в каком классе пишут декабрьское сочинение

Итоговое сочинение 2019: ответы на 10 самых «горячих» вопросов

в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть фото в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть картинку в каком классе пишут декабрьское сочинение. Картинка про в каком классе пишут декабрьское сочинение. Фото в каком классе пишут декабрьское сочинение

Сегодня мы кратко отвечаем на часто задаваемые вопросы про итоговое сочинение в 11 классе.

1. Можно ли написать итоговое сочинение в 10 классе?

Нет, досрочная сдача этого промежуточного письменного экзамена в 10 классе не предусмотрена. По закону в 10 классе можно сдать досрочно любой ЕГЭ при условии, что по данному предмету вы прошли всю программу и были официально аттестованы. Итоговое сочинение можно сдать только в 11 классе. Традиционно экзамен проходит в первую среду декабря, если вы сдадите все ЕГЭ досрочно в 10 классе, то придётся всё равно ждать окончания 1 полугодия 11 класса.

В 2019 году итоговое сочинение пройдёт по всей стране 4 декабря.

2. Где и когда надо подавать заявление на участие в этом экзамене?

Заявление на участие в итоговом сочинении, а также согласие на обработку персональных данных ученики 11 классов должны успеть подать не позднее чем за 2 недели до итогового сочинения. Эти документы принимаются образовательной организацией, в которой обучаются 11-классники. Московские школьники в этом году регистрируются на ГИА на сайте мэра Москвы.

4. Можно ли на итоговом сочинении пользоваться справочной литературой? Где будем писать сочинение в 2019 году?

На итоговом сочинении нельзя пользоваться художественными текстами. Орфографическими словарями пользоваться можно, но лишь теми, которые будут предоставлены экзаменационной комиссией.

Проводится итоговое сочинение обычно в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники. Наблюдателями на экзамене назначаются свои учителя, проверка осуществляется тоже своими силами.

5. Кто придумывает темы сочинений? Они известны заранее?

Темы для итогового сочинения придумывают разработчики ФИПИ. Заранее они публикуют только 5 основных направлений тем. В 2019 году они такие:

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги.
2. Надежда и отчаяние.
3. Добро и зло.
4. Гордость и смирение.
5. Он и она.

6. Что делать, если опоздал на экзамен? А если я заболею?

Пересдать экзамен в случае получения «незачёта» или отсутствии по уважительной причине можно 6 февраля и 8 мая 2020 года.

7. Когда будут известны результаты итогового сочинения?

В 2019 году сочинения должны будут проверить не позднее 10 декабря, публикация результатов и материалов в личных кабинетах будет не позднее 18 декабря.

8. Сколько литературных произведений нужно указать в качестве примеров-аргументов?

9. Что делать, если не хватило места в бланке ответов на итоговом сочинении?

В таких случаях члены экзаменационной комиссии обязаны по запросу участника итогового сочинения выдать дополнительный бланк.

10. Каков срок действия результатов итогового сочинения?

Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года (как и результаты ЕГЭ). Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.

Подробно об итоговом сочинении-2019 читайте в нашей публикации:

Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.

Источник

9 главных вопросов про итоговое сочинение в 11 классе

5 декабря 2018 года российские школьники пишут итоговое сочинение, которое служит допуском к ЕГЭ. «Мел» подготовил ответы на главные вопросы родителей и школьников, которые могут пригодиться и до, и после экзамена.

1. Когда и как можно написать итоговое сочинение?

В 2018/2019 учебном году предусмотрено три даты, которые приходятся на первую рабочую среду декабря, февраля и мая — это 5 декабря 2018, 6 февраля 2019 и 8 мая 2019.

в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть фото в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть картинку в каком классе пишут декабрьское сочинение. Картинка про в каком классе пишут декабрьское сочинение. Фото в каком классе пишут декабрьское сочинение

На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Рекомендуется писать не меньше 250 слов, в противном случае ученик автоматически получит «незачёт». Если вы рассчитываете на дополнительные баллы, наш блогер рекомендует рассчитывать на объём в 350 слов.

«Считаются, кстати, абсолютно все слова, даже служебные, так что если перед тобой стоит задача просто получить зачёт, а творческого вдохновения на большие объёмы не хватает — обязательно запомни, что нужно набрать хотя бы 251 слово, поэтому займись подсчётами после написания работы. Если хватать не будет — придётся постараться и добавить что угодно: вводные конструкции, междометия, предлоги и так далее».

2. Обязательно ли писать итоговое сочинение?

Да, обязательно. С 2014 года без оценки за итоговое сочинение выпускника не допускают к ЕГЭ, а значит, без него школу он не окончит.

Исключение — ученики с ограниченными возможностями здоровья и те, кто учится на дому по медицинским показаниям. Они могут отказаться от сочинения, но вместо него будут писать изложение. Также писать изложение могут ученики специальных закрытых учебно-воспитательных учреждений и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы.

3. Почему к итоговому сочинению стоит подготовиться заранее?

Оно может сыграть большую роль при поступлении. Например, в Высшей школе экономики итоговое сочинение прибавляет до десяти дополнительных баллов к тем, которые ученик получит за ЕГЭ. В МГУ можно получить до трёх баллов.

Но это не значит, что если учебными достижениями вы похвастаться не можете, то обречены на провал на итоговом сочинении. По статистике, успешно справляются с экзаменом 98% российских выпусников.

Чтобы войти в их число в этом году, воспользуйтесь советами блогеров «Мела». Например, они рассказывали, как подготовиться к итоговому сочинению и вести себя прямо на экзамене. А какие произведения нужно читать перед экзаменом, если до того вы не были очень внимательны к школьной программе, вы узнаете из этого блога.

«Абсолютно каждый год нам приходится переучивать учеников, напоминая им, что декабрьское сочинение и 25 задание из ЕГЭ по русскому языку — разные работы, и нельзя их смешивать. И это, наверное, самое сложное, ведь сначала мы ставим их в строгие рамки ЕГЭ: проблема — комментарий — позиция автора — аргументы. А сейчас уводим их от этого шаблона, чтобы после декабрьского сочинения снова к нему вернуться. Очень часто ученики задавали мне вопрос: „А как понять в итоговом сочинении позицию автора?“. А её нет, как нет и определённого плана. Сочинение в декабре — это как раз та свобода, за отсутствие которой так ругали ЕГЭ».

4. Какие темы сочинения будут в 2018/19 учебном году?

Тематические направления всегда сообщаются заранее. После Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) разрабатывает конкретные темы или подбирает тексты изложений, но они всегда остаются в рамках заранее объявленных направлений. Формулировки тем и тексты становятся известны только в день экзамена — тогда конверты с этой информацией доставляют в органы управления образованием. Темы сообщают за 15 минут до экзамена.

в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть фото в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть картинку в каком классе пишут декабрьское сочинение. Картинка про в каком классе пишут декабрьское сочинение. Фото в каком классе пишут декабрьское сочинение

В этом учебном году министр просвещения Ольга Васильева объявила о пяти тематических направлениях итогового сочинения:

В сочинениях одиннадцатиклассники должны продемонстрировать знание произведений литературы, которые они проходили в рамках школьной программы.

5. Кто и как оценивает сочинения?

Проверять сочинения и изложения будет Комиссия образовательных организаций или экспертные комиссии, которые создаются на муниципальном и региональном уровне. За сочинение можно получить «зачёт» или «незачёт». На результат влияют пять критериев:

6. Какие типичные ошибки делают школьники?

Самые распространённые — это подмена аргументации пересказом, отсутствие структуры, композиции и связности в тексте, а также стилистические ошибки, в том числе использование канцелярита, штампов и клише. Хорошо, что наш блогер уже разобрал все основные типы ошибок и рассказал, как от них избавиться.

ФИПИ проанализировал типичные ошибки в сочинениях, написанных с 2014 по 2017 годы. Аналогично с критериями оценки, их тоже делят на пять типов.

1. Несооответствие теме:

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: уделить внимание выбору и обдумывнию темы, а также в процессе подготовки к сочинению уточнять термины и понятия в философском и психологическом словарях.

ФИПИ советует обратить внимание на эти понятия: судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, Отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика.

2. Ошибки в аргументации и выборе литературного материала:

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: учиться определять проблему, то есть главную мысль — текст сочинения должен быть ответом на его вопрос. Текст литературного произведения нужно сопровождать комментарием.

3. Ошибки в композиции и логике:

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: обдумывать структуру текста перед тем, как начинать писать. Проблемы, сформулированные во вступлении, нужно решить в основной части. Ответ на вопрос темы следует дать в заключении — и проследить, чтобы он перекликался со вступлением и основной частью. Не стоит забывать, что части сочинения должны быть соразмерными.

4. Ошибки в качестве письменной речи:

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок: делать как можно больше упражнений, например, находить в тексте слова других стилей или лексическую несочетаемость. Во время экзамена важно заложить время на проверку и исправление ошибок.

5. Грамматические ошибки

Есть два типа ошибок — пунктуационные и орфографические. Чтобы их избежать, эксперты ФИПИ советуют выполнять работу над ошибками, а также обращаться к орфоэпическому словарю в процессе подготовки.

7. Как подать на аппеляцию, если ученик недоволен результатом?

Аппеляций на итоговом сочинении не предусмотрено, то есть оспорить результат вы не сможете. Зато сочинение можно переписать аж два раза — и улучшить результат. Тогда его проверят повторно. Этой возможностью можно воспользоваться, если вы пропустили экзамен из-за болезни или неожиданно плохо почувствовали себя на сочинении. Разумеется, эти обстоятельства нужно подтвердить документально.

8. Сколько действуют результаты итогового сочинения?

Если вы хотите получить дополнительные баллы за сочинение для поступления на программы бакалавриата или специалитета, то воспользоваться результатами можно будет в течение четырёх лет. Если речь идёт о допуске к ЕГЭ, то результаты итогового сочинения действуют бессрочно. Так что если вы захотите пересдать ЕГЭ, а сочинение у вас зачтено, то о допуске к экзамену можно не беспокоиться.

в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть фото в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть картинку в каком классе пишут декабрьское сочинение. Картинка про в каком классе пишут декабрьское сочинение. Фото в каком классе пишут декабрьское сочинение

9. Что учителя думают об итоговом сочинении?

Министерство просвещения обвиняли в том, что итоговое сочинение отнимает у детей время на подготовку к ЕГЭ. Среди других нежелательных последствий учителя отмечают то, что изучение литературы в школе после сочинения фактически прекращается (для тех, кому не нужно сдавать по ней ЕГЭ).

«Основной материал 11 класса ещё не пройден. Два важнейших произведения не изучены («Мастер и Маргарита» и «Тихий Дон»). Повторить самое важное из программы 10 класса толком не успеваем (именно повторить, вспомнить содержание, темы, идеи, авторскую позицию — профессионалы меня поймут).

Понимают ли чиновники, что дальнейшее изучение литературы в 11 классе в текущем году можно закончить? И с этим ничего не поделаешь: напряжение спало, можно расслабиться — и это нормально для подростков. А они не дураки: больше им литература в объёме программы 11 класса не понадобится. Для написания сочинения на ЕГЭ им вполне хватит того, что есть. Даже в те давние-давние годы, когда мы писали шестичасовое сочинение на выпускных экзаменах, дети это понимали».

В сочинении обязательно нужно ссылаться на литературные произведения. Для немалого количества российских школьников это серьёзная проблема. Поэтому учителя и репетиторы советуют придерживаться такой техники подготовки: выбрать одно тематическое направление из пяти предложенных и прочитать несколько коротких произведений, чтобы использовать их материал в качестве аргументов. Правда, оказалось, некоторые ученики предпочитают ещё более лёгкий вариант.

«Издательства стали выпускать сборники готовых текстов, которые быстро перекочевали в интернет. Плохих работ стало заметно меньше. Ещё меньше — работ, которые хоть чем-то отличаются от остальных. Об этом красноречиво говорят цифры проверки сочинений в Высшей школе экономики: если в 2015 году работ на 4-7 баллов (на „удовлетворительно“ и „хорошо“) было 75,3%, то в 2016 году — уже 87,7%, причём количество „отличных“ работ (8-10 баллов) упало в два с половиной раза — с 15,6% до 6,2%».

Иллюстрации: Shutterstock (Jamesbin)

Источник

Итоговое сочинение 2020

Преподаватель «Фоксфорда» рассказывает, как получить доступ к сдаче ЕГЭ и выжить

в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть фото в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть картинку в каком классе пишут декабрьское сочинение. Картинка про в каком классе пишут декабрьское сочинение. Фото в каком классе пишут декабрьское сочинение

в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть фото в каком классе пишут декабрьское сочинение. Смотреть картинку в каком классе пишут декабрьское сочинение. Картинка про в каком классе пишут декабрьское сочинение. Фото в каком классе пишут декабрьское сочинение

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

В школе сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт», то есть оценок за него не ставят. Школьники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче ЕГЭ. Чтобы сочинение засчитали, оно должно соответствовать определённым требованиям и критериям оценивания.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Требование № 2 — самостоятельность. Сочинение нужно писать полностью самостоятельно: запрещено списывать, цитировать чужой текст нужно в меру и с указанием источника. Если при проверке сочинения у эксперта возникнут подозрения, он «прогонит» текст через программу антиплагиата. Работы с более 40% чужого текста дальше не проверяются.

Критерии оценивания в школе

Сочинение, отвечающее требованиям № 1 и 2, проверяют дальше по пяти критериям. В сумме нужно получить «зачёт» минимум по трём из них: обязательно по первым двум и одному из оставшихся.

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги;

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

На выбор выпускнику даётся по теме из одного направления, то есть всего пять тем. Выпускник самостоятельно выбирает тему. Сочинение должно чётко ей соответствовать. Если школьник в ходе рассуждений уходит от темы или не понимает в ней значение слов, то его работа получает «незачёт» по первому критерию, что равняется «незачёту» за всё сочинение.

Критерий № 2 — аргументация и опора на литературный материал. Свои рассуждения в тексте нужно подкреплять аргументами, основанными на литературном произведении. Если в сочинении есть рассуждение, но о литературе речь не заходит, такое сочинение тоже получает «незачёт».

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 4 — качество письменной речи, или речевое оформление. Здесь играет роль количество речевых ошибок: если они есть, но не мешают понимать текст, эксперт их простит. «Незачёт» по этому критерию ставят, если из-за низкого качества речи непонятен смысл текста.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством». Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе. Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна. У выпускника не должно быть никаких сомнений, что имел в виду составитель задания.

Отсутствие рассуждения

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав. При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Логические ошибки

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Часто в сочинениях искажают факты из сюжета произведения, путают название произведения, его автора или имена персонажей. Такие серьёзные фактические ошибки могут воспринять как незнание литературного материала — а это «незачёт» по второму критерию.

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Проблемы с речевой грамотностью решаются двумя способами. Первый вариант — читать больше хороших, образцовых сочинений, чтобы привыкнуть к грамотной речи. Здесь нужно быть осторожным: на многих сайтах и в социальных сетях выкладывают совершенно безграмотные тексты, которые пишут сами участники сообществ. Поэтому важно выбирать только надёжные сборники, составленные экспертами. Например, учебно-методическое пособие А. Нарушевича и И. Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение. 11 класс».

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия. Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него. Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение». Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

2. Для получения «зачёта» текст должен отвечать трём из пяти критериев оценки. Обязательные два — соответствие теме и опора на литературный материал.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *