в каком классе проходят портрет дориана грея
Зарубежная литература 10 класс Урок по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Зарубежная литература в старших классах представлена недостаточно. Урок по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»в 10 классе не только знакомит учеников с интересным романом (а практика показывает, что это произведение с удовольствием читают), но и позволяет поговорить о роли искусства в жизни человека).
Просмотр содержимого документа
«Зарубежная литература 10 класс Урок по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»»
Оскар Уайльд ( 1854-1900) ирландский поэт драматург писатель эссеист
«Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности».
«Америку я уже цивилизовал — остались только небеса!»
«В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели и не читает никто».
Эстет — человек, поклоняющийся красоте.
В кого влюбляется Дориан Грей – в женщину или.
Он влюбляется в текст, который Сибилла исполняет на сцене.
«Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». (Из письма О. Уайльда)
Ход урока по роману О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ход урока по роману «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда
Цель урока: дать учащимся более углубленное представление об эстетизме, философии гедонизма, парадоксе; разобраться с учениками, в чем именно состоит преступление и наказание главного героя романа; рассмотреть все причины, которые и привели Дориана к трагедии; помочь разобраться ученикам в эстетических взглядах автора романа и выяснить, как они были опровергнуты в финале произведения; рассмотреть все этапы духовного падения Дориана Грея; обратить внимание на роль элементов фантастики в произведении; развить навыки анализа художественного произведения.
— Обучающие: обучить работе с художественным произведением; обучить производить анализ.
— Развивающие: развить способность находить главное, обобщать; развить практические, интеллектуальные и речевые способности учеников.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, текст романа.
I . Организационный момент
II . Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)
Что для вас есть красота?
Человек всегда стремился и стремится к красоте, он воспевает ее в музыке, стихотворениях, живописи, скульптурах и т.д. Но в разные эпохи человек наделял это слово своим смыслом.
Например, в стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий спрашивает: «. что есть красота и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?».
Начиная еще с середины XIX века, в европейской литературе был актуален вопрос красоты, ее сущности. Во Франции знаменитый Шарль Бодлер заявил, что Прекрасное- единственный достойный объект творчества. В теорию «чистого разума» и легло это положение.
— Какая формула выражает сущность этой теории? («искусство ради искусства»).
— Есть ли среди русских писателей или поэтов представители «чистого искусства»? (А.Фет).
Идея «искусства ради искусства» дальнейшее свое развитие нашла, например, в творчестве французских символистов и других представителей модернистских течений конца XIX века. В английской же литературе данная идея стала почвой для рождения эстетизма. Оскар Уайльд – один из наиболее ярких и эпатажных сторонников этой теории.
Практически любое произведение есть отражение личности его автора.
Наша с вами задача – проследить, как в известном всем романе «Портрет Дориана Грея» отразилась как жизненная, так и творческая философия его автора, этого «Принца Парадокс», как называли его современники.
Итак, домашним заданием для вас было рассмотреть биографию писателя и познакомиться с произведением.
Вы слышали о том, что Уайльда считают представителем «нового английского романа».
— Что именно характерно будет для этого «нового» романа? (короткий роман, очень тщательный отбор событий и героев, интрига).
-Как вы понимаете «эстетизм»? («Эстетизм» – общее название направлений в литературе и искусстве, представители которых на первое место выдвигали эстетические программы, отстаивали эстетические особенности искусства.)
— Назовите черты эстетизма, которые вам известны? (отрыв искусства от общественной жизни; аполитичность; ограничение интереса к искусству вопросами эстетического наслаждения, красоты и художественной формы как самоцели).
В восьмидесятые годы в Великобритании «эстетизм» стал определяться нормой жизни, поведения, эпатажа посредственности и буржуазной ординарности. Из эстетизма вытекает понятие гедонизма.
— Как вы понимаете гедонизм? Что это за явление? («Гедонизм» –философско-этическое учение, согласно которому наслаждение, удовольствие – это высшее благо, к которому стремится человек в жизни и которое определяет его моральные ценности).
— Можете ли вы доказать, что Уайльд исповедовал в своей жизни эстетизм и гедонизм? (Культ индивида, который противопоставлял себя уже изжившим культурным ценностям Викторианской эпохи, свобода в жизни, в отношениях с разными людьми, во внешнем виде, поведении и речи, бунт против общественной морали)
— Как было ранее сказано, Оскара Уайльда называли «Принц Парадокс». Можете ли вы объяснить данное название? Что значит «парадокс»? («Парадокс» – мысль, которая разительно расходится с принятыми взглядами).
Несомненно то, что нужно поговорить и эстетических взглядах автора, его философии.
— Давайте вспомним принципы его эстетической теории.
1.Искусство – это не способ познания и преобразования действительности, искусство познаёт лишь красоту, т.е. самого себя.
2.Искусство ищет для себя образцы не в природе, а лишь в самом себе.
3.Искусство не может быть средством исправления морали, ибо красота и мораль – вещи несовместимые.
4.Нет книг нравственных и безнравственных, есть книги, хорошо написанные и плохо (т. е. главное – совершенство формы, но не глубина и актуальность проблем).
III . Закрепление знаний
Обратимся же теперь к самому роману. Рассмотрим с вами основные образы.
— Как вы думаете, кто является главным героем в романе? Почему? (Бэзил Холлуорд, Дориан Грей, лорд Генри Уоттон. Каждый из данных персонажей воплощает какую-то определенную идею).
— Кто из персонажей представляет теорию Уайльда? (Лорд Генри).
— Как вы можете его охарактеризовать? ( Чтобы ответить на этот вопрос ученикам нужно проанализировать вторую главу романа, отвечая примерно на следующие вопросы: как Генри относится к людям; кто его друзья, а кто его враги; как он представляет смысл жизни и т.п.).
— Какой философии придерживается Генри? (новый гедонизм). В чем его смысл? (для ответа на этот вопрос ученики опять обращаются ко второй главе романа)
— Есть ли что-то общее во взглядах Уайльда и Генри? Что именно? (стремление обоих к красоте, пренебрежение нормами морали).
— Почему мы считаем идеи Генри аморальными? (жить лишь ради своего наслаждения – эгоизм, за внешней красотой может скрываться пустота).
— Кто из героев не разделяет точку зрения Генри? (Бэзил).
— Что является главным для Бэзила? (творчество и искусство).
Холлуорд ищет гармонию и красоту в жизни и искусстве, вносит в него часть своей души, тем самым и расходясь с Генри. Дориана Грея же мы можем считать хорошим учеником этого философа-гедониста.
Теперь посмотрим, как данная философия наслаждения влияет на духовный мир человека. Рассмотрим судьбу Грея: когда началось разрушение его души, какие этапы оно проходило и как он превратился в один сплошной порок.
— Каким мы видим Дориана, когда только знакомимся с ним в мастерской? (ученики обращаются ко второй главе).
— Почему встреча с Дорианом придала Бэзилу вдохновение?
— Что понял Грей, когда впервые увидел свой портрет? Можем ли мы сказать, что это и есть первая ступень к пороку?
-Что было неверным в суждениях Дориана? (молодость и красота быстротечны, а без красивого облика нет и счастливой жизни). За вечную молодость и красоту Дориан готов был отдать душу.
— Этот мотив не новый в литературе. Где вы его встречали?
-В чём разница между героями? (цель Фауста – постигнуть тайны мироздания).
2.М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Маргарита отдаёт душу за любовь).
Второе испытание для юного героя – любовь.
-Кого полюбил Дориан? Саму Сибилу или ее образ на сцене? (он полюбил те чувства, которые она воплощала на сцене).
Грей увлёкся бутафорией, и это – вторая ступень на его пути.
— Как вы можете это доказать? (герой разлюбил девушку, увидев ее плохую игру на сцене, т.е. ему не нужна она как человек) – гл. 7
— Появились ли изменения в портрете после разрыва с девушкой? Почему? (Дориан проявил эгоизм и бессердечность. Это его третья ступень).
— Как герой оценил ситуацию? (Сибила сама виновата, а ему было тяжелее).
— Что происходило дальше в жизни Дориана? Чем герой ее заполнил? (погоня за новыми ощущениями: дендизм, мода, книги, притоны и т.п.).
— Как вы считаете, есть ли вина Бэзила в таких изменениях в Дориане?
— Почему Грей решился на убийство?
— Как это отразилось на портрете? (ученики обращаются к гл. 14) четвертая ступень – убийство
-Как ведет себя Грей после убийства друга? (спокоен)
-Как герой пытается выйти из ситуации? (не вспоминать, заполнить себя новыми ощущениями – теория лорда Генри => опиум).
-С кем встречается Дориан однажды в притоне? (Джеймс Вэйн)
— Каковы намерения этого парня?
-Какое чувство поселилось в Дориане после этой встречи? (страх из-за осознания своей вины).
Страх, который начал отравлять жизнь Дориана – пятая ступень.
-Что изменилось теперь в Дориане? (хочет все исправить).
-О каком хорошем поступке рассказывает он Генри? (любовная история с крестьянской девушкой Гетти).
-Как этот поступок отразился на портрете? (лицемерное выражение)
-Что понял Дориан, глядя на свой портрет?
-Какова его роль в жизни героя? (портрет – его совесть, его душа)
-Что решил сделать Дориан с портретом? (Убить портрет).
Это и есть последняя ступень.
-Почему уничтожение портрета убило самого Дориана?
(1 – человек не может жить без души; 2 – он замахнулся на святыню – на искусство – теория Уайльда) => портрет помолодел – искусство вечно, оно выше всего.
Зарисуем схему нравственного падения персонажа:
1.Осознание своей красоты
7. Убийство собственной души
Какой вывод можно сделать? Путь к пороку – путь к самоуничтожению.
— Почему этот поиск не принёс счастья Дориану? (красота – в духовности, а не в наслаждениях и внешних атрибутах).
Мы хорошо поработали, обсуждая не очень легкие и спорные вопросы. Стоит немного отвлечься, но с пользой.
Обратимся к экранизациям романа «Портрет Дориана Грея» (презентация), возможно, какую-то экранизацию вы захотите посмотреть дома.
6. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем («Цена красоты», «Преступление и наказание Дориана Грея»).
Конспект занятия по зарубежной литературе на тему «Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Жанровое и стилистическое своеобразие романа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Жанровое и стилистическое своеобразие романа.
Цель: дать более глубокое представление о философии гедонизма ; углубить понятие об эстетизме, цинизме, парадоксе; художественной философии О. Уайльда; помочь студентам разобраться, в чём состоит преступление и наказание Дориана Грея; раскрыть причины, которые привели к трагедии главного героя романа; выяснить, какие эстетические взгляды писателя отражены в произведении и показать, как они опровергнуты в финале романа; проследить этапы духовного падения героя и их отражение на портрете; определить роль элементов фантастики, использованных в произведении; развивать навыки целостного анализа художественного произведения; помочь студентам осознать губительность влияния безнравственных поступков на духовность человека, невозможность жить только ради собственного удовольствия.
Ход занятия
III . Изучение нового материала
б)аполитичность;
в)противоп-е искусства действительности;
IV . Закрепление изученного материала.
Музыка Блокада. Ночь. Забитое окно,
Мигающих коптилок тусклый свет.
Из мрака возникает полотно.
Художник пишет женщины портрет.
Зарисовка схемы с доски.
Путь к пороку – путь к самоуничтожению.
V . Итог
Уроки учителей из СНГ
Работы, которые здесь публикуются, принесла нам почта. И это отрадно. Не только потому, что почта работает, но, главным образом, как признание факта стремления наших стран к культурному единству, к преодолению последствий политической конъюнктурщины времён постперестройки. Мы надеемся и впредьразвивать наше сотрудничество с учителями-словесниками, живущими и работающими за границами России.
Я ИДУ НА УРОК
Александр ГЕРЦИК,
г. Мозырь,
Беларусь
11-й класс
Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд жил и создавал свои произведения в конце XIX века. Он был поэтом, драматургом, замечательным сказочником и остроумным собеседником, романистом и критиком, непревзойдённым мастером литературных парадоксов. Его пьесы «Саломея», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным» до сих пор не сходят со сцены, а сказки «Счастливый принц», «Мальчик-звезда», «Соловей и роза» стали любимым детским чтением.
В школе изучается роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», и мы предлагаем следующую систему работы над ним.
1-й урок. Лекция учителя о жизни и творчестве Оскара Уайльда и чтение отрывков из его произведений. Анализ предисловия к роману. Бэзил Холуард. Образ Генри Уоттона. Дориан Грей и Сибила Вэйн.
2-й урок. Фаустовская тема в романе. Жизнь как искусство. Порок и добродетель в романе, искусство и мораль. Художественные особенности произведения. Новелла Н.В. Гоголя «Портрет» и роман О.Уайльда.
К первому уроку даются опережающие задания.
1. Подготовить выразительное чтение фрагментов из сказок писателя «Мальчик-звезда» и «Соловей и роза», а также отрывка из поэмы «Баллада Редингской тюрьмы».
2. Подготовьте характеристику образа Генри Уоттона. Отыщите в гл. I афористичные слова Бэзила Холуорда, характеризующие героя. Как относятся к лорду Генри люди его круга, родственники и друзья? Прочитайте окончание главы IV, где повествуется о его изысканиях. Чего ищет в жизни лорд Генри? Проанализируйте его рассуждения, помещённые в начале главы VI. Какую мораль исповедует этот герой? Какую роль он сыграл в жизни Дориана Грея?
П ервый урок начнём с лекции о жизни и творчестве О.Уайльда. Оскар Уайльд (1854–1900) по рождению ирландец, сын знаменитого дублинского врача и известной поэтессы. Его ранние годы прошли в обстановке комфорта и богатства. Он получил университетское образование в Оксфорде, ему не приходилось работать ради куска хлеба, ничто не препятствовало его литературному призванию. Богемная обстановка, окружавшая его с детства, способствовала его увлечению новыми модными теориями о значении красоты, о превосходстве её над пользой и правилами морали.
Жизнь наравне с литературой воспринималась Уайльдом как высший и труднейший вид искусства, выразить в котором себя в полной мере можно, лишь найдя соответствующую форму и стиль. Задачу художника, да и всякого человека, он видел в том, чтобы стать творцом своей жизни, и биография самого Уайльда поистине походит на роман, происшедший в действительности.
Первые стихи начал писать ещё в Оксфорде. Он стремился внести в свою жизнь как можно больше поэзии, видя в ней — и вообще в искусстве — противоядие против прозаичного буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделявшихся ему отцом, он начинает окружать себя красивыми вещами. В его лондонской квартире появляются ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплётах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается: заказывает себе необыкновенный костюм из бархата и шёлка, напоминавший одежду людей эпохи Возрождения, и появляется в нём, держа в руке лилию или подсолнечник (эти цветы считались эмблемами красоты).
Антибуржуазный протест проявлялся у Уайльда в форме эстетизма — так называлось возглавляемое им движение. В нём нашёл своё воплощение призыв поклоняться красоте во всех её проявлениях в противовес уродствам бездуховного бытия в век, пропитанный утилитаризмом. Он мог с лёгкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого он свято верил, оставался предельно серьёзным, что не помешало ему завершить преамбулу к «Дориану Грею» словами: “Всякое искусство совершенно бесполезно”. Врождённый артистизм, безукоризненное чувство стиля и самобытность дарования позволяли ему в итоге оставаться оригинальным.
Оригинальность притягивала к нему людей образованных и взыскательных: Уолта Уитмена и Генри Лонгфелло, Виктора Гюго и Поля Верлена, Альфонса Доде и Эмиля Золя, Стефана Малларме и Марселя Пруста.
В теоретических работах с эффектными названиями — «Перо, карандаш и отрава», «Упадок лжи» — О.Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту вместо грубой повседневной правды; идейное содержание книги не имеет значения — важна лишь форма, мастерство художника, мораль должна быть отвергнута во имя красоты и наслаждения жизнью. Однако Оскар Уайльд своим творчеством постоянно опровергал создаваемые им теории.
Наиболее впечатляющ Оскар Уайльд был в жанре разговорном, на который не скупился тратить свой талант. Его остроумие было невероятным. Блёстки ума, расточавшиеся им, требовали огромного напряжения, и далеко не все его отточенные фразы и даже целые устные новеллы, притчи, стихотворения в прозе оказывались занесёнными на бумагу — им самим или друзьями. Он пользовался тонким ядом иронии, сыпал бисером афоризмов, позволял себе роскошь быть непоследовательным, убеждал в уместности неуместного, во вздорности общепринятых мнений. Его звали “королём жизни” и “принцем Парадоксом”. Принцип парадокса положен в основу большинства произведений Оскара Уайльда.
В конце 80-х и начале 90-х годов Уайльд создаёт два тома сказок. Они были написаны под влиянием творчества Г.Х. Андерсена и сочетали красивую поэтическую форму с серьёзным гуманистическим содержанием. (Здесь прервём лекцию и послушаем выразительное чтение отрывков из сказок О.Уайльда и пересказы их содержания.)
Писатель ставит вопрос: что важнее — добро или красота? Герои уайльдовских сказок — эстеты, страстно влюблённые в красоту. Таков молодой король, любующийся статуями и картинами. Таков Счастливый принц: он всегда был весел и далёк от страданий, и после смерти ему воздвигли золотую статую; таков мальчик-звезда, оттолкнувший свою мать, так как она оказалась безобразной и старой. Но, встретившись с горем и нищетой, лучшие герои Уайльда прозревают и в своём стремлении помочь людям жертвуют всем. Золотой Счастливый принц при помощи ласточки отдаёт беднякам всё золото, которым покрыта его статуя, отдаёт и свои сапфировые глаза. Он становится слепым и безобразным, ласточка не хочет покидать его и гибнет от мороза у его ног, но им удалось внести немного тепла и радости в нищенские трущобы. Ответ в сказках Уайльда один: добро, служение людям выше и важнее красоты.
Оскар Уайльд был выдающимся драматургом, написавшим несколько трагических пьес и четыре комедии, осмеивающие великосветское общество. Пьесы «Веер леди Уиндермир», «Незначительная женщина», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным» вот уже много лет с большим успехом идут на разных сценах мира.
Самое декадентское произведение О.Уайльда — его драма «Саломея». Она написана по-французски, что ещё больше должно подчеркнуть её изысканность и утончённость. Уайльд использовал в ней евангельскую легенду об иудейской царевне Саломее, потребовавшей от царя за свою пляску отрубленную голову пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя). Этой легенде автор придал болезненно-эротическую трактовку: Саломея добивается головы Иоканаана, чтобы поцеловать её в губы. Любовь изображается Уайльдом как неестественное, извращённое чувство. Саломея отвергает красивых, здоровых юношей и влюбляется в Иоканаана именно потому, что её пугают его проклятья, его истощённое лицо. Её любовь переплетается с ужасом и ненавистью; говоря Иоканаану о своей любви, Саломея подбирает для него самые отталкивающие сравнения: “Твои волосы — как клубок змей! Твоё лицо бело, как кладбищенская стена при лунном свете! Оно бело, как кожа прокажённого!” Такая эстетизация безобразного и стремление представить чувство любви в болезненном и извращённом виде характерны для декадентской литературы.
В 1891 году был написан роман «Портрет Дориана Грея». Действие книги разворачивается в современной Англии, но в него введены фантастические мотивы, сближающие его с готическими романами, то есть романами ужасов.
В 1895 году Оскар Уайльд был привлечён к суду по обвинению в безнравственности и приговорён к двухлетнему тюремному заключению. В 1897-м он вышел из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком, а позже уехал во Францию. Его последним произведением стала поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898). (Здесь опять прервём лекцию, чтобы прозвучал отрывок из упомянутого произведения — со слов “Он больше не был в ярко-красном. ” до “И вот за то умрёт”.)
В «Балладе Редингской тюрьмы» Уайльд рассказывает о трагической судьбе узника, приговорённого к смерти за убийство возлюбленной. Призывы к состраданию и правдивое изображение ужасов жизни прямо противоречат прежним эстетским теориям Уайльда. Но он, в сущности, никогда не был последовательным выразителем этих теорий, всегда внутренне сопротивлялся им. Писатель остался одной из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы.
Умер Оскар Уайльд в 1900 году, в нищете, всеми покинутый.
После лекции обратимся к предисловию книги.
— Какое впечатление произвёл на вас роман «Портрет Дориана Грея»? Насколько вы поняли предисловие к нему? Какие утверждения писателя кажутся вам парадоксальными? С какими из них вы соглашаетесь, какие положение его эстетической теории вызвали ваше несогласие, желание поспорить?
По окончании беседы подведём её итоги.
В романе «Портрет Дориана Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман).
В предисловии писатель утверждает, что “искусство совершенно бесполезно” и “искусство не отражает жизни”. Уайльд принадлежал, как уже говорилось, к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический творческий метод. В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости. В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса. Именно так звучит положение писателя: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё”. Своё понимание безнравственности искусства Уайльд вложил в уста лорда Генри, который является провозвестником идей самого писателя: “Так называемые «безнравственные» книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё”.
Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.
И наконец, самый известный парадокс: “Искусство совершенно бесполезно”. С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда иного не может быть. Понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.
Следующий этап урока будет посвящён художнику Бэзилу Холуорду.
— Какие реплики Холуорда перекликаются с «Предисловием» и дополняют его?
— Какое впечатление произвёл на Бэзила Холуорда Дориан Грей? Какое место он занял в жизни художника? Почему Бэзил Холуорд не хочет знакомить Дориана с лордом Генри?
Подведя итоги разговора, отметим, что Бэзил Холуорд заметил в юноше не только его внешнюю красоту, но и внутреннюю чистоту, которую эта красота отражала. И в начале своего жизненного пути Дориан ещё был способен на искреннее раскаяние и мог справедливо оценивать собственные поступки.
Портрет, написанный художником, на самом деле изображал не только главного героя, но одновременно и представление о прекрасном самого Бэзила Холуорда, который видел в юноше свой идеал. Художник стремился воплотить в своём искусстве гармонию тела и духа.
После этого на уроке начинается самое сложное — рассмотрение образа Генри Уоттона, духовного наставника Дориана Грея; выполняется опережающее задание № 2, кроме того, ученики отвечают на вопросы:
— Чем интересен Дориан Генри Уоттону?
— Прочитайте выразительно рассуждения лорда Генри о красоте и молодости. Как они повлияли на Дориана? Что почувствовал герой, когда увидел свой портрет?
Обобщая анализ учеников, укажем, что «Портрет Дориана Грея» — это роман о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке. Является ли лорд Генри нравственным человеком? Бэзил Холуорд ответил на этот вопрос явно положительно: “Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного — и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм — только поза”.
Все слова и все действия лорда Генри по отношению к Дориану Грею последовательны и преследуют определённую цель.
Лорд Генри вовсе не намерен развращать главного героя, потому как это уничтожит прекрасный облик Дориана. Напротив, он намерен сделать всё, чтобы сохранить красоту своего друга. Первое, что делает лорд Генри, — пытается убедить Дориана в ценности молодости и красоты. И эта попытка увенчалась полным успехом.
Но даже не будучи безнравственным в собственных поступках, можно развращать других людей. Рассуждения Генри Уоттона заставили Дориана пожелать вечной молодости.
И последнее, что предстоит сделать на уроке, — охарактеризовать отношения Дориана Грея и Сибилы Вэйн.
— Как Оскар Уайльд передаёт в романе настроение двух влюблённых? Сопоставьте описание первого впечатления Дориана от Сибилы Вэйн с тем, что она говорит о Прекрасном Принце. Как повлияла любовь на Дориана? Какими ему кажутся теперь все теории Генри Уоттона?
— Чем объяснила Сибила свою плохую игру на сцене? Почему Дориан не принимает реальной жизни? Как это соотносится с эстетическими принципами Уайльда, изложенными в «Предисловии»? Отчего юные герои не поняли друг друга? Как решает писатель проблему соотношения искусства и жизни на примере истории любви Сибилы и Дориана?
— Как расценивает Дориан своё поведение по отношению к Сибиле в сцене расставания? Как передаёт автор борьбу совести и себялюбия в душе героя?
Любовь — это своеобразное единство красоты внешней и внутренней. Однако сам Дориан разрушил это единство, когда отверг Сибилу Вэйн. Эта девушка предложила ему то, о чём мечтал лорд Генри: любовь, которая стала бы искусством в реальной жизни. Именно поэтому Сибила утратила способность играть на сцене. Однако это единство оказалось недоступным Дориану Грею, он не понял ту, которая его любила.
К следующему уроку дадим домашние задания:
1. Подумайте над проблемой: как отражена в романе тема добра и зла, искусства и морали?
2. Индивидуальное задание: сравните рассказ Н.В. Гоголя «Портрет» с романом О.Уайльда. Как оба великих писателя видят проблему свободы художника? В чём вы заметили несходство авторских позиций?
В торой урок начнём с обращения к фаустовской теме в романе:
— Когда главный герой начал терять чистоту души?
— Прочитайте окончание главы VIII. Какое решение принял Дориан после смерти Сибилы? Какую роль он отводит портрету?
— Как изображена в романе зависимость героя от портрета?
— Как вводится в книгу фаустовская тема? Почему произошла сделка с таинственными силами? Осознаёт ли герой, что погубил свою душу? Какое влияние на Дориана оказала книга, присланная Генри Уоттоном?
Подводя итоги работы класса, укажем, что после разговоров с лордом Генри Дориан осознал быстротечность времени, те опасности, которые несут годы для красоты. И герой высказал желание сохранить вечную молодость, предоставив своему портрету нести на себе печать времени и страстей. Произошло противоестественное разделение человека и его совести, и это разделение не могло не сказаться на поведении героя.
Освобождённый от совести Дориан постепенно утрачивает всё лучшее, что заложено в нём.
Осознав гибель своей души, герой сумел долгое время сохранять внешнее спокойствие. Он ведёт двойную жизнь, но в этом неповинны ни лорд Генри, ни Бэзил Холуорд. Виновен во всём лишь сам герой, и его наказание в романе было совершенно неизбежно.
Смирившись с тем, что его портрет будет меняться вместо него, герой одновременно поверил в свою безнаказанность, решил рассматривать произведение искусства как нечто подчиненное его желаниям. На самом деле Дориан становится рабом своего портрета. Он не смеет надолго покидать свой дом, так как опасается, что кто-нибудь может увидеть портрет и разгадать его тайну. Вначале он следит за изменениями своего лица на портрете, но затем начинает бояться собственного изображения. Развязка романа закономерна с точки зрения эстетики Оскара Уайльда. Когда Дориан пытается уничтожить портрет, мёртвым падает он сам, приняв принадлежащее ему безобразие, а прекрасное произведение искусства обретает первоначальную красоту и гармонию. Жизнь Дориана Грея кончилась, но искусство выше жизни, ибо только ему принадлежит вечность, — такова позиция писателя.
После этого вполне логичным станет обращение класса к теме жизни как искусства:
— Какую цель преследует Дориан, когда делает жизнь “первым и величайшим из искусств”? Охарактеризуйте круг интересов героя, используя материал XI главы. Почему для него одинаково значимы порок и красота? С кем отождествляет себя герой и почему?
Затем обратимся ещё к одной важной проблеме — порока и добродетели, искусства и морали в романе:
— Отчего порок сделался необходимым условием жизни Дориана?
— Чего жаждет Дориан в конце своего жизненного пути? Отчего он бросается с ножом к портрету?
— Как решена в романе проблема искусства и морали? Вернитесь ещё раз к «Предисловию». Как теперь, после прочтения и анализа произведения, вы расцениваете эстетические парадоксы, высказанные Оскаром Уайльдом?
Влияние Генри Уоттона на Дориана Грея было весьма сложным. Лорд Генри прекрасно знал, что порок уничтожает красоту, накладывает на лицо человека страшный след. Вот почему он неоднократно говорил Дориану о необходимости сохранить свою душу, подчёркивая мысль о том, что для наслаждения жизнью нужно душевное спокойствие, которое даёт только чистая совесть. Герой помнит об этих словах, и какие-то отголоски утраченной совести слышатся в речах Дориана и много позже, когда он потерял большинство своих лучших качеств. И вот тут внешность играет роковую роль в судьбе героя. Никто не верит в его раскаяние, так как просто невозможно допустить мысль о его порочности. Это вытекает из того, что порочный человек не может сохранить свою красоту. Время от времени у лорда Генри возникают какие-то сомнения, он постоянно “проверяет” своего друга, но эти проверки оказываются совершенно бессмысленными, ибо Генри Уоттон не видит портрета.
А между тем он хотел, чтобы Дориан Грей сделал искусством собственную жизнь, исходя из принципа неразрывного единства красоты и нравственности.
Парадоксально то, к чему приходит главный герой. Он, стремящийся к красоте и приятному времяпровождению, вынужден тайком развлекаться в грязных притонах, искать успокоения в опиуме, наслаждаться любовью продажных женщин. Это злая насмешка над тем идеалом, который рисовал Дориану Грею лорд Генри.
Так последовательно и стройно реализуется в романе эстетическая система Оскара Уайльда. Писатель утвердил своеобразный культ красоты, заявляя, что искусство выше жизни, что не оно подражает действительности, а действительность должна подражать искусству, которое неизмеримо выше жизни.
Далее охарактеризуем художественные особенности произведения.
— В чём заключается близость романа О.Уайльда живописи? Проанализируйте описания природы, предметов, интерьеров. Что позволяет нам наглядно представлять их?
— Как меняется авторский взгляд в романе? Почему главным действующим лицом его начала является лорд Генри, а затем им становится Дориан?
— Что происходит с художественным временем в романе? Как оно движется до XI главы? Чем вызваны перерывы в развитии сюжета? Когда и почему “исповедь души” героя заменяется хроникой событий, а описания — прямыми авторскими характеристиками?
Завершит второй урок индивидуальное сообщение ученика, подготовившего сравнительно-сопоставительную характеристику рассказа Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О.Уайльда.