в каком классе предполагается изучение темы элементы формальной логики
Конспект урока по информатике на тему: «Основные понятия формальной логики» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Класс _____. Дата «____» __________ 200__ г.
Класс _____. Дата «____» __________ 200__ г.
Класс _____. Дата «____» __________ 200__ г.
Тема: Основные понятия формальной логики
Познакомить учащихся с терминологией формальной логики;
Логические операции в Лого, электронной таблице.;
значение логического выражения;
логические константы и логические переменные (предикаты).
Определить основные понятия формальной логики;
Выделить основные объекты математической логики;
Определить, что такое логические выражения и какие значения они принимают.
Методика проведения урока
Основные понятия формальной логики:
Основные объекты математической логики
Логические выражения и их значения
Подведение итогов за урок;
Домашнее задание – конспект.
Читать темы 24.1 стр. 312-314
Устно стр. 321, вопросы 1-3
Что изучает логика?
Что понимается под суждением?
Приведите примеры логических выражений.
Основные понятия формальной логики
В процессе обработки двоичной информации процессор выполняет арифметические и логические операции. Для получения представлений об устройстве компьютера нужно познакомиться с основными логическими элементами, лежащими в основе построения компьютера.
Логика – наука о законах и формах мышления.
Логика использует ряд основных понятий и описывает действия над ними, подчиняющиеся законам логики. К этим основным понятиям логики относятся следующие:
Утверждение – суждение, которое требуется доказать или опровергнуть, например сумма внутренних углов треугольника равна 180 º
Рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных друг с другом, например, если хотите начато работать на компьютере, то необходимо сначала включить электропитание.
Умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений получается (выводится) новое суждение.
Логическое выражение представляет запись или устное утверждение, в котором, наряду с постоянными, обязательно входят переменные величины (объекты). В звисимости от значений этих переменных логическое выражение может принимать одно из двух возможных значений: ИСТИНА (логическая единица) или ЛОЖЬ (логический ноль). Приведем примеры логических выражений:
a >5, где a – переменная, принимающая любое значение. При значениях a >5 это логическое выражение истинно (равно логической 1), иначе – ложно (равно логическому 0).
Компьютер имеет оперативную память объемом не менее 32МБ. В одном компьютере это справедливо, то есть такое логическое выражение истинно (равно логической 1), а в другом – это же выражение может оказаться ложным (равно логическому 0).
Решение любой задачи на компьютере сводится к выполнению процессором ряда арифметических и логических операций. Последние как раз и выполняются над логическими выражениями на основе законов и правил булевой алгебры. Таким образом, математический аппарат булевой алгебры позволил формализовать действия над логическими выражениями и явился базой для разработки логических элементов и, в целом, логических основ построения компьютеров.
Основные объекты математической логики
В булевой алгебре присутствуют следующие компоненты:
Операции над логическими объектами;
Аксиомы и теоремы, регламентирующие эти операции.
Объектами булевой алгебры являются высказывания (логические выражения), которые рассматриваются не с точки зрения их содержания, а с точки зрения их истинности или ложности.
Логические выражения и их значения
Итак, определены объекты математической логики – логические выражения (высказывания).
Примеры логических констант:
«Волга впадает в Черное море» (Ложь);
«Книга – источник знаний» (Истина).
Примеры логических переменных:
N – целое число (принимает значение Истина или Ложь в зависимости от значения N ).
Значения высказываний имеют двоичную природу (Истина – Ложь).
Древние философы и мыслители эпохи Просвещения проявляли немалый интерес к простой и изящной двоичной системе счисления. Постепенно эта система проникала из одной научной дисциплины в другую, из религии и логики в философию и математику, а затем и в технику. Сейчас она используется при кодировании информации в компьютере.
Преподавание основ логики в школьном курсе информатики
Описание разработки
Формирование необходимых качеств современного человека, а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения основ логики.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.
Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:
Реальные предпосылки для развития логического мышления даёт информатика. Однако, конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Основные задачи, которые решает учитель информатики в процессе формирования логического мышления:
Уроки логики в рамках уроков информатики дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения в физике, химии, математики. Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы и умозаключения.
ГОСО – 2012 предусматривает введение предмета информатика с 5 класса. Из вариативной части учебного плана можно выделить часы на преподавание информатики в начальной школе и старших классов.
Урок информатики по теме «Основные понятия формальной логики»
Цели и задачи урока:
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Словарь иностранных слов и выражений» Е. С. Зеновича, презентация по теме урока (Приложение 1), мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников, их примерные ответы
Организационный этап
Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих.
Мотивационная беседа
— Сегодня мы начинаем изучать тему № 24. Посмотрите по оглавлению учебника, как она называется?
— Тема называется «Логические основы построения компьютера».
Читают названия параграфов по оглавлению.
— Какие вопросы нам предлагают изучить в рамках этой темы? Зачем, на ваш взгляд, нужно изучать этот раздел?
— Чтобы понять, как устроен и как работает компьютер.
— Какой вопрос будем обсуждать сегодня на уроке? Почему вы так считаете?
— Начать следует с вопроса «Основные понятия формальной логики», и рассматривать предложенные параграфы по порядку, так как это поможет лучше разобраться в логических основах работы компьютера.
Открывает слайд 1, предлагает детям записать тему урока в тетрадях.
— Поставьте уточняющие вопросы к теме урока.
Записывают тему урока в тетрадях.
— Что такое логика?
— Что такое формальная логика?
— Какие понятия есть в формальной логике?
— В каком порядке лучше изучать эти вопросы? Почему?
— Хочу напомнить вам, что информатика изучает не только информацию, но и методы работы с ней.
Открыт слайд 2 с текстом определения предмета науки «информатика» [4]
— Различные методы работы с информацией вы используете и при изучении других предметов, но на уроках информатики мы будем делать акцент на способах работы с информацией. Заранее предвижу вопрос о том, где вам эти умения пригодятся. Могу ответить так. Получив профессию и начав трудовую деятельность, вам придется постоянно заниматься самообразованием, ведь от этого будет зависеть уровень вашей квалификации, ваша деловая репутация и уровень доходов.
Изучение нового материала
— Итак, приступим. Вы, наверное, не раз слышали слово «логика», что оно обозначает?
Высказывают свои предположения.
— Как узнать точное значение слова?
— Значение слова можно посмотреть в словаре.
— В каком или в каких словарях можно найти значение этого слова?
— В толковом словаре.
Детям предлагается найти значение слова «логика» в «Толковом словаре русского языка» и в «Словаре иностранных слов и выражений».
Повторить правила организации поиска информации в словаре. (Развитие умения формировать стратегию поиска)
Для удобства работы с текстом словарных статей, их текст, отображен на слайде 3.
Находят и зачитывают словарные статьи.
Из толкового словаря: наука о законах и формах мышления.
Из словаря иностранных слов и выражений: наука о способах доказательств и опровержений, совокупность теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений.
— В словарных статьях приведено несколько толкований слова «логика». Какое именно подходит в нашем случае?
— Как вы думаете, какая из формулировок более общая? Почему?
— Логика – наука о законах и формах мышления.
— Потому что доказательства и опровержения относятся к мышлению.
— Вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Мы ответили на первый из них. Итак, логика – это…
-Наука о законах и формах мышления.
(Развитие умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников.)
— Законы и формы мышления, а так же способы доказательств и опровержений.
— С каким из разделов мы будем знакомиться на уроках информатики?
Открывает 1 элемент слайда 3. [2]
На слайде приведен фрагмент словарной статьи из словаря иностранных слов и выражений.
— Мы будем изучать элементы формальной логики.
— Что изучает формальная логика?
— Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости от конкретного содержания суждений и умозаключений.
— Как вы думаете, почему этот раздел так называется?
— Потому, что изучает форму мыслей вне зависимости от их содержания.
— А можем ли мы уже ответить на вопрос о том, каковы главные понятия формальной логики?
(Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.)
— Это суждения и умозаключения.
— Как можно кратко отобразить полученные нами ответы на вопросы в виде схемы? (Cлайд 4)
Если у детей возникают затруднения, то построение схемы идет под руководством учителя. (Ниже приведен примерный перечень вопросов.)
Дети предлагают свои варианты.
— О каком общем понятии идет речь? (Открывается элемент схемы 1. )
— Какие разделы, части можно выделить? Как это показать на схеме? (Открывается элемент схемы 2, 3, 4.)
— Как показать, что мы будем изучать элементы формальной логики? (Открывается элемент схемы 5.)
— Как можно отразить на схеме информацию о главных понятиях формальной логики? (Открывается элемент схемы 6.)
— Предлагает заполнить схему, открывает предыдущий слайд с текстами словарных статей.
(Развитие умения структурировать информацию)
Составляют схему в тетрадях.
Отображает заполненную схему на экране (слайд 5), предлагает по схеме кратко обобщить полученную информацию.
Дети выполняют задание.
— Можно ли предположить, что понимают под суждением и умозаключением?
Если дети затрудняются, можно задать наводящие вопросы:
Дети высказывают предположения.
— Какие объекты изучает формальная логика? Как по-другому они названы в тексте?
— Суждение – это мысль, умозаключение – сочетание мыслей.
— Какой объект с точки зрения русского языка выражает законченную мысль?
— Значит можно предположить, что суждение – это…
— А умозаключение – это…
— Сочетание предложений, то есть сложное предложение.
— А давайте проверим правильность наших предположений. Как это можно сделать?
— Посмотреть в словаре или в учебнике.
— Найдите в тексте учебника объяснение терминов «суждение» и «умозаключение».
(Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.)
Находят в тексте учебника объяснения терминов, зачитывают их, убеждаются в верности предположений
— Какие еще понятия формальной логики встречаются в тексте учебника?
— Сегодня на уроке мы более детально познакомимся с понятиями «суждение», «утверждение» и «логическое выражение».
— Утверждение, рассуждение, логическое выражение.
— Вы прочли определение понятия «суждение», выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других предложений.
Открывает первую формулировку на слайде 6.
— Это любое предложение, которое может быть истинным или ложным.
— Вы видите на слайде другую формулировку понятия «суждение» [4]. Выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других предложений.
— Это повествовательное предложение, оно должно быть однозначно истинным или однозначно ложным.
— Запишите в своих тетрадях ту формулировку, которой вам будет удобнее пользоваться? (Вероятнее всего дети выберут формулировку со слайда.)
— Вы прочли определение понятия «логическое выражение», выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других предложений.
Открывает вторую формулировку на слайде 6.
— Вы видите на слайде другую формулировку понятия «логическое выражение» [4]. Выделите из него признаки, по которым логическое выражение или высказывательную форму можно безошибочно отличить от других предложений.
— Запишите в своих тетрадях ту формулировку, которой вам будет удобнее пользоваться?
Вероятнее всего дети выберут формулировку со слайда.
(Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников.)
Выполняют предложенное задание.
— С каким понятием связано понятие «логическое выражение»?
— Это понятие связано с понятием «утверждение».
— Найдите в тексте учебника определение этого понятия, прочтите и скажите с каким еще понятием связано понятие «утверждение».
— Утверждение – это суждение, которое требуется доказать или опровергнуть. Данное понятие связано так же с понятием «суждение».
— Какова же связь между этими тремя понятиями?
— Логическое выражение после замены переменных своими значениями, превращается в утверждение, т. е. в суждение, которое требуется доказать или опровергнуть.
— Как это можно представить в конспекте?
Дети записывают в конспект.
— Какие понятия мы еще не рассмотрели на уроке?
Умозаключение и рассуждение.
— Умозаключение – это логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений получается (выводится) новое.
— Рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных между собой.
— Нам пока трудно определить, насколько мы правы в своих предположениях, для этого нужно более детально рассмотреть вопрос о логических операциях, поэтому предлагаю эти понятия рассмотреть на следующем уроке.
Закрепление
Закрепление на репродуктивном уровне
— А сейчас давайте вернемся к вопросам, поставленным нами в начале урока.
(Для ответа на 1 – 3 вопросы можно воспользоваться схемой, составленной в начале урока см. слайд 5.)
Дети отвечают на предложенные вопросы.
Закрепление на уровне понимания
Открывает слайд 8 и предлагает задание «Установи соответствие»
(Ответы: первая группа предложений – суждения, вторая группа предложений – утверждения, третья группа предложений – логические выражения)
Дети выполняют предложенные задания.
Закрепление на уровне применения (если позволит время)
Открывает слайд 9 и предлагает задание выбрать из перечня суждения и определить их значение
Выполняют предложенные задания.
Итог урока
Если позволяет время, то можно предложить подобное задание со слайда 10, а затем предложить детям самим привести примеры истинных и ложных высказываний.
Домашнее задание
— Небезызвестный вам герой Конан Дойла Шерлок Холмс восхищает читателей умением строить умозаключения на основе суждений, почерпнутых из наблюдений.
— Любой из нас может научиться также четко мыслить, и помогут нам в этом знание основ формальной логики и, конечно же, тренировка.
— Итак, домашнее задание.
Открывает слайд 11 с текстом домашнего задания, читает задание, дает необходимые комментарии.
Задания предложены по учебнику [3]. Задание, отмеченное звездочкой (*) предназначено для желающих.
Записывают домашнее задание.
Список литературы
Презентация по информатике «Элементы формальной логики» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор: Григорова Елена Сергеевна, Учитель информатики МБОУ Гимназии № 4 г.о. Самара
Логика — совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления. Логика как наука о законах и формах мышления изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира.
Первый этап развития логики связан с работами Аристотеля (384 – 322 г.г. до н.э.). Он впервые дал систематическое изложение логики, подверг анализу человеческое мышление и его формы. Второй этап связан с Джоржем Булем (1815 – 1864г.г.). В его работах логика приобрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.
Основные понятия логики: понятия; суждения; умозаключения.
Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. В понятиях отражается совокупность существенных признаков, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Понятие имеет две основные характеристики: содержание и объем. Содержание понятия — совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.
Объем понятия — множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия. Выделяют понятия общие и единичные. Рассмотрим отношения между понятиями по объему. Их легко представить, если обозначить объемы понятий кругами (такое представление называется диаграммами Эйлера-Венна).
1. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики. 2. Как правило, в загадке в замысловатой форме дается описание существенных признаков некоторого предмета. На основании этой информации требуется догадаться, о каком предмете идет речь. Примеры: Маленькое, сдобное. Колесо съедобное. (Бублик) Не машина, а железный, Со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь) Придумайте сами загадки для понятий «телефон», «стол», «дискета», «записная книжка», «мышка», «школа».
Григорова Елена Сергеевна, Учитель информатики МБОУ Гимназии № 4 г.о. Самара
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Для запоминания материала внутри презентации представлены задания для самостоятельной работы учащихся.
Номер материала: 257333
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Памятка «Основы формальной логики в информатике»
Памятка «Основы формальной логики в информатике» содержит необходимый минимум информации для учеников 8 класса, которая понадобится им при изучении элементов алгебры логики. Она содержит основные определения и законы по теме.
Тема «Элементы алгебры логики» является одной из наиболее сложных для учеников при изучении всего школьного курса информатики. Она тяжело воспринимается учениками отчасти потому, что содержит большое количество теоретического материала, который сложно воспринимается и запоминается. Памятка «Основы формальной логики в информатике» содержит основной материал по данной теме, систематизированный и изложенный в краткой форме так, чтобы ученик, открыв памятку на соответствующей странице, мог быстро освежить в памяти основные моменты темы. Данная памятка позволит вам сократить время, затрачиваемое на повторение материала, а системно представленный материал и иллюстрации упростят процесс повторения для учеников.
Элементы алгебры логики встречаются не только при изучении данной темы в 8 классе, но и в течение всего школьного курса информатики. Например, при изучении основ алгоритмизации и программирования, электронных таблиц и систем управления базами данных. При изучении каждой из этих тем у учащихся возникает необходимость освежить свои знания об основных логических операциях и законах.
Если ученику нужно быстро повторить материал по теме, достаточно открыть соответствующую страницу памятки, содержащую необходимый ему закон, определение или логическую операцию.
- что такое патриот в тик токе
- Как танцевать шаффл для начинающих