в каком классе проходят бородино лермонтова

Литература. 5 класс

Конспект урока

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Сражение – крупное вооружённое столкновение войск.

Схватка – столкновение в бою, в борьбе, в драке.

Богатырь – герой русских былин и сказок, в просторечье – сильный мужчина, воин, защитник родины, отличающийся мужеством и храбростью.

Полковник – начальник воинской части, офицерское звание.

Солдат – рядовой военнослужащий сухопутных войск.

Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем.

Мундир – военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

В одном из донесений М. И. Кутузов писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать».

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Ираклий Андроников, один из ведущих исследователей творческого наследия Лермонтова, считал, что именно Столыпин был прототипом того самого «дяди» из стихотворения «Бородино».

В Санкт-Петербурге был установлен в честь этого события знаменитый «Александрийский столп», колонна, на вершине которой в виде ангела изображен царь Александр I.

В это время выходят мемуары Афанасия Столыпина. В 1837 году стихотворение публикует журнал «Современник».

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Образ «дяди», ветерана бородинского сражения, придаёт произведению эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение.

Лермонтов подчёркивает народное происхождение рассказчика его речью, с использованием просторечных слов и выражений: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке».

Образ безымянного полковника – «слуга царю, отец солдатам» – скорее всего, срисован Лермонтовым с князя Петра Багратиона, раненного на Бородинском поле.

В рассказе солдата прочитывается сожаление о нынешнем поколении. Надо сказать, что эта тема «потерянного поколения» красной нитью проходит через многие произведения поэта того времени.

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

«Забил заряд я в пушку туго»

«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою».

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

Сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».

Олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Эпитеты: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

А с другой, по выражению критика Белинского, – сожаление о «настоящем поколении, дремлющем в бездействии».

Теоретический материал для углублённого изучения

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, написал более 400 стихотворений. Особое внимание он уделял теме любви к родине и единству русского народа.

«Бородино́» – знаменитое произведение Лермонтова, написанное в начале 1837 года на основе реальных событий. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского войска Наполеона Бонапарта.

Литературовед В. Н. Турбин писал:

«Бородино» Лермонтова принадлежит к тем немногим классическим произведениям русской литературы, интерпретирование, прочтение которых можно, казалось бы, считать завершённым: стихотворение это уже более ста лет не покидает страниц хрестоматий, а отдельные строки его стали крылатыми, кочующими из уст в уста. Популярность «Бородина» поистине безгранична».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Нужно выделить цветом определение, соответствующее художественно-изобразительному средству.

Вопрос: Как называется выразительное средство, которое автор использует в стихотворении: «Рука бойцов колоть устала…»; «Смешались в кучу кони, люди и залпам тысячи орудий…»

Анализируем, что он знает о тропах, видим: в строках явное художественное преувеличение. Выбираем гиперболу.

Правильный ответ: гипербола.

Выбор элемента из выпадающего списка

Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

— папа Юрий Петрович;

— бабушка Елизавета Алексеевна;

— тетя Мария Михайловна;

— брат Аким Павлович.

Вспоминаем информацию, полученную на уроке, о том, что у юного поэта было два опекуна, но лишь один из них занимался его воспитанием – это его бабушка. И выбираем ответ.

Правильный ответ: бабушка Елизавета Алексеевна.

Источник

Изучение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе

В своей рабочей программе на творчество поэта я отвожу 3 урока.

К 1 уроку ученики получают задание познакомиться с жизнью и творчеством поэта по статье учебника В.Я.Коровиной, где даны краткие сведения о детстве, учёбе и военной службе, перечислены некоторые произведения, сказано об источниках создания стихотворения «Бородино»

В начале урока можно рассмотреть прижизненые портреты, которые доступны, например, по ссылке http://lermontov-lit.ru/lermontov/family/portret.htm.

Ученикам, конечно, нужно сказать об исторических событиях, отражённых в стихотоврении с большой точностью: об отступлении русских перед победоносной армией Наполеона, о трудном решении Кутузова сдать Москву, но сохранить армию, дав перед этим решительное сражение недалеко от Москвы у деревни Бородино. Следует отметить, что после входа вражеской армии в город, его подожгли не враги а сами русские, как знак непокорности Наполеону.

2 урок можно начать с высказывания, которое уже встретилось ученикам в домашних рекомендациях :

Прочитайте высказывание В.Архипова о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Подумайте, какие слова, отражающие основную мысль стихотворения, можно вставить на месте пропусков (они даны в скобках):

«Гениальное «Бородино» Лермонтова – это поэма о … (великом, бессмертном, непосильном, удивительном) народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших … (чудесных, невозвратимых, хлопотных, горьких) героических днях…»

Теперь слушаем выразительное чтение и даём краткий комментарий. Обращаем внимание на интонацию, логические ударения и паузы, пафос, темп, беглость и правильность.

(Вопреки общепринятой методической логике, выразительное чтение у меня предшестовало словарной работе)

На 3 уроке проверим правильность выполнения домашнего задания. Начнём с 4 и 5 заданий, ориентированных на своеобразие языка произведения. Стихотворение было настолько популярным, что многие его выражения стали крылатыми. Спрашиваю, не слышали ли ученики их в речи взрослых, в СМИ. Сама, например, очень часто употребляю «смешались в кучу кони и люди».

В кроссворде в выделенных столбцах должно получиться название более раннего стихотворения «Поле Бородина». Обратимся к нему http://lermontov.info/text/pole.shtml

Люблю сравнивать художественные произведения, ведь всё познаётся в сравнении.

Чем отличаются стихотворения? А чем похожи? Почему Лермонтов решил создать ещё одно стихотворение на ту же тему? Почему в «Бородине» поэт оставил некоторые выражения и строки? Какое стихотворение понравилось больше и почему?

Наконец, у Лермонтова есть стихотоврение «Два великана». Предложим ребятам его самостоятельно прочитать и написать, о чём оно.

Источник

Конспект урока по ФГОС в 5 классе «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по ФГОС второго поколения

Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

— показать историческое значение события, изображенного в произведении;

— развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

— воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

постановка учебной задачи; умение работать в группе;

использование различных источников информации;

умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

— освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

-познавательная, проектная деятельность;

— развитие навыков выразительного чтения;

— работа с репродукциями картин;

— создание творческого проекта.

— мультимедийный проектор; компьютер; экран,

— компьютерная презентация «Бородино»; Тропинина В. А. «Старый солдат».

1. Мотивация. Актуализация знаний.

— С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

— Какое произведение вы прочитали дома?

— О чем это произведение?

— Какую цель поставим на урок?

— Как бы вы озаглавили наш урок? (Герои земли русской).

Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?

— Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа? (Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).

— Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).

– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

— Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).

2. Организация и самоорганизация.

— Сейчас мы прослушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» в исполнении артиста Алексея Ковалева. (Дети следят по учебнику)

В ночь на 24 июня 1812г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,- любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские войска еще на границе, но не смог.

-Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).

— Правильно. С разных концов России полились пожертвования, среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной и выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу: Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

Деление класса на 4 группы.

— Задание по группам: внимательно прочитайте эпизоды, изображающие

1 группаотступление русских войск в стихотворении «Бородино».

— А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы — солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали …. / О русские штыки!)

2 группасцену Бородинского сражения.

3 группа расположение русских войск перед сражением.

4 группаобразы русских полководцев.

— Прочитайте обращение полковника к солдатам. Какая основная мысль заключена в этом обращении?

— Перед нами полководец, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии.

— Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

— Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)

-Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге) “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)

Беседа по вопросам:

Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.

— Почему русские войска отступали? (Вынуждены отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)

— Какие чувства испытывали русские воины? (Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух).

Кутузов прекрасно понимал, что русской армии необходимо собрать силы, а сделать это можно было только не вступая в схватки с врагом. Видя, что русское войско горит желанием сразиться, Кутузов решил вступить в бой с французами на Бородинском поле.

— Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? (Все русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день, когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто- то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и суеты готовятся к бою).

— А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. Они не рассчитывают на серьезное сопротивление русских армий).

Генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо раненого Багратиона, обратился к солдатам со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!». Найдите этот отрывок в тексте. (

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой).

— Что обещали русские солдаты своему командиру? (Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад, не дать врагу занять ни пяди родимой земли).

— Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? (Да, удалось. На это указывают последние две строки этого отрывка).

Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный.

Наступившее сражение не могло походить на обыкновенную битву. С одной стороны, войска чуть ли не всей Европы стремились сломить последнее препятствие для завоевателя, с другой стороны – русские воины, а за ними – их дома, и семьи, могилы предков, Москва и вера отцов.

Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

-Какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы читатели наиболее полно представили себе картину боя? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

После Бородинского сражения Наполеон сказал: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов. Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми». Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна». В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

-Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение? (Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли).

— Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).

— Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).

5. Создание проекта.

Каждая группа иллюстрирует тот отрывок произведения, с которым работала весь урок.

Источник

Урок по литературе «М. Ю. Лермонтов «Бородино «» 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.

IV Вступительное слово учителя. Слайд 2.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.

История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова «Волк на псарне».

Слайд 5. Обратимся к карте России 1812 года.

Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:

– До каких же пор мы будем отступать?

Слышались и другие голоса:

– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?

Слайд 6. Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.

Слайд 7. В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы.

Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.

Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино». Слайд 8.

V.Словарная работа: Слайд 9.

– В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени:

редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;

мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;

улан, драгун – солдаты конных полков;

басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

VI. Знакомство со стихотворением: Слайд 10.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Слайд 12. Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Слайд 15. Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Слайд 16. Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Слайд 17. Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
Слайд 18. И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Слайд 19. Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Слайд 20. Но тих был наш бивак открытый:
Слайд 21. Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Слайд 22. Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Слайд 23. И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Слайд 24. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Слайд 25. Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Слайд 26. Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Слайд 27. Носились знамена, как тени,
Слайд 28. В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

VII. Краткая беседа по содержанию стихотворения:

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.)

– Какие части можно выделить в стихотворении? Прочитайте самостоятельно стихотворение.

(Повторное чтение стихотворения с предварительным заданием.)

– В соответствии с выделенными частями попробуем составить простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат?

(Устное составление плана)

2.Выбор места сражения.

4.Ночь перед сражением.

6.Описание Бородинского сражения.

7.Поле боя после сражения.

(Открыть запись простого плана на доске)

– А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. ( Запись цитатного плана в тетрадях)

Слайд 35. Цитатный план:

1.«Мы долго молча отступали…»

2.«И вот нашли большое поле…»

3.«Два дня мы были в перестрелке…»

4.«Прилёг вздремнуть я у лафета…»

5.«И умереть мы обещали…»

6.«Вам не видать таких сражений…»

7.«Тогда считать мы стали раны…»

VIII. Анализ стихотворения

— Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?

— Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.

Сколько строф описывают Бородинское сражение?

Из скольких строк состоит каждая строфа?

Одинаково ли количество слогов в каждой строке?

Нет. Есть строки, в которых 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.

Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?

Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.

Какие строки в строфе рифмуются?

— 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое стихотворное пространство.

С какой интонацией следует читать 3 строфу?

Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?

Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?

— Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.

Чему посвящены 4-9 строфы?

С какой интонацией следует читать эти строфы?

— С интонацией растущего напряжения.

Слова, какой лексической группы здесь встречаются?

— Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важностью предстоящего события.

Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?

— Прием противопоставления (антитеза). Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.

« Сверкнув очами», « рожден. хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.

Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свои жизни, ради Отчизны .

Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?

Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).

Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?

Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.

Какие слова помогают «услышать» звук боя?

Какие звуки речи помогают услышать бой?

Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).

« Мусье»- просторечное, уничижительное слово.

Как построено стихотворение?

Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.

Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению живость и простоту?

— Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.

– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?

(Более 170 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)

– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве.

X. Контрольный тест по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» Слайд 36.

Слайд 37. 1.Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

а) Отечественная война 1812 года;

б) Великая Отечественная война;

в) Первая мировая война

Слайд 38. 2.Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

Слайд 39. 3. И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

а) укрепление в лесу

б) место, откуда виден бой

в) помещение, где хранятся запасы оружия

г) полевое укрепление, предназначенное для круговой обороны

Слайд 40. 4. У наших ушки на макушке…

Что означает фразеологизм «ушки на макушке»?

а) прислушиваться к чему-то, быть наготове

б) распознавать звуки

в) бояться угрожающих звуков

г) слушать приятную мелодию

Слайд 41. 5. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у наших ушки на макушке»,

Слайд 42. 6. Уж мы пойдем ломить стеною…

Что обозначает в данном выражении слово стена?

а) смелое противостояние врагу

б) большое количество солдат

в) большая сила, напор

г) особое построение войска

Слайд 43. 7. Уж постоим мы головою…

Что обозначает данный фразеологизм?

б) мужественно, не щадя жизни, защищать кого-либо или что-либо

в) ручаться за кого-либо с полной убежденностью

г) быть уверенным в правоте своего дела

Слайд 44. 8. Но тих был наш бивак открытый…

а) открытое место для боя

б) место расположения штаба

в) место расположения войск для отдыха под открытым небом

г) место в палатке для отдыха после боя

Слайд 45. 9. Да жаль его, сражен булатом…

Слайд 46. 10. В каком значении употребляется в стихотворении слово «бусурманы»?

Слайд 47. 11. Что наиболее значимо в стихотворении?

а) изображение хода битвы;

б) описание чувств и мыслей простых людей;

в) мысли поэта о роли простого народа в сражении

1-б, 2-в, 3-г, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в, 10-в, 11-б.

Слайд 49. Оценивание работы.

XI. Подведение итога урока.

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили художественные особенности стихотворения, учились выразительно читать.)

XII. Домашнее задание.

Перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить выразительное чтение отрывка «Бородинский бой», обратить внимание на выразительные средства языка стихотворения, выучить наизусть понравившийся отрывок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *