в каком классе проходят бунина
Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов
Творчество И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов
В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.
В «Программе по литературе (5-11 класс)», созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина [27]. В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения «Детство» и «Сказка» и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.
В 6-ом классе в разделе «Мифы народов мира» учащиеся знакомятся с отрывком из «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.
Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе «теория литературы» развивается понятие о стиле.
В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоан Рыдалец», «Чистый понедельник», а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования [27].
В «Программе по литературе 5-9 классы» и «Программе по литературе 10-11 классы» под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.
Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле «Времена года». «Листопад» изучается вместе с другими стихотворениями в теме «Осень», а в теме «Весна» изучается стихотворение «Бушует полая вода…». Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение «Кастрюк» как изображение прозаической картины весны.
Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект).
Так в теме «Авторское отношение к герою» изучаются рассказы И.А. Бунина «Лапти» и «Танька» [25; 30].
В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы «Природа и родина в поэзии И. А. Бунина», где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды. «, «Раскрылось небо голубое. «, «Еще и холоден и сыр февральский воздух», «Последний шмель» (по выбору). «Истинные и ложные ценности» по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Также рассматривается тема любви, на примере рассказов «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
В «Программе по литературе для 5-11 классов» под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике [28].
В 5-ом классе в разделе «Лирические жанры» для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: «Укоры», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».
В 8-ом классе в разделе «Древняя русская литература» прослеживается связь ее с литературой нового времени. Преемственность нравственный ценностей, приемы стилизации, сюжеты и традиции древнерусских литературных памятников рассматриваются среди прочих произведений и на примере стихотворения Бунина «Князь Всеслав»
В 9-ом классе в центре внимания проблема «Автор-образ-читатель», и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Холодная осень», при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.
Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса «Литературный процесс». Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы («Осенний ветер», «Запах соли»); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение «мужицкой» темы («Деревня», «Антоновские яблоки»); чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени»; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»); поиски целостности жизни и психология человека («Наша чаша»).
Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, «открытый» лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо» [28].
«Программа по литературе (5-11 классы)», созданная под редакцией Г.И. Беленького, складывается из 3-х звеньев: 5-7, 8-9, 10-11 классы [29]. Произведения Бунина не рассматриваются в 5-8 классах, они рекомендуются для изучения в 9-11 классах. Программа 8-9 классов построена как своеобразное завершение курса предшествующих классов школы и подготовка к изучению литературы на историко-хронологической основе. Такая структура курса литературы призвана выработать у учащихся к концу основной школы целостный взгляд на развитие отечественной литературы. В 9-ом классе в рамках раздела «Литература 20 века», ставятся проблемы, связанные с изучением рассказа «Велга» (близость рассказа к стихотворению в прозе), «Золотое дно» (тема запустения родной земли), «Сверчок» (трагедия и незаметный героизм «маленького человека»), «Косцы» (грусть по безвозвратно ушедшему, непередаваемая прелесть народной песни). А так же происходит знакомство учащихся с лирическими произведениями: «Полевые цветы», «Еще и холоден, и стар…», «Ковыль», «Ненастный день. Дорога прихотливо…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Слово», отмечаются «любовь и радость бытия» в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок, скорбные мотивы последних стихотворений.
Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы «Крик», «Чаша жизни», «У истока дней», стихотворения «Сумерки», «Вечер», «Последний штиль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».
В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол» речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания «дворянских гнезд», светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, «живописи словом» как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств [29].
Нами также была рассмотрена «Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля» под редакцией М.Б. Ладыгина [26]. Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.
В разделе «Литературный процесс 19-20 веков» в 9 классе предлагается изучить рассказ «Господин из Сан-Франциско», обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.
В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: «Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века» (здесь предлагаются для изучения такие произведения как «Деревня», «Легкое дыхание», обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и «Русское литературное зарубежье», в котором представлены рассказы из цикла «Темные аллеи». В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями «Одиночество», «Баба Яга» и «Сатана Богу» и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни» и «Суходол» [26].
Учитель В. Аксенова (с. Миасское, Челябинская область) в статье «Изучение лирики Ивана Бунина 5-11-х классах», проанализировав в трех программах литературного образования подбор стихотворений для изучения лирики И.А. Бунина, предлагает вариант, основанный на собственном опыте [1].
Пример подбора стихотворений И.А. Бунина для изучения в 5-11 классах
Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах
Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах
I четверть А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…». Ш. Перро «Спящая красавица». Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик». А. Погорельский «Черная курица». Поэзия об осени. А. Платонов «Никита». Ю. Олеша «Три толстяка».
II четверть
Русские народные сказки. Былины об Илье Муромце. Мифы о Геракле. М. Лермонтов «Бородино». Н. Языков «Пловец». М. Цветаева «Генералам двенадцатого года». Поэзия о зиме. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Песнь о вещем Олеге». Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
III четверть
Ч. Айтматов «Белый пароход» (отрывок «Легенда о Маралихе»), «Прощай, Гульсары» (отрывок «Скачки»). Р. Киплинг «Маугли». И. С. Тургенев «Муму». Поэзия о животных. И. А. Крылов. Басни. IV четверть Л. Н. Толстой «Детство». И. А. Гончаров «Сон Обломова». А. П. Чехов «Ванька». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Поэзия о весне и лете.
6 класс
I четверть Поэзия о слове. Л. Н. Толстой «Отрочество». Ф. М. Достоевский «Мальчики». И. С. Тургенев «Бежин луг». А. П. Чехов «Степь».
II четверть Поэзия о природе. Г. Р. Державин «Евгению. Жизнь званская». И. А. Бунин «Антоновские яблоки». Поэтизация быта (А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, Д. Самойлов, О. Мандельштам, И. Бродский). А. С. Пушкин. 5 глава «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
III четверть М. Рид «Всадник без головы». А. С. Пушкин «Дубровский». В. А. Жуковский. Баллады. И. Гете «Лесной царь». Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик». Баллада 20 века (М. Светлов, Н. Асеев).
IV четверть А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Н. В. Гоголь «Шинель». Ф. М. Достоевский «Бедные люди» (отрывки). Н. С. Лесков «Левша». М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
7 класс
I четверть Поэзии о рождении поэзии, литературе (Ф. Тютчев, А. Фет, О. Мандельштам). Древнерусская литература (летописи, «Житие Сергия Радонежского», хождения). А.С. Пушкин. Отрывки из трагедии «Борис Годунов». Притча в Ветхом и Новом заветах. М. Лермонтов «Три пальмы», «Морская царевна». Л.Н. Толстой «Три смерти», «После бала». А.П. Чехов «Студент».
II четверть В. Скотт «Айвенго». А.С. Пушкин «Капитанская дочка». М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова».
Элегическая поэзия. Тема Рождественской звезды в поэзии. Н. В. Гоголь «Нос», «Записки сумасшедшего». А. П. Чехов «Человек в футляре». М. Сервантес «Дон-Кихот» (отрывки). А. И. Солженицын «Матренин двор». В. Шукшин «Чудик». Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
IV четверть А. Грин «Алые паруса». М. Лермонтов «Мцыри». А. Твардовский «Василий Теркин». В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (отрывок).
8 класс
I четверть Гомер «Илиада» (отрывки). «Слово о полку Игореве». «Песнь о Роланде». Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». II четверть Н. Карамзин «Бедная Лиза». А. С. Пушкин «Метель». Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». А. П. Чехов «Ионыч».
III четверть Поэзия по теме «Поэт и поэзия» (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Античная трагедия. Софокл. «Антигона». В. Шекспир «Ромео и Джульетта». П. Корнель «Сид».
IV четверть Д. Фонвизин «Недоросль». Н. В. Гоголь «Ревизор».
9 класс I четверть А. С. Пушкин. Детство. Лицейская лирика. М. Ломоносов. Оды. Г. Державин. Ода «Бог». Лирика. К. Батюшков. Лирика. В. А. Жуковский. Лирика. II четверть А. С. Пушкин. Романтическая лирика. Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». А. С. Грибоедов «Горе от ума». III четверть А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин. Философская лирика. М. Ю. Лермонтов. Лирика. IV четверть М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Портрет». Ф. М. Достоевский «Двойник».
10 класс I полугодие Н. В. Гоголь. «Мертвые души». А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Лес». И. С. Тургенев «Записки охотника», «Рудин», «Отцы и дети». И. А. Гончаров «Обломов». Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ф. И. Тютчев. Лирика. II полугодие Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». А. А. Фет. Лирика. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывки). Сказки.
11 класс
I полугодие А. П. Чехов. Рассказы. Драматургия. И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». А. И. Куприн «Гранатовый браслет». М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне». Поэзия серебряного века. Обзор. А. А. Блок. Лирика. А. А. Ахматова. Лирика. О. Э. Мандельштам. Лирика.
II полугодие
В. Маяковский. Ранняя лирика. Поэма «Облако в штанах». А. Блок «Двенадцать». М. Булгаков «Белая гвардия». И. Бабель «Конармия». А. Фадеев «Разгром». М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор). С. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина». М. Булгаков «Собачье сердце». Б. Пастернак. Лирика. «Доктор Живаго» (обзор). А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». В. Шаламов «Колымские рассказы». А. Ахматова «Реквием». М. Шолохов «Судьба человека». Современная литература о Великой Отечественной войне. И. Бродский. Лирика. Современная литература.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах
Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение
Школьная программа по литературе, список для 10 класса
А.Н. Островский. «Гроза»
И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя
И.А. Гончаров. «Обломов»
Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)
А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)
Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»
М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».
Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс
А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»
Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»
А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»
Сочинения Козьмы Пруткова
Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса
Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»
Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»
У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»
У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»
Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»
У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»
Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика
Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»
Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»
Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы
Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»
М. Митчелл. «Унесенные ветром»
Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».
Список литературы по школьной программе для 11 класса
А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»
И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)
А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)
Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»
Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»
Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)
А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)
С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»
В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»
А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»
Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)
Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса
А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».
И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»
А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»
В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»
В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»
Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»
В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»
А.А. Ахматова. «Поэма без героя»
Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»
И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»
И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»
Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»
Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»
В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».
Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»
С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»
Саша Соколов. «Школа для дураков»
В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»