в каком классе проходят муму тургенева
В каком классе проходят муму тургенева
Моя дочка учится в 5 классе, и ее класс неотвратимо приближается к чтению «Муму». Такое вот предновогоднее чтение положено программой. Я думаю, что дополнительно объяснять, о какой «Муму» идет речь, не нужно. Ведь «Муму» стала совершенно особым литературным, да и культурным феноменом. Большинство людей с 10‒11 лет знают, что это рассказ о том, как «Герасим утопил свою собачку Муму». Автора конечно, не всякий с ходу назовет.
Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».
Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.
Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.
А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.
Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.
Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.
За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы.
Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)
Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:
«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок.
Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами.
Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».
Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.
Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.
Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.
А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.
В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»
Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:
В каком классе проходят повесть «Муму» И. Тургенев?
Прочитав один раз этот рассказ Тургенева, забыть его не возможно.
Тяжело представить картину, где Герасиму приходится топить своего друга, собаку Муму по приказу боярыни.
На мой взгляд, такое произведение изучается в школе достаточно рано, ведь его проходят в 5 классе. Я помню, как сильно я переживала этот момент, именно после таких произведений и я не люблю рассказы, которые заканчиваются не очень хорошо.
Этот рассказ достаточно известен. Все мы помним Герасима, котоырй утопил свою собачку Муму по приказу барыни. Очень жаль что он так поступил со своим другом. Ведь он мой уйти со своей собакой от барыни.
Проходят это произведение в пятом классе. Автором его является Тургенев.
Да, поступок не далёкого Герасима который не утопился сам, а утопил лучшего и единственного друга вызывает недоумение у многих и у детей в том числе.
Многим детям Муму читают их родители, некоторым вообще до школы.
А вообще изучают это произведение в пятом классе на уроках литературы.
В повести «Муму» автор описывает историю Герасима, который утопил свою любимую собачку Муму, потому что так приказала жестокая барыня.
Повесть эта печальная, прототипом барыни стала мать Тургенева, она тоже была злой и жестокой помещицей, которая привыкла командовать и не щадить чужие чувства, этот человек наоборот упивался своей властью и радовался, когда кому-то плохо.
Для меня всегда оставалось загадкой почему Герасим так поступил с собачкой, а затем просто ушел в деревню, ведь мог же сразу уйти и забрать с собой Муму, но видно не смог противостоять воле барыни.
Проходят это произведение в 5 классе.
Произведение «Муму» школьники проходят в пятом классе.
Краткое содержание:
Главный персонаж — глухонемой крепостной, которого зовут Герасим. Он верно и преданно служит своей хозяйке, барыне. Барыня забирает Герасима из деревни в город. Там он живет один в каморке, у него нет друзей. Единственный друг — собачка по кличке Муму.
Барыня — властная жестокая женщина, привыкла, что все беспрекословно выполняют ее приказы. Она заставляет Герасима утопить своего единственного друга Муму.
Это произведение учит нас не быть такими жестокими как барыня, которая издевалась наж своими крепостными. В нем показано бедственное положение крепостных, которые не могли сказать ни слова своим хозяевам.
Рассказ «Муму» написанный Тургеневым очень волнительный, он заставляет нас переживать бурю различных эмоций, и, к сожалению, грустить и печалиться.
В рассказе показано время когда царит крепостное право.
Главный герой рассказа, Герасим, является подневольным. Он находится на службе у барыни и поэтому неукоснительно выполняет все её распоряжения и даже избавляется от единственного любимого существа, собаки, которую он назвал Муму.
В школьной программе рассказ «Муму» изучают в пятом классе. На мой взгляд, очень рано, ведь не все способны осознать и понять действия главных героев рассказа Тургенева
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. «Муму»
Разделы: Литература
Тема урока:Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации (Приложение).
1. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново
Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным.
Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А.Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия.
Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания») и «Стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
3. Аналитическое чтение начала рассказа (слайд № 7)
« В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
– Нарисуйте словесный портрет барыни. (слайд № 8)
– Нарисуйте словесный портрет Герасима. (слайд № 9)
«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. »
– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?
4. Рассуждение над мотивами поступков героев
– При каких обстоятельствах барыня увидела Муму?
– За что невзлюбила барыня Муму? (слайд № 11)
«Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене»
– Что приказала сделать барыня? Почему? (Дети рассуждают на эту тему)
5. Обобщение по уроку (слайд № 12)
«А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее. Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки. »
6. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13) Подумай, кто утопил Муму?
1. Герасим?
2. Барыня?
3. Степан, передав приказ барыни?
4. Политическая ситуация?
6. И.С.Тургенев?
– Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ.
Конспект и презентация к произведению И.С. Тургенева «Муму» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня.Герасим и Татьяна)
Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;
расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов
Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности, доброжелательности.
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев, делать выводы; развитие устной монологической речи, навыка анализа образа литературного героя, сравнения героев произведения; воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку.
Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие личной ответственности за результаты своей деятельности, развитие доброжелательности.
Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения договариваться, слушать и слышать других.
Межпредметные связи: русский язык, история, искусство (ИЗО).
Дополнительные – карточки, аудиазапись русских народных песен «Ноченька», «Матушка, что во поле пыльно…», рисунки.
Основные понятия: «гипербола», «сравнение».
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи.
Оборудование: компьютер, учебник, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки), аудиазапись.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
— Добрый день, ребята! Наш урок мне бы хотелось начать стихотворением:
Если дождь стучит по крыше, если в жизни всё не так,
Ведь улыбка – это клад!
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
II. Проверка домашнего задания
— На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились? (Ответы детей)
— Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9
1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2.Жизнь Герасима в доме барыни.
3.Герасим находит щенка.
4.Любовь Герасима к Татьяне.
5.Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни (Проверка)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
— Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
г l л g у d х s о n н i е w м z о й ГЛУХОНЕМОЙ
— Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты)
— Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму)
2. Составление схемы (кластера).
— Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
— Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)
— На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
— Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
— На слайде у нас получился кластер (схема), который поможет нам при знакомстве с Герасимом.
IV. Постановка учебной задачи.
— Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима? (Ответы детей)
— А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
Образ Герасима (Герасим и барыня.Герасим и Татьяна)
— Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?
(Анализировать содержание рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника)
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.- Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. (Ответы детей)
-Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
— Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.»
— Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость.Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)
— Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?»
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.»
— Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали)
-Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)
— Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
— Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4.Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса)
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином «сравнение»
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА:«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»
КАРТОЧКА «вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)»
«скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»
«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»
«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………( стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»
— Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…..» (его любовь к свободной жизни.)
6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…» СТР.192 СЛАЙД 16
-Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола — сильное преувеличение.
— Найдите примеры гипербол в тексте.- он работал за четверых;- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
7. Работа в паре. Анализ рисунков.
— Посмотрите на рисунки ваших одноклассников.
— Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника вы передали на рисунках?
— Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
— Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.
У реки росла рябина, А река текла, рябила.
Посредине – глубина,Там большая рыбина!
Это рыба – рыбий царь! Называется- пескарь.
9.Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
— И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. ( Отвечает ученик.Которому было дано индивидуальное задание: «Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный») СТР.191 последний абзац «Со всей остальной челядью…)
«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»
— Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…
«…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.»
— Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»)
— Что она была за человек? СТР. 193
«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».
— Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?(Ответы детей)
— Что решила причудливая старуха? (Ответы детей)
— Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? (Ответы детей)
— Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной? (Ответы детей)
(Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР.202 )
«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу. Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза. Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла. Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку. »
— Как ведет себя Герасим после этого случая? (Ответы детей)
«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча — пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели.»
— Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам.)
— Послушайте две народные песни (по одному куплету): “Матушка, что во поле пыльно. ” в исполнении Надежды Обуховой (оперная певица) и “Ноченька”, которую поет Федор Иванович Шаляпин (оперный певец). Определите, какая из них по настроению ближе к тем чувствам, что испытывает Герасим в этот момент.
«Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.»
— Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок. »
V. Итог урока. Включение нового знания в систему.
Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.
— Слезами горю не поможешь.
— Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).
— И рад бы заплакать, да смех одолел.
— Барский гнев да барская милость равно опасны.
— Неволя холопу, а воля господину.
VII. Рефлексия деятельности.
— Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
— Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
— Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание 1. Рассказ о Герасиме от имени Татьяны.