в каком классе проходят корень слова

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь.

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[ц//ч’] – отец, отеческий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

Источник

УМК: Школа России. Русский язык. Корень слова.

План-конспект урока по русскому языку, 3 класс. УМК: Школа Росии. Тема урока: корень слова.

Просмотр содержимого документа
«УМК: Школа России. Русский язык. Корень слова.»

Проектирование урока по теме «Корень слова»

Учебник: Русский язык. 3 класс. Ч.1. Канакина В.П. Горецкий В.Г

Основная цель темы – уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Раздел: состав слова – 16ч. Тема – корень слова – 3ч. Данный урок является первым.

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Учиться выделять корень в словах, уметь находить однокоренные слова

Развивать операциональную сторону мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение и т.д

Полным ответом отвечать на вопросы, строить понятные окружающим предложения, находить главное в тексте, ставить цель

Воспитывать умение работать в парах и в группе

Воспитывать умение работать в парах и в группе

Предмет усвоения: корень слова

Знают, какие слова называться однокоренными

Умеют находить корень в однокоренных словах

Тип урока – Открытие нового знания

Ресурсы урока (средства обучения) – учебник, тетрадь, проектор для физминутки

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся

Здравствуйте, меня зовут Дарья Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

— Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: формулировка темы урока

Учебное задание №1Формулировка темы урока

Учебная задача для учителя: помочь сформулировать тему урока

Учебная задача для учащихся: сформулировать тему урока

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся

— Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Рыбак, рыба, рыбачить.

Как называются такие слова? (Это однокоренные слова.)

— Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

— Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)

— Подберите однокоренные слова с таким же корнем. ( Рыболовный, рыбина, рыбинка, рыбица, рыбовод, рыбоводство, рыбхоз, рыбозавод, рыбовоз)

— Сформулируйте тему урока. ( Тема урока «Корень слова», мы будем определять родственные слова и корень слова) Какие цели мы будем достигать на уроке?

Родня ли гусеница гусю?

— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

— А я ваша тётка — гусеница.

Есть ли в этом рассказе «родственники»? Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница — не родственное слово. А Петя возразил:

— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

— А вы согласны с Петей? Почему?

Потому, что в словах гусь, гусыня, гусята корень слова: гусь или гус. А в слове гусеница корень: гусениц

— Вспомните, однокоренные слова, это какие слова?

( однокоренные слова – это слова родственники, которые имеют один одинаковый корень с тем же значением)

Молодцы, совершенно верно!

Открытие нового знания.

Цель: познакомить детей с понятием «корень слова», учить определять корень слов

Учебное задание №2 Материал для наблюдения.

Учебная задача для учителя: познакомить с понятием «корень слова»

Учебная задача для учащихся: познакомиться с понятием «корень слова»

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля за работой: проверка в парах

Ребята, давайте закрепим наши знания о корне слова.

Откройте учебник на стр. 74, прочитайте упр. под номером 130

(Читает один ученик вслух).

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

О чём говорится в тексте? ….

Найдите однокоренные слова. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновик)

Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)

— Как называется общая часть? (Корень.)

— Объясните лексическое значение каждого из однокоренных слова.

— Один у доски, все в тетрадях. С красной строки, через запятую. (3 слова, 2 слова) Выполните письменные задания к упражнению. Спишите однокоренные слова, графически обозначьте корень, какой корень вы выделите?. (осин) Какое лексическое значение в этих словах?

Ребята, поднимите руки, у кого возникли затруднения.

Учебное задание №3 Знакомство с правилом

Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с правилом

Учебная задача для учащихся: познакомиться с правилом

Организация работы детей: фронтальная

Формы и организация контроля за работой: анализ ответов

На стр. 74 прочтите правило, про себя.

— Что такое корень? (Это главная значимая часть слова)

— Что заключено в корне? (Общее лексическое значение всех однокоренных слов)

Отлично, вы большие молодцы!

С этим правилом вы уже знакомы. Давайте с вами прочитаем ещё одно правило, которое будет помогать нам в дальнейшем.

На стр. 75 прочтите правило про себя, выделите главную мысль.

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть)

Проверим, как вы хорошо поняли правило, подберите. По одному ученику с каждого ряда. Подберите однокоренные слова к слову «МОРОЗ»

Морозить, морозец, морозный, заморозить, морозиться, наморозили и т.д.

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление).

Цель: закрепить полученные знания теме «Корень слова»

Учебное задание №4 Работа с упр.132 стр.75

Учебная задача для учителя: учить группировать однокоренные слова с общим корнем

Учебная задача для учащихся: учиться группировать однокоренные слова с общим корнем

Организация работы детей: фронтальная работа, разбор слов с учителем и самостоятельная запись слов в тетрадь

Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся

— Прочитайте на стр.75 упражнение 132. в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Найдите однокоренные слова и запишите их по группам, выделите корень.

(Проверка ответов по группам – 1 человек 1 группа слов)

Источник

Урок русского языка во 2 классе по теме «Состав слова. Корень»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Состав слова. Корень.»

Учитель: Шевчук Наталья Владимировна ГБОУ школа № 523

Цель: расширить знания детей о составе слова, познакомить с понятием «корень слова»

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

— дети научатся находить и графически выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь ; образовывать однокоренные слова;

— использовать знаково-символические средства;

— формировать умение планировать, анализировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— отвечать на вопросы; строить сообщения в устной и письменной форме; овладеть логическими действиями сравнения, анализа;

— стремиться реализовывать свои возможности, уважительно относиться к товарищам, уметь осознавать ответственность за общее дело, уметь осуществлять объективную самооценку на основе критерия

— Садитесь, пожалуйста. Любите ли вы разгадывать кроссворды?

2. Словарная работа. Определение темы урока.

— Предлагаю вам разгадать кроссворд.

1) школьная комната (Класс) кла с с

2) группа людей, объединённых общей работой (Коллектив) к о ллектив

3) срок в 30 суток (Месяц) ме с яц

4) цвет листьев берёзы осенью (Жёлтый) жёл т ый

5) плоды этого кустарника помогают при простуде (Малина) м а лина

6) пожелание при прощании (До свидания) до с в идания

— По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.

— Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали.

( Состав числа, состав поезда, состав лекарства) (работа со словарём)

— Когда встречается это слово в русском языке? Определите тему урока.

— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев, полезные ископ. из …(минералов), почва из … (перечисляют)

— Слова тоже состоят из своих частей. Какой вопрос я вам хочу задать? «Из чего состоят слова?»

— Где найти ответ на возникший у нас вопрос? (в учебнике)

3.Актуализация знаний: Работа с текстом учебника стр. 94

— Найдите главную мысль в высказывании профессора

— Какими людьми мы стремимся быть? (грамотными)

— Какие ещё знания необходимы грамотному человеку? (об устройстве слова)

— У нас есть эти знания? (не уверены)

Давайте вспомним, как устроено слово. (Иллюстрация на стр. 94)

— Разберите по составу слово: воробышек (не можем, не хватает знаний)

4. Постановка целей и задач урока:

-На какие вопросы будем искать сегодня ответы? Какие цели ставим сегодня? (на доске)

ЧТО такое корень (для этого: будем учиться определять корень в слове),

ПОЧЕМУ это главная часть слова (научиться подбирать однокоренные слова),

КАК пишутся корни родственных слов (потренироваться в правильном написании корня)

5. Открытие нового знания:

— Где найти точный и полный ответ на вопрос «что такое корень слова»?

В правиле стр. 95: — как будем работать над правилом? (проч. про себя, вслух, разд. на части, выберем главн)

— Найдите ответы на 3 вопроса: Что? Почему? Как?

— Для чего нужно знать правила? (использовать на практике). Приступаем к практике. Работа в паре.

— Продолжаем наблюдать за корнем слова:

— Каков алгоритм вашей работы? (алгоритм нахождения корня в родственных словах: прочитать; сопоставить смысл; убрать лишнее слово; найти общую часть; выделить корень)

1. Рис, рисовая, рисовать. Желток, железо, жёлтый.

Летать, лето, лётчик. Белила, белка, белый.

2. Столовая, столбик, столб. Вода, водитель, подводный.

Смелый, храбрый, смельчак. Лень, лентяй, бездельник.

3. Часовщик, часть, час. Добрый, чуткий, доброта.

Осина, осиновый, осиное. Горка, горный, горевать.

— Проверьте правильность выполнения задания: сравните с образцом, оцените работу смайликом.

— Чему мы научились? (определять родств. слова, находить, выделять корень)

Вывод: ЧТО такое корень?

-Встаньте, нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.

-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.

-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.

(Учитель называет слова: дом: домашний, домик, домовой, домино, домовладелец, бездомный, домишко, домосед, домохозяйка, домысел – если слово родственное – присесть, нет – поднять руки)

Б) Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять.

Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово-корень разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном

— А теперь работа в парах: по рядам: «лес», «снег», «вод». Выделить корень. Проверяем: Смайлик.

Чему мы научились в этом задании? (подбирать род слова, определять корень)

— Кто придумал своё удачное слово – поставьте себе смайлик.

— На какой вопрос мы пока не нашли ответ? (как пишутся корни родственных слов?)

— Будем искать ответ на этот вопрос самостоятельно.

— Выбрать из данных слов проверочное слово, вставить букву, обозначить орфограмму, выделить корень). Записать справа. Индивидуальная работа.

См… шной, (смешить, смех)

С… сна, (сосны, сосать)

Сла… кий, (сладок, сладкая)

Звёз… ный, (звезда, звёздочка)

Проверка на слух: прочитайте, объясните написание орфограммы в корне. Оцените свою работу смайликом.

— Какое слово было проверочным? (родственное). Почему? (корни родственных слов пишутся одинаково)

это ответ на наш 3 главный вопрос: КАК? пишутся корни родственных слов.

7. Самостоятельная работа по учебнику упр. 159

8. Контроль знаний. Рефлексия.

— Вспомним тему сегодняшнего урока?

— Нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы: ЧТО, ПОЧЕМУ, КАК?

— Проверим наши знания:

а) Тест «Однокоренные слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

1. Корень содержит … знаю

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

а) с похожим значением;

в) с похожим звучанием и общим смыслом.

3. Какие слова являются родственными? умею

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

4. Укажи корень данных родственных слов: умею

Здоровье, здоровый, выздороветь

Проверка: если вы правильно выполнили задание – ставите +

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание: упр. 163, по желанию: + корень «зим»

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Урок русского языка по теме «Состав слова. Корень». 2 класс УМК «Перспектива» учебник Л.Ф. Климановой.

Цель: расширить знания детей о составе слова, познакомить с понятием «корень слова»

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

— дети научатся находить и графически выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь ; образовывать однокоренные слова;

— использовать знаково-символические средства;

— формировать умение планировать, анализировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— отвечать на вопросы; строить сообщения в устной и письменной форме; овладеть логическими действиями сравнения, анализа;

— стремиться реализовывать свои возможности, уважительно относиться к товарищам, уметь осознавать ответственность за общее дело, уметь осуществлять объективную самооценку на основе критерия.

Номер материала: ДБ-1466108

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

в каком классе проходят корень слова. Смотреть фото в каком классе проходят корень слова. Смотреть картинку в каком классе проходят корень слова. Картинка про в каком классе проходят корень слова. Фото в каком классе проходят корень слова

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок № 34 Класс___ Русский язык Дата___

Тема: КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах. Развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные

и согласные в корне однокоренных слов воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия. воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;

Личностные: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения

совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Метопредметные:Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Предметные Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;

умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Основные понятия: Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Тип урока: комбинированный

УМК: Доска, интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

-Скажите, ребята, какая орфограмма в слове труд? _ что значит труд – работа

-А какие пословицы о труде вы знаете? (называют)

-2. Словарная работа. Работа в парах.

А сейчас мы выполним задание, оно не простое- волшебное. И поможет это задание определить тему урока

— Возьмите карточку №1.

Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их

…расная площадь, м. роз, Россия, метро, Инна, компьютер.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1

Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

— А какие это слова? (словарные)

— Какое слово получилось?

— А что же такое корень?

-Где это слово нам встречается?

На уроках окружающего мира,

Корень важная часть растения

Корень зуба, внутренняя часть зуба

корень слова. Часть слова

А ну ка давайте посмотрим значение этого слова в словаре (стр. 153)

Какое это слово? – многозначное, много значений

Значит корень есть и у слова

И вот, сегодня, мы узнаем что такое корень слова, будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.

А сейчас послушаем сказку слайд 6

Жил-был много лет назад корень ЛЁТ.Нашли его люди и думают: «что с ним делать?» А корень и говорит

— Посадите меня. И я разрастусь в большое, красивое дерево.

Посадили люди корень лет. и стал он расти пришли люди и увидели какое дерево выросло. Это дерево не простое. оно из слов И все эти слова получились из одного корня Давайте прочитаем эти слова

Люди из сказки тоже прочитали эти слова

Как вы думаете, что они заметили, может и вы что то заметили в этих словах?

(слова похожи, у них есть общая часть, и они близкие по значению. И люди тоже заметили, что все эти слова похожи и тогда они решили, что общую часть называть корнем слова, а слова с одинаковым корнем называть однокоренными или родственными

— Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

Открываю запись на доске.

Сказка помогла нам определить тему урока?

— Чему вы должны научится на уроке? СЛАЙД 4

(подбирать родственные слова и находить в них корень)

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по учебнику с. 74, упр. 130.

— Что нужно сделать в этом упражнении?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

– Как пишется корень в однокоренных словах?

Вывод Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее значение.

А мы продолжим нашу работу с небольшого исследование.

Перед вами слова, прочитайте

Есть у этих слов общая часть?

А все ли эти слова родственные?

вода, водитель, водичка

Может какое то слово заблудилось? Почему?

Корень у них одинаковый, почему оно заблудилось?

(потому что значение у него разное)

(Какие слова называются однокоренными?

(одинаковый корень, общее значение

Спишите только родственные слова и запишите еще два слова и выделите корень

— Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

Задание помогло нам увидеть, что в корне заключен смысл слова, а от него растут другие слова

— Очень хорошо. Молодцы!

Давай те познакомимся с правилом, в учебнике на стр. 75 слайд 12

Учебно-познавательная игра «Найди родственника».

— Сейчас проведём игру «Найди родственника»

А какое сейчас время года?

Что характерно для этого времени года? (идут дожди, листья опадают, дует ветер)

Вот и к нам в класс залетел ветерок, и перепутал все листья. Давайте мы их соберем в группы и запишем их, выделим в них корень

Гора, сокол, сок, горевать, лист, соколиный, стол, горный, столовый, лес, лесной.

А какие листья остались без родственников? Затерялись они под сильным ветром.

Давай те мы найдем для них пару родственных слов.

-Предлагаю поработать в группах.

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Игра «Узнай, кто это»

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.)

Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье.)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор.)

Кто пасёт овец и коз

там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище.)

-Ребята, наш урок подходит к концу.

— Прочитайте пословицы:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Давайте вспомним что такое пословица Это меткие выражения.

И пословицы не всегда понятны с первого раза

Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, человек всю жизнь узнаёт что-то новое и это его выручает

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? ДА.

В пословицах есть однокоренные слова.

— Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Мы достигли цели урока?

— Что такое корень слова?

— Какие слова мы называем однокоренными?

— Как найти в слове корень?

— Почему корень учения горек, а плод сладок?

— Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 17.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что…

Правила с. 74-75 выучить правило, № 132, 133.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку » Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Цель занятия: закрепить.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *