в каком классе проходят дворцовые перевороты

Урок истории в 7-м классе «Дворцовые перевороты»

образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.

Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

— Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? ( Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

— Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

— Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Как я усвоил материал?

1. Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради

IV. Самоанализ урока.

Реальные учебные возможности данного класса весьма своеобразны. Добрая половина класса очень активны, любопытны, усваивают учебный материал легко, откладывая в памяти мельчайшие подробности сказанного учителем, охотно читают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения. Другая половина класса, наоборот, пассивна, с трудом включается в работу на уроке, не владеет материалом учебника даже на хорошую тройку. Поэтому, при планировании урока выбрала именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это вместе позволило мне в определенной степени поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу, кроме того, отражение фактического материала в табличной форме и фиксирование основных понятий темы в тетради позволит нерадивым ученикам дома повторить материал в сжатой форме.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.

Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.

Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).

При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.

В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.

В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.

Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)

Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.

Источник

Уро к истории в 8 классе «Дворцовые перевороты»

Файл содержит 2 урока по теме «Дворцовые перевороты»

Просмотр содержимого документа
«Уро к истории в 8 классе «Дворцовые перевороты»»

Тема: Эпоха дворцовых переворотов

Цель: Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.

Образовательные: раскрыть сущность частой смены правителей; показать рост дворянских привилегий; подчеркнуть, что дворцовые перевороты не нарушали господствующего положения дворянства.

Коррекционно-развивающие: способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства у учащихся.

Основные термины и понятия:

Дворцовые перевороты, фаворит.

Оборудование и материалы: Схема «Дворцовые перевороты», портреты Елизаветы Петровны, Петра II, Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II, карточки с заданиями, презентация «Дворцовые перевороты».

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, ответьте на вопрос:

– Как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона (великокняжеского, царского)?

Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси с древнейших времен, конечно при условии, если наследник был. Такой порядок просуществовал вплоть до эпохи Петра I.

— Какой указ о престолонаследии издаёт Петр 1 в 1722 году? (Петр издает указ, по которому император должен сам назначать наследника.)

— Как вы думаете, почему Петр1 пошел на этот шаг?

Среди ученых историков сложилось мнение, что, скорее всего Петр пошел на этот шаг, опасаясь за судьбу своих реформ, у которых было немало противников, в том числе и сын – царевич Алексей. Скоропостижно умирая в 1725 году, Петр не успел сделать завещание и наследника не назначил. После смерти императора борьба за трон стала характерной чертой десятилетий, за 37 лет с 1725 по 1762 г. на русском престоле один за другим побывало 6 императоров.

Этот период крупнейший русский историк В. О. Ключевский позднее назовет “Эпохой дворцовых переворотов”. Начинается острая борьба за власть между придворными дворянскими группировками. В ходе борьбы усиливается то одна, то другая группировка и каждая стремилась “посадить” на трон своего человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с этой сложнейшей и интереснейшей эпохой – “Эпохой дворцовых переворотов”.

Определение учебной задачи урока

— Какие учебные задачи нам необходимо поставить перед собой?

1.Выяснить причины и сущность дворцовых переворотов.

2.Охарактеризовать движущие силы дворцовых переворотов.

3.Углубить знания по данной исторической эпохе.

— Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами

“Тут кротко или строго. Царило много лиц
Царей не очень много. А более цариц”.
Л.Н.Толстой

— Так же на протяжении двух уроков мы попытаемся ответить на вопрос:

Если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века?

Изучение темы урока

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

— Итак, что же привело к дворцовым переворотам?

1) Работа с текстом учебника

— Прочитайте пункт 1 П 13-14, с. 84. Назовите причины, приведшие общество к дворцовым переворотам.

Причины дворцовых переворотов.

Указ Петра I о престолонаследии.

Усиление роли гвардии в государственных делах страны

Появление дворянских группировок, борющихся за власть.(борьба старой и новой аристократии)

— Что стало главной движущей силой дворцовых переворотов.

(Главной силой переворотов была гвардия, «люди государственные», служилые, из разных сословий, не только дворяне, но все считавшие себя близким к двору и осознавшими свою ответственность за судьбу России.)

— Итак, Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Назначенного наследника нет.

Претендентов на престол было предостаточно: две дочери Анна и Елизавета от второго брака с Екатериной. Была ещё родня по линии старшего брата Ивана, с которым Пётр начинал царствовать в 1682 г.(3 дочери: Анна, Екатерина и Просковья). Его внук, сын погибшего царевича Алексея в 1718г.- Петр и жена Петра I- Екатерина Алексеевна

— Сколько наследников претендовало на престол?

— У кого из них было больше шансов вступить на престол?

— Кто же станет на престол?

2)Работа с текстом учебника и таблицей

— Прочитать п. 2 стр. 84 и заполнить таблицу

Источник

План-конспект урока «Дворцовые перевороты»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

История России 8 класс

УМК: «История России»: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева, 2018 г.

Уровень обучения – базовый

Тема урока «Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 2 часа

Место урока в системе уроков по теме: первый урок по главе II «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов»

Цели урока: определить значение дворцовых переворотов в истории России

— создать условия для осмысления и систематизации знаний по теме «Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)» средствами критического мышления;

Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительных источников, оценку имеющихся знаний.

— формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать в соответствии с планом;

— создавать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать свое мнение, умело аргументируя его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников;

— владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать.

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения, правила групповой работы;

оценивать содержание учебного материала, используя личные ценности;

— устанавливать связь между целями деятельности и ее результатом.

— определять и формулировать цели урока;

— определять и формулировать задачи урока;

— работать по заготовленному плану, соблюдая установленные инструкции;

— высказывать свое мнение, пользуясь учебным материалом;

— отличать правильно и неправильно выполненное задание;

-совместно с одноклассниками и учителем оценивать свою деятельности на уроке.

— ориентироваться в учебном материале;

-ориентироваться в своей системе знаний, определяя границы своих знаний;

— находить ответы на вопросы в учебном материале;

— проводить анализ текста учебника, карты;

— проводить классификацию, указывая на основания классификации;

— слушать и понимать высказывания других учащихся;

уметь аргументировать свою точку зрения;

— искать информацию, используя несколько источников.

Техническое обеспечение урока : мультимедийная презентация (Приложение 1), компьютер, проектор.

Оборудование : портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, схема «Династия Романовых в XVII – XVIII вв.» (раздаточный материл – Приложение 2), таблица дворцовые перевороты, карта Россия в 1725-1762 гг.

Основные даты и события:

Дворцовый переворот – насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в Российской империи в 1726-1730 гг.. Создан Екатериной 1.Распущен Анной Иоановной.

Кондиции – условия вступления на престол императрицы Анны Иоановны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха.

Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

Дворцовые перевороты 1725-1761 гг.

Родство с Петром 1

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма.

Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет.

Петр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остерман, Б. К. Миних. Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I. Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

сын племянницы Анны Ивановны

1740-1741 гг. Низложены гвардейскими полками.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 7 июля 1762 г.

1761-1762 гг. Низложен гвардейскими полками.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербская

жена внука Петра III

Гвардейские полки, русское дворянство

1. Организационный момент

2. Актуализация пройденного материала. Введение в тему урока.

Ребята, послушайте стихотворение:

Как много сделал он для матушки России

Великих дел, свершений и побед.

Коль славен он и прежде и поныне

Без малого почти три сотни лет.

Великий царь, великий император

Он шел по жизни собственным путем.

И для страны и для себя как реформатор

Ему все было в жизни нипочем.

Всегда стремился первым быть как прима

Еще когда водил потешный был народ.

И строил он, как воевал неудержимо

Мануфактуры, города и армию, и флот.

Вступительное слово учителя:

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, ответьте на вопрос:

– Как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона (великокняжеского, царского)?

Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси с древнейших времен, конечно при условии, если наследник был. Такой порядок просуществовал вплоть до эпохи Петра I. В 1722 году Петр издал указ о престолонаследии, по которому император должен сам назначать наследника. Скорее всего это связано с тем, что Петр опасался за судьбу своих реформ, у которых было немало противников, в том числе и сын – царевич Алексей.

Осенью 1724 года один из российских кораблей потерпел кораблекрушение. Петр 1 одним из первых бросился в ледяную воду спасать матросов. Он сильно простудился и в январе 1725 года скончался в страшных муках. Скоропостижно умирая Петр не успел назначить наследника. После смерти императора борьба за трон стала характерной чертой десятилетий, за 37 лет с 1725 по 1762 г. на русском престоле один за другим побывало 6 императоров.

Этот период принято называть“Эпохой дворцовых переворотов”. Начинается острая борьба за власть между придворными дворянскими группировками. В ходе борьбы усиливается то одна, то другая группировка и каждая стремилась “посадить” на трон своего человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с этой сложнейшей и интереснейшей эпохой – “Эпохой дворцовых переворотов”.(Слайд 3)Запись темы урока в тетрадь.

Сообщение нового материала по плану:

1. Понятие и причины дворцовых переворотов XVIII века.

д) Елизавета Петровна;

3. Итоги дворцовых переворотов

3. Работа с родословной Романовых

4. Соотнесите правителей и годы правления

5. Историческая личность (работа с портретами и описаниями)

1. Внук великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе

2. При жизни названный Великим, он не успел оставить завещание и назначить наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть

3. Внук великого императора, сын его любимой дочери, был воспитан за границей. Наречён наследником престола родной тёткой, пришедшей к власти в результате очередного переворота

4. Племянница великого царя, ставшая императрицей по приглашению Верховного тайного совета. Годы правления этой грозной женщины были отмечены усилением позиций прибалтийских немцев у трона.

5. Дочь Петра Великого, свергла с престола младенца-императора, своего внучатого племянника, и правила страной 20 лет

Работа с документом – раздаточный материал

Приход к власти Екатерины II

Принцесса Цербстская* сначала
Язык усердно изучала,
И нравы русской старины
В короткий срок изучены!

Она умом своим блистала:
Вольтера, Монтескье читала.
А Пётр был ежедневно пьян,
Не по её вине – изъян!

Супругу он совсем оставил,
Россией же недолго правил:
Все недовольны им. и вот
Произошёл переворот.

Её давным-давно готовы
Во всём поддерживать Орловы.
Составлен быстро манифест,
А муж отправлен под арест.

Так после смерти Петра Великого произошло шесть дворцовых переворотов. В течении 37 лет шесть правителей сменилось на российском престоле. Возросла роль придворных фаворитов и гвардии. Ведь именно они помогали каждому новому правителю захватить власть. (Заполнение таблицы.)

(Слайд 29) Результаты дворцовых переворотов:

1.Сохранение абсолютной монархии

2. Усиление экономических и политических позиций дворянства.

3. Существенное сокращение прав крестьян: запрещалось поступать на военную службу без согласия помещика, запрещается приобретать недвижимые имения, вступать в откупа и подряды, заводить фабрики. Крепостные крестьяне не признавались подданными государства, а рассматривались подданными их господ

4. Закрепление изученного материала. (Слайд 30)

— Почему период с 1725-1762 г. называется периодом дворцовых переворотов?

— Сколько дворцовых переворотов произошло за 37 лет?

— Кто такие фавориты?

Восстановите последовательность правления императоров.

6.Рефлексия. кластер– Эпоха дворцовых переворотов

7. Домашнее задание. (Слайд 32)

Источник

Конспект урока «Дворцовые перевороты»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 178» городского округа Самара

по истории России, 8 класс

Тема урока: Дворцовые перевороты.

Учитель: Овчарова Юлия Юрьевна.

Тема урока: Дворцовые перевороты.

Цель: познакомить учащихся с процессом дворцовых переворотов, его причинами и основными персоналиями периода 1725-1762 гг.

изучить определение нового понятия «Дворцовые перевороты»

изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;

познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;

подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;

сопоставлять различные точки зрения;

высказывать и аргументировать собственное мнение.

на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;

воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

Данный урок по теме «Дворцовые перевороты» в 8 классе неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документах о порядке наследования престола.

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
2. Правление Екатерины I (1725-1727).

3. Правление Петра II (1727-1730).
4. «Верховники» (1730). Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.
5. Анна Иоанновна (1730-1740). Бироновщина.
6. Иван Антонович (1740-1741).
7. Императрица Елизавета Петровна (1741-1761).
8. Правление Петра III (1761-1762).

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., созданный в результате борьбы за власть между группировками дворянства.

Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

1725-1727 – правление Екатерины I.

1727-1730 – царствование Петра II.

1730-1740 – царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 – царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 – правление Петра III.

1762 – начало царствования Екатерины второй.

Проверка домашнего задания.

1. Когда Петр 1 получил титул императора? в 1721.

2. Какой орган создал Петр 1? Сенат

3. В каком году открыл академию наук? в 1725.

4. Сколько длилась Северная война? 21. ( с 1700 по 1721)

5. Какую политику ввел Петр 1? Политику протекционизма

6. Кто стоял во главе церкви? Синод

7. Чем Петр 1 заменил приказы? Коллегиями

2.Изучение новой темы.

Выясним, к акие причины привели к началу Дворцовых переворотов?.

Запись в тетрадь : дворцовый переворот.

Параграф 13,пункт 1 «Причины и сущность Дворцовых переворотов»-самостоятельное чтение.

Причины дворцовых переворотов:

— Отмена старого порядка престолонаследия.
— Петр I не назначил наследника.
— Противоречия между старой и новой знатью.
— Усиление влияния гвардии при дворе.

Вместе рассмотрим с вами правителей этой эпохи, рассмотрим, кто помогал им занять престол.

Запись в тетрадь : В тетради начертим таблицу из трех колонок: Правитель, даты правления, опора правителя.

Первый учащийся (опережающее задание): Петр I так и не успел назначить наследника, что после его смерти прекрасно использовал Меншиков. Он и некоторые другие приближенные Петра, после смерти императора при поддержке армейских полков возвели на престол жену покойного царя Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны и фаворитом стал сам Меншиков. При императрице был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть. Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством, хотя и была соратницей Петра и всецело доверяла советам старых соратников Петра I. Особенно большое влияние на императрицу оказывал Меншиков. Гвардейские полки были опорой трона, так как они состояли из дворян, поэтому правители стремились заручиться поддержкой гвардейцев. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В 1727 году она умерла.

Запись в тетрадь : фаворит, Верховный тайный совет.

Записывают в тетрадь.

Учитель : Кто занял престол после смерти Екатерины? Как долго он правил?

П.3-самостоятельная работа. Прочитать, сформулировать ответ на вопрос. Заполняют таблицу.

Второй учащийся (опережающее задание): Члены Верховного тайного совета, прежде всего князь Голицын, были обеспокоены усилением влияния Долгоруких. Вниманию членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича, Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского. Не избалованная вниманием и богатством, она казалась “Верховникам” удобной кандидатурой, при которой роль совета еще больше возрастает. По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол. Таким образом, впервые была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Но о кондициях стало известно при дворе.

Запись в тетради : кондиции.

Записывают в тетрадь в таблицу.

Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: Как Анна поступила с кондициями? Опора Анны Иоанновны в правлении? Как долго она правила?

Третий учащийся (опережающее задание): Тем временем приехавшая в Москву Анна Иоанновна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили её “принять самодержавство…” и предлагали уничтожить кондиции. “Верховники” побоялись пресечь Анне и она разорвала, подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так, при помощи гвардии произошел второй дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет. Правление “верховников” продлилось тридцать семь дней. Вместе с Анной, из Курляндии прибыли прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного правления, например ее фаворит Бирон, ставший её первым министром. Видные позиции занимал вице-канцлер Остерман, глава военной коллегии – Миних. С самого начала своего правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Слушают сообщение, формулируют ответы, заполняют таблицу.

Учитель: Почему Иван Антонович правил недолго? Его судьба? Кто был возведен на престол вместо него?

П.6-самостоятельная работа. Читают, формулируют ответы на вопросы. Заполняют таблицу.

Гвардия поддержала дочь Петра Великого, так как стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий. В Елизавете сочетались страсть к нарядам, развлечениям, танцам, с набожностью, строгими постами и богомольями. Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц: Разумовского, Шувалого, Бестужева-Рюмина, Воронцова. Для Елизаветы вопрос о наследнике престола был также важен. В 1742 году она назначила приемником своего племянника Петра Федоровича – сына Анны Петровны, внука Петра I. Императрица женила его на немецкой принцессе Софии Ангальд-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя – Екатерина. Однако Елизавета разочаровывается в племяннике, так как он остается немецким принцем, равнодушным России. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла, императрица взяла мальчика на воспитание и стала задумываться о передачи ему прав на престол. В 1761 году Елизавета умерла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *