в каком классе проходят горького старуха изергиль

Урок литературы в 7 классе. «Старуха Изергиль» М.Горький

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Тема: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.

1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”.

2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.

Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.

Оборудование: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.

Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль. ”

(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).

«… в жизни всегда есть место подвигам».

(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).

I Организация класса. Постановка проблемы

Учитель формулирует основную проблему урока: Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее:

Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный.

Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения:

1. Культ необыкновенной личности;

2. Романтический портрет;

3. Романтический сюжет;

4. Романтический пейзаж;

5. Романтическая стилистика.

III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. Какова композиция рассказа? ( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? (Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).

5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького? (Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).

I V Поиск аргументов для решения проблемы в тексте

1. Сопоставление героев Данко и Ларры:

б) отношение к людям;

в) понимание гордости;

г) поведение в момент суда;

V Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы)

2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону).

3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»).

4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными).

5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей.

6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.

V І Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!» ).

Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).

VII Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».

Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Источник

В каком классе проходят горького старуха изергиль

6. Обобщающая беседа

• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?

7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм»
(работа в группах)

1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту.

Примерный ответ

Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.

Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.

2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?

Примерный ответ

Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.

Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.

Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.

8. Обобщение учителя

— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.

Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.

9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия

«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах)

• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для ответа на этот вопрос.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Источник

Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль»

Разделы: Литература

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа?

— В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

— Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

— К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

— Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Сопоставление образов Данко и Ларры

1. Отношение к толпе

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

6. Поступки, совершаемые героями

7. Отношение писателя к героям

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

ним высокомерно, не считается

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергиль

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергиль

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергиль

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

Источник

Разработка урока по произведению М.Горького «Старуха Изергиль».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок по литературе

Тема: «В жизни всегда есть место подвигам…» (М.Горький). Два типа морали и общественного поведения личности. Идеал писателя (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

в системе: второй из 3-х запланированных по изучению рассказа «Старуха Изергиль»; 4 из 8 – по изучению творчества М.Горького в целом.

проведения: 14 декабря 20 15 года.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Продолжить изучение творчества М.Горького в процессе анализа текста рассказа «Старуха Изергиль».

Выяснить идеал писателя в ходе сопоставительного анализа легенды о Ларре и о Данко.

Отметить художественное мастерство М.Горького, выявляя взаимосвязь языковой, композиционной и идейной систем произведения, их подчиненностью авторскому замыслу.

В процессе урока развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся в лингвистическом и литературном анализе текста:

— составление характеристики героев;

— выявление авторской позиции;

— анализ композиции и её особенностей;

— анализ худ. языковых средств (антитеза, эпитет, метафора, символ, олицетворение и т.д.)

Способствовать развитию и совершенствованию речевых умений и навыков учащихся в процессе монологических и диалогических выступлений.

Способствовать воспитанию у учащихся чувства собственного достоинства, ответственности за совершаемые поступки, убежденности в необходимости наличия идеалов в жизни человека.

История создания рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Замысел писателя (1894г., 1895г.).

Образ Лары. Осуждение эгоизма и индивидуализма.

Образ Данко. Идеал М.Горького. Понятие «подвига» и «героического».

« В жизни… всегда есть место подвигам… (М.Горький). Два типа морали и общественного поведения личности. Идеал писателя (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»).

Эпиграф: … настало время нужды в героическом: все хотят… взглянуть на дело текущего дня с высоты прекрасных целей. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно.

план урока (см. выше).

1) Достойны ли были люди подвига Данко?

2) Был ли смысл в героическом поступке героя?

Рубеж веков, особенно 90-е, 900-е годы – время общественного подъема в России.

Горький, как и любой гениальный русский писатель, чутко реагировал на перемены в общественном сознании. В одном из писем А.П.Чехову он свидетельствовал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты прекрасных целей… Героическое дело требует героического слова». Поэтому в своих ранних романтических рассказах писатель стремится, по его собственному признанию: «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного».

Безусловно, ярчайшим произведением М.Горького этого, раннего периода стал рассказ «Старуха Изергиль».

Поэтому тема сегодняшнего урока сформулирована следующим образом… (зачитать тему).

Мы должны рассмотреть следующие вопросы… (зачитать план).

В процессе анализа текста мы должны… (см. цели урока 2, 3, 4). Это является главными задачами урока.

«Старуха Изергиль» была написана в начале осени 1894г. в Нижнем Новгороде, опубликована в апреле 1895г. в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя от скитаний по Бесарабии, где он в 1891г. работал в артели молдаван на уборке винограда. Именно здесь, под Аккерманом, в романтически прекрасном и загадочном месте, на морском берегу, начинается действие рассказа.

После написания произведения писатель отметил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль».

В – II. Эвристическая беседа с учащимися.

— Кто рассказывает «Старуху Изергиль»? (автор, старуха).

— Как называется этот литературный прием построения произведения? («рассказ в рассказе»).

— Почему именно «рассказ в рассказе» выбрал М.Горький в качестве основного композиционного приема? (это придает произведению достоверность; позволяет представить несколько точек зрения; объединяет истории о разных людях).

— Из каких 3 частей состоит рассказ? («Легенда о Ларре», «Легенда о Данко», история старухи Изергиль).

— Что общего и чем различаются первая и последняя части? (сходное: легенды, время и место действия, в центре сильная личность, романтический герой; различия: разные жизненные позиции, символы, итоги).

— По какому принципу они соотносятся? (антитеза или противопоставление).

— Что это дает для выполнения замысла писателя?

— Как называется такой принцип композиции? (зеркальная).

Кв каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергильв каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергильв каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергильв каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергильв каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе проходят горького старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе проходят горького старуха изергиль. Картинка про в каком классе проходят горького старуха изергиль. Фото в каком классе проходят горького старуха изергильроме того, М.Горький использует ступенчатую композицию: от антигероя к идеалу.

Таким образом, в «Старухе Изергиль» М.Горький использует в качестве основного прием антитезы, композиция произведения ступенчатая, зеркальная. Это способствует…? (Учащимся предлагается самостоятельно закончить вывод). Обмен мнениями. (постепенному, наиболее яркому, полному и доказательному выявлению идеала М.Горького).

В – III. Слово учителя.

Для более точного выявления обратимся к анализу легенд.

Расскажите о Ларре (имя, символ, жизненная позиция, главные черты, художественные средства – до преступления).

Монологический ответ учащихся.

Человека мы оцениваем через поступки. Они могут быть…

Расскажите, в чем состояло преступление Ларры, каково наказание и итог жизни?

Монологический ответ учащихся.

Таким образом, рисуя образ Ларры, М.Горький осуждает эгоизм, индивидуализм и себялюбие. Жить вне общества нельзя, ибо человек – общественное существо, поэтому одиночество и абсолютная свобода становятся для Ларры мукой.

Антиподом Ларры выступает Данко.

Расскажите о Данко (имя, символ, образ, жизненная позиция, главные черты, художественные средства).

Монологический ответ учащихся.

Расскажите, в чем состоял подвиг Данко, каков итог его жизни?

Монологический ответ учащихся.

Таким образом, Данко совершает героический поступок, бескорыстно спасая людей. Его поступок переходит в трагедию, ибо цена подвига – жизнь героя.

— Достойны ли люди подвига Данко? (нет).

— Был ли смысл в его героическом поступке? (да).

Таким образом, М.Горький убеждает читателя, что как бы плохи не были люди, подвиги нужны, ибо на них формируются идеалы, которые дают смысл в жизни следующим поколениям, делают людей лучше. М.Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *