в каком классе проходят мцыри лермонтова
Открытый урок литературы в 8-м классе на тему «В чём загадка Мцыри?»
Разделы: Литература
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Цели урока:
I. Слово учителя
– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1)
II. Беседа по тексту
В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?
В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2)
Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?
Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.
Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?
Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.
В чём смысл жизни
у Мцыри
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека
Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?
Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.
Почему, по-вашему, повествование передано герою?
В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.
В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.
Столкновение мировоззрений
с другой стороны
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства
Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.
Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3)
Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.
Какую функцию несёт естественная среда?
В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.
Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?
Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.
Как противостоит мир природы миру монастырских стен?
Монолог Мцыри
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)
Больного призрел…»
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. » (гл. 20)
Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.
Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.
Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?
Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:
… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?
Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.
Почему поэма имеет открытый финал?
Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»
III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»
Конспект урока по литературе на тему : «М.Ю.Лермонтов «Мцыри»(8класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» станицы Новомарьевской
Развернутый план-конспект урока по литературе
Тема: «М.Ю. Лермонтов «Мцыри»»
Учитель русского языка и литературы
Кирина Алёна Евгеньевна
УМК: «Литература» под ред. В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина, 2013.
Тема: М.Ю Лермонтов «Мцыри»
Цель: изучить поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри», создать целостное представление о художественном своеобразии поэмы
— познакомить с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова;
— формировать цельное представление о художественном своеобразии поэмы «Мцыри», посредством анализа индивидуально-тематического своеобразия, мотивов, тем, образов;
— развивать монологическую и диалогическую речи;
— активизировать мыслительную, аналитическую деятельность и фантазию.
— пробудить в детях чуткость, осознанность истинных человеческих ценностей и нравственных ориентиров;
— воспитывать интерес к литературе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебники, тетради.
II . Актуализация знаний
III . Работа по теме
2. Аналитическая работа с поэмой «Мцыри»
1. Беседа по вопросам
2. Оценивание учащихся
VI . Домашнее задание
Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует?
II . Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать биографию и творчество М.Ю. Лермонтова.
Также мы рассмотрим поэму «Мцыри», ее проблематику, особенности и основные темы. Задача перед нам стоит серьезная, сложная, но интересная, поэтому настраивайтесь на работу, будьте активны и тогда в конце урока вы получите положительную оценку.
III . Работа по теме
2. Аналитическая работа с поэмой «Мцыри»
1.Беседа по вопросам
Я уверена, что имя М.Ю. Лермонтова вы слышите не впервые. Что вы мне можете рассказать об этом поэте, что вы запомнили за предыдущие годы обучения в школе?
Что ж, сегодня мы будем углублять и систематизировать ваши знания о великом русском писателе и поэте М.Ю.Лермонтове.
Михаил Юрьевич Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической прозы. Родился в 1814, умер в 1841.
Воспитывался бабушкой, Е.А. Арсеньевой. Рано столкнулся со смертью самых близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира. Учился в Московском университетском благородном пансионе (1828 – 1830), Московском университете (1830 – 1832) и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832 – 1834) Служил в гвардии. В 1837 и 1840-1841 гг. отправлялся в ссылки на Кавказ: первый раз за стихотворение «Смерть поэта», второй – за дуэль с сыном французского посланника Э.де Брантом. В 1840 г. отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим бывшим однокашником В.С. Мартыновым.
Писал стихи с 1828, но отдавать произведения в печать стал лишь на 23 году жизни. В творчестве М.Ю. Лермонтова представлены: философская тема, любовная, гражданская, тема предназначения поэта и поэзии, тема природы и тема одиночества.
Перейдем с вами к теме нашего урока.
Мцыри на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких Первоначально поэма называлась «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил Лермонтов и эпитет, который звучал раньше как «У каждого есть только одно отечество».
Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя. В поэме 26 глав. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Эти особенности сюжета и композиции позволяют нам сосредоточиться на характере главного героя.
В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи ближайшего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где и он вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества, которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно он как будто привык к «плену», выучил чужой язык, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестер, братьев.
На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря. Он лежит без сознания посреди степи..
Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый монах, который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.
Запись основных фактов.
Прослушивание первых глав «Мцыри» из фонохрестоматии.
Чтение глав «Мцыри» «по цепочке», с пояснением незнакомых слов либо учителем, либо отсылками к сноскам.
-Какие мотивы являются основными в творчестве М.Ю. Лермонтова?
-Какова основная мысль поэмы «Мцыри»?
— Почему, по-вашему, повествование ведется от лица главного героя?
— Почему Мцыри решает сбежать из монастыря?
— Какие чувства он испытывает?
(Называю учеников, которые хорошо работали, выставляю оценки).
Наизусть 17 или 18 главу.
Учащиеся приводят факты из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова
Записывают биографические факты в тетрадь
Урок литературы.8 класс.Поэма М.Лермонтова «Мцыри»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока : « Прославление свободы как главной ценности жизни ».
Имя урока: Три «блаженных» дня из жизни Мцыри
— провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.
развивать навыки анализа текста, характеристики героев;
анализировать произведение в единстве формы и содержания.
создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности.
воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова
формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.
Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня?Что узнал о мире и о себе?
На уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.
II Разминка. Литературоведческая пирамида.
Для того чтобы грамотно проанализировать поэму «Мцыри», необходимо повторить некоторые термины и поняться по этой «литературоведческой пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства
Как вы понимаете смысл названия поэмы?
В какой форме излагается содержание поэмы?Исповедь –монолог.
Из каких событий складывается сюжет?
Картины детства.юность в монастыре,бегство,поиски Родины,встреча с грузинкой,бой с барсом,возвращение в монастырь,болезнь,смерть.
Какое из этих событий является идейным центром поэмы? Бегство из монастыря.
Мцыри может стать монахом, изречь монашеский обет, ведь он давно живёт в монастыре, с детских лет, он не знал другой жизни. Но он избирает другой путь: убегает из монастыря, заболевает и умирает. Стены монастыря Лермонтов называет «хранительными», «дружескими».А что значат они для Мцыри? А для Мцыри это плен. Почему? Найдем ответ в поэме.
III Реализация домашнего задания
Дома вам было предложено составить краткий рассказ о жизни Мцыри в монастыре, о характере и мечтах главного героя поэмы. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Рассказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника”.
Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
Ч I о поразило Мцыри за стенами монастыря? Почему 3 дня, наполненные опасностью, страданиями, характеризуются Мцыри как 3 блаженных дня?
Задание группам – проанализировать эпизоды:
Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? какие открытия сделал?
Карточка с вопросами
Что увидел Мцыри во время своих скитаний? Прекрасна ли земля? Что вспомнил?
Назовите и прокомментируйте наиболее яркие образы многокрасочной природы, воссозданные в рассказе юноши. Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри, обратите внимание на роль эпитетов, сравнений , олицетворений. Подберите примеры художественных изобразительных средств.
Что увидел и почувствовал? Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?
Карточка с вопросами
1. Что заставило Мцыри вступить в схватку с барсом? 2.Какие качества характера Мцыри проявляются в битве с барсом? Как образ пламени представлен в контексте этого эпизода? Какими сравнениями поэт подчеркивает близость своего героя к природе? 3. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам. Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль.
Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? какие открытия сделал?
Он узнал, как прекрасен мир. Он чувствует себя частью природы.
Природа подарила ему недоступные прежде воспоминания о родине и семье.
При встрече с грузинкой он понял: родина для него дороже любви на чужбине.
Свобода дороже жизни.
Итак,Мцыри – герой-боец, протестующий против насилия над личностью. Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.
Сделаем вывод : на первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел – в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, – говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.
Мысли, настроения, мечты Мцыри – это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они этой поэмой, так волновала она их. Лермонтов, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.
Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.