в каком классе изучают вечера на хуторе близ диканьки

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе

В оформлении материала использована картина Федора Мюллера (ГТГ)

Б. А. ЛАНИН, доктор филологических наук, профессор, автор УМК «Литература»

ПОВЕСТЬ Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» в 6 классе

Программа «Литература. 5-9 классы» отводит на изучение повести «Ночь перед Рождеством» 5 часов.

Это произведение сделало Гоголя по-настоящему знаменитым писателем. В 1831 г. вышел первый том повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

А.С. Пушкин написал сразу по прочтении:

«Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».

Проходит четыре года, и В.Г. Белинский пишет:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

Долгое время в разговорах о Н.В. Гоголе был несправедливый крен в сторону реализма. Например, в академической «Истории русской литературы XIX-XX веков» (М.: Наука, 1983) рассказ о Гоголе целиком включен в главку «Формирование критического реализма. «Натуральная школа». В главке «Литература второй половины 1820-1830-х годов. Романтизм. Движение к реализму», написанное печально известным преследователем «чужаков»-инородцев В.Ю. Троицким, имя Н.В. Гоголя лишь упоминается. Да что Троицкий: представить Н.В. Гоголя реалистом или хотя бы «переборовшим в себе романтизм» писателем стремились многие маститые литературоведы. Не может быть более несправедливой оценки, особенно в отношении раннего Гоголя! Однако эти оценки порой еще живы, и даже передаются в методические работы.

Урок 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько

Учитель рассказывает о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части 8 повестей. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает второй сборник «Вечеров».

Ученики уже сталкивались с «подставным» рассказчиком. Более того, они помнят эпизод с Миллером, которому Пушкин отказался раскрыть свое авторство «Повестей Белкина». Сейчас они встречаются с рассказчиком совершенно иного типа.

Читаем прекрасный пейзаж, которым открывается фрагмент повести в учебнике.

— Что нового вы узнали на первых страницах? (замечательные байки, неожиданные сравнения)

— Что означают новые для вас слова? (ученики обращаются к сноскам в учебнике. Сносок довольно много, не застряньте на них. Русским школьникам не обязательно нужно знать украинские диалектные слова…)

— Приходилось ли вам так же часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? (обычно отвечают отрицательно, ведь все слова были известны. Недаром Пушкин считается основоположником русского литературного языка!)

— Давайте обсудим, чем различаются эти два рассказчика.

Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь невозможно было отличить от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело – Рудый Панько. Во-первых, он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. Его воображение очень богатое, и он любит рассказывать о тех происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверьев, то ли услышал от других рассказчиков.

— Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, «пасичника»?

Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь на свои страницы сказочных персонажей.

Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании.

Покажите, как лирический возвышенный пейзаж постепенно превращается в фантастический, сказочный.

Подготовить рассказ о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе.

Урок 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?

Учитель обращается к классу:

— Итак, в Диканьке происходят небывалые события: черт украл месяц, ведьма влетела в труба и превратилась в Солоху, мать кузнеца Вакулы, тот же черт запутал Чуба и кума, поднял страшную метель, в результате кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да еще и поколотил…

Здесь уместно обратиться к статье «Смех и чувство юмора», которая представлена в учебнике в этой же главе. Однако сначала дайте возможность ученикам сформулировать, как они представляют себе чувство юмора. Прочтите ее со своими учениками. Предложите им записать определение, которое дается в этой статье. Оно не выделено полужирным шрифтом, поэтому обратите на него внимание своих учеников сами:

«Чувство юмора – это умение увидеть в обыденном смешное, да еще показать это смешное другим».

Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у казаков, пришедших к царице.

Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того галушки сами в рот залетают, да еще не забывая по дороге вываляться в сметане. Вакула озабочен, не грех ли это – есть сметану в постный день, а сам продает душу дьяволу! Есть над чем посмеяться читателю!

Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации нечаянно, не намеренно, а по совпадению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым, если мы хотим понять наличие или отсутствие чувства юмора, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо еще показать это смешное другим.

— И все же мы смеемся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки?

Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который передал свой редкий дар подставному рассказчику: «пасичнику Рудому Панько».

Гоголь говорил: «Смех – великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но перед ним виновный – как связанный заяц».

Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения-гиперболы, другие источники юмора и комического.

Урок 3. Вакула и Оксана

В повести много не только комического, но и лирического, задушевного, личного. Лиризмом, глубоким личным чувством окрашены пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны.

— Как относятся друг к другу Вакула и Оксана в начале повести? (Вакула влюблён в Оксану, но та относится к Вакуле снисходительно)

— В чем проявляется их отношение друг к другу?

— Какое условие ставит перед сельским кузнецом Вакулой Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? (Оксана требует от Вакулы достать ‘черевики, которые носит царица’и с издёвкой повторяет свое требование. Только после этого она согласна выйти за него замуж. Конечно, для деревенского хлопца это невыполнимое условие. Вот он и решает покончить с собой: ‘Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете’)

— Что предпринимает Вакула для того чтобы выполнить условие Оксаны?

— С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны царицыны черевички? Прочтите фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше…»

— Почему Вакуле приходится прибегать к помощи нечистой силы? (Вакула понимает, что его сил не хватит, чтобы достать черевички, вот он и идёт сначала к Пацюку, который «знается с нечистой силой», и сам решает заключить сделку с чертом)

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были «свои отношения» с чертом. Он, кажется, верил в его существование, и свое творчество рассматривал как борьбу с дьявольскими искушениями, как их разоблачение. Эта тема потом встретится нам у Гоголя в «Шинели» и даже в «Мертвых душах»

Прочитать повесть до конца

Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чертом

Урок 4. В поисках черевичек

Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят казака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит черту доставить себя в «Петембург».

— Прочтите описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, панове!»

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма. много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.

— Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. А Вакула не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату; но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку, сидевших на шелковых диванах, поджав под себя намазанные дегтем сапоги, и куривших самый крепкий табак, называемый обыкновенно корешками.

— Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда вообще не бывал в городе?

— Кто помогает Вакуле проникнуть во дворец? (Вакула попадает во дворец с помощью запорожцев)

— С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? (У запорожцев вопрос политический. Они хотят отстоять свою самостоятельность, право иметь войско и воевать с соседями. Царица решила урезать самостоятельностью запорожцев и быть с ними построже во всех отношениях)

— Каким вам кажется это описание – забавным, точным, отвлеченным, восторженным?

— Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской части повести»? (Екатерина II, князь Потемкин, Фонвизин)

— Отличаются ли исторические персонажи от казаков по описанию и манерам? Что между ними различного?

— Как кузнецу удалось рассмешить царицу? (вопрос кузнеца был невпопад. Она готовилась ответить на требование политического характера, а простодушный кузнец заговорил о своем – о черевичках)

— Где ищут кузнеца в это время в Диканьке? (В Диканьке решили, что кузнец утопился)

— Как переменилось за это время отношение Оксаны к кузнецу? (Она поняла, что попросту тоскует по нему и упрекает себя за излишне строгое обращение с ним)

Проследите, как изменились герои к концу повести, и подготовьте развернутый рассказ. Какие события стали для них решающими?

Урок 5. Веселое возвращение домой

Итак, кузнец Вакула возвращается домой, раздобыв черевички самой царицы. Есть ли в чем раскаиваться ему?

Обсудите это в классе.

Действительно, Вакула был готов ради Оксаны буквально на все: и покончить с собой, и заложить душу дьяволу. Без помощи черта ему не удалось ни оказаться в Санкт-Петербурге, ни раздобыть черевички.

Какое же событие оказывается решающим для каждого из героев?

Ребята рассказывают, что представляется им решающим в повести. Конечно, Оксана почувствовала, что может навсегда потерять искренне влюбленного в нее Вакулу. Кузнец навсегда распрощался с чертом. Он понял, что с нечистой силой ему не по пути. Ведь и ведьма Солоха, даже будучи его матерью, строила ему всякие козни и препятствовала его женитьбе на Оксане. Солоха положила глаз на богатства Чуба, и боялась, что женитьба Вакулы на дочери Чуба помешает ей добиться своей цели.

Конец у повести, казалось бы, сказочный: свадьба между двумя главными героями. Однако есть и продолжение: кузнец Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил часть церкви даром. Таким поступком он загладил свою вину за то, что принял помощь у черта.

В конце работы можно еще раз повторить наиболее важные моменты повести. Для этого вам подойдет рубрика «Решаем читательские задачи».

Источник

Урок по литературе » Смешные, страшные и таинственные «Вечера на хуторе близ Диканьки».»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Смешные, страшные и таинственные

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Цели урока: Познакомить с содержанием отдельных повестей из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, осмыслить приёмы создания комического и страшного в повестях; формировать умения анализа художественного текста; способствовать развитию внимания, умения обобщать, сопоставлять несколько произведений; воспитывать интерес к книге и чтению, чувство уважения к прошлому народа, к его традициям; организовать осмысление нравственных проблем.

Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к «Вечерам. », костюмы для инсценировки.

Оформление доски: (см. в конце)

Подготовка к восприятию темы.

Слово учителя: Сегодня, ребята, на уроке внеклассного чтения мы познакомимся ещё с несколькими повестями из цикла повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

— Скажите, с какими из повестей этого цикла вы уже знакомы?

(«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством».)

— По иллюстрациям назовите мне героев Гоголя.

— Какие эпизоды раскрываются в них?

Вы уже знаете, что в цикл входит 8 повестей, для своего времени они были оригинальны, ведь основаны они были на украинских народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Н. В. Гоголя об Украине.

Для своих повестей Гоголь избрал не совсем обычного рассказчика.

— От чьего имени ведётся повествование?

(От пасечника —Рудого Панько)

— Что вы о нём можете сказать?

(Он весёлый, гостеприимный, любит собирать молодёжь, слушать их смешные рассказы, шутки-прибаутки.)

Ребята, вы уже встречались с подобным приёмом.

— В каком изученном вами произведении автор вводит образ рассказчика?

(А.С. Пушкин «Повести Белкина». )

— Понравились ли они вам?

Восприятие, осознание и осмысление темы.

-Как вы думаете, что придаёт таинственность почти всем повестям из этого цикла? В какое время суток происходит действие?

(Действие, как правило, происходит вечером или ночью, когда всё окружающее приобретает таинственный смысл.)

-А кто является героями повестей Гоголя?

(Это обычные, реальные люди и представители «нечистой» силы.)

Да, это действительно так. Очень часто в повестях Гоголя соседствуют реальные и вымышленные персонажи.

-Подумайте! Почему же Гоголь вводит в свои произведения фантастических героев, что они помогают осознать нам, читателям?

(Они помогают осознать действия и поступки обычных людей.)

Вы прочитали дома два произведения «Пропавшая грамота» и «Вечер накануне Ивана Купала».

В каком из них больше смешного, а каком страшного?

Да, ребята, правильно. И вот теперь нам предстоит разобраться, что делает эти повести смешными и страшными. Обратимся к повести «Пропавшая грамота».

Анализ повести «Пропавшая грамота».

-О чём же мы, ребята узнаем в экспозиции повести?

(Деда направляют гонцом с грамотою к царице.)

-А куда спрятал дед грамоту?

-Скажите, где происходит завязка действия?

(В шинке, когда нечистая сила унесла у деда его грамоту.)

-Кто подсказал деду, где искать грамоту?

-Как же поступил дед? Куда он направился?

(Он направился в лес, где, как ему подсказали, находится жилище чертей.)

-Прочитайте слова шинкаря, который посоветовал деду ехать в лес.

-Какие чувства испытывает дед, пробираясь ночью сквозь чащу?

(Ему страшно, он оробел.)

-А почему ему страшно, ведь сказано, что дед был довольно смелым человеком? «Бывало встретит волка, так и хватает прямо за хвост. »

(Ему страшно, потому, что было очень темно, доносились необычные звуки — а всегда пугает то, что трудно объяснить.)

Действительно, таинственность, страх создаются неизвестностью. Но у Гоголя часто страшное соседствует со смешным.

Давайте просмотрим небольшую инсценировку кульминационного эпизода.

Рекомендации по инсценировке: в сценке участвуют 4 человека, роли распределяются так: дед, два чёрта, ведьма.

Ведьма держит в руках шапку деда. К сидящей за обедом нечистой силе приближается дед и отвешивает им поклон.

(На него никто не обращает внимания. Дед садится возле них на незанятое место, достаёт трубку и собирается закурить.

(Молчание. Тогда дед достаёт горсть денег и бросает их на середину стола. Раздаётся музыка гопака, и чёрт с ведьмой начинают плясать. Кидаются к деду обниматься и целоваться. Дед только отплёвывается. Его сажают за стол с яствами. Он пытается поднести ложку ко рту, но каждый раз ему мешают. Так происходит несколько раз)

(Нечистая сила смеётся)

Ведьма: (достаёт засаленные карты и начинает их раздавать.)

-«Слушай же, если ты выиграешь — твоя шапка, когда же все три раза останешься дурнем, то не прогневайся — не только шапки, может, и света более не увидишь!»

(Вся компания играет в карты)

Ведьма раздаёт. Вновь играют, и вновь раздаётся «Дурень! Дурень! Дурень!»

Играют в третий раз.

И вдруг дедова шапка оказывается у него на голове.

Спасибо, ребята! Молодцы!

-Как вы думаете, какая это сценка — смешная или страшная?

-Почему же нам смешно. Ведь здесь также участвует нечистая сила?

(Здесь нет таинственности, нечистая сила ведёт себя, как обычные люди, что при их внешнем облике создаёт комический эффект.)

-Как же относится к нашему герою автор? Сочувствует ему или осуждает его?

(Он ему сочувствует, даже отчасти восхищается смекалкой этого персонажа, который сумел обхитрить дьявольскую силу.)

Ребята! Совсем по-другому относится к своему герою рассказчик в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Известны ли вам народные обычаи и поверья, которые связаны с днём Ивана Купала? Об этом нам расскажут Лёша и Катя.

Сообщение учеников: Иванов день отмечался 7 июля и принадлежал к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного участия во всех обрядах. Иванов день был заполнен обрядами, связанными с водой. Считалось, что в этот день именинником был сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди. И мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Один из купальских обрядов — обливание водой всякого встречного, особенно любили обливать водой девушек.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее. А потом устраивались шумные игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Характерная примета Ивана Купала — многочисленные обычаи, связанные с растительным миром. Девушки в этот день свивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородецкой травы и медвежьего ушка, вечером пускают венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Однако, главным героем растительного мира становится в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах.

Учитель: Н.В. Гоголь положил в основу сюжета повести народные предания об этом дне и ночи. В его архиве нашли такую запись: «Папореть цветёт огненным цветом только в полночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его, и будет так смел, что устоит против всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад»

Анализ повести «Вечер накануне Ивана Купала»

-Кто является главными героями повести?

-Кто из этих героев страшен и почему? Опишите его внешность.

(Басаврюк. У него щетинистые брови, взгляд исподлобья.)

-Что ещё страшного в нём?

(Невозможно от него отвязаться подарком, не ходит в церковь.)

-Почему в руках Басаврюка оказался именно Пётр? Вспомните, какое прозвище было у Петра?

(Безродный. То есть, это был человек, не помнящий родства, отошедший от людей.)

-Какая же проблема мучила Петра?

(Он был влюблён в девушку, но её отец был против их брака.)

-На что же идёт Пётр, чтобы добыть своё счастье?

(В отчаянье идёт в шинок, где заключает сделку с дьяволом, так как ему были необходимы деньги для женитьбы.)

-Какова же цена этого счастья? Давайте обратимся к тексту.

Чтение учителем центральной сцены.

(От слов «Глядь — краснеет маленькая цветочная почка» до слов «Мёртвый сон схватил его.»

Пётр убивает ребёнка — ни в чём не повинное существо, который в своё время вступился за него перед отцом. Ребята, ребёнок в литературе часто символизирует будущее, так вот Пётр, можно сказать, сам убивает своё будущее.

-Стал ли он счастлив, добившись богатства и брака с любимой девушкой таким путём?

-Как заканчивается жизнь Петра?

(Он погибает страшным путём.)

-А счастлива ли его возлюбленная?

(Она также несчастлива, вынуждена уйти в монастырь.)

-Ребята, что больше в этой повести, смешного или страшного?

-А что же страшного здесь?

(Страшным здесь является то, что человек ради денег идёт на преступление, в нём побеждают злые силы.)

-Скажите, есть ли в этих двух повестях нечто сходное?

(Да, конечно, в них показано взаимодействие человека и всего тёмного. Бесовского.)

-А какое место в украинских сёлах Гоголь связывает с нечистой силой?

Итак, ребята, мы познакомились с ещё несколькими повестями Н.В. Гоголя. Вспомните и те, которые мы уже изучили и скажите, чем же интересны повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки?» Что их всех объединяет?

(Общий рассказчик, народные обычаи и поверья, прекрасные картины природы, реальные и фантастические герои, соседство смешного и страшного, таинственного, самобытный язык.)

Смешные, страшные и таинственные «Вечера на хуторе близ Диканьки».

(портрет) (герои Гоголя)

«. Они изумили меня. Вот иллюстрации

настоящая весёлость, искренняя, «Ночь перед Рождеством»

Источник

Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя » Вечера на хуторе близ Диканьки»

Разделы: Литература

Цель: выявить, как относится автор к своим героям, из чего это видно; показать соотношение лирического и комического, показать красоту пейзажных зарисовок и яркого описания ярмарки.

Цель: раскрыть губительную силу денег, проанализировать художественное своеобразие повести.

Цель: выяснить какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.

Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения, ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем была его сила.

Каждая группа получила задания: прочитать повесть и продумать ответы на следующие вопросы.

«Вечер накануне Ивана Купала»:

«Майская ночь, или Утопленница»:

«Ночь перед Рождеством»:

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Наглядность: портрет Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.

План проведения урока

Презентация I группы; ответы на вопросы;

Презентация II группы; ответы на вопросы;

Презентация III группы; ответы на вопросы;

I Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись темы урока «Вечера на хуторе близ Диканьки» Связь с народным творчеством.

Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы, «о Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.

А кто из героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» преодолевает трудности на пути к счастью?

III Создаю проблемную ситуацию, цель которой — вызвать интерес, создать положительный настрой.

IV Изучение и освоение нового материала

Выступает I группа.

Повесть «Сорочинская ярмарка» изумила Пушкина. Гоголь прославляет беззаботную молодость, нравственную чистоту, любовь и счастье.

Атмосфера ярмарки. Юмористические способы её передачи.

Выступает II группа.

Выступает III группа.

Выступает IV группа.

VI Домашнее задание: подготовить электронную презентацию повести.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *