в каком классе начинается география в казахстане

Историю Казахстана и географию школьники будут изучать на казахском языке

Пятидневку планируют внедрить в некоторых школах Казахстана уже в 2016 году. Также школьники начнут изучать новые предметы, сообщает BNews.kz, ссылаясь на заявление министра образования и науки РК Аслана Саринжипова.

Также Саринжипов рассказал о том, какие предметы появятся в школе в ближайшие пять лет в рамках перехода школьного образования на обновленное содержание.

Также, глава ведомства отметил, что в основной школе предлагается новые предметы, которые будут включать введение в естественные науки в 5-6 классах. Он будет базироваться на предмете «Естествознание», которое изучается в начальной школе. Также с введением предмета будет устранен существующий разрыв в изучении предмета «Естествознание» в 5 классе и таких предметов, как физика и химия, которые изучаются в 7 и 8 классах. Тем самым, по словам Саринжипова, будет обеспечена непрерывность школьного естественно-научного образования.

Кроме того, министр заявил, что казахская литература, история Казахстана и география будут преподаваться в средней школе на казахском языке, независимо от языка преподавания в школе, сообщает ИА Новости-Казахстан.

По словам министра, обучение казахскому и русскому языку начнется с первого класса.

«Мы не должны забывать, что приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне. Дополнительно к предметам казахская литература предлагается, чтобы предметы «история Казахстана», «география» изучались на казахском языке во всех школах, вне зависимости от языка преподавания»- сказал Саринжипов, выступая во вторник на августовском педагогическом совещании в Астане.

Министр заверил, что в школах Казахстана будет внедряться модель трехъязычного обучения.

Он сообщил, что подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах уже началась. По словам главы МОН, в основной школе предлагается организовать сквозное изучение терминологии по предметам естественно-научного цикла, в рамках подготовки запланировано проведение внеклассных мероприятий по предметам изучения отдельных тем, курсов на английском языке.

«Планируется организация летней языковой четверти, проведение которых будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вузов. В итоге, в старших классах на английском языке предлагается изучать предметы: информатика, физика, химия, биология», — отметил министр.

В своем выступлении министр отметил, что в старшей школе также предлагается сокращение числа обязательных предметов и будут введены три обязательных предмета углубленного уровня и четыре обязательных предмета стандартного уровня.

Он добавил, что ученики сами будут определять уровень изучения и количества предметов, что обеспечит развитие индивидуальных интересов учащихся, их склонности и способности. В заключение Саринжипов рассказал о введении нового предмета «Глобальные перспективы и проектная деятельность».

в каком классе начинается география в казахстане. Смотреть фото в каком классе начинается география в казахстане. Смотреть картинку в каком классе начинается география в казахстане. Картинка про в каком классе начинается география в казахстане. Фото в каком классе начинается география в казахстане

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Историю Казахстана и географию школьники будут изучать на казахском языке

Пятидневку планируют внедрить в некоторых школах Казахстана уже в 2016 году. Также школьники начнут изучать новые предметы, сообщает BNews.kz, ссылаясь на заявление министра образования и науки РК Аслана Саринжипова.

в каком классе начинается география в казахстане. Смотреть фото в каком классе начинается география в казахстане. Смотреть картинку в каком классе начинается география в казахстане. Картинка про в каком классе начинается география в казахстане. Фото в каком классе начинается география в казахстане

Об этих нововведениях министр рассказал в ходе республиканского августовского педагогического совещания работников образования «Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход — шаги к успешной школе».

«В этом учебном году в первых классах пилотных школ будет внедряться пятидневная учебная неделя, рекомендации по составлению расписания уже направлены в пилотные школы. Для развития конкуренции между школами, для учащихся старших классов в 63-х пилотных школах двух городов — Караганда и Туркестан будем продолжать апробацию подушевого финансирования. Та школа, которая будет иметь больше учащихся, будет получать больше финансовых средств», — пояснил министр.

Также Саринжипов рассказал о том, какие предметы появятся в школе в ближайшие пять лет в рамках перехода школьного образования на обновленное содержание.

«Будут вводиться новые предметы. В начальной школе вводятся «Естествознание», «Информационно-коммуникативные технологии» с 3-го класса и наполняется новым содержанием предмет «Познание мира». «Естествознание» и «Познание мира» включают элементарный набор знаний в системе человек и мир, человек и природа. «Естествознание» является вводным курсом для таких предметов, как биология, физика, химия в старших классах. «Познание мира» — это база для общественно-гуманитарных предметов. Предмет ИКТ направлен на формирование практических навыков использования компьютерных технологий. Учащиеся 3 класса будут применять простейшие практические навыки с таблицами, схемами и диаграммами», — сказал он.

Также, глава ведомства отметил, что в основной школе предлагается новые предметы, которые будут включать введение в естественные науки в 5-6 классах. Он будет базироваться на предмете «Естествознание», которое изучается в начальной школе. Также с введением предмета будет устранен существующий разрыв в изучении предмета «Естествознание» в 5 классе и таких предметов, как физика и химия, которые изучаются в 7 и 8 классах. Тем самым, по словам Саринжипова, будет обеспечена непрерывность школьного естественно-научного образования.

«Изучение истории отдельной страны без сформированной целостной картины развития мира также невозможно, поэтому предмет «История Казахстана» будет изучаться не с 6-гокласса, а с 5-го, параллельно с предметом «Всемирная история». Занятия по физической культуре будут направлены на укрепление здоровья, формирование чувства координации и будут гораздо интереснее для школьников, так как фокус будет на саморазвитие без принуждения», — сказал Саринжипов.

Кроме того, министр заявил, что казахская литература, история Казахстана и география будут преподаваться в средней школе на казахском языке, не зависимо от языка преподавания, сообщает ИА Новости-Казахстан.

По словам министра, обучение казахскому и русскому языку начнется с первого класса.

«Мы не должны забывать, что приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне. Дополнительно к предметам казахская литература предлагается, чтобы предметы «история Казахстана», «география» изучались на казахском языке во всех школах, вне зависимости от языка преподавания»- сказал Саринжипов, выступая во вторник на августовском педагогическом совещании в Астане.

Министр заверил, что в школах Казахстана будет внедряться модель трехъязычного обучения.

Он сообщил, что подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах уже началась. По словам главы МОН, в основной школе предлагается организовать сквозное изучение терминологии по предметам естественно-научного цикла, в рамках подготовки запланировано проведение внеклассных мероприятий по предметам изучения отдельных тем, курсов на английском языке.

«Планируется организация летней языковой четверти, проведение которых будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вузов. В итоге, в старших классах на английском языке предлагается изучать предметы: информатика, физика, химия, биология», — отметил министр.

В своем выступлении министр отметил, что в старшей школе также предлагается сокращение числа обязательных предметов и будут введены три обязательных предмета углубленного уровня и четыре обязательных предмета стандартного уровня.

«Для школ естественно-гуманитарного и естественно-математического образования компоновка этих предметов предлагается разная. Предметы по выбору также будут разделены на углубленный и стандартный уровень», — отметил Саринжипов.

Он добавил, что ученики сами будут определять уровень изучения и количества предметов, что обеспечит развитие индивидуальных интересов учащихся, их склонности и способности. В заключение Саринжипов рассказал о введении нового предмета «Глобальные перспективы и проектная деятельность».

* валенки с резиновой подошвой, р. 28, 2 пары; валенки черные, р. 37; сапоги утепленные, р. 44, всё новое. Тел. 50-17-21.
* вещи жен., муж., отл. сост., недорого. Тел. 8-708-189-81-99.
* детские вещи от года до трех лет, недорого. Тел.: 26-78-23, 8-705-766-24-16, 8-707-024-99-10.
* комбинезон, дев., 1-2 годика, курточка, мальч., 2 годика; вещи на осень. Тел. 50-17-21.
* туфли фирменные полуспорт., немного б/у, р. 43, 6500 тг, полуботинки «Империал», р. 39, 2500 тг, полуботинки «Zara-Man», р. 40, 3500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* туфли муж. фирмы «Ralf Ringer», цвет рыжий, р. 42-43, 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* шубу мутоновую (цигейка), недорого. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15.
* шубу цигейковую, цвет черный, р. 52-54, 5000 тг, шапку норковую, б/у 4 года, 5000 тг. Тел.: 8-747-594-78-42, 8-705-544-58-30.

* брюки муж., 650 тг; ткань на юбки, брюки (шерсть, полушерсть), 300-500 тг/м. Тел. 22-45-90.
* брюки теплые для зимней рыбалки, р. 54, рост 175; плащ-накидка из комплекта химзащиты, нов. Тел. 8-705-562-29-35.
* брюки: зимние, нов., летние шелковые, б/у, р. 64; трико летнее, нов., р. 64. Тел.: 56-42-18, 8-777-900-48-60.
* валенки серые новые, р. 38, 3500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* валенки новые на резиновой подошве, р. 42-47, 2000-4000 тг; валенки б/у, подшитые, 2000-3000 тг. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67.
* валенки на резиновой подошве, р. 28, 29; черные, р. 37, серые, р. 38 по 6000 тг. Тел. 50-17-21.
* вещи для девочки 13-15 лет, нов. Тел. 54-18-77.
* вещи жен., новые и б/у, р. 60-64; сапоги, туфли, б/у, р. 41-42, хор. сост., недорого. Тел.: 56-42-18, 8-777-900-48-60.
* вещи муж.: плащ кожаный, дубленка, полушубок из овчины. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81.
* вещи муж., р. 54-56: дубленка, шуба цигейковая, куртки, всё в хор. сост. Тел. 50-18-02.
* вещи женские, подростковые. Тел. 26-04-23.
* вещи детские от года до 3 лет, женские вещи, недорого. Тел.: 26-78-23, 8-705-766-24-16, 8-707-624-99-10.
* воротники (песец, енот), 52 см, нов., сапоги жен. осенние, р. 36, летняя обувь, р. 36. Тел. 8-701-769-42-77.
* дубленку жен., р. 48, 30000 тг, дубленку муж., р. 46, 25000 тг, хор. сост. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00.
* дубленки муж., натур., р. 52; сапоги резиновые яловые, сапоги полуспорт муж., р. 44, натур. мех; сапоги жен. замшев. натур., р. 39-40. Тел.: 8-747-648-18-91, 8-777-509-77-07.
* дубленку, макинтош муж., куртку с шапкой; национальную женскую одежду (камзол). Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81.
* комплект спецодежды «Пингвин» с эл. подогревом (жилет и тапочки), питание 60Вт, 12В, для водителей, рыбаков, продавцов, 6000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65.
* костюм муж., летний, х/б, р. 56, новый. Тел.: 56-42-18, 8-777-900-48-60.
* костюмы муж., размеры от 44 до 54, хор. сост., цена договор. Тел. 8-707-665-37-91.
* костюм школьный, 6000 тг, рубашки 4 шт. по 1000 тг, футболки белые 2 шт. по 1000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24.
* куртки жен., р. 44, хор. сост., 2500 тг, торг. Тел. 8-707-665-37-91.
* куртку с капюшоном муж., цвет синий, р. 54, 15000 тг; сапоги кожаные жен., р. 39, 10000 тг, дубленку и рубашки муж., р. 54-56, отл. сост. или меняю на продукты питания. Тел. 8-777-538-90-35.
* макинтош муж., нов., цвет темно-синий, р. 48-50, 20 тыс. тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* мех норки (чулок) корич., мех для реставрации. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17.
* пихору жен., мех натур., р. 50-52, 18000 тг, куртку зимнюю муж., р. 54, 12000 тг, шапку норковую, р. 54-56, 25000 тг. Тел. 8-705-576-63-31.
* пальто болоньевое, цвет бежевый, р. 48, 3000 тг, торг. Тел. 8-707-665-37-91.
* платье свадебное, р. 44-46, фата и перчатки в подарок. Тел.: 56-97-95, 8-775-867-08-76.
* плащ жен., р. 48, нов., цвет бежевый. Тел. 8-777-972-03-15.
* полушубок, цвет черный, р. 50. Тел. 8 (714-31) 5-54-21.
* спецодежду «Пингвин» с эл. подогревом, 15000 тг, унты, р. 42, 10000 тг; полушубок, б/у и ватник нов., недорого. Тел. 8-705-668-81-43.
* спортивные костюмы для детей 10-11 лет по 3000 тг, толстовки по 1000 тг, ботинки зимние, р. 36, 2000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24.
* спортивные формы кудо синего цвета для детей 11-12 лет, 6000 тг, белого цвета на 7-8 лет, 2000 тг. Тел.: 26-02-87, 8-707-663-34-24.
* сюртук муж., натур. мягкая кожа, р. XL, цвет черный, 55000 тг, торг. Тел. 8-777-302-58-65.
* тапочки (Молдова), р. 23,5 и 24; школьную форму для девочки начальных классов. Тел. 50-18-02.
* туфли муж. черные, р. 41-42, нов., 4000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шапки муж.: натур. кожа, цвет корич.; цигейковая черная, нов., р. 57, 2000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шапки норковые муж., р. 57-59, шубу искусствен. для девочки 5-6 лет, недорого. Тел.: 56-02-53, 8-705-761-75-17.
* шапки норковые жен., р. 57-58, нов., шапку сурчиную муж., р. 55-57, шапки цигейковые дет. Тел. 50-18-02.
* шапку-ушанку цигейковую, цвет черный, р. 56-57, 2500 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шляпу норковую жен., цвет корич., р. 56, б/у, 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.
* шляпы муж. демисезонные, серая и синяя, р. 56-57 по 3000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63.

Источник

Школьникам разрешили выбирать предметы для углублённого изучения. Как это работает?

Новая система действует с начала 2018-2019 учебного года.

В Казахстане уже с пятого класса дети будут определяться с тем, что им больше всего нравится учить. В дальнейшем это должно помочь с выбором профессии.

По сути ранняя профилизация идёт уже в начальных классах, но углублённая подготовка стартует в среднем звене. Предметы родители и их дети смогут выбирать сами. Informburo.kz разобрался, какие это дисциплины и как нововведение поможет школьникам.

№1. Как разделили учебную программу в школах?

Разделение на инвариантный и вариативный компоненты программы действует с начала учебного года 2018/2019. Теперь родители школьников могут выбрать для детей дополнительные предметы для углублённого изучения.

Соответствующий приказ министра образования вышел в сентябре 2018 года.

№2. Что такое инвариантный компонент?

№3. Что такое вариативный компонент?

Вариативный компонент позволяет выбрать ещё несколько предметов – для углублённого изучения.

В 5-9 классах выбирают три предмета: два из уже определённых пар и один из оставшихся.

В 10-11 классах на выбор также два предмета для углубленного изучения (по два часа в неделю) и один дополнительный на выбор (час в неделю).

№4. Зачем ввели разделение?

№5. Что представляет собой новый учебный план?

Пул предметов и варианты на выбор у классов разные. Один учебный план разработан для 1-4 классов, другой – для 5-9 и третий – для 10-11.

В учебном плане написано, что для школьников 1-4 классов родители дополнительно могут выбрать секцию для своего ребёнка. Это могут быть секции как спортивного, так и творческого направления.

Для 5-9 классов в дополнении к предметам инвариантного компонента родители выбирают три предмета из вариативного компонента. Для 10-11 классов предусмотрены обязательные предметы и предметы по выбору.

№6. Какие предметы обязательны для учеников 5-9 классов?

Это предметы инвариантного компонента. 10-12 часов в неделю выделяется языковым предметам:

4-6 часов в неделю предусмотрено для математики и информатики. В этот сегмент входят математика (для 5-6 классов), алгебра (7-9 классы), геометрия (7-9 классы) и информатика (для 5-9 классов).

1-4 часа для естествознания: естествознание для 5-6 классов, а также физика, химия, биология и география для 7-9 классов.

3-4 часа на изучение предметов из категории «Человек и общество». Это история Казахстана, всемирная история, основы права (для 9 классов) и самопознание.

1-3 часа выделено для категории «Технологии и искусства»: музыка и художественный труд – для 5 классов.

Есть категория физической культуры, куда включён одноимённый предмет для всех классов по два часа в неделю.

№7. Какие предметы вы можете выбрать для детей в среднем звене?

В среднем звене с седьмого класса родители выбирают для своих детей три предмета по выбору. Из них два предмета – из уже существующей комбинации плюс ещё один предмет из инвариантного компонента.

Комбинации предметов следующие:

№8. Обязательные предметы для учащихся 10-11 классов

К общественно-гуманитарному направлению относятся русский язык, русская литература, казахский язык, казахская литература, иностранные языки. Каждому предмету уделяется от одного до трёх часов в неделю в зависимости от языка обучения.

Также есть 10 непрофильных предметов. Это технология (один час в неделю), алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (час в неделю), информатика (час в неделю), биология (час в неделю), география (час в неделю), физика (час в неделю), химия (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), а также час в неделю начальной военной подготовки (НВП).

Для естественно-математического направления предусмотрены такие профильные предметы, как алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (два часа в неделю), информатика (час в неделю), биология (два часа в неделю), география (два часа в неделю), физика (три часа в неделю), а также химия (два часа в неделю).

Таким непрофильным предметам, как казахский язык, казахская литература, русский язык, русская литература, иностранный язык, уделяется от одного до четырёх часов в неделю в зависимости от языка обучения. Также есть история Казахстана (два часа в неделю), всемирная история (час в неделю), самопознание (час в неделю), технология (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), НВП (час в неделю), а также человек, общество, право (час в неделю).

№9. Предметы по выбору для школьников из 10-11 классов

Нужно выбрать два предмета углублённого изучения – по три часа в неделю. Доступны физика, химия, биология и география.

Также нужно выбрать ещё один предмет из пула стандартного обучения (один час в неделю). Это может быть всемирная история, основы предпринимательства и бизнеса, графика и проектирование или основы права.

№10. Почему эта система рассчитана только на школы с 11 классами?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что сейчас решается, как данная система будет интегрирована в систему с 12-летним школьным образованием.

Пока этот вопрос остаётся открытым.

№11. Можно ли отказаться от необходимости выбирать предметы?

В пресс-службе Министерства образования и науки РК пояснили, что отказаться от такого формата нельзя. Учебная программа подразумевает определённое количество часов нагрузки, которое школьники должны пройти. В противном случае, отметили в МОН РК, полученное среднее образование будет неполным.

№12. Как это работает в других странах?

В частных школах США школьники могут выбрать к основным предметам ещё несколько дополнительных. Также дети с родителями сами выбирают, сколько часов в неделю хотят уделять тому или иному предмету.

В старших классах государственных и частных школ Канады дети самостоятельно выбирают предметы, но только в 10-13 классах. Ещё несколько предметов можно взять на себя по усложнённой программе (The advanced placement program). Хорошие оценки по выбранным дисциплинам будут преимуществом при поступлении в вуз.

В средних классах школ Сингапура, Таиланда и Филиппин предметы разделили на гуманитарное и математическое направления. В каждом свой пул. Дополнительно школьники могут выбрать занятия спортом или компьютерные курсы. На особом месте языковые курсы.

В школах Украины дети тоже могут выбрать несколько предметов для углублённого изучения. Обычно это те из них, которые необходимы для Внешнего независимого оценивания (аналог казахстанского ЕНТ).

Источник

В каком классе начинается география в казахстане

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)

Математические

Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).

Естественно-научные

Окружающий мир: 1-4 класс

География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)

Гуманита́рные

Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:

«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»

Филологи́ческие

Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс

Трудовое обучение

Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.

Физкультура

Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.

Искусство в школе

Прочие (факультативы)

Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.

Источник

Гос программа для 6-9 классов по географии ЕМН для школ Казахстана

Гос программа для 6-9 классов по географии ЕМН

Просмотр содержимого документа
«Гос программа для 6-9 классов по географии ЕМН для школ Казахстана»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

для 6-9 классов уровня основного среднего образования

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

География: Учебная программа для 6-9 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 29 с.

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2013.

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года №115

Типовая учебная программа по предмету «География»

для 6-9 классов основного среднего образования

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным

общеобязательным стандартом образования(начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

Целью обучения курса географии является формирование у учащихся

естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете имеющей разумное сообщество, системной взаимосвязи природы, общества и экономики. Развивать знания об уникальности природы и особенностях экономики Республики Казахстан, функциональной грамотности и системно-комплексного или «географического» мышления.

Задачами обучения предмету являются:

овладение основами географической науки и смежных наук о Земле, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, ее развитии, взаимодействии природы, общества и экономики;

расширение знаний и умений, необходимых для бережного, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, оценивания и прогнозирования природной и экологической обстановки;

изучение основных направлений современного мирового развития, вопросов и проблем возникающих в процессе изменения природного комплекса и экономического развития, которые охватывают как отдельные регионы так и весь мир;

формирование необходимых умений и навыков учебного труда, развитие исследовательских качеств, внимания и наблюдательности, логического мышления, памяти, речи и полиязычия, воображения, умения создавать образы территорий, эстетического восприятия окружающей среды, творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию, самообразованию и совершенствованию;

развитие навыков использования географической, политической, экономической, научной и методической информации, карт, изданий периодической печати, интернета, цифровых образовательных ресурсов;

овладение знаниями, навыками и умениями для практического использования географических знаний в процессе своей жизни и деятельности;

воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной жизненной позиции.

Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими, обязательно оцениваемыми являются практические работы, имеющие номер.

с математикой при изучении масштаба, величин углов и их измерения, работе с компасом, определении направлений сторон горизонта, расчетах средних значений и амплитуды температуры, при определении координат на плоскости, о параллельных и перпендикулярных прямых, построении графиков на координатной плоскости, финансовой грамотности, знания, о функционировании рыночной экономики, современных фондовых бирж, акционерных формах капитала и типах экономики, при выполнении расчетных практических работ, работе с картами, схемами, графиками, диаграммами, таблицами;

с химией при изучении происхождения полезных ископаемых, образования почв, комплекса конструкционных материалов;

с физикой при изучении физического смысла движения литосферных плит в земной коре, сейсмических и вулканических явлений, атмосферной циркуляции и движения вод в океане, теплоемкости вещества, испаряемости, коэффициенте увлажнения, циклона, антициклона, при использовании приборов для метеорологических наблюдений; темы «Машиностроительный комплекс»;

с биологией при изучении зависимости растений и животных от условий среды обитания, сезонных явлений в растительном и животном мире, природных зон, почв, глобального значения живого мира и его развитии, природных комплексов и их изменений под влиянием деятельности человека, темы «Агропромышленный комплекс», геохронологической таблицы;

с историей при рассмотрении темы «Политическая карта и население», использовании исторических данных, характеризующих народы и государства, изучении размещения населения материков, колониальной эпохи, политики колониальных держав, темы «История исследований територии Казахстана»;

с литературой и музыкой использование произведений великих казахских, казахстанских, русских, советских поэтов, писателей и композиторов, использование музыкальных произведений, песен, песенных фрагментов;

с черчением при построении профилей рельефа, диаграмм, заполнении контурных карт;

технологией при изучении народных, национальных ремесел на отдельных территориях Казахстана и мира.

Объем учебной нагрузки по предмету составляет:

в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

2. Базовое содержание учебного предмета в 6 классе

что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле, развитие карты, с древних эпох – Эратосфена, Птолемея, глобуса Бехайма, круглой карты Кашгари и до наших дней;

путешественники и исследователи (Х.Колумб, Ф.Магеллан, Ф.Беллинсгаузен, П.Лазарев, Ш.Уалиханов);

организация наблюдений за природными явлениями.

8. На изучение раздела «Изображение поверхности Земли на плоскости. План и карта» выделено 16 часов:

1) «Земля – уникальная планета в Солнечной системе» (1 час), положение Земли в Солнечной системе, форма и размеры Земли;

2) «План местности» (7 часов):

виды изображения поверхности Земли, план местности и условные знаки;

масштаб, измерение расстояний, понятие об азимуте, ориентирование на местности и по плану;

изображение элементов земной поверхности на плане, чтение плана местности, топографической карты, схемы населенных пунктов, съемка плана местности, основные способы и действии;

практическая работа №1 «Съемка плана местности».

9. На изучение раздела «Географическая карта» выделено 8 часов:

глобус – модель Земли, географические карты, их классификация, карты как средство познания и обработки информации;

градусная сетка на глобусе и географической карте, географическая широта, географическая долгота, определение и понятие географических координат;

изображение высот и глубин на географических картах, значение планов и карт, знакомство с глобальными навигационными системами Глонасс, GPS и Galileo;

практическая работа №2 «Определение направлений, географических координат».

10. На изучение раздела «Оболочки Земли» выделено 37 часов:

1) «Литосфера и земная кора» (9 часов), понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», строение Земли, классификация горных пород и минералов;

понятие о теории литосферных плит, движение земной коры, вулканы, горячие источники, гейзеры;

горы суши, их классификация, равнины суши, их классификация, рельеф дна Океана, хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана;

практическая работа №3 «Определение по карте географического положения и высоты крупнейших гор и равнин, географических координат и высот отдельных объектов»;

2) «Гидросфера» (10 часов):

гидросфера, понятие о круговороте воды, мировой океан и его части, свойства вод Мирового океана, движения воды в Океане, исследования, охрана вод Океана;

воды суши, реки (части, режим, питание, характер течения), озера, подземные воды, ледники, искусственные водоемы, охрана и значение вод суши;

практическая работа №4 «Описание одного водного объекта»;

3) «Атмосфера» (14 часов):

атмосфера, ее строение, состав воздуха, вращение Земли вокруг своей оси и Солнца, значение движения Земли, распределение солнечного света и тепла на Земле, тепловые пояса, времена года;

температура воздуха и суточный ход температуры, понятие амплитуды колебаний и среднее суточное значение колебаний температуры воздуха, различия по сезонам, годовой ход и амплитуда колебания температуры воздуха; атмосферное давление, ветер, основные виды и причины, воздушные массы, вычерчивание розы ветров, чтение климатической карты, водяной пар в воздухе, облака, атмосферные осадки;

погода, климат, климатобразуюшие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность и циркуляция атмосферы), причины, от которых зависит климат нашей местности;

практическая работа №5 «Анализ и обработка материалов о погоде своего края»;

понятие биосферы, границы биосферы, географические условия разнообразия живых организмов и закономерности их распространения, влияние живых организмов на оболочки Земли;

Докучаев В.В. основоположник почвоведения, понятие «почвы», их формирование, изменение, ранообразие типов почв.

11. На изучение раздела «Географическая оболочка» выделено 5 часов:

географическая оболочка – особая комплексная оболочка Земли, понятие о природном комплексе, его структуре, географической оболочке, как особой комплексной оболочке Земли, ее свойствах и закономерностях, воздействие человека на природные комплексы;

понятие о географических поясах и природных зонах, знакомство с картой природных зон мира, презентация одной природной зоны планеты;

практическая работа №6 «Составление плана описания и творческая характеристика природной зоны своего края»;

обобщение знаний по разделу (1 час), «Оболочки Земли», глобальные изменения в природе Земли.

12. На изучение раздела «Человечество на Земле» выделено 5 часов:

население Земли, численность, плотность, демографическая политика;

расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая;

населенные пункты, их изображение на карте, государства на политической карте мира, Казахстан на карте мира;

практическая работа №7 «Нанесение на контурную карту государств и их столиц по заданным координатам.

13. На изучение раздела «Итоговое обобщение курса» выделено 2 часа:

экскурсия, ознакомление с природным комплексом родного края;

презентация примерных итоговых работ: «Главные особенности компонентов природного комплекса родного края», «Человечество на Земле», «Политическая карта мира».

3. Базовое содержание учебного предмета в 7 классе

14. «Введение» (3 часа):

предмет и задачи географии материков и океанов, периоды исследования материков и океанов, карты материков и океанов;

практическая работа №1 «Характеристика карт атласа по плану».

15. На изучение раздела «Главные особенности природы Земли» выделено 10 часов:

«Литосфера» (2 часа), материковая и океаническая земная кора, геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица;

теория литосферных плит, сейсмические пояса, рельеф Земли, связь рельефа Земли с особенностями внутреннего, тектонического строения земной коры, роль внутренних и внешних сил в формировании современного рельефа;

«Атмосфера и климаты Земли» (3 часа), значение атмосферы для жизни на земле, климатические карты, распределение температуры воздуха;

атмосферное давление на Земле, преобладающие ветра и воздушные массы;

распределение осадков, климатические пояса Земли и климатообразующие факторы;

«Мировой океан» (4 часа), воды Мирового океана, его главные свойства, значение и водные массы;

поверхностные течения, жизнь в океане;

Северный Ледовитый и Атлантический океаны, Индийский и Тихий океаны;

обобщение (1 час), чрезвычайные ситуации возникающие в результате процессов, происходящих на поверхности Земли, выживание человека (семинар).

16. На изучение раздела «Разнообразие природы материков и океанов» выделено 53 часа:

1) закономерности географической оболочки (2 часа), природный комплекс, географическая оболочка и ее свойства, закономерности географической оболочки, географическая зональность: широтная, высотная, понятие азональности;

2) материки на Земле (51 час):

Африка (10 часов), физико-географическое положение Африки, океаны и моря, омывающие берега, исследования Африки;

рельеф и полезные ископаемые;

климат, климатообразующие факторы, распределение температуры воздуха и осадков на материке, климатические пояса;

внутренние воды, зависимость рек от рельефа, климата, виды питания, основные реки и озера, роль рек и озер в жизни человека;

природные зоны, почвенная карта, экваториальные леса и саванны, тропические пустыни и жестколистные леса и кустарники, антропогенные природные комплексы, особо охраняемые территории;

население и политическая карта Африки, обзор регионов Африки, хозяйственная деятельность населения;

практическая работа №2 «Комплексная характеристика отдельных территорий»;

3) «Австралия и Океания» (5 часов):

физико-географическое положение Австралии, океаны и моря, омывающие берега, исследования Австралии и Океании;

рельеф и полезные ископаемые, климат, реки и озера;

природные зоны, своеобразие органического мира, антропогенные комплексы;

население и политическая карта региона, Австралийский Союз, Океания;

4) «Антарктика. Антарктида» (2 часа):

физико-географическое положение Антарктики и Антарктиды, океаны и моря, омывающие берега, открытие материка и исследования, научное и практическое значение изучения материка, необходимость международного сотрудничества, казахстанская полярная экспедиция;

природа материка, рельеф, полезные ископаемые, климат, ледниковый покров, своеобразие органического мира;

5) «Южная Америка» (8 часов):

физико-географическое положение, океаны и моря, омывающие берега, исследования Южной Америки;

рельеф и полезные ископаемые;

климат (климатообразующие факторы, распределение температуры воздуха и осадков на материке), климатические пояса;

внутренние воды (зависимость рек от рельефа и климата, основные реки и озера);

влажные экваториальные леса и саванны, пампа, зона полупустынь и пустыни, высотная поясность в Андах, антропогенные природные комплексы;

население и политическая карта Южной Америки, Андийские страны, страны Равнинного Востока;

практическая работа №3 «Составление краткой сравнительной характеристики природы Южной Америки и Африки» по плану;

обобщение по материкам южного полушария (1 час):

сходство и различия компонентов природы, природных условий, условий жизни и хозяйственной деятельности населения на материках южного полушария, экологические проблемы материков и прилегающих частей океанов;

«Северная Америка» (8 часов):

физико-географическое положение на материке, океаны и моря, омывающие берега, исследование материка;

рельеф и полезные ископаемые;

климат (климатообразующие факторы, распределение температуры воздуха и осадков на материке), климатические пояса, внутренние воды (зависимость рек от рельефа и климата, основные реки и озера);

природные зоны, высотная поясность в Кордильерах, антропогенные природные комплексы, особо охраняемые территории;

население и политическая карта Северной Америки, США, Мексика и страны Центральной Америки;

практическая работа №4 «Описание одной из рек материка» по плану;

физико-географическое положение, океаны и другие объекты вдоль берегов материка, исследование Евразии, роль русских, советских, казахских ученых-путешественников;

общие особенности рельефа Евразии, особенности тектонического строения, области землетрясений и вулканов, древнее материковое оледенение, основные формы рельефа и размещение месторождений полезных ископаемых;

климат, климатообразующие факторы, разнообразие климатических условий на материке (распределение температуры воздуха и осадков), климатические пояса;

внутренние воды (зависимость рек от рельефа и климата, виды питания рек), реки бассейна Атлантического океана, реки бассейна Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океанов и внутреннего стока, озера, ледники, многолетняя мерзлота, болота;

природные зоны (их географическое положение), зоны арктического, субарктического и умеренного поясов, природные зоны субтропического, тропического, субэкваториального и экваториального поясов, высотная поясность, антропогенные природные комплексы, особо охраняемые территории материка и Республики Казахстан;

население, политическая карта и регионы Евразии, страны Евразии (Казахстан, Россия, Китай и Индия, Япония и Южная Корея, Германия, Франция и Великобритания);

практическая работа №5 «Определение типов климата двух частей материка, их сравнение» по плану;

практическая работа №6 «Краткое, комплексное описание одной из стран Евразии» по плану и вариантам;

обобщение по материкам северного полушария (1 час):

сходство и различия компонентов природы, природных условий, условий жизни и хозяйственной деятельности населения на материках северного полушария, экологические проблемы материков и прилегающих частей океанов (итоговый, обобщающий семинар).

17. На изучение раздела «Земля – наш общий дом (обобщение курса)» выделено 2 часа:

взаимодействие природы и общества, характеристика современной политической карты, размещения населения планеты, экологическое состояние материков и океанов, природные ресурсы планеты;

влияние природных условий на жизнь, здоровье и деятельность человека, будущее Земли.

4. Базовое содержание предмета в 8 классе

18. «Введение» (4 часа):

источники географических знаний, карты в атласе Республики Казахстан, их измерительные ресурсы, географическое положение и границы Казахстана, отсчет времени на планете, линия перемены дат, временные различия на территории Казахстана (часовые пояса, местное, декретное время, поясное время);

практическая работа №1 «Определение по карте географического положения страны, обозначение границ Казахстана и определение поясного времени на Земле».

19. На изучение раздела «История исследования территории Казахстана» выделено 4 часа:

географические исследования казахской земли в древности (описания, исторические факты, сведения о земле в сочинениях Геродота, Страбона, Птолемея), Великий Шелковый путь (описания маршрутов, исторические факты, археологические памятники, значение);

географические исследования территории Казахстана в средних веках (изучение природы арабскими путешественниками, аль-Истахри, аль-Масуди, ибн-Хаукаль, ибн-Фадлан, ученые Абу Наср аль-Фараби, Махмуд Кашгари, изучение природы ХІІІ веке, П. Карпини, В. Рубрук);

географические исследования территории Казахстана в ХҮІ–ХІХ веках (исследования российских и других географов, К.Жалаири, С.Ремезов, П.И.Рычков, И.П.Фальк, Г.С.Карелин, П.С.Паллас, А.И.Бутаков, А.Гумбольдт, К.М.Бэр, А.И.Левшин, П.П.Семенов, Н.А.Северцев, И.Г.Борщов, И.В.Мушкетов, А.Н.Краснов, Л.С.Берг, В.А.Обручев, С.С.Неуструев, Ш.Уалиханов);

исследование территории Казахстана в начале и середине ХХ века, роль советских ученых эвакуированных в Казахстан в годы войны, вклад К.И.Сатпаева в исследование ресурсов страны, современные исследования, (работа в контурных картах).

20. На изучение раздела «Общая физико-географическая характеристика природы Казахстана» выделено 36 часов:

рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (11 часов),

геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица (возраст горных пород, эры, периоды, геологические события), геологическая история развития и тектоническая структура территории Казахстана (платформы, складчатые области);

формирование и развитие рельефа (рельефообразующие процессы, их проявления), главные черты рельефа Казахстана (равнинные территории и горные системы, перепады высот), равнины Казахстана (физико-географическое положение, виды, внешний облик, особенности залегания горных пород), низкие горы (высота, возраст горных пород, особенности рельефа), высокогорные территории Казахстана (возраст, условия образования, расположение хребтов);

полезные ископаемые Казахстана (классификация, зависимость расположения их от рельефа и геологической истории), рудные полезные ископаемые (виды, запасы, размещение по территории и глубине), нерудные и горючие полезные ископаемые (виды, запасы, размещение по территории и глубине);

практическая работа №2 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»;

климат и агроклиматические ресурсы (10 часов):

космический климатообразующий фактор (солнечная радиация, ее виды), общая циркуляция атмосферы (широтная, меридиональная), фронтальные зоны, циклоны, антициклоны, сезонная циркуляция атмосферы (причины, особенности), местная циркуляция атмосферы (горно-долинная, равнинно-предгорная, бризы);

изменение температуры воздуха в Казахстане, изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова на территории страны, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека (благоприятное, неблагоприятное), агроклиматические ресурсы (вегетационный период, обеспеченность теплом и влагой);

практическая работа №3 «Сравнение климата двух территорий Казахстана»;

внутренние воды и водные ресурсы Казахстана (8 часов), виды внутренних вод Казахстана (природные и искусственные);

реки Казахстана (характер питания, течения, особенности режима и бассейны рек), характеристика крупных рек Казахстана по бассейнам (территория, характер течения, расход воды, хозяйственное значение, проблемы трансграничных рек);

озера Казахстана (классификация, особенности, размещение их по территории), крупные озера (географическое положение, основные характеристики, экологическое состояние), ледники и многолетняя мерзлота (условия образования, распространение, изменение во времени), подземные воды (классификация, размещение, области применения), охрана водных ресурсов;

практическая работа №4 «Сравнение рек по разным источникам информации» по плану;

почвенные ресурсы (2 часа), почвы (условия формирования и плодородия, взаимосвязь с другими компонентами природы);

типы почв (размещение, использование, восстановление их плодородия, понятие о мелиорации земель);

природные зоны (5 часов), природные комплексы (условия формирования и изменения природных зон на территории Казахстана);

географическое положение, особенности климата, почв, растительного, животного мира и использование человеком природных зон (лесостепь и степь, полупустыня и пустыня), высотная поясность и антропогенные комплексы;

практическая работа №5 «Краткая сравнительная характеристика природных зон Казахстана» по плану.

21. На изучение раздела «Крупные географические районы Казахстана» выделено 16 часов:

практическая работа №6 «Вычерчивание комплексного профиля заданной территории».

22. На изучение раздела «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы в Казахстане» выделено 8 часов:

природные ресурсы Казахстана, их виды, размещение и использование, рациональное природопользование: ресурсосбережение, учет физико-географических условий;

основные экологические проблемы Казахстана (глобальные, национальные, локальные), природоохранное законодательство Республики Казахстан, «Красная книга» Казахстана, особо охраняемые территории, заповедники, национальные парки, заказники и другие;

семинар «Думай глобально, действуй локально», обобщение курса.

5. Базовое содержание предмета в 9 классе

понятие экономической и социальной географии, цели и задачи.

24. На изучение раздела «Предмет экономической и социальной географии» выделено 7 часов:

определение и понятия терминов «экономика», «экономические системы», экономика Казахстана (основные этапы развития, хозяйство страны в прошлом, настоящее и будущее), инновационно-индустриальная программа развития, интеграция в СНГ;

Казахстан на карте мира (территория, экономико-географическое положение и государственный строй), экономический потенциал современного Казахстана, ресурсы, факторы производства, главные вопросы экономики;

практическая работа №1 «Определение экономико-географического положения Казахстана и политико-административного устройства».

25. На изучение раздела «Население и трудовые ресурсы» выделено 8 часов:

численность, естественный прирост и воспроизводство населения, половозрастная структура и здоровье населения страны;

трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура, национальный и религиозный состав населения;

виды населенных пунктов, городское население, урбанизация, сельское население, плотность и размещение населения, миграция населения;

практическая работа №2 «Определение по карте закономерностей в размещении населения страны, естественного прироста населения по областям, уровней урбанизации и миграций» по данным карт и текста учебника, выводы.

26. На изучение раздела «География межотраслевых комплексов» выделено 26 часов:

общая характеристика хозяйства (2 часа), состав и структура хозяйства;

структура, принципы и факторы размещения промышленности, кластеры;

межотраслевые комплексы (24 часа), топливно-энергетический комплекс (3 часа):

характеристика топливно-энергетического комплекса страны, нефтяная, газовая промышленность, угольная промышленность и электроэнергетика;

практическая работа №3 «Описать и сравнить несколько топливных баз», выводы;

комплекс по производству конструкционных материалов (7 часов);

металлургический комплекс, черная металлургия, цветная металлургия, металлургия тяжелых цветных металлов, металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда;

химический комплекс, другие отрасли, производящие конструкционные материалы (лесная, деревообрабатывающая, строительная промышленность);

практическая работа №4 «Составление схемы внутриотраслевых и межотраслевых связей в металлургической, химической, деревообрабатывающей промышленности» по вариантам с презентацией;

машиностроительный комплекс (4 часа), роль машиностроения в экономике, его структура, специализация и кооперирование;

технологические стадии производства машин, гибкие технологии, факторы размещения машиностроения, отраслевой состав машиностроения Казахстана;

агропромышленный комплекс (АПК) (6 часов), состав и значение, кластеры АПК;

растениеводство Казахстана, животноводство Казахстана;

пищевая промышленность, легкая промышленность;

практическая работа №5 «Анализ размещения центров пищевой и легкой промышленности, выявление факторов размещения», результаты оформить в таблице;

инфраструктурный комплекс (3 часа), транспортный комплекс Казахстана, составные части, виды, показатели, транспортные узлы, пути сообщения, пропускная способность;

виды транспорта и транспортно-транзитный потенциал страны;

отрасли социальной инфраструктуры, индустрия отдыха и восстановления здоровья;

обобщение по разделу «география межотраслевых комплексов» (1 час).

27. На изучение раздела «Экономические районы Казахстана» выделено

1) районирование территории Казахстана (1 час), территориальная организация производства и экономическое районирование, промышленные узлы и территориально-производственные комплексы, план изучения экономического района;

2) экономические районы Казахстана (21 часов):

Центральный Казахстан (3 часа), Восточный Казахстан (4 часа), Западный Казахстан (3 часа), Северный Казахстан (4 часа), Южный Казахстан (5 часов);

экономико-географическое положение, природные условия, ресурсы, население, (значение исследований Сатпаева К.И. для развития Центрального Казахстана);

география хозяйства, транспортные условия;

города, сельские населенные пункты и их экономико-экологические проблемы, (Астана – столица Республики Казахстан, ее роль в модернизации и развитии экономики региона и страны, место проведения выставки ЭКСПО – 2017), (Алматы, Байконыр – уникальные города страны, их роль в развитии экономики страны);

практическая работа №6 «Сравнительная экономико-географическая характеристика промышленности Центрального и Восточного Казахстана»;

практическая работа №7 «Сравнительная экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Северного и Южного Казахстана»;

3) итоговая практическая работа № 8 (1 час), краткое, комплексное сравнение экономических регионов (по плану и вариантам) с целью выявления основных различий в населении и экономике, с последующей презентацией и обсуждением выполненной работы;

4) урок обобщение (1 час), характеристика экономики родного города, села по плану, выявление уникальных народных, национально-традиционных ремесел, производств, выяснение значения хозяйства своего населенного пункта в экономике области, экономического региона и страны.

28. На изучение раздела «Казахстан в современном мире» выделено 4 часа:

понятие геополитики, геополитическое положение Казахстана, Казахстан в мировой экономике (достижения, тенденции, реформы, уровень жизни населения и показатель ИЧР);

политические, внешнеэкономические связи и культурно-гуманитарное сотрудничество Казахстана с другими странами, экология Казахстана и международное экологическое сотрудничество.

6. Требования к уровню подготовки учащихся

29. Уровень подготовки обучающихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.

Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.

По завершении 6 класса учащиеся должны

основные методы полевых исследований в географии;

как изменялись знания, представления о форме и природе Земли, вклад путешественников и исследователей, основные маршруты путешествий;

современные географические исследования;

вклад казахстанских ученых, казахстанские кругосветные путешествия, начало Антарктических исследований Республики Казахстан;

основные естественнонаучные понятия о Земле, Солнце, Солнечной системе, Вселенной, о планете Земля и главных ее особенностях (форме и размерах);

понятия о масштабе, плане местности, азимуте, способах съемки местности;

условные топографические знаки на школьной топографической карте;

понятия абсолютной и относительной высоты;

длину окружности Земли, линии градусной сетки – меридианы и параллели, их различия при изображении на разных картах;

понятие о географических координатах (широта, долгота);

понятия о литосфере, земной коре, рельефе и разнообразии поверхности Земли;

основные положения теории литосферных плит;

основные формы рельефа материков и дна Океана;

различие равнин и гор суши по высоте;

виды движения земной коры;

изменение рельефа материков и океанов под воздействием внешних и внутренних процессов;

своеобразие рельефа, горных пород своей местности, влияние на хозяйственную деятельность человека;

понятия о гидросфере и водных объектах;

составные части гидросферы (океаны, воды суши, вода в атмосфере, их виды);

мировой круговорот воды, его значение;

виды движения вод в океанах;

способы изображения вод суши на плане местности и на картах;

значение движения Земли;

понятия и термины об атмосфере (температура, ветер, воздушные массы, атмосферные осадки, влажность воздуха, атмосферное давление, погода, климат, климатообразующие факторы);

причины возникновения ветра и его значение;

причины образования облаков, осадков;

виды погоды и их признаки;

характеристику климата своей местности;

влияние погодных и климатических факторов на здоровье человека и хозяйственную деятельность;

закономерности распространения живых организмов;

влияние живых организмов на формирование и развитие литосферы, гидросферы, атмосферы;

формирование почв, их типы;

природные компоненты (растения, животные, почвы) своего региона;

глобальные изменения в природе Земли, необходимость международного сотрудничества стран для решения проблем;

понятия о географической оболочке, природном комплексе, географическом поясе и зонах;

понятия о широтной и высотной поясности на Земле;

благоприятные и неблагоприятные условия жизни и деятельности в различных географических поясах и зонах;

численность населения Земли и его размещение;

понятие демографической политики;

основные расы, крупнейшие народы, результаты исследования Н.Н.Миклухо-Маклая;

способы изображения населенных пунктов, государств и их столиц на политической карте мира;

основные виды хозяйственной деятельности своего населенного пункта и его значение;

По завершении 6 класса учащиеся должны уметь:

вести систематические и целенаправленные наблюдения за природными явлениями и природными объектами;

формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдений;

планировать возможные маршруты путешествий с целью дальнейшего изучения Земли;

ориентироваться на местности;

использовать план местности в практической деятельности;

определять по плану местности и картам: географические координаты, направления, расстояния между объектами, абсолютную, относительную высоту и глубины отдельных точек;

объяснять различия форм рельефа на поверхности Земли с точки зрения теории литосферных плит;

показывать по карте горы, равнины, вулканы, вершины, определять их высоты и географическое положение;

определять по ведущим признакам горные породы;

обозначать горы, равнины, вулканы, вершины на контурной карте по заданию учителя и на выбор ученика;

определять по карте географическое положение объектов;

определять по карте глубины океанов и морей;

обозначать на контурной карте на выбор ученика объекты гидросферы;

устанавливать по плану местности, по картам зависимость течения рек от рельефа;

показывать по карте номенклатуру объектов гидросферы с комментированием;

объяснять зависимость распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли от формы Земли и географической широты;

объяснять значение вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

вести систематические наблюдения за погодой, фиксировать необходимые данные в календаре погоды, формулирование метеопрогноза на ближайшие дни;

работать с приборами: барометром, термометром, анемометром, флюгером, гигрометром, осадкомером;

осуществлять весь комплекс математических расчетов при выполнении практических работ при анализе погоды;

объяснять климатические и погодные явления;

составлять описание компонентов биосферы, природного комплекса;

делать презентацию природной зоны по типовому или творческому плану;

выделять наиболее существенные и характерные особенности природы географических поясов и зон;

показывать географические пояса и зоны на картах;

определять географический пояс и зоны Казахстана;

показывать на карте географические объекты, названные в тексте;

показывать на картах государства и населенные пункты;

определять географическое положение государств и населенных пунктов, свой населенный пункт;

делать описание своего населенного пункта: его природы, населения, хозяйственной деятельности и перспектив развития.

33. По завершении 7 класса учащиеся должны знать:

соотношения площадей материков, частей света и океанов;

выдающихся исследователей, путешественников по периодам исследований и их заслуги;

понятие «картографическая проекция», виды проекций, виды карт;

строение земной коры, понятие о рельефе, зависимость рельефа от строения земной коры, основные формы рельефа суши и дна океана;

геологическое летоисчисление и геохронологическую таблицу;

основные положения теории литосферных плит;

зависимость климата от климатообразующих факторов;

климатические пояса Земли;

роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли;

географические очертания океанов, максимальную и среднюю глубину, особенности рельефа дна;

особенности температуры воды, основные холодные и теплые течения;

органический мир и значение океана;

понятия закономерностей географической оболочки, широтной, высотной зональности и азональности;

понятие о физико-географическом положении, его влиянии на природу материков;

первооткрыватели, исследователи материков и их отдельных частей;

главные черты рельефа в связи с тектоническим строением;

главные виды ресурсов материков и их частей;

особенности климата, климатические пояса, воздушные массы, их сезонные перемещения, особенности внутренних вод по бассейнам;

расположение и своеобразие природных зон;

своеобразие природы и органического мира материков;

глобальное значение зоны экваториальных лесов;

антропогенные природные комплексы;

население и связь видов хозяйственной деятельности человека с природными условиями и ресурсами территорий;

характерные черты природы и экономики регионов, отдельных крупных стран и их значение для мирового хозяйства;

современный этап в исследовании Антарктиды;

вклад казахстанских ученых в изучение Антарктиды;

значение влияния природы Антарктиды, на глобальные процессы в природе Земли, влияющих на развитие человеческого общества;

экономические связи стран с Республикой Казахстан.

По завершении 7 класс учащиеся должны уметь:

выделять и анализировать периоды географических исследований;

определять виды проекций карт и осуществлять математические действия при работе по картам: определение расстояний по масштабу, определение долготы, широты местности и пунктов, глубин и высот отдельных точек по шкале;

анализировать информацию тематических карт школьного атласа 7-класса;

объяснять причины разнообразия рельефа Земли, сравнивать физическую и тектоническую карту мира, выявлять закономерности;

показывать климатические пояса планеты, называть их основные климатообразующие факторы;

показывать по карте номенклатуру океанов;

объяснять измения в географической оболочке Земли;

выбирать карты нужного содержания, другие источники информации и на основе их анализа в зависимости от учебной задачи, устанавливать главные особенности компонентов природы и природных комплексов материков;

определять по карте физико-географическое положение материков;

давать характеристику природных условий, ресурсов, хозяйства отдельных территорий материков (на выбор ученика);

составлять сравнительную характеристику рек;

уметь вычерчивать профиль рельефа;

характеризовать по профилям и картам рельеф материков;

объяснять главные черты природы материков;

показывать на карте географические объекты материков.

35. По завершении 8 класса учащиеся должны знать:

основные источники географических знаний, физические, тематические – карты и приемы работы с ними;

географическое положение, границы, крайние точки Республики Казахстан;

виды карт Казахстана в атласе, правила работы по ним;

основные этапы исследований территории Казахстана и основных путешественников и исследователей;

роль К.Сатпаева при изучении недр Республики Казахстан, его вклад в развитие экономики страны, его основные труды;

геохронологическую таблицу, понятие геологического летоисчисления;

зависимость рельефа от тектонического строения и действия внешних факторов;

основные закономерности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых;

основные формы рельефа на территории Казахстана;

поведение человека во время чрезвычайных ситуаций связанных с процессами в земной коре;

климатические условия и ресурсы на территории страны и отдельных ее частях, их влияние на жизнь людей и хозяйственную деятельность;

выживание человека во время чрезвычайных ситуаций связанных с экстремальными климатическими явлениями;

связь режима, питания, годового стока рек с климатическими особенностями территории;

связь скорости течения воды в реке и особенности речной долины, русла реки с рельефом территории;

главные речные, трансграничные и озерные системы страны, экологические проблемы, существующие в них;

обеспеченность территории Казахстана водными ресурсами;

правила поведения при стихийных бедствиях;

основные типы почв в республике, в своей области и их размещение;

мероприятия по охране и восстановлению плодородия почв в родном крае, понятие о мелиорации земель;

географическое положение крупных районов и их положение по отношению к друг другу;

особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных районов;

экологические проблемы территорий;

основные виды природных ресурсов;

анализировать экологические проблемы, определять пути их разрешения;

правила поведения в природном комплексе.

По завершении 8 класса учащиеся должны уметь:

давать характеристику географическому положению страны;

работать по физическим, топографическим, тематическим картам;

определять координаты, направления, расстояния, высоты;

определять время в различных часовых поясах;

давать характеристику этапам исследований с указанием основных результатов;

показывать по карте маршруты экспедиций П.П.Семенова, Ш.Уалиханова с указанием результатов их деятельности;

устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физической, геологической, тектонической картам;

показывать по карте изученные формы рельефа на территории Казахстана, объяснять их взаимное расположение;

анализировать климат по картам: определять суммарную радиацию, величину атмосферных осадков, их режим, средние температуры января и июля, коэффициент увлажнения;

описывать свойства воздушных масс и их влияние на изменения погоды;

давать характеристику ветрам, их влиянию на деятельность человека;

характеризовать циклональный и антициклональный типы погоды;

описывать климат разных регионов страны по картам;

описывать благоприятные, неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

моделировать изменения погоды и климата;

давать описание и сравнение рек по плану;

определять и анализировать по картам и другим источникам бассейн, режим, питание, расход воды, годовой сток, падение, уклон реки, возможности хозяйственного использования;

характеристика водных объектов на местности;

показывать объекты внутренних вод по карте;

анализировать почвенную карту;

давать устную характеристику срезам почв;

осуществлять описание крупных районов по плану;

выявлять особенности условий работы и быта человека на территориях крупных районов;

вычерчивать комплексный профиль территории;

показывать по карте номенклатуру;

составлять карту-схему «Экологические кризисные районы Казахстана» на контурной карте;

предпринимать действия по улучшению экологии на территории своего местожительства.

По завершении 9 класса учащиеся должны знать:

термины темы: экономика, экономические системы;

типы экономических систем;

основные этапы развития хозяйства страны;

индустриально-инновационную программу развития Казахстана;

виды экономико-географического положения;

экономический потенциал страны;

факторы производства и главные вопросы экономики;

размещение, численность, естественный прирост и воспроизводство населения Казахстана;

виды структуры, состава населения, его особенности;

виды населенных пунктов, понятие «урбанизация», «агломерации»;

трудовые ресурсы, тенденции в изменении структуры занятости и миграция;

роль и значение Ассамблеи народа Казахстана;

крупные месторождения нефти, газа, угольные бассейны, железо-рудные месторождения, месторождения цветных металлов, химического и сырья для строительной промышленности;

крупные центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения, сельскохозяйственного, транспортного, машиностроения, нефтеперерабатывающие, химические заводы, основные транспортные магистрали;

основные существующие и формирующиеся кластеры;

основные регионы по производству видов сельскохозяйственной продукции;

центры индустрии отдыха и востановления здоровья;

понятие об экономическом районировании, географическом разделении труда, экономико-географическом положении, промышленном узле, территориальном-производственном комплексе, кластере и технопарках;

основные тенденции и проблемы развития экономических регионов;

причинно-следственные связи природных условий, ресурсов и специализации хозяйства;

главные отрасли специализации экономических регионов, ТПК, промышленных узлов и городов, определяющих их «экономическое лицо»;

понятие геополитики, геополитическое положение, политические связи, внешнеэкономические связи и ИЧР.

36. По завершении 9 класса учащиеся должны уметь:

показывать границы страны, регионов, областей, областные центры, крупные города и свой населенный пункт;

анализировать тематические карты в атласе за 9 класс, данные картосхем, графиков, диаграмм, статистических таблиц, видеть динамику изменений и формулировать выводы;

анализировать тематические карты по данной теме, формулировать выводы;

делать расчеты показателей естественного прироста, воспроизводства, структуры, урбанизации населения и формулировать выводы;

описывать населенный пункт по плану;

определять и показывать основные месторождения полезных ископаемых для отраслей экономики Казахстана;

определять и показывать промышленные центры отраслей экономики, пути сообщения, регионы производства сельскохозяйственной продукции, обозначать их на контурной карте, объяснять факторы производства и размещения;

давать характеристику отраслям экономики и промышленным регионам по плану, сравнивать их в целом и по параметрам, формулирование выводов;

составлять экономико-географические характеристики;

сравнивать экономические регионы, отрасли, ТПК, выявлять черты сходства и различия, выводы;

показывать на картах названные в тексте физические, экономические, политические, политико-административные объекты;

понятие геополитики, геополитическое положение, политические связи, внешнеэкономические связи и ИЧР;

место Казахстана в мировой экономике;

политические, внешнеэкономические связи и культурно-гуманитарное сотрудничество Казахстана с другими странами;

пути решения экологических проблем;

объяснять политические, внешнеэкономические связи страны;

анализировать события политической жизни страны;

показывать на картах названные в тексте физические, экономические, политические, политико-административные объекты.

37. Личностные результаты учащихся отражаются в:

воспитании уважения к Конституции Республики Казахстан, ее государственным символам;

проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родины и защиты ее интересов;

владение государственным и родным языками, уважении к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;

проявлении культуры человеческого общения, соблюдении этических, нравственных норм;

стремление беречь, видеть и сохранять красоту природы родного края, своей страны;

знании техники безопасности при наблюдении и исследовании с целью сохранения безопасности своей и окружающих людей;

мотивации к самообразованию и самореализации при изучении отраслей экономики, промышленных центров, промышленных объектов, их значения и влияния на окружающую среду при выполнении творческих, практических видов деятельности;

мотивации исследования через информацию о небесных телах и Вселенной, Солнца и Солнечной системы, Земли в легендах и сказках народа Казахстана;

мотивации к ознакомлению и приобщению к миру профессий;

развитие осознанной мотивации к изучению краеведения, умении ориентироваться в пространстве;

развитие мировоззренческих понятий об особенностях природы материков, их развитии;

развитие осознанной мотивации к изучению природных компонентов, природных факторов и природных явлений, их влияния на развитие хозяйства страны и отдельных территорий;

развитие осознанной мотивации к изучению крупных природных районов Казахстана, вопросов и проблем которые существуют в них;

развитие навыков презентации результатов выполненной работы на мини-конференциях, семинарах и в творческих группах;

знаний необходимых действий, которые нужно выполнять при возникновении экстремальных, чрезвычайных ситуаций;

осознании действий, которые необходимо выполнять с целью сохранения компонентов природного комплекса, видов растительного, животного мира и почвенного покрова;

активной гражданской позиции в вопросах охраны окружающей среды, ведении и пропаганде здорового образа жизни;

формировании эколого-ориентированного поведения через экологические акции, мотивации охраны природных ресурсов и охраны организмов занесенных в Красную книгу;

самовыражение через различные виды литературного жанра, умение вести диалоги, написание эссе;

пропаганде и ведении здорового образа жизни, навыков сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;

мотивации к познаниям процессов в смешанном, рыночном типе экономики страны, отраженных в Послании Президента Республики Казахстан;

сознательной исполнительской дисциплине при выполнении поставленных задач;

развитие мировоззренческих понятий, умений противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера;

развитие коммуникативных навыков учебной работы, навыков деятельности в малых группах, выполнении исследовательских проектов, составлении докладов и презентация результатов выполненной работы в аудитории;

формировании эколого-ориентированного поведения через экологические акции;

знакомстве и приобщении к миру профессий, стремлении осуществить осознанный выбор профессии.

38. Системно-деятельностные результаты достигаются через разнообразие практической деятельности учащихся:

организация исследовательских полевых работ на местности;

организация наблюдения за сезонными изменениями в живой природе, на поверхности суши и на водных объектах;

презентация докладов о деятельности путешественников и исследователей природы;

определение сторон горизонта на местности и направлений на различные объекты, работа с компасом;

чтение плана местности, топографической карты, схемы города и населенных пунктов, ознакомление с их измерительными ресурсами;

глазомерная съемка на местности (по одному из способов) и построение простейшего плана местности;

выполнение правил работы с контурными картами;

определение и обозначение географических объектов на контурной карте по заданным координатам;

определение по карте географического положения и высоты гор и равнин, географических координат и высот отдельных объектов;

обозначение на контурной карте названий крупнейших гор, равнин, вулканов;

анализ горных пород по происхождению, по физическим показателям и по практическому использованию;

составление фотоколлажа о разнообразии горных пород и минералов;

определение расстояния от своего населенного пункта до ближайшего и самого удаленного океана, а также до Черного моря, Балтийского моря, Каспийского моря по прямой линии;

обозначение на контурной карте самых крупных рек, озер и морей мира;

описание одного водного объекта по плану (географическое положение, очертание берегов, преобладающие и максимальные глубины, течения, возможности хозяйственного использования ее ресурсов);

написание эссе «Как сохранить чистоту воды?»;

определение указанных объектов гидросферы с комментированием;

анализ и обработка собранных материалов о погоде своего края (составление графика хода температуры за один месяц, определение амплитуды, средней температуры, розы ветров, описание различных атмосферных явлений за этот период и формулирование выводов о типе климата территории с указанием климатообразующих факторов);

работа с метеорологическими приборами;

продолжение наблюдений за уровнем солнечной освещенности поверхности Земли в своем населенном пункте в разные сезоны года;

анализ и прогнозирование погоды на ближайшее время исходя из своих знаний, наблюдений, опыта, местных признаков и данных ближайщей метеостанции;

экскурсия или по соответствующим источникам описание одного природного комплекса;

выявление воздействий человеческого общества на природу;

творческая работа описание природной зоны;

составление фотоколлажа о разнообразии природных зон планеты;

фотоколлаж о разнообразии компонентов природной зоны своего края;

описание географического положения государств по типовому плану;

нанесение на контурную карту границ крупных государств названных в теме, их столиц с их географическими координатами;

изучение своего населенного пункта, хозяйственной деятельности его населения и значение который он имеет для района, области, страны;

экскурсия с целью ознакомления с рельефом, вод, растительного мира и животного мира окружающей местности;

посещение краеведческого, исторического музеев, картинной галереи;

вычерчивание плана местности, либо маршрута движения;

работа по тестам (вариантные тесты, тест по контурной карте, диктант по контурной карте и т.д.);

34) актуализация знаний из начального курса физической географии;

35) знакомство и устное описание карт разного содержания в атласе;

36) работа по различным типам карт, сравнение площадей материков, частей света и океанов;

37) выделение периодов исследований Земли, основных исследователей,

самых значимых открытий;

38) ознакомление с тематическими картами школьного атласа за 7-класс;

39) выявления связи рельефа Земли с особенностями внутреннего, тектонического строения земной коры, роли внутренних и внешних сил в формировании современного рельефа;

40) анализ климатических карт (определение распределения температуры, атмосферных осадков на суше и в океанах);

41) характеристика физико-географического положения, определение географических координат крайних точек материка;

42) обозначение на контурной карте названий географических объектов (объекты вдоль берегов, горы и нагорья, плоскогорья, реки, озера);

43) выявление особенностей расположения крупных форм рельефа, сравнение с другими материками, формулировка вывода;

44) определение типов климата отдельных пунктов материка в процессе анализа текста в учебнике, климатограмм, климатической карты. В выводах указать климатообразующие факторы;

45) с помощью разных источников информации определение типов климата двух частей материка расположенных в одном климатическом поясе и сравнение их по режиму осадков и годовому ходу температуры. Выявление сходства и различия, их объяснение и анализ климатообразующих факторов;

46) вычерчивание и анализ профиля местности территорий материков;

описание одной из рек материка по плану;

47) составление краткой сравнительной характеристики Южной Америки и Африки по плану: географическое положение, природные условия, ресурсы, особенные компоненты природы этих материков, формулирование сходств и различий;

48) составление по картам и другим источникам знаний краткого комплексного описания одной из стран материков по плану, по заданию учителя или выбору ученика, при формулировании выводов отразить экономическое сотрудничество страны с Казахстаном;

49) характеристика современной политической карты, размещении населения планеты, экологическое состояние материков и океанов, природные ресурсы планеты. Влияние природных условий на жизнь, здоровье и деятельность человека, будущее Земли;

50) определение по карте географического положения, обозначение

границы Казахстана, областей и своего населенного пункта, нанесение их на контурную карту;

51) ознакомление с тематическими картами атласа;

52) решение задач по измерительным ресурсам карт (определение расстояний по масштабу и градусной сетке, направлений, географических координат крайних точек и отдельных пунктов, абсолютных и относительных высот, превышений высот);

53) решение задач на определение местного и поясного времени;

54) ознакомление с картой, составленной М.Кашгари;

описание результатов путешествий П.П.Семенова, Ш.Уалиханова;

ознакомление с исследованиями К.Сатпаева (с использованием различных источников);

обозначение на контурной карте маршрутов путешествий ученых-исследователей (по выбору учащихся и заданию учителя);

творческая работа «их имена на карте Казахстана»;

установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере отдельных территорий, выявление и формулирование закономерностей, результаты оформить в таблице;

знание и применение геохронологической таблицы;

определение по картам местонахождения крупнейших форм рельефа, нанесение их на контурную карту;

определение по климатическим картам и сравнение показателей климата (суммарной радиации, величины атмосферных осадков, их режима, средних температур января и июля, кооэффициента увлажнения, свойств воздушных масс, господствующих ветров на сравниваемых териториях Казахстана, сформулировать выводы об условиях жизни и хозяйственной деятельности человека в разные сезоны года);

знакомство с работой метеорологической станции (по местным условиям);

описание и сравнение по тематическим картам и другим источникам информации бассейна рек, режима, питания, особенностей расхода воды и годового стока, падения, уклона рек, возможностей хозяйственного использования и экологического состояния;

определение по картам местонахождения крупнейших речных систем, трансграничных рек и озер, нанесение их на контурную карту;

анализ типов почв Казахстана и их распространение по территории;

комплексное описание по плану одной природной зоны и крупного района;

краткая сравнительная характеристика природных зон Казахстана по плану (особенности географического положения, климата и увлажнения, почв, сохранения растительного и животного мира, использования человеком и состояния природоохранных мероприятии);

характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов (при необходимости начертить схемы, графики, профили рельефа);

обозначить на контурной карте крупные природные районы;

начертить профиль природного района (горного или равнинного);

ознакомление и описание природного комплекса с выездом на местность;

оценка экологического состояния окружающей местности по плану (в чем и как проявляются экологические проблемы, причины экологических проблем, пути их решения);

составление статистической таблицы «Казахстан в цифрах» по отдельным видам продукции;

характеристика одного из видов природных ресурсов по плану;

определение ЭГП Казахстана и политико-административное устройство (обозначить границы страны, областей, областные центры, регионы и показать виды экономико-географического положения на примере областей);

определение по карте закономерностей в размещении населения страны, показателя естественного прироста населения по областям, уровней урбанизации и межобластных миграций по данным учебника, формулирование вывода;

составление таблицы «народы Казахстана» (языковая группа, языковая семья, вероисповедование и регионы проживания);

экономико-географическая характеристика городского или сельского населенных пунктов по плану;

нанесение на контурную карту крупных месторождений нефти, газа, угольных бассейнов, крупных электростанций, основных металлургических баз, центров металлургии, сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, нефтеперерабатывающие заводы, основные железнодорожные магистрали и ареалы выращивания основных видов сельскохозяйственных растении;

описание и сравнение нескольких топливных баз;

характеристика одной из металлургических баз Казахстана по плану;

составление схемы внутриотраслевых и межотраслевых связей в химической промышленности и машиностроении;

рассчитать структуру и сравнить сельскохозяйственные угодия севера, юга и запада Казахстана, сформулировать выводы;

составление карты-схемы основных железнодорожных магистралей и характеристика одной транспортной магистрали по плану;

определение эффективности расположения предприятий пищевой промышленности по отношению к различным факторам размещения;

анализ информации по теме «Межотраслевые комплексы» обозначенные в контурных картах ранее и их коррекция при изучении экономического района;

характеристика ЭГП одного экономического района по плану, сравнить с другими;

сравнительная экономико-географическая характеристика промышленности Центрального и Восточного Казахстана, выявить факторы развития, различия и сходства;

сравнительная экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Северного и Южного Казахстана;

краткое, комплексное сравнение экономических регионов;

характеристика одного промышленного узла или территориально-производственного комплекса;

оставление докладов по крупнейшим городам регионов (презентация);

составление докладов с презентацией на общую тему «Характеристика культурных и экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *