в каком классе проходят генетику по биологии

«Наука генетика. Основные понятия генетики». Урок для 9-го класса

Разделы: Биология

Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.

Задачи:

Обеспечение занятия: портрет Грегори Менделя, стенд или плакат «Основные вехи в истории генетики»; терминологические карты «Обзор основных терминов и понятий генетики»

Тип урока: изучение нового материала.

Метод проведения: беседа.

Требования согласно программе:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Генетика – молодая наука, составляющая основу всей современной биологии. Ее возраст – чуть более 100 лет (с 1900 года). Название «генетика» предложил английский ученый У. Бэтсон в 1906 г. Оно происходит от греческого слова «genesis», что означает – происхождение.

Вступительное слово учителя:

Генетика – это наука о закономерностях наследования признаков у организмов. Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1865 году опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Мендель показал, что наследственные задачи не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Эти единицы, представленные у особей парами, остаются дескретными и передаются последующим поколениям в мужских и женских гаметах, каждая из которых содержит по одной единице из каждой пары.

В 1909 году датский ботаник Иогансен назвал эти единицы генами, а в 1923 году американский генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах. С тех пор генетика достигла больших успехов в объяснении природы наследственности и на уровне организма, и на уровне гена.

(учитель обращает внимание на стенд «Основные вехи в истории генетики»)

Основные вехи в истории генетики (материалы для стенда (плаката или раздаточного материала)

Середина 18 – начало 21 векаПервые попытки научного объяснения причин наследственности и изменчивости
1763–1851 гг.Французский исследователь ввел представление о контрастных или альтернативных признаках
1856–1865 гг.Работы Г. Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности.
1865 г.Вышла в свет работа Г. Менделя «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха.
1900 г.К. Корренс, Г. Де Фриз и К. Чермак, проводя эксперименты на различных объектах, заново переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем.
1901–1903 г.г.Была разработана мутационная теория Г.де Фриза.
1906 г.Генетики в США и Европе начинают работать с плодовой мушкой дрозофилой.
1911 г.Т. Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности в ее первом представлении.
1920 г.Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
1929 г.А.С. Серебровский и Н.П. Дубинин доказали сложную структуру гена.
1933 г.Т. Мограну, первому среди профессиональных биологов, была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине
1944 г.Американскими биохимиками (О.Эверин и др.) было установлено, что носителем свойства наследственности является ДНК.
1953 г.Расшифрована структура ДНК Ф. Криком и Д. Уотсоном
1955–1960 г.г.Выяснение природы генетического материала и основных закономерностей сохранения генетической информации, ее передачи и реализации в молекулярные признаки (белки)
1962 г.Английский физик ф. Крик и биофизик М. Уилкине, и американский биофизик Д. Уотсон получают Нобелевскую премию за открытие структуры нуклеиновых кислот и их роли в наследственной передаче признаков организма.
1968 г.Американским биохимикам Р. Холи, Х. Коранс, М. Ниренбергу присуждена Нобелевская премия за расшифровку генетического кода и его роли в синтезе белка.
1980–1990 г.г.Первые геномные проекты и начало и начало их реализации. Механизмы регуляции генной активности, проблемы генетического контроля за формирование признаков. Развитие медицинских аспектов генетики.
1997 г.Первое клонированное животное (овечка Долли), полученное из ядра взрослой соматической клетки; собственное ядро ооцита было заменено на ядро клетки из культуры эпителиальных клеток молочной железы взрослой лактирующей овцы.
1990–2000 г.г.Первые расшифрованные геномы прокариот (бактерий) и эукариот. Создание трансгенных организмов.
2001 г.Расшифрован геном человека. Этические проблемы использования генетических технологий.

На следующем этапе урока ставится задача раскрыть содержание проблем, разрабатываемых генетикой.

ГЕНЕТИКА – изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.

Что такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?

Совместная формулировка определения и запись его в тетрадь.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. (необходимо объяснить, что передаются не сами признаки: цвет глаз, волос и др., а гены, определяющие их развитие.

– В чем биологический смысл наследственности? (Сохранение вида)

Мы выяснили, что гены определяют признаки и свойства организма.

– Что такое ген? (участок ДНК)

далее формируем более полное представление о гене:

АЛЛЕЛЬ – конкретное состояние гена

в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии

ЛОКУС – конкретное место нахождения гена в хромосоме;

Понятия «ген» и «аллель» в определенной степени синонимы («ген» – более широкое понятие; «аллель» – конкретное)

Затем рассматривается проблема изменчивости организмов, которая трактуется как свойство, противоположное наследственности.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность организмов изменять свои признаки и свойства.

– В чем биологический и эволюционный смысл изменчивости? (обеспечивает выживание вида).

Приводятся примеры изменчивости:

А) снижение урожая зерновых при плохом агрофоне, низкая удойность молока при плохом кормлении коров, светло-зеленый цвет листьев при недостатке азота, света;
Б) появление среди людей альбиносов, шестипалых людей, карликов и т.д.;
В) люди живущие на планете Земля, такие одинаковые и такие не похожие. Среди них не найдешь генетических и психологических двойников – ни по соседству, ни на противоположной стороне планеты, ни в прошлой истории человечества, ни в будущем.

Далее учитель с помощью учащихся называет задачи, решаемые наукой генетикой.

Учащиеся делают вывод. Озвучивают цель и задачи генетики.

Таким образом генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.

III. Закрепление пройденного материала.

Работа с терминологической картой

Терминологическая карта.
Обзор основных терминов и понятий генетики.

Задание: Прочитайте определения понятий на карточке, выделите отличительные признаки, попробуйте дать свои формулировки понятий.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип – совокупность всех генов организма; совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.

Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.

Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов.

Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген.

Альтернативные признаки – это взаимоисключающие, контрастные признаки (например, желтые и зеленые семена гороха). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным. (см. ниже).

Аллельные гены – пара генов, расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромом и контролирующих развитие контрастных альтернативных признаков. Каждый ген этой пары называется аллелью.

Зигота – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромом.

Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа).

Доминантный признак – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.

Рецессивный признак – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

Гамета – половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы содержат по одной хромосоме из каждой пары.

Задание: Поработайте в паре, обсудите ваши сформулированные понятия, опросиьте друг друга.

VI. Домашнее задание.

Параграф 35 и записи в тетради. Дать определение понятия гена, используя разные точки зрения. Вспомнить значения терминов из рубрики «Вспомните» параграфа 36.

Список литературы использованный при подготовке к уроку:

Источник

Урок биологии в 9 классе: Введение в генетику

Айтбаева Зухра Абдрамановна, учитель географии и биологии, стаж 29 лет, высшая категория ГУ «Школа-гимназия № 32» город Астана

Цель: Сформировать представление о генетике как науке, о гибридологическом методе изучения наследственности Г. Менделя, основных понятиях генетики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки, с гибридологическим методом исследования, с основными генетическими понятиями и терминами.
2. Научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.
3.Сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.

Основные понятия и термины: Генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки, и гомозигота, гетерозигота.

Оборудование: портрет Менделя, презентация «Основы генетики»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы:

1.Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему?»в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии

Начертив на песке посохом два круга — малый и большой, Зенон ответил: «Площадь малого круга — это познанное вами, площадь большого — познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что за пределами этих кругов — непознанное ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

До начала 20 века вопросы наследственности признаков у организмов тоже вызывало множество сомнений среди ученых — биологов. Как происходит размножение, почему потомки не совсем похожи на родителей, как передаются наследственные признаки — эти вопросы волновали ученых много лет. По сути размножение — это самовоспроизведение на организменном уровне, которое выражается в увеличении численности особей, сопровождающееся сменой поколений.

Почему каждое новое поколение похоже на родительские формы? Еще в глубокой древности человечество пыталось понять и дать объяснение загадочным явлениям зарождения и развития жизни.

Уже в I тысячелетии до н. э. античным ученым было понятно, что в зачатии человека участвует мужское семя. Считали, что если семя обоих родителей одинаково горячее, то рождаются мальчики похожие на отца, а если семя одинаково холодное, то рождаются девочки похожие на мать. Далее если семя отца горячее, а отца холодное, родится девочка похожая лицом на отца.

Вы согласны с этим? (вопрос классу) Почему дети похожи на родителей? Потому что потомство получает наследственные признаки от родителей. Значит наследственность — это одно из основных свойств живых организмов. Что, по вашему мнению, означает наследственность? Для всех ли организмов характерно это свойство?

Наследственность — это свойство живых организмов передавать свои признаки потомству.

