в каком классе изучают причастие и деепричастие
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе «Причастный и деепричастный оборот»
Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы. Определение темы и формулировка задач урока.
На экране: “Повторение параграфов 21,27”. (Cлайд1.)
Учитель: – Как вы думаете, может ли звучать так тема урока?
– Предложите свой вариант темы урока.
(Причастный и деепричастный обороты) – запись тетради. (Слайд 2.)
– Есть ли такой параграф в учебнике? (Нет.)
– Нужен ли нам такой урок? Зачем?
(С причастным и деепричастным оборотом связаны постановки знаков препинания.)
– Чем мы будем заниматься на уроке?
(Повторять правила выделения причастных и деепричастных оборотов, применять правила на письме, сравнивать причастные и деепричастные обороты.)
Учитель: – Вы видите, что сегодня в классе много газет. Как вы думаете почему?
– Мы будем выпускать с вами газету. Это будет уже 3-й номер нашей газеты. (Слайд 3.)
– Поэтому мы сегодня будем дальше отрабатывать умение редактировать предложения с ошибками, повторим основные речеведческие понятия на основе художественного текста.
III. Опорное повторение с элементами проверки домашнего задания.
Учитель: – 1 статья в газете – научная. (Слайд 4.)
Вы – журналисты! Вам известна тема статьи (вы видите ее на экране). Материал к ней вы сможете собрать в течение 5 минут, поучаствовав в пресс-конференции с “учеными-лингвистами” (к доске выходят по 1 ученику с каждого ряда). На этой конференции, задав вопросы (по 3 вопроса на тему “Причастный и деепричастный оборот” каждый ученик составлял дома), вы сможете узнать все, что вас интересует.
– Рабочий материал для научной статьи у вас есть, его уже можно отдать в набор.
У вас ровно 3 минуты, чтобы оформить рабочие материалы и сдать их. (Слайд 5.)
(Проверочная работа: учащиеся на листах пишут, что такое причастный и деепричастный оборот, чем они отличаются)
IV. Систематизация и углубление изученного.
1) Учитель: – На столах лежит материал, который уже набран, но мы его не можем отправить в печать. Почему? (Текст разрезан на 5 частей.) (Приложение 2) (Слайд 6.)
(Надо восстановить последовательность происходящих событий.)
Задание: в течение 2–3 минут восстановите текст, работая в парах.
(Учащиеся вспоминают основные части композиции рассказа, названия которых появляются на экране в результате перехода со слайда 7 на слайд8 по гиперссылке. Каждый абзац представляет собой определенную часть композиции. Композиционная схема постепенно открывается на слайде 8, с которого после проверки также по гиперссылке мы возвращаемся на Слайд 7.)
2) Учитель: – В то время, когда мы работали над текстом, двое наших “специальных корреспондентов” выполняли особое задание (индивидуальная работа).
Итак, следующая страничка нашей газеты поэтическая – “Поэтический букет”.
– Из предложенных стихотворений “спец. корреспондентам” необходимо было выбрать те, в которых есть предложения с деепричастными и причастными оборотами”. Они и украсят нашу газету поэтическим букетом. (Слайд 10, Приложение 3). (Учащиеся, выполняющие индивидуальную работу на уроке, читают стихотворения, остальные – проверяют, справились ли они с заданием.)
(звучит песня “Герои спорта” А.Пахмутовой, Н. Добронравова в исполнении М.Магомаева.)
– Олег – баскетболист. Повторяем за ним движения (имитируем движения баскетболиста на поле).
– Маша – гимнастка. Повторяем любимые Машины движения.
– Максим – хоккеист. Повторяем движения за Максимом.
Учитель: – Отдохнули? За работу! Нас ждет страница “Герои спорта”
– Задание: на экране (Слайд 11) вы видите предложения от спортсменов нашего класса, которые нужно осложнить причастными или деепричастными оборотами.
4) Учитель: – Есть в нашей газете и юмористическая страничка “Из школьных сочинений” (Слайд 12.)
– На экране – предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Ваша задача – записать предложения в исправленном виде.
V. Подведение итогов урока. (Cлайд13.)
Учитель: – Интересна ли будет наша газета? Чем?
– Что удалось сегодня на уроке?
– Какие странички показались вам наиболее интересными?
– Не отвлекла ли такая работа от основной цели урока?
– Выполнили мы те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
VI. Домашнее задание. (Cлайд 14.)
– Творческое задание: предложите свою страничку, рубрику в нашу газету. Оформите ее письменно. Не забывайте при выполнении этого задания о теме “Причастный и деепричастный обороты”.
Повторение и обобщение изученного о причастиях и деепричастиях. 7-й класс
Класс: 7
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя. Ребята! А вы любите сказки? Тогда я расскажу вам одну.
Было это или не было, не знаю, но слышала эту сказку от доброй феи.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в этой сказке? (О причастии и деепричастии)
– Правильно. На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему “Причастие. Деепричастие”. Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать причастия и деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением этих частей речи в тексте. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Приложение 1, слайды 1, 2)
– Ребята! Мы начинаем урок повторения по теме «Причастия. Деепричастия». Необычен он тем, что это урок-проект. Некоторые этапы его будут строиться на ваших творческих работах. Мы привыкли выполнять проект во внеурочное время в течение нескольких недель. Сегодня мы выполним краткосрочный проект за один урок.
Когда вы заходили в кабинет, вы выбрали себе сердечки разного цвета, тем самым определив для себя группу, в которой вы будете сегодня работать. Итак, справа будут работать с причастиями, а группа слева с желтыми сердечками – с деепричастием. И каждая группа будет защищать свою часть речи, доказывая, что именно без нее нельзя обойтись. И еще у нас будет работать контрольная группа, которая в конце урока оценит ваши ответы и поставит вам отметки за работу на уроке.
3. Вариативное задание (слайды 3, 4 – проверка)
– Перед вами слова. Сгруппируйте их в два столбика. По какому принципу вы будете их делить?
Недоумевающий, согреваясь, убаюкивая, летящий, занятый, повелевая, блеснув, блестящий, взглянув, управляемый, покорившись, написавший, пойманный
– Докажите, что слова 1-й группы – причастия, а 2-й группы – деепричастия. Признаки каких частей речи соединяет причастие? (Глагола и прилагательного). А деепричастие? (Глагола и наречия).
4. Разноуровневая работа. (слайды 5, 64 – проверка)
– Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с причастиями и деепричастиями”. Выписать причастия и деепричастия, которые пишутся с не- раздельно.
5. Самостоятельная работа (слайд 7)
Сравните правила выделения причастных и деепричастных оборотов на письме. Какое из них учитывает позицию оборота в предложении? (Дается без знаков препинания).
Высоко в небе проносятся тучи, роняя белый снег.
Высоко в небе, роняя белый снег, проносятся тучи.
Роняя белый снег, высоко в небе проносятся тучи.
Пригретые солнцем листья падали на сырые дорожки.
Листья, пригретые солнцем, падали на сырые дорожки.
(Самостоятельная работа проверяется на месте, читается со знаками препинания).
Учащиеся делают выводы о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.
6. Рефлексия. Защита причастия
– Ребята, у вас было домашнее задание найти стихи в Интернет-ресурсах, сочинить самим или придумать сказки о причастии и деепричастии. Кто готов?
Причастие (слайд – причастие)
– Мы хотим представить причастие в виде забавного насекомого – жука, у которого лапки – это морфологические признаки, а усики – словообразовательные признаки.
(Рисунок на доске)
Сказка
– Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал вкатилось неуклюжее деепричастие.– Наказать бунтовщиков!
Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния? Много лет назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно оно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно. Но нашлись бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не хотели обособляться.
7. Подведение итога урока
– Сегодня на уроке мы подвели итоги изучения причастия и деепричастия, представили их в виде зрительного образа, в виде рисунков. У нас получился так называемый «продукт», который я буду использовать в дальнейшем при изучении этой темы в других классах с другими детьми.
– А теперь слово нашей контрольной группе. (вопросы)
Физкультминутка
Закончилась пора работы нашей,
Мы вместе создавали наш проект.
И здесь нам было интересно очень.
Но мы устали и мешал экрана свет.
Давайте встанем, руки вверх поднимем,
Сожмем в кулак и разожмем,
Стряхнем усталость с них,
Присядем, отдохнем.
Итак, для вас еще физкультминутку
Я небольшую проведу сейчас.
Глаза закройте, в стороны смотрите
Сначала вправо, влево пару раз,
Теперь вращаем глазки мы по кругу,
Зажмурились, закрыли и опять
Мы повторяем это упражнение.
Чтобы усталость с наших глаз согнать
И вот теперь расслабимся, представьте
Деревья, щебет птиц нам слышен из окна.
Чтоб отдохнуть, природой окружаем
Себя на миг, и музыка слышна.
– Сегодня мы постарались вспомнить все о причастии и деепричастии.
– Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
– Что показалось вам особенно интересным?
– Какие формы работы больше всего понравились?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
– Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?
8. Домашнее задание: на выбор
1) творческое задание: составить текст на тему «Друзья познаются в беде», включив в него причастия и деепричастия;
2) упр. 582, п.41.
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Суффиксы причастий и деепричастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Деепричастия |
(Что делая? Что сделав?)
Причастия
Видеоурок
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.
- скины для фортнайта для майнкрафта
- порядок ввода частного дома в эксплуатацию 2021