в каком классе изучаются падежи

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?«

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

А вот так, когда мы задаем вопрос:

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Источник

Изменение имен существительных по падежам. Образовательная программа «Школа России». 3-й класс

Класс: 3

1. Организационный момент. ( Слайд 1)

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

2. Минутка чистописания.

Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее …

— Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.

Подберите родовое понятие к слову телефон.

Телефон – это аппарат.

В каких целях он используется людьми?

Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Многие учёные предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Запишите слово. Поставьте ударение. Подчеркните две непроверяемые безударные гласные. Запомните написание слова.

4. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Изменим существительное телефон по вопросам. (Слайд 3)

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

— Что менялось в существительном телефон? (окончания)

— Почему менялись окончания в существительном телефон? (менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

5. Работа по теме урока.

В русском языке 6 падежей. ( Слайд 4)

Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

Рассмотрите таблицу. ( Слайд 5)

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

ПадежВспомогательное

ПримерыИменительный

лес, заяцРодительный

От, до, из, без, у, для, с, около

леса, зайцаДательный

лесу, зайцуВинительный

лес, зайцаТворительный

над, под, с, между, перед, за

— На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?

Обобщите наши рассуждения по плану:

Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?

Что такое склонение?

Какие падежи имеются в русском языке?

На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.

6. Физкульт. пауза. ( Слайд 6)

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

— В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.

— Определите падеж этих имён существительных.

— Определите, каким членом предложений они являются.

Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа единственного числа называется начальной формой слова.

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 42. Падежи существительных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что? В начальной форме обозначает предмет.

Падежи – в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в слабой позиции.

Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Предложение – группа слов, связанных по смыслу.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы повторите все изученные падежи, окончания, правила написания.

Рассмотрите таблицу и расскажите всё о падежных вопросах и предлогах.

Кого? Чего? Где? Откуда?

От, до, без, из, для, у, с, около

Кому? Чему? Где? Куда?

Под, с, над, за, между, перед

Вы, конечно, помните, как проверить написание безударного падежного окончания.

Следуйте принципу: безударный гласный проверяю ударным.

Правильно! Буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных гласных в тех же частях слова. Это принцип русского письма: букву звука в слабой позиции узнаём по букве звука в сильной.

Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Какие слова надо запомнить Вам в качестве проверочных?

Предлагаем запомнить эти слова: рука, плечо, грудь. в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

О рукé, о плечé, в груди́!

Вспомните алгоритм проверки.

1. Ставлю имя существительное в начальную форму и определяю его склонение.

2. Подставляю на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3. Узнаю в проверочном слове окончание и пишу такое же в проверяемом.

Это первый способ проверки. Есть ещё и второй способ. Сформулируйте второй способ проверки.

Второй способ: надо определить склонение, падеж и воспроизвести в памяти окончания имён существительных в нужном падеже.

Текст, тема, основная мысль текста

Давайте вспомним, что такое текст. Мы знаем, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу.

Полвека прожила я на свете и всё думала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне турист и на боку у меня вырезал — «ВАНЯ». Летом дачник подошёл и вырезал — «ЛЁНЯ». Осенью грибник присел отдохнуть. Посидел в тени, отдохнул и вырезал на коре — «МИША». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел — «ЭДУАРД». Так что же я наконец: берёза или Эдуард? И почему все, кому не лень, тычут в меня ножами?

Как бы Вы озаглавили этот текст?

Какой совет вы дадите людям, которые вырезают свои имена на деревьях?

Какова главная мысль текста? Озаглавьте текст. Ваш заголовок отражает тему текста или его главную мысль?

Определите падеж подчёркнутых слов. Объясните безударные падежные окончания этих слов.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

• Всяк кулик на своей кочке велик.

• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.

Проверьте себя по эталону:

• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

☑ Всяк кулик на своей кочке велик.

• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.

На кочке – 1 скл., П.п.

2. Работа с текстом.

Составьте из слов предложения. Подберите заголовок к тексту. Подчеркните имена существительные в винительном падеже.

Проверьте себя по эталону:

Помогите воробьям зимой!

1) Воробьи – очень полезные птицы. 2) За день воробей съедает огромное количество вредных насекомых. 3) Много деревьев спасают они от вредителей. 4) 3имой воробьи голодают. 5) Посмотрите, как они съёжились от холода. 6) Ребята, помогайте пернатым друзьям. 7) Подкармливайте их. 8) Это поможет птицам пережить зиму.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте рассказ мальчика. Озаглавьте.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так мы его и звали Чилим. Стал он жить у нас в комнате.

Определите падеж имён существительных. (Ставьте вопрос от глагола к имени существительному.)

подобрал (где? в чём?) во дворе (П.п.)

лежал (на чём?) на ладони (П.п.)

жить (где? в чём?) в комнате (П.п.)

Варианты заголовков: «Чилим», «Найдёныш», «Гость воробей»

2.Тест. Обведите правильные ответы:

1. Укажите слово, которое можно использовать как проверочное для остальных слов.

А) на яблоке; В) на стакане;

Б) на плече; Г) на диске.

2. Компьютер ярким экраном осветил комнату. В этом предложении нет имени существительного:

А) в творительном падеже;

Б) в именительном падеже;

В) в предложном падеже;

Г) в винительном падеже.

3. Окончание пишется в слове:

А) на стадион.. В) о мамочк..

Б) на сирен.. Г) о сестрёнк..

4. Укажите вариант, где в окончании имён существительных пишется -е.

А) в тетрад.. по информатик.. В) на пальм.. на пляж..

Б) о старш..м брат.. Г) на компьютер.. в файл..

5. В предложном падеже окончание пишется в существительных:

А) 1-го и 2-го склонения; В) 1-го и 3-го склонения;

Б) 2-го и 3-го склонения; Г) 1, 2 и 3-го склонения.

Источник

Падежи в русском языке

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может может быть:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом односоставного номинативного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

Именной части составного именного сказуемого.

Приложения в значении добавочного сообщения.

Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?

Примеры существительных в родительном падеже:

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.

Дательный падеж может быть:

поименным (употребляться при существительных);

приглагольным (употребляться при глаголах).

Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Источник

Конспект урока по русскому языку «Все падежи» 3 класс «Школа России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Все падежи.

Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, формирование межполушарного взаимодействия головного мозга..

— осознание значимости отобранного материала;

— формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

— формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

— формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

— целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

— готовность к преодолению трудностей;

— развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

— формировать умение находить общее решение;

— умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

з акрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;

— создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

— выведение алгоритма действий.

Оборудование: компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты, светофоры.

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технология : повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

Ф орма работы: индивидуальная и коллективная работа, работа в парах.

наглядные (карточки, перфокарты),

практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.

Постановка темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Объяснение домашнего задания.

Орг. момент (формирование межполушарного взаимодействия)

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Прояви старание, активность и внимание

С пользой тогда пройдет наш урок,

Скорее в работу включайся дружок.

— Как вы понимаете, что такое старание?

Ученик: Проявит усилие.

— Что такое внимание?

Ученик: сосредоточение мыслей…

— Правильно, это возможное слагаемое нашего успеха.

Учитесь очень старательно,

И не забывайте во всем быть внимательными.

— открыли тетради, записали число, Классная работа.

Ручка, ручка, не спеши,

Буквосочетание – ело, элементы буквы «д».

Дело шуток не любит? (записана на экране)

Ученик: Дело – занятие, работа. К Работе нужно относиться серьезно, выполнять старательно и добросовестно.

— Назовите имена существительные в пословице.

— Определите, каким членом предложения является слово ДЕЛО? Задайте вопрос к слову. Определите падеж имени существительного.

— Запишите пословицу в тетрадь. Над словом ДЕЛО запишите падеж.

— Положите ручки на середину тетради.

3 . Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.

— Поиграем в игру «Займемся делом» (вывожу на экран).

Перед вами пословица. Прочитайте её. Определите падеж в слове ДЕЛО.

— Вспомним алгоритм определения падежей имен существительных:

Найти слово, к которому относится имя существительное;

Поставить от него нужный вопрос;

По вопросу и предлогу определить падеж;

Если затрудняетесь в определении падежа – поставьте слова-подсказки.

От слова до дела целая верста. (Р.п.) / Делу время, потехе час. (Д.п.)

— Поставьте вопрос к выделенному имени существительному ДЕЛО от слова, с которым оно связано по смыслу.

— Определите по вопросу и предлогу падеж.

Не по сути дело, а по делу суть. (Д.п.) / Слов много, а дел мало. (Р.п.)

Ты за дело, а дело за тебя. (В.п.) / И умён, и пригож, и в деле хорош. (П.п.)

Велик телом, да мал делом. (Тв.п.)

И умен, и крепок, и в деле гож (П.п.) / Языком не спеши, а делом не ленись. (Тв.п.)

Учитель: Дети, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока?

Ученик: Тема урока русского языка «Падежи имён существительных».

— И как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Ученик: Упражняться в определении падежей имён существительных.

Работа над темой урока

— Сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране, которая изучает части речи – морфологии. Наш поезд следует по городу «Имя существительное». Следующая остановка «Склонение».

— Что такое склонение?

Ученик: Изменение существительных по вопросам, называется изменением существительных по падежам или склонением.

— каждому ученику очень важно научиться изменять существительные по вопросам и определять падежи.

— Мы вышли из поезда и оказались в волшебном лесу. Как здесь красиво!

(на экране картинка)

— А вот и первый сказочный герой.

Моховичок: (на доске картинка) Это – старичок- моховичок.

Учитель: А почему его так зовут можно узнать, восстановив стихотворение. Вставьте слово МОХ в стихотворение, изменяя форму слова по смыслу. Определите падеж получившихся имен существительных.

Жил на свете старичок-моховичок,

Из мха он сделал пиджачок,

Он валенки из мха скатал

И сплел он гамачок.

Он мхом зеленым укрывался,

Он сочным, нежным мхом питался,

Во мхах он жил, и не тужил,

Он мхам спасибо говорил,

Но был он очень одинок

— И вот однажды в лесу приключилась беда

И больше не жить спокойно моховичку никогда…

Старуха-Зеленуха все падежи из дома выселила,

в лесу все перепутались: названия, вопросы, слова-помощники. А обратно поселить Моховичок падежи не может.

Моховичок: Что такое падежи,

Запомнить очень сложно,

Помогите, если можно.

Ученик: В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники.

— Помогите падежам и вопросам занять нужные квартирки.

Игра «Дом падежей» (ученики заполняют таблицу-домик падежей)

На доске карточки: названия падежей, вопросы, вспомогательные слова.

(ученики выходят к доске, рассказывают стихотворение, выполняют задание)

(он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать)

Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы: КТО? И ЧТО?

Ни с чем ни спутает никто.

У меня есть братьев 5,

Слова любят изменять.

(имя получено с рождения)

А я – падеж родительный,

Характер мой общительный.

КОГО же нет? Я очень беспокоюсь,

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья – да вот он я,

Предлоги часто мне друзья,

До неба вверх и с неба вниз.

(он был малышом, ему не в чем не отказывали и все давали)

Я называюсь – дательный

КОМУ отдать? К ЧЕМУ? Призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом К и ПО дружу,

Но и один гулять хожу.

(падеж был большим озорником, его винили мы во всем)

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю

Для них пятерки я ловлю.

КОГО? Назвать, во ЧТО? Играть?

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

(потом он подрос и стал творить великие и добрые дела)

А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд!

Я подскажу вам – нет проблем.

Предлогам ПЕРЕД, ПОД и НАД

В любой момент я очень рад.

(падеж вырос, предлагал всем помощь, о нем заговорили, предложили имя…)

А я – падеж предложный,

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил –

О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?

Пусть будет О, и В. И ПРИ –

Ты их случайно нее сотри,

Тогда могу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

Учитель: у предлогов есть слова-помощники. Расставьте правильно, каждое слово в сою квартирку.

ЕСТЬ, СУЩЕСТВУЕТ
НЕТ
ДАЛ, РАД, ДАМ
ВИЖУ, ВИНЮ

Учитель: Какое слово в стихотворении встречается чаще всего?

Учитель: Вот такие падежи,

А ты с ними подружись, будешь грамотно писать и порядок соблюдать.

Учитель: наши дети знают, как легко запомнить падежи при помощи жестов..

Встаньте на зарядку, покажем Моховичку.

(показывают и проговаривают хором. Чтобы лучше запомнить падежи, можно использовать жесты)

Д.п. – подошел (рукой идем по столу) к КОМУ? ЧЕМУ?

В.п. – вижу (жест капитана, смотрим вправо, влево) КОГО? ЧТО?

Тв.п. – доволен (погладить живот после сытного обеда) КЕМ? ЧЕМ?

П.п.- думаю (жест думаю, рука к голове, изобразить мыслителя) О КОМ? О ЧЕМ?

Моховичок: Спасибо, ребята, теперь у меня порядок в лесу и знаю, как определять падеж имен существительных.

Ученики: Пожалуйста, до свидания.

— Мы отправляемся дальше… Звучит музыка «Дорогою добра»

Отдохнем с тобой, дружок.

Встанем дружно, руки в бок.

Наклонились влево, вправо…

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок.

И продолжим наш урок.

Учитель: Мы оказались на прекрасной поляне. Здесь вас ждут новые интересные задания.

На столах карточка, возьмите её.

(у каждого индивидуальная карточка. Подчеркнуты слова:

1 вариант – ромашка, 2 вариант – мотылек)

4) И он думает о ромашке.

5) Даёт ромашке в подарок нежную паутинку или блестящую росинку.

6) А ромашка дарит мотыльку капельку сладкого нектара.

7) Маленький путешественник очень гордится ромашкой.

8) Нет для ромашки ничего приятнее, чем видеть счастливого мотылька.

Поставьте вопрос к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу.

Определите по вопросу падеж имени существительного.

Запишите в тетрадь словосочетания по образцу.

Взаимопроверка – поменялись тетрадями, проверили работу товарища.

Вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море.

Гимнастика для глаз «Лесная полянка».

Учитель: Подошло к концу время остановки на станции «Склонение». Чтобы войти в поезд и отправиться дальше, надо обобщить наши знания.

Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?

Ученик: Мы упражнялись в определении падежей имён существительных.

Почему у каждого падежа по два вопроса? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Как называются все падежи кроме Именительного? (Косвенные).

В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.)

Какая шуточная присказка помогает запомнить название и последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

(Иван родил девчонку, велел тащить пеленку)

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).

Слайд (поезд уезжает)

Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

9. Домашнее задание: упр. 107 стр. 59

10. Выставление отметок с комментированием.

Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорожка. Запишите слова в тетрадь, над словом поставьте падеж имени существительного.

Мне мила с детских лет.

Я пел бы без устали

Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.

(он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать)

Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы: КТО? И ЧТО?

Ни с чем ни спутает никто.

У меня есть братьев 5,

Слова любят изменять.

(имя получено с рождения)

А я – падеж родительный,

Характер мой общительный.

КОГО же нет? Я очень беспокоюсь,

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья – да вот он я,

Предлоги часто мне друзья,

До неба вверх и с неба вниз.

(он был малышом, ему не в чем не отказывали и все давали)

Я называюсь – дательный

КОМУ отдать? К ЧЕМУ? Призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом К и ПО дружу,

Но и один гулять хожу.

(падеж был большим озорником, его винили мы во всем)

А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю

Для них пятерки я ловлю.

КОГО? Назвать, во ЧТО? Играть?

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

(потом он подрос и стал творить великие и добрые дела)

А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд!

Я подскажу вам – нет проблем.

Предлогам ПЕРЕД, ПОД и НАД

В любой момент я очень рад.

(падеж вырос, предлагал всем помощь, о нем заговорили, предложили имя…)

А я – падеж предложный,

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил –

О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?

Пусть будет О, и В. И ПРИ –

Ты их случайно нее сотри,

Тогда могу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

2) Есть у неё приятель – мотылёк.

3)Ромашка гордится мотыльком.

4) И он думает о ромашке.

5) Даёт ромашке в подарок нежную паутинку или блестящую росинку.

6) А ромашка дарит мотыльку капельку сладкого нектара.

7) Маленький путешественник очень гордится ромашкой.

8) Нет для ромашки ничего приятнее, чем видеть счастливого мотылька.

2.Поставьте вопрос к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу.

Определите по вопросу падеж имени существительного.

Запишите в тетрадь словосочетания по образцу.

1)Растет на поляне ромашка.

4) И он думает о ромашке.

5) Даёт ромашке в подарок нежную паутинку или блестящую росинку.

6) А ромашка дарит мотыльку капельку сладкого нектара.

7) Маленький путешественник очень гордится ромашкой.

8) Нет для ромашки ничего приятнее, чем видеть счастливого мотылька.

Поставьте вопрос к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу.

Определите по вопросу падеж имени существительного.

Запишите в тетрадь словосочетания по образцу.

Спишите в тетрадь словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Укажите падеж имен существительных.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме,

Спишите в тетрадь словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Укажите падеж имен существительных.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме,

Спишите в тетрадь словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Укажите падеж имен существительных.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме,

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Конспект урока поможет в интересной форме закрепить знания о системе падежей русского языка. Отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. Развить внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость. Представленные задания способствуют развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий. Воспитывают познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе. Динамическая пауза способствует формированию межполушарного взаимодействия головного мозга..

Номер материала: ДБ-541286

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучаются падежи. Смотреть фото в каком классе изучаются падежи. Смотреть картинку в каком классе изучаются падежи. Картинка про в каком классе изучаются падежи. Фото в каком классе изучаются падежи

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *