в каком классе проходят чингисхана
Урок-Байга «От Чингисхана до Батыя»
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Наглядность: карты: “Завоевания монголов в XII-XIV вв.”. “Борьба против монгольского нашествия в XIII в.”. График Золотой Орды.
Способы побуждения интереса: Перспектива (знания нужны для дальнейшего образования),
Опережающие задания, викторина, загадки, задачи;
Контроль: Самоконтроль, взаимоконтроль.
Психологический настрой: Ответственность, дисциплинировать, уверенность в себе.
Организация внимания: В связи с индивидуальными особенностями учащихся, чтобы сосредоточить внимание для данного возраста необходимо частое переключения.
I этап урока: Организованно-мотивационный. Беседа по эпиграфу урока. Актуализацию знаний по теме. Определения места данного урока, как завершающего данную тему.
II. этап урока: Повторения, систематизации исторических фактов, понятий процессов.
Вступительное слово учителя:
Самую многочисленную конницу имели Чингисхан и его приемники. Более 700 лет эта личность не оставляет равнодушными никого, кто хоть немного увлекается историей. Причем оценки его деятельности противоречивы: от восхищения до презрения. Не впадая в подобные крайности, а опираясь на материал учебника и другую, достаточную вашему возрасту информацию, поговорим на заданную тему. Временный промежуток небольшой: дед-внук, это три поколения. Наш урок – Урок-байга, т.е. быстрое движение вперед от этапа к этапу называется “От Чингисхана до Батыя”.
Хронолет (работа по карте и датам).
Даты | Народы и страны, покоренные монголами. |
1207-1208г.г. | Енисейские Кыргызы, Северные сибирские народы. |
1211г. | Бурята, Якуты. |
1219-1221г.г. | Средняя Азия, р-н р. Сырдарьи. |
1220-1222г.г. | Средняя Азия, Закавказье. |
Поход на Русь, Волжскую Болгарию, Восточную Европу.
Тест с ошибками (подчеркнутые неверные убеждения).
Верховным правителем монгольских государств был хан. Власть не передавалась по наследству.
Чтобы управлять империей Чингисхан составил свод законов, состоявший из 4- х частей (из двух).
Законы были очень суровыми, но смертной казни не было. По приказу Чингисхана на деньги из казны построено много городов, вспахивались поля, высаживались фруктовые деревья. В этом вопросе его поддержал Джучи, который поощрял городскую культуру. (Между отцом и сыном не было единства взглядов на земледелие и градостроительство).
Задачи.
Палеографическая страница урока. (Приложение №3)
Палеография- наука, изучающая древние письменные источники, а палеографы переводят их на современный язык. Документ: “О прибытии Чингисхана” в город Отрар и о взятии его монгольскими войсками” изучался на предыдущих уроках методом комментированного чтения. На данном уроке предложена следующая схема закрепления:
I. Работа в парах (учащиеся кратко излагают друг другу главные мысли текста).
II. 3 учащихся задают вопросы классу по содержанию документа.
III. Игра “Три предложения”. Написать три предложения, выражающие главную мысль текста, которому почти 800 лет.
Работа над графиком по циклам развития Золотой Орды.
Каждый ученик получает данный график и в ходе сообщения одноклассников “Оживляет” его надписями.
Сообщения учащихся:
На данном графике приведены циклы развития Золотой Орды. Одно из немногих государств в мире, у которого известны год создания и год гибели, т.е. весь жизненный цикл.
Еще в 1224 году Чингисхан наметил деление своей империи между сыновьями. После смерти Джучи его приемником стал Батый Он и основал Золотую Орду.
Вершиной могущества Золотой Орды была правление Узбек Хана (1313-1341 г.г.) Страна добилась максимальных успехов, развивалась торговля, градостроительство, ислам стал государственной религией.
Ходила молва из края в край,
Хвалила город его сарай:
Сотни башен взметнулись там:
80 улиц там:
Алтын Шаш – Золотой дворец.
Лег на желтый камень багрец,
Славой он был восьми стран.
Но былой славы Золотая Орда уже не достигнет никогда. При Мамае была небольшая стабилизация, но он не из Чингизидов, потерпит поражение от Дмитрий Донского на Куликовом поле. Поражение Тохтамыша от Тимура в 1359 г. Окончательно похоронило Золотую Орду как мировую державу.
О ком идет речь?
Викторина
Открытый урок: Завоевания Чингисхана
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: Завоевания Чингисхана»
МКОУ «СОШ №28» г.о. Нальчик
на тему : «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕРЖАВЫ ЧИНГИСХАНА »
провела: учитель истории и обществознания
Бичекуева Марина Шарафиевна
1.Обучающая: формирование знаний о предпосылках, причинах и последствиях монгольского нашествия
2. Развивающая: развитие навыков и умений работы в группах сменного состава, взаимообмена информацией, исследовательских навыков при работе с историческими источниками
3. Воспитывающая: воспитание культуры речи, толерантности, ответственного отношения к учебе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-исследование, с элементами групповой работы.
1. будут сформированы знания учащихся о предпосылках, причинах и последствиях монгольского нашествия на территорию Руси.
2. будут развиваться навыки и умения работы в группах сменного состава, взаимообмена информацией, исследовательский навык при работе с историческими источниками
3. будет воспитываться культура речи, толерантные отношения, ответственное отношение к учёбе
Оборудование урока: атласы, карты, дидактический материал
Основные понятия: монголы, курултай, тумены, улус, «Яса»,
Организационный момент. Образование групп учащихся, посредством считалки «Я знаю времена года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Изучение новой темы:
Образование державы Чингисхана
1 группа «ЭТНОГРАФЫ».
Составить «Политический портрет Чингисхана». На основе алгоритма.
Открытка должна быть как можно исторически более точной. Ученикам необходимо провести исследование. При создании открытки необходимо ответить на вопросы: что, где, кто, когда и почему и некоторые аспекты «как».Выводы.
3 группа «АНАЛИТИКИ » «Открытки из прошлого» (Postcards from the Past). Открытка должна быть как можно исторически более точной. Ученикам необходимо провести исследование. При создании открытки необходимо ответить на вопросы: что, где, кто, когда и почему и некоторые аспекты «как».
3. Закрепление новой темы:
4.Подведение итогов, комментирование оценок.
Организационный момент. Образование групп учащихся.
Скажите, вам бывает страшно? А ночью? Когда раздаются раскаты грома? А если рядом с вами будет мама? А представьте, что вы с отцом идёте по улице и вдруг хулиганы, как поступит ваш отец?
Хотите его увидеть?
Это- грозный Темучин в 1206 году на съезде монгольской знати ( нойонов) его провозгласили « Океан-ханом», в историю он вошел под именем ЧИНГИСХАН( 1155-1227гг). Его избрание означало начало создания Монгольской империи. Теперь скажите, как будет называться тема сегодняшнего урока?
Изучение новой темы:
Подумайте, в чем причины побед монголов?
1 группа «ЭТНОГРАФЫ».
А) территория их обитания
Тип портрета Требования к составлению
1) биография, титул, положение персонажа, занимаемая должность
2) основные направления деятельности: внутренняя и внешняя
3) результаты деятельности: итоги политической деятельности, оценки современников и потомков
В 1206 г. на Курултае племен, проживавших вдоль р. Онон, Чингисхан провозгласил себя правителем мира. Монгольское государство с момента формирования стало проводить завоевательную политику. Армия Чингисхана подчинила себе найманов и меркитов, лесных жителей юга Сибири, значительную часть Китая. Правители Восточного Туркестана, Карлуков и Алмалыка добровольно подчинились монголам. Падение государства каракитаев сделало Чингисхана единовластным правителем Центральной Азии. Монголы вплотную приблизились к государству Хорезмшахов. Причины военного столкновения между этими двумя государствами объясняются завоевательной военно-стратегической политикой Чингисхана и жесткой военно-административной сущностью государственного строя Хорезмшаха.
Армия Чингисхана строилась по десятичному принципу и делилась на десятки, сотни, тысячи, тумены (десять тысяч). Монголы захватили главные караванные торговые Дороги в Центральной Азии и имели с них большие доходы.
Захват Отрара рассматривался монголами как прямая торговая дорога в Иран, Афганистан, Переднюю Азию и Восточную Европу. К завоеванию Хорезма Чингисхан подготовился основательно как с военной точки зрения, так и с дипломатической. Сначала он отправил торговый караван в самый отдаленный от столицы Хорезма регион — г.Отрар. В 1218 г. караванщики, прибывшие в Отрар, были казнены как лазутчики. В то время городом правил кыпчак Каир хан (Иналчук). Казнь каравана побудила Чингисхана ранней весной 1218 г. выступить в поход, и монгольская армия через Алтайские горы подошла к р.Иртыш. Тюркские племена, жившие в этом регионе (кереиты, жалаиры конраты, найманы), стали добровольно присоединяться к армии Чингисхана. Казахская степь с приходом к берегам Иртыша армии Чингисхана превратилась в площадку для подготовки дальнейшего похода на Хорезм. Монголы здесь устраивали военно-стратегические учения, отрабатывали тактику ведения боя. В августе 1219 г. огромная армия Чингисхана, не встречая сопротивления, достигла берегов Сыр-Дарьи. В сентябре 1219 г. отряды Чагатая и Угэдея (сыновья Чингисхана) осадили г. Отрар.
Основные силы монголов, возглавляемые Чингисханом, двинулись на Бухару. Монголы перекрыли дороги, ведущие к Отрару из Самарканда, Бухары и Ургенча, лишив отрарцев возможности получить помощь. Осада длилась пять месяцев, с середины сентября 1219 г. по февраль 1220 г. Жители города во главе с Каир ханом героически противостояли врагу до последней капли крови. Но все-таки город пал.
Старший сын Чингисхана — Джучи — двинулся вдоль Сыр-Дарьи для захвата прибрежных городов. После Отрара через семь суток, героически сражаясь, пал Сыгнак. Джучи захватил другие присырдарьинские города: Узкент, Баркалыккент, Ашнас и двинулся дальше к Дженту и Жанакенту. Здесь его войска соединились с другими монгольскими отрядами. С захватом Ходжента в 1220 г. закончился первый этап завоевания Центральной Азии. Войска приступили к подготовке ко второму этапу — походу на Самарканд.
Пустившиеся в погоню за бежавшим Мухаммед шахом войска Жебе, Субэдея и Джучи дошли до северо-восточного побережья Арала. Отсюда они через Азербайджан в 1220 г. вторглись на Кавказ и разбили аланов и половцев. В погоне за Мухаммед шахом монголы попутно покорили весь Западный Дешт-и-Кыпчак. Население региона не устояло перед внезапно появившимися монголами и понесло очень большие потери. Часть кыпчаков навсегда оставила свою родину и рассредоточилась по всей захваченной монголами территории. Некоторая часть кыпчаков вошла в состав Руси и принимала участие в сражении против монгол на р. Калка (1223 г.).
После победы на Калке монгольские войска через Восточный Дешт-и-Кыпчак (современная территория Казахстана) в 1224 г. вернулись к ставке Чингисхана. Этот поход монголов можно рассматривать как разведку предстоящего великого похода на запад. Мусульманский летописец Жувейни писал, что Джучи очень понравились бескрайние кыпчакские степи.
Таким образом, в результате монгольского завоевания 1218—1224 гг. территории Казахстана и Средней Азии вошли в состав империи Чингисхана. Тем не менее, и после этого имели место столкновения монголов с кыпчаками. К примеру, арабский писатель Ибн Васыл указывал, что в 1229—1230 гг. на Западе Казахстана вспыхнули войны между кыпчаками и монголами. Известно, что в 1237 г. кыпчаки долго сопротивлялись монголам. В 1241— 1242 гг. против сына Джучи вспыхнуло восстание. Кто не мог дать должного отпора, бежали в Восточную Европу.
Часть кыпчаков служили венгерскому королю, а попавшие в плен к монголам, были проданы в рабство в Египет и Делийский султанат. Гвардия мамлюков в Египте состояла из кыпчакских рабов. В ХIII—ХIV вв. прибежищем для беглых мусульман стал Египет. Позже они спасли арабо-мусульманскую цивилизацию от монгольского разгрома и походов крестоносцев.
3 группа «АНАЛИТИКИ ». «Открытки из прошлого» (Postcards from the Past). Открытка должна быть как можно исторически более точной. Ученикам необходимо провести исследование. При создании открытки необходимо ответить на вопросы: что, где, кто, когда и почему и некоторые аспекты «как».
Относительно образования в Х!» в. империи Чингисхана и последующего завоевания им территории Средней Азии сложились две точки зрения. Согласно одной из них, это завоевание внесло большие изменения в этнический состав и культуру среднеазиатских народов, привело к длительному кризису в их развитии. Сторонники противоположного мнения утверждают, что влияние монгольского нашествия на этнический состав среднеазиатских народов было минимальным. Конечно, монгольское нашествие имело определенные отрицательные последствия. Вместе с тем было бы ошибочно утверждать, что монгольское нашествие задержало развитие этнических процессов на десятки или сотни лет.
Соединившиеся с войсками Чингисхана тюркоязычные племена с Алтая и берегов Иртыша — тал асы, толенгиты, барыны и другие — осели в Семиречье. В процессе захвата новых земель члены тюркских племен, влившиеся в монгольское войско, оставлялись на покоренной земле для осуществления руководящих функций, т. е. в качестве представителей власти монголов. Кроме того, они выполняли роль «сторожевых», обеспечивая пограничную защиту завоеванной территории. В жены они брали местных девушек и женщин, постепенно ассимилируясь с оседлым населением.
Походы монголов на запад начинались с казахстанских земель. Старший сын Чингисхана Джучи считал, что нигде в мире нет более чистого воздуха и более вкусной воды, чем здесь. И нет на земле лучше и гуще пастбищ для скота.
В 1236 г. хан Батый, внук Чингисхана, начал поход в восточную Европу. Результатом этого похода стало создание в 1243 г. Золотой Орды. В составе монгольских войск было немало представителей тюркоязычного племени кыпчаков и др. При переходе войсками р. Урал к завоевателям примкнуло немало половецких и саксиндских отрядов из племен, проживавших на юге русских земель.
Нашествие монголов особенно сильно изменило этнический состав населения Семиречья и Восточного Казахстана, нарушив налаженные связи. Резко снизилось число горожан, проживавших на побережье Сыр-Дарьи. Население таких южных городов, как Отрар, Сыгнак, Ашнас, было почти полностью истреблено из-за своего упорного сопротивления.
Монгольское нашествие нарушило и сложившиеся хозяйственно-экономические, культурно-этнические связи. С одной стороны, на территории Казахстана обосновались прибывшие сюда монголы и тюркские племена, с другой — дееспособная часть местного населения была мобилизована для пополнения войска завоевателей и покинула родовые очаги.
Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях. Особенно пострадали в этом отношении южные и юго-восточные регионы, где уже сформировалась городская культура, было налажено земледельческое хозяйство. В некоторых районах все эти достижения были сведены на нет.
Постепенно монголы переняли традиции и обычаи, приняли язык, религию тюрков. Об этом в ХIV в. писал арабский географ аль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их задевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими и прибывшие стали сами похожими на настоящих кыпчаков».
1.Чингисхан родился на берегах реки?
а) Онон
б) Орхон
в) Керулен
г) Енисей
2.Курултай, на котором Темучин был провозглашен ханом, состоялся в?
а) 1201г.
б) 1202г.
в) 1205г.
г) 1206г.
3.Курултай созывался?
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
4. Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия появились у монголов после покорения?
а) Китая
б) Индии
в) Ирана
г) Караханидов
5. Большая часть земель Казахстана от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак достались вошлив состав какого улуса?
а) Чагатая
б) Тулуя
в) Джучи
г) Угэдэя
6. Как назывались законы Чингисхана?
б) Салическая правда
г) Драконовские законы
Подведение итогов, комментирование оценок.
Домашнее задание. §19, дополнительный материал.
1.Чингисхан родился на берегах реки?
2.Курултай, на котором Темучин был провозглашен ханом, состоялся в?
4. Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия появились у монголов после покорения?
5. Большая часть земель Казахстана от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак достались вошлив состав какого улуса?
6. Как назывались законы Чингисхана?
б) Салическая правда
г) Драконовские законы
7. Назовите, какое событие произошло в 1227 году?
Доклад по истории «Жизнь Чингисхана»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чингисхан (Чингис хаан, имя при рождении – Темуджин или Темучин) (год рождения: 1155 либо 1162, 1167, год смерти: 1227) – монгольский хан, полководец, основатель и каган Монгольской империи.
Чингисхан родился в урочище неподалеку от верхнего течения реки Онон. В биографии Чингисхана не удалось точно установить год его рождения, поскольку в разных источниках указываются различные даты. После того, как отец его оставил семью, Темучин жил в крайней бедности.
В юношестве женился на девушке по имени Бортэ.
Со временем Чингисхан стал набирать людей к себе в войска. Совершая нападения на близлежащие земли, владения Чингисхана возрастали. После нескольких побед настал период, когда он занялся организацией аппарата управления ордой. После одного поражения (против Джамухи), Чингисхан начал войну с татарами, за успешные действия получил звание военного комиссара (Джаутхури). Война с татарами длилась несколько лет, в итоге в 1205 году Джамухи был убит, Темучин одержал победу над многими племенами (тайчиутов, татар, меркитов, ойратов).
1206 год в биографии Чингисхана был ознаменован получением титула великого хана над всеми побежденными племенами. С тех пор Темучина стали называть Чингисханом, а Монголия была объединена. Политика Чингисхана, как внешняя, так и внутренняя, административное устройство государства, были направлены на укрепление господства, а также личное обогащение.
Основные реформы в биографии Чингисхана касались военных дел.
До 1211 года ему удалось захватить Среднюю Азию, Сибирь. Затем напал на Китай, завоевал несколько его провинций, но в 1214 году оставил Китай, заключив мир с императором, а после снова начал войну. В 1223 году Чингисхан напал на Крым, завоевал город Сурож. Затем состоялся бой на реке Калка, в котором княжеские силы Руси были разгромлены. Монгольская империя была значительно расширена. Уничтожив тангустское государство, Чингисхан умер в 1227 году.
Археологи впервые нанесли на карту столицу империи Чингисхана
На измерения у археологов ушло 52 дня. Затем полученные данные они объединили с аэрофотосъемкой, сделанной в предыдущих исследованиях. Кроме того, при составлении карты ученые ориентировались на сохранившиеся исторические записи. Все это вкупе позволило воссоздать не только внутреннюю планировку Каракорума, но и расположение его пригородов.
В частности, впервые удалось восстановить точное расположение городских стен. Сканирование помогло обнаружить три из четырех главных ворот, которые упоминаются в исторических летописях. Исследование показало, что жизнь за пределами этих стен тоже была активной.
Пригородные поселения простирались на расстоянии более трех километров от границ столицы. Располагались они вдоль древних дорог. Произведенные расчеты показали, что в целом Каракорум был крупнее, чем считалось до сих пор. Кроме того, было установлено, что самая плотная застройка приходилась на центр города. Вероятно, именно этот район был заселен дольше всего.
Считается, что Каракорум был основан примерно в 1218-1220 годах нашей эры Чингисханом. Великий правитель заложил «город юрт», чтобы сплотить свои войска во время походов против Хорезмской империи. Еще более важное значение Каракорум приобрел в период правления Угедей-хана, третьего сына Чингисхана и второго Великого хана Монгольской империи. При нем и его преемниках этот город стал традиционной столицей монголов и важным торговым центром на Великом шелковом пути.
Биография Чингисхана до сих пор остается достаточно спорной. В данной статье приводится исторический потрет великого полководца и правителя Великой Османской империи. Многие историки говорят, что он был человеком отважным, но очень жестоким.
Есть множество не всегда подверженной информации о зверствах Чингисхана. Цифра убитых им людей, приводимая учеными, шокирует – 40 миллионов человек, 11% всего населения мира того времени.
Детские и юношеские годы великого монгола
Чингисхан (другое имя Тэмуджин, Темучин, Темучжин) родился примерно в период 1155-1162 гг. Отца мальчика звали Есугей, и он был правителем некоторых монгольских племен.
Детство мальчика было очень тяжелым. Когда будущий завоеватель был маленьким, погиб его отец. Они остались с матерью и жили очень бедно, часто семье было нечего есть.
Юношей попал в плен к своему родственнику, откуда ему чудом удалось сбежать. Находясь в бегах, встретил вождя небольшого племени, живущего в степи. Тот поддержал парня и принял к себе, именно при его наставлении начались первые завоевания Чингисхана.
Национальность великого монгольского вождя оспаривается многими учеными. Есть предположение, что Чингисхан только наполовину был монголом, другая половина – европейская.
Первые военные походы
Первые захватнические походы Чингисхан стал осуществлять еще в юношеские годы. Сначала это были сражения внутри своей страны, в которых великий монгол с легкостью побеждал.
Самым известным из ранних завоеваний считают поход на татарские войска, который произошел в 1202 г. Войско под предводительством Тэмуджина полностью разгромило армию татар, и закрепило за Чингисханом статус храброго, жестокого и тактика и стратега.
В 1204 г. Чингисхан решил захватить власть в своей стране и сместить с трона хана Джамуху, по совместительству своего бывшего лучшего друга и соратника в сражениях.
Завоевания великого хана монгольской империи
Чтобы создать самую огромную континентальную империю за всю историю человечества, Чингисхану пришлось осуществить много военных походов.
Краткое содержание основных завоеваний великого хана приведены в таблице.
Военный поход на территорию народов, проживающих на территории реки Енисей: киргизов, бурят, ойрат и др.
Не оказали сильного сопротивления, присоединились сами.
Правитель Туркменистана добровольно пришел и признал Чингисхана своим вождем.
Завоевана вся территория империи Цзинь.
Разорение империи Цзинь, император убит, а его дочь выдана замуж за Чингисхана.
Территории империи Хорезма в Средней Азии.
Полная победа и падение Хорезма.
Чингисхан захватил полуостров Шаньдун.
Население полностью сдалось и подчинилось новому правителю.
Частичные половецкие территории.
Армия Чингисхана встретило сопротивление, завоевав часть территории пришлось отступить.
Захват империи Си Ся, иное название Чжунсин.
Войско монголов полностью захватило и разгромило главные города государства.
Реформы хана Темучина
После того как Тэмучин взошел на трон и получил новое имя Чингис, вся его внешняя политика была направлена на завоевания новых территорий.
Данное направление можно отнести и к внутренней политике: за свое правление Чингисхан смог объединить до этого враждующие монгольские племена в сильную империю.
В стране было проведено множество реформ:
военная реформа: служба с 14 до 70 лет в армии империи, ссылка и смертная казнь за измену и предательство, военные чины присуждались не по рождению, а за заслуги;
организация государственной контрразведки и разведки;
налажено курьерское сообщение для передачи информации;
организация стражи для наблюдения за соблюдением населения строгих правил.
Чингисхан ставил своих сыновей во главе новых управленческих организаций империи и требовал такого же повиновения от них, как и от других подчиненных.
Жены и дети
У хана Монгольской империи было три жены, которые подарили ему 16 детей. Первой женой была Борте, сам хан очень любил первую жену. Их чувства были взаимными.
Второй женой стала меркитка, Хулан-хатун, от которой на свет появилось два сына: Харачар и Кулкан.
Третья избранница официально не была женой, и дети, родившиеся от связи, не имели прав на власть в стране. Девушку звали Есугэн и она также подарила хану двух сыновей: Хархада и Джаура.
Кроме этих женщин, у Чингисхана было много наложниц, возможно от этих связей тоже рождались дети, однако информации и доказательство на этот счет нет.
Сыновья и внуки продолжили приумножать территории империи после смерти Тэмучина. Старший внук Батый особенно преуспел в этом деле.
Сегодня считается, что один человек из восьми, живущих на востоке, имеет гены Чингисхана.
Смерть хана Тэмуджина
Согласно заявлениям ученых, годы жизни Чингисхана с 1162 по 1227.
Настоящая причина смерти хана не ясна до сих пор, поэтому существует множество версий этого события: