в каком классе проходят откуда берутся дети
Занятие «Откуда берутся дети?»
— Формировать познавательный интерес к человеку.
— Познакомить детей с зарождением и появлением ребенка на свет.
— Развивать логическое мышление и воображение.
— Воспитывать любовь и уважение к своим родителям.
Оборудование: аквариум круглый, две куклы разного размера, две пеленки, рисунки 1, 2, модели половых клеток (пластилин, салфетки.
Методы и приемы: рассказ, беседа, лепка, рассматривание рисунка, развитие логического мышления.
Ребята, садитесь поудобнее и послушайте. Вчера Данил задал мне вопрос «Откуда я появился?» Давайте вместе попробуем найти ответ.
Может кто-то из вас уже знает ответ? Саша, ты знаешь, откуда ты появился?) Кто тебе это рассказал?)
Правильный ответ я услышала от Лены. На самом деле, ребята, детей не приносят аисты, их не находят в капусте. Дети рождаются, a это гораздо интереснее, чем валятся в капусте. Лежишь на грядке, скучно, мухи кусают и, главное, не знаешь, кто тебя найдет. Может быть, найдут такие родители, которые тебе вовсе не понравятся.
Ребята, а вы любите сказки? Я не случайно вас об этом спросила. Рождение ребенка тоже очень похоже на сказку. Послушайте ее.
В один из прекрасных дней, когда вас еще не было, встретились ваши мама и папа. Полюбили друг друга и решили больше не расставаться. Любовь переполняла их. Для двоих ее было так много, нужно было обязательно с кем-то поделиться. И захотели они, чтобы у них появился ребенок.
Вы уже знаете, что человек состоит из клеток, самых разных, есть среди них и половые клетки. В них, как птица в яйце, дремлет до поры до времени чья-то будущая жизнь.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок №1).
Мамина половая клетка вот такая. На что она похожа?) Эта клетка папина. А она на что похожа?)
И вот однажды, когда мама и папа крепко-крепко обнялись и долго-долго не выпускали друг друга из своих объятий, папина половая клетка встретилась с маминой половой клеткой. Посмотрите, с какой радостью она бежит к ней (рисунок №1).
Возьмите со стола модели папиной и маминой клеток. Давайте посмотрим, что получиться, когда они крепко обнимутся. Вот так.
Что у нас получилось?)
Давайте назовем ее ласково клеточка. Эта клеточка, пожалуй, самая волшебная в природе. Ее волшебство в том, что она помнит папины и мамины черты. Поэтому вы похожи на своих папу и маму, а иногда на дедушку и бабушку.
Саша, ты на кого похож?) А ты на кого?)
Чтобы эта волшебная клеточка превратилась в малыша, должно пройти много времени. Целых девять месяцев. Она такая маленькая и чтобы с нею ничего не случилось, и она могла расти, нужно найти ей дом. Такой дом есть в животе у мамы.
Все то, время пока клеточка превращается в малыша, мама оберегает ее и защищает. От этой маминой заботы она растет, меняется.
(Клетка помещается в аквариум и показывается ее изменение).
Вот уже появляются головка, ручки, ножки…
Воспитатель и дети превращают модели клеток в «человечков» (лепка из пластилина).
Покажите мне, что у вас получилось?
А теперь положите своих «малышей» и послушайте, что было дальше.
(Воспитатель меняет в аквариуме кукол, по ходу рассказа)
Через три месяца малыш похож на вас, только очень маленький. Пусть еще подрастет.
Чтобы малыш рос и был здоровым ему необходимо питание.
Как вы думаете, чем он ест?) А вот и нет. А для чего человеку пупок?) Потом может быть, но сначала пупок был вашим ртом.
(Рассматривание рисунка №2).
Мама кормит своего малыша через специальную трубочку – пуповину. Один конец этой трубочки растет из мамы, другой из пупка малыша. Наш человечек висит на ней, как вишня на своей плодоножке. И пока он в животе у мамы его называют плодом, но мы его будем называть малыш, нам так приятнее.
Внизу живота у мамы есть специальный выход, через него и появляется на свет малыш. Вот только выходить с таким весом и ростом очень тяжело – ведь он весит почти четыре килограмма, а ростом с самую большую куклу. Маме нужна помощь. Всех мам отвозят в роддом и там под наблюдением опытных врачей они рожают своих малышей.
Малыша нужно срочно запеленать, чтобы ему не было холодно. Кто хочет это сделать? Ребята, вы тоже заверните своих «малышей» в пеленки – салфетки.
Теперь вы знаете, как вы появились на свет. Также появились ваши друзья, сестренки, братишки и все люди на земле. Когда вы подрастете, вы узнаете еще многие секреты о человеческой жизни.
Дидактический сарафан «Радуга» Цеди: 1 Познакомить детей с пространственными отношениями: «вверх», «вниз», » с право», «влево». 2 Закреплять с детьми знания о основных.
Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.
Как объяснить ребенку, откуда берутся дети в 5-6-7-8-9-10-11-12 лет
Вопросам сексуального и полового воспитания в большинстве семей и учебных заведениях долгое время не уделялось должного внимания. Официальные учреждения среднего образования ограничивались изучением теории на уроках биологии в 7-9 классе. К этим годам дети уже довольно подробно знали, как и что происходит, получив знания от старших друзей, на улицах, из кино.
Мамы и папы, воспитанные в советские годы не считали нужным как-то отдельно беседовать со своими детьми на тему, откуда берутся дети, считая, что со временем они и сами все поймут и узнают. Сегодня подходы к этому вопросу изменились, и объяснить ребенку, как он и другие дети появились на свет, все больше стараются сами родители.
Важность разговора детей и родителей на тему рождения
Объяснить ребенку, откуда берутся дети, бывает трудно многим родителям. Многие из них сами стесняются столь щепетильной темы и всячески стараются вовсе избегать упоминания о ней, пытаясь отсрочить важный разговор, нередко перекладывая друг на друга обязанность провести его с ребенком.
Некоторые, напротив, живут очень свободно и не стесняются в выражениях при ребенке и их дети к 4-5 годам уже знают такие слова как «секс», «интим», а иногда и некоторые нецензурные грубые выражения. Оба варианта — крайности, которых следует всячески избегать, чтобы не навредить неокрепшей психике малыша и не испортить его только начинающее формироваться миропонимание в такой важной и деликатной теме.
Для начала родителям следует смириться с мыслью и принять тот факт, что данный разговор так или иначе состоится в любом случае и к нему лучше заранее подготовиться и настроиться.
Ребенок с самого раннего возраста видит взаимодействие женщин и мужчин, подмечает различия полов, эти деликатные вопросы проскакивают даже в мультфильмах и детской литературе, поэтому логично, что у мыслящего малыша к определенному моменту возникает ряд вопросов.
Если в этом случае родители стыдятся, стесняются и предпочитают вообще полностью игнорировать эту тему, то последствия такого молчания могут быть опасны и даже трагичны. Не стоит даже и сомневаться, что со временем ребенок получит полнейшую информацию обо всех интересующих его вопросах от своих друзей, одноклассников, сверстников.
Иногда дети, которых ранее родители оберегали от подобных разговоров, познавая «секреты» получают шок и их психика травмируется на долгие годы и в будущем им бывает очень трудно выстроить отношения с противоположным полом.
Может возникнуть и иная ситуация, когда ребенок, слишком заинтересовавшись взрослой жизнью, сам начинает вести ее очень рано, что приводит к нежелательным беременностям, ранним абортам, заражению опасными инфекциями, передающимися половым путем.
В связи с этим задача родителей состоит в максимально мягкой и деликатной подаче информации при проведении беседы на эту тему, которая, конечно, должна состояться своевременно. Не стоит думать, что подобная откровенность от родителей может как-то оскорбить ребенка, каким-то образом обесчестить его.
Напротив, умеренно-информативный рассказ от мамы и папы позволит ему раньше осознать то, насколько важна эта тема и как важно правильно себя вести в будущем, чтобы не наделать ошибок.
В каком возрасте ребенку можно рассказать, откуда берутся дети
Объяснить ребенку, откуда берутся дети, по мнению большинства авторов книг по воспитанию, можно не ранее 2-3 лет. В этот период его речь становится богаче, он активно и более осознанно, по сравнению с ранним детством познает мир и уже способен многое понять.
На этом этапе будет достаточно обучить малыша идентифицировать свои части тела, в том числе и половые органы. При этом не следует прививать чувства стыда или неловкости, важно объяснять, что гениталии — это такая же часть тела как ноги или руки.
Детей до определенного возраста не интересует сам половой акт и то, как он происходит. Обычно ребенку младше 5-6 лет физиологические детали, сопровождающие процесс зачатия и родов, не интересны вовсе, знать ему про них рано.
Но уже в этом возрасте можно рассказывать ребенку в общих чертах о:
После 6 лет детей может уже интересовать сам процесс появления малышей с интимной точки зрения, так как они уже задаются вопросом, как именно младенец мог оказаться в мамином животе. Помочь взрослому объяснить это ребенку могут специальные книги, мультфильмы.
Специальные книги и мультфильмы помогут родителям объяснить ребенку откуда берутся дети
С 8-9 лет при разговоре на тему продолжения рода девочек следует морально готовить к наступлению менархе (первой менструации) и объяснять мальчикам некоторые особенности функционирования их половых органов, так как уже в этом возрасте у них эпизодически могут случаться эрекции.
Нужно ли разговаривать об этом с подростком 12-16 лет
В последние 25-30 лет складывается общая тенденция более раннего полового развития каждого последующего поколения подростков, поэтому проводить беседы с подростками 12-16 лет на тему полового воспитания стало не только желательно, но даже и обязательно. Этот разговор поможет подросткам избежать совершения фатальных ошибок, которые могут негативно отразиться на их здоровье, качестве жизни.
К 10-12 годам ребенок уже должен обладать достаточной базой теоретических знаний об интимной стороне жизни взрослых людей, понимать какие процессы уже происходят и будут происходить в ближайшем будущем с его телом.
Зачастую ребенок к этому возрасту уже знает достаточно много не только от родителей или из литературы, но и от сверстников, которые иногда пытаются, рассказывая что-то, как-то придать этой теме пошлости, грубости. Поэтому очень важно подготовить подростка и к этому.
При обсуждении с родителями эта тема, скорее всего, будет вызывать у него дискомфорт, и ему будет казаться, что с ровесниками «просвещаться» будет проще.
Задача взрослого состоит в том, чтобы направить мысли ребенка в верное направление, научить его правильно и критично относится к поступающей информации, предостеречь от начала ранней половой жизни, которую дети в пубертате могут начать вести из любопытства, желания казаться круче и старше.
Важно не терять эмоциональную связь с подростком, при этом соблюдая границы, так как грубое вмешательство в его жизнь может вызвать желание у ребенка делать все наперекор и усилит тягу попробовать запретное. Необходимо донести ребенку, что сексуальная жизнь не является гонкой и тут некуда торопиться.
Следует уделить должное внимание просвещению подростка на темы:
Правила разговора
Объяснить ребенку, откуда берутся дети, можно доходчиво и доступно, принимая во внимание правила и выстраивая разговор на деликатную тему:
Как объяснить ребенку, откуда берутся дети по возрастам
Объяснить ребенку, откуда берутся маленькие дети, крайне важно самим родителям. Вполне осознанные вопросы ребенок может начать задавать очень рано – с 3-4 лет и в последующем эта тема может подниматься еще не единожды, поэтому мамам и папам важно продумать заранее, как и что они будут отвечать своим детям.
3-6 лет
Для данной возрастной группы ответ на вопрос, откуда берутся дети, должен быть максимально корректным, без лишних подробностей и деталей. Рассказ должен быть доступен и прост, не стоит вдаваться в технические подробности и рассказывать про половой акт, интимные отношения мужчины и женщины.
Можно сказать ребенку, что для продолжения рода у людей есть особые органы, благодаря которым и имеется возможность подарить миру новую жизнь, нового маленького человека.
Далее можно рассказать, что в зависимости от пола у каждого человека есть специальное семя и когда мужское и женское семя соединяются, то, как раз у мамы в животе и зарождается эта новая жизнь, растет и развивается ребенок, который по прошествии 9 месяцев появляется на свет.
Также следует отметить, что это не происходит как-то само собой, случайно, а связано с развитием отношений мамы и папы, которые встретили друг друга, полюбили и решили, что они готовы к рождению ребенка. В целом все повествование следует выстраивать вокруг желания 2-х взрослых людей, мужчины и женщины, создать семью, но при этом стараться избегать слишком сложных и отдаленных аналогий, которые могут лишь запутать малыша.
В ходе беседы также как раз будет не лишним просветить ребенка на тему личных границ и безопасности, рассказав ему, что к его интимным частям тела могут прикасаться только родители, либо же врачи или медсестры (при проведении осмотров, медицинских манипуляции).
7-10 лет
Обычно к этому возрасту дети возвращаются к вопросам о теме деторождения уже не первый раз и, если родители не стеснялись и беседовали с малышом об этом ранее, то им будет значительно легче продолжить половое воспитание на заранее подготовленной почве.
Непременно следует рассказать, что ребенок сам находится на очень интересном этапе развития, так как у него начинается половое созревание, подготовить мальчиков к тому, что у них могут быть поллюции, а девочек – к предстоящей менструации.
Разумеется, разговор следует вести деликатно, касаясь физиологии не употреблять грубых слов, не шокировать ребенка непотребными подробностями. Все должно быть мягко, тонко и конкретно. Слишком завуалировано говорить тоже не желательно – ребенок может не понять и сам додумать что-то, дофантазировать.
Девочки и мальчики в этом возрасте должны быть готовы к предстоящим сюрпризам и должны знать, что в случае чего они всегда могут обратиться к взрослым.
11-12 лет и старше
Подростковый возраст – это довольно опасный период в жизни ребенка, так как в это время он уже хорошо понимает, откуда берутся дети, сам ощущает, как меняется его тело, но еще не всегда способен брать ответственность за свои поступки и отдавать отчет своим действиям.
В этом возрасте детям хочется быстрее повзрослеть, поэтому нередко они начинают вести половую жизнь очень рано – в 14-16 лет, а то и раньше. Вопросов родителям дети при этом уже не задают, но им следует, как никогда усилить контроль и быть бдительными.
Прежде всего, взрослые должны объяснить детям, что занимаясь сексом ребенок не становится автоматически взрослым, что это не одно сплошное удовольствие и что проблем от такого раннего взросления может быть гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Ранние беременности, аборты, беспорядочные половые связи, инфицирование различными заболеваниями, передающимися половым путем – все это существенно снижает качество жизни и так или иначе сказывается на подростке любого пола, который решил очень рано почувствовать себя взрослым.
Следует рассказывать и о контрацепции, тщательном выборе партнера, необходимости никуда не торопиться и не спешить. Желательно чтобы с девочками подробно беседовали на такие темы мамы, а с мальчиками – папы.
Лучше объяснить подростку, что интимная близость должна происходить, только когда оба партнера желают этого, а дети должны появляться в гармонии и любви, когда женщина и мужчина созрели и физиологически, и психологически.
Рождение же ребенка в раннем возрасте может быть очень травматично для неокрепшего организма молодой мамы и её психики, которой нередко приходится справляться в последующем с ним самой или, в лучшем случае, с помощью своих родителей. Аборты в таком возрасте также могут приводить к печальным последствиям, в результате чего женщина может остаться вообще бесплодной.
В ходе подобных разговоров не следует сильно давить на подростков, читать им нотации, так как они этого не любят. Следует вести аргументированный диалог, приводить жизненные примеры, разговаривая спокойно и непринужденно, как бы между делом.
Как правильно ответить, если ребенок сам спросил
Когда ребенок спрашивает, откуда на свет появляются дети родителям важно не теряться и не пугаться и ни в коем случае не следует:
Следует спокойно и рассудительно донести до ребенка информацию примерно следующим образом. Сказать, что все дети изначально появляются из маминого живота. Попадают они туда потому, что мама и папа очень любят друг друга и желают иметь общего родственника-ребенка, который навсегда соединит их заботой о себе, будет расти, развиваться и радовать их.
При поступлении вопросов такого характера взрослым важно самим не вести себя как дети – не тушеваться, не избегать отвечать на вопрос, не лукавить и не юлить. В противном случае ребенок обязательно поймет, что эта тема достаточно запретна, что еще в большей степени подогреет его интерес.
Каких ошибок нужно избегать
В ходе проведения бесед на тему деторождения многие родители допускают целый ряд ошибок, которых следует избегать, чтобы не оставлять пробелов и недочетов в половом воспитании ребенка.
Слишком откровенно разговаривают с детьми об эротике, сексе, интиме | Иногда взрослые не чувствуют эту тонкую грань и с легкостью переходят ее, не думая о том, что подобные откровения могут нанести вред психике малыша. |
Вообще отказываются говорить на тему деторождения | Некоторые мамы и папы стараются избегать обсуждения «взрослых» тем с детьми не желая чувствовать себя как-то неловко, неудобно. Порой они могут даже пытаться стыдить ребенка за такие вопросы, говоря, что затрагивать подобные темы неприлично. |
Отвечают на вопросы медицинскими терминами из специализированной литературы | Возможно, иногда родители не могут популярно объяснить некоторые моменты и начинают цитировать энциклопедии, но сухой, бездушный материал это вовсе не то, что хочет услышать малыш. |
Вообще не затрагивают вопросы полового воспитания, если ребенок ни о чем таком не спрашивает | Порой ребенок сам стесняется и стыдится задавать подобные вопросы взрослым, однако это не значит, что они также должны отмалчиваться и пускать процесс полового просвещения на самотек. |
Избегают тем сексуального насилия | Считая, что с их ребенком такого точно не случиться некоторые родители предпочитают молчать и не пугать детей. Однако они с ранних лет должны знать, что никто не имеет право трогать их тело, нельзя доверять посторонним взрослым и уходить с ними куда-либо. |
Решив объяснить ребенку, откуда берутся дети, родителям важно выдержать тонкую грань, стараясь не отвечать поверхностно и скупо с одной стороны и не освящая эту деликатную тему чрезмерно подробно с другой.
Важно найти «золотую середину», не оставляя без внимания вопросы ребенка и не вдаваясь при этом в ходе разговора в ненужные подробности.
Опускание сексуальных и физиологических деталей никак не скажется на развитии личности дошкольников и младших школьников. В разговоре с подростками следует избегать подробного описания пикантных моментов, акцентируя внимание на важных вещах.
Грамотно построенный и своевременно проведенный разговор с ребенком поможет ему понять именно то, что важно на конкретном этапе развития, подготовит его к предстоящим изменениям в теле и защитит от совершения ошибок по мере взросления и во взрослой жизни.
Видео на тему: как объяснить ребенку, откуда берутся дети
Откуда берутся дети. Как объяснить ребенку:
Урок для старшеклассников «Откуда берутся дети»
Разделы: Биология
Л.Н. Толстой писал “Быть хорошо рожденным – право каждого человека”.
Право быть хорошо рожденным… Прежде всего, это право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Ученики, которые сегодня сидят за партой, – это будущие родители. Готовить к этой важной и значимой в их жизни функции нужно уже сейчас.
Предлагаемый ниже материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках.
Цель: формирование половой грамотности.
Оборудование: Таблицы “Положение плода в матке”, “Индивидуальное развитие хордовых”, таблички с терминами, натуральные объекты (семя гороха и фасоли, куриное яйцо), репродукции картин с изображением матери и ребенка, запись на аудиопленке плача младенца.
1. Подготовка к активному восприятию данной темы.
Учитель обращается к классу со следующими словами:
“Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!
Откуда берутся дети? (слайд 1)
Нехитрый этот вопрос, произнесенный устами младенца, почему-то всегда ставит взрослых в тупик. И начинается “детский лепет” про аиста, капусту, магазин, добрую волшебницу…
А говорить надо правду. Ведь дети хотя и маленькие, но умеют думать. Они любят сказки, но в серьезных вопросах предпочитают добираться до правды. А правда в том, что каждый малыш рождается. Но до этого долгое время он живет в животе у своей мамы, а, когда приходит время, – появляется на свет.
На нашем уроке мы узнаем тайну рождения человека, нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенных тайн природы и выяснить где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к появлению ребенка на свет (слайд 2).
2. Изучение нового материала.
Жизнь каждого человека начинается тогда, когда сливаются воедино мужская и женская половые клетки. И образуется одна – единственная, но оплодотворенная яйцеклетка. Этот процесс называется зачатие. Но прежде чем слиться половые клетки проходят длительный путь своего развития (Слайд 3).
Что собой представляет мужская половая клетка, где и как она развивается?
Образование сперматозоида происходит внутри семенных канальцев, которые занимают более 97% объема яичка. Для созревания и подготовки сперматозоида способного оплодотворять яйцеклетку, необходимо приблизительно 72 дня, или два с половиной месяца. У мужчин образование семени происходит непрерывно, образующееся семя накапливается в семенных пузырьках. На воздухе сперматозоиды живут менее суток, в организме же женщины 2-3 дня (Слайд 4)
Учитель. Что собой представляет женская половая клетка, где и как она образуется?
Ученик. Яйцеклетка – женская половая клетка человека была описана в 1827 году эмбриологом Карлом Бэром. Она имеет округлую форму, ее диаметр 1\7 миллиметра, вес ее – 0,0015 миллиграмма, защищена слоем клеток (прозрачной оболочкой). В этом микроскопическом образовании содержится все, что мать передает по наследству своему будущему ребенку. Растут и созревают яйцеклетки в яичниках, там их содержится около 80000. Примерно раз в месяц самая крупная яйцеклетка покидает яичник и по яйцеводу направляется в матку (Слайд 5).
Значительная доля половых клеток погибает, а до 50 % всех зачатий у человека элиминируется, то есть формирующийся эмбрион погибает.
Запомните! Чтобы беременность с самого начала протекала нормально, лучше к ней готовиться заранее, по крайней мере, за три месяца до зачатия. Существует несколько условий: правильное питание полноценный отдых, здоровый образ жизни. Лучшее время для вынашивания и рождения ребенка – возраст от 20 до 29 лет.
Ученик. Зигота (от греческого слова “зиготес”-соединенный вместе) – первая клетка человеческого организма. В ней, различимой только под микроскопом, заключено все будущее: – ясные голубые (серые, карие, зеленые) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, различные таланты (бездарность)… Все будет зависеть от того, какую генетическую информацию несли в своих ядрах половые клетки.
Ученик. Итак, половые клетки слились воедино. Затем в течение некоторого времени (от 15 минут до нескольких часов) ничего не происходит, и будущий человек остается одноклеточным организмом (Слайд 7).
Наконец, из одной клетки образуются две, потом 4,5,7,8….16.. и так до тех пор, пока не образуется нужное количество клеток, клетки тесно соприкасаются друг с другом, зародыш больше всего похож на тутовую ягодку, его так и называют – морула. Эта “ягодка” продолжает делиться, медленно продвигаясь по яйцеводу к тому месту, где ей суждено поселиться на долгие 9 месяцев – к матке. На этот путь уходит вся первая неделя. И морула перестает быть ягодкой и превращается в пузырек – плотная клеточная масса разделяется на зародышевый узелок и поверхностный слой клеток, окружающих этот узелок. В таком виде зародыш поступает в матку. К этому времени он успевает почти полностью израсходовать запас питательных веществ, который был припасен для него в яйцеклетке, и зародыш спешит прикрепиться к стенке матки, чтобы получить кислород и питание из организма матери. Делает он это с помощью своих наружных клеток, которые врастают в слизистую оболочку матки, словно растение корнями. Внутри ветвлений проходят мелкие кровеносные сосуды, которые через пуповину ведут к плоду. Так формируется плацента – орган связи плода и матери, именно через нее поступают кислород и питательные вещества и выводятся ненужные, отработанные вещества. К концу третьей недели беременности размеры зародыша не превышают величину яблочного семечка. У него появляются зачатки конечностей, глаз, ушей, рта. Внешне зародыш напоминает не то ящерицу, не то рыбку: у него четко видны жаберные щели и хвост.
К концу первого месяца жизни зародыш вырос до 5-8 мм, появляются первые кровеносные сосуды, и начинает формироваться сердце. Именно в этот период зародыш крайне чувствителен ко всякого рода неблагоприятным воздействиям, повреждающим факторам. Таким “повреждающим фактором” для него может стать любой, на ваш взгляд, пустяк – немного сухого вина, 1-3 сигареты, таблетка снотворного…
Задумайтесь над этим!
Ученик. Уже в шесть недель у зародыша фиксируется работа мозга, начинает работать сердце, перекачивающее кровь самого ребенка, который сам величиной всего с горошинку.
На седьмой неделе начинается окостенение скелета, которое закончится только к 20 – 25 годам. У эмбриона очень “умный” выпуклый лоб, губы только вырисовываются, а в глубине десен крошечными зернами проклевываются зачатки молочных зубов. Семинедельный зародыш плавает в околоплодной жидкости самостоятельно, он может ударить ножкой.
С девяти недель и до появления на свет он теперь уже будет именоваться плодом, его тело растет, внутренние органы совершенствуются, все системы органов начинают работать. А размером он только с фасолину.
В конце двенадцатой недели длина плода 9 см, а масса примерно 40 граммов (как куриное яйцо). Образовавшиеся веки прикрывают развивающееся глазное яблоко, и, кажется, будто плод спокойно спит. С помощью УЗИ можно определить пол плода. Хорошеньким его еще никак не назовешь, но все же ясно: это человек и никто другой (Слайд 8)
Учитель. И вот в этот момент жизнь плода часто висит “на волоске”, потому что до этого срока женщине официально разрешается прервать беременность, если она этого хочет.
Аборт (в переводе с латинского – выкидыш) – прерывание беременности.
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
Если бы кто-нибудь услышал его! Крик неродившегося ребенка. Но пленка, на которой запечатлено поведение эмбриона во время операции аборта, нема. Видно только, как, предчувствуя угрозу, широко, словно в предсмертном вопле, открывает рот 12-недельный зародыш…
Фильм снят с помощью ультразвуковой аппаратуры американским врачом Натансоном. Многие врачи, посмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты. Пленка запечатлела, как тревожно мечется зародыш, чувствуя смертельную опасность, как бы пытаясь бежать от хирургического инструмента.
Конечно, дети должны быть желанными. Но цивилизованный человек может и обязан регулировать свое воспроизводство. Известно много эффективных средств и методов предупреждения беременности.
— механические (презервативы, шейные колпачки и другие средства);
— химические (свечи, гели, кремы), которые содержат вещества, угнетающие оплодотворительную способность сперматозоидов;
Культурный человек должен уметь ими пользоваться. Подбор этих средств должен быть индивидуальным.
Нельзя вверять свою будущность на русское авось – это проявление безрассудства. Ведь организм женщины приготовился к вынашиванию ребенка, а аборт нарушает все эти процессы, что очень вредно для женщины. Последствиями аборта могут стать – бесплодие, сепсис, воспалительные процессы…
Как много супружеских пар испытывают одиночество вдвоем!
Как бы не менялись с течением времени мнения и взгляды на смысл человеческого счастья, неизменным оставалось одно – залог будущего люди видели в детях, без них все теряло смысл.
А жизнь нашего зародыша продолжается. Что же происходит с ним? (Слайд 9).
Ученик. В течение четвертого месяца ежечасно происходит формирование самого сложного органа – коры головного мозга. Интенсивно делятся нервные клетки, их число постоянно растет. Центральная нервная система все увереннее берет бразды правления в “свои руки”, длина плода достигла 14 сантиметров, а масса – 200 граммов.
Внешний вид пятимесячного плода все еще непривлекателен, но впервые явственно женщиной ощущаются движения плода, именно с этого момента она начинает воспринимать плод как свое дитя – теплое и живое. Он дает о себе знать, его двигательная активность заметно снижается, если женщина чем-то подавлена, устала, тем более, если она больна. Ребенку плохо в шумном и душном зале, где прокурено и недостаток кислорода – он сильно вертится, настойчиво толкает в живот. Это “язык” движений, и будущая мать должна научиться понимать этот язык и стараться делать все возможное, чтобы развивающийся ребенок был здоров и спокоен.
На шестом месяце плод становится еще крупнее и подвижнее, заметнее вырисовывается его индивидуальность. У него уже есть выражение лица, он готовится к тому, чтобы мыслить, видеть, слышать, чувствовать.
Семимесячный плод уже слышит, он способен воспринимать “музыку” материнского организма – ее сердцебиение, которое успокаивает его или будоражит.
В течение восьмого месяца плод интенсивно готовится к самостоятельной жизни. Чаще всего он располагается головкой вниз – навстречу выходу из матки, а спиной поворачивается в левую сторону. Это правильное положение плода. Продолжают формироваться и “оттачивать” форму и функции все органы и системы органов.
В последние недели внутриутробной жизни происходит быстрое увеличение массы плода и этот период считается очень критическим для него. Поэтому женщине дается отпуск, чтобы она могла больше отдыхать, гулять, чаще посещать врача и выполнять его рекомендации. И готовиться к очень сложному акту рождения ребенка.
Подсчитано, что за период беременности масса оплодотворенной яйцеклетки увеличивается в шесть миллиардов раз, в то время как за двадцать лет жизни после рождения масса человека увеличивается примерно в 20 раз. За девять месяцев эмбрионального развития плод претерпевает различные метаморфозы: из страшненького головастика с хвостом он становится красивым, приобретая признаки маленького человека.
Учитель. Проходит 280 дней, или 40 недель, или 9 месяцев и 9 дней с того момента, как слились воедино материнская и отцовская половые клетки. Теперь ребенок готов для жизни вне мамы, он выходит на свет – рождается. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом для матери и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок испытывает сильную гипоксию (недостаток кислорода), сдавливание головки. Кости черепа мягкие, а на макушке головы есть родимое место, благодаря чему кости черепа во время родов сжимаются, как лепестки кувшинки. И это облегчает роды (Слайд 10).
Я славлю миг
Рождения ребенка,
Когда впервые
От шлепка руки
Он вдруг зальется
Трепетно и звонко,
И расцветут глаза
Как васильки.
(звучит плач младенца, записанный на аудиопленку)
Нет, он не плачет,
Он совсем не плачет.
Пока мы вяжем
Узел на пупке –
Он радуется жизни,
Но иначе,
На непонятном
Взрослым языке. (Врач Виктор Дзюба)
Человек родился! И мама впервые узнает, кого она бережно вынашивала
долгих девять месяцев: сына или дочку. Важным признаком зрелости ребенка является его масса – не ниже 2500 граммов и длина – не менее 47 сантиметров.
Человеческий детеныш рождается беспомощным перед любыми событиями в новом для него мире. Он не может ясно видеть, держать голову, даже плакать – слез у новорожденного не выделяется, поэтому он кричит, но не плачет. Он нуждается в ласке, заботе и доброте окружающих его людей, особенно ему нужно материнское тепло (Слайд 11).
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Учитель. Художники во все времена обращались в своем творчестве к образу матери с ребенком на руках (демонстрирует репродукции картин).
Наперекор
Изменчивой молве,
Художники
Прославили в веках
Не девушку
С венком на голове,
А женщину
С младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
В ней нет еще
Душевной глубины.
Родив дитя,
Рождается мадонна.
В ее чертах –
Миры отражены.
Нет ничего доверчивей ребенка, когда он спит,
К твоей груди припав.
Его дыханье бережно и тонко,
Оно нежнее,
Чем дыханье трав.
Как шар земной наш
С матерью – вселенной,
С твоей судьбой он нераздельно
Слит…
Комочек жизни,
Теплый и бесценный,
Так сладостно
Мне руки тяжелит…
Дорогие ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.
Я буду очень рада, если вы узнали что-то новое, какие – то свои знания поставили на научную основу, а над чем–то задумались. Материнство – священный долг женщины. Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все–таки лучше всех на земле –
Мама. Моя мама.