в каком классе проходят бородинское сражение

Интегрированный урок литературы. М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (5-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 5

Москва, Москва. люблю тебя,
как сын,
Как русский, – сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов

У Бородино французская армия расшиблась о русскую!
А.П.Ермолов

Учитель литературы: Задумаемся, ребята, над смыслом этих строк. Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?

Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества, Бородино же расположено в 125-ти километрах от Москвы. 26 августа 1812года здесь произошло кровопролитное сражение между русской и французской армиями. Главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. Французскими войсками командовал Наполеон Бонапарт. (Слайд 4, 5)

– Что значило проиграть бой под Бородином?

– Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.

1812 год в истории (материал прилагается). (Слайд 6–13)

1812 год в живописи (материал прилагается). (Слайд 14–21)

1812 год в музыке (материал прилагается). (Слайд 22–25)

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова. (Слайд 26)

А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова? (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии).

Чтение стихотворения наизусть. (Читают выразительно ученики). (Слайд 27–36)

Стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы.

– Ребята, а раньше, в 19 веке, сколько лет служили в армии? (25 лет.)

А теперь посмотрим, как построено стихотворение. (В форме диалога.)

– Кто и к кому обращается с вопросом в первой строфе? (Молоденький солдат-новобранец спрашивает старого солдата. Сейчас в 1837 год, он служит последний год, значит, начинал свою службу он как раз в 1812 году. Он – очевидец событий.)

В центре нашего внимания будут тринадцать строф, которые передают рассказ старого солдата. Именно в них – сюжет произведения.

Очень яркая экспозиция (описание места, обстановки, героев в начале произведения). “Мы долго, молча, отступали…”

Завязка – “И вот нашли большое поле…”

– Значит, кем был тогда этот молоденький солдат? (Артиллеристом.)

– Каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных, это тяжелая работа.)

Два дня идет перестрелка с дальних расстояний. И вот разговоры о картечи – сами солдаты видят необходимость ближнего боя.

– Почему ликовал француз? (Французская армия, привыкшая к легким победам, уже считала себя победительницей.)

– А какое настроение царит в русской армии? (Солдаты готовятся к бою, может быть, последнему, смертельному. Каждый думает о своем.)

За кульминацию (высшее напряжение действия) принимаем три строфы – “Уж был денек!… Слились в протяжный вой…” Это напряжение передается такими словами: дым летучий, двинулись как тучи, носились знамена, как тени, звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел. (Слайд 37. “Воспоминание очевидца”)

Развязка в стихотворении очевидна.

– Кого стали считать бойцы? (Уцелевших, погибших. Погибших было много, но герои победы тоже были достаточно многочисленны.)

– Чем объясняется победа русских солдат? (Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, руководимые талантливыми военачальниками: “могучее, лихое племя, богатыри…” Они горячо любят Родину: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Русский солдат умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом…” Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. Бой во имя России они выиграли).

– Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: “Богатыри – не вы!” (Он преклоняется перед мужеством и стойкостью участников Бородинской битвы.)

– А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России. Сдали столицу, чтобы спасти страну.)

– А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

Речь Лермонтова богата эпитетами : синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; сравнения: умремте, как наши братья умирали; французы двинулись как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди; метафоры: ночная пала тень, утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала. (Слайд 38)

– Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы умеете наблюдать, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком. (Сравнить с описанием Бородинской битвы в учебнике “Истории” и в “Детской энциклопедии” т.5, стр. 280–283).

– 172 года прошло со дня написания стихотворения, через 3 года мы будем праздновать 200-летие Бородинской битвы, а интерес к этому событию не пропадает. Исторические клубы воспроизводят хронологию сражений. (Слайд 39–42)

– Вы знаете, что 2009 год объявлен Годом молодежи, молодежь – это будущее страны. Она должна достойно продолжить традиции своих дедов и отцов, оставив при этом свой след на скрижалях истории. Я хочу представить вам ученика 7в класса нашей школы Марка Русецкого, который написал стихотворение под впечатлением лермонтовских строк. (Текст стихотворения прилагается.)

Домашнее задание. Выучить отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино” наизусть. (Слайд 43–44).
Приложение, Приложение 1

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Сражение – крупное вооружённое столкновение войск.

Схватка – столкновение в бою, в борьбе, в драке.

Богатырь – герой русских былин и сказок, в просторечье – сильный мужчина, воин, защитник родины, отличающийся мужеством и храбростью.

Полковник – начальник воинской части, офицерское звание.

Солдат – рядовой военнослужащий сухопутных войск.

Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем.

Мундир – военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.

В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

«Забил заряд я в пушку туго»

«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

Теоретический материал для углублённого изучения

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, написал более 400 стихотворений. Особое внимание он уделял теме любви к родине и единству русского народа.

«Бородино́» – знаменитое произведение Лермонтова, написанное в начале 1837 года на основе реальных событий. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского войска Наполеона Бонапарта.

Литературовед В. Н. Турбин писал:

«Бородино» Лермонтова принадлежит к тем немногим классическим произведениям русской литературы, интерпретирование, прочтение которых можно, казалось бы, считать завершённым: стихотворение это уже более ста лет не покидает страниц хрестоматий, а отдельные строки его стали крылатыми, кочующими из уст в уста. Популярность «Бородина» поистине безгранична».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Нужно выделить цветом определение, соответствующее художественно-изобразительному средству.

Вопрос: Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…»; «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий…»

Анализируем, что он знает о тропах, видим: в строках явное художественное преувеличение. Выбираем гиперболу.

Правильный ответ: гипербола.

Выбор элемента из выпадающего списка

Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

— папа Юрий Петрович;

— бабушка Елизавета Алексеевна;

— тетя Мария Михайловна;

— брат Аким Павлович.

Вспоминаем информацию, полученную на уроке, о том, что у юного поэта было два опекуна, но лишь один из них занимался его воспитанием – это его бабушка. И выбираем ответ.

Правильный ответ: бабушка Елизавета Алексеевна.

Источник

Урок в 5 классе «Бородино» М.Ю Лермонтов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по русской литературе, 5 класс

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Цель:

Формирование гражданской позиции в процессе изучения стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова, посвященного героическому прошлому русского народа

Повторить биографические сведения из жизни М. Ю. Лермонтова.

Чтение и изучение стихотворения «Бородино»

Развитие умения делать анализ художественного текста

Воспитание у обучающихся уважения к историческому прошлому

План урока

I . Организационный момент.

II Изучение нового материала

2. История создания стихотворения «Бородино»

3. Историческая справка о Бородинском сражении

4 . Чтение стихотворения «Бородино» учителем

5 . Беседа по тексту стихотворения.

III Подведение итогов.

Ход урока

I . Организационный момент

Цель определение целей и задач урока, подготовить учащихся к работе.

II . Изучение темы урока М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Слово учителя Мы продолжаем изучать русскую литературу 19 века. Многие произведения русской классики посвящены теме защиты Родины. Об этом мы будем говорить с вами на нескольких уроках.

Беседа

— Как вы думаете, чем может гордиться человек?

Это название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение во время Отечественной войны 1812 года

— Сегодня мы с вами будем говорить о Бородинском сражении и о том, как великий русский поэт М.Ю. Лермонтов запечатлел его в стихотворении «Бородино».

Откройте тетради, запишите число и тему урока:

(Слайд №2)

Вам знакомо это имя?

Что вы о нем знаете? Сообщение детей.

Какие стихотворение этого поэта вы изучали в начальных классах?

Ребята, М.Ю. Лермонтов является еще автором стихотворения «Бородино»

2 .История создания стихотворения «Бородино»

Откройте учебники на стр 122

Итак, стихотворение «Бородино» написано в форме сказа, обратите внимание на то, что в сказе много просторечных слов.

Итак, Россия 1812 года.

3 . Историческая справка о Бородинском сражении

Слово учителя 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск.

Но перед тем, как оставить Москву, 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне под Москвой произошло генеральное сражение Отечественной войны. В этом сражении решалась судьба России. И сторическое сражени е под Бородино легло в основу стихотворение великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

4 .Чтение стихотворения «Бородино» учителем

(Слайд № с 4 по 23 )

Беседа по восприятию.

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Что вам особенно запомнилось?

— Какие строки произвели на вас особое впечатление?

— Каким вы представляете себе рассказчика?

5 . Беседа по тексту стихотворения

Итак, мы должны выяснить, как изображен подвиг народа и каковы поэтические особенности стихотворения «Бородино» (какие художественные средства использовал автор?)

— С чего начинается стихотворение? – с вопроса.

А кто он?- молодой солдат

Что он хочет знать? Что его волнует?- почему оставили Москву, хочет слышать рассказ о подвигах солдат

— К кому обращен вопрос? К ветерану, старому солдату.

На вопрос молодого солдата звучит следующий ответ—чтение 2 строфы- ученик

— Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).

Ребята, диалог и монолог- это худ. средства, которые использует автор, чтобы раскрыть тему и основную мысль стихотворения

Запишите в тетради диалог, монолог- работа в тетради

— В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).

— С каким чувством рассказывает старый солдат о прошлом?

— Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).

А еще какие худ средства вы знаете? Гипербола- преувеличение, эпитеты- украшения слова. Найдите их в тексте.

— Почему солдат постоянно говорит слово «мы» (20 раз)?

-Он не отделяет себя от войска, он участвует во всеобщем деле.

III Итог урока:

Итак, о чем говорится в стихотворении «Бородино»?

Какова основная мысль этого стихотворения?

Какие качества присущи героям стихотворения «Бородино»?

Мы с вами живем в 21 веке. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» написано в 19 веке. Нужно ли нам, современным людям знать это произведение? Почему? Чему оно нас учит?

I V . Домашнее задание:

Источник

Урок истории в 4-м классе (КРО). Тема: «Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение»

Цели: на основе эвристической беседы, исследования карт, схем, материала учебника с последующим анализом и рассуждением подвести учащихся к следующим выводам:

Ход урока.

1. Организационный момент.

в каком классе проходят бородинское сражение. Смотреть фото в каком классе проходят бородинское сражение. Смотреть картинку в каком классе проходят бородинское сражение. Картинка про в каком классе проходят бородинское сражение. Фото в каком классе проходят бородинское сражение

3. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

Что такое война? Какие войны мы проходили? Их итоги.

А сегодня мы начинаем изучать ещё одну, которая называется «Отечественная». Что означает это слово?

О чём пойдет речь сегодня на уроке? Прочитайте тему и план на доске и поставьте перед собой цели.

(На доске:
Отечественная война 1812 года.

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Была ли Бородинская битва решающей в Отечественной войне 1812 г.?» Можем ли сейчас ответить на этот вопрос? Почему?

4. Работа над новым материалом.

Кто такой Наполеон Бонапарт? А кто такой Михаил Кутузов? Что вы о них знаете? (Сообщения учащихся.)

Назовите известное сражение русских и французов.

Зачем Наполеон пришёл в Россию?

Покажите на ленте времени эту дату.

Армия Наполеона продвигалась вглубь страны.

Рассмотрите карту в учебнике на с. 147. Возле какого города французы встретили сопротивление? (Под Смоленском). Около 20 тысяч убитых и раненых французских солдат. Но Наполеон продолжал наступление.

Кто в это время был главнокомандующим русской армии? Как воевала русская армия? (Всё время отступала.) Был ли народ доволен?

Кутузов решил дать захватчикам большое сражение. Оно разыгралось 7 сентября 1812 г. в 120 км от Москвы. Найдите на карте место сражения. Как оно называлось?

А теперь обратимся к схеме Бородинского сражения (с.145). Какая местность? Как вы думаете, почему Кутузов выбрал именно это место? (2 дороги, сближаясь, идут к Москве. Обороняться на этом поле было выгодно, потому что правая часть фронта прикрыта рекой Кольча).

Найдите ставку Наполеона и ставку Кутузова. (Учитель вывешивает на доску иллюстрации.)

Можно ли глядя на схему, сказать, кто одержал победу? Почему вы так думаете?

Ожесточённость, острота и напряженность этой битвы переданы в хорошо известном произведении. Кто автор? Найдите нужный отрывок и прочитайте. Какой накал борьбы?

Наполеону удалось прорвать оборону батареи Раевского. Фронт русской армии тоже был прорван. Багратион ранен. Побоище длилось 15 часов. Никто не хотел уступать. Наполеон не стал рисковать своей гвардией и приказал отвести войска.

Кутузов решил готовиться к контрнаступлению. Войска заняли новые позиции. О чем рассказывают цифры? (На доске.)

Перед Кутузовым встал вопрос: «Как продолжать сражение?» Русская армия потеряла 44 000 солдат, выбыли из строя 23 генерала. Для победы нужны новые тяжелые удары. Что делать? (Учащиеся предлагают.) Почему эта битва была решающей?

Кутузов решил собрать военный совет. В д. Фили в русской избе собрались лучшие военачальники.

Живая картинка (сценка)

Сцена «Совет в Филях»

Все участники рассаживаются по своим местам (в классе заранее подготовлен стол). В инсценировке принимают участие 8 человек, из 7 исполняют роли военачальников, 1 – очевидец событий, который стоит несколько поодаль от места основных событий.

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в эту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем. На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии – перед деревней Фили, центр – между селами Троицким и Волынским, левый фланг – перед селом Воробьевым. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение (выступающий показывает расположение по развернутой перед ним картой. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).

Генерал М.Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

Генерал Д.С.Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».

Генерал М.Б.Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

Генерал К.Ф.Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русской армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б.Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф.Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Как вы думаете, какое решение принял Кутузов? Почему? Проверим свои выводы по учебнику на с. 147. Прочитаем.

Продолжение сценки. Заключительное слово Кутузова.

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Осмотр позиций, произведенный мною, позволяет говорить о ее неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Посему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена…»

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И.Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

Учитель: В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию».

Итак, русские отступили. Наполеон пришел в Москву. Почти все население ушло из города. Город горел. В сожженной Москве Наполеон ждал, что Кутузов попросит у него мира. Но шли дни, недели, а русские не появлялись. Французы решили покинуть город. Армия Наполеона начала отступать.

Смотрим схему изгнания. (с. 147)

Внезапные удары обрушивались на французскую армию.

5. Обобщение.

1. Сравните 2 иллюстрации. Кто из полководцев вам больше симпатичен? Почему?

в каком классе проходят бородинское сражение. Смотреть фото в каком классе проходят бородинское сражение. Смотреть картинку в каком классе проходят бородинское сражение. Картинка про в каком классе проходят бородинское сражение. Фото в каком классе проходят бородинское сражение

в каком классе проходят бородинское сражение. Смотреть фото в каком классе проходят бородинское сражение. Смотреть картинку в каком классе проходят бородинское сражение. Картинка про в каком классе проходят бородинское сражение. Фото в каком классе проходят бородинское сражение

2. Историческая задача: Сколько лет назад произошла Бородинская битва? Между кем она проходила? Кто командовал армиями? Кто одержал победу?

3. Историческое значение победы.

5. Рефлексия.

Вернемся к вопросу: «Была ли Бородинская битва решающей в Отечественной войне 1812 г.?» Можем ли сейчас ответить на этот вопрос? (Учащиеся отвечают.)

6. Домашнее задание.

Написать сочинение «Я был участником войны 1812 года…»

7. Итог урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *