в каком классе проходят кавказский пленник толстой

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Система уроков

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Л.Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

Чтение и изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе дает учителю широкую возможность:

— научить школьников эстетическому анализу художественного произведения;

— соотнести детское прочтение с авторской позицией;

— рассмотреть проблему соотношения мира художественного произведения с действительностью.

Следует отметить, что сюжет и основное содержание рассказа Л.Н. Толстого порождает множество ассоциаций с событиями новейшей отечественной истории. Но учитель должен сознательно избегать возможных переходов от анализа текста рассказа к так называемым сравнениям и «связи с жизнью», ибо в данном случае урок перестает быть процессом обучения литературе со своими специфическими целями (предметными) и становится «беседой по поводу. » Урок должен стать способом приобщения к культуре.

Основные знания и умения как предполагаемый результат изучения рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник»:

Освоение теоретико-литературных знаний

Формирование читательских умений

1. Литературный герой

Характеризовать литературного героя на основе отбора элементов художественного текста, пересказа и интерпретации поступков героя

2. Главный и второстепенный герои

Отличать главного героя от персонажа

Воспроизводить основные события в их художественной логике

Находить в тексте, использовать при характеристике героя и событий художественного произведения портрет и пейзаж

Основные виды учебной деятельности школьников на уроке: выразительное чтение; пересказ фрагментов текста; составление плана содержания текста; наблюдение над текстом; отбор литературного материала в соответствии с учебной задачей; составление характеристик героев с элементами сравнения.

Уроки по изучению рассказа «Кавказский пленник» тематически можно представить так:

Урок 1. В мире «Кавказского пленника». Знакомство с содержанием произведения.

Урок 2. Война и мир как основные полюса содержания рассказа.

Урок 3. Жилин как главный герой рассказа.

Урок 4. Образ рассказчика. Способы создания образа рассказчика. Авторская позиция.

Урок 1. Знакомство с содержанием произведения. Сюжет и композиция рассказа

Цель. Знакомство с сюжетно-композиционными особенностями рассказа на основе составления плана.

— Интересно ли было вам читать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

— Какие эпизоды вам хочется перечитать в классе?

Чтение 2-3-х эпизодов. Например, побег Жилина, пленение Жилина или спасение Диной Жилина.

— Избранные и прочитанные эпизоды характеризуют вас как эмоциональных читателей. А теперь посмотрим, насколько вы внимательно читали рассказ. Вам предлагается ответить на вопросы небольшой викторины.

1. Сколько денег потребовал татарин за Жилина?

2. Какое письмо написал Жилин матери?

3. Почему Жилин стал собственностью Абдул-Мурата?

4. Как звали собаку татарина?

5. Что умел делать Жилин?

6. Какие украшения были на Дине?

Можно предложить самим учащимся продолжить викторину, задавая своим одноклассникам «трудные» вопросы.

Некоторые вопросы викторины заставили вас задуматься и вновь обратиться к тексту. Давайте сделаем это вместе. Мы составим план, который поможет получить более глубокое представление о содержании рассказа и особенностях его построения.

Предлагается модель записи (на уроке 1 заполняется только левая колонка).

Развитие событий в рассказе — сюжет

Особенности построения рассказа — элементы композиции

1-я гл. Письмо от матери. Переход из крепости в крепость. Решение Жилина и Костылина оторваться от отряда. Пленение Жилина. Прибытие в аул.

2-я гл. Татарский аул. В доме Абдул-Мурата. Договор о выкупе. Встреча с Костылиным

3-я гл. Дружба Жилина с Диной. Мастеровитость Жилина. Рассказ о старом татарине татарина

Портрет старого татарина

Вставной рассказ о судьбе старого

4-я гл. Подготовка к побегу. «Разведка» Жилина. Гибель татарина. Похороны. Поминки. Решение о побеге.

Пейзаж окраины аула

5-я гл. Побег. Дорога из аула к речке. «Путь» Жилина и «путь» Костылина. Погоня и захват в плен. Споры горцев о судьбе пленников.

6-я гл. Житье после побега. Предупреждение Дины об опасности. Помощь Дины в побеге. Дорога на свободу. У своих.

Заполнение правой колонки осуществляется в процессе 2—4-х уроков как углубление читательских представлений об анализе художественного произведения.

Слово учителя об авторе. Учитель расширяет представление учащихся о личности Л.Н. Толстого, об истории создания произведения. (Этот этап необходим, так как дает возможность перейти к урокам, посвященным анализу художественного произведения.) Рассказ «Кавказский пленник» вошел в четвертую книгу для чтения из «Новой азбуки» Л. Толстого для учащихся яснополянской школы. В этом рассказе автор воплотил свой опыт участия в кавказской войне, свои нравственные идеалы. Учитель в этой части урока может подробнее рассказать о яснополянской школе, о Толстом как боевом офицере.

Задается вопрос, который может стать проблемным:

— Чему намеревался научить Л. Толстой учеников яснополянской школы, предлагая им для чтения рассказ «Кавказский пленник»? Глубоко и полно ответить на этот вопрос мы сможем, изучив это художественное произведение.

Уточнить план, составленный в классе. Перечитать гл. 2, 3, 5.

Урок 2. Война и мир как основные полюса содержания рассказа

Цель. Опираясь на сформированные умения работы с художественным текстом, составления плана, пересказ фрагментов текста, наблюдения за художественным текстом, дать аспектный анализ произведения.

— Попробуем определить, как развивается сюжет.

1-я гл. — экспозиция и завязка действия.

2-я гл. — развитие действия.

3-я гл. — развитие действия.

4-я гл. — развитие действия.

5-я гл. — кульминация.

6-я гл. — кульминация и развязка.

Делаем вывод, что сюжет всегда развивается по следующей логике: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Заметим, что в экспозиции характеры главных героев только намечены (Жилин — активный, ведет себя героически, Костылин — пассивный и трусливый), а в кульминации характеры раскрываются наиболее глубоко.

Обращаемся к композиции произведения.

— Расскажите, каким образом можно было добраться из крепости в крепость и почему.

Шла жестокая война, татары везде и всюду угрожали русским.

Работа с портретом Дины.

— Найдите портрет Дины во 2-й гл. Какая деталь в портрете вами замечена?

Монисто из русских полтинников, на ленте рубль: это военные трофеи, немало русских погубили татары. Глядит, как на зверя какого; прыгнет прочь, как дикая коза — русский изначально для девочки враг, менее всего просто человек.

Работа с пейзажем и интерьером, (гл. 2).

— В каких деталях дан пейзаж и интерьер? Найдите их в тексте.

Коза с козлятами ходит, церковь ихняя с башенкой; пол земляной чистый.

— Какие представления о жизни аула складываются у читателя?

Дается картина мирной жизни, но этот мир иной — другая культура. Здесь люди живут по своим обычаям.

— Почему изменилось отношение Дины и местных к Жилину?

Жилин сделал Дине куклу, а она ему вместо воды стала носить молоко. Мастеровитость и открытость пленника нравились татарам, и они отвечали за добро добром. Жилин оказался в плену, в чужом для себя мире, но вскоре становится понятно, что и в этом мире люди живут по общим человеческим законам добра и взаимовыручки.

— Соберите портрет Дины, разбросанный по всей 6-й главе.

Глазенки так и блестят, как звезды: вынула две сырные лепешки из рукава; тянет его изо всех сил ручонками за рубаху. да ручонки тонкие такие, как прутики; побежала на горку; как козочка прыгает.

— Как в этом портрете выразилась авторская симпатия к девочке?

Характер сравнений, слова с экспрессивно-эмоциональной окраской — все свидетельствует о симпатии автора к девочке.

— Попробуйте «достроить» сюжет. Представьте, что о поступке Дины узнает ее отец.

— Как вы оцениваете поступки Дины, когда она помогла Жилину совершить побег (6-я гл.)?

Предупредила пленника о его скорой смерти, принесла шест, пыталась сбить с ног колодки. В детском сознании русский «Иван» не столько враг (это Дина хорошо понимает), сколько человек, добрый человек. Она сама сделала это открытие (вспомните ее первую реакцию — глядит, как на зверя какого). Девочка понимает, что ее ожидает, если откроется ее участие в побеге врага. По страх уступает место более сильному чувству: состраданию, соучастию в спасении человека от верной смерти. Война в душе ребенка побеждена. Эта мысль — важнейшая для понимания гуманистического пафоса произведения.

Задание. Продолжите работу над составлением таблицы. Внесите в графы, относящиеся к гл. 2, 6, формулировки — портрет Дины, деревенский пейзаж, интерьер татарского дома. Найдите портрет старого татарина (гл. 4), выявите опорные слова (нос, как у ястреба; глаза злые, серые; храпит, как волк).

— Как этот портрет помогает понять характер человека?

Образ жестокости, зла.

— Прочитайте историю жизни старого татарина.

— Какую правду о жизни помогает понять этот текст?

Зло рождает зло. Война лишила этого человека всего. В нем осталась только ненависть.

— Что помогают нам понять представленные в рассказе образы Дины и старика?

Жизнь Жилина в татарской деревне представляет собой картину контрастную: добро и жестокость — эмоциональные полюса этой жизни, понятия, раскрывающие антитезу рассказа. Антитеза явлена и в образах — Дина и старик татарин. Автор внимательно всматривается в жизнь другую, нерусскую. Становится понятно, что и эти люди стремятся к миру, по-своему его защищают, но война, вражда, жестокость, злоба — порождения войны — очень сильны.

— Перескажите эпизод (гл. 4) — возвращение татар в аул с убитым товарищем. Как этот эпизод помогает понять атмосферу войны?

Татарина убили при очередной схватке с русскими. Сцена похорон и поминок говорит о горе, постигшем аул, и во многом объясняет развитие дальнейших событий. На четвертый день куда-то собираются. Привели лошадей, убрались и поехали человек десять, и красный поехал.

— Куда и зачем поехали десять татар?

Становится более очевидной мысль автора о «снежном коме» войны: гибель татарина от рук русских солдат приводит к дальнейшему кровопролитию — татары отправляются метить за своего единоверца.

Задание. Продолжить работу над составлением таблицы. Внесение в графы, относящиеся к гл. 3, 4, формулировок: портрет старого татарина, история жизни татарина.

Обратитесь к основному вопросу: чему намеревался научить Л. Толстой своих учеников в яснополянской школе, предлагая для чтения рассказ «Кавказский пленник»? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, опираясь на следующие слова-понятия: война, мир, бесчеловечность войны, добро, ненависть.

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Антитеза – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Аул – татарская деревня.

Бешмет – стёганый полукафтан у татар, кавказских народов.

Буза – татарское пиво.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти.

Джигит – молодой человек; молодец, удалец.

Идея – главная мысль произведения.

Имена – Кази-Мугамед, Абдул-Мурат.

Колодки – деревянные бруски, соединённые гайками, для рук и ног.

Мечеть – молитвенный дом у мусульман, «церковь ихняя».

Монисто – ожерелье из монет.

Мулла – служитель культа у мусульман.

Ногаец – представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сакля – жилище горцев.

Сафьянные башмачки – обувь из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет.

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Хаджи – тот, кто побывал в Мекке, почётный человек.

Чалма – головной убор у мусульман.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

1. Коровина В. Я. Литература. 5-й кл.: Учеб. В 2 ч. // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018. стр. 305.

Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 5-й класс. – М.: ВАКО, 2002.

3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 5-й класс. – М.: Аркти, 2014.

4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 5-й класс. – М.: ВАКО, 2011.

5. Челышева И. Л. Литература. 5-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

Открытые электронные ресурсы

1. Музей Льва Николаевича Толстого на станции Лев Толстой. URL: http://tolstoy.lipetsk.ru/category/yasnaya-polyana-v-zhizni-i-tvorchestve-tolstogo/ (Дата обращения 06.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассказ Толстого «Кавказский пленник» – не только о войне. Это больше произведение о нравственном выборе и о характере.

Жилин и Костылин – офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

Какого героя имел в виду автор, называя рассказ? Сравним персонажей. Сравнение героев – это ещё одно средство анализа персонажей, их характеристика.

Толстой наделяет героев говорящими фамилиями. Фамилия Жилин произошла от слова «жила» – прочное окончание мышц. Отсюда – жилистый, двужильный, так говорят о крепком, выносливом человеке. В основе фамилии Костылин лежит слово «костыль» – палка для хромых, безногих. Приёмом говорящих фамилий автор не только даёт характеристики персонажам, но и выражает своё, авторское отношение к ним.

Костылина автор наделяет нелестными эпитетами «грузный», «толстый», «красный», вызывая у читателей негативное отношение к герою.

Противопоставляя двух офицеров, автор использует приём антитезы (греч. antithesis, –противопоставление), противопоставления характеров, образов.

Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья, сбегает, ведёт себя не как подобает настоящему офицеру.

По-разному ведут себя герои в татарском плену. Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного. Он проявляет себя как заботливый, любящий сын, надеется на себя, на свои силы, активно ищет выход, проявляет смелость: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»

Костылин соглашается на выкуп в пять тысяч рублей, не торгуется, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

Различно ведут себя герои и во время побега. Жилин, несмотря на раны, натёртые колодками, выглядит бодро, идёт бойко. Костылин отстаёт, охает, ноет, даже когда его несёт на себе Жилин. Он не может вынести боль и криком выдаёт себя.

Костылин противопоставлен не только своему сослуживцу, но и татарской девочке Дине.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью. Жилин мастерил ей игрушки, а она в благодарность носила ему еду. Но только ли из-за игрушек девочка поддерживала пленника?

Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять.

Ещё одну сложную проблему решает Толстой с помощью образа Дины, актуальную и сейчас. Между людьми возможна дружба, и это не зависит ни от возраста, ни от национальности.

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, в экстремальной ситуации не теряется, постоянно стремится к освобождению из плена.

Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кто он? Теперь мы с уверенностью можем сказать: Жилин.

Теоретический материал для углублённого изучения

Самуил Маршак писал: «Но венцом «Книг для чтения», несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвёртой книги, — знаменитая повесть о Жилине и Костылине — «Кавказский пленник». Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей» (статья «Литература – школе»).

Толстой – участник военных действий

Во время службы на Кавказе Лев Толстой едва не получил очень почётную награду – Георгиевский крест. Было победоносное для русских войск сражение на реке Мичик, и многие получили награду, но не Толстой. Граф, увы, не отличался особой дисциплинированностью и накануне дня награждения так увлёкся игрой в шахматы, что опоздал на караул. За этот серьёзный в действующей армии проступок он был посажен под арест. И награды без него.

«То, что я не получил креста, очень огорчило меня. Видно, нет мне счастья. А признаюсь, эта глупость очень утешила бы меня», — записал он в дневнике.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите фамилии героев рассказа.

Припустил____ под кручь во все лошадиные ноги, кричит ___ :

А____, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. _____ видит — дело плохо. «Ну, — думает ____, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Обучающийся должен вспомнить обстоятельства пленения русских офицеров. Вспомнить, что Жилин был без ружья, а Костылин хоть и был с ружьём, но от трусости не смог им воспользоваться. Два героя противопоставлены. Проанализировав пройденный материал, обучающийся вписывает в текст фамилии героев.

Правильный ответ: Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. Жилин видит — дело плохо. «Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

В рассказе дан портрет Дины. Художественные средства помогают передать авторское отношение. Какой троп в данных фразах использовал автор? Из предложенных художественно-изобразительных средств нужно выбрать один верный ответ.

«…Глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл. 2)

«Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл. 6)

« Как она прыгнет прочь, как коза дикая» (гл. 2)

«…Побежала на гору, как козочка прыгает» (гл. 6)

«…Присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл. 6)

«…Да ручонки тонкие, как прутики» (гл. 6)

После прочтения списка вариантов ответа ученик вспоминает, что олицетворение автор использует для одушевления предметов, у них появляется лицо. Анализируя фразы, обучающийся видит, что это не олицетворение; видит, что во многих цитатах присутствует фраза с «как»: «как коза», «как козочка», «как прутики». А это – сравнение.

Источник

Урок чтения и развития речи по теме «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». 7-й класс

Класс: 7

Цель урока: учить передавать содержание текста, не искажая событий, о которых сообщалось в содержании произведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы «Сравнительная характеристика героев», фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник» киностудии «Грузия-фильм», 1975 год, режиссёр – Георгий Калатозишвили (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.).

Речевой материал: бешмет, мечеть, чалма.

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Садитесь.
– Кто сегодня дежурный в классе? На уроке присутствуют все?
– Проверьте наличие всех принадлежностей к уроку.
– Сейчас сделайте глубокий вдох и медленно выдохните.
– Мы начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

2.1.Проверка домашнего задания – фронтальный опрос учащихся.

– Какое произведение мы изучаем? («Кавказский пленник»)
– Кто автор этого произведения? (Л.Н. Толстой)
– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ-быль)
– Где происходят действия произведения? (На Кавказе)
– Какие военные событии описываются в рассказе? (Война русской армии с горскими народами)
– Как зовут главных героев произведения? (Жилин и Костылин)
– Кто такие – Жилин и Костылин? (Офицеры русской армии)
– Что с ними произошло? (Жилин и Костылин попали в плен к татарам)
– Подтвердите словами из текста, что Жилин не знал о том, что Костылин тоже попал в плен? (стр.114 – 115, последний абзац «… Так и ахнул Жилин, ….»)
– Почему Жилин, был удивлен, увидев Костылина в плену? (Жилин считал, что Костылин спася, бросив его при нападении на них татар)
– Что требовали татары у офицеров? (Чтобы офицеры написали письма домой и попросили деньги для выкупа)
– Сколько потребовали выкуп за Костылина? (Пять тысяч)
– Подтвердите словами из текста, что Костылин согласился. (стр. 115, « – Вот, говорит Жилину, ты всё серчаешь…»)
– Сколько потребовали татары у Жилина? (Три тысячи)
– Согласился Жилин на такую сумму? (Нет)
– Зачитайте, как Абдул отреагировал на торг с Жилиным? (стр. 115, «Помолчали. Вдруг как вскочит Абдул, …)
– Написал ли письмо домой Жилин? (Да написал, а адрес написал неверный)
– Почему адрес написал неверный? (Заботился о матери и думал о побеге)

2.2. Постановка темы и цели урока

– Как вы думаете над чем мы будем сегодня работать? (Тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», III часть)
– Верно, тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», III часть.
Цель нашего урока – понять содержание III части и учиться передавать содержание близко к тексту при ответах на вопросы.
Сегодня на уроке прочитаем содержание III части произведения, ответим на вопросы, продолжим просмотр художественного фильма «Кавказский пленник».
– На партах у каждого из вас лежат листы с критериями для оценивания своей работы на уроке. Прочитайте, за какие виды работ будете себя оценивать. За каждый вид работы вы ставите себе оценку, в конце урока выведем общую оценку.

Критерии оценивания.

Формы работыОтметкаИтогПолный правильный ответ на вопросДополнение ответа учащегосяЧтение содержания III части вслухСамостоятельная работа (сравнительная характеристика)

– Прежде чем я начну читать III часть, вспомним, что на примере главных героев мы учимся тому, как нужно правильно поступать в жизни.

III. Изучение нового материала – знакомство с содержанием произведения

3.1. Чтение содержания III части произведения

– В тексте нам встретятся новые слова – бешмет, мечеть, чалма.
– Ребята, кто-нибудь из вас знает значение этих слов?
– А сейчас, откройте учебник на странице 118. Найдите значение новых слов.
Прочитайте.
– Сейчас мы начнем читать главу и ответим на вопрос: «Чего добивался Жилин в плену?»

3.2. Чтение III части учителем и учащимися.

3.3. Ответы учащихся на вопрос «Чего добивался Жилин в плену?»

3.4. Итог этапа

– Мы с вами прочитали содержание III части произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Кто читал вслух, поставьте себе оценки в листах оценивания. И мы продолжаем урок.

Релаксация

IV. Закрепление изученного материала – работа по содержанию части произведения.

4.1. Работа над осмыслением текста – фронтальный опрос учащихся

4.2. Просмотр фрагмента художественного фильма (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

– Ребята, а сейчас мы посмотрим фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник». При просмотре фрагмента фильма обратите внимание на поведение главных героев в плену. Запомните эти моменты, вам это будет нужно в дальнейшей работе на уроке.

4.3. Работа по характеристикам героев – работа в парах

– Вы посмотрели фрагмент фильма. Запомнили, как вели себя пленники? (Да)
– На столах у каждого из вас лежат листы с характеристиками героев. Продолжаем работу по составлению характеристик героев. Найдите в тексте описание поведения пленников и запишите словами в раздел таблицы «Поведение героев в плену».

Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»
Сравнительная характеристика героев.
Ф.И. учащегося_____________________________________________________

ЖилинКостылин
Главные герои произведения
Поведение главных героев во время нападения татар
Поведение героев в плену у татар
Поведение героевво время побега

4.4. Проверка ответов учащихся:

Жилин – (стр. 117, «А сам всё ходит высматривает, выпытывает, как ему убежать. На всякое рукоделие мастером был.»)
Костылин – (стр. 116, «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет или спит.»)

Не забываем оценивать свою работу на уроке.

V. Итог урока

5.1. Фронтальный опрос

Вот и заканчивается наш урок. Какая тема сегодняшнего урока? (III часть рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»)
Верно, мы читаем с вами рассказ «Кавказский пленник».
– Скажите, что вы узнали нового на уроке о Жилине и Костылине? (Жилин готовился к побегу, а Костылин надеялся на выкуп).
– Скажите, как можно назвать эти черты характера героев? (Жилин – решительный, целеустремленный, наблюдательный. Костылин – безвольный, слабохарактерный, ленивый)

5.2. Рефлексия

– Подумайте и скажите, что вам на уроке понравилось, а что не понравилось.
– На следующем уроке мы узнаем с вами начал ли Жилин осуществлять свой план побега.

5.3. Домашнее задание

5.4. Оценивание учащихся

Самооценивание.
Взаимооценивание.
Оценивание учителем.

– Ребята, я думаю, рассказ «Кавказский пленник» никого не оставит равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям. Спасибо за вашу работу на уроке. Урок окончен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *