в каком классе изучают вирусы по биологии в школе
Урок биологии «Вирусы»
Разделы: Биология
Цель: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах борьбы с вирусами возбудителями болезней растений, животных и человека.
Оборудование: Презентация «Вирусы» (Приложение 1). Раздаточный материал для конкурса « Изготовление ватно-марлевой повязки»: вата, марля, ножницы
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы
1) Слово учителя:
– Сегодня на уроке мы заглянем в мир одних из самых загадочных и удивительных живых организмов на Земле – вирусов. Но для начала давайте выясним, что вам о них уже известно. Давайте запишем на доске все то, что вы уже о них знаете. ( идет запись на доске высказываний учащихся).
Вирусы – неклеточная форма жизни.
Вирусы – паразиты
Вирусы – невидимы
Вызывают заболевания:
Вирусы – живые
2) История открытия вирусов. Слайды 3-8
Строение вирусов. В 1887 г. в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались сложным абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно краска, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому.
Сельское хозяйство несло большие убытки
На место происшествия был направлен выпускник Санкт-Петербургского университета Д.И. Ивановский. Молодой ученый решил выяснить, какая бактерия вызывает болезнь табака. Надо отметить, что расцвет микробиологии пришелся на конец XIХ столетия. Микроскоп есть, методы приготовления и окраски препаратов известны. Стало быть, доказать микробную природу поражения будет нетрудно. Однако задача оказалась весьма не простой.
Просмотр огромного количества препаратов, приготовленных из экстрактов больных листьев, не принес удачи. Не удалось получить ответ на вопрос: есть ли микробы в экстрактах из пораженных листьев? В то же время при заражении здоровых листьев соком из больных (инъекции в толщу здоровых листьев) результат был всегда одинаковым: здоровые листья заболевали через 10–15 дней. Это напоминало инкубационный период, свойственный любой инфекции, в течение которого микробы, размножаясь, проникают внутрь организма и вызывают заболевание. Но прямого доказательства не было.
Исследователь не сдается, ставит опыты на питательных средах (их в это время уже использовали для культивирования микроорганизмов). Но неудачи преследуют ученого. Неужели это тупик? Нет! Еще не проверен метод фильтрации. Во Франции Шамберлан, ученик и друг знаменитого Пастера, уже изготовил бактериальный фильтр – «свечу Шамберлана» из фарфора с крайне мелкими порами, не пропускающими самые мелкие микробы, видимые в микроскоп.
Ивановский фильтрует сок из больных листьев через этот фильтр. Идея проста, профильтрованный сок не должен содержать микробов. И, следовательно, не сможет заразить здоровые листья табака. Но к изумлению исследователя, при нанесении капли абсолютно прозрачной жидкости на здоровые листья на них появляется характерный абстрактный рисунок, т.е. развивается болезнь. Вывод один – в отфильтрованном соке растения есть неизвестные микробы-возбудители. Д.И. Ивановский предположил, что ВТМ в тысячу раз меньше уже известных микробов, поэтому и прошли через бактериальный фильтр. Так были открыты новые микробы-невидимки» – фильтрующиеся вирусы (1892г.)
Термин «вирус» (от лат. virus – яд) предложил голландец Бейеринк для обозначения инфекционной природы отфильтрованных растительных жидкостей. Название «фильтрующие вирусы» употребляли до конца 30-х – начала 40-х ХХ столетия.
Впоследствии оказалось, что через мелкие поры (0,5 мкм) бактериальных фильтров могут проходить не только вирусы, но и так называемые L-формы бактерий. Следовательно, фильтруемость, определяемую малыми размерами, нельзя считать свойством, отличающим вирусы от других микроорганизмов, поэтому и оснований для сохранения определения « фильтрующиеся» не стало. Фильтрующиеся вирусы просто стали вирусами.
По следам, оставляемым хитрыми невидимками, дотошному исследователю удалось проникнуть в их тайну. Оказалось, что ВТМ может кристаллизоваться. В 1935 г. знаменитый вирусолог У.Стэнли подтвердил способность образовывать кристаллы и доказал возможность существования в кристаллическом виде не только ВТМ, но и ряда других вирусов. Так, термин « кристаллы Ивановского» получил признание.
Однако вирусы по-прежнему оставались неуловимыми и загадочными, ведь они крайне малы, их невозможно увидеть в световом микроскопе. Вот и получилось, что вирусы стали одними из первых биологических объектов, исследованных с помощью электронного микроскопа после его изобретения в 30-х гг. ушедшего столетия.
3) Строение вирусов. Слайды 10-14
Вирусы устроены довольно просто. Самые простые состоят из нуклеиновых кислот и белков. Генетический аппарат вирусов представлен различными формами нуклеиновых кислот, такого разнообразия нет у других форм жизни. Как известно, у растений и животных генетический аппарат состоит из двухнитчатой ДНК, а РНК, выполняющая роль переносчика информации, всегда однонитчатая. У вирусов же природа будто бы опробовала все возможные варианты нуклеиновых кислот: одно- и двухнитчатая РНК, одно- и двухнитчатая ДНК. При этом ДНК может быть либо линейной, либо замкнутой в кольцо.
ДНК или РНК составляют сердцевину вируса, окруженную защитной белковой оболочкой – капсидом. Полностью сформированная вирусная частица называется вирионом. Некоторые вирусы (герпеса или гриппа) имеют также липопротеидную оболочку, образующуюся из плазматической мембраны клетки-хозяина. Вирусы, в отличие от всех остальных организмов, не имеют клеточного строения.
Оболочка вируса часто может быть построена из повторяющихся идентичных субъединиц – капсомеров. Из них образуются структуры с высокой степенью симметрии. Эти структуры и способны кристаллизоваться, что и обнаружил Д.И. Ивановский. Это свойство вирусов использовали для изучения их строения методами кристаллографии, основанными на применении рентгеновских лучей, и электронной микроскопии.
4) Жизнедеятельность вирусов. Слайды 16-17
В результате в одной клетке образуется большое количество вирусных частиц, а клетки хозяина погибают. Возникает инфекционный процесс.
5) История болезни (рассказ об инфекционном заболевании – гриппе)
3. Викторина (проводится с учащимися класса)
А) Грипп – это воздушно-капельная инфекция?
Б) Во время болезни можно посещать школу?
В) Можно ли применять антибиотики для лечения гриппа?
Г) Нужно ли носить ватно-марлевую повязку во время эпидемии гриппа?
Д) Нужно ли укреплять иммунную систему?
Е) Что такое иммунитет?
Ж) Назовите примеры закаливания человека?
З) Нужно ли делать предупредительные прививки во время гриппа?
И) В каких продуктах питания содержится много витамина С?
К) Почему в эпидемию гриппа нужно есть много чеснока и лука?
4. Конкурс «Изготовление ватно-марлевой повязки»
На каждую парту (на двоих учеников) дается марля, вата, ножницы. Первые три пары по изготовлению повязки будут являться победителями конкурса.
5. Закрепление
6. Подведение итогов урока (выводы)
– Какой вывод можно сделать, вирусы – живые или неживые организмы?
Посмотрим на доску и проверим, все ли наши предварительные высказывания о вирусах были верными?
Проверяем высказывания, дополняем их и записываем в тетрадь.
7. Домашнее задание:
Параграф учебника №2.11 (стр. 79-85), записи в тетрадях.
Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях человека «Энцефалит», «СПИД». «Полиемиелит», «Оспа».
Естествознание. 11 класс
Конспект урока
Естествознание, 11 класс
Урок 40. «Вирусы и их воздействие на человека»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Какой смысл вкладывают в понятия «вирусы» «противовирусные препараты»?
— Какие существуют методы профилактики и лечения вирусных заболеваний, мероприятия по мониторингу распространения вирусных заболеваний?
— Какие существуют современные технологии сокращения негативного воздействия факторов среды?
— Каковы современные стратегии создания противовирусных препаратов?
— Какая связь существует между возникновением эпидемий гриппа и проведением вакцинации?
Паразитизм представляет собой взаимосвязь, при которой один из организмов (паразит) может использовать другой вид организмов (хозяина) как место обитания, и как постоянный источник питания, оказывая негативное влияние на хозяина.
Вирион – сформированная полностью инфекционная частица, которая способна заражать клетки.
Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.
Штамм – это генетически однородное потомство микроорганизмов (используется по отношению к бактериям и иным микроорганизмам, но чаще употребляется в контексте исследования вирусов.
Резистентность – устойчивость вируса к определенному лекарственному препарату (его действующему веществу).
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 149-157.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
Медицинский информационной ресурс «Медроуд» / Раздел «Вирусные заболевания человека» URL: http://www.medroad.ru/bolezni/virusi-i-ih-vlianie-na-cheloveka.html
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вирус – это неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом. Вирусы по своей природе являются паразитами, поскольку паразитируют на живых клетках, используя их для размножения.
Открытие вируса произошло достаточно давно. Д.И. Ивановский в 1892 году, исследуя болезни табака открыл их возбудителя – вирус табачной мозаики. Термин «вирус» был введен несколько позднее, так как долгое время вирусы трудно было исследовать, вследствие их маленьких размеров (от 20 до 300 нм). Лишь с появлением электронного микроскопа (в 1931-1932 году) стало возможным более детальное исследование вирусов. Сегодня изучением вирусов занимается отдельная наука – вирусология, отделившаяся от микробиологии.
В настоящее время существует несколько теорий происхождения вирусов, однако ученые не пришли к единому мнению на этот счет. Наиболее поддерживаемой является гипотеза о том, что вирусы получили свое происхождения от молекулы нуклеиновой кислоты, которая приобрела способность реплицироваться и восстанавливаться в случае повреждений, независимо от клетки. Считается, что вирусы произошли от одноклеточных организмов, которые, перейдя к паразитическому образу жизни, существенно упростили свою организмами, редуцировав часть органелл.
Вирусы – это живые существа, которые не имеют клеточного строения. Наиболее мелкие вирусы достигают размера 20-30 нм, а наиболее крупные – около 300-400 нм. Вирусы примерно в 50 раз меньше по размеру, чем бактерии.
Строение вирусов достаточно простое. Вирусы состоят из трех основных элементов:
1. Сердцевина, которая представлена генетическим материалом вируса (молекула ДНК или РНК). В настоящее время вирусы принято классифицировать по признаку того ДНК или РНК в их основе. По данному признаку выделяют ДНК-вирусы и РНК-вирусы. ДНК или РНК вируса несёт информацию о белках, которые нужны для образования нового вируса – то есть размножения вируса.
2. Белковая оболочка – капсид. Оболочка вирусов построена на основе полипептидных цепей – из повторяющихся единиц – капсомеров. Как правило таким образом образуются симметричные структуры.
3. Дополнительная оболочка, образующаяся из мембраны клетки-хозяина, в которую внедряется вирус. Дополнительная оболочка есть у сравнительно больших по размерам вирусов (например, вирусы гриппа, герпеса и др.).
Сформированная полностью инфекционная частица, которая способна заражать клетки, называется вирионом. Несмотря на то, что вирусы обладают наследственностью и способны к размножению, они могут воспроизводить себя только находясь внутри живой клетки. Вне клетки вирусы неактивны, и только при попадании в клетку начинают вести себя, как живые организмы.
Вирусы, как и многие другие организмы, могут приспосабливаться к условиям внешней среды – то есть к организму (клеткам и межклеточному пространству) хозяина.
Вирусное заболевание в организме человека возникает из-за повреждения клеток организма (проникновения в них вируса). Вирус, ввиду того, что активно размножается, губит здоровые клетки – поскольку в цикле размножения вирус как правило проникает в клетку, использует вещества клетки для собственного размножения и тем самым убивает клетку.
Современной науке известно достаточно большое количество заболеваний. Например, долгое время был смертельным вирус оспы. В период с 16 по 18 век, оспа унесла жизни 1,5 млн. человек, что сопоставимо с жертвами таких болезней, как чума и холера (вызываются бактериями). Вакцина от оспы была разработана английским врачом Э. Дженнером, именно он предложил вакцинацию, как средство борьбы с вирусами и бактериями. Вакцинация (прививка) — это введение в организм антигенного материала для формирования иммунитета к болезни, который либо предотвратит процесс заражения или ослабит его последствия – например, вызовет протекание болезни в более легкой форме.
Сегодня смертельным является вирус имунодефицита человека – ВИЧ. Смертность от него составляет более 99% (сегодня не существует информации о людях, вылечившихся от ВИЧ). Такая высокая смертность от ВИЧ обусловлена тем, что ВИЧ поражает клетки иммунной системы – Т-лимфоциты, тем самым лишая организм возможности осуществлять иммунный ответ – противостоять другим инфекциям и грибковым заболеваниям. Строго говоря, человек умирает не от ВИЧ, а от любого сопутствующего заболевания, например, от простуды.
Сложность лечения ВИЧ состоит в том, что вирус, проникнув в организм человека, первоначально не проявляет себя, а в дальнейшем симптомы заболевания не специализированы (например, это слабость, низкий иммунитет, частые простуды, расслоение ногтей и др.), что не позволяет поставить диагноз без специального анализа крови. ВИЧ может передаваться через переливание зараженной крови, при половых контактах, а также через плохо простерилизованные стоматологические инструменты или инструменты для маникюра (вероятность заражения этим путем значительно ниже). Также ВИЧ может передаваться при беременности от матери к ребенку, однако сегодня существует терапия, которая позволяет избежать заражения плода.
Современные антиретровирусные препараты позволяют обеспечить людям с ВИЧ достаточно долгую и полноценную жизнь, однако для этого важно диагностировать заболевание вовремя. ВААРТ эффективна на любой стадии болезни, за исключением агонального состояния.
Некоторые вирусы онкогенны – то есть могут провоцировать онкологические заболевания. Например, это вирус папилломы человека, который может вызывать рак шейки матки у женщин. Именно поэтому наиболее эффективным средством борьбы с вирусными заболеваниями является вакцинация.
Многие вирусы называют оппортунистами. Это, например, вирус герпеса I и II типа или цитомегаловирус. Такие вирусы присутствуют в организме людей постоянно. Например, вирус герпеса есть у более чем 90% населения Земли, однако он не проявляет себя. Присутствие вируса герпеса в организме человека заметно только на фоне других заболеваний. Например, появление язвочек, так называемой «простуды» на губах при других инфекционных заболеваниях (чаще при гриппе и ОРВИ) – это свидетельство того, что вирус герпеса на фоне общего ослабления иммунитета вследствие основного заболевания получил возможность размножиться.
Среди современных средств борьбы с вирусами, можно выделить такую методику, как высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) – наиболее современный, комплексный метод терапии ВИЧ (ВИЧ относят к семейству ретровирусов), который состоит в приёме трёх или четырёх препаратов, один из которых повышает иммунитет, другой – снижает вирусную нагрузку, третий – уменьшает интенсивность размножения вируса. Благодаря ВААРТ большинство больных ВИЧ могут вести нормальный образ жизни и жить до 60-70 лет.
Интересно, что вирусы следует рассматривать не только, как «врагов» человека, но и как организм, открывающий возможности для генной инженерии. Например, способность ДНК или РНК вируса встраиваться в ДНК или РНК клетки сегодня используется человеком для создания генетически модифицированных организмов. Их создание крайне важно для человека, например, ГМО бактерии сегодня вырабатывают инсулин для пациентов-диабетиков, а некоторые сорта сельскохозяйственных растений выведены при помощи технологий ГМО.
Вирус – это неклеточная форма жизни, состоящая из молекулы ДНК или РНК, окруженная белковым капсидом. Вирусы по своей природе являются паразитами, поскольку паразитируют на живых клетках, используя их для размножения.
Вирусы состоят из трех основных элементов:
1. Сердцевина, которая представлена генетическим материалом вируса (молекула ДНК или РНК). В настоящее время вирусы принято классифицировать по признаку того ДНК или РНК в их основе. По данному признаку выделяют ДНК-вирусы и РНК-вирусы. ДНК или РНК вируса несёт информацию о белках, которые нужны для образования нового вируса – то есть размножения вируса.
2. Белковая оболочка – капсид. Оболочка вирусов построена на основе полипептидных цепей – из повторяющихся единиц – капсомеров. Как правило таким образом образуются симметричные структуры.
3. Дополнительная оболочка, образующаяся из мембраны клетки-хозяина, в которую внедряется вирус. Дополнительная оболочка есть у сравнительно больших по размерам вирусов (например, вирусы гриппа, герпеса и др.).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Устойчивость вируса к препарату называется:
Правильный ответ: 3) Резистентность.
2. Что из перечисленного является частью вируса:
Разработка урока биологии в 9 классе «Вирусы» (с использованием технологии проблемного обучения)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока биологии в 9 классе
(с использованием технологии проблемного обучения)
I. Тема урока: «Необычные организмы – Вирусы».
1. «Портрет» вируса (слайд коллаж из «вирусов»).
Постановка проблемного вопроса.
Целеполагание: «Что будем изучать сегодня на уроке?»
2. Актуализация темы (выступление ученика).
Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, пневмонии.
Сицилийский историк Микеле де Пьяцца так описывал Неаполь в период эпидемии: «Трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто то хотел войти туда, ему никто не преграждал путь».
Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах.
– Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня?
– Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?
– Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?
1. Особенности строение и жизнедеятельности вирусов. 2. Их роль в жизни человека.
Изучить: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.
Доказать: положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
Проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
1. История открытия вирусов.
2. Строение вирусов.
3. Классификация вирусов.
4. Размножение вирусов
5. Жизненный цикл вируса
6. Положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
7. Патогенные вирусы человека:
Изучение новой темы: «Вирусы» (работа в «Информационном листе»).
Задание I. Предположите (определите) правильность суждения о вирусах (заполнение таблицы № 1 первой колонки «до изучения темы»)
Таблица №1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-))
После изучения темы
1. Вирусы – это одноклеточные организмы
2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»
3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков
4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты
5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка
6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий
Изучение новой темы «Вирусы»
А) История открытия вирусов (сообщение ученика)
Задание II. Работа в группах.
Изучение особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
(Самостоятельная работа – работа в группах, 4 группы – 4 задания).
Задания для группы №1
Вопрос «Химический состав и строение вируса».
1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос;
2) выступите с кратким объяснением своего вопроса
Задания для группы №2
Вопрос « Классификация вирусов »
(по генотипу; по строению оболочки)
1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос;
2) выступите с кратким объяснением своего вопроса.
Задания для группы №3
Вопрос «Вирусы вне живой клетке» и «Вирусы в живой клетке»
1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос;
2) выступите с кратким объяснением своего вопроса.
Задания для группы №4.
1) используя тексты параграфа найти ответ на данный вопрос;
*поэтапное заполнение таблицы № 2 *проверка и обсуждение каждого этапа.
Таблица № 2«Строение вирусов и особенности их жизнедеятельности»
Презентация к уроку
Цель: формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интерактивная презентация к уроку (презентация 1) или (презентация 2), опорный лист (приложение 3)
Тип урока: изучение нового материала; первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Используемая технология: информационно-коммуникационная технология, технология опорных схем и конспектов.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и целей урока.
2. Изучение нового материала.
1. История открытия вирусов.
2. Размеры и формы вирусов.
Число вирусов, выявленных на сегодня, превышает тысячу. Все они объединены в царство Vira. Их изучает наука вирусология. Все они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, «поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко»!
Самые крупные вирусы (например, вирус оспы) достигают величины 400-700 нм и приближаются по размерам к небольшим бактериям; самые мелкие (возбудители полиомиелита, энцефалита, ящура) измеряются всего десятками нанометров, близки к крупным белковым молекулам, в частности молекулам гемоглобина крови; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий (слайд 1).
Вирусы имеют разнообразные формы: палочковидные (ВТМ); пулевидные (вирус бешенства); сферические (полиомиелит, ВИЧ); нитевидные (филовирусы); в виде многогранников.
Что же входит в состав вируса?
3. Строение вирусной частицы.
Сравним строение вирусной частицы с клеткой бактерии (слайд 3).
Заполним вторую колонку таблицы «Отличие от живых организмов», используя данный материал и текст параграфа № 10 (страница 38).
4. Процессы жизнедеятельности.
Что можно сказать о значении вирусов, обратив внимание на их названия?
— К числу вирусных заболеваний человека относятся, например, грипп, полимиелит, герпес, клещевой энцефалит, оспа, бешенство, корь, желтая лихорадка, инфекционный насморк, СПИД, гепатит А,В,С.
— Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.
— Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.
Некоторые вирусы успевают проделать несколько циклов размножения, постепенно истощая и разрушая клетки, Иногда вирус живет мирно и размножается вместе с клеткой. такое перемирие может длиться годами. но в любой момент может быть нарушено.
Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Заполним первую колонку таблицы «Сходство с живыми организмами».
Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?
Вирусы очень малы, они действуют на клеточном и молекулярном уровне. Человечество сегодня имеет мало возможностей борьбы с вирусами.
Основными путями передачи вирусной инфекции являются:
1) Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)
2) Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).
3) Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.
Какие профилактические меры необходимо соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?
3. Закрепление нового материала.
1. Заполнена таблица (слайд 6):
Характерные особенности вирусов | ||
Сходство с живыми организмами | Отличие от живых организмов | Специфические черты |
1) Способность к размножению. |
4) Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
2) Не потребляют пищи.
3) Не вырабатывают энергию. 4)Не растут.
5) Нет обмена веществ.
6) Имеют неклеточное строение.
2) Простота организации
(нуклеиновая кислота + белки).
3) Занимают пограничное
положение между неживой и живой материей.
4) Высокая скорость размножения.
5) Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.
2. Дайте определения понятиям: капсид, вирус, СПИД, вирусология, бактериофаг, ДНК (слайд 7).
Ошибочные утверждения: 1, 2, 5, 6, 7, 8(слайд 8).
Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.