в каком классе изучают шинель гоголя

Конспект урока по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (8–9-й класс)

Разделы: Литература

… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

слайды с портретами

— А что это за тип героя?

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

— Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

— Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

— Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

— Каково отношение к нему сослуживцев?

— Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?

работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

— Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

— Подберите строчки из текста.

— Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

— Как вы думаете почему?

— Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

— А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

— Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

— Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

— Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

— Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

— Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

— Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

— Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

— Где кульминация повести?

— В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

— Что удалось изобразить иллюстраторам?

— Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

— Каким же вы увидели чиновника?

— Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

— А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

4. Обсуждение ответов детей

выступление первой второй, третьей группы

— За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

— Как вы понимаете авторскую позицию?

— О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

— Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

— Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)

Источник

В каком классе проходят повесть «Шинель» Н. Гоголь?

В каком классе нужно читать повесть «Шинель» Николая Гоголя?

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

Проходят «Шинель» в школе в восьмом классе.

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

Замечательная вещь Александра Куприна!

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую

И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.

Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!

Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)

Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».

Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.

Источник

Конспект урока по литературе Н.В. Гоголь «Шинель»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок литературы в 8 классе на тему:

«С днем рождения, Акакий Акакиевич!» (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

Малова Е.А., учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;

Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Иллюстрации к произведению.

Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока «С днем рождения, Акакий Акакиевич!» И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», постараемся ответить на вопросы:

-Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

— А как должно быть в жизни?

Девушки, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

По вертикали:

По горизонтали:

Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)

Место действия повести; (Петербург)

Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)

Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)

Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)

Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)

В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

( Гуманизм . Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

2. Аналитическая работа с текстом повести:

А теперь обратимся к самой повести.

(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)

— Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

— В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

— Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

— Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

3. Элемент драматической постановки:

Девушки, к нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

— Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

— Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

— Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

— Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

— В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

— С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

4. Этап закрепления новых знаний.

Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. ( Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

2. Элемент драматической постановки:

Значительное лицо : “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

— Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?

— Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича?

— Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

— Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

— Что унесете вы сегодня с собой с урока?

— Замечательные подарки вы сделали сегодня Акакию Акакиевичу. Нарисовали красивые рисунки, бистро разгадали кроссворд, показали хорошее знание текста произведения, здорово играли роли. Я уверена, что наш герой был бы этому очень рад.

3. Заключительное слово учителя:

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

Каждой ученице предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Довольна ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумела ли ты получить новые знания?

Ты была активна на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумела показать свои знания?

6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Написать сочинение на тему: «Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Источник

Материал для урока по рассказу Н.В.Гоголя «Шинель».

В папке содержится несколько файлов, необходимых для проведения урока по рассказу Н.В.Гоголя «Шинель» в 8 классе: разработка урока, презентация, музыкальные файлы, раздаточный материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Schinel»

Образ «маленького человека»

в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Не пренебрегай маленькими

людьми, они могут помочь тебе

Предварительное домашнее задание.

Всем учащимся: прочитать текст повести.

подобрать короткие музыкальные фрагменты к отдельным эпизодам и обосновать выбор;

1) Слово учителя. (Зачитывает эпиграф урока со слайда). Ещё за шесть веков до Н.В.Гоголя арабский историк Абу-ль-Фарадж сказал так о роли маленьких людей. Вполне вероятно, русский писатель 19 века подразумевал под образом «маленьких людей» не то, что имел ввиду историк 13 века, а возможно, то же самое, вероятно, если бы они встретились, как встретились сегодня мы, читатели 21 века, они обсудили бы это.

У нас сегодня такая возможность есть. (смена слайда)

— Назовите имя героя, мистическим образом шагающего из века в век? Маленький человек, герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин.

Чтобы составить его портрет, предлагаю определить информационное поле, в котором живёт герой. Сделаем это с помощью кластера, заготовки для которого у вас есть. (смена слайда)

2) Заполнение кластера.

— Кто в центре внимания? Вписываем в центр (ученики в заготовках, учитель на доске).

— А теперь ваши предложения, что помогает автору раскрыть образ? Важно всё, что привлекло ваше внимание, ничьё мнение не может быть отвергнуто!! Фиксируем все предложения (мозговой штурм: учащиеся высказываются, предложения записываются в составляющих кластера).

— Портрет, речь, отношение к службе и сослуживцам, отношение сослуживцев к А.А., имя, фамилия, крещение, чин, шинель, автор, духовный облик.(если уч-ся называют что-то другое, это обязательно фиксируется). Если недостаточно составляющих, дорисуйте. (Если дети не вносят в кластер «автор», учитель подводит их к этому:

— Ребята, а кто ещё незримо находится рядом

с героем и незаметно формирует отношение

читателя к происходящему?)

— Соедините линиями те части, которые, по-вашему, непосредственно связаны между собой. (Соединяют, 2-3 ученика озвучивают и комментируют связи).

— О чём говорят линии соединения? (внутренняя взаимосвязь всех элементов текста, лишнего нет). Вы спланировали нашу дальнейшую работу.

— Продолжите одно из начатых предложений или напишите свою

«Мне хочется узнать…»

«Мне интересно понять, почему…»

«Хочу понять, зачем герой…» (у детей на листах варианты формулировок,

демонстрируются и на экране).

II . Стадия осмысления. Работа с текстом.

— Каким же вы увидели главного героя, работаем с текстом, а по ходу работы будем вносить дополнения в грозди кластера. (Работа в парах)

— С чего начнём? (Дети предлагают, начинаем работать с текстом с того смыслового блока, который предлагают дети).

1) Портрет: стр.523 + 526 (внешний вид).

— «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».

Вывод: невзрачен, неказист.

— По греч. Акакий значит «незлобивый» Герой повести во всём обижен

судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное

даже для того времени. Почему?

По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как

звали отца. Не символично ли это? Продолжение доли отца, вероятно,

такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.

— Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” –

не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли

— Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?

— Это и судьба, и характер.

«Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его…Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич».

— «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как будто предчувствовал что будет титулярный советник».

— «…это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно». Опять судьба.

— А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?

— Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении

героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести

даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера,

а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.

— «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями, … частицами…)

Вывод: косноязычен, не умеет говорить.

6) Отношение к службе и сослуживцам: стр.525

« Но ни одного слова не отвечал на это А.А.» только «..если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Зачем вы меня обижаете?»

Вывод: безответный, беззащитный, ревностно относящийся к службе.

7) Отношение сослуживцев к А.А.: стр.524

Авт: Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество

Вывод: «…вечный титулярный советник», один из тех, «которые не могут

9) Духовный облик: стр.527

— «..А.А. не предавался никакому развлечению»,

«..с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием»

— чистосердечный – стр. 538 (пришёл на вечеринку).

Вывод: беден, скуден духовный мир «маленького человека», Гоголь не

скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его

ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность

логически мыслить. Почему же он так приглушает все эти

отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным

планом даёт другое: кротость, безропотное терпение забитого жизнью

Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей мысль о том, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.

Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования.

— В каком эпизоде особенно рельефно? (с молодым чиновником, посмеявшемся над А.А. вместе с товарищами).

подруга (новая): «как будто бы он женился, как будто какой-то другой

человек присутствовал с ним, как будто был он не один, а какая-то

приятная подруга согласилась с ним проходить вместе жизненную

мечта (питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей

шинели», «существование его сделалось полнее»);

надежда (как изменился герой!

«огонь показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие, отважные

«сердце начало биться» – стр.535);

живое существо, у которого появляется собственное лицо, когда А.А.

в ней идёт по улице «.. и посмотреть ещё раз на свою (Петрович)

шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо»;

А.А. точно самый большой торжественный праздник», «пообедал

Вывод: вот она, вторая радость в несчастной жизни бедного человека.

Что же дальше? Как развиваются события от такой радости к трагедии?

смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней;

Подведение итога. (смена слайда)

Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или

несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может

противостоять хамству и жестокости сильных мира сего,

просит нас писатель.

III . Стадия рефлексии.

Нам, современным читателям, кажется, что события, герои,

изображённые в повести, очень далеки от нас. Однако и сейчас есть

очень много одиноких людей, им нужно наше внимание, сочувствие.

Нужно уметь сказать человеку: «Я брат твой! Я хочу тебе помочь!»

2. Возвращение к теме. (смена слайда)

— А теперь самое время поставить знак

завершения в теме. (Уч-ся ставят знак в теме на листах, если

позволяет время, комментируют свой выбор).

3. Возвращение к эпиграфу: (смена слайда)

— Как современному человеку могут помочь возвыситься маленькие

люди? (При затруднении учащимся предлагается обратиться к

толкованию лексического значения слова «возвыситься»).

— Где-то далеко живёт тихий, маленький человек, который

собирает все печальные слёзы, делает из них звёзды и вешает на

небо. И когда исчезает причина печали, звезда падает, чтобы кто-то

там, на земле, мог загадать счастливое желание.

IV . Выставление самооценки, возвращение к цели –достигнута

ли цель (если позволит время)

1. Мини-сочинение «О чём заставляет размышлять повесть «Шинель»?

2. Составить кластер для характеристики чиновников.

3. Написать творческую работу – синквейн, по образцу.

Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Первичная работа с текстом произведения

Наличие сформулирован ной цели

Наличие собственных предложений по заполнению кластера

Участие в работе по составлению характеристики героя

наличие закладок, собственных пометок

Дополнительные 5 баллов за индивидуальную творческую работу

Перевод баллов в оценку:

Просмотр содержимого документа
«Листы 2,3,4»

Сформулируй свою цель на уроке

Продолжите одно из начатых предложений или напишите свою

Я хочу узнать …____________________________________________________

Мне хочется узнать …_______________________________________________

Мне интересно понять, почему … _____________________________________

Хочу понять, почему герой …_________________________________________

Хочу понять, зачем автор …__________________________________________

Твоя собственная формулировка ______________________________________

обратить на себя внимание, подняться, вознестись,

2. Превосходить какими-нибудь качествами. Он

возвышается над всеми своей смелостью, добротой.

3. (переносное). Получить более важное значение, .

Он постепенно возвышается в моих глазах.

1-я строчка – одно существительное, тема;

2-я строчка – два прилагательных, описание темы;

3-я строчка – три глагола, действия, относящиеся к теме;

4-я строчка – 4 слова: предложение, фраза, показывающая отношение автора

5-я строчка – одно слово – ассоциация, синоним, повторяющий суть темы в

Стремишься, завоёвываешь, достигаешь.

Это награда за любовь.

Ваш синквейн по теме урока

Просмотр содержимого документа
«история с ружьём»

Просмотр содержимого документа
«кластер»

Кластер по теме « Я брат твой ____ » в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть фото в каком классе изучают шинель гоголя. Смотреть картинку в каком классе изучают шинель гоголя. Картинка про в каком классе изучают шинель гоголя. Фото в каком классе изучают шинель гоголя

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *