в каком классе изучают пунктуацию

Ознакомление младших школьников с пунктуацией

в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию

в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию

I — II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков
препинания. В начальных классах предметом
изучения являются четыре знака препинания:
точка, вопросительный знак, восклицательный
знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предло­жением с однородными членами. Несмотря на то, что количество
пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначи­тельно, учителю необходимо в каждом классе систематически ра­ботать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания

Основное назначение пунктуации, как это отмечается в линг­вистической литературе,— «указывать на смысловое членение ре­чи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят» (Абакумов С.)
Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, точка в конце предложения указывает на закончен­ность предложения и его повествовательный тип по цели высказы­вания. Восклицательный знак в конце предложения также указы­вает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель, прежде всего, обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Эле­ментарный прием ознакомления с ролью точки — чтение текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)

В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Смысловая сторона речи обусловливает и структу­ру предложения. Поэтому при обучении школьников пунктуации нужно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую осно­ву, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Практическое ознакомление первоклассников с употреблением точки, вопросительного и восклицательного знаков начинается в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижа­ется. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4 предложения) на предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном про­изношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение (Мы любим петь), подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой (— — —). Учитель говорит: «В устной речи одно предло­жение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак — точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал для понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется кар­точка с точкой. При записи предложений на уроках письма уча­щиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению.

в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию

Более углубленная работа по употреблению точки, вопроситель­ного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период проис­ходит осознание синтаксической основы постановки знаков пре­пинания в конце предложения. Изучение членов предложения, свя­зи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку зна­ков препинания в конце предложения.

По интонации предложения бывают восклицательные и невоскли­цательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интона­ции может быть восклицательным и невосклицательным в зависи­мости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли диктует поставить точку. Стремление подчеркнуть радость обусловит по­становку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте с повторяющимся предложением, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подруж­кам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и четвертом — повест­вовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с осо­бым чувством радости, поэтому по интонации является восклица­тельным.

Следует постоянно обращать внимание учащихся на произно­сительную сторону предложения, учить соблюдать логическое уда­рение, повышать или понижать голос в определенной части пред­ложения, делать паузу между предложениями и т. д.

При изучении в IV классе предложений с однородными члена­ми учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а, наоборот, указывает на его незавершен­ность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает раз­ницу в интонации точки, т. е. произношения конца предложения, и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (После слов по реке, сталкивались голос по­нижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет про­должено.)

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над поста­новкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

На уроках русского языка при выполнении упражнений, свя­занных с классификацией слов, учитель знакомит второклассников с использованием двоеточия или тире при перечислении, а также с употреблением запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постоянно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на кон­кретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуа­ционные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.

Учитель должен обращать внимание на сложные предложения, употребляемые учащи­мися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями слож­ных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно пред­ложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям об употреблении запятой в сложносочиненных и сложно­подчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа изложений и сочинений, а также при подготовке к написанию раз­ного вида творческих работ нужно сказать о запятой в сложном предложении перед словами который, если, потому, что, так как.

Для формирования пунктуационных умений в методике выделяют разнообразные упражнения: 1) членение текст на предложения и наблюдения над интонацией при членении текста; 2) расстановка знаков препинания в предложения, напечатанных без них; 3) объяснение имеющихся в тексте (расставляемых или расставленных самими учащимися) знаков препинания; 4) объяснение знаков препинания в тексте, написанном под диктовку учителя (воспринятом на слух); 5) составление графических схем пунктуационных правил.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность ра­боты над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформ­лять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложе­нием в устной и письменной речи.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Синтаксис и пунктуация

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.

Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?

Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.

Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.

Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.

Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.

Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).

Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

Функции знаков в препинания

в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть фото в каком классе изучают пунктуацию. Смотреть картинку в каком классе изучают пунктуацию. Картинка про в каком классе изучают пунктуацию. Фото в каком классе изучают пунктуацию

Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.

Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.

Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.

Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.

Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.

Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный / множественный выбор

Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?

Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?

Варианты ответа: 5, 10, 7, 11

Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10

Источник

Формирование у школьников пунктуационных умений

Обучение школьников основам пунктуации начинается в первых классах. Дети получают знания о правилах расстановки знаков препинания.

В начальной школе дети получают знания о таких знаках, как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки. При этом запятую используют только в простых предложениях, состоящих из однородных членов.

Несмотря на то, что существует достаточно много правил пунктуации, педагог должен проводить занятия систематически. Многие знаки препинания служат для того, чтобы обслужить конец предложения. Дети должны разобраться в первую очередь в том, каковы функции речи и ее основы, что позволит им лучше усвоить принципы расстановки знаков препинания.

Главное назначение пунктуации – это указать на смысл разделения членов предложения.

Более того, пунктуационные знаки позволяют передавать оттенки смыслов, которые свойственны отдельной части речевого высказывания. Знаки также демонстрируют связь, существующие между отдельными частями внутри предложения.

Более того, пунктуационные знаки, помимо других языковых средств, дают возможность передать смысловой оттенок, который характерен для отдельной части высказывания.

В результате мысли передаются точно и воспринимаются другими людьми правильно. К примеру, точка в конце предложения указывает на то, что предложение закончилось, а также на то, что оно носило повествовательный характер.

Восклицательный знак нужен для обозначения завершенности предложения, а также на эмоциональном отношении произносящему высказывание к его содержанию.

Когда младшие школьники знакомятся с пунктуационными знаками, педагог старается показать их роль и назначение. При этом нужно обратить внимание детей на то, как важно правильно расставить знаки препинания внутри предложения, когда пишешь. Также важно и правильно их выделять интонацией и другими средствами выразительности, когда зачитываешь текст вслух.

Правила русской пунктуации очень важны. Детям это нужно усвоить, чтобы они могли в будущем грамотно писать.

Необходимо добиться следующего:

Большое значение для младших школьников играет то, какой курс пунктуации выбрал учитель. Ведь эта программа заложит основу для формирования пунктуационных навыков в будущем.

Ученики должны как можно раньше ознакомиться с правилами пунктуации, ведь это создаст прочную основу для развития у детей способности замечать за знаком смысл высказывания. Также нужно правильно воспроизводить его с помощью интонации, учить детей использовать знаки препинания, когда они создают письменные работы, чтобы точно выражать свои чувства и мысли.

В начальной школе дети знакомятся с точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками. Они изучают их смысл, интонационный способ их передачи, структуру предложений с этими знаками. Но на практике дети нуждаются в использовании и других пунктуационных знаков для правильного оформления собственной речи. Например, им нужно владеть многоточием, кавычками, скобками и тире.

Все чаще они замечают эти знаки в книгах. Поэтому они осознают, что есть потребность в их использовании. Дети замечают и другие способы выделения смысла в предложении: это выделение ключевых слов с помощью шрифта, подчеркивания и с помощью разнообразного расположения текста на странице.

Лишь некоторые ученики самостоятельно приобретают так называемое пунктуационное чутье, подобно тому, как у многих ес

ть орфографическое чутье. Но большинство людей нуждаются в том, чтобы изучать правила пунктуации. Самый простой для восприятия детьми способ изучения пунктуационных правил – это интонационный.

Опыт показывает, что нужно много времени посвятить драматизации, декламации и постановкам сценок. Интонацию проще всего усвоить во время чтения вслух со страниц книги. К сожалению, школьная практика очень редко использует моделирование, чтобы обучать детей пунктуации.

Редко используются и другие приемы. Например, не принято организовывать дидактически игры, редко применяются графические диктанты, не проводится анализ ошибок пунктуации, которые ребята допускают, когда выполняют те или иные виды заданий на письме.

Поэтому лучше был бы организовать изучение пунктуации в начальных классах, чтобы более эффективно организовать процесс формирования пунктуационной грамотности у детей в последующем.

Развитие пунктуационного навыка – это очень долгий процесс, который начинается во время обучения грамоте. У него есть свои особенности, которые зависят от того, какая используется образовательная программа.

Развитие пунктуационного навыка у детей, которые учатся в начальных классах, имеет свои особенности.

Школьники знакомятся с тем, как и где правильно ставят запятые и точки. Изучаются ими также и многоточия и вопросительный и восклицательный знаки. Дети уже в начальной школе получают навыки работы с двоеточием, тире, кавычками и т.п.

Большое внимание уделяется тому, чтобы научить школьников выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию и делая паузы в нужных местах согласно расставленным пунктуационным знакам.

Младшие школьники получают знания о восклицательных, вопросительных и повествовательных высказываниях. Они учатся ставить точку в конце предложения, а начинать его с большой буквы. Также они учатся читать текст, правильно подбирая интонацию в зависимости от расставленных знаков препинания.

Большое внимание уделяется обучению восклицательных и побудительных предложений, их правильному использованию в разных ситуациях общения. Приобретаются знания о том, что такое однородные члены предложений, обучение предполагает использование интонации при перечислениях. Также младшие школьники изучают, как главные и второстепенные члены предложения объединяются в однородные, учатся работать с союзами.

Уже появляются первые навыки расстановки запятых в предложениях, имеющих в своем составе однородные члены. Дети знакомятся со смысловой ролью пунктуационных знаков. Они учатся правильно понимать то, что написано, более грамотно пишут сами.

Все эти знания дают возможность детям продолжить изучение сложных предложений, имеющих пока бессоюзную конструкцию, состоящую из двух частей. Также начинает развиваться способность правильно ставить запятую между разными частями внутри сложного предложения.

Дети знакомятся также с многоточием. И это правильно, ведь в текстах, предназначенных для чтения в этом возрасте, многоточие время от времени тоже встречается.

Младшие школьники получают базовые знания о знаках препинания. Так как система обучения предполагает более высокий теоретический уровень, дети не просто знакомятся с классификацией разных видов предложений, но и усваивают, как они обозначаются с помощью пунктуации.

Нетрадиционные программы содержат в своей структуре еще больше пункторамм. Дети дополнительно осваивают работу с запятыми, входящими в состав сложных предложений, учатся оформлять прямую речь.

Источник

Методические материалы «Обучение пунктуации в начальных классах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Этапы работы над знаками препинания

Какие пунктуационные умения формируются

Какие задания используются

Задачи этапа: помочь понять роль знаков препинания впроцессе общения; сформировать умениевидеть и опознавать знаки препинания; научить соблюдать при чтении соответствующую каждому знаку препинания интонацию, опираясь при этом на смысл высказывания.

связан с периодом обучения грамоте, когда происходит практическое знакомство учащихся с термином«знаки препинания», с перечнем знаковпрепинания, встречающихся на страницахазбуки и в прописях (точкой, вопросительным и восклицательным знаками, многоточием, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, кавычками).

Активному осмыслению материала попунктуации и формированию пунктуационных умений младших школьников способствуют различного рода игровые ситуации,помогающие ученикам выполнить такойобъем умственной работы, который можетбыть совершенно недоступен в обычнойучебной ситуации. Приведем пример фрагмента урока, предполагающего ознакомление с запятой в игровой форме (Учебнометодический комплекс «Школа России».«Азбука», В.Г. Горецкий и соавт.).

а данном этапе осуществляется формирование и развитие целого комплексаумений: а) слышать и правильно воспроизводить услышанное высказывание; б) понимать смысловую сторону высказывания;в) соотносить смысловую и интонационную стороны высказывания; г) соотноситьсинтаксические, смысловые и интонационные признаки высказывания с употребляемыми знаками препинания; д) применятьполученные сведения о знаках препинанияна языковом материале учебника русскогоязыка.

На данном этапе происходит повторение и закреплениетех сведений о знаках препинания, которыеученики получили в букварный период.Предусмотрено ознакомление школьниковс типами предложения по цели высказывания; учащиеся изучают правило об употреблении знаков препинания в конце ложения, осознают грамматическую основупостановки знаков препинания.

Задание 1. Прочитайте предложения.Как все рады солнцу и свету!Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клоч
ки по закоулочкам!— Как вы думаете, есть ли сходство между этими предложениями? Обоснуйте свойответ. Чем различаются эти предложения?Определите, какое чувство выражает каждое из этих предложений. Запишите предложение, выражающее радость.Развитию логического мышления учащихся способствуют упражнения на сопоставление предложений как в пунктуационном, так и в интонационном плане. Дляосознания младшими школьниками смысловой зависимости знаков препинания используются упражнения на замену одногознака препинания другим. При выполнениитакого рода заданий учащиеся выясняют условия употребления знаков препинания.Умение школьников различать вопросительные предложения по вопросительным словам формируется при помощи следующих заданий.Задание 2. Прочитайте, спишите предложения. В данных предложениях найдитеслова, которые подают сигнал о вопросе.Чему научится школьник?Где растут цветы такие?Задание 3. Вставьте в предложенияпропущенные слова — сигналы вопроса.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2014. No 746,,

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ47. это лыжи, твои или папины. идем мы с Пятачком?Для систематизации знаний учащихся отипах предложений по цели высказыванияпредлагается следующее задание.Задание 4. Прочитайте предложения.Можно ли данные предложения разделитьна группы? Обоснуйте свой ответ, опираясьна смысл и интонацию прочтения.Кто в тереме живет?Медленно падают белые снежинки.Эй, слуги, позовите царевича!При многоаспектной и разнообразнойработе над словом в процессе изучения всехразделов курса русского языка школьникивыполняют различные виды упражнений,составленных из отдельных слов. На языковом материале таких упражнений происходит закрепление дограмматических знаний об употреблении запятой, двоеточия,точки с запятой, тире

На этом этапе расширяетсяпредставление учащихся о типах предложения по цели высказывания и проводится более углубленная работа по наблюдению над смысловой стороной высказываний, над разными типами интонаций, надролью знаков препинания в процессе общения.

В III классе происходит ознакомлениешкольников с видами предложений по интонации, организуется наблюдение над«восклицательными словами» (Ой! Ах!Эх!),являющимися сигналами к поставкевосклицательного знака. Знакомство с формальнограмматическими показателямивосклицательных предложений способствует более глубокому осознанию учащимися смысловой и эмоциональной сторонвосклицательных предложений.

В систему упражнений по пунктуациивводятся упражнения и задания, позволяющие ученикам увидеть, что неверная постановка знаков препинания может нарушитьсмысл написанного.На этом этапе выполняются упражнения из учебника русского языка на группировку слов или форм слов по различнымграмматическим или лексическим признакам с целью тренировки в употребленииточки с запятой.

На этом этапе формируются умения:использовать данные синтаксическиеконструкции в собственных письменныхвысказываниях учащихся; обосновыватьвыбор места для постановки препинаниязнака с опорой на структурные, смысловые и интонационные признаки предложения.

Школьники знакомятся с употреблением знаков препинания в простыхпредложениях, осложненных однородными членами предложения, обращением, атакже с пунктуацией сложного предложения.

С целью формирования пунктуационных умений младших школьников используются упражнения, предполагающие применение приема сопоставления, которыйспособствует лучшему усвоению языковогоматериала, формированию сознательного ипрочного навыка правописания, развитиюмышления и речи учащихся. Так, для ознакомления младших школьников со средствами связи между простыми предложениями в составе сложного учащимся предлагается следующее упражнение.— Прочитайте предложения. Сравнитеих. Как вы думаете, есть ли сходство междуэтими предложениями? Обоснуйте свой ответ. Чем различаются эти предложения?Подул сильный ветер, зашелестели жел
тые листья.Подул сильный ветер, и зашелестелижелтые листья.Зашелестели желтые листья, потомучто подул сильный ветер.В процессе наблюдения учащиеся устанавливают, что простые предложения всложном связаны между собой с помощьюинтонации или союзов (например, с помощью союза аили союза потому что)

1. Первоначальное ознакомление со знаками препинания целесообразно строить на интонационно-смысловой основе.

2. По мере накопления у учащихся грамматических знаний на что необходимо ориентироваться?

По мере накопления у учащихся грамматических знаний необходимо ориентироваться на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в той или иной синтаксической конструкции.

3. От чего зависит эффективность формирования пунктуационной грамотности учащихся?

Эффективность формирования пунктуационной грамотности учащихся зависит от наличия представлений о функциях знаков препинания.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *