в каком классе проходят кортик
Технологическая карта урока «Книги А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица». Работа с текстом: выборочный пересказ».
Технологическая карта для урока в курсе внеурочной деятельности “Литературная гостиная” (5-6 классы) (для детей с ОВЗ). Рабочие листы с вопросами. Презентация.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Книги А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица». Работа с текстом: выборочный пересказ».»
Модуль (раздел) Курс внеурочной деятельности “Литературная гостиная”.
Раздел 5. Дети — герои книг
Тема урока: «Книги А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» Работа с текстом: выборочный пересказ».
Иметь представление о жизни и творчестве писателя А.Рыбакова;
Иметь представление о содержании повестей «Кортик» и «Бронзовая птица»;
Уметь отличать выборочный пересказ от других видов пересказа;
Уметь передавать содержание прочитанного в виде выборочного пересказа.
Цели учителя, обеспечивающие достижение предметных результатов:
Сформировать представление о жизненном и творческом пути писателя А.Рыбакова, о содержании повестей “Кортик” и “Бронзовая птица”;
совершенствовать умения по анализу и выборочному пересказу текста.
Цели учителя, обеспечивающие достижение метапредметных результатов:
развивать навык работать в паре или группе;
способствовать развитию умения строить монологическое высказывание;
обеспечить условия для развития умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
учить работать со справочной литературой.
Цели учителя, обеспечивающие достижение личностных результатов:
развивать стремление к речевому совершенствованию;
содействовать формированию интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Выборочный пересказ, повесть, экранизация, рецензия.
Гражданская война, красноармеец, пионер.
Оборудование: компьютер, презентация
Рабочие листы с фрагментами текста и вопросами:
глава 13-14 https://docs.google.com/document/d/1GAsuFWWnF3s-bgASxxnYTZnfyBJ7YwtXJuct3s2FcTs/edit?usp=sharing
Глава 15-16 https://docs.google.com/document/d/1GSobpfMLiGtj-xKxJkE-hWHEgxa9EoIw2gtlICtKZNc/edit?usp=sharing
глава 54-55 https://docs.google.com/document/d/1IFA7PQWhL2-9v-n5T6lXd1-o_ikbIkpKEUVeC3L6ywE/edit?usp=sharing
глава 60-61 https://docs.google.com/document/d/1_rBp_uPTJtf9ppebrGlGQ9mC6pBOlvteZLi9OlNmgDc/edit?usp=sharing
глава 64-65 https://docs.google.com/document/d/1d0mscF4gU2YqsxdsZ_3vMTPHRaVv9wVlEko7ASxQ2zg/edit?usp=sharing
Формы и виды работы
Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа с эпиграфом. Краткая беседа о роли книги в жизни человека.
Постановка целей урока.
Рассматривают материалы, отвечают
на вопросы: “ О важности какого вида искусства идет речь в этом высказывании?”, “что значит “пересказать текст”?
Просмотровое чтение, развитие навыка активного слушания, логического мышления. Оформление мыслей в устной форме.
Формулирование с помощью учителя темы и целей урока.
Актуализация знаний. Рассказ учителя о событиях начала ХХ века (понятие “Гражданская война”), основных событиях жизни А.Рыбакова и его книгах. Обсуждение девиза писателя.
Рассматривают иллюстрации, слушают учителя. Сообщают известные им сведения об истории и культуре ХХ века, делают записи, задают вопросы.
Развитие навыка активного слушания,
Навык построения речевого высказывания.
Высказывание своего предположения на основе работы с материалом.
Презентация, слайды 8-16
Презентация, слайды 17-18
Первичное усвоение новых знаний. Знакомство с повестью “Кортик”. Понятия “трилогия”, “экранизация” (рассказ учителя). Работа со слайдом. Основное содержание повести.
Читают, слушают учителя.
С помощью словаря соотносят значение слова “кортик” и свое понимание.
Просмотровое чтение, развитие навыка активного слушания.
Высказывание своего предположения, корректировка.
Презентация, слайды 19-21, 24.
Презентация, слайд 22
Первичная проверка понимания. Работа с отрывками.
Работа с памяткой “Как сделать выборочный пересказ?”
Отвечают на вопрос о цели предварительного задания (чтения отрывков) и отличии выборочного пересказа о других видов пересказа. С остановками читают и анализируют текст.
Смотрят видео. Делятся впечатлениями от песни.
Высказывание своего предположения, корректировка.
Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Словарная работа. Работа с презентацией.
Пересказ выбранного эпизода.
Беседа по отрывкам.
Рассказа учителя. Обзорное знакомство с повестью “Бронзовая птица”.
Дают свои определения трудных слов из своих отрывков (в парах), сверяют со значением из словаря. Выразительно читают отрывки из повести, отвечают на вопросы учителя.
Желающие выборочно пересказывают текст с опорой на памятку. Отвечают на вопросы к текстам.
Слушают учителя. Вспоминают понятие “рецензия”.
Умение работать со справочной литературой.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. · Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
Умение наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять свою точку зрения. Умение работать в паре.
Передавать содержание прочитанного в виде выборочного пересказа. Понимать содержание прочитанного произведения.
Развитие навыка активного слушания.
Сайт http://gramota.ru/, презентация (слайды 31-46)
Рабочие листы в “Гугл-документах”.
Информация о домашнем задании.
Слушают учителя. Отвечают на вопрос, появилось ли желание прочитать/прослушать книгу/ посмотреть кинофильм.
Развитие навыка активного слушания.
Развитие навыка участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать свое мнение.
Рефлексия (подведение итогов занятия). Связные ответы на вопросы по теме занятия. Подведение итогов. Осуществление рефлексии.
Оценивают свою работу на уроке, дают оценку достигнутым результатам.
Навык построения речевого высказывания. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Давать реальную самооценку выполнения проделанной работы, учебного задания.
Конспект урока «Тайна «Кортика» (по повести А. Рыбакова «Кортик»)
Тайна «Кортика» (ПО ПОВЕСТИ А. РЫБАКОВА «КОРТИК»)
формулировать тему, проблему и цели урока.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
II. Формулирование цели урока.
Давайте прочитаем рассказ капитана Григорьева о книге Анатолия Рыбакова (с.134-135). Какой вопрос, по-вашему, станет основным на сегодняшнем уроке? (Каковы правила приключенческого жанра, почему повесть «Кортик» можно назвать произведением, написанным по этим правилам?)
III. Проверка домашнего задания (усвоение содержания)
Проведение викторины (с использованием интерактивной доски).
1. Работа с текстом до чтения.
(загадка, тайна, авантюрный сюжет, шифр, возможный клад, быстро (динамично) развивающиеся события)
Давайте вспомним главы 1-7 и ответим на следующие вопросы:
Можно ли утверждать, прочитав первые главы, что повесть «Кортик» соответствует приключенческому жанру?
2. Работа с текстом во время чтения.
В этой повести мы опять встречаемся с героем-подростком.
Расскажите о Мише. Попробуйте составить его литературный портрет. В чём его сходство с юными героями других произведений приключенческой литературы?
Комментированное чтение главы 5 «Шалаш»
«…— А я домой вовсе не пойду, — объявил Миша. В (почему?) О (Наверное, хочет придать себе важности)
— Очень просто. Зачем мне? Завтра Полевой пойдет банду Никитского ликвидировать и меня возьмет. Нужно обязательно банду ликвидировать. П (Как вы думаете, Генка поверит Мише?)
Генка расхохотался: В (Почему?) О (Не поверил?)
— Кем же ты будешь в отряде? Отставной козы барабанщиком? П
— Смейся, смейся, — ответил Миша. — Меня Полевой разведчиком берет, велел еще ребят подобрать, но… — он с сожалением посмотрел на Генку, нет у нас подходящих. — Миша вздохнул. — Придется уж, видно, одному.
Генка просительно заглянул ему в глаза. В (Поверил ли в этот раз Генка?) О
— Ну ладно, — снисходительно произнес Миша, — притащи чего-нибудь поесть и мы подумаем. Только смотри никому ни слова, это секрет.
— Ура! — закричал Генка. — Даешь разведку! П
— Ну вот, — рассердился Миша, — ты уже орешь, разглашаешь тайну.
— Не буду, не буду! — зашептал Генка, сполз с дерева и исчез в саду.
В ожидании Генки Миша растянулся на дощатом полу шалаша и уткнул подбородок в кулаки. Что теперь делать? Не ночевать же на улице… Он вспомнил о кортике. Еще, пожалуй, кто-нибудь наткнется на него. Вот будет история!
Сквозь листву виден сад, низкорослые яблони, ветвистые груши, кусты малины, крыжовника. Почему на разных деревьях растут разные плоды? Ведь все это растет рядом, на одной земле. (А вот тут уже претензия на философию: в момент борьбы между красными и белыми, Миша недоумевает, почему на деревьях, растущих на одной земле, разные плоды)
В шалаш, запыхавшись, вскарабкался Генка. У него за пазухой большой кусок теплой, еще не доваренной говядины. В (почему недоваренной?) О
— Вот гляди, — зашептал он, — прямо из кастрюли вытащил. Там суп варился.
— С ума сошел! — ужаснулся Миша. — Ты же всех без обеда оставил.
— Ну и что ж! — Генка молодецки тряхнул головой. — Я ведь в разведчики ухожу. Пусть варят другую говядину… — и самодовольно захихикал. П
Миша жевал мясо, разрывая его зубами и руками. Ну и шляпа Генка! Влетит ему от отца. Папаша у него сердитый — высокий, худой машинист с седыми усами. И мама у него не родная, а мачеха. (А как бы вы поступили на месте Миши?)
— Знаешь новость? — спросил Генка.
— Так я тебе и сказал! В (Почему он так сказал?) О
— Дело твое. Только какой же из тебя разведчик? Там ты тоже будешь все от меня скрывать?
Угроза, скрытая в Мишиных словах, подействовала на Генку. Теперь, после похищения мяса, у него одна дорога — в разведчики. Значит, надо подчиняться. П (Генка хотел придать себе ещё важности, но у него не получилось)
— Сейчас у нас был один мужик из Носовки, говорит, что банда Никитского совсем близко.
— Ну и что же? — яростно разжевывая мясо, спросил Миша.
— Как — что? Они могут напасть на Ревск…»
3. Анализ текста после чтения. Вывод.
Что мы можем сказать о характере Миши?
(Миша хитроват, может обмануть для личной выгоды, придать себе излишней важности, склонен к авантюрным выходкам, ещё не привык отвечать за свои поступки)
«Кортик» – самая настоящая приключенческая повесть. Все черты
жанра налицо: динамика развития событий, таинственная завязка,
мальчишка, ищущий приключения, столкновение героического и
низкого, а затем и шифр, и клад.
К следующему уроку: перечитать гл. 6. Ответить на вопрос: как раскрывается Миша в этой главе?
Задание по желанию: «Как вы думаете, почему повесть называется «Кортик»? Какую тайну мог, с вашей точки зрения, скрывать в себе кортик? (письменно)
Тест на знание текста повести А.Рыбакова «Кортик» ( 6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест на знание теста повести А.Рыбакова «Кортик»
2) имя и отчество Полевого (Полевой Сергей Иванович)
3) Имена и фамилии главных героев ( трех друзей)
4) На какой улице в Ревске жили мальчишки, враждующие с ребятами ( Огородная)
5) Какую обидную кличку дали ребята «врагам» с этой улицы? ( пугалы огородные)
6) Кто еще вместе с Мишей проживал в доме ( в Ревске)?
7) Какая кличка была у Петьки, главаря враждующей с ребятами улицы?
8) За проигрыш в какую игру можно было получить «горячие со смазкой»
9) На какой реке купались мальчишки в Ревске
10) как назывался линкор, на котором он плавал во время мировой войны Полевой?
-«Императрица Елизавета»
— «Императрица Екатерина»
11) клейма с изображением каких животных и растений обнаружил Миша на клинке?( волк, скорпион, лилия)
12) что было изображено на рукоятке кортика?
13) В виде чего была чернильница на столе у дяди Сени?
14) Что стало с отцом Миши?
— погиб на царской каторге
-убит в боях с бандой Гикитского
15)Почему мама Миши приехала в Ревск?
16) уем служил Никитский на линкоре?
17) к кому уехал в Москву друг Миши по Ревску? (к тете Агриппине Тихоновне)
18) Кем работал отец Славы?
— руководителем комсомольской ячейки
— главным инженером фабрики имени Свердлова
19) Какие книги читал Миша, напишите их названия( «Кожаный чулок», «Всадник без головы», «Восемьдесят тысяч верст под водой», «В дебрях Африки», «Остров сокровищ»)
20) О чем была записка Журбина? (Сталкиваясь головами, мальчики читали записку Журбина.
На белом бланке карандашом было написано:
«Товарищ Сахаров! Инициативу ребят надо поддержать. Работа с детьми – дело важное, для клуба особенно. Прошу вас обязательно помочь детям нашего дома в организации драмкружка.
21)на какой фильм пошли друзья и на какие деньги?
22) Какую пьесу ставили в драмкружке?
23) Кого играл Шура в спектакле?( Кулака)
24) Как ребята попали в подвал?
25) Что было в ящиках по мнению Генки? (Генка считал, что в ящиках нитки )
26) Какой была настоящая фамилия Бушей? ( Елена Фролова и Игорь)
27) Фамилия и имя беспризорника ( Коровин Михаил)
28) Прозвище Борьки ( Жила)
29)Фамилия Шурки Большого( Огуреев)
30) Какие правила пионеров помните? («Пионер стремится к знанию», «Знание и умение – сила в борьбе за рабочее дело», «Пионер здоров и вынослив»
«Пионер верен делу рабочего класса»,
«Пионер смел, настойчив и никогда не падает духом».
32) Имя и отчество Никитского (Никитский Валерий Сигизмундович)
33) Как наказали Юру Стоцкого за неблаговидный поступок?( написали статью в стенгазете)
34) Что такое литорея? (Литорея – это тайнопись, употреблявшаяся в древнерусской литературе. Литорея была двух родов: простая и мудрая. Простая называлась также тарабарской грамотой, отсюда и «тарабарщина». Это простой шифр. Буквы алфавита пишут в два ряда: верхние буквы употребляют вместо нижних, нижние – вместо верхних. Мудрая литорея – более сложный шифр. Весь алфавит разбивался на три группы, по десяти букв в каждой. Первый десяток букв обозначался точками. Например, «а» – одна точка, «б» – две точки и так далее. Второй десяток обозначался черточками. Например: «л» – одна черточка, «м» – две черточки и так далее. И, наконец, третий десяток обозначался кружками. Например, «х» – один кружок, «ц» – два кружка… Значки эти писались столбиками.)
35)Кто расшифровал надпись на кортике и ножнах? ( Алексей Иванович- директор школы)
36)В чем был смысл расшифрованной надписи на кортике и ножнах(«Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть»).
37) Зачем ребята продали коллекцию марок, шахматы и кожаную куртку?( чтобы купить Генке коньки)
38) У кого находились часы и как звали этого человека? (Терентьева, Мария Гавриловна)
39) Что было в тайнике, опишите подробно. ( Информация : «Трапезунд», корабль крымского хана Девлет-Гирея… «Черный принц» – затонул двадцать четвертого ноября 1854 года в Балаклавской бухте, разбившись во время шторма о прибрежные скалы, груз – пять миллионов рублей золотом…» Да тут целый список! – Он перелистал бумаги, покачал головой. – Какие сведения! Точные координаты места гибели, показания очевидцев, огромный справочный материал…)
Краткое содержание повести «Кортик» А. Рыбакова
Повесть «Кортик» Рыбакова, написанная в 1948 году, стала первой книгой трилогии писателя («Бронзовая птица», «Выстрел»). Рекомендуем прочитать краткое содержание «Кортик» по главам (частям). Действие рассказа происходит во время Гражданской войны в вымышленном городе Ревске. Пересказ повести пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Основные персонажи повести
Рыбаков «Кортик» очень краткое содержание
Краткое содержание «Кортик» Рыбаков для читательского дневника:
Вариант 1
Автор повествует о событиях во время Гражданской войны. В городок Ревск приехал Миша Поляков. Он нашёл старинный кортик без ножен. Находка когда-то принадлежала русскому офицеру, умершему во время взрыва линкольна «Императрица Мария».
Кортик скрывал в себе зашифрованное послание, шифр можно было разгадать только с помощью отсутствующих ножен, они находились у рецидивиста Никитского.
Миша с приятелями Славкой и Геной хитростью заполучили заветные ножны, вышли на секретную контрреволюционную организацию и обнаружили тайник с документами. Никитского арестовали, а друзей посвятили в Комсомол.
Поучительная повесть «Кортик» учит юных читателей тому, что нельзя жалеть сил в борьбе с подлыми людьми и закрывать глаза на происки преступного мира. Автор рекомендует молодому поколению воспитывать в себе патриотизм, честность и смелость.
Вариант 2
Никитский заявляется к Полевому и пытает его. Миша изучает книги о холодном оружии. Вместе с другом Генкой он следит за бандитом и его подсобниками и в итоге находит ключ к шифру в часах первого хозяина кортика, узнает, где затонул корабль с кладом, и принимается в комсомол. Никитского арестовывают.
Любознательность, смелость и стойкость помогли мальчику противостоять такому злодею, как Никитский. Благодаря храбрости и решимости Мишка добился справедливости и не позволил злодеям наживаться, ведь став богатыми, они еще больше бесчинствовали.
На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Трилогия о Кроше» Рыбакова, познакомиться в сокращении с каждой повестью:
Короткий пересказ «Кортика» Рыбакова по частям
«Кортик» Рыбаков краткое содержание:
Часть первая. Ревск
В то утро Миша Поляков встал очень рано, чтобы вырезать резинку для рогатки из отжившей своё велосипедной камеры дяди Семёна. Во дворе он увидел соседа, матроса Сергея Иваныча Полевого, который что-то прятал под собачьей будкой. Когда сосед ушёл, Миша сунул руку в тайник и вытащил завёрнутый в мягкую ткань морской кортик без ножен.
Ночью Миша не мог уснуть. Ему вспоминалась Москва и мама, по которой он скучал. Отец мальчика погиб на царской каторге, мать работала на текстильной фабрике. Жилось им тяжело, поэтому Мишу отправили на каникулы в Ревск, к маминым родителям.
На следующий день Мишу посадили под домашний арест. Мальчику было скучно, и он решил ещё раз посмотреть на кортик. Во дворе двое дровоколов пилили дрова. Миша вытащил кортик и заметил, что на каждой из трёх граней клинка вытеснены клейма в виде волка, скорпиона и лилии. Спрятать кортик мальчику помешали дровоколы, подозрительно интересовавшиеся Полевым. Потом во двор вышла бабушка, начала варить варенье, и Мише пришлось спрятать кортик под валик своего дивана.
Ближе к обеду, когда стало совсем скучно, появился рыжий Гена Петров, сын машиниста, лучший друг Миши, и подбил его убежать через окно. Друзья укрылись в Генкином шалаше, устроенном на дереве, откуда был виден весь Ревск. Мальчики ещё оставались в укрытии, когда в город ворвались белые. Через некоторое время Миша пробрался домой. «В столовой шла отчаянная борьба между Полевым и бандитами».
Когда Миша пришёл в себя, рядом была мама: она приехала забрать сына домой. Вагон, отправлявшийся в Москву, должны были прицепить к военному эшелону под командованием Полевого. Миша подбил Генку ехать зайцем в Москву к родной тётке Агриппине Тихоновне, которая жила в одном доме с Поляковыми.
Через два дня поезд отправился в Москву. Генка спрятался в железном ящике под вагоном. Утром Миша обнаружил, что эшелон стоит на запасном пути, а Генку поймали и допрашивают в штабе. Выручил друга Полевой, после чего Гена получил от отца разрешение ехать к тётке.
…Эшелон уже вторую неделю стоял на станции Низковка. Продовольствия не хватало, и ребята решили сходить в ближайший лес за грибами. Дорогу им показали неправильно, поэтому к эшелону друзья возвращались поздно вечером и попросились на ночлег к обходчику. Друзья уже уснули, когда в дом ворвался Никитский. Он хотел заставить обходчика остановить эшелон, который должен был пройти здесь через час. Обходчик отказался. Мальчики выскочили из дома, увидели, что бандиты разбирают пути, и со всех ног побежали к эшелону.Они успели предупредить Полевого.
После боя Полевой попрощался с Мишей, подарил ему кортик и раскрыл его последнюю тайну. Оказалось, что рукоятка с медной змейкой разбирается. Внутри рукоятки хранится тонкая металлическая пластина с шифром. Полевой считал, что ключ от шифра находится в ножнах, которые остались у Никитского. Именно поэтому тот стремится заполучить кортик. У Никитского был помощник, бывший денщик Филин, родом из Ревска. Миша припомнил, что в его московском доме тоже живёт Филин.
Часть вторая. Двор на Арбате
Прошёл год. Всё это время кортик был надёжно спрятан в шкафу у Миши. Тайну кортика мальчик хранил и часто думал, не является ли его сосед, завскладом Филин, тем самым сообщником бандита Никитского.
О прошлом этого Филина знала только Генкина тётка Агриппина Тихоновна, называла его дрянным человеком, но мальчикам ничего не рассказывала. С Генкой Миша дружил по-прежнему. Ещё одним его другом был пианист Слава Эльдаров — бледный, болезненный мальчик, сын певицы и главного инженера фабрики, на которой работали практически все женщины Мишиного дома.
В 1921 году, после голодной зимы, каникулы у Миши начались 15 мая. В первый день каникул мальчик встретил во дворе Борьку Филина по прозвищу Жи́ла. Миша знал, что жадный Борька «торгует на Смоленском рынке папиросами врассыпную да ирисками». Под их домом был обширный подвал, который Жи́ла знал лучше всех. Его любимой забавой было рассказами о покойниках, гробах и подземных ходах заманить кого-нибудь в подвал, оставить в темноте и затаиться, пока жертва не взмолится о помощи.
В тот день Миша решил сыграть такую же злую шутку с самим Жи́лой. Блуждая в темноте по лабиринту подвала, мальчик провалился в какой-то подземный коридор. Обследовать это место Борька ему не дал, но пообещал, что захватит фонарь и приведёт сюда Мишу на следующий день. Утром, однако, обнаружилось, что дворник заколотил вход в подвал по приказу завскладом Филина — его склад примыкал к подвалу. Подозрения Миши усилились.
Тем временем по двору прошёл слух о кружкé пионеров, организованном при Краснопресненской типографии. Ребята решили разузнать, кто такие пионеры, и присоединиться к ним, а пока открыть собственный театральный кружок. В полуподвальном помещении, где обосновались все кружки дома, Миша нашёл ещё один ход в подвал и уговорил друзей исследовать подземелье. Мальчик считал, что Филин там что-то прячет.
Через ход мальчики проникли в высокое помещение, наполненное деревянными ящиками, действительно напоминающими гробы. На глазах ребят в подвал занесли новые ящики. Потом вместе с Филином туда спустился высокий человек, голос которого был Мише знаком. Завскладом назвал незнакомца Сергеем Ивановичем. Выйдя из подвала, Миша увидел этого человека, но лица его не разглядел. Мальчик начал подозревать, что под незнакомым именем скрывается Никитский.
Мишу назначили администратором театрального кружка. Чтобы добыть денег, он организовал лотерею, призом в которой был его собственный том Гоголя. Жи́ла, как всегда, попытался помешать, и Генка в запале заявил ему, что знает и о подземном ходе, и о ящиках. Он не догадывался, насколько всё это серьёзно, и Мише пришлось показать друзьям кортик. Генка моментально уверился, что шифр кортика скрывает место, где спрятан клад. Друзья решили выследить высокого незнакомца.
Часть третья. Новые знакомства
Через несколько дней Миша отправился на Смоленский рынок покупать грим и реквизит. Там он встретил Елену и Игоря Фроловых, акробатов, дававших как-то представление в их дворе. Мальчик пригласил их выступить на открытии кружка. Сбор от первого спектакля предназначался голодающим Поволжья. Затем какой-то беспризорник украл у Миши кошелёк. Мальчик догнал его и в драке оторвал оба рукава ветхого пальто, в которое тот был одет. Мише ничего не оставалось, как отвести беспризорника по имени Мишка Коровин к себе домой. Там его накормили обедом, а Мишина мама пришила рукава.
Тем временем Гена, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца и проводил его до закусочной. Ребята поспешили туда, но незнакомец исчез. Порыскав по окрестным улицам, Миша увидел, как незнакомец и Филин входят в филателистический магазин. Войдя вслед за ними, мальчик обнаружил, что заговорщики вышли через заднюю дверь, и сумел подглядеть, как старик-филателист прячет под замок раскрывающийся как веер продолговатый предмет, кольцо и шарик. Это наверняка были ножны от кортика.
Мальчикам необходимо было убедиться, что Филин родом из Ревска. Эту информацию они выведали у Генкиной тётки. Был ли Филин моряком, ребята решили узнать у Борьки.
В тот же день друзья навестили краснопресненских пионеров. Их вожатый-комсомолец пообещал помочь организовать пионерский отряд и на Арбате.
На следующий день, выслеживая Филина, Слава и Генка выдали себя неосторожным поведением. Теперь ни один из друзей не мог зайти в филателистический магазин.
Первый спектакль театрального кружка прошёл с успехом, а после спектакля был создан пионерский отряд.
Часть четвёртая. Отряд № 17
Подозрения ребят подтвердились — Филин оказался бывшим денщиком Никитского. Теперь друзья думали, как добыть ножны от кортика. К филателистическому магазину мальчики подойти не могли: старик-филателист знал их в лицо и был настороже. План действий ребята составили только к концу августа. У брата и сестры Фроловых, которые теперь работали в цирке, они взяли старую тележку.
Укрепив на ней щиты с рекламой кинотеатра, друзья каждый день устанавливали тележку напротив филателистического магазина. Один из них прятался между щитами и следил за стариком и его гостями. Вскоре Миша подслушал, как филателист обсуждает с Филиным сложный шифр, а потом увидел, как старик собирает ножны. Они складывались как веер и закреплялись кольцом. Высокого незнакомца Миша больше не видел, но узнал, что на самом деле его зовут Валерий Сигизмундович.
Преступники передавали друг другу ножны через Борьку, Жи́ла же давно зарился на рекламную тележку. Улучив момент, когда он нёс свёрток с ножнами, мальчики предложили Борьке купить тележку и начали торговаться с ним. Свёрток Жи́ла положил на землю, и беспризорник Коровин, по уговору с ребятами, осторожно извлёк из него ножны. Развернув их дома у Миши, друзья увидели такой же шифр, как и на пластине из кортика.
Часть пятая. Седьмая группа «Б»
Начались занятия в школе. На одном из уроков Миша провинился: учительница нашла на его парте постороннюю книгу о старинном ручном оружии. Директор школы Алексей Иванович заинтересовался неожиданным увлечением Миши. Знал он и о том, что друзья интересуются шифрами. Мише пришлось всё рассказать директору и показать кортик с ножнами.
Алексей Иваныч соединил две части шифра, и получилась одна надпись, зашифрованная десятизначной литореей. С помощью книги о шифрах он прочёл: «Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повёрнутой быть». Гадом была змейка на рукоятке кортика. Ею следовало завести какие-то часы. Миша предположил, что часы принадлежали хозяину кортика по имени Владимир. Теперь надо было найти его семью.
Директор познакомил мальчиков с товарищем Свиридовым, человеком в шинели и военной фуражке, который подтвердил сведения, найденные ребятами в библиотеке. Кортик сделал полковой оружейный мастер, живший в XVIII веке. Это мальчики установили по клеймам на клинке и по его длине.
Затем в морском сборнике директор нашёл имя В. В. Терентьева, инженера военного флота, который погиб при взрыве на «Императрице Марии». В энциклопедии же нашли сведения об оружейном мастере XVIII века Терентьеве. Выходило, что морской инженер был потомком оружейника, а кортик мог достаться ему в наследство. Ребята скрыли от взрослых только свои догадки о том, что Никитский в Москве, а Филин ему помогает.
Инженер Терентьев мог быть учеником профессора и адмирала Подволоцкого, внучка которого была Мишиной одноклассницей. Взяв у неё адрес, друзья поехали к вдове и дочери адмирала. Владимира Владимировича Терентьева старушка помнила. Выяснилось, что Валерий Никитский был братом его жены. Нашлись и старые письма Терентьева с обратным адресом.
Часть шестая. Домик в Пушкине
Терентьев был родом из Петрограда, но в одном из писем упоминалось Пушкино. Конкретных данных о том, живут ли ещё в Петрограде родственники Терентьева, паспортный стол им не дал. Выяснилось только, что мать инженера живёт где-то под Москвой.
В зимнее воскресенье мальчики отправились в Пушкино. Объехав весь посёлок на лыжах, они ничего не обнаружили и собрались уезжать. На вокзале ребята встретили акробатов. Как оказалось, они тоже жили в Пушкине, по соседству с Марией Гавриловной Терентьевой. Забравшись на чердак их дома, Миша увидел двор Терентьевой и высокого незнакомца, который вышел из её дома. На этот раз мальчик разглядел его лицо. Это был Никитский.
Миша обо всем рассказал Свиридову, который велел «ждать и в Пушкино больше не ездить». Ребята погрузились в свои заботы — начали готовиться к вступлению в комсомол. После собеседования в приёмной комиссии комсомольской ячейки друзья отправились на Петровку к Свиридову. Тот сообщил, что Никитский всё отрицает и «упорно именует себя Сергеем Ивановичем Никольским», а Филин ликвидировал свой склад:его кто-то спугнул.
Свиридов организовал очную ставку между Никитским и Мишей. Мальчик подробно рассказал о налёте на Ревск и предъявил кортик. Затем в кабинет вошла Терентьева и узнала кортик сына. Никитский обманул и её, назвавшись чужим именем и войдя в доверие.
В доме Терентьевых нашлись большие башенные часы, к которым подошла змейка с рукоятки кортика. В футляре часов открылся тайник, наполненный бумагами. Это был подробный список затонувших кораблей с координатами и перечнем сокровищ. Никитского интересовал корабль крымского хана Девлет-Гирея, затонувший в Балаклавской бухте с грузом золота на борту.
Список отправили в организацию «Судоподъём», где работал Полевой, а троих друзей торжественно приняли в комсомол.
Сюжет повести «Кортик» по главам
А. Рыбаков «Кортик» краткое содержание с описанием каждой главы:
Часть первая. Ревск
В то утро Миша Поляков встал пораньше – ему не давала покоя «мысль о рогатке». Он незаметно «пробрался в чулан», и вырезал полоску резины из старой велосипедной камеры дяди Семена.
Неожиданно мальчик увидел своего соседа, бывшего матроса Сергея Ивановича Полевого. Мужчина вышел на улицу и что-то спрятал в собачьей будке. Дождавшись, пока сосед ушел, мальчик достал из тайника «стальной клинок кинжала» – морской офицерский кортик без ножен. Миша положил его на место, «но мысль о кортике» не покидала его. Он не понимал, почему Полевой его спрятал.
К удивлению Миши, дома его никто не ругал. Взрослые обсуждали Валерия Никитского – главаря местной банды, который в прошлом был белым офицером.
На следующий день Мишу ждало наказание – запрет выходить на улицу. Он ужасно скучал, но, вспомнив о кортике, оживился. Улучшив момент, он достал его из тайника и внимательно рассмотрел. На каждой из трех граней кортика было выгравировано по одному изображению – волк, скорпион и лилия. Положить кортик на место Мише помешали прохожие, и он был вынужден спрятать его в своем диване.
При виде Генки Миша, не выдержав домашнего ареста, сбежал на улицу через окно.
Друзья взобрались на дерево, находился их шалаш, построенный из «досок, веток и листьев». С этого места Ревск был виден, как на ладони. Мальчики заметили, как «в город ворвались белые», и поспешили вернуться домой.
Очнувшись, Миша увидел рядом маму, приехавшую за ним из Москвы. Узнав об этом, он подбил Генку также отправиться в Москву «в ящике под вагоном» – в столице, в одном доме с Поляковыми, жила родная тетка Гены, Агриппина Тихоновна.
Эшелон уже вторую неделю стоял на станции Низовка. «Продовольствия не хватало», Мишка с Генкой отправились в лес за грибами. Они не успели вернуться до темноты, и были вынуждены попроситься на ночлег к обходчику. Посреди ночи ворвался Никитский со своей бандой и потребовал остановить проходящий эшелон. Обходчик отказался, и бандиты принялись разбирать пути.
Мальчики кинулись к своему эшелону и предупредили Полевого. После боя матрос подарил Мише кортик, раскрыв его главную тайну. Внутри рукоятки находилась тончайшая металлическая пластина с шифром, а «ключ от этого шифра в ножнах, а ножны у Никитского». Также матрос предупредил мальчика, чтобы тот остерегался жителя Ревска по фамилии Филин. Миша вспомнил, что в их московском доме «во дворе тоже Филин живет».
Часть вторая. Двор на Арбате
Прошел год. Все это время Миша хранил кортик в шкафу и никому не рассказывал о нем. Мальчик терзался вопросом – «Кто все-таки этот Филин, завскладом, Борькин отец?». О его прошлом знала только Агриппина Тихоновна, но никому ничего не рассказывала. Лишь однажды она обмолвилась, что Филин – «дрянной человек».
Лучшим другом Миши по-прежнему был Генка. Также они сдружились и с Эльдаровым Сашей – пианистом, бледным и болезненным мальчиком. А вот с Борькой Филином по прозвищу Жила отношения сразу не заладились – он оказался откровенно подлым и жадным.
Шура Огуреев или Шурка Большой – «самый высокий во дворе мальчик», член драмкружка клуба. С его помощью ребята решили организовать детский театральный кружок.
От дворника Миша узнал, что «Филин велел забить ход в подвал», и сразу заподозрил неладное. В полуподвальном помещении, где располагался клуб, Миша отыскал вход в подвал, и вместе с Генкой и Славой принялся исследовать его.
В подвале друзья нашли большие деревянные ящики. Вскоре туда спустился Филин в компании высокого мужчины, чей голос показался Мише знакомым. Он не разглядел его лица, но решил, что это был Никитский.
Однажды, во время ссоры с Борькой, Гена заявил, что им все известно «и про подвал, и про ящики». Миша решил открыть друзьям тайну кортика. Генка не сомневался, что шифр указывает расположение клада. Ребята решили выследить высокого незнакомца.
Часть третья. Новые знакомства
Однажды Генка, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца. Он позвал Мишку, и ребята увидели, как незнакомец зашел в филателистическую лавку, а «ушел через черный ход». Миша заметил, как старик-филателист быстро спрятал продолговатый черный предмет с кольцом и шариком. По всей видимости, это были ножны от кортика.
Мише нужно было убедиться, что Филин родом из Ревска. Ему удалось подтвердить эту информацию при помощи Агриппины Тихоновны. Теперь ребятам нужно было выяснить, был ли Филин в прошлом матросом, и если да, то служил ли он на линкоре.
К тому времени подготовка к предстоящему спектаклю детского театрального кружка была окончена. Представление прошло с большим успехом, а после его окончания был организован пионерский отряд.
Часть четвертая. Отряд №17
Когда все сомнения по поводу причастности Филина развеялись, ребята принялись строить планы, «как же им добыть ножны». В филателистическую лавку они уже не могли зайти – старик-продавец знал их всех в лицо. Лишь к концу лета они определились, что им делать дальше.
Укрепив на старой тележке щиты с рекламой кинотеатра, ребята каждый день устанавливали ее напротив лавки и под прикрытием наблюдали за ней. Так они поняли, что преступники передавали ножны от кортика через Борьку. Улучшив момент, они осторожно вытащили ножны из Борькиного свертка.
Дома приятели внимательно рассмотрели добычу, и заметили, как «ножны развернулись веером». На внутренней их стороне был виден точно такой же шифр, как и на кортике.
Часть пятая. Седьмая группа «Б»
Начались занятия в школе. Во время урока математики Миша привлек к себе внимание учительницы, которая обнаружила у него на парте книгу о старинном ручном оружии. Она тут же доложила об этом директору школы – Алексею Ивановичу.
Директор проявил интерес к увлечению Миши. Кроме того, он знал, что мальчик и его друзья интересовались шифрами. Мише не оставалось ничего другого, как рассказать директору историю кортика.
Увидев шифр, Алексей Иванович сразу определил, что это литорея – «тайнопись, употреблявшаяся в древнерусской литературе». Совместными усилиями директор и Миша разгадали шифр. Получилась фраза «Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть».
Внимательно рассмотрев кортик, Алексей Иванович понял, что бронзовая змейка на рукоятке «и есть искомый гад». Ею нужно было завести часы, которые, по всей видимости, принадлежали владельцу кортика – офицеру Владимиру. Для разгадки тайны нужно было отыскать его родных.
При помощи специальной литературы ребятам удалось выяснить, что кортик принадлежал «полковому оружейному мастеру, жившему во время царствования Анны Иоанновны, то есть в середине восемнадцатого столетия». Они сообщили это директору и его гостю – товарищу Свиридову, человеку в форме, который подтвердил их предположения.
В свою очередь, Иван Алексеевич выяснил фамилии всех Владимиров, погибших при взрыве на линкоре. Все данные указывали на В.В. Терентьева – «выдающегося инженера Российского флота». Выяснилось также, что он был потомком известного оружейника, и кортик мог достаться ему в наследство.
Миша узнал, что дедушка его одноклассницы, Лели Подволоцкой, был профессором и адмиралом. Среди его учеников был и Владимир Терентьев. Ребята отправились к супруге профессора Подволоцкого, и старушка вспомнила талантливого студента Терентьева. Она нашла старые письма, а также добавила, что родным братом жены Терентьева был Валерий Никитский.
Часть шестая. Домик в Пушкине
Из писем друзья узнали, что мать Владимира Терентьева, Мария Гавриловна, жила в Пушкино. Возле ее дома Миша заметил высокого незнакомца. В этот раз ему удалось рассмотреть его лицо – «это был Никитский».
О своем наблюдении «Миша рассказал товарищу Свиридову», который велел больше не показываться в Пушкино.
Друзья приступили к приготовлениям к вступлению в комсомол. После собеседования, они отправились к Свиридову, который вызвал их к себе на Петровку. Он рассказал, что Никитский задержан, но он упорно не признается. Следователь попросил Мишу принять участие в очной ставке.
При свидетелях Миша рассказал о бандитском налете в Ревске, и показал кортик. Терентьева подтвердила, что это кортик ее сына. Она рассказала, что Никитский обманом втерся ей в доверие.
Мария Гавриловна рассказала, что все мужчины в ее роду интересовались водолазным делом, участвовали в экспедициях по подъему затонувших судов. Из поколения в поколение в семье предавался шифр, «указывающий местонахождение тайника», построенного оружейником Терентьевым.
Тайником оказались большие башенные часы, которые открывались при помощи змейки с рукоятки кортика. В тайнике хранились бумаги с координатами затонувших кораблей с сокровищами.
Об этой семейной тайне проведал Никитский, и решил присвоить ценные бумаги.
Найденный список был передан в организацию «Судоподъем», в которой работал старый знакомый Миши – матрос Полевой.
Заключение
Повесть Рыбакова учит тому, что даже в сложные жизненные моменты следует оставаться человеком, и не идти на поводу низких чувств и желаний.