в каком классе проходят герой нашего времени лермонтова
В каком классе проходят роман «Герой нашего времени» Лермонтов?
В каком классе нужно читать роман «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова? О чем книга, краткое содержание?
Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти новелл в которых главным действующим лицом является офицер Григорий Печорин, который был сослан на Кавказ за какую-то провинность. Печорин постоянно становится участником не очень симпатичных историй. В первой новелле он принимает участие в похищении Бэлы, которая затем по его вине погибает. В Княжне Мери разбивает сердце двум женщинам, которые его любили, в Тамани вмешивается в жизнь контрабандистов.
Печорин пытается найти смысл жизни, больше всего он дорожит своей свободой. Конечно понять его поступки сложно даже взрослому, но роман классика изучают в девятом классе школы, во втором полугодии.
Здравствуйте! Роман «Герой нашего времени» проходят в девятом классе, в четвертой четверти. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет людей той эпохи. Роман состоит из пяти глав.
На ваш вопрос у меня есть точный ответ, так как мой ребенок ходит в 9-й класс, и как раз сейчас они проходят роман «Герой нашего времени» Лермонтова. Проходить стали сразу после Нового года. Надо было прочитать произведение на каникулах, а никто не прочитал, теперь читают в спешном порядке.
Кратко рассказать о чем «Герой нашего времени» довольно сложно, но попробую. События в романе происходят в начале 19 века. В центре внимания молодой офицер Григорий Печорин, который пытается найти смысл жизни. Подробнее узнать об этом романе можно вот в этом вопросе.
Этот роман, который является одним из самых запоминающихся, проходят в девятом классе, причём ближе к концу года, ну и он действительно очень даже интересно, поскольку читается довольно-таки легко и можно сказать на одном дыхании, да и запоминается отлично, потому что читал я его как раз в девятом классе, но очень неплохо помню до сих пор, а прошло с тех более десяти лет.
Ну а повествует он прежде всего о жизни и различных переживаниях главного героя по фамилии Печорин, который переживает различные жизненные ситуации и испытает любовь, ведь прежде всего роман этот про любовь, хотя и помимо этого в нём немало всего. В общем я бы сказал что почитать его стоит, ведь он реально притягивает и назвать его скучным точно нельзя.
Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», несмотря на кажущуюся простоту, поднимает достаточно глубокие и очень серьезные вопросы о месте человека в обществе и нашей жизни в целом. Именно по этим причинам к его изучению рекомендуется приступать уже в сознательном возрасте, а именно в девятом классе школьного обучения.
Изучают это произведение в девятом классе.
Герой нашего времени. Пожалуй, самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова.
Естественно, что данное произведение является обязательным для изучения в курсе русской литературы в средней школе.
По программе этот роман изучают в 9-м классе, в 4-й четверти.
Данное произведение Лермонтова состоит из 5 глав, а именно: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри, Фаталист. Данное произведение ученики 9 класса проходят в школе. Данный роман является очень интересным, однако не все могут осознать глубину и смысл в 9 классе.
Вообще произведение довольно сложное и серьёзное, в начальных классах его точно не изучают.
Насколько я помню (точней знаю) изучают это произведение в школе в 9 классе.
Прочитать можно и раньше, но именно изучают уже только в 9 классе.
Во многих школах есть своя учебная программа по которой учатся ученики. Так что тут все зависит от школьной программы. Если я не ошибаюсь, то это произведение проходят в 9 классе. Оно достаточно сложное, так что младшим классам его не понять.
Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ Роман «Герой нашего времени».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ
Роман «Герой нашего времени».
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Цель: Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
Методическое обеспечение урока:
Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы
Ход и содержание урока
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
Читают свои конспекты, дают характеристику главным героям.
Я никогда не считался рабом любимой женщины.
3.Работа по теме. Ученики читают свои конспекты
Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями. На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.
4) Первичное усвоение новых знаний
Читаем краткое содержание романа.
5) Первичная проверка понимания
I группа: Печорин и Бэла.
1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
II группа: Печорин и девушка-ундина.
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
2. Какова композиционная роль ее образа?
III группа: Печорин и Мери
1. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
IV группа: Печорин и Вера
1. Как охарактеризовать можно их чувства друг к другу?
2. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
(Тезисы ответов: Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но «Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного». И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).
6) Первичное закрепление
Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.
Ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?
Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.
– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?
– единство группы в ходе работы было нарушено?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Литература. 9 класс
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание,
2) вспомните хронологический порядок построения произведения;
3) напишите верный ответ.
М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения произведения, так как …
а) дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю души» человека – это неверный вариант;
б) стремление к оригинальности– это неверный вариант;
в) для того чтобы пробудить интерес читателя к герою – это неверный вариант;
г) постепенное — от «внешнего к внутреннему» — раскрытие характера главного героя – это верный вариант.
Следовательно, верный ответ г).
Разбор типового контрольного задания
Что читал Печорин в ночь перед дуэлью?
а) Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»
б) А. Смит. «Исследования о природе и причинах богатства народов»
в) В. Скотт. «Шотландские пуритане»
г) Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание,
2) вспомните, что читал Печорин в ночь перед дуэлью;
3) напишите верный ответ.
Печорин в ночь перед дуэлью читал…
а) Ф. Шиллера. «Коварство и любовь» – это неверный ответ.
б) А. Смита. «Исследования о природе и причинах богатства народов» – это неверный ответ.
в) В. Скотта. «Шотландские пуритане» – это верный ответ.
г) Дж. Байрона. «Паломничество Чайльд-Гарольда» – это неверный ответ.
Следовательно, верный ответ в).
Система уроков Герой нашего времени
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
Тема: ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.
1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
Лермонтов в своем произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.
Печорин – натура, богато одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.
Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
Вот некоторые из вопросов :
1. Какая из прочитанных повестей произвела на вас наибольшее впечатление?
2. Расскажите о своем отношении к главному герою.
3. О каких событиях из жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»?
4. От чьего имени ведется повествование? Какую это играет роль?
5. Кто такой Максим Максимыч? Что вы о нем узнаёте?
6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина?
7. Какое впечатление сложилось у вас о проезжем офицере?
8. Прочитайте понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?
III. Особенности композиции романа.
1. Что такое сюжет художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета вам известны?
3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)
5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.
Печорин едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.
Хронологический порядок расположения повестей:
Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так:
Последние три повести – это дневник главного героя,
история жизни, написанная им самим.
1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
2) О чем заставляет задуматься такая композиция?
3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»*.
IV. Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре-
мени».
1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».
1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?
2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?
(«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)
1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)
2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
I. Опрос по домашнему заданию.
1. В чем особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего времени»?
2. О чем заставляет задуматься такая композиция?
II. Повесть «Бэла». (Герои, содержание, особенности жанра и композиции, отношение к Печорину героев повести.)
1. Беседа по вопросам:
1) На сколько частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?
2) От чьего имени ведется повествование? В какой форме написано? (Рассказ ведется от имени автора и Максима Максимыча. Жанр – путевые записки: «… я пишу не повесть, а путевые записки».)
3) Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?
Автор – человек на Кавказе «новый», тоскующий по родным местам. Он любопытен, имеет желание «вытянуть» какую-нибудь захватывающую историю у Максима Максимыча. Автор – образован, наблюдателен, восхищается чудной природой Кавказа.
Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Знакомство с Печориным и совместная служба – это исключительное событие в однообразной жизни штабс-капитана.
2. Пересказ-анализ эпизодов «Похищение Бэлы» и «Гибель Бэлы». Можно использовать вопросы :
1) Мысленно воспроизведите психологическое состояние Печорина.
2) Как характеризуют главного героя эти эпизоды?
3) За что вы осуждаете Печорина?
4) Какие черты его характера заслуживают одобрения? Почему?
5) Любовь Печорина к горянке Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение – каприз?
6) В чем Максим Максимыч видит странность Печорина?
7) Каково отношение автора к герою?
Печорин привлекает к себе внимание окружающих и вызывает интерес автора. Но отношение автора к герою противоречиво. Поражают странности и во внешности, и в характере Печорина. Храбрость, энергия, смелость, благородные порывы сочетаются в нем с вялостью и безразличием.
История с Бэлой показывает, что у Печорина сильная воля, он умеет добиваться поставленной цели. Это вызывает к нему симпатии. Но в то же время автор осуждает его за мелочные и эгоистические поступки, привычку считаться только со своими желаниями.
Противоречивость Печорина и раскрывается в последующих главах романа со всей полнотой, обнаруживая «болезнь» поколения того времени.
3. Пересказ-анализ повести «Максим Максимыч» или чтение по ролям. Можно использовать вопросы :
1) Каково впечатление от прочитанного?
2) В чем особенности портрета Печорина? Чем он отличается от портрета, данного Максимом Максимычем в повести «Бэла»?
3) Какова роль повествователя в рассказе?
4) Как проявляется идейный замысел Лермонтова?
5) Проанализируйте эпизод встречи Печорина со штабс-капитаном. Можно ли назвать Печорина и Максима Максимыча друзьями?
6) Как вы объясните холодность Печорина? Почему он не остался обедать со штабс-капитаном?
7) Какие черты характера Печорина раскрылись в последней встрече с Максимом Максимычем?
8) Кому из героев вы сочувствуете?
9) Какой, на ваш взгляд, должна быть их встреча?
10) Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе?
(Композиционная роль повести «Максим Максимыч» велика. Она как бы связующее звено между «Бэлой» и «Журналом Печорина». В ней объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру.
Прост и сюжет повести. Но встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность, равнодушие и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка как-то заполнить свою жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)
Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет (особенности внешности, отражение в ней сложных душевных переживаний, психологизм портрета).
1. Повесть «Тамань». Чтение, пересказ сюжета. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?
2. Анализ эпизодов «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком». Что нового узнали о главном герое?
3. Наблюдения над композицией «Тамани», описанием природы, речью персонажей.
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
Вопрос: Как в предисловии раскрывается отношение автора к своему герою? («Тамань» – первая повесть из «Журнала Печорина». Лермонтов подчеркивает искренность главного героя, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Журнал проясняет многое непонятное в характере и поведении героя.)
II. Краткий пересказ сюжета «Тамани». (Сюжет повести определяется характером героя, его огромным желанием найти «ключ этой за- гадки».)
1. Что интересного в повести?
2. Как она построена?
3. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?
4. Что показалось Печорину странным и загадочным в поведении и характере хозяев?
III. Анализ эпизодов (по группам):
Прекрасная «ундина» – натура сильная и самоотверженная, способная к риску. Доказательство – ее борьба в лодке.
Лермонтов подчеркивает ловкость и смелость Янко, его любовь к воле и свободе и в то же время говорит о его равнодушии и черствости по отношению к слепому мальчику.
IV. Беседа о главном герое.
1. Что заставило Печорина «вмешаться» в события, стать их участником?
2. Как раскрывается его характер в приключении в Тамани?
3. Счастлив ли герой?
4. В чем он винит себя?
5. Почему называет «круг честны ́ х контрабандистов» «мирным»?
V. Мастерство Лермонтова.
З. Я. Рез выделяет в повести «Тамань»:
1. Мастерство построения повести (напряженность развития действия, обусловленность его характером героя, четкость и стройность композиции, отсутствие второстепенных деталей, насыщенность действия).
2. Многообразие способов создания образов персонажей.
3. Характер и роль пейзажа в «Тамани».
4. Лаконизм, ясность и простота стиля в описаниях.
5. Яркая индивидуализация речи персонажа [13, с. 164–165].
Чтение повести «Княжна Мэри». Отношение Печорина к дворянскому кругу.
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
Наглядные пособия : иллюстрации и рисунки М. Врубеля, В. Серова, Д. Шмаринова и других к повести «Княжна Мэри». Тип урока – комментированный урок. Оборудование: презентация, учебник, тетради, карточки.
М. Лермонтов. Герой нашего времени.
(Слова главного героя произведения – Печорина)
I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
Пятигорск. Дворянское «водяное общество» – та социальная среда, к которой принадлежит Печорин.
Беседа по вопросам:
1. Расскажите об отношении Лермонтова к дворянскому обществу.
2. Как показано это общество в романе? (Перечислите тех героев произведения, которые сочувствуют Печорину, кто ненавидит его, кто «просто терпит».)
3. Как проходит жизнь представителей «водяного общества»? Назовите их занятия, интересы?
4. Каким оказывается Печорин в этой среде?
5. Чем отличаются запросы и идеалы Печорина от идеалов «водяного общества»?
Лермонтов сатирически изображает дворянское общество. Приехавшая московская знать, степные помещики, местная элита, приезжие офицеры – разнородное «водяное общество» Пятигорска. Многочисленные романы и увлечения, сплетни, карты, прогулки, балы – вот то, что интересует светское общество Пятигорска.
На «фоне» этих господ ярче выступает умный и решительный Печорин. Он презирает и московскую знать, и пятигорское дворянское общество. Конфликт между Печориным и обществом неизбежен.
Лермонтов убеждает, что такое лицемерное и пустое общество не способно выдвинуть из своей среды настоящих героев. В Печорине же постоянно идет напряженная работа мысли, он настойчив, сам анализирует свои поступки, симпатии и антипатии, стремится «дойти до сути».
II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина
с Грушницким».
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Грушницком.
2. За что его презирает Печорин?
3. Какие меткие характеристики дают ему Печорин и автор? (Грушницкий – «позер». «Его цель – сделаться героем романа». «Производить эффект – его наслаждение». «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собой». «В их душе много добрых свойств, но ни на грош поэзии».)
4. Чтение сцены дуэли (или пересказ, близкий к тексту).
5. Что послужило причиной ссоры?
6. Хотел ли Печорин дуэли и смерти Грушницкого? (Приведите цитаты, которые помогают понять душевное состояние главного героя.)
7. Мог ли он поступить иначе?
8. Ночь перед дуэлью. Какие стороны души Печорина открываются читателям? Чем объясняется ненависть Грушницкого к Печорину?
9. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли?
10. Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?
По словам Белинского, Грушницкий представляет собой эталон «идеальных фразеров», встречавшихся «на каждом шагу». Во всем контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяет модную в 30-е годы XIX века разочарованность, ложный романтизм.
Портрет Грушницкого не дается в статике, а постоянно меняется в зависимости от душевного состояния героя. Недалекий по уму, завистливый и тщеславный, весь «сотканный» из фальши, Грушницкий предпочитает естественным движениям ложную позу. Для него главное – производить эффект, казаться трагическим и загадочным.
Люди, подобные Грушницкому, по словам Печорина, под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда тем и другим».
Но до старости Грушницкий не дожил. Он запутался во лжи и интригах и был убит на дуэли с Печориным. В последние мгновения в Грушницком «происходила борьба», проявившаяся в подавленности и смущении, в признании своей неправоты. Он ушел из жизни со словами: «Я себя презираю».
Печорин оставлял противнику «возможность мирного исхода». Он выстрелил тогда, когда Грушницкий выкрикнул: «Нам на земле вдвоем нет места». Но рад ли Печорин такому исходу? Никакой радости и торжества победителя нет. Душевное состояние Печорина тяжело. У него «на сердце… камень». Но в то же время – в Печорине скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.
III. Работа с иллюстрациями.
1. Каким изобразили героев лермонтовского романа художники?
2. Какое настроение Печорина и секундантов передано в рисунках?
Чтение главы «Фаталист», доклады или сообщения об отношении Печорина к Мэри, Вере.
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
Тема: «…Я ВСЕГДА СМЕЛЕЕ ИДУ ВПЕРЕД, КОГДА НЕ ЗНАЮ,
ЧТО МЕНЯ ОЖИДАЕТ» (ПОВЕСТЬ «ФАТАЛИСТ»)
Тип урока – комментированный урок. Оборудование: презентация, учебник, тетради, карточки.
I. Реализация домашнего задания.
Выступления учащихся с докладами (или сообщениями ) об отношении Печорина к женщинам.
1. Печорин и княжна Мэри.
1) Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мэри?
2) Какие поступки и действия его вызывают презрение княжны Мэри?
3) За что все-таки Мэри полюбила Печорина?
2. Анализ эпизода «Прощание Печорина с Мэри».
Вопрос: Что нового из этой сцены узнали о героях?
3. Отношение Печорина к Вере.
1) Способен ли Печорин на чувство – любовь?
2) Могли ли герои – Вера и Печорин – остаться вместе и быть счастливыми?
Любовь к Печорину ни Мэри, ни Вере, кроме страданий, ничего не дала. Печорин даже тех, кого искренне любил и уважал, не смог сделать счастливыми («…любил для себя, для собственного удовольствия», «ничем не жертвовал для тех, кого любил»). В любви Печорин – эгоист.
Но героини (и Вера, и Мэри) выделили среди многих… Печорина. Это «заставляет увидеть необычность героя, скрытую в нем душевную красоту, усилить обаяние героя» [13, с. 187].
II. Повесть «Фаталист».
Повесть «Фаталист» завершает дневник Печорина и весь роман в целом.
Печорин находится в хорошо знакомой ему среде офицерства. События происходят на Кавказской линии.
Вопросы для учащихся:
1. Кратко перескажите содержание повести.
2. Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое фатализм?
3. Существует ли рок, судьба или нет? Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
4. На какие мысли наводит главного героя созерцание ночного неба?
5. Какой вывод можно сделать после смерти Вулича? Есть ли предопределение или нет?
5. К какому окончательному выводу подводит нас автор, рассказывая об эпизоде пленения пьяного казака?
«Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», – говорит Печорин.
III. Композиция повести «Фаталист».
Если останется время, можно составить схему композиции.
А. А. Мурашова предлагает такую схему * :
1. Эпизод с Вуличем (судьба есть).
2. Размышления героя при созерцании звездного неба (сомнения в существовании предопределения).
3. Гибель Вулича (рок существует).
4. Пленение пьяного казака (Печорин бросает вызов судьбе и побеждает благодаря точному расчету, ловкости, силе).
Вывод. В любом случае нужно действовать.
Образ Печорина. Составить план к образу, подобрать цитаты.
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
Тема: «ЦЕЛАЯ МОЯ ЖИЗНЬ БЫЛА ТОЛЬКО ЦЕПЬ ГРУСТНЫХ
И НЕУДАЧНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ СЕРДЦУ ИЛИ РАССУДКУ»
(ОБРАЗ ПЕЧОРИНА).
Тип урока – комментированный урок. Оборудование: презентация, учебник, тетради, карточки.
Печально я гляжу на наше поколение.
I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
Примерный план к образу Печорина [13, с. 205–206]:
I. Печорин – центральный образ романа «Герой нашего времени». Многообразие средств его характеристики.
II. Трагизм судьбы и жизни Печорина.
2. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
1) незаурядность в богатстве интересов, сложности духовного мира, критическом складе ума;
2) жажда действия и постоянные поиски применения своих сил как отличительная особенность Печорина;
3) противоречивость его и разлад с самим собой;
4) нарастание эгоизма, индивидуализма и равнодушия в характере героя.
3. Печорин – один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов:
1) близость его лучшим людям 30-х годов и Лермонтову;
2) черты, роднящие Печорина с героями «Думы».
III. Причины гибели Печорина:
1. Общественно-политическая обстановка в России 30-х годов.
2. Отсутствие общественных запросов и чувства родины.
3. Воспитание и влияние света.
IV. Сходство и отличие Онегина и Печорина.
V. Значение образа Печорина в общественно-литературной борьбе 30–40-х годов.
Ведущая тема «Героя нашего времени» – изображение социально-типичной личности дворянского сословия 30-х годов XIX в., то есть после поражения восстания декабристов. Главная мысль романа – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды.
Н. Г. Чернышевский верно заметил, что Лермонтов «представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки».
Николаевская действительность лишила Печорина высокой цели и мысли в жизни, герою скучно, он постоянно «ощущает свою ненужность». Жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет Белинский, – всегда он сам, его желания».
Характер и поведение Печорина отличаются крайней противоречивостью.
Но для какой цели он жил? «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные», – размышляет Печорин.
Лермонтов пишет и о положительных качествах своего героя. Он отмечает глубокий ум Печорина, огромную жажду жизни, деятельности, твердую волю, смелость, настойчивость в достижении цели, а главное – стремление к самопознанию. Не имея возможности реализовать себя, он направляет на самопознание все силы своей души, а свою энергию – на мелочные и недостойные дела и поступки. «…Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, …утратил навеки пыл благородных стремлений», – говорит герой.
III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
Заключительный урок по образу Печорина можно провести в форме литературного суда над Печориным.
Кто же Печорин? Предоставим слово «следователю». По делу проходят «свидетели»: Максим Максимыч, Грушницкий, княжна Мэри, Вера, доктор Вернер, сам автор – Лермонтов.
Постоянный диалог подсудимого Печорина, судьи, следователя, адвоката, прокурора*.
1. Конспект статьи Белинского «Герой нашего времени».
2. Подготовиться к сочинению, повторить вопросы из учебника в конце темы.
Уроки 50–51
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
3. Судьба поколения 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова.
4. Чем нам близка поэзия М. Ю. Лермонтова.
5. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
6. Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».)
7. «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
9. Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Печорин и Вулич.
10. Грушницкий и Печорин. Сопоставительная характеристика.
11. Трагедия Печорина.
12. Природа в изображении М. Ю. Лермонтова (по роману «Герой нашего времени»).
13. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – вечная книга.
14. Любимые страницы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Индивидуальные выступления учащихся по группам:
3-я группа. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2–3 рассказа прочитать).
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
Тема: ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Цель урока: выявить усвоение темы.
Задачи: помочь учащимся осмыслить характер главного героя, понять драму незаурядной личности; выяснить, как сам герой оценивает свою жизнь и себя; определить отношение Лермонтова к своему герою. Тип урока – контроль знаний и умений. Оборудование: тесты.
Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
Определите мотивы (темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия…», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…».
6. «И скучно и грустно…», «Утес», «На севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу», «Кавказ».
тема поэта и поэзии
Определите размер стихосложения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решеткой в темнице сырой. »
Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить…».
2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».
Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил…»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии, художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
И, видишь, – я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя – могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.
«Песня про купца Калашникова. ».
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»?
2. Критический реализм.
4. Просветительский реализм.
Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
О ком сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?
В чем трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти «между глубокостию натуры и жалкостию действий» ( В. Г. Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
О ком из героев романа идет рассказ?
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. Б ывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха. Да-с, с большими был странностями. »
Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
3. Предисловие к журналу Печорина.
5. Окончание журнала Печорина.
Определите, чей это портрет.
«. Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист. а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого. Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
2. Григорий Александрович.
3. Сергей Александрович.
4. Александр Григорьевич.
Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».
Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?
1) повторить биографию Гоголя по учебнику;
2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».
1. М.Ю.Лермонтов жил:
1. 1814 – 1841 2. 1824 – 1849 3. 1812 – 1837
2. Определите мотивы (темы) лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия…», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…».
6. «И скучно, и грустно…», «Утёс», «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу…», «Кавказ».
3. Определите размер стихосложения:
«И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастье никогда».
1. ямб 2. хорей 3. дактиль 4. амфибрахий 5. анапест.
4. Укажите количество стоп в стихе:
«Сижу за решёткой в темнице сырой…»
1. 2 стопы 2. 3 стопы
5. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить»
2. «Молитва», «Памяти А.И.Одоевского», «Завещание».
1. романтический
2. реалистический
6. Найдите метафоры и сравнения в приведённых строках:
1. «В пространстве брошенных светил».
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза»
1. метафора 2. сравнение
7. Гипербола – это:
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
М.Ю.Лермонтов. Лирика. Ключ.
1. 1
2. 1 – любовная л., 2 – мотив богоборчества, 3 – тема поэта и поэзии, 4 – вольнолюбивая л., 5 – тема родины, 6 – философская л., 7 – тема природы.
3. 1
4. 2
5. 1 – романтический, 2 – реалистический.
6. 1 – метафора, 2 – сравнение.
7. 3
8. нет
Конспект урока литературы в 9 классе. Дата проведения_____________________
Тема: ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Цель урока: выявить усвоение темы.
Задачи: помочь учащимся осмыслить характер главного героя, понять драму незаурядной личности; выяснить, как сам герой оценивает свою жизнь и себя; определить отношение Лермонтова к своему герою. Тип урока – контроль знаний и умений. Оборудование: тесты.
М.Ю. Лермонтов Роман «Герой нашего времени».
1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
1. романтизм 2. критический реализм
3. сентиментализм 4. просветительский реализм 5. классицизм
2. Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.
3. Определите идею романа «герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.
4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».
1. Печорин 2. Онегин 3. Доктор Вернер 4. Грушницкий
5. В чём трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
1. Грушницкий 2. Княжна Мери 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер 5. Бэла
7. О ком из героев романа идёт рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»
1. Грушницкий 2. Печор 3. Максим Максимыч 4. Доктор Вернер
8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».
1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. предисловие к журналу Печорина
4. «Тамань» 5. окончание журнала Печорина 6. «Княжна Мери» 7. «Фаталист»
10. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. дуэль Печорина и Грушницкого 2. похищение Карагёза
3.гибель Бэлы 4. выстрел Вулича
11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.
12. Печорина звали:
1. Максим Максимыч 2. Григорий Александрович
3. Сергей Александрович 4. Александр Григорьевич
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Ключ.