в каком классе проходят биквадратное уравнение
«Решение уравнений высших степеней». 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
Оборудование: компьютер, проектор.
1 этап работы. Организационный момент.
2 этап работы. Мотивация и выход на постановку проблемы
Уравнение одно из важнейших понятий математики. Развитие методов решения уравнений, начиная с зарождения математики как науки, долгое время было основным предметом изучения алгебры.
В школьном курсе изучения математики очень много внимания уделяется решению различного вида уравнений. До девятого класса мы умели решать только линейные и квадратные уравнения. Уравнения третьей, четвёртой и т.д. степеней называются уравнениями высших степеней. В девятом классе мы познакомились с двумя основными приёмами решения некоторых уравнений третьей и четвёртой степеней: разложение многочлена на множители и использование замены переменной.
А можно ли решить уравнения более высоких степеней? На этот вопрос мы постараемся сегодня найти ответ.
3 этап работы. Повторить ранее изученный материал. Ввести понятие уравнения высших степеней.
1) Решение линейного уравнения.
Линейным называется уравнение вида , где
по определению. Такое уравнение имеет единственный корень
.
2) Решение квадратного уравнения.
Квадратным называется уравнение вида , где
. Количество корней и сами корни определяются дискриминантом уравнения
. Для
уравнение корней не имеет, для
имеет один корень (два одинаковых корня)
, для
имеет два различных корня
.
Из рассмотренных линейных и квадратных уравнений видим, что количество корней уравнения не более его степени. В курсе высшей алгебры доказывается, что уравнение -й степени
имеет не более n корней. Что касается самих корней, то тут ситуация намного сложнее. Для уравнений третьей и четвёртой степеней известны формулы для нахождения корней. Однако эти формулы очень сложны и громоздки и практического применения не имеют. Для уравнений пятой и более высоких степеней общих формул не существует и существовать не может (как было доказано в XIX в. Н. Абелем и Э. Галуа).
Будем называть уравнения третьей, четвёртой и т.д. степеней уравнениями высших степеней. Некоторые уравнения высоких степеней удаётся решить с помощью двух основных приёмов: разложением многочлена на множители или с использованием замены переменной.
3) Решение кубического уравнения.
Решим кубическое уравнение
Сгруппируем члены многочлена, стоящего в левой части уравнения, и разложим на множители. Получим:
Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем три линейных уравнения:
Итак, данное кубическое уравнение имеет три корня: ;
;
.
4) Решение биквадратного уравнения.
Очень распространены биквадратные уравнения, которые имеют вид (т.е. уравнения, квадратные относительно
). Для их решения вводят новую переменную
.
Решим биквадратное уравнение .
Введём новую переменную и получим квадратное уравнение
, корнями которого являются числа
и 4.
Вернёмся к старой переменной и получим два простейших квадратных уравнения:
(корни
и
)
(корни
и
)
Итак, данное биквадратное уравнение имеет четыре корня:
;
;
.
Попробуем решить уравнение используя выше изложенные приёмы.
4 этап работы. Привести некоторые утверждения о корнях многочлена вида , где
многочлен n-й степени
Приведём некоторые утверждения о корнях многочлена вида :
1) Многочлен -й степени
имеет не более
корней (с учётом их кратностей). Например, многочлен третьей степени не может иметь четыре корня.
2) Многочлен нечётной степени имеет хотя бы один корень. Например, многочлены первой, третьей, пятой и т.д. степени имеют хотя бы один корень. Многочлены чётной степени корней могут и не иметь.
4) Если число является корнем многочлена вида
, то этот многочлен можно представить в виде произведения
, где
многочлен (
-й степени. Другими словами, многочлена вида
можно разделить без остатка на двучлен
. Это позволяет уравнение
-й степени сводить к уравнению (
-й степени (понижать степень уравнения).
5) Если уравнение со всеми целыми коэффициентами (причём свободный член
) имеет целый корень
, то этот корень является делителем свободного члена
. Такое утверждение позволяет подобрать целый корень многочлена (если он есть).
Пример 1. Решим уравнение .
Таким образом, мы фактически разложили левую часть уравнения на множители:
Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем два уравнения:
Итак, данное уравнение имеет три корня:
Пример 2. Решим уравнение .
Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (9),т.е. равняется одному из чисел: ;
. Проверим:
Значит, многочлен можно представить в виде произведения
, т.е. многочлен
можно без остатка разделить на двучлен
. Выполним такое деление “уголком”:
Таким образом, мы разложили левую часть уравнения на множители:
Аналогичным образом поступим и с многочленом .
Если это уравнение имеет целый корень, то он является делителем свободного члена (9), т.е. равняется одному из чисел:
;
. Проверим:
Значит, многочлен можно представить в виде
произведения , т.е. многочлен
можно без остатка разделить на двучлен
. Выполним такое деление “уголком”:
Таким образом, мы разложили левую часть исходного уравнения на множители:
Произведение множителей равно нулю, если один из множителей равен нулю. Получаем три уравнения:
Итак, данное уравнение имеет четыре корня:
6 этап работы. Закрепление изученного материала.
Решите уравнения высших степеней, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком”.
7 этап работы. Вывод урока.
8 этап работы. Домашнее задание.
Дома решить уравнения высших степеней, используя способ деления многочлена на многочлен “уголком” (раздать листы с заданиями).
Урок математики «Биквадратное уравнение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Биквадратные уравнения»
2)Развивающие: формировать мыслительные умения: выделять главное, анализировать, устанавливать связи ранее изученного с новым; формировать качества мышления: самостоятельность, критичность.
3)Воспитательные: воспитывать: умение включаться в коллективное обсуждение, сознательную дисциплину, позитивное отношение к учению.
Оборудование урока: учебник,карточки с заданиями
Здравствуйте. Посмотрите на партах у вас учебник, дневник, тетрадь и принадлежности для письма. Присаживайтесь!
Итак, сегодня будем работать следующим образом: введем понятие биквадратного уравнения; сформулируем алгоритм решения биквадратного уравнения и отработаем его на практике.
1)
2)
3)
– посторонний корень
4)
1) ;
;
3)
– посторонний корень
4)
3)Работа по учебнику
Пусть , тогда
Возвращаемся к замене:
, 2)
Ответ:
;
Пусть , тогда
Возвращаемся к замене:
, 2)
Ответ:
Обратим внимание на степени. Как считаете, какую необходимо сделать замену, чтоб получить квадратное уравнение? ( ) Записываем.
Пусть . Т.к.
, тогда
Возвращаемся к замене:
(Обратить внимание, что 8 под корнем можно представить как произведение 4 и 2, а затем 4 вынести из-под знака корня)
, 2)
Ответ:
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня за урок, получили отметки… Можете давать дневники. Урок окончен. До свидания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-011555
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.