ребята! Я думаю, что вы разобрались в моей сказке-были. Поверьте, все, что вы узнали сегодня, не выдумка. Все это я взял из жизни, из своих наблюдений за природой, за повадками и жизнью животных и растений. Берегите природу и охраняйте все живое, иначе вам будет неинтересно жить. С уважением к вам, писатель М.М.Пришвин». Вдумайтесь в слова М.М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам.- Пришла пора подводить итоги.
V. Домашнее задание: Слайд 10
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Нарисовать иллюстрации «Ель и сосна на Блудовом болоте».
Конспект урока по литературе на тему М.М. Пришвин. Повесть. Сказка-быль «Кладовая солнца». ( 6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Повесть. Сказка-быль «Кладовая солнца».
познакомить с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина;
знакомство с повестью «Кладовая солнца».
обратить внимание на портретные характеристики героев;
показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;
раскрыть особенности жанра повесть;
1. Рассказ учителя о писателе:
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».
Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.
Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки.
2. Чтение отрывка повести( самостоятельная работа учащихся)
3. Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».
Особенность сказки-были в том, что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес, так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.
Обратимся к прочитанной части повести и запишем план к прочитанному.
1.Описание Насти и Митраши.
2.Отношение детей друг к другу.
3.Настя и Митраша собираются за клюквой.
4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.
5.Описание Блудова болота.
6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.
8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.
9.Митраша пришел в Слепую Елань.
10.Митраше грозит гибель в трясине.
-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».
-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?
-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?
-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих
Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул, деревья, прокалывая друг друга, зарычали, завыли, застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают, чуя близкую добычу.
Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца.
2. Составить и записать план к содержанию прочитанного.
2.Подготовить письменную характеристику Насти и Митраши.