А теперь, вспомните знаменитую сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Почему из яйца, которое насиживала утка, вывелся лебедь?

Ученики после обсуждения приходят к мысли, что яйцо птицы — это оплодотворенная яйцеклетка, в ядре которой хранится наследственная информация родителей.

Что является носителем наследственной информации, и какие, процессы обеспечивают передачу наследственной информации от родителей к потомству?

Носителем информации являются хромосомы. В процессе деления хромосомы удваиваются. Каждая хромосома образует дочернию и при делении одной клетки, образуются две дочерние с одинаковым количеством хромосом.

У разных видов живых организмов разное количество хромосом. Например: у собаки — 78, у обезьяны — 48, у человека — 46, у пшеницы — 14 и т. д. Хромосом не много, а наследственных признаков у каждого организма намного больше. Где же в хромосоме хранится информация о наследственных признаках?

Информация хранится в генах. Ген — это участок хромосомы, где содержится информация о первичной структуре белка.

Локус — это участок хромосомы, где находится ген.

в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии

Первым человеком, который впервые попытался объяснить закономерности наследования, был Грегор Мендель. Грегор Мендель родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австрийской империи, ныне Гинчице, в семье крестьян. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.

Грегор Иоганн Мендель (1822 — 1884) — биолог, ботаник, открывший законы наследственности.

Увлечение биологией в своей биографии Мендель проявил рано. Два года он посещал институт Ольмюца, после этого стал монахом в Августинском монастыре Святого Фомы.

Затем с 1844 по 1848 в биографии Г. Менделя проходило обучение в богословском институте в Брюнне. Но глубокие знания во многих областях Мендель получил благодаря самообразованию. Недолгое время преподавал, после чего отправился обучаться в Венский университет. Именно там Грегор Мендель в своей биографии много времени посвящал изучению гибридных потомков растений. Долгие годы (1856 — 1863) ставил опыты на горохе, а в результате сформулировал законы наследования («законы Менделя»).

Его труды были опубликованы, но не заинтересовали известных ботаников того времени. Тогда в биографии Георга Менделя было поставлено еще несколько опытов (на ястребинке, на пчелах), но результат оказался неудачным. Так что Мендель оставил свои биологические эксперименты, стал настоятелем монастыря.

Механизм наследования, открытый благодаря биографии Григория Менделя, заинтересовал ученых лишь в начале 20 века.

Датой рождения генетики стал 1900 г, когда законы Г. Менделя «переоткрыли» независимо друг от друга — Гуго де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия), Э. Чермак (Австрия)

в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологиив каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии

Опыты по изучению наследования признаков, Г. Мендель проводил опыты на горохе. Почему он выбрал именно горох? Горох самоопыляемое растение, поэтому сохраняет однородность генов. При скрещивании растений гороха с желтыми семенами с растениями гороха с зелеными семенами, в первом поколении все семена имеют желтую окраску, то есть первое поколение единообразное. Когда скрестили растения первого поколения между собой, то во втором поколении появились растения с зелеными семенами.

Сейчас к полученной информации составьте вопросы, с помощью которых вы могли бы узнать почему происходит такое наследование признаков. (Почему в первом поколении все семена желтые? Почему во втором поколении появляются семена зеленого цвета?)

Вводиться понятие доминантный и рецессивный признаки.

Доминантный признак — преобладающий.

Рецессивный признак — отступающий или исчезающий.

На хромосомах находится несколько десятков генов. Например, у человека на 46 хромосомах находится более 300 тыс. генов.

Совокупность взаимодействующих генов организма называется генотипом. Совокупность внешних и внутренних признаков называется фенотипом.

Значит, гены несут наследственные признаки, которые переходят от родителей к потомству.

Наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов называется генетикой. (определение записывается в тетрадь)

Г. Мендель проводя опыты на горохе, записывал словами весь ход проведенных опытов. Это было не совсем удобно. Для удобства записей опытов, генетики ввели генетическую символику.

В генетике пользуются такими общепринятыми символами:

При скрещивании гороха с желтыми семенами с горохом с зелеными семенами, были получены желтые семена. Тот признак, который проявился в первом поколении — доминантный, поэтому его принято обозначать заглавной буквой (A, B, C, D, R, T), а не проявившийся признак строчной буквой ( a, b, с, d, r, t) Теперь скрещивание гороха, мы можем выразить это генетическими символами:

в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии

Вспомните, что такое зигота, и какой набор хромосом в зиготе.

Зигота — оплодотворенная яйцеклетка. И в ней двойной набор хромосом, один от женского организма, другой от мужского организма. Значит, при слиянии в потомстве первого поколения должно проявится доминантный признак (желтые семена.

Гомозигота — организм, содержащий по определенному гену два одинаковых аллеля — АА, аа, ВВ, вв.

Гетерозигота — организм, содержащий по определенному гену два разных аллеля — Аа, Вв.

Аллельные гены — гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, определяющие альтернативные проявления одного и того же гена ( признака)

Запись на доске с использованием генетической символики.

III. Закрепление:

Составить синквейн по теме.

1.Генетика
2.Важная, актуальная
3.Изучает, исследует, обобщает.
4.Генетика наука о наследственности организмов.
5.Наука.

Источник

Генетика в школьном курсе биологии (учебно-методическое пособие) (стр. 1 )

в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологииИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть фото в каком классе проходят генетику по биологии. Смотреть картинку в каком классе проходят генетику по биологии. Картинка про в каком классе проходят генетику по биологии. Фото в каком классе проходят генетику по биологии

1) Достижения современной генетики

2) Лауреаты Нобелевской премии в области генетики

3) Теоретические основы школьного курса генетики:

4) Евгеника: позитивная и негативная

5) Урок на тему «Наследственная (генотипическая) изменчивость»

6) Решение генетических задач

7) Опорные конспекты по генетике

Достижения современной генетики

«. Но прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли: белую отбери от коричневой, познай самое себя». Е. Л Шварц. «Золушка»

Как только проект, названный «Геном человека «, был объявлен, начались новые муки: множество людей во всем мире, причем не просто обыватели, а профессора и руководители институтов, стали его резко критиковать, называя его «завиральным», нереальным и попросту глупым. Вложенных средств он не оправдает, усилий потребует столько, что все ученые, забросив остальные дела, справиться с ним не смогут и т. п. Деньги затея поглотит, а толку все равно не будет. Рановато еще к этому приступать, твердили эти знатоки, наука не созрела для решения таких задач, технических возможностей не создано, лучше прекратить с самого начала нелепую выдумку, а деньги пустить на действительно реальные проекты.

Если бы на этом настаивали специалисты по ядерной физике или физической химии, было бы понятно, ведь из-за «Генома человека» приостановили другие дорогие проекты, прежде всего в области физики. Но в хоре протестов выделялись и голоса биологов, особенно из Западной Европы и СССР. Правда, в СССР были и другие ученые, в частности, академик А..А. Баев, которые сразу же постарались включиться в международный проект и извлечь из него максимальную пользу.

И вот прошло 10 лет с момента официального старта проекта. Чего же удалось достичь? К концу 1999 г. расшифровано свыше двух десятков геномов. Но насколько близки мы к пониманию строения всех генов человека? И что эти данные могут дать самому человеку?

СКОЛЬКО ГЕНОВ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ?

В любой соматической клетке человека 23 пары хромосом. В каждой из них по одной молекуле ДНК. Длина всех 46 молекул почти 2 м. У взрослого человека примерно 5х10″ клеток, так что общая длина молекул ДНК в организме 10″ км (почти в тысячу раз больше расстояния от Земли до Солнца).

Как представить себе 3 млрд. оснований зримо? Чтобы воспроизвести информацию, содержащуюся в ДНК единственной клетки, даже самым мелким шрифтом (как в телефонных справочниках), понадобится тысяча 1000-страничных книг!

Сколько же всего генов, то есть последовательностей нуклеотидов, кодирующих белки, в ДНК человека? Года три назад полагали, что g около 100 тыс., затем решили, что не более 80 тыс. В конце 1998 г. пришли к выводу, что в геноме человека 50-60 тыс. генов. На их долю приходится только 3% общей длины ДНК. Роль остальных 97% пока неясна.

ЧТО ТАКОЕ «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА»?

Проект состоит из пяти основных этапов:

v завершение физических карт каждой хромосомы с разрешением 0,1 Мб;

v получение карты всего генома в виде набора описанных по отдельности клонов (0,005 Мб);

v к 2004 г. полное секвенирование ДНК (разрешение 1 основание);

v нанесение на карту с разрешением в 1 основание всех генов человека (к 2005 г.).

Когда эти этапы будут завершены, исследователи определят все функции генов, а также биологические и медицинские применения результатов.

Наконец, разработка методов секвенирования (изучения точных последовательностей нуклеотидов в ДНК) открыла путь к созданию секвенсовых карт с рекордным на сегодня разрешением (на этих картах будет указано положение всех нуклеотидов в ДНК).

КЛАДЕЗЬ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В последние 4-5 лет благодаря проекту «Геном человека» разработаны новые методы (методы второго поколения), в которых почти все процессы полностью автоматизированы. Почему это направление стало центральным? Самая маленькая хромосома клеток человека содержит ДНК длиной 50 Мб, самая большая (хромосомаМб. До 1996 г. наибольший участок ДНК, выделяемый из хромосом с помощью реактивов, имел длину 0,35 Мб, а на лучшем оборудовании их структура расшифровывалась со скоростью 0,05-0,1 Мб в год при стоимости 1-2 долл. за основание. Иными словами, только на эту работу понадобилось бы примерно 30 тыс. дней (почти век) и 3 млрд. долл.

Совершенствование технологии к 1998 г. повысило производительность до 0,1 Мб в день (36,5 Мб в год) и понизило стоимость до 0,5 долл. за основание. Использование новых электромеханических устройств, которые к тому же потребляют меньше реактивов, позволит уже в 1999 г. ускорить работы еще в 5 раз (к 2003 г. планируется довести скорость расшифровки до 500 Мб в год) и уменьшить стоимость до 0,25 долл. за основание (для человеческой ДНК еще дешевле).

За последние шесть лет созданы международные банки данных о последовательностях нуклеотидов в ДНК разных организмов (GenBank EMBL/ DDBJ) и о последовательностях аминокислот в белках (PIR 1 SwissPot). Любой специалист может воспользоваться собранной там информацией в исследовательских целях. Решение о свободном доступе к информации далось нелегко.

Ученые, юристы, законодатели немало потрудились, чтобы воспрепятствовать намерениям коммерческих фирм патентовать все результаты проекта и превратить эту область науки в бизнес.

Основные результаты завершенных этапов проекта изложены в журнале «Science» (1998.Vol. 282, N5 5396,. Р. ).

Изученные гены человека. За 1995 г. длина участков ДНК человека с установленной последовательностью оснований увеличилась почти в 10 раз. Но хотя прогресс был налицо, результат за год составил менее 0,001% от того, что предстояло сделать. Но уже к июлю 1998 г. было расшифровано почти 9% генома, а затем каждый месяц появлялись новые значительные результаты. Изучив большое число копий генов в виде сДНК и сопоставив их последовательности с участками хромосомной ДНК, к ноябрю 1998 г. расшифровалиген (примерно половина генома).

Зная строение геномов, ученые приблизятся к разгадке механизмов эволюции. В частности, такого ее этапа, как деление живых существ на прокариоты и эукариоты. До последнего времени к прокариотам относили архебактерии, по многим признакам отличающиеся от других представителей этой группы микроорганизмов, но также состоящие всего из одной клетки без обособленного ядра, но с молекулой ДНК в виде двойной спирали. Когда год назад геном архебактерий расшифровали, стало ясно, что это отдельная ветвь на эволюционном древе.

Помимо этих целей, официально включенных в международный проект, поддерживаемый США и рядом других стран на правительственном уровне, некоторые исследовательские центры объявили о задачах, которые будут решаться в основном за счет грантов и пожертвований. Так, ученые Калифорнийского университета (Беркли), Орегонского университета и Хатчинсона по исследованию рака начали расшифровку генома собаки.

Впрочем, наряду с радужными ожиданиями всеобщего блага эта грандиозная цель вызывает и вполне осознанную тревогу юристов и борцов за права человека. В частности, высказываются возражения против распространения генетической информации без разрешения тех, кого она касается. Ведь ни для кого не секрет, что уже сегодня страховые компании стремятся добыть такие сведения всеми правдами и неправдами, намереваясь использовать эти данные против тех, кого они страхуют. Компании не желают страховать клиентов с потенциально болезнетворными генами или заламывают за их страховки бешеные суммы. Поэтому конгресс США уже принял ряд законов, направленных на строгий запрет распространения индивидуальной генетической информации.

НАЙДЕН ГЕН СТАРЕНИЯ

Внутри гена, ответственного за синдром Вернера, были обнаружены особые участки ДНК, называемые Alu-последовательностями. Подобные участки раньше считали «балластной» ДНК, служащей чем-то вроде прослойки между генами, несущими информацию о белках. Сегодня стало ясно, что Alu-последовательности играют какую-то особую роль, связанную, возможно, с регуляторными функциями генов. Они чаще, чем другие участки ДНК, подвергаются изменениям, мутациям. Возможно, что участие гена, расположенного на девятой хромосоме, в процессах старения связано с его повышенной изменчивостью.

Джон Локк и генетика

В журнале «Народное образование», № 9, 1999г. на стр. 241-244 под рубрикой «педагогическая академия» опубликована статья доктора педагогических наук, профессора Валентина Кумарина «Джон Локк и генетика». В ней обсуждаются проблемы в современном воспитании, непосредственно связанные с блистательным педагогическим трудом «Мысли о воспитании» Джона Локка.

О двух открытиях чуть подробнее

В начале 90-х годов выходец из КНР российский ученый Цзян Кань Чжень установил, что в человеческом организме существует биомагнитное поле, которое является главным носителем генной информации. Что для передачи этой информации можно обходиться без довольно рутинной селекционной работы. В своей хабаровской лаборатории он разработал метод биологической сверхчастотной связи и, минуя все стадии отбора, скрестил кукурузу с пшеницей, огурец с дыней, арахис с подсолнечником. Этим же методом ему удалось получить зародыши (и выговорить страшно!) куроутки и козлокролика. Собственный ген он спроецировал на яйцо наседки и получил цыпленка, покрытого не перьями, а человеческим волосом.

Найден ген гениальности!

Лауреаты Нобелевской премии в области генетики

Завещание Альфреда Нобеля

Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.

Сие завещание является последним и окончательным, оно имеет законную силу и отменяет все мои предыдущие завещания, если таковые обнаружатся после моей смерти.

Наконец, последнее мое обязательное требование состоит в том, чтобы после моей кончины компетентный врач однозначно установил факт смерти, и лишь после этого мое тело следует предать сожжению,
Париж, 27 ноября 1895 г. Альфред Бернхард Нобель.

Теоретические основы школьного курса генетики

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ

I. Открытие законов наследственности. В 1865 к австрийский естествоиспытатель Грегор Мендель описал в статье «Опыты над растительными гибридами» два принципиально важных явления, открытых с помощью разработанного им метода генетического анализа.

1. Признаки определяются отдельными наследственными факторами, которые передаются через половые клетки.
2. Отдельные признаки организма при скрещивании не исчезают, а сохраняются в потомстве в том же виде, в каком они были у родительских особей.
Таким образом, был открыт один из важных источников изменчивости, а именно механизм сохранения приспособительных признаков вида в ряду поколений.

II. Официальное рождение генетики. Весной 1890 г. три ботаника независим6 друг от друга в трех разных странах на разных объектах пришли к открытию важных закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и К. Чермак (Азетрия). Однако оказалось, что три ботаника всего-навсего «переоткрыли» закономерности наследования Г Менделя.

III. Развитие хромосомной теории. С 1911 г. Т. Моргам с сотрудниками в Колумбийском университете (США) начинает публиковать серию работ, в которых формулирует хромосомную теорию наследственности. Экспериментально доказывается, что основными носителями генов является хромосомы и что гены в хромосомах располагаются линейно.

IV. Открытие нуклеиновых кислот как наследственного материала. Особую роль в этом открытии, сделанном в 1928 г., Сыграли исследования Ф. Гриффита, касающиеся природы явления трансформации: приобретение соответствующих свойств живыми клетками под влиянием веществ из убитых высокой температурой клеток. О. Звери и другие ученые затем показали, что подобные свойства от одной клетки к другой могут передаваться только с очищенной ДНК.

V. Расшифровка строения молекулы ДНК. В 1953 г. английский биофизик и генетик Ф. Крик н американский биохимик Дж. Уотсон предложили модель структуры ДНК, которая с тех пор многократно проверялась и была признана 1 правильной как в целом, так и во многих деталях. С этого момента начинается совершенно новый период развития не только генетики, но и всей биологии в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *