в каком классе начинается химия в ссср
Советский период методики преподавания химии
Все процессы перестройки системы образования, а значит и содержания и методов обучения отдельных предметов, определяются социально-экономическим и политическим процессами, происходящими в государстве.
Цели и задачи образования в послереволюционной Росси были определены в речи Ленина на III Съезде РКСМ 2 октября 1920 года: «Учиться, учиться и учиться». Образование было объявлено приоритетной областью народного хозяйства.
Стараясь быстро и революционно выполнить стоящие перед школой задачи, Наркомпрос не всегда избирал правильный путь реорганизации образования. Неправильным оказался отказ от предметного построения программ, принятие комплексной системы организации обучения (комплекс из различных предметов). Вместо учебников были введены рабочие книги. Программы по химии, как составляющие комплексных программ, были разработаны в 1925 году Лебедевым П.П. для 5-7 классов, а в 1927 году – для 8‑9 классов. Исходным пунктом этих программ был комплексно-технологический материал, который изучался в ходе лабораторных занятий, и в ходе них же получали учащиеся химические знания. Теоретические комментарии к лабораторным работам учащиеся изучали самостоятельно. Не изучалась даже атомно-молекулярная теория.
В апреле 1930 года Наркомпрос принял решение о связи школы с производством. Была принята комплексно-проектная система обучения. В программы были внесены темы, которые лежали в основе главных отраслей производства: топливо – источник энергии, металл – основа индустрии и т.д.
Программы оказались: а) перегружены; б) не учитывали возрастных особенностей учащегося; в) школа не давала систематических научных знаний и в связи с этим не готовила учащихся для поступления в техникумы и ВУЗы (страна испытывала большую потребность в этом).
Это противоречие было разрешено постановлениями Советского Правительства в сентябре 1931 года и в октябре 1932 года. В постановлениях была отмечена неудовлетворительность программ и предложено привести объем и характер учебного материала в полное соответствие с достижениями науки, возрастными особенностями учащихся и т.д. Большую работу по перестройке преподавания химии провели Верховский В.Н., Сморганский Л.М., Гольдфарб Я.Л. Ими была создана программа по химии, изданы учебник и сборники задач. В 1932 году Верховский В.Н. составил программу по неорганической химии для 6-8 классов, которая с некоторыми изменениями просуществовала более 20 лет. В 1933 году Верховский В.Н. и Сморганский Л.М. составили программу по органической химии для 9‑х классов и по аналитической химии для 10-х классов.
В 1934 году преподавание химии в 6‑х классах было снято, а в 1936 году исключена аналитическая химия.
Центральное место в курсе химии средней школы занял Периодический закон. Верховский В.Н. разработал методику проведения уроков путем бесед, лекций, экскурсий, раскрыл пути формирования понятий и их углубления. Большое внимание Верховский В.Н. отводил демонстрационном эксперименту, впервые ввел лабораторный урок в современном виде.
До настоящего времени признается, что учебники Верховского В.Н. были лучшими в мировой учебной литературе для средней школы того времени.
Изменение школьных программ произошло только в 1958 году. 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В законе указано: «Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь с трудом…». Была принята новая система школ: начальная, восьмилетняя, одиннадцатилетняя.
Этот закон сыграл определенную роль в совершенствовании средней школы, позволил выпускникам приобрести профессию в стенах школы.
В то же время выявились со временем и неприемлемые стороны 11‑летнего образования, в связи с чем Совет министров СССР в августе 1964 года принял Постановление о переходе вновь на десятилетний срок обучения. В качестве недостатков 11‑летнего образования назывались: затягивание взросления, сдерживание трудовых ресурсов и т.д. В 1966 году осуществлен последний выпуск 11‑классников.
В ноябре 1968 года ЦК КПСС и Совет Министерства СССР вновь приняли Постановление «О дальнейшем совершенствовании системы образования в стране», в котором ставилась задача перехода ко всеобщему среднему образованию к 1975 году. Подчеркивалась необходимость учитывать современные достижения науки и техники.
Выход в свет этого документа имел и положительную сторону и отрицательную. С одной стороны, коренным образом было пересмотрено содержание и построение программ, в связи с переходом ко всеобщему образованию. Был упразднен имевшийся в них концентризм, повышен общий научный уровень, введены активные методы обучения, позволяющие учащимся самостоятельно приобретать знания. Одной из главных задач предметов было названо – «учить школьников научно мыслить», практическая подготовка их к жизни.
В то же время, переход ко всеобщему образованию снизил требовательность к уровню подготовки. У учащихся исчез один из стимулов к хорошей учебе. Появилось выражение «три ставим, два в уме».
Очередная реформа общеобразовательной школы была объявлена в 1984 году.
В основных направлениях реформы были поставлены задачи:
— привести учебные планы, программы, учебники в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастными особенностями учащихся;
— устранить перегрузки учебных программ и учебников, освободив их от излишнего усложнения, второстепенного материала;
— большое внимание уделять практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, создавая тем самым основу для трудового обучения и профориентации;
— обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе.
Для решения этих задач было рекомендовано коренным образом перестроить методику преподавания. Совершенствовать формы и средства обучения, наряду с уроком, основной формой учебного процесса, рекомендовано в старших классах шире практиковать лекции, семинары, собеседования, консультации, активнее привлекать учащихся к работе над книгой, помогать им выработать самостоятельное мышление.
В этом законе, хотя и не отменено обязательное образование, дано право отбора в 9-10 классы учащихся, появились специализированные школы. Провозглашена демократизация среднего образования: школьные советы, выборы директора, отменена форма и т.д.
В 1993 году, с принятием новой Конституции России, которая гарантировала гражданам обязательное бесплатное только базовое обучение, то есть 9‑летнее (вернее, 8‑летнее), вновь произошло изменение школьных программ и учебников.
Больше прав предоставлено учителям, школам в выборе программы и даже составлении авторской программы. Появилось большое число вариативных программ, стали использоваться дистанционные методы обучения.
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 2436 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
С какого класса преподавали физику и химию в СССР?
Posted on 02.03.2018
старые выше
новые выше
по рейтингу
Очень давно это было, конечно, но насчет физики я уверен абсолютно — в шестом классе начиналась, а химия, если ничего не путаю — только с седьмого.
Учились тогда либо 8 (потом ПТУ (профессионально-техническое училище, где учили рабочим профессиям) или техникум (колледж по теперешнему)), либо 10 лет (как сейчас 11 это было), а в первый класс шли по достижению семилетнего возраста.
iren
[64.4K]
физику начинали преподавать с 6 класса, а химию- с 7. иностранный с 5 класса, но все это было в общеобразовательных школах, раньше лицеев и гимназий не было, но были спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов, там были свои правила и предметы могли начать изучать раньше, были спецшколы, где иностранный изучали со 2 класса, а физику и химию с 5.
Петрович80
[3.6K]
В советское время было 10-ти летнее образование. Но с 1986 года в СССР перешли на 11-ти летнее образование.
Поэтому до 1986 года физику и химию начинали учить с 6-го класса. А после 1986 года эти предметы начинали учить с 7-го класса.
Аристарх Садыккаус
[7]
В СССР физику начинали изучать в пятом классе, а химию в седьмом класса.
С какого класса преподавали физику и химию в СССР?
Учились тогда либо 8 (потом ПТУ (профессионально-тех ническое училище, где учили рабочим профессиям) или техникум (колледж по теперешнему)), либо 10 лет (как сейчас 11 это было), а в первый класс шли по достижению семилетнего возраста.
Физику начинали изучать в 6 классе
А химию начинали изучать только в восьмом классе. ( в 1968 году я училась в 8 классе ). Это уже с 1971 года химию стали изучать с 7 класса.
физику начинали преподавать с 6 класса, а химию- с 7. иностранный с 5 класса, но все это было в общеобразовательных школах, раньше лицеев и гимназий не было, но были спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов, там были свои правила и предметы могли начать изучать раньше, были спецшколы, где иностранный изучали со 2 класса, а физику и химию с 5.
В советское время было 10-ти летнее образование. Но с 1986 года в СССР перешли на 11-ти летнее образование.
Поэтому до 1986 года физику и химию начинали учить с 6-го класса. А после 1986 года эти предметы начинали учить с 7-го класса.
В СССР физику начинали изучать в пятом классе, а химию в седьмом класса.
Для щелочных металлов характерно активное взаимодействие с водой. Было показано, что щелочные металлы в жидком виде реагируют с водой взрывообразно (даже литий) из-за легкости увеличения реагирующей поверхности.
При кипении жидкостей жидкость переходит из жидкого состояния в газообразное. Таким образом газ берётся из жидкости. Например при кипении воды из воды образуется газ называемый водяным паром.
У Вас не совсем верное представление о сроке годности. Правильно так: Как только синтезировали перекись водорода, так она тут же начинает разлагаться на воду и кислород. То, что её развели водой до состояния 3 %-ного раствора не влияет на разложение. Скорость этого разложения зависит от температуры (сем выше температура, тем быстрее разлагается), и наличия в растворе посторонних веществ. Многие из примесей могут катализировать процесс разложения, ускоряя его в миллионы раз. Процесс разложения идёт непрерывно, поэтому концентрация перекиси водорода постепенно снижается от исходных 3 % до нуля, по некоторой плавной кривой, и эффективность её (отбеливающая и дезинфицирующая) становится всё меньше и меньше, но нуля не достигает. Для того, чтобы перекись водорода была эффективной, должна быть определённая концентрация. Вот «прикинув» через сколько времени концентрация перекиси станет настолько низкой, что она не проявит тех свойств, которые нужны, и ставят «срок годности». В значительной степени, это некий условный промежуток времени. И это вовсе не значит, что если «срок годности» ещё не подошёл, то перекись будет эффективно работать. С другой стороны, если «срок годности», прошёл, это вовсе не значит, что она больше непригодна к использованию.
То же самое относится к «сроку годности» других препаратов («Белизны», «Доместоса», любой бытовой химии, а также лекарств и продуктов питания).
В литиевой батарейке реакция идет «в одну сторону». То есть, один элемент (литий) вступает в «не обратимую реакцию» с другим элементом. Приложение к такой батарейке внешнего напряжение или пропускание через неё тока, не приведет к восстановлению элементов в их исходное состояние. А даже может привести к взрыву.
А вот литиевый (вообще, любой) аккумулятор, как раз сконструирован таким образом, что при пропускании через него тока, прореагировавшие до этого элементы, восстанавливаются в исходное состояние (почти!) и снова готовы к реакции и генерированию тока.
Среднее образование в СССР.
Вот этот пост заставил меня прояснить ситуацию.
К 70м годам второгодник, то есть ученик, который не был переведён в следующий класс, была практически немыслимой в советской школе. Это было бы ЧП и поэтому всячески избегалось.
Наверно, это тоже причина ухудшения общего качества образования.
Но человек, который бы не один раз был второгодником, такое вообще представить невозможно в это время.
О советском образовании ходит множество слухов и мнений. Одни постоянно говорят, что оно было лучшее в мире, другие наоборот – ужасное и идеологизированное, третьи считают, что оно не давало свободы выбора, мол, зачем математику учить гуманитарию.
Истина, как водится, где-то в середине всего этого. Для начала нужно понять, что образование в Союзе играло вполне определённую роль – научить и воспитать нового человека. Который должен в дальнейшем стать строителем нового общества – коммунистического. Почему образование с этой задачей не справилось обсуждать сегодня не будем, поговорим о другом.
Идея образования была в том, чтобы всех без исключения дотянуть как можно выше, дать максимально возможное количество знаний, которые в дальнейшем можно будет использовать. Отсюда достаточно заметный перекос в изучение точных наук: физики, математики, химии. Программа математики в старших классах включала в себя вещи, которые на западе до сих пор только в институтах проходят вроде производных, интегралов и первообразных. Химия с физикой тоже не отставали. Это всё понятно и объяснимо – с самого начала существования СССР в нём крайне не хватало образованных технических специалистов, отсюда упор на точные науки. Система, которая сложилась к концу 70х годов, была стройной и логичной.
Самые первые знания ребёнок получал в детском саду, в подготовительных группах дошкольников. Обычно это был последний год перед школой. Детей учили считать, читать, рисовать и так далее. Потом, уже в младшей школе, которая длилась три года (первый второй и третий классы) школьник получал простые, но широкие знания о природе, окружающем мире и продолжал учиться писать, читать, рисовать и даже петь. Удивительно, но пение было обязательным предметом наряду с математикой и русским языком. На каждый класс приходился один учитель, который был и классным руководителем и вёл все уроки. Кроме того же пения или физкультуры.
В начальной школе было не больше 4 уроков в день.
Кстати, советские школы в основном были типового образца и под начальные классы обычно выделялась отдельная часть здания. Чтобы мелочь не слишком мешала остальным
С четвёртого класса начиналось обучение уже по предметам, которые велись отдельными преподавателями. То есть были учителя математики, физики, химии, русского и литературы, обычно у каждого из них был свой оборудованный кабинет, куда и приходили ученики на урок. И точно также у каждого класса был классный руководитель. Иногда он даже не вёл предмета в своём классе, но так случалось редко. Кстати, учитель физкультуры или трудовик почти никогда не назначались классными руководителями.
Старшая школа и профобразование
В восьмом классе проходили экзамены, они не были выпускными, это скорее наследие того времени, когда еще не было всеобщего среднего образования. Но часть учащихся, обычно те, кто не планировал поступление в высшие учебные заведения, уходили из школы учится в ГПТУ. То есть сразу получали какую-нибудь рабочую специальность, одновременно получая среднее образование. Частенько, ПТУ (путяга) расшифровывалось как Господи, помоги тупому учится.
Были и те, кто после восьмого класса шёл учится в техникумы, где обучение было четыре года.
Остальные оставались учится в школе и переходили в 9 класс. Заканчивали школу в 10 классе, сдавая выпускные экзамены. После чего кто-то шел в институт, кто-то еще куда, а кто-то замуж:)
В целом получалась логичная образовательная система, которая позволяла получать и рабочих и техников и инженеров.
Стоит заметить, что профессия учителя почти до самого распада Союза была всё-таки достаточно уважаемой. В немалой степени и потому, что работающие в большинстве там женщины могли зарабатывать и 200 и даже больше рублей в месяц, что мало где было возможно для них. Ну и отпуск учителя был одним из самых больших и всегда летом.
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Чему и как учили в советской школе
О вообще
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Весь школьный курс был разделён на три этапа:
— старшие классы, с 8 по 10.
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.
Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.
В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.
Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.
Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).
8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
9 и 10 классы
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.
В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.
Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.
Рубрики: | Прекрасная Эпоха 2.0 или Неповторимые 70-е |
Метки: школа ссср история
Процитировано 9 раз
Понравилось: 28 пользователям
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Весь школьный курс был разделён на три этапа:
— старшие классы, с 8 по 10.
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.
Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.
В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.
Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.
Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).
8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.
В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.
Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.