в каком классе изучают вакцинацию
Антипрививочникам грозят до 5 лет: адвокаты рассказали, как их будут сажать
Пять лет тюрьмы за пост в соцсети о вреде вакцинации от COVID-19 – такое будущее может ждать антипрививочников. Росздравнадзор пообещал сообщать в Следственный комитет о тех, кто распространяет фейки о прививках. Юристы считают, что в России грядет вторая волна уголовных дел за «лайки и репосты».
Фото: Наталья Мущинкина
Росздравнадзор 1 ноября поручил подразделениям ведомства в регионах выявлять граждан, публично распространяющих «заведомо ложную информацию о вреде вакцинации против новой коронавирусной инфекции». Обо всех, кто принимает участие в антипрививочной кампании, будут сообщать в СКР и прокуратуру.
Привлекать за распространение панических постов планируется по статьям 207.1 и 207.2 УК РФ.
Статья 207.1 УК предусматривает ответственность за сам факт распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Наказание – штраф от 300 до 700 тысяч рублей, обязательные работы сроком до 360 часов, а также исправительные работы до года либо ограничение свободы на тот же срок.
Статья 207.2 УК тоже говорит о публичном распространении ложной информации. Но результат должен быть куда более плачевным – вред здоровью человека. Санкция по этой статье – штраф от 700 тысяч до миллиона рублей или лишение свободы до трех лет. При наступлении тяжких последствий или смерти человека – штраф от одного до двух миллионов рублей или до пяти лет колонии.
Правда, следствию придется доказать, что пользователь сети действовал умышленно и специально выдал фейк за достоверную медицинскую информацию, чтобы отвадить как можно больше сограждан от прививочных пунктов. Но и с этим проблем у правоохранителей, похоже, не будет.
Адвокат Михалкина также считает, что желающие прийти в правоохранительные органы с заявлениями на блогеров-антипрививочников найдутся. На помощь им снова придет экспертиза.
Примечательно, что под особый контроль Росздравнадзор намерен взять медиков. По мнению чиновников, публикации врачей в соцсетях и комментарии в СМИ особенно остро действуют на мнение простых людей о прививках.
Между тем, некоторые медработники сами настолько свято верят в опасность или бесполезность прививок, что готовы даже расстаться с работой, лишь бы не подставлять плечо под шприц с вакциной от коронавируса.
Так, в городе Облучье Еврейской автономной области целый коллектив подстанции скорой помощи принял решение уволиться после требований о вакцинации от руководства. 15 медиков наотрез отказались делать прививку. Врачи и фельдшеры объяснили это тем, что подрабатывали в «красной зоне» и получили защитные титры антител.
Напомним, статьи 207.1 и 207.2 УК РФ в связи с пандемией коронавируса в России уже применялись.
В апреле 2020 года СКР возбудил три уголовных дела из-за фейков о COVID-19 о якобы массовом заражении российских военных в Сирии, идее властей продлить локдаун на год и пропускном режиме в Москве. Еще одно уголовное дело было возбуждено из-за видеоролика в Twitter о том, что вирус SARS-CoV-2 был якобы создан в новосибирском научном центре «Вектор», а потом при помощи взрыва распространен по территории России и Китая.
Свое мнение о границах применения этих статьей высказал Верховный суд. В своем «коронавирусном» обзоре, который вышел в конце апреля прошлого года, высшая инстанция указала цели и мотивы фейковых постов, при выявлении которых следствие должно расценивать публикацию как преступление. Это в первую очередь цель создания паники среди населения и нарушение правопорядка.
Классный час «Вакцинация и иммунизация»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ vakcinaciya_i_immunizaciya_naseleniya.docx
Беседа с учащимися 5-8 классов
Тема: «Вакцинация и иммунизация населения» (Сл. 1 )
Цель проведения: здоровье сбережение воспитанников.
Благодаря вакцинации многие болезни стали совершенно не опасными, о существовании некоторых из них мы узнаем только из архивных исторических материалов.
Иммунная система (иммунитет) — естественный защитный механизм нашего организма. Иммунитет поддерживает постоянство внутренней среды, устраняет чужеродное воздействие инфекционных возбудителей, химических веществ, аномальных клеток и т.д.
Иммунитет отвечает за два важнейших процесса в организме:
1) замена поврежденных или состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2) защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков.
Когда вакцина попадает в организм, иммунная система внимательно изучает ее, запоминает и начинает вырабатывать специальные вещества для ее уничтожения. Вещества-убийцы действуют избирательно, у человека вырабатывается специфический иммунитет. Вакцина как бы «обучает» иммунную систему, подготавливая её к борьбе с «полноценной» инфекцией.
Таким образом, попадая в организм, вакцины вызывают такую же перестройку иммунной системы, которая происходит в результате настоящего заражения болезнью. С одним приятным исключением: человек при этом не заболевает.
После такой подготовки попадание инфекционных агентов в организм вызывает быстрое и мощное противодействие иммунной системы и болезнь не развивается.
У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.
Иногда для выработки стойкого иммунитета вакцинацию необходимо повторять несколько раз. Некоторые вакцины действуют только в течение нескольких лет и поэтому прививку следует повторить. Перед этим необходимо проконсультироваться с врачом.
Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:
Для защиты от каждой болезни подбирается наиболее оптимальный вариант вакцины.
Когда проводилась первая вакцинация? (Сл. 5)
В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.
В основе любой вакцинации лежит использование естественных механизмов, происходящих в иммунной системе организма человека. Человеку вводят либо ослабленных возбудителей определенной инфекционной болезни, вследствие чего организм начинает вырабатывать антитела (активная иммунизация), либо сразу готовые антитела против данной болезни (пассивная иммунизация).
Это введение вакцины для формирования длительной защиты организма. Живые вакцины противопоказаны больным, получающим иммуносупрессоры, на фоне лихорадки или в период беременности . (Сл. 8)
Пассивная иммунизация не предохраняет от конкретной болезни, а лишь смягчает ее течение .(Сл.9 ) Иммунные сыворотки, применяемые для лечения столбняка, кори, краснухи, свинки, гепатита и бешенства, получают от привитых людей. Иммунной сывороткой животных лечат дифтерию, ботулизм, газовую гангрену, отравления змеиными ядами.
Прививки от дифтерии и столбняка.
Людям, которым длительное время приходится находиться на свежем воздухе, необходимо делать прививки против клещевого энцефалита. Работники сельского хозяйства и лесничеств должны вакцинироваться не только против столбняка, но и против всех зоонозных заболеваний. Людям с ослабленной иммунной системой рекомендуется делать прививки против гриппа.
Если собираетесь посетить тропические страны, узнайте, против каких заболеваний надо сделать прививки.
Детей необходимо вакцинировать против детских инфекционных заболеваний. Прививки рекомендуется проводить в соответствии со специальным графиком вакцинации детей.
У детей вакцина нередко вызывает легкую прививочную реакцию, например, небольшое повышение температуры тела, умеренную болезненность, покраснение и припухание в месте инъекции, потерю аппетита. Реже встречаются серьезные поражения и обычно они наблюдаются у детей с хроническими заболеваниями. Таким детям прививки делают в больнице под наблюдением врача. Наиболее опасной является пассивная иммунизация, при применении которой в организм пациента попадает чужой белок. При наличии повышенной чувствительности к чужому белку возможно возникновение сывороточной болезни. В легких случаях наблюдаются такие симптомы сывороточной болезни, как увеличенные лимфоузлы и крапивница. Кроме того, возможен аллергический шок, являющийся частой причиной смерти пациента.
Кто оплачивает затраты на вакцинацию? (Сл.14)
Некоторые затраты на вакцинацию (например, при плановых прививках детей или применении вакцины против столбняка в случае травмы и др.) частично оплачивает больничная касса. Другие специальные вакцины, например, при поездках заграницу необходимо оплачивать самостоятельно.
Вакцинация при поездках за границу
Перед путешествием в тропические экзотические страны (например, в африканские или южноамериканские страны) необходимо получить подробную информацию о необходимых и рекомендованных прививках. Всемирная Организация Здравоохранения ежегодно публикует требования для всех стран, предъявляемые к иммунному статусу иммигрантов. Для уточнения информации о прививках можно обратиться в посольство конкретной страны. (Сл.15)
Для чего нужны прививки?
Всероссийский конкурс проектов для учащихся
1-4 классов «Рецепт здоровья»
Для чего нужны прививки?
Работу выполнила: Рябов Леонид ученик 4в класса
муниципальное общеобразовательное казнное учреждение начальная общеобразовательная школа пгт. Оричи Оричевского района Кировской области. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области.
Руководитель: Крохина Людмила Анатольевна-учитель,
Куратор: Панагушина Елена Аркадьевна- методист.
Цель: влияние прививки на заболеваемость детей в осенне-зимний период
1. Изучить что такое прививка, вакцинация.
2. Узнать, как появилась первая прививка, вакцинация людей и для чего это необходимо.
3. Провести анкетирование среди одноклассников.
4. Провести анализ привитых детей в классе, школе, районе.
5. Провести анализ данных по заболеваемости ОРВИ учеников, количество заболевших и длительность болезни.
Гипотеза: Прививки способствуют снижению заболеваемости ОРВИ среди учащихся школы
Методика исследования: Поиск информации. Анкетирование. Интервьюирование. Обработка полученной информации. Оформление проекта. Публичное представление проекта аудитории в форме презентации.
Я провёл анкетирование на общие знания о прививках среди учеников 1классов (51чел).
По результатам ( рис.1 ) я сделал вывод: у ребят недостаточно знаний о прививках. Но для изучения этой темы у нас ещё есть время
Для сбора информации я решил обратиться к фельдшеру нашей школы и к работникам районной больницы. Полученную информацию мы использовали для анализа следующих показателей: 1.Привитость детей от гриппа в классе, школе и районе (оценка коллективного иммунитета) 2.Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят. Длительность болезни у привитых и непривитых детей; Анализ связи количества привитых и заболевших ОРВИ детей по годам.
По представленной диаграмме (рис2) можно сделать вывод, что коллективный иммунитет на достаточно высоком уровне в школе и по району, а вот привилось детей в нашем классе значительно ниже, чем по школе.
По итогам исследования (рис3) среди привитых ребят ОРВИ заболели 6 человек из 11, а среди непривитых из 16 человек заболели 11 детей, 4 непривитых одноклассника болели дважды. Из диаграммы (рис.4,5) мы видим, что увеличение числа привитых детей способствует снижению заболеваемости ОРВИ. Ученики, сделавшие прививки, выздоравливают быстрее.
Чтобы выполнить работу, я изучил литературу о прививках и иммунитете, провёл интервьюирование с фельдшером и работниками ЦРБ. Провёл анкетирование среди одноклассников о прививках и их значении. Выступил на классном часе о влиянии прививок на здоровье человека.
Цель достигнута, задачи выполнены.
Моя гипотеза о том, что прививки способствуют снижению заболеваемости ОРВИ среди учащихся школы, подтвердилась.
На следующий год планирую изучить влияние прививок от других болезней на здоровье детей и население нашего района, области.
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Начальная школа пгт Оричи»
муниципальное казённое учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области
Для чего нужны прививки?
Выполнил Рябов Леонид
Куратор: Панагушина Е.А.
1.3. Что такое прививка или вакцинация……………….… ….4
1.4. Иммунитет и виды иммунитета……………………………4 1.5. Национальный календарь прививок…………………….5
II .Методы исследования
III . Результаты исследования
3.1 Результаты анкетирования…………………….…….….……………..7
3.2. Результаты интервьюирования………………………………………7
3.3. Анализ привитости детей от гриппа в классе, школе и районе……7
3.4. Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят…8 3.5.Длительность болезни у привитых и непривитых детей……………8
3.6. Оценка связи между количеством привитых и заболевших ОРВИ детей в Оричевском районе по годам…………………………………….8
Приложение № 1 Анкета на общие знания прививках…………….11 Приложение № 2 Итоги анкетирования …….………………………..11
Приложение №3 Привитость детей от гриппа в классе, школе, районе……………………………………………………………………….12
Приложение № 4 Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых………………………………………………………………. 13
Приложение № 5 Средняя длительность болезни у привитых и непривитых детей …………………………………………………………13
Приложение № 6 Количество привитых и заболевших ОРВИ детей по годам…………………………………………………………..……………14
Сергей Михалков «Прививка»
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
влияние прививки на число заболевших детей во время эпидемии
1. Изучить что такое прививка, вакцинация.
2. Узнать, как появилась первая прививка, вакцинация людей и для чего это необходимо.
3. Провести анкетирование среди одноклассников.
4. Провести анализ привитости в классе, школе, районе.
5. Провести анализ данных по заболеваемости ОРВИ учеников, количество заболевших и длительность болезни.
Объект исследования – учики1классов
Прививки способствуют снижению заболеваемости ОРВИ
Истории известны страшные эпидемии оспы, чумы, холеры, гриппа. Эпидемии унесли жизни миллионов людей, не пощадив ни богатых, ни бедных, ни даже правителей. Основной причиной смерти до 20 века были инфекционные болезни. Например, ещё 100 лет назад средняя продолжительность жизни была около 40 лет, а по итогам 2017г. в России исторический максимум – 72 года.
С давних пор люди пытаются найти способ защитить себя и своих детей от болезней. Ещё до нашей эры древние целители в Китае искусственно заражали младенцев, надевая одежды, пропитанные выделениями из оспин больных людей.
И дети никогда больше не заражались оспой. Но тогда это никто не мог объяснить.
Эдвард Дженнер и Луи Пастер являются учёными основоположниками метода вакцинации.
Эдвард Дженнер первым успешно применил вакцинацию от оспы 8-летнему мальчику в 1796 г.
Луи Пастер впервые доказал, что инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микробами. Он разработал метод предохранительных прививок от бешенства, сибирской язвы, краснухи и объяснил механизм действия вакцин
1.3.Что такое прививка или вакцинация?
Прививка или вакцинация – это введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания для выработки антител против болезнетворных микробов, т.е. иммунитета.
1.4. Иммунитет и виды иммунитета
Иммунитет – это устойчивость организма или способность сопротивляться инфекционным болезням.
Иммунитет бывает врождённым и приобретённым.
2.Приобретённый иммунитет – приобретается после болезни или вакцинации.
Поэтому важно успеть сделать основные прививки до 1 года, чтобы выработался собственный иммунитет, когда врождённый уже не будет надёжной защитой.
Именно прививки позволяют спасти многие миллионы детских жизней от инфекционных заболеваний с наименьшими финансовыми затратами.
1.5. Национальный календарь прививок
В каждой стране есть свой национальный календарь прививок.
В России обязательными являются прививки против 11 инфекций:
Благодаря прививкам, человечество справилось с такими страшными инфекциями, как оспа, корь, полиомиелит, столбняк. Прекратились эпидемии, уносившие миллионы жизней.
Хотя многомиллионные смерти от эпидемий в прошлом, но всё- таки единичные случаи летальности от инфекций случаются. В 2013 году в Кировской области много людей заболело свиным гриппом.
Моя мама Анна Сергеевна тогда работала участковым терапевтом. На её участке произошла трагедия в семье молодой женщины.
Получается, прививка может спасти от смерти.
II .Методы исследования
Выполнение работы проводилась в несколько этапов:
1.Подготовительный этап : постановка задачи и цели исследования; изучение литературы,
3. Аналитический этап: анализ результатов анкетирования
4. Отчётный: оформление исследовательской работы.
5. Информационный: знакомство учащихся моего класса с результатами работы.
2.2.4.Обработка полученной информации.
2.2.6.Публичное представление проекта аудитории в форме презентации.
III . Результаты исследования
3.1. Результаты анкетирования
Мы проанализировали анкеты, у нас получились следующие данные.
В 1 «в» классе приняли участие 24 человека, из них на 1 вопрос правильно ответили 5 человек, на 2 вопрос- 1 человек, на 3 – 16 одноклассников.
В 1 «б» классе заполнено 27 анкет.
Правильных ответов: 1 вопрос-3; 2 вопрос- 6; 3 вопрос-17.
Мы построили сравнительные диаграммы (Приложение 2).
Вывод : у ребят недостаточно знаний о прививках. Но для изучения этой темы у нас ещё есть время…
3.2. Результаты интервьюирования
Полученную информацию мы использовали для анализа следующих показателей:
2.Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят; (Приложение 4)
3.3. Анализ привитых детей от гриппа в классе, школе и районе.
Мы можем сделать вывод: иммунитет у наших школьников стойкий к ОРВ в школе и по району, а вот количество привитых детей в нашем классе значительно ниже, чем по школе.
3.4. Заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят
А теперь попробуем оценить, как повлияла прививка от гриппа на заболеваемость ребят ОРВИ в нашем классе на основании справок по болезни.
Вывод : Заболеваемость выше среди непривитых ребят.
3.5.Длительность болезни у привитых и непривитых детей
Вместе с Людмилой Анатольевной мы проанализировали справки по болезни моих одноклассников. Ребята, сделавшие прививку, болели от 3 до 7 дней (в среднем 4,8 дня), а ребята непривитые болели от 3 до 11 дней (в среднем 6,5 дней). Эти показатели отображены также на диаграмме. (Приложение 5).
3.6. Анализ связи между количеством привитых и заболевших ОРВИ детей в Оричевском районе по годам.
Данный показатель мы также оценили с помощью составления диаграммы. (Приложение 6).
Вывод : На диаграмме мы видим, что увеличение числа привитых детей с каждым годом способствует снижению заболеваемости ОРВИ.
Выводы по результатам исследования:
Цель достигнута, задачи выполнены: я расширил свои знания о пользе прививок, изучил историю вакцинации, узнал, как проводится вакцинация в нашем классе, школе и в районе, провел исследование и проанализировал заболеваемость ОРВИ среди привитых и непривитых ребят.
Меня заинтересовала эта тема, я планирую в дальнейшем узнать больше о прививках к другим заболеваниям. Возможно, в будущем и я что-нибудь изобрету для здоровья людей, может быть это будет вакцина в виде конфеты…
1. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство: — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.- 640 с.
2. Вакцины, вакцинация и иммунный ответ: Гордон Ада, Алистер Рамсей — Санкт-Петербург, Медицина, 2002 г.- 344 с.
3. Великие лекарства. В борьбе за жизнь: — Москва, Альпина нон-фикшн, 2015 г.- 226 с.
Анкета на общие знания о прививках.
1.Что такое прививка?
Б. Введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания
2.Почему надо делать прививки?
3.Опасен ли для здоровья человека полный отказ от прививок?
От Екатерины II до красного бегемота: история отечественной вакцинации
За последние три года проведения масштабной вакцинации против гриппа было сделано 20,1 миллиона прививок. Вакцинация проходила не только в медицинских учреждениях, но и в мобильных пунктах — у станций метро и Московского центрального кольца, в центрах госуслуг «Мои документы». В этом году сделать прививку можно еще и в городских парках. Mos.ru вспоминает историю распространения вакцинации в России и Москве, которая началась с императрицы Екатерины II.
Как Екатерина II была первой
Принято считать, что первая в российской истории прививка была сделана 23 октября 1768 года, а поставили ее самому на тот момент важному и могущественному пациенту Российской империи — Екатерине II. Прививка была от оспы — страшного заболевания, которое сейчас побеждено именно благодаря вакцинации. Но в XVIII веке эпидемия оспы выкашивала население и Европы, и России. В отдельные годы от оспы умирало более миллиона человек. Заразиться было очень легко — болезнь не щадила никого, не делая различий между сословиями. Не миновала оспа и российский трон. В 1730 году от оспы в 14-летнем возрасте скончался царь Петр II.
Смертность от оспы в те годы составляла около 40 процентов — иными словами, в XVIII веке заболевший имел почти равные шансы выжить или умереть. Вместе с тем врачи уже тогда заметили, что перенесший оспу человек больше никогда ею не заболеет. До открытия теории иммунитета оставался примерно век, но врачи XVIII столетия начали пользоваться этим наблюдением. По нынешним меркам их метод вакцинации кажется крайне небезопасным, но тогда — вполне приемлемым, ведь смертность привитых таким методом людей составляла всего около двух процентов, в 20 раз меньше, чем у непривитых. Метод, называемый вариоляцией, заключался в том, что на руке пациента делали надрез, куда помещали оспенный материал, взятый от больного человека (безопасную вакцину на базе коровьей оспы английский врач Эдвард Дженнер разработал лишь в 1796 году). Если все проходило удачно, привитый болел оспой в легкой форме, после чего уже не мог заразиться. Этот метод был открыт турками, затем его изучили английские врачи. Сначала они опробовали вариоляцию на преступниках, затем на сиротах из приюта, а потом, когда все испытуемые выжили, привили и королевскую семью.
Екатерина II очень боялась оспы. После того как в 1768 году от этой болезни умерла графиня Шереметева, жених которой — граф Никита Панин — был наставником ее сына цесаревича Павла (будущего императора Павла I), Екатерина приняла решение сделать прививку. Из Лондона был выписан врач Томас Димсдейл, «оспенную материю» он взял у шестилетнего Саши Маркова. На случай своей смерти императрица распорядилась держать наготове упряжку почтовых лошадей, чтобы врач мог срочно уехать из страны и избежать самосуда. Через шесть дней после прививки у Екатерины начались признаки недомогания, она уединилась в Царском Селе. Но все окончилось благополучно: еще через неделю императрица поправилась. Сразу после этого по примеру Екатерины в очередь на прививку от оспы записались 140 аристократов — прививаться стало модно.
Императрица повелела обнародовать описание своей болезни, «чтоб и другие, употребляя те же средства, удобно предохраняли себя от опасностей».
Доктор получил баронский титул, звание лейб-медика и пенсию в размере 500 фунтов стерлингов в год, а Александр Марков — дворянство и новую фамилию Оспенный. На его гербе была изображена рука со зрелой оспиной выше локтя, держащая красную розу.
В честь первого оспопрививания была выбита памятная медаль с изображением Екатерины II и подписью «Собою подала пример». И на лицевой стороне медали «За прививание оспы», которой в XIX веке награждали врачей, прививавших от оспы, был портрет Екатерины II. Кроме того, приглашенный в Россию итальянский балетмейстер Гаспаро Анжиолини поставил на тему прививки императрицы балет «Побежденное предрассуждение», где аллегорические фигуры науки боролись с фигурами суеверий.
Димсдейл позже вернулся в Россию, чтобы сделать прививки внукам императрицы. К этому моменту Российская империя была одним из лидеров в Европе по борьбе с оспой. В то время как в России делали прививки, во Франции умер от оспы король Людовик XV. «Какое варварство, — сказала, узнав об этом Екатерина, — ведь наука уже позволяет лечить эту болезнь».
Как Склифосовский открыл в Москве пастеровскую станцию
До открытия Луи Пастером вакцины с бешенством в России боролись заговорами, выжиганием ран каленым железом и прочими имеющими мало отношения к науке методами. Например, в XIX веке в «Правительственном вестнике» вышла статья «О лечении водобоязни русской баней».
Открытие Пастера в 1885 году стало настоящим спасением. В Париж потянулись укушенные бешеными животными люди. Среди первых избежавших благодаря вакцине смерти 2500 человек были 16 из 19 покусанных волком жителей Смоленской губернии. В живых могли остаться все, однако троим не повезло — с помощью опоздали: заседание городской думы в Белом, которая должна была выделить им 16 тысяч рублей на поездку, состоялось лишь на третий день после несчастья, еще двое суток пострадавшие прождали врача в сопровождение. Всего из России к Пастеру приехали 44 укушенных бешеными животными — крестьяне из Смоленской, Орловской, Пензенской, Владимирской, Тверской и Костромской губерний.
Сохранилась резолюция Александра III на письме обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева, просившего выделить средства на эти поездки во Францию: «Получите от Танеева 700 рублей. Очень желательно хотя самых опасных послать в Париж к Пастеру, который очень интересуется именно укушениями бешеного волка, так как еще не имел у себя подобного больного». Впоследствии император пожертвовал на открытие Института Пастера в Париже около 100 тысяч франков.
А пастеровские станции вскоре начали открываться по всему миру, и Россия стала одной из передовых в этом отношении стран. Первая станция прививок против бешенства в Российской империи (и вторая в мире) появилась в Одессе 11 июня 1886 года, а уже через месяц такая же была создана в Москве. К ее открытию Луи Пастер прислал свой портрет с автографом. Он до сих пор хранится в Московском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова, открытом на ее базе. Одним из инициаторов создания московской станции стал Николай Склифосовский.
К 1912 году пастеровских станций в России было уже 28, а к 1938 году в СССР — 80 (не считая нескольких сот филиалов). Московская станция стала ведущим центром по борьбе с бешенством в СССР. Тысячи жизней были спасены с того времени с помощью антирабических вакцин.
Как советские ученые победили полиомиелит
В середине XX века мир настигла новая катастрофа — полиомиелит. Около 10 процентов заболевших погибали, еще 40 процентов становились инвалидами. От него пострадали президент США Франклин Делано Рузвельт, писатель-фантаст Артур Кларк, режиссер Фрэнсис Форд Коппола.
В Советском Союзе первые эпидемии начались в 1949 году в благополучной Прибалтике, Казахстане, Сибири. Болезнь ежегодно уносила около 12 тысяч жизней.
В 1955 году в США наладили производство вакцины от полиомиелита — вакцины Солка. Тогда же вирусолог Альберт Сэбин создал другую вакцину, более дешевую, эффективную и безопасную. Но испытать ее в Америке возможности не было — зачем, если уже есть хорошая вакцина?
Тем временем в США отправили трех советских ученых — Михаила Чумакова, его жену и коллегу Марину Ворошилову и ленинградского вирусолога Анатолия Смородинцева. Сэбин и Чумаков договорились продолжить разработку в Москве. В обычном чемодане из США привезли несколько тысяч доз вакцины. И сделали первые прививки.
«В 1960 году мне было девять лет, — рассказал сын Михаила Чумакова профессор, доктор биологических наук Петр Чумаков. — Испытания вакцины проходили в первую очередь на нас — детях Чумакова, внучках Смородинцева, родственниках, коллегах. Я помню, как еще раньше мне кололи вакцину Солка — внутримышечный укол в предплечье. Иначе и быть не могло — разработчики всегда испытывают изобретения на себе и своих детях. Никакой опасности в этом не было, родители были уверены. И никто из родственников не был против: все понимали опасность полиомиелита и верили, что вакцина защитит детей от болезни».
Но с разрешением в Минздраве возникли большие сложности — чиновники сомневались: почему американцы отказались от вакцины, а мы должны ее испытывать? Разорвать замкнутый круг из отказов Чумакову удалось при помощи настоящей авантюры: по оставленному без присмотра телефону кремлевской связи он набрал номер Анастаса Микояна, курировавшего здравоохранение. Микоян спросил: «Михаил Петрович, это хорошая вакцина?» — «Хорошая». — «Прививайте». У Микояна тоже были внуки.
В обход министра здравоохранения в Прибалтику отправили 300 тысяч доз вакцины. Полиомиелит отступил, за 1,5 года с эпидемией в стране было покончено. В 1960-м этой вакциной в СССР были привиты уже 77,5 миллиона человек.
Когда на конференции в Вашингтоне советская делегация делала доклад об успешной вакцинации, из зала кто-то выкрикнул, что на Западе никто не доверяет советской информации. Тогда советский делегат сказал: «Я только в одном могу вас заверить: мы любим своих детей не меньше, чем вы своих». Тогда зал зааплодировал.
В 1963 году Михаил Чумаков и Анатолий Смородинцев получили Ленинскую премию. На ежегодный симпозиум в Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР приезжали ведущие ученые мира из США, Японии, Европы и Китая. Вакцину, произведенную институтом, импортировали более 60 стран.
Как японские матери требовали советскую вакцину
В Японии в 50–60-е годы XX века разворачивалась настоящая трагедия: в маленькой стране регистрировались тысячи случаев полиомиелита. Остановить эпидемию могла живая вакцина, производимая в СССР. Но для японского правительства регистрация и выдача разрешения на импорт лекарства из Советского Союза были немыслимым прецедентом.
Тогда матери больных полиомиелитом детей вышли на улицы, требуя разрешить импорт советской вакцины. Они добились своего: был организован срочный импорт вакцины. 20 миллионов японских детей было спасено от угрозы заболевания.
По мотивам этой истории в 1988 году режиссер Александр Митта снял советско-японский двухсерийный фильм «Шаг» с Леонидом Филатовым и Комаки Курихарой в главных ролях. С ними играли Олег Табаков, Елена Яковлева, Владимир Ильин и Гарик Сукачев. В фильме звучит его песня «Моя маленькая бэйба».
По сюжету, это 1959 год, в Японии эпидемия. Применяемая в стране вакцина Солка эффективна лишь в 60 процентах случаев, кроме того, ее не хватает. Японка Кейко, потерявшая старшего сына, хочет во что бы то ни стало защитить от полиомиелита младшего и решает поехать в СССР, чтобы привезти в Японию новую советскую вакцину.
В Советском Союзе Кейно получает вакцину для себя и покупает еще тысячу доз для соотечественников, однако на таможне ее конфискуют: по японским законам любое ввозимое в страну лекарство должно пройти длительную проверку, занимающую два года. Японские матери устраивают акции протеста и требуют ввезти советскую вакцину немедленно, но этому препятствуют бюрократы обоих государств. Усилиями Кейко и других матерей с одной стороны и советского доктора Гусева с другой удается отправить вакцину в Японию.
Как конфеты стали лекарством
В 1950–1960-е годы на кондитерской фабрике имени Марата выпускали конфеты против полиомиелита.
Михаил Чумаков искал наилучший способ доставить вакцину в кишечник — чтобы полезный вирус не терялся во рту, где он не размножается, а в большей степени попадал по месту назначения. В итоге он придумал делать вакцину в форме драже. И уже в марте 1959 года фабрика Марата (в 1971-м ее объединили с фабрикой «Рот Фронт», а в 2002 году они вошли в состав «Объединенных кондитеров») изготовила по заказу института Чумакова антиполиодраже — капсулы из сахара и крахмальной патоки с восковым покрытием. Конфеты весили один грамм и хранились в холодильнике.
Дети их полюбили, а квалифицированный медперсонал для введения вакцины теперь даже не требовался.
Такие конфеты-вакцины выпускались на фабрике Марата вплоть до конца 1960-х. К 20 октября 1968 года — Дню работников пищевой промышленности — в журнале «Огонек» напечатали заметку «Конфеты против болезни». В ней опубликовали фото работниц и рассказали, что самая интересная продукция фабрики — конфеты-лекарства, а фабрика — монополист в производстве противополиомиелитного драже.
Как за 19 дней спастись от вируса из прошлого
Иногда страшные вирусы, оставшиеся, казалось бы, в далеком прошлом, напоминают о себе.
Известный советский художник-плакатист Алексей Кокорекин в 1959 году путешествовал по Индии. После возвращения он почувствовал недомогание, был госпитализирован в Боткинскую больницу, где и умер.
Диагноз поставили не сразу: в Индии художник заразился натуральной оспой, которую в СССР искоренили в 1936 году. Спецслужбы вычислили все потенциальные контакты умершего — их оказалось около девяти тысяч. Тысячу человек с наибольшим риском заражения и Боткинскую больницу изолировали, а практически все население Москвы (на тот момент более шести миллионов человек) срочно вакцинировали.
Вспышку удалось локализовать за 19 дней, заболели 46 человек, умерли от оспы трое — приемщица в комиссионном магазине (куда родственники Кокорекина сдали привезенные им из Индии вещи), санитарка в инфекционном корпусе и врач-инфекционист.
Вирус оспы до сих пор хранится в немногих научных лабораториях.
«В 1990-е годы ВОЗ требовала уничтожить все штаммы черной оспы, — вспоминает Петр Чумаков. — Отец выступал категорически против этого. Хорошо, мы уничтожим все штаммы в лабораториях, но не дай бог будет новая вспышка, если вирус из могильников попадет в почву или воду, тогда мы ничего не сможем сделать».
Оспа считается полностью побежденной с 1980 года — случаев заболевания этой болезнью с того времени нет.
У Петра Чумакова есть свои воспоминания об опасных вирусах, которые можно встретить даже на научном симпозиуме.
«Недалеко от Переславля-Залесского в 1970-е годы был лепрозорий, — рассказал он. — Там жил индийский ученый — он приехал в СССР на научный симпозиум. И наши медики заметили на его лице симптомы проказы — а их трудно пропустить, к примеру выпавшие брови. В то время был закон о принудительной изоляции больных проказой. И профессора доставили в лепрозорий, где он и жил».
«Всем нужно — от слона до мухи — прививки сделать от желтухи»
В СССР прививочная кампания шла повсеместно. Она попала и на телеэкраны — широко известен мультфильм 1966 года «Про бегемота, который боялся прививок». По сюжету, трусливый бегемот оказался единственным из сказочных зверей, который сбежал из поликлиники. Сперва серый и веселый, затем белый от страха прививки бегемот становится желтым, потому что заболевает желтухой, а в конце фильма краснеет от стыда за то, что испугался укола. Забавный мультфильм посмотрели миллионы советских детей. Какие прививки им делали?
Все родившиеся после войны были привиты от туберкулеза, дифтерии и полиомиелита. Со временем добавились прививки от коклюша, столбняка, кори и паротита. Детей, родившихся до 1979 года, прививали от оспы, а с 1980 года оспа стала считаться ликвидированной во всем мире, и прививку отменили.
В конце 1990-х годов в национальный календарь ввели двукратную прививку от краснухи, повторную от кори и прививку от гепатита B, а в 2010-е годы к ним добавились прививка от гемофильной инфекции для детей из групп риска и прививка от пневмококковой инфекции.
Массово прививать от гриппа в России начали в связи с угрозой пандемии в 2009–2010 годах. Теперь вакцинация включена в национальный календарь и проходит в государственных медицинских организациях бесплатно. В прошлом году, по данным Роспотребнадзора, было привито 49 процентов населения страны — 70,8 миллиона человек. Медики констатировали, что уровень заболеваемости гриппом снизился с 1997 года почти в 200 раз — с 5173,8 случая на 100 тысяч человек до 26,5.