в каком классе изучают причастие и деепричастие

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе «Причастный и деепричастный оборот»

Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы. Определение темы и формулировка задач урока.

На экране: “Повторение параграфов 21,27”. (Cлайд1.)

Учитель: – Как вы думаете, может ли звучать так тема урока?

– Предложите свой вариант темы урока.

(Причастный и деепричастный обороты) – запись тетради. (Слайд 2.)

– Есть ли такой параграф в учебнике? (Нет.)

– Нужен ли нам такой урок? Зачем?

(С причастным и деепричастным оборотом связаны постановки знаков препинания.)

– Чем мы будем заниматься на уроке?

(Повторять правила выделения причастных и деепричастных оборотов, применять правила на письме, сравнивать причастные и деепричастные обороты.)

Учитель: – Вы видите, что сегодня в классе много газет. Как вы думаете почему?

– Мы будем выпускать с вами газету. Это будет уже 3-й номер нашей газеты. (Слайд 3.)

– Поэтому мы сегодня будем дальше отрабатывать умение редактировать предложения с ошибками, повторим основные речеведческие понятия на основе художественного текста.

III. Опорное повторение с элементами проверки домашнего задания.

Учитель: – 1 статья в газете – научная. (Слайд 4.)

Вы – журналисты! Вам известна тема статьи (вы видите ее на экране). Материал к ней вы сможете собрать в течение 5 минут, поучаствовав в пресс-конференции с “учеными-лингвистами” (к доске выходят по 1 ученику с каждого ряда). На этой конференции, задав вопросы (по 3 вопроса на тему “Причастный и деепричастный оборот” каждый ученик составлял дома), вы сможете узнать все, что вас интересует.

– Рабочий материал для научной статьи у вас есть, его уже можно отдать в набор.

У вас ровно 3 минуты, чтобы оформить рабочие материалы и сдать их. (Слайд 5.)

(Проверочная работа: учащиеся на листах пишут, что такое причастный и деепричастный оборот, чем они отличаются)

IV. Систематизация и углубление изученного.

1) Учитель: – На столах лежит материал, который уже набран, но мы его не можем отправить в печать. Почему? (Текст разрезан на 5 частей.) (Приложение 2) (Слайд 6.)

(Надо восстановить последовательность происходящих событий.)

Задание: в течение 2–3 минут восстановите текст, работая в парах.

(Учащиеся вспоминают основные части композиции рассказа, названия которых появляются на экране в результате перехода со слайда 7 на слайд8 по гиперссылке. Каждый абзац представляет собой определенную часть композиции. Композиционная схема постепенно открывается на слайде 8, с которого после проверки также по гиперссылке мы возвращаемся на Слайд 7.)

2) Учитель: – В то время, когда мы работали над текстом, двое наших “специальных корреспондентов” выполняли особое задание (индивидуальная работа).

Итак, следующая страничка нашей газеты поэтическая – “Поэтический букет”.

– Из предложенных стихотворений “спец. корреспондентам” необходимо было выбрать те, в которых есть предложения с деепричастными и причастными оборотами”. Они и украсят нашу газету поэтическим букетом. (Слайд 10, Приложение 3). (Учащиеся, выполняющие индивидуальную работу на уроке, читают стихотворения, остальные – проверяют, справились ли они с заданием.)

(звучит песня “Герои спорта” А.Пахмутовой, Н. Добронравова в исполнении М.Магомаева.)

– Олег – баскетболист. Повторяем за ним движения (имитируем движения баскетболиста на поле).

– Маша – гимнастка. Повторяем любимые Машины движения.

– Максим – хоккеист. Повторяем движения за Максимом.

Учитель: – Отдохнули? За работу! Нас ждет страница “Герои спорта”

– Задание: на экране (Слайд 11) вы видите предложения от спортсменов нашего класса, которые нужно осложнить причастными или деепричастными оборотами.

4) Учитель: – Есть в нашей газете и юмористическая страничка “Из школьных сочинений” (Слайд 12.)

– На экране – предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Ваша задача – записать предложения в исправленном виде.

V. Подведение итогов урока. (Cлайд13.)

Учитель: – Интересна ли будет наша газета? Чем?

– Что удалось сегодня на уроке?

– Какие странички показались вам наиболее интересными?

– Не отвлекла ли такая работа от основной цели урока?

– Выполнили мы те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

VI. Домашнее задание. (Cлайд 14.)

– Творческое задание: предложите свою страничку, рубрику в нашу газету. Оформите ее письменно. Не забывайте при выполнении этого задания о теме “Причастный и деепричастный обороты”.

Источник

Повторение и обобщение изученного о причастиях и деепричастиях. 7-й класс

Класс: 7

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя. Ребята! А вы любите сказки? Тогда я расскажу вам одну.
Было это или не было, не знаю, но слышала эту сказку от доброй феи.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в этой сказке? (О причастии и деепричастии)

– Правильно. На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему “Причастие. Деепричастие”. Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать причастия и деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением этих частей речи в тексте. Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Приложение 1, слайды 1, 2)

– Ребята! Мы начинаем урок повторения по теме «Причастия. Деепричастия». Необычен он тем, что это урок-проект. Некоторые этапы его будут строиться на ваших творческих работах. Мы привыкли выполнять проект во внеурочное время в течение нескольких недель. Сегодня мы выполним краткосрочный проект за один урок.
Когда вы заходили в кабинет, вы выбрали себе сердечки разного цвета, тем самым определив для себя группу, в которой вы будете сегодня работать. Итак, справа будут работать с причастиями, а группа слева с желтыми сердечками – с деепричастием. И каждая группа будет защищать свою часть речи, доказывая, что именно без нее нельзя обойтись. И еще у нас будет работать контрольная группа, которая в конце урока оценит ваши ответы и поставит вам отметки за работу на уроке.

3. Вариативное задание (слайды 3, 4 – проверка)

– Перед вами слова. Сгруппируйте их в два столбика. По какому принципу вы будете их делить?

Недоумевающий, согреваясь, убаюкивая, летящий, занятый, повелевая, блеснув, блестящий, взглянув, управляемый, покорившись, написавший, пойманный
– Докажите, что слова 1-й группы – причастия, а 2-й группы – деепричастия. Признаки каких частей речи соединяет причастие? (Глагола и прилагательного). А деепричастие? (Глагола и наречия).

4. Разноуровневая работа. (слайды 5, 64 – проверка)

– Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с причастиями и деепричастиями”. Выписать причастия и деепричастия, которые пишутся с не- раздельно.

5. Самостоятельная работа (слайд 7)

Сравните правила выделения причастных и деепричастных оборотов на письме. Какое из них учитывает позицию оборота в предложении? (Дается без знаков препинания).

Высоко в небе проносятся тучи, роняя белый снег.
Высоко в небе, роняя белый снег, проносятся тучи.
Роняя белый снег, высоко в небе проносятся тучи.
Пригретые солнцем листья падали на сырые дорожки.
Листья, пригретые солнцем, падали на сырые дорожки.

(Самостоятельная работа проверяется на месте, читается со знаками препинания).

Учащиеся делают выводы о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.

6. Рефлексия. Защита причастия

– Ребята, у вас было домашнее задание найти стихи в Интернет-ресурсах, сочинить самим или придумать сказки о причастии и деепричастии. Кто готов?

Причастие (слайд – причастие)

– Мы хотим представить причастие в виде забавного насекомого – жука, у которого лапки – это морфологические признаки, а усики – словообразовательные признаки.
(Рисунок на доске)

Сказка

– Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал вкатилось неуклюжее деепричастие.– Наказать бунтовщиков!
Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния? Много лет назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно оно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно. Но нашлись бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не хотели обособляться.

7. Подведение итога урока

– Сегодня на уроке мы подвели итоги изучения причастия и деепричастия, представили их в виде зрительного образа, в виде рисунков. У нас получился так называемый «продукт», который я буду использовать в дальнейшем при изучении этой темы в других классах с другими детьми.
– А теперь слово нашей контрольной группе. (вопросы)

Физкультминутка

Закончилась пора работы нашей,
Мы вместе создавали наш проект.
И здесь нам было интересно очень.
Но мы устали и мешал экрана свет.
Давайте встанем, руки вверх поднимем,
Сожмем в кулак и разожмем,
Стряхнем усталость с них,
Присядем, отдохнем.
Итак, для вас еще физкультминутку
Я небольшую проведу сейчас.
Глаза закройте, в стороны смотрите
Сначала вправо, влево пару раз,
Теперь вращаем глазки мы по кругу,
Зажмурились, закрыли и опять
Мы повторяем это упражнение.
Чтобы усталость с наших глаз согнать
И вот теперь расслабимся, представьте
Деревья, щебет птиц нам слышен из окна.
Чтоб отдохнуть, природой окружаем
Себя на миг, и музыка слышна.

– Сегодня мы постарались вспомнить все о причастии и деепричастии.
– Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
– Что показалось вам особенно интересным?
– Какие формы работы больше всего понравились?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
– Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

8. Домашнее задание: на выбор

1) творческое задание: составить текст на тему «Друзья познаются в беде», включив в него причастия и деепричастия;
2) упр. 582, п.41.

Источник

Причастие и деепричастие

Причастие и дее­при­ча­стие — это две осо­бые фор­мы гла­го­ла, кото­рые мож­но отли­чить по обще­му зна­че­нию, мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам и син­так­си­че­ской роли в предложении.

Выясним, что такое при­ча­стие и дее­при­ча­стие в рус­ском язы­ке, какие они име­ют отли­чия и как их выявить в пред­ло­же­нии, если задать к ним соот­вет­ству­ю­щие вопросы.

Причастие — это неспрягаемая форма глагола

Говоря о при­ча­стии, будем иметь в виду, что в рус­ском язы­ко­зна­нии его ква­ли­фи­ци­ру­ют по-разному. Одни уче­ные счи­та­ют при­ча­стие вполне само­сто­я­тель­ной частью речи, а дру­гие — осо­бой гла­голь­ной фор­мой. Независимо от этих взгля­дов на при­ча­стие оно соеди­ня­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи:

Эта фор­ма гла­го­ла обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию, то есть такой при­знак, кото­рый сопря­жен с дей­стви­ем, раз­ви­ва­ю­щим­ся в неко­то­рых вре­мен­ных пределах:

Исходя из выяс­нен­ных зна­че­ний, дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние этой гла­голь­ной фор­ме (части речи):

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Различают дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия, для кото­рых харак­тер­ны опре­де­лен­ные суффиксы:

Причастие изме­ня­ет­ся по паде­жам, чис­лам и родам, как и имя прилагательное.

В сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии при­ча­стие в пол­ной фор­ме согла­су­ет­ся с опре­де­ля­е­мым сло­вом и высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ния. В соот­вет­ствии с этим при­ча­стие отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

Примеры

К вече­ру види­мые на гори­зон­те обла­ка ста­ли розо­ва­то­го цвета.

Растаявший снег побе­жал по дво­ру быст­рым ручейком.

Научимся отли­чать при­ча­стие от дру­гой гла­голь­ной фор­мы — деепричастия.

Чем отличается причастие и деепричастие?

Деепричастие в отли­чие от при­ча­стия не изме­ня­ет­ся ни по родам, ни по чис­лам, ни по паде­жам. Эта неиз­ме­ня­е­мая фор­ма явля­ет­ся резуль­та­том соеди­не­ния грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков гла­го­ла и наре­чия. Для дее­при­ча­стий харак­тер­ны совер­шен­но дру­гие фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

Как фор­ма гла­го­ла дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му сказуемым.

Собачонка (что дела­ла?) лая­ла. Лаяла (что делая?) бегая.

Собачонка лая­ла и в то же вре­мя бега­ла.

Слово «бегая» обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие к основ­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му гла­го­лом «лая­ла».

В пред­ло­же­нии дее­при­ча­стие при­мы­ка­ет к гла­го­лу и выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния обстоятельства.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Неизменяемость этой гла­голь­ной фор­мы — это при­знак наре­чия. Как гла­голь­ная фор­ма дее­при­ча­стие име­ет общую осно­ву, сход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние с гла­го­лом, вид (совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный), воз­врат­ность или невоз­врат­ность и спо­соб­ность управ­лять наре­чи­ем, суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ем в падеж­ной форме.

Как видим, при­ча­стие и дее­при­ча­стие име­ют суще­ствен­ные грам­ма­ти­че­ские раз­ли­чия, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми мож­но без­оши­боч­но опре­де­лить эти гла­голь­ные фор­мы в предложении.

Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)

Суффиксы при­ча­стий и дее­при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Деепричастия

(Что делая? Что сделав?)-а/-яв дее­при­ча­сти­ях несо­вер­шен­но­го видаубе­гая, чув­ствуя, ста­ра­ясь, изде­ва­ясь, прижимаясь-в/-вши/-шив дее­при­ча­сти­ях совер­шен­но­го видасде­лав, уви­дев, попы­тав­шись, поин­те­ре­со­вав­шись, обра­до­вав­шись, раз­ба­вив­ши, испёк­ши, бросивши

Причастия

Видеоурок

Источник

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть фото в каком классе изучают причастие и деепричастие. Смотреть картинку в каком классе изучают причастие и деепричастие. Картинка про в каком классе изучают причастие и деепричастие. Фото в каком классе изучают причастие и деепричастие

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *