в каком классе проходят бродского
Обобщение опыта «Бродский в школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г.Вельска»
учитель русского языка и литературы
«МБОУ СШ №2 г.Вельска»
Имя Иосифа Александровича Бродского включено в список авторов, чьи произведения должны изучаться в школе, но на их изучение отводится 1-2 урока. Почему?
Одной из причин является то, что он неоднозначный и непонятный для многих автор. Его творчество, конечно, изучено ещё не до конца.
Второй причиной можно назвать нежелание педагогов углубляться в изучение «совсем необязательного поэта». С классиками бы разобраться.
Еще одна причина – изучение его творчества в конце 11 класса, не до этого…
Как педагог, работающий в среднем и старшем звене, начинаю изучать его творчество с 9 класса.
Впервые с ним мы знакомимся при подготовке к итоговому собеседованию. Нахожу статью о нём. Читаем пересказываем, вставляем цитату в текст.
В 10 классе начинается факультатив по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Беру фрагменты из статей И.Бродского «О чтении, воспитании хорошего литературного вкуса». На их основе готовимся к 27 заданию к написанию сочинения. Выявляем тему, проблему, авторскую позицию, находим аргументы.
В 10 классе есть предмет Родная (русская) литература. В программу этого курса я включила следующую тему «Жизнь и творчество И.Бродского на Севере».
1. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы. Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за ее прелести, но и за ее трудности.
2. Умейте прощать. Мир, в который мы вступили, не имеет хорошей репутации. Это не милое местечко, как вы вскоре обнаружите, и я сомневаюсь, что оно станет намного приятнее к тому времени, когда вы его покинете.
Старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных.
3. Сосредоточьтесь на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом.
4. Старайтесь быть добрыми к своим родителям.
5. Старайтесь не слишком полагаться на политиков. Не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них.
6. Старайтесь быть скромными. Уже и сейчас нас слишком много — и очень скоро будет много больше. Это карабканье на место под солнцем обязательно происходит за счет других. Всегда помните, что рядом с вами всегда кто-то есть — ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно.
4 мая 1961 года в СССР появился указ о борьбе с тунеядством. Согласно этому указу, лица, не работавшие более 4 месяцев в году, и жившие на нетрудовые средства, подлежали Уголовной ответственности. Самим громким процессом, связанным со статьей о тунеядстве, стал суд над Иосифом Бродским.
Очень интересно проходит в 11 классе урок-суд над Бродским. Заранее подбирается материал, распределяются роли. Есть и сам подсудимый, и судья, и защитники, и свидетели обвинения.
Два заседания суда над Бродским (судья Дзержинского суда Савельева Е. А.) были законспектированы Фридой Вигдоровой. Свидетели обвинения начинали свои показания со слов: «Я с Бродским лично не знаком…», перекликаясь с формулировкой времён травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю. ». За поэта заступились его друзья: Ахматова, Маршак, Шостакович, Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», — оказались пророческими. К этому высказыванию Анны Андреевны мы возвращаемся в конце урока.
Вашему вниманию представлен фрагмент одного из заседаний суда.
Бродский: Примерно…
Судья: Нас не интересует «примерно»!
Бродский: Пять лет.
Судья: Где вы работали?
Бродский: На заводе. В геологических партиях…
Судья: Сколько вы работали на заводе?
Бродский: Год.
Судья: Кем?
Бродский: Фрезеровщиком.
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…
Судья: У вас есть ходатайства к суду?
Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?
Судья: Это вопрос, а не ходатайство.
Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.
Суд применяет указ от 4/П. 1961 года: сослать Бродского в отдаленные местности сроком на пять лет с применением обязательного труда. Так он попадает в Коношский район Архангельской области.
Мы более подробно знакомимся с норинским периодом в жизни и творчестве И.Бродского. Он тяжело переживает разлуку с родителями, друзьями, любимой.
На уроке мы слушаем песни на стихотворения Бродского «Прядёт кудель под потолком…», «Деревня», «Забытая деревня», «Рождественский романс», в которых отражается судьба поэта.
Так вот, возвращаясь к словам А.Ахматовой: «Какую биографию делают нашему рыжему!», ребята делают вывод, что ссылка на Север оказалась для Бродского творческой удачей. Очень много дал ему «норинский» период его жизни.
Самым важным при изучении его творчества как можно более образно дать представление о поэте как человеке, полагаясь на факты биографии. С этой целью ребятам предлагается самостоятельно найти воспоминания друзей о поэте.
О.Шахматов: « Бродского я всегда любил, бывал у него дома. Все, кто его знал, любили его за чудесный характер, за отзывчивость и искренность, за деликатность и стойкое чувство товарищества».
Е.Рейн: «Другого такого преданного в дружбе человека я не знаю. Его любимой формулой обращения к человеку было «солнышко».
На основе его стихотворений очень хорошо отрабатывать умения находить художественные средства: метафоры, антитезы, аллюзии. Если такие художественные средства, как метафора, сравнение и другие, изучают в среднем звене, то аллюзия изучается в старших классах. Чтобы понять это явление, анализируем стихотворение Иосифа Александровича «Зимним вечером на сеновале».
В заключение хотелось бы сказать следующее: мы можем его любить или не любить, но дать детям возможность самим разобраться в творчестве Бродского должны. Соприкосновение с поэтическим миром поэта даёт богатую пищу уму и сердцу современного человека.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
11 класс. Творчество И. А. Бродского (1940–1996). В помощь школьнику.
Первая неделя мая. В начале мая изучаем лирику Иосифа Александровича Бродского — того самого, который написал: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. »
Текст: Ольга Разумихина
Да и, в конце концов, знания — одно из ключевых связующих звеньев между людьми, даже совсем непохожими. Что может быть приятнее, чем поддержать разговор с интеллигентным человеком, будь это школьный учитель или учёный родственник?
Вот и наш нынешний герой, Иосиф Александрович Бродский, считал именно так. Возможно, вы уже видели список книг, который поэт составил для своих студентов (классик 12 лет проработал преподавателем литературы в Мичиганском университете, США), но рекомендовал всем без исключения. По интернету он гуляет под названием «Книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать» — и насчитывает 83 наименования. В числе прочего там есть:
Впрочем, имеются в этом списке и относительно «лёгкие» книги. Например, «Дон Кихот» Сервантеса и «Путешествие Гулливера» Свифта. Но вот что удивительно: сам Бродский закончил всего восемь классов и не получил высшего образования! Как же так вышло, что обыкновенный советский юноша эмигрировал в США и получил Нобелевскую премию по литературе?
Капризы судьбы
Жизнь Иосифа Александровича Бродского была полна трудностей с самого начала. Мальчик появился на свет в 1940 году в Ленинграде — и сразу же оказался в блокадном городе. Его мама, Мария Моисеевна, в мирное время работавшая бухгалтером, пряталась от бомбёжек в подвале Спасо-Преображенского собора; годовалый малыш ночевал в ящике для записок. (Если вы когда-нибудь были в православном храме, вы наверняка видели, как прихожане покупают маленькие листочки, на которых написано «За здравие» и «За упокой», и вносят туда имена родных и близких; это и есть записки.)
После блокады мама с сыном уехали в эвакуацию в Череповец — город, в пяти километраах от которого расположена Ясная Поляна, знаменитое имение Л. Н. Толстого, на тот момент, разумеется, давно покойного. Отец же, Александр Иванович, служивший в военно-морском флоте, прошёл всю войну, участвовал в боях на огромной территории — от Ленинграда до Новороссийска — и, так уж сложилось, домой вернулся только в 1948-м, когда сыну было восемь лет. Из-за «кочевой» жизни семейства юный Иосиф часто менял школы, после седьмого класса попытался пойти по стопам отца и поступить в военно-морское училище, но не преуспел — а ещё спустя год, в 1955-м, ушёл из школы и устроился работать фрезеровщиком на завод. И всё это время он читал, читал, читал: тяга к самообразованию у Бродского была колоссальная.
На конец 1950-х приходятся и первые поэтические опыты Иосифа Александровича. Вот стихотворение — кстати, его вы тоже наверняка уже видели в интернете, — которое будущий классик написал, когда ему было всего 17 лет:
Посыл этого стихотворения созвучен пушкинскому «Я вас любил. Любовь ещё, быть может. »: лирический герой расстаётся с возлюбленной — и, судя по всему, не по своей воле; девушка сама решает порвать отношения. Но вместо того, чтобы вынашивать планы мести, герой находит в себе силы отпустить любимую — и искренне пожелать ей всего самого доброго.
Однако — при всей чистоте и нежности, которой проникнуто это стихотворение — в нём нет почти ничего от «классического» Бродского, поэта, который раз за разом удивлял читателя экспериментами с формой, звуком и лексикой; автора, не боявшегося сочетать канцеляризмы и книжные выражения, отсылки к классикам русской литературы — и просторечные выражения. Получалось примерно так:
Образы и символы, использованные 17-летним Бродским в первом стихотворении, нельзя назвать оригинальными: сожжённые мосты, истлевшие письма, звёзды, костёр, призрачный путь в лучшее будущее можно найти в тысячах поэтических сборников. Не то у 36-летнего Иосифа Александровича: здесь развёрнутая метафора одиночества уникальна — это дом в «городке, занесённом снегом по ручку двери».
(Для тех, кто никогда не бывал на даче в зимнее время, поясним: если за ночь выпала месячная норма осадков, выйти будет ОЧЕНЬ сложно. Но и ждать, пока всё растает, не вариант: так недолго умереть без еды и воды. Вот и лирический герой Бродского не может ничего сделать со своим отчаянием, не может решить, что хуже: вечно тосковать по утерянной возлюбленной — или принять случившееся и идти дальше, но без того смысла, который долгое время наполнял его жизнь? Как говорил опять же А. С. Пушкин, «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви?»)
На такие вопросы каждый читатель должен ответить сам, а мы лучше зададимся другим: что происходило с Бродским за эти двадцать с лишним лет?
Изгнанник
Как уже говорилось, первые стихи Бродского относятся к концу 1950-х гг. Первая их публикация состоялась в 1962 году; в то же время Иосиф Александрович оставил тяжёлый физический труд — помимо работы фрезеровщиком, он также успел побывать кочегаром и даже помощником патологоанатома — и начал зарабатывать на жизнь переводами латиноамериканских поэтов.
Однако уже в 1963-м году стихи Бродского, более чем безобидные, по какой-то причине рассердили журналистов газеты «Вечерний Ленинград». В совместной статье они назвали его работы «упадническими», а также обвинили Иосифа Александровича в том, что он несколько лет официально не работает. За голословными обвинениями последовала травля в прессе, а затем поэт был арестован — и осуждён за «тунеядство» на пять лет ссылки (впоследствии срок сократили до полутора лет).
У историков и литературоведов нет единого мнения, почему невинной жертвой режима стал именно Бродский, в те годы ещё не слишком известный и уж тем более не позволявший себе антиправительственных высказываний. Возможно, одной из причин стало стихотворение «Еврейское кладбище» (1958), которое начинается так:
Казалось бы, что здесь такого? Однако, к большому сожалению, антисемитизм (то есть пренебрежительное отношение к евреям) в 1960-е гг. был присущ многим гражданам СССР.
Так или иначе, в ссылке Бродский не переставал писать стихи — и, в отличие от Заболоцкого, о котором мы говорили совсем недавно, заниматься творчеством ему никто не запрещал. Сыграло роль и то, что в 1961 году наш герой успел познакомиться с А. А. Ахматовой, которая собрала вокруг себя нечто вроде кружка молодых поэтов, и многому у неё научился. Так что в сентябре 1965 года Иосиф Александрович вернулся — человеком, который наконец нашёл свой стиль.
Но «отделаться» от сомнительной репутации Бродскому не удалось. В СССР его жизни и здоровью (во время ссылки поэт пережил сердечный приступ) всегда угрожала опасность. Поэтому спустя семь лет, в 1972-м, Иосиф Александрович эмигрировал: он переехал в США — и на родину больше и не вернулся. Разлуку с любимой страной поэт переживал достаточно тяжело, потому что всегда считал себя русским — и даже написал восторженное стихотворение «Народ» (1964), где есть такие строки:
Резюме
Рядовые читатели считают поэзию Бродского довольно сложной — из-за нестандартного стихотворного размера, замысловатой звукописи, заведомого «ломаного» синтаксиса, множества отсылок и неологизмов. Однако в собрании сочинений Иосифа Александровича можно найти стихотворения на любой вкус и цвет. Классик с одинаковым энтузиазмом брался как за простые, очевидные, так и за самые спорные темы.
А раз с любовной и гражданской лирикой Бродского мы уже познакомились, то в заключение статьи поместим вот такое стихотворение. И кто знает — о смерти оно, или о бессмертии, или и о том и о другом сразу?
«Уберечь школьников от Бродского». Учитель литературы Сергей Волков ответил «охранителям»
Драгоценное «буйство» школы не должно быть потеряно в попытке привести все к общему знаменателю
Вчера мы написали о намерениях власти «вычистить» из заданий Всероссийской олимпиады для школьников, и из школьной программы писателей-пессимистов и авторов-эмигрантов. А заодно — покончить с вариативностью преподавания этого предмета. («Охранители написали донос на мертвого Бродского»).
Свое видение проблемы «МК» представил учитель литературы московской школы № 57, председатель Центральной предметной комиссии олимпиады по литературе Сергей Волков.
Памятник Иосифу Бродскому на Новинском бульваре. Фото: Александр Астафьев
— Идея «уберечь» школьников от произведений писателей-эмигрантов и «авторов с трагической судьбой» шокирует.
— Да, нападки на школьную олимпиаду по литературе по поводу списка авторов, предлагаемых детям, участились.
Нам ставят в вину, что, наряду с другими авторами, мы даем для анализа произведения тех, кто в разные годы по тем или иным причинам уехал из нашей страны, и, самое удивительное — авторов, «трагически закончивших свой жизненный путь».
С точки зрения оппонентов, это «формирует негативный образ России и травмирует психику детей». Приводятся конкретные фамилии: Набоков, Бродский, Аксенов, Довлатов. Все эти имена давно существуют в школьной программе, а вопросы по Бродскому и вовсе включены в ЕГЭ. Кое-кто из критиков даже прозрачно намекает на еврейское происхождение многих авторов — это уж совсем скверно пахнет.
— А как исключить из литературы для школьников «авторов с трагической судьбой»? Других-то — от Пушкина до Высоцкого — у нас практически нет!
— Все началось с включения в задания олимпиады стихов Бориса Рыжего, которые, по мнению оппонентов, не годятся, так как «автор трагически закончил жизнь». Но простите, а как быть с Маяковским, Есениным, Цветаевой? А с Пушкиным и Лермонтовым? Такое впечатление, что на самом деле целили не в вопросы олимпиады, а в их разработчиков, участвовавших и в подготовке только что принятой примерной программы уроков литературы в 5-х-9-х классах.
— Да, эксперты и политики, позиционирующие себя как «патриоты», на все корки ругают ее за «безудержную вариативность».
— Почему-то они считают, что новая примерная программа позволит школе изучать, что угодно.
На самом деле это не так. Программа структурируется по трем уровням. Первый — наша золотая классика; произведения, которые обязательно должен прочитать каждый ребенок в каждой школе: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души» и т. д.
Второй — обязательный автор, но с возможным выбором: скажем, 10-15 любых лирических стихотворений Лермонтова; одна из «Повестей Белкина» Пушкина; «Дворянское гнездо» или «Отцы и дети» Тургенева.
Третий — выбор произведения в рамках обязательной темы — например, Великой Отечественной войны. Не забывайте: объем курса литературы с 5-го по 9-й класс, мягко говоря, невелик — в общей сложности примерно 450 часов, так что тысячу произведений за это время не пройти. Вот мы и пошли реальным путем. А наши оппоненты пытаются «защитить» интересы всего массива великой русской литературы. Но уж больно много у нас, к счастью, прекрасных писателей и поэтов.
— В среде «охранителей» крайне популярна идея оставить единственный учебник по литературе. Может быть, главная цель не олимпиада, а школьная программа?
— Да, критика резко обострилась после того, как Общественный совет при Минобрнауки выступил против единого учебника как попытки застолбить единый список и, видимо, единую интерпретацию художественных произведений, изучаемых в школе.
— А что говорят в образовательном сообществе?
— Сошлюсь на доктора филологических наук, профессора Светлану Красовскую. По ее словам, ситуация, складывающаяся сегодня вокруг Всероссийской олимпиады школьников, является частью масштабной кампании: попытки подмены филологического образования в школе и в вузе идеологией.
«Времени — о собственной судьбе» (Опыт прочтения стихотворений И.Бродского старшеклассниками)
Разделы: Литература
Все, что творил я, творил не ради я
славы в эпоху кино и радио,
Но ради речи родной, словесности.
Иосиф Бродский
Цель урока: дать краткий обзор поэзии И. Бродского; познакомить с основами его поэтики; учить видеть художественные особенности лирики поэта.
Оборудование урока: фрагменты стихотворений И.Бродского на партах; портреты Нобелевских лауреатов в области литературы: И.Бунин, Б.Пастернак, А. Солженицын, М.Шолохов, И.Бродский.
Учитель: 22 октября 1987 г. Шведская академия объявила имя очередного лауреата Нобелевской премии по литературе. Им стал живущий в то время в США поэт Иосиф Бродский, пятый вслед за И.Буниным(1933), Б.Пастернаком (1958), М.Шолоховым (1965), А.Солженицыным (1970) в ряду отмеченных этой премией русских художников слова.
Иосиф Бродский в русской литературе фигура уникальная. Его называют современным классиком. Его стихи расходились в самиздатовских списках, завоевывая сердца читателей. И мне кажется, что нам будет интересно прикоснуться к нему как к личности и как к поэту.
Иосиф Бродский родился и вырос в Ленинграде. Этот город всегда был дорог его сердцу и очень любим.
По странной иронии, семья Бродских жила в одной из комнат коммуналки, бывшей квартиры Д. Мережковского и З.Гиппиус: судьба как бы заранее готовила молодого человека к поэтическому поприщу. Однако в детстве и ранней юности не все в его жизни складывалось гладко.
Ученица: “Нас было трое в этих наших полутора комнатах: отец, мать и я. Семья, обычная семья того времени. Время было послевоенное…
Ученица: “Коммунальная квартира, в которую мы въехали, была очень мала” и давала “приют только четырем семьям. Включая нас, там жило всего одиннадцать человек.
Разумеется, мы делили один клозет, одну ванну и одну кухню”. Стираное белье “висело в двух коридорах, соединявших комнаты с кухней, и каждый из нас назубок знал соседнее исподнее”.
Ученик: “Мой отец был журналистом – говоря точнее, фотокорреспондентом, хотя пописывал и статейки. У него было два диплома: географа, полученный в Ленинградском университете, и журналиста – в Школе Красной журналистики”.
Воевал. Война началась для него в 1940 году в Финляндии, а закончилась в 1948-м в Китае, хотя его прикомандировали к флоту. В 1950 году вышло постановление Политбюро, запрещавшим лицам еврейского происхождения иметь высокое офицерское звание. К тому времени отцу минуло 47, и ему, в сущности, приходилось начинать жизнь заново.
Ученица: Родители “почти не рассказывали мне о детстве, о своих семьях, о родителях или дедах… Эта неразговорчивость, не связанная со склерозом, была вызвана необходимостью скрывать классовое происхождение в ту суровую эпоху, дабы уцелеть”. Мама “ не моргнув глазом оставляла без внимания случайную французскую фразу, расслышанную на улице или оброненную кем – нибудь из моих друзей, хотя однажды я застал ее за чтением французского издания моих сочинений. Мы посмотрели друг на друга; потом она молча поставила книгу обратно на полку…”
Ученик: Передо мной две фотографии родителей, снятые в их молодости, на третьем десятке. Он на палубе: улыбающееся беззаботное лицо на фоне пароходной трубы; она – на подножке вагона, кокетливо машущая рукой в лайковой перчатке…
Ни один еще не знает о существовании другого; ни один из них тем более не знает обо мне…
Учитель: Иосиф Бродский пятнадцати лет оставил школу, пытался поступить в военно-морское училище (не принят по пятому пункту – национальность), работал на заводе “Арсенал”, в морге (мечтал о профессии врача), в геологоразведочной партии. Он упорно занимался самообразованием: изучал английский и польские языки, углубленно знакомился с американской, английской и польской поэзией, религиозной философией и мифологией.
Начал писать стихи в конце 50-х. Когда в Ленинграде открылось знаменитое литературное “Кафе поэтов”, у молодых литераторов появилась возможность вынести свои стихи на суд широкой публики. В1962г. Бродский впервые читает там свое стихотворение “Холмы”.
(У каждого на парте отрывок из стихотворения “Холмы”)
Прочитайте фрагмент стихотворения “Холмы”.
Холмы – это наша юность,
Гоним ее, не узнав.
Холмы – это сотни улиц.
Холмы – это сонм канав.
Холмы – это боль и гордость.
Холмы – это край земли.
Чем выше на них восходишь,
Тем больше их видишь вдали.
Холмы – это наши страданья.
Холмы – это наша любовь.
Холмы – это крик, рыданье,
Уходят, приходят вновь.
Свет и безмерность боли,
Наша тоска и страх,
Все это – в их кустах.
Холмы – это вечная слава.
Ставят всегда на показ
На наши страданья право.
Холмы – это выше нас.
Всегда видны их вершины,
Видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне
По склону движемся мы.
Смерть – это только равнины.
Жизнь – это холмы, холмы.
Каким настроением, по-вашему, проникнуто стихотворение?
— Чувством отчаяния и безысходности: “боль”, “край земли”, “наши страданья”, “крик, рыданье”.
— А мне кажется, что так вырывать слова нельзя. Стихи не о грустном. От стихотворения идет сильная внутренняя энергия.
— Большое количество коротких предложений создают ощущение бесконечности движения вверх – вниз, при котором сбивается дыхание, ритм.
Постараемся сегодня на уроке увидеть художественные особенности поэзии И.Бродского и записать их в тетради.
Какие художественно – изобразительные средства использует поэт в отрывке? Какую роль они играют? Что нам подсказывают?
— И.Бродский использует анафору: “Холмы – это…” Создается ощущение необъятности пространства, покрытого холмами. А так как холмы – это юность, улицы, канавы, боль, гордость, страданье, любовь, мечты, горе – то становится ясно, откуда такое ощущение. Холмы – это сама жизнь.
Правильно, холмы – это жизнь. Эта развернутая метафора лежит в основе данного текста.
— Предложения построены по принципу синтаксического параллелизма, и стих звучит как заклинание.
— В стихотворении огромное количество контекстуальных антонимов: “боль – гордость”, “выше – больше”, свет – боль”, “мечты – горе”, “вчера и ныне”, “улиц – канав”, “смерть – жизнь”.
Давайте подумаем, почему их так много?
— Потому что жизнь соткана из противоречий.
— Финальная антитеза заявляет тему смерти. Эта определяющий мотив поэзии романтиков.
Творческое задание (на дом): Прочитайте стихотворение “Холмы” полностью. Проследите, как заявляется и развивается тема смерти и как создается мотив одиночества. В чем же смысл стихотворения?
Учитель: В начале 1960-х гг. Бродский активно занимался литературным трудом: он переводил английскую, испанскую, польскую и сербско-хорватскую поэзию и, конечно, писал собственные стихи, которые нигде не печатали. В 1964 году состоялся суд, где поэта осудили за тунеядство.
(Инсценирование отрывка стенограммы из зала суда)
Как вы оцениваете поведение И.Бродского на процессе? Как понимает он роль поэта в обществе?
“Судья…Объясните суду, почему вы… не работали и вели паразитический образ жизни.
Бродский. Я работал… я писал стихи.
Судья. А что вы сделали полезного для Родины?
Бродский. Я писал стихи, это моя работа. Я верю, что то, что я написал, сослужит людям службу.
Судья. Лучше, Бродский, объясните суду, почему вы в перерывах между работами не трудились.
Бродский. Я трудился. Я писал стихи.
Судья. А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Судья. А вы учились. Чтобы быть поэтом.
Бродский. Я не думал, что это дается образованием… Я думаю, это…(растерянно) от Бога”.
Несмотря на беспочвенность обвинений и достойную защиту, Бродский был осужден на пять лет принудительных работ “за тунеядство” и выслан из Ленинграда в Архангельскую область, в деревню Норенскую.
Это трудное время. Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией.
(У каждого на парте отрывок из стихотворения И.Бродского “Одной поэтессе”.)
Оставим счеты. Я давно в неволе.
Картофель ем и сплю на сеновале.
Могу прибавить, что теперь на воре
Уже не шапка – лысина горит.
Я эпигон и попугай. Не вы ли
жизнь попугая от себя скрывали?
Когда мне вышли от закона “вилы”,
Я вашим прорицаньем был согрет.
Служенье Муз чего-то там не терпит.
Зато само обычно так торопит,
Что по рукам бежит священный трепет
и несомненна близость Божества.
Один певец приготавляет рапорт.
Другой – рождает приглушенный ропот.
А третий знает, что он сам – лишь рупор.
И он срывает все цветы родства.
Учитель: Благодаря стараниям друзей (А.Ахматовой, А.Твардовскому, К.Чуковскому, Шостаковичу) поэт через полтора года был досрочно освобожден и вернулся в Ленинград. Однако издать сборник стихов он не смог: не дали брежневские чиновники.
Середина 1960-х гг.- расцвет поэзии в нашей стране. Популярность литературных объединений была сравнима разве что с началом века.
Группа ребят представляет выполненное домашнее задание (дано было заранее)
Чтение наизусть фрагмента стихотворения “Письма римскому другу”.
Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стелют?
Спать не жестко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
Все интриги, вероятно, да обжорство.
Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных –
Лишь согласное гуденье насекомых.
…Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции, у моря.
…Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
и скажу, как называются созвездья.
Краткий анализ отрывка.
Стихотворение написано в жанре дружеского послания – письма, об этом говорит само название “Письма …”. Легкая непринужденность в общении (обращение “Постум”); используется разговорная лексика (“приезжай”, “попьем вина”, “закусим”, “ расскажешь”, “постелю”).
Во фрагменте легко сочетаются ирония и исповедальная, проникновенная интонация. Набегающие друг на друг короткие вопросительные предложения заставляют думать нас о том, что лирического героя интересует все. Познать ему самому мешает некая отстраненность от суетного мира: “Я сижу в своем саду, горит светильник./ Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых”.
При первом прочтении отрывка ни сразу вырисовывается эпоха, т.к. немного примет времени называет поэт. Но если убрать “экзотические”, римские названия, имена, обозначения некоторых предметов, то “прояснится” и время: “мир слабых и сильных”, где “с куриными мозгами хватишь горя”.
Примирение длилось недолго. Через несколько месяцев после написания “Писем…” Бродский решил уехать из СССР под угрозой повторного ареста. 4 июня 1972 года, уезжая в США, Бродский написал Брежневу:
(Читает подготовленный ученик) “Покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика.
. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого он живет, а не клятвы с трибуны. Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…”
Учитель: В эмиграции Бродский много и плодотворно работал. Об этом свидетельсвуют изданные поэтические сборники: “В Англии”(1977), “Конец прекрасной эпохи”(1977), “Часть речи”(1977), “Римские элегии”(1982), “Новые стансы к Августе”(1983), “Урания”(1987).
Несмотря на кажущуюся удовлетворенность жизнью (новые стихи и переводы, чтение лекций в американских университетах, профессорская должность), Бродский во многих своих поэтических откровениях говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце.
Читает ученик наизусть: “Я входил вместо дикого зверя в клетку…”
Прослушайте отрывок из Нобелевской лекции Бродского. Как он понимает роль поэта в обществе и сущность поэзии? Кого называет своими учителями?
“Писатель не может говорить за писателя, особенно поэт за поэта; что, окажись на этой трибуне, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уинстон Оден невольно бы говорили за самих себя, и, возможно, испытывали бы некоторую неловкость. Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой – но всегда меньшей, чем любая из них в отдельности.
Если искусство чему-то и учит,…то именно частности человеческого существования… Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность.
Независимо от соображений, по которым он (поэт) берется за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из- под его пера, на его аудиторию,… немедленное последствие этого предприятия – ощущение вступления в прямой контакт с языком, точнее, ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено. Зависимость эта – абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает еще колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом – то есть всем лежащим впереди временем”.
Как тема пустоты, на ваш взгляд, может быть связана с известными фактами биографии поэта?
Группа ребят представляет анализ стихотворения “Осенний крик ястреба”. (Задание было дано заранее)
Одинокая гордая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец.
В первой строфе поэт дает описание направления ветра и цветовой гаммы пейзажа. Долина Коннектикута, над которой кружит ястреб, расцвечена от темно-серого до ярко-красного и багрового цветов. Автор выбирает эпитеты, образно и наиболее лаконично охватывающие предмет: сизый, лиловый, пунцовый, алый. Они переходят от мрачного до более насыщенных цветов.
Поэт мысленно устремляется вверх, обозревая курицу, совершающую прогулку по двору, обветшалую ферму, суслика. Чуть ввысь – детали пейзажа становятся необычными, возвышенными: серебро реки, живой клинок реки, “сталь в зазубринах перекатов” (метафора); “схожие с бисером городки новой Англии” (сравнение)
Только в четвертой строфе мы читаем описание ястреба: сомкнутый клюв, плюсна, прижатая к животу, “когти в кулак”. Удивительное скопление деепричастий (сомкнувши, сверкая, держа) и намеренный пропуск глаголов.
Ястреб – птица- одиночка, хищник. Не продолжает ли поэт, таким образом, тему одиночества и изгнания? У ястреба есть тоже “человеческие” черты: сердце, “бьющееся с частотою дрожи”, тепло, движение.
В стихотворении сложный синтаксис, с множеством придаточных и вставных конструкций. Большое количество анафор, немалое значение поэт уделяет звуковой организации.
Учитель: В поздних стихах строки и строфы у Бродского увеличиваются, он отказывается от традиционных размеров, расшатывает ритм, слова и строки переносятся в соседнюю строку или строфу. Его метафоры и сравнения несколько рассудочны, продуманны.
Это была попытка создать новую поэзию, передать непрерывный процесс развития жизни и мировой культуры, преодолеть одиночество, трагизм жизни и ужас смерти.
Льет в Риме дождь, как бы твердящий: “Верь,
Ни в яме не исчезнешь ты, ни в шуме
Родных осин”,- но умирает зверь,
Звезда, волна. И даже Бродский умер.
Б.Кенжеев. “Льет в Риме дождь…”
Мир поэзии И.Бродского необычайно прост и необычайно сложен, пронзителен и трагичен – как сама жизнь в ее непрерывном развитии.
Читаем записи в тетрадях “Художественные особенности лирики И. Бродского”, сделанные во время уроков.