в каком классе изучают спряжение глаголов

Спряжение глаголов

в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть фото в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть картинку в каком классе изучают спряжение глаголов. Картинка про в каком классе изучают спряжение глаголов. Фото в каком классе изучают спряжение глаголов

Что такое глагол

Глагол — это такая часть речи русского языка, которая описывает действие.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.

Признаки глагола:

Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.

В русском языке есть два типа спряжения: первое и второе. Знание спряжения нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Как определяется спряжение глагола:

по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;

если окончание безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива.

Основное отличие первого и второго спряжения — в окончаниях и суффиксах.

Как определить первое спряжение

Первое спряжение — это все слова, которые не относятся ко второму типу спряжения.

К глаголам первого спряжения относят:

Слова, у которых в инфинитиве есть суффикс «еть».

Кроме: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть.

Слова с суффиксом «ать».

Кроме: гнать, дышать, держать, слышать.

Глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.

Чтобы было проще, можно запомнить и искать буквы Е, У, Ю в окончаниях.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями:

Как определить второе спряжение

Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые оканчиваются на «-ить», кроме: брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить. Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть. Другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать. Все другие слова с окончанием на «ать» относятся к первому спряжению.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями:

Чтобы запомнить глаголы-исключения можно выучить стишок:

Как определить спряжение глагола по личному окончанию

Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа. Затем:

И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.

В таблице далее представлены варианты личных окончаний глаголов первого и второго спряжения с примерами.

Глаголы 1 спряжения

Глаголы 2 спряжения

Примеры глаголов первого спряжения

Примеры глаголов второго спряжения

рисуем, выберем, растем

пилим, купим, держим

поешь, выберешь, растешь

рисуете, сошьете, растете

пилишь, купишь, держишь

пилите, купите, держите

поет, выберет, растет

поют, выберут, растут

пилит, купит, держит

пилят, купят, держат

Как определить спряжение глагола с безударным окончанием

Ученикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение.

Как определить глаголы первого спряжения:

Как определить глаголы второго спряжения:

Рассмотрим несколько примеров:

Начальная форма: рисовать.

Окончание на «ать», потому это первое спряжение.

Начальная форма: пилить.

Заканчивается на «ить», значит это второе спряжение.

Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.

Ты рисуешь. Вы рисуете.

Он рисует. Они рисуют.

Ты пилишь. Вы пилите.

Он пилит. Они пилят.

Что такое разноспрягаемый глагол

В русском языке еще есть такой вид, как разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе третьего лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном числе третьего лица — ко второму типу (они хотят).

Такие глаголы называют исключениями из правил — их просто нужно запомнить:

хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке есть категория глаголов, у которых особая система формирования окончания. Например:

и их производные формы.

Их тоже следует запомнить,чтобы не ошибаться.

в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть фото в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть картинку в каком классе изучают спряжение глаголов. Картинка про в каком классе изучают спряжение глаголов. Фото в каком классе изучают спряжение глаголов

в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть фото в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть картинку в каком классе изучают спряжение глаголов. Картинка про в каком классе изучают спряжение глаголов. Фото в каком классе изучают спряжение глаголов

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Источник

Урок русского языка Программа «Школа России»: Спряжение глагола

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка (4 класс) Программа «Школа России»

Учитель: Яргина Татьяна Николаевна МБОУ «Средняя школа №23 г.Йошкар –Олы»

Тема: Спряжение глагола

Тип урока: открытие новых знаний

Технология критического мышления.

Цели: По знакомить с изменением глаголов по лицам и числам; формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Познавательные . — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.

Коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

1 этап Организационный момент

Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке.

— А теперь попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно.

-Садитесь. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Работа в тетрадях)

2 этап Актуализация знаний

Прочитайте слова. Я бы хотела, чтобы эти качества вы проявляли в течении сегодняшнего рабочего дня. Объясните значение непонятных слов.

Трудолюбивый, талантливый, творческий, тактичный (вежливый, не утомит, не обидит, не пошутит некстати, чуткий, деликатный).

Что общего у всех слов. Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над написанием буквы Т, и соединением её с другими буквами. Тт та тв кт

Прочитайте пословицу, записанную на доске. Объясните смысл.

Труд кормит, а лень портит.

Спишите согласно правилам каллиграфии в тетрадь. Выполните синтаксический разбор предложения. Покажите работу соседу по парте. Выскажите устно оценку. Исправьте, если нашли ошибки.

О какой части речи пойдёт речь на нашем уроке?

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов. (Глагол)

Составим кластер по теме «Глагол»

— обозначает действие; отвечает на вопросы: что делать? что сделать? в предложении чаще всего бывает сказуемым; изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам

3 этап Самоопределение к деятельности

Запиши слова и объясни орфограммы

Сверкать, просить, работать, яви’ться, жалеть, еро’шить (торчать, поднимать в разные стороны волосы, шерсть), накачать, извинить, есть. (омонимы: 1) употреблять пищу, 2) от глагола быть, существовать, 3) частица в армии ответ подчинённого) Что общего у всех этих слов?

Из первых букв записанных слов составьте слово. Что получилось? Знаете ли вы что такое спряжение? Определите тему урока.

Определим цели урока. ( Узнать, что такое спряжение, как спрягаются глаголы.)

— Что такое склонение?(изменение … по падежам и числам) Какие части речи, известные вам, склоняются? (сущ, прил лич мест, числ)

— Попробуйте просклонять глагол ….? Почему не получается? (глаголы не изменяются по падежам).

— Как же изменяются глаголы?

4 этап. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 163 (с. 80).Пропустите одну строчку сверху и запишите в 2 столбика

— Местоимения какого лица вы употребляли? Что вы заметили? (форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён).

-Что ещё изменялось (личные окончания).

-Какой можно сделать вывод? (глаголы изменяются по лицам)

-Как определить лицо глагола? (по местоимению).

-В каком времени употреблены глаголы? (в наст. и буд. времени)

-Определите число глаголов?

-На какой вопрос нам необходимо было ответить? (что такое спряжение?)

-Кто может дать определение? Спряжение – это…

-Прочитаем на стр 80 материал из рубрики «Обратите внимание» и читаем вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением

6 этап. Первичное закрепление полученных знаний

Работа по учебнику Упр. 164 (с. 81). (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Глаголы, какого времени даны? ( Настоящего и будущего ).

— Как вы изменяли глаголы? ( По лицам и числам ).

— Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? ( Окончание ).

Работаем с таблицей: я называю время лицо и число, а вы читаете по таблице как изменились глаголы.

Прочитайте ниже сведения о языке. Что называется спряжением глагола? Упр. 165 (с. 81). Прочитайте задание.

Как вы будете действовать? ( Проспрягаем каждый глагол и понаблюдаем, как меняются окончания.) (Работа в парах. Проверка.)

К какому выводу вы пришли? ( Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются.)

Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.

Оцените свою работу на уроке. Метод неоконченных предложений

8 этап. Подведение итогов урока

На какие вопросы мы сегодня ответили? Дополним кластер по теме «глагол» новым понятием.

9этап. Домашнее задание. Упр. 166 (с. 82).

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».

Спряжение глагола – изменение по лицам и числам.

Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые имеют окончания частично 1 и частично 2 спряжения.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016 – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Продолжая разговор о глаголе, вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!

Здесь очень много глаголов.

Мы видим, что у глаголов разные окончания. Почему?

Чтобы разобраться в этом, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение глаголов. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке два спряжения: первое и второе.

Например, прихлынут. Глагол имеет окончание -ут, Значит относится к 1 спряжению.

Очень важно уметь определять спряжение, так как от этого зависит правильное написание личных окончаний глаголов.

Давайте разберёмся, как определить спряжение глагола.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму.

2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.

3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).

4. Если глагол на -ить, кроме брить и стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на -ить, вспомним 11 глаголов-исключений.

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.

Вернёмся к глаголам из стихотворения.

Слова: говорит, сидит, стоит имеют ударное окончание -ит. Значит, это глаголы 2 спряжения.

Слова: несёт, идёт, бредёт имеют ударное окончание -ет. Значит, это глаголы 1 спряжения.

Ходит (что делает?) – (что делать?) ходить. Заканчивается на -ить, глагол 2 спряжения.

Заводит (что делает?) – (что делать?) заводить. Заканчивается на -ить, значит, 2 спряжение.

Выходят (что делают?) – (что делать?) выходить – 2 спряжение.

Пленяет (что делает?) – (что делать?) пленять. Заканчивается не на -ить. Не относится к 11 глаголам, значит, 1 спряжение.

Чахнет (что делает?) – (что делать?) чахнуть. Не на -ить. К 11 глаголам не относится, значит, 1 спряжение.

Пахнет (что делает?) – (что делать?) пахнуть. Не на -ить, не глагол- исключение, значит, 1 спряжение.

В русском языке есть два глагола хотеть и бежать. Они называются разноспрягаемыми. Эти глаголы названы так, потому что они имеют окончания частично 1-го и частично 2-го спряжения.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)

Ход урока

1. Орг. момент.

Запись даты в рабочей тетради.

2. Упражнение в чистописании.

в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть фото в каком классе изучают спряжение глаголов. Смотреть картинку в каком классе изучают спряжение глаголов. Картинка про в каком классе изучают спряжение глаголов. Фото в каком классе изучают спряжение глаголов

Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?

Какие части речи начинаются на эти буквы?

Дайте определение глаголу, местоимению.

Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. (Базовый уровень).

Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.

Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).

Укажи время и число глаголов.

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.

(По Соколову – Микитову И.)

Работа у доски.

Задание 1. (1 уровень).

Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.

Задание 2. (2 уровень).

Исправь ошибки: врачь, прилеч, силач, кирпичь, припрячь, трубач, царевич, выстричь, мячь, скрипачь, жеч, стереч.

Коллективная работа.

Прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу.

К какой части речи они относятся?

Какое местоимение можно подставить к каждому глаголу?

Кто догадался, в каком лице употреблён глагол?

Запишите эти глаголы в неопределённой форме.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).

просить
терпеть
собрать
понять
бежать
тереть
поднять
ловить
беречь

Проверяем работу у доски.

(Ответы учащихся). Приготовьте сигнальные карточки, оцените работу.

4. Постановка проблемного вопроса.

(Ответ детей: “спряжение”).

С какой частью речи оно связано?

Вы хотите узнать, что такое спряжение?

Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?

(Что такое спряжение глаголов?).

1. Составление таблицы.

К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?

Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.

(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).

— Какие вы знаете местоимения?

На какие группы их можно разделить?

Как называются все эти местоимения?

От какого слова образовалось прилагательное “личное”?

Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.

Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.

(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).

Как вы изменили глагол?

Какая часть слова изменялась?

Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?

Кто догадался, что такое спряжение глаголов?

(Изменение глаголов по лицам и числам).

2. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике определение (с. 158).

Что значит “проспрягать глагол”?

(Изменить по лицам и числам).

1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).

Проспрягайте глаголы, выделите окончания:

(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).

Проверка работы у доски (сигнальные карточки).

Кто допустил ошибки, исправьте их.

Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”

Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?

В каком лице у глаголов самые длинные окончания?

Чем интересно окончание

Какая буква в конце?

3. Работа с учебником.

Чтение вывода (с. 158).

Гимнастика для глаз по таблице Базарного.

4. Самостоятельная работа.

I в.II в.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания.Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания.
Расти

(Два ученика у доски).

Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.

Как определить лицо и число глагола?

(По местоимению и окончанию или только по окончанию).

5. Поиграем в игру “Измени слово”.

дует2 л., ед. ч.дуешь
ревёт3 л., мн. ч.ревут
свистит2 л., мн. ч.свистите
качает3 л., мн. ч.качают
срывает2 л., ед. ч.срываешь
стучит1 л., мн. ч.стучим

К какому существительному можно отнести эти глаголы.

Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.

7. Итог урока.

Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.

Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!

Домашнее задание.

Проспрягать глаголы: говорить, сочинить, нести.

Источник

Урок то теме «Спряжение глагола». 5-й класс

Класс: 5

Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

Замереть от страха

Расстилаться на лугу

Заблистать на солнце

Собираться в дорогу

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

Бледная тень набегает на рощу и тает.

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

Слово какой части речи? (Глагол).

Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)

4. Объяснение нового материала

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

5. Объяснение алгоритма-инструкции

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, если окончание ударное, то

2. Если окончание безударное, определи вид глагола.

3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

10. Физминутка. Упражнения для рук

Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

11. Работа по группам

1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.

Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.

Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.

3 группа работает по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

Задание выполняется на листочках.

13. Вывод, итоги

Оценки.

Домашнее задание.

14. Рефлексия

Сегодня на уроке…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *