в каком классе надо учить таблицу менделеева

Мелодрама под названием «Таблица Менделеева» или как играючи запомнить эту таблицу за 2 часа

Кошмары родителей

Начинается новый учебный год и новые заботы у учеников.
Есть среди вас те, кого все лето родители пытались заставить выучить таблицу умножения или алфавит?
Кто в последние дни августа судорожно читает книги из списка и пишет отзывы в читательский дневник?
Кто просидел почти все лето с репетирами?
А может быть есть и те, кому никак не удается выучить таблицу Менделеева?

В этом году у меня начинается химия. Мама с ужасом рассказывает мне о своих попытках запомнить элементы, о своих кошмарах накануне школьных контрольных по химии, имя учительницы она до сих пор произносит с волнением в голосе:) Меня такая перспектива вовсе не радует!
Чтобы сохранить свои (и мамины) нервы, да и время, я решил разобраться с таблицей Менделеева заранее. Возможно, кому-то пригодится мой опыт.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Уснул и вдруг… готово

Байку о том, что Дмитрий Менделеев придумал свою таблицу во сне, слышали, наверное, многие. Эту версию распространил в свое профессор Александр Иностранцев, желая позабавить своих студентов. Ну кому из учеников не понравится мысль о том, что для гениального открытия нужно всего лишь крепко уснуть?!

Сам Менделеев к этой истории относился с иронией. О своей таблице он говорил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы говорите: сидел и вдруг… готово».

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Итак, засучили рукава

Что за абракадабра в каждой ячейке?

Стало немного страшно… Что из этого нужно запоминать?

Для начала можно запомнить все элементы (названия) и их символы (обозначение) (1). Этого уже хватит, чтобы поразить не только маму, но и учителя химии. Ну а если хотите больше – запомните еще номер ячейки (2) и атомную массу (3).

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Трюки мнемотехники

Если с обозначением элемента все кажется просто, то с остальным стало понятно, что без специальных приемов запоминания мне не справиться.

Первый трюк – Химический триллер


1. Придумать ассоциацию – образ к каждому элементу.
Секрет: ассоциация может быть по звучанию (постарайтесь сохранить начало слова) или по значению. Главное, чтобы вы смогли детально представить тот образ, который у вас возникнет на тот или иной элемент. Конечно, у каждого человека ассоциации будут свои.

Например: мышьяк – мышка или баночка с отравой; ванадий – ванна; церконий – церковь; кальций – зуб; барий – барбариска; висмут – вискас; олово – оловянный солдатик; ртуть – градусник; фтор – зубная паста.

2. Связать ассоциации в цепочки – интересные истории. Можно придумать 12 цепочек – по рядам. И 13 цепочка свяжет строчки между собой – тогда вы точно не забудете их последовательность.

Приведу пример 8 строчки (8 цепочки):
В салат «Цезарь» (цезий) положили барбариску (барий). Эту барбариску проглотила красивая лань (лантан). От такой неожиданности лань загавкала (гафний) и с тех пор ее стали называть «лань по имени Гаф». Эта новость мгновенно распространилась с помощью барабанов тамтамов (тантал). В барабаны со всей дури бил волк (вольфрам – по-английски волк – вульф). Он так старался, что у него началась изжога и ему понадобилась таблетка «Рени» (рений). За этой таблеткой он пришел к ослу (осмий). Ну у кого же еще в лесу можно найти таблетку :). Но осел был сладкоежкой, поэтому все таблетки он променял на ириски (иридий). А ириски были не простые, а модные и современные – на них вместо оберток были платья (платина).

Вот и запомнился 8 ряд: цезий – барий – лантан – гафний – тантал – вольфрам – рений – осмий – иридий – платина.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Второй трюк – на помощь приходит число-буквенный код (ЧБК)

1. Освоить технологию ЧБК – кодирование чисел в образы (интересная технология, которая поможет вам запоминать любые числа. Например, даты истории, номера телефонов, номера регионов и многое другое). Мне повезло – я уже освоил ЧБК. Поэтому дальше запоминать таблицу мне было легко.

2. Каждое число (номер ячейки), точнее – его образ связываем с ассоциацией элемента.

Главное – как можно ярче представляйте себе то, что придумываете. Пусть в вашей картинке будет много цвета, действия и юмора. Тогда точно запомните!

Например: в лодке (29) сидит медведь (медь) и пытается своей большой лапой грести, т.к. не знает, как пользоваться веслом. Или так: рассыпалось дорогущее колье (12), которое взято на прокат, и его собирают магнитом (магний). Или так: ученые вывели новый сорт чеснока (47), который в середине имеет серебряную (серебро) сердцевину.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Третий трюк – Химическая тройка Менделеева

Составляем цепочку из трех образов: номер ячейки – название элемента – атомная масса. Ну прямо как упряжка лошадей, сбруя – это крепкая связь между образами.

Получается примерно так. Я представляю, как кепку (15 – номер) с большим трудом натягиваю на светофор (фосфор), в светофор врезается утка (31 – масса), потерявшая управление.

В «Тетрис» (33 – номер) «режутся» мыши (мышьяк), а проигравший съедает сапог (75 – масса).

Топором (35 – номер) вскрыли упаковку с микстурой от кашля «Бромгексин», а там оказалось вино (80 – масса).

Помните, когда будете кодировать и связывать цепочки образов, что они должны идти строго по порядку, представляйте их слева направо или снизу вверх.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

С учетом того, что я знал и умел уже кодировать числа через ЧБК, на запоминание таблицы Менделеева суммарно у меня ушло 2 часа.

1. Не забывайте делать перерывы – пусть мозг отдыхает.
2. Не пытайтесь выучить таблицу сразу всю. Закодируйте одну цепочку. Повторите. Закодируйте и запомните вторую. Повторите первую и вторую. Сделайте перерыв. Повторите. Закодируйте и запомните третью. Повторите первую, вторую и третью.
3. Как можно ярче представляйте себе те истории, которые вы придумываете. Если не получается представить – рисуйте.
4. Запомнив таблицу сегодня, это не значит, что вы вспомните ее на уроке или контрольной. Поэтому делайте режимы повторения. Повторяйте таблицу, когда едете в транспорте, идете по улице, стоите в очереди. Ваша задача довести эти знания до автоматизма.

Использование трюков мнемотехники значительно облегчит вашу школьную жизнь. Эх, жаль, что моя мама в свое время не знала о таких полезных приемах.

Источник

Как выучить таблицу Менделеева?

Как быстро выучить таблицу Менделеева? Это камень преткновения, как студентов, так и школьников. Зачастую учащимся приходится в максимально сжатый период зубрить все элементы, а также пытаться понять, какими свойствами они обладают. Опытные педагоги знают, как легко выучить таблицу Менделеева – важно желание, уверенность в успехе и творческий подход к делу.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделееваЧтобы понять, как наиболее результативно учить таблицу Менделеева, важно применять сразу несколько способов:

2. Постоянное повторение.

Если у ребенка появилось свободное время, то стоит уделить пару минут таблице, просто перечитав все элементы. Со временем они легко отложатся в памяти.

Невозможно заучить одновременно все элементы, мозг просто окажется перегружен большим количеством информации и будет ее фильтровать. Оптимальное решение – делить таблицу на секторы или столбики и запоминать их поэтапно.

Как быстро выучить химические элементы, если стандартные способы не работают.

Не все дети обладают хорошей памятью, а кто-то просто не воспринимает информацию традиционными методами. Как правильно учить таблицу Менделеева в этом случае – применять следующие оригинальные техники:

Мнемотехническая методика.

Данный способ строится на ассоциациях, которые помогут справиться с таблицей даже тем детям, которые имеют серьезные проблемы с усидчивостью и самоорганизацией. Игровая форма обучения всегда легче переносится школьниками, чем скучные традиционные уроки.

Как быстро выучить элементы по химии с помощью мнемотехники:

Для элементов ученику предлагается выбрать яркую ассоциацию. В ее основе может лежать картинка, образ, звук или рифма. Школьник может создать целую историю, героями которой выступят зарифмованные элементы, например – цезий – друг Цезаря, карбон – украл картон.

Эффективнее всего части таблицы, которые сгруппированы в стихах по какому-то признаку: «натрий, калий и аргентум, знаем мы, одновалентны». Рифма лучше врезается в память и остается в ней на долгосрочный период.

Еще лучше, если стихи подкрепятся мотивом любимой песни – можно самостоятельно написать слова или найти уже готовые варианты в сети.

Ребенку можно предложить сочинить целую сказку, героями которой будут являться химические элементы. Пусть это будут супергерои человек-кремний или агент Фтор, которые спасают человечество от других «злых» представителей таблицы. Школьник сам не заметит, как запомнит всех действующих лиц по именам и порядковым номерам.

Ассоциации.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделееваПростые названия из таблицы запоминаются легко, а вот менее распространенные быстро выветриваются из головы. Поэтому нужно связать каждый элемент с яркой ассоциацией, подкрепленной какай-то историей. Например, Аргентум – это моряк из Аргентины, который нашел на острове много серебра. Магний – это маг, который борется со злом, Рубидий – это путешественник, ищущий рубины.

Если нужно запомнить последовательность элементов, то нужно придумывать в истории, где они взаимодействуют друг с другом по очереди. Например, водород попросил передать подарок во Францию (Францию) через всю таблицу, и каждый элемент добавлял по пути что-то свое.

Такой формат преподнесения материала позволяет расслабиться и не относиться к заучиванию с негативом.

Игровая подача.

Все дети, да и взрослые, очень любят игры, поэтому такая подача информации станет отличной помощью во время обучения. Существует множество тематических настольных вариантов, а также компьютерных аналогов. Сегодня можно скачать и разнообразные приложения для телефонов, где ученик будет легко усваивать материал и периодически его повторять.

Репетитор.

Не всегда указанные способы могут сработать, особенно, если у школьника имеются проблемы с естественными и точными науками. Иногда у ребёнка может быть слабо развито воображение или процесс запоминания связан с негативным опытом. Но даже в таком случае не стоит отчаиваться, ведь всегда можно обратиться за помощью к репетитору по химии. Преподаватели имеют огромный опыт работы с разными ребятами:

Изучение таблицы Менделеева – это ключ ко всей химии. Выучить ее сможет любой, главное не пугаться большого объема задач, а плавно идти к цели.

Источник

Крупная, многогранная и неоднозначная группировка химических элементов порождает немало вопросов на тему того, как пользоваться таблицей Менделеева. Между тем, это самый полный и завершенный вариант сортировки атомов всех веществ этой планеты.

Область применения данной классификации – не только химия или иные точные и естественные науки. Полезна она будет и простому обывателю для тренировки памяти или приспособлению к большим и сложным формулировкам и документам. С должным усердием и прилежанием в изучении таблицы, она станет легко понимаемым справочным материалом.

Периодическая таблица Менделеева

До Дмитрия Ивановича собрать элементы в один список пытались многие умы Европы. С начала XIX века они предприняли множество попыток сопоставления веществ.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

В 1869 г. свой первый план представляет и Менделеев, через 2 года – завершает доработку и издает последний вариант таблицы.

Основная идея группировки – периодичность. Расположив элементы в порядке увеличения атомной массы, он заметил, что время от времени их свойства повторяются.

Ко 2-й половине XIX века миру было известно намного меньше веществ, чем сегодня, так что химик оставил пустые места в своей таблице, предполагая открытие новых элементов, и даже сумел заранее определить свойства открытых впоследствии галлия Ga 31 и германия Ge 32.

С каждым последующим номером элемента возрастает его атомная масса, заряд ядра, уровень электронов (количество элементов и их связей), показатели активности повторяются в зависимости от периода.

Формулировка периодического закона химических элементов

Русский ученый составлял наброски таблицы около 20 лет, пытаясь подобрать верную закономерность в их размещении. Отметив концепцию цикличности, он превратил её в периодический закон, изложив свое понимание правила:

«Свойства элементов, как и формируемых ими простых и сложных веществ, предполагают периодическую зависимость от их атомного веса».

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Как читать таблицу Дмитрия Ивановича Менделеева

Ячейки химической базы данных разбиты в группы последовательностей по горизонтали и вертикали. Элементы имеют краткое обозначение из 1-3 букв (для формул и вычислений).

Группы

Представлены в виде столбцов таблицы. В системе старого образца их 8.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

В настоящий же момент выделено 18.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Распределяют элементы в группы по однотипности: по строению атома они подобны друг другу. Также у представителей одного столбца схожая формула высшего оксида.

Традиционные типы столбцов делятся на подкатегории: А (с яркими признаками группы) и В (переходные металлы). Принадлежность зависит от положения символа (слева для A или справа для B):

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Периоды

Горизонтальные цепочки в таблице, в которых элементы расположены по росту порядкового номера. В линии слева направо увеличиваются заряды ядра атомов.

1-й период содержит лишь гелий He 2 и водород H 1 ;

2 и 3 содержат по 8 компонентов;

4-й и 5-й содержат 18 единиц каждый;

6-й период вмещает 32 элемента;

7-й хранит 31 единицу и продолжает дополняться.

Физический смысл порядкового номера

Порядковый номер химического элемента также показывает, сколько в составе ядра атома протонов и сколько электронов вращается вокруг него.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Свойства таблицы Менделеева

Химические элементы оцениваются по множеству параметров. Один из основных – окислительно-восстановительные свойства.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

С убыванием в периоде и возрастанием в группе (стремление к левому нижнему углу) проявляются металлические характеристики, обратное направление в правый верхний угол увеличивает окислительные неметаллические качества.

Элементы таблицы Менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Также есть класс «металлоподобных» полупроводников с неопределенным статусом. Отдельно располагаются благородные газы, не подверженные реакциям.

Часть элементов с номером более 100 открыта сравнительно недавно, их принадлежность к каким-либо группам только предположительна.

Щелочные и щелочноземельные элементы

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Щелочные металлы имеют серебристый отблеск, хорошо разламываются и режутся. Из всех размещенных в таблице металлов активнее других вступают в реакцию с молекулами других веществ, отдавая единственный свободный электрон. При контакте с водой создают гидроксиды – щелочи:

Щелочноземельные металлы более твердые и тугоплавкие, с бледно-серым оттенком. В их список входят:

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Большая часть из них способна создавать щелочь, но не так легко расстается с двумя незанятыми электронами. Другие металлы они замещают, но перед щелочными бессильны и вытесняются ими из молекул.

Лантаноиды и актиноиды

Прежде получили название редкоземельных металлов из-за малого количества месторождений и трудностей в выводе чистого металла из соединений. Им соответствует 3 (III B) группа, хотя это иногда оспаривается.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

В рамках семейства лантаноиды («скрытые») имеют схожую форму атома и внешние признаки, но различаются свойствами. Поодиночке почти не встречаются.

Актиноиды, помимо общих черт, радиоактивны. В природе, кроме, урана U 92, почти не встречаются, создаются искусственно.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Для удобства обе группы элементов выведены в 2 строки под общей таблицей.

Галогены и благородные газы

17 (VII A) группа состоит из галогенов:

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

В противоположность щелочам, эти неметаллы – самые сильные окислители, активно принимающие 8-й электрон к имеющимся семи для заполнения внешней оболочки.

Самый реактивный – фтор F 9 (способен разрушать молекулы воды):

С ростом периода свойства элементов слабеют.

Все галогены токсичны, опасны для жизни, поражают дыхательные пути.

В последней, VIII A или 18 группе, находятся инертные газы:

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Их внешний уровень электронов равен 8 (полностью заполнен), отчего они не способны вступать в реакцию с другими атомами. Крайне редко создают непрочные молекулы, распадающиеся при нагревании.

Переходные металлы

Представлены всеми подгруппами в традиционной системе или занимают с 3 по 12 столбцы в современных таблицах. Большинство обладает металлическим блеском, по цвету и состоянию различаются (большинство – твердые, но есть исключения, например, жидкая ртуть).

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Могут отдавать разное количество электронов с нескольких оболочек для создания вещества (например, титан Ti 22 и железо Fe 26 способны отдавать от 2 до 4, медь Cu 29 – от 1 до 2, цинк Zn 30 – только 2, золото Au 79 и серебро Ag 47 практически не вступают в реакцию).

Металлоиды

Располагаются на стыке посреди легких металлов и неметаллов, в диагонали с 13 по 17 группах. В своем большинстве – полупроводники (хуже металлов проводят электрический ток).

Часть из них – металлы внешне, неметаллы по активности, часть – наоборот. Бор B 5, к примеру, является неметаллом с полупроводниковыми качествами.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Постпереходные металлы

Они же «легкие». От переходных аналогов отличаются меньшей твердостью и весом. Имеют иные температуры плавления и кипения. Для соединений отдают электроны только с внешней оболочки. Превосходят полуметаллы по восстановительности. Легкий металл выглядит как вещество с матовым оттенком вместо блеска.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Размещаются после переходных металлов под полупроводниками (в 13-17 столбцах или IIIA – VIIA). Алюминий Al 13 носит неопределенный статус (иногда причисляется к металлоидам).

Неметаллы

Располагаются в правом верхнем углу между полуметаллами и инертными газами (начала 13-17 групп). Имеют больше электронов на внешней оболочке, стремятся присоединить к себе еще больше (в противоположность металлам), чтобы набрать полный уровень электронов.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в виде газа (кислород O 8, азот N 7);

жидкости (бром Br 35);

в твердом (углерод C 6, кремний Si 14) состоянии.

Интересное положение занимает водород H 1. Его причисляют то к 1, то к 17 группе: он, будучи неметаллом, может проявлять и окислительные, и восстановительные свойства.

Заключение

При детальном рассмотрении таблица Менделеева уже не кажется столь огромной. Главные моменты в пользовании – отследить группу и период элемента, после чего будет несложно определить его свойства и показатели.

Различные картинки в 8 или 18 столбцов не будут поводом для замешательства: семейства и категории выделяются разными цветами (полуметаллы – двухцветные). Ученики найдут решение задач, а любители головоломок получат новый способ тренировки мышления. Ячейка с нужными обозначениями найдется без особых препятствий.

Источник

В каком классе надо учить таблицу менделеева

Выдающийся русский учёный, химик, физик и энергетик. Самым значимым его вкладом в науку стало открытие периодического закона, графическое выражение которого получило название Периодической системы химических элементов.

Периодический закон

К середине XIX века учёные располагали множеством сведений о физических и химических свойствах разных элементов и их соединений. Появилась необходимость упорядочить эти знания и представить их в наглядном виде. Исследователи из разных стран пытались создать классификацию, объединяя элементы по сходству состава и свойств веществ, которые они образуют. Однако ни одна из предложенных систем не охватывала все известные элементы.

Пытался решить эту задачу и молодой русский профессор Д.И. Менделеев. Он собирал и классифицировал информацию о свойствах элементов и их соединений, а затем уточнял её в ходе многочисленных экспериментов. Собрав данные, Дмитрий Иванович записал сведения о каждом элементе на карточки, раскладывал их на столе и многократно перемещал, пытаясь выстроить логическую систему. Долгие научные изыскания привели его к выводу, что свойства элементов и их соединений изменяются с возрастанием атомной массы, однако не монотонно, а периодически.

Так был открыт периодический закон, который учёный сформулировал следующим образом: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса».

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Своё открытие Менделеев совершил почти за 30 лет до того, как учёным удалось понять структуру атома. Открытия в области атомной физики позволили установить, что свойства элементов определяются не атомной массой, а зависят от количества электронов, содержащихся в нём. Поэтому современная формулировка закона звучит так:

Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов.

Этот принцип Менделеев проиллюстрировал в таблице, в которой были представлены все 63 известных на тот момент химических элемента. При её создании учёный предпринял ряд весьма смелых шагов.

Во-первых, многочисленные эксперименты позволили Менделееву сделать вывод, что атомные массы некоторых элементов ранее были вычислены неправильно, и он изменил их в соответствии со своей системой.

Во-вторых, в таблице были оставлены места для новых элементов, открытие которых учёный предсказал, подробно описав их свойства.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Мировое научное сообщество поначалу скептически отнеслось к открытию русского химика. Однако вскоре были открыты предсказанные им химические элементы: галлий, скандий и германий. Это разрушило сомнения в правильности системы Менделеева, которая навсегда изменила науку. Там, где раньше учёному требовалось провести ряд сложнейших (и даже не всегда возможных в реальности) опытов — теперь стало достаточно одного взгляда в таблицу.

Существует легенда, якобы знаменитая таблица явилась Менделееву во сне. Но сам Дмитрий Иванович эту информацию не подтвердил. Он действительно нередко засиживался над работой до поздней ночи и засыпал, продолжая размышлять над решением задачи, однако факт мистического озарения во сне учёный отрицал: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете, сел и вдруг — готово!».

Теперь расскажем, как устроена Периодическая таблица элементов Менделеева и как ею пользоваться.

Структура Периодической системы элементов

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

На настоящий момент Периодическая таблица Менделеева содержит 118 химических элементов. Каждый из них занимает своё место в зависимости от атомного числа. Оно показывает, сколько протонов содержит ядро атома элемента и сколько электронов в атоме находятся вокруг него. Атом каждого последующего элемента содержит на один протон больше, чем предыдущий.

Периоды — это строки таблицы. На данный момент их семь. У всех элементов одного периода одинаковое количество заполненных электронами энергетических уровней.

Группы — это столбцы. В группы в Периодической таблице объединяются элементы с одинаковым числом электронов на внешнем энергетическом уровне их атомов. В кратком варианте таблицы, используемой в школьных учебниках, элементы разделены на восемь групп. Каждая из них делится на главную (A) и побочную (B) подгруппы, которые объединяют элементы со сходными химическими свойствами.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Каждый элемент обозначается одной или двумя латинскими буквами. Порядковый номер элемента (число протонов в его ядре) обычно пишется в левом верхнем углу. Также в ячейке элемента указана его относительная атомная масса (сумма масс протонов и нейтронов). Это усреднённая величина, для расчёта которой используются атомные массы всех изотопов элемента с учётом их содержания в природе. Поэтому обычно она является дробным числом.

Чтобы узнать количество нейтронов в ядре элемента, необходимо вычесть его порядковый номер из относительной атомной массы (массового числа).

Свойства Периодической системы элементов

Расположение химических элементов в таблице Менделеева позволяет сопоставлять не только их атомные массы, но и химические свойства.

Вот как они изменяются в пределах группы (сверху вниз):

В пределах периодов (слева направо) свойства элементов меняются следующим образом:

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Элементы Периодической таблицы Менделеева

По положению элемента в периоде можно определить его принадлежность к металлам или неметаллам. Металлы расположены в левом нижнем углу таблицы, неметаллы — в правом верхнем углу. Между ними находятся полуметаллы. Все периоды, кроме первого, начинается щелочным металлом. Каждый период заканчивается инертным газом.

Щелочные металлы

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Первая группа главная подгруппа элементов (IA) — щелочные металлы. Это серебристые вещества (кроме цезия, он золотистый), настолько мягкие, что их можно резать ножом. Поскольку на их внешнем электронном слое находится только один электрон, они очень легко вступают в реакции. Плотность щелочных металлов меньше плотности воды, поэтому они в ней не тонут, а бурно реагируют с образованием щёлочи и водорода. Реакция идёт настолько энергично, что водород может даже загореться или взорваться. Эти металлы настолько активно реагируют с кислородом в воздухе, что их приходится хранить под слоем керосина (а литий — под слоем вазелина).

Учите химию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду CHEMISTRY892021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсам химии за 8 класс и 9 класс.

Щелочноземельные металлы

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Вторая группа главная подгруппа (IIА) представлена щелочноземельными металлами с двумя электронами на внешнем энергетическом уровне атома. Бериллий и магний часто не относят к щелочноземельным металлам. Они тоже имеют серебристый оттенок и легко взаимодействуют с другими элементами, хотя и не так охотно, как металлы из первой группы главной подгруппы. Температура плавления щелочноземельных металлов выше, чем у щелочных. Ионы магния и кальция обусловливают жёсткость воды.

Лантаноиды и актиноиды

В третьей группе побочной подгруппе (IIIB) шестого и седьмого периодов находятся сразу несколько металлов, сходных по строению внешнего энергетического уровня и близких по химическим свойствам. У этих элементов электроны начинают заполнять третий по счёту от внешнего электронного слоя уровень. Это лантаноиды и актиноиды. Для удобства их помещают под основной таблицей.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Лантаноиды иногда называют «редкоземельными элементами», поскольку они были обнаружены в небольшом количестве в составе редких минералов и не образуют собственных руд.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Актиноиды имеют одно важное общее свойство — радиоактивность. Все они, кроме урана, практически не встречаются в природе и синтезируются искусственно.

Переходные металлы

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Элементы побочных подгрупп, кроме лантаноидов и актиноидов, называют переходными металлами. Они вполне укладываются в привычные представления о металлах — твёрдые (за исключением жидкой ртути), плотные, обладают характерным блеском, хорошо проводят тепло и электричество. Валентные электроны их атомов находятся на внешнем и предвнешнем энергетических уровнях.

Неметаллы

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Правый верхний угол таблицы до инертных газов занимают неметаллы. Неметаллы плохо проводят тепло и электричество и могут существовать в трёх агрегатных состояниях: твёрдом (как углерод или кремний), жидком (как бром) и газообразном (как кислород и азот). Водород может проявлять как металлические, так и неметаллические свойства, поэтому его относят как к первой, так и к седьмой группе Периодической системы.

Подгруппа углерода

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Четвёртую группу главную подгруппу (IVА) называют подгруппой углерода. Углерод и кремний обладают всеми свойствами неметаллов, германий и олово занимают промежуточную позицию, а свинец имеет выраженные металлические свойства. Углерод образует несколько аллотропных модификаций — вариантов простых веществ, отличающихся по своему строению, а именно: графит, алмаз, фуллерит и другие.

Большинство элементов подгруппы углерода — полупроводники (проводят электричество за счёт примесей, но хуже, чем металлы). Графит, германий и кремний используют при изготовлении полупроводниковых элементов (транзисторы, диоды, процессоры и так далее).

Подгруппа азота

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Пятую группу главную подгруппу (VA) называют пниктогенами или подгруппой азота. В ходе реакций эти элементы могут как отдавать электроны, так и принимать их, завершая внешний энергетический уровень.

Физические свойства элементов подгруппы азота различны. Азот является бесцветным газом. Фосфор, мягкое вещество, образует несколько вариантов аллотропных модификаций — белый, красный и чёрный фосфор. Мышьяк — твёрдый полуметалл, способный проводить электрический ток. Висмут — блестящий серебристо-белый металл с радужным отливом.

Азот — основное вещество в составе атмосферы нашей планеты. Некоторые элементы подгруппы азота токсичны для человека (фосфор, мышьяк, висмут). При этом азот и фосфор являются важными элементами почвенного питания растений, поэтому они входят в состав большинства удобрений. Азот и фосфор также участвуют в формировании важнейших молекул живых организмов — белков и нуклеиновых кислот.

Подгруппа кислорода

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Халькогены или подгруппа кислорода — элементы шестой группы главной подгруппы (VIA). Для завершения внешнего электронного уровня атомам этих элементов не хватает лишь двух электронов, поэтому они проявляют сильные окислительные (неметаллические) свойства. Однако, по мере продвижения от кислорода к полонию они ослабевают.

Кислород образует две аллотропные модификации — кислород и озон — тот самый газ, который образует экран в атмосфере планеты, защищающий живые организмы от жёсткого космического излучения.

Кислород и сера легко образуют прочные соединения с металлами — оксиды и сульфиды. В виде этих соединений металлы часто входят в состав руд.

Галогены

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Седьмая группа главная подгруппа (VIIA) представлена галогенами — неметаллами с семью электронами на внешнем электронном слое атома. Это сильнейшие окислители, легко вступающие в реакции. Галогены («рождающие соли») назвали так потому, что они реагируют со многими металлами с образованием солей. Например, хлор входит в состав обычной поваренной соли.

Самый активный из галогенов — фтор. Он способен разрушать даже молекулы воды, за что и получил своё грозное имя (слово «фтор» переводится на русский язык как «разрушительный»). А его «близкий родственник» — иод — используется в медицине в виде спиртового раствора для обработки ран.

Инертные газы

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Инертные газы, расположенные в последней, восьмой группе главной подгруппе (VIIIA) — элементы с полностью заполненным внешним электронным уровнем. Они практически не способны участвовать в реакциях. Поэтому их иногда называют «благородными», проводя параллель с представителями высшего общества, которые брезгуют контактировать с посторонними.

У инертных газов есть удивительная способность: они светятся под действием электромагнитного излучения, поэтому используются для создания ламп. Так, неон используется для создания светящихся вывесок и реклам, а ксенон — в автомобильных фарах и фотовспышках.

Гелий обладает массой всего в два раза больше массы молекулы водорода, но, в отличие от последнего, не взрывоопасен и используется для заполнения воздушных шаров.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеевав каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделееваПопробовать бесплатно

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделееваПосмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Звонок по России бесплатный

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть фото в каком классе надо учить таблицу менделеева. Смотреть картинку в каком классе надо учить таблицу менделеева. Картинка про в каком классе надо учить таблицу менделеева. Фото в каком классе надо учить таблицу менделеева

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *