в каком классе изучают петра первого
Повторительно-обобщающий урок по истории для 7-го класса по теме «Петр I и его эпоха»
Презентация к уроку
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Урок содержит проблемные задания для индивидуальной, фронтальной и групповой работы с классом. Самостоятельная работа развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Задания базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания. Чтобы заинтересовать учащихся используется презентация.
Форма урока: дидактическая игра.
План проведения игры:
I. Сообщение целей и задач урока.
II. Знакомство с правилами игры.
III. Индивидуальные и групповые конкурсы.
IV. Подведение итогов и награждение победителей.
V. Домашнее задание.
Рефлексия. 1. Ребята о ком и о чём мы с вами сегодня будем говорить. (ответы учеников: О Петре I).
2. Как вы оцениваете роль царя-реформатора? (ответы учеников)
Вступительное слово учителя. Оценка роли Петра I (Слайд5)
Об эпохе Петра I нельзя говорить однозначно. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Я считаю Петра I великим реформатором, однако не отрицаю того, что в своей деятельности он нередко использовал насильственные меры.
Стихи читает ученик: (Слайд 6)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой, о мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель: Сегодня мы c вами на уроке повторим и обобщим пройденный материал о Петре I, императоре-реформаторе и его эпохе. Мы будем работать индивидуально и в группах.
За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный – 0.
I. Блиц-турнир. (Слайд 7)
1. Фамилия Перта I? (Романов)
2. Кто были родители ПетраI? (Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина).
3. Год рождения Перта I? (30 мая (9 июня) 1672 г).
4. Назовите имя учителя Петра I? (Никита Зотов).
5. В каком году Пётра и его брата Ивана провозгласили царём? (1682 г.).
6. Кто был соправителем при братьях? (сестра Петра и Ивана, царевна Софья).
7. Как назывались полки созданные Петром? (“потешные”)
8. Какое название они получили в дальнейшем? (Преображенский и Семёновский).
10. В каких областях были проведены реформы?(технико-экономикие, военном деле, управлении, финансах, торговле, социальной сфере, церкви, культуре, быту).
11.Какие языки знал царь? (Немецкий, голландский, английский и французский).
12. Назовите какие ремёсла знал Пётр I? (кораблестроение, столярное, токарное, оружейное, кузнечное, паяльное, часовое, типографское, плотницкое)
Пётр I был не только организатором русской регулярной армии и флота, но и выдающимся полководцем и флотоводцем. Он являлся одним из основателей русского военного и морского искусства ведения боя. Он использовал силу войск, с искусством внедрял стратегические манёвры для изменения обстановки в свою пользу и таким образом выигрывал генеральные сражения.
Задание: Перед вами контурная карта. Какое сражение здесь изображено? Опишите его.
Что обозначают на карте цифры 1, 2, 3?
Опишите события изображённые на карте под цифрой 4, 5, 6?
Алексей Данилович Меньшиков 1673-1729 гг. (Слайд 11)
Франц Яковлевич Лефорт, 1655/56-1799 гг. (Слайд 12)
Родился в Женеве в семье торговца. Приехал в Россию в 1675 году в годы правления Алексея Михайловича. Поступил на военную службу, но ни чем особо там не отличился. С молодым Петром познакомился в 1689 г и с этой поры они были неразлучны. Современники о нём говорили, что это человек мало сведущий, но зато умел хорошо обо всём говорить, весёлого нрава, приятный собеседник. Принимает участие в создании “потешных” полков и в их манёврах. Он сумел убедить царя в преимуществе иностранной военной формы. Добился того, что сам царь одел иностранный костюм, а потом одел всех придворных и солдат. Он всегда сопровождал царя в походах и на пирах, ввёл царя в общество Немецкой слободы. Пётр I поставил его во главе Великого посольства 1697 г.с которым поехал за границу. Участвовал во штурме Азова 1695 г., был назначен адмиралом русского флота, а за взятие Азова в 1696 г. получил звание Новгородского наместника, золотую медаль и соболиную шубу. Создал галерный флот. Умер Лефорт не достигнув пятидесяти лет.
Татищев Василий Никитич. 1686-1750 гг. (Слайд 13)
Родился в Пскове, в знатной, но разорившейся дворянкой семье. Образование получил в Московской артиллеристской инженерной школе а потом в Европе. Человек который не “вмещается в одной эпохе”. По роду своей деятельности он был солдат, дипломат, разведчик, организатор промышленности и государственный деятель. Но занимался всем. Юрист, математик, философ, географ, экономист, горный инженер, этнограф, языковед, публицист, предприниматель, основатель городов, археолог. История- это не его профессия, но он стал первым историком, автором книги “Истории государства Российского”. Образованнейший человек того времени. Начальник Главного управления уральских заводов, первый исследователь природы Среднего, Южного Урала и Сибири. Из Сибири он привёз бивень мамонта весом 73 кг, что положило начало исследования этого края.
IV. Знаете ли вы реформы?Поставить события и даты в хронологической последовательности. (Вопросы ко всей команде) (Слайд14-15)
Начало создания школ. | 1699 г. |
Газета “Ведомости” и начало строительства Петербурга | 1703 г. |
Создание Синода | 1721 г |
Упразднение патриаршества, новое летоисчисление указ о ношении европейской одежды | 1700 г. |
“Табель о рангах” | 1722 г. |
Реформа местного управления | 1708 г. |
Основание в Москве аптечного огорода-“ботанического сада” | 1706 г. |
Городская реформа | 1720 г. |
Ассамблеи и создание коллегий | 1718 г. |
Основание Кунсткамеры | 1719 г |
Создание Сената | 1711 г. |
Введение гражданской азбуки | 1710 г. |
Учреждение Академии наук | 1724 г. |
Царский указ от отрезании бород и платьев | 1705г. |
Создание карты Каспийского моря. | 1720 г. |
Выпуск “Арифметики” Л.Ф. Магницкого | 1703 г. |
Создание обсерватории. | 1702 г. |
V. “Кто есть кто”. Вести войну за Балтийское море против Швеции, для этого нужна была армия и флот. Кратко опишите мундир воинов, к каким полкам они принадлежали. (каждой группе по одному рисунку). (Слайд 16) Рисунок 6
Во время парада парики с локонами. Разрешалось носить усы.
Физкультминутка. (Слайд 18)
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.(махи руками)
1. Пушка, 2 Мортира, 3, 4 Гаубица
VII. Понятия. (учащиеся отвечают по очереди). (Слайд 20)
Рекруты – податное население, которое выставляло от своей общины определённое количество воинов для службы.
VIII. Факты в цифрах. (учащиеся отвечают по очереди). (Слайд 21)
1. Сколько продолжалась Северная война. (21 год).
2. Сколько лет прожил Пётр 1. (53 года).
3. Сколько лет правил ПётрI. (43 г).
4. Размер одежды у Петра1. (48-го) 5. Сколько лет было Петру, когда умер отец? (4 года).
6. В каком возрасте он стал правителем? (10 лет)
7. Какой рост был у Петра I? (180 см)
8.На сколько губерний разделилась Россия в годы правления Петра 1? (8)
Сколько языков знал Пётр I? (4)
IX. Кто лишний? Определить кто лишний в ряду и почему? Каждой группе 1 вопрос.
1. П.И. Ягужинский, Ф.А.Головин, Б.П.Шереметьев, И.С.Мазепа.(Сподвижники Петра I, Мазепа-гетман Украины, предал царя во время Полтавской битвы )
2. Саксония, Дания, Швеция, Россия. (Швеция, Страны Северного союза
3. Нарва, Полтава, у Гангут, Азов. (Места сражений в ходе Северной войны, Азов- крепость на Азовском море)
X. Культура. Перед вами, здания построенные при Петре1. Расскажите о них.
2. Расположено на берегу реки Невы. Памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи. (С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов город. В 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса.
3. Построено по проекту Петра 1. Расположено на Заячьем острове. Историческое ядро города. (Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30—40-х и 80-х гг. XVIII века одеты камнем. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей).
1.Летний дворец. 2. Здание Двенадцати коллегий 3. Мраморный дворец. 4. Петергоф.
О мощный властелин судьбы! (Слайд 29)
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
3. Учитель: Подведение итогов. Выставление оценок. (Слайд 30)
Прокомментировать работу учащихся на уроке.
4. Домашнее задание: Тест с. 162-163-учебника. (Слайд 31)
Составить синквейн со словами “Пётр Великий”
«Пётр I». Открытый урок в четвертом классе по предмету «Окружающий мир»
Людмила Кирюхова
«Пётр I». Открытый урок в четвертом классе по предмету «Окружающий мир»
Урок по окружающему миру на тему
«Петр Великий». 4 класс
Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Развитие познавательного интереса у учащихся к историческому прошлому своей страны;
Развивать познавательные способности и монологическую речь;
Развивать умение работать с дополнительной литературой;
Развивать умение обобщать и делать выводы;
Воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I активную гражданскую позицию.
Выставка книг о Петре I
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы, целей урока.
Учитель: То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
— Догадались о ком идет речь?
Дети: Да. Это царь Пётр Первый.
Учитель: На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волна
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Учитель: О каком городе говорится в этом стихотворении?
Дети: О Санкт – Петербурге.
III. Формулирование проблемы учащимися (тема урока)
Учитель: Найдите связь между С-Петербургом и Петром I.
Дети: Царь Пётр Первый основал (построил) этот город.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети: Мы будем говорить о царе Петре 1, его жизни и строительстве Санкт – Петербурга.
Учитель: Итак, вы правы, что тема нашего урока “Петр 1”. Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”.
— Я приготовила вопросы, на которые мы с вами должны будем ответить в конце урока. Доставайте их из этой треуголки, которая символизирует петровскую эпоху.
Учитель: Давайте начнём. Наш урок мы разделим на 3 этапа – ранние годы Петра, юность и поговорим о Петре, как о преобразователе.
(1 слайд)— о рождении
Учитель: Уже изначально появление Петра было таинственным. Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.
И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.
Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.
— О том, какое детство было у Петра, вы узнаете от моих помощников – учеников нашего класса.
(2 слайд)— о потешных войсках
Ученик: К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.
Когда Петру исполнилось 10 лет в Преображенском на берегу реки Яузы царевич построил потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами.
Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.
Учитель: (Чтение отрывка из книги «Дедушка русского флота»)
— В 10 лет Петр стал царем вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.
(3 слайд)— о кораблях
Ученик: Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.
Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить и корабли научился. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни – создание Военно-морского флота.
Учитель: Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, что Пётр Великий сегодня у нас в гостях.
(входит «царь» – ученик 8 «Б» класса). Дети открывают глаза.
Пётр 1: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Безделья я не терплю, и день мой заполнен до предела. Встаю я очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обсудив множество дел, отправляюсь в Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор, ведь корабельное дело знаю до тонкостей. Потом, зайду домой, займусь токарным делом, которое очень люблю. За свою жизнь освоил я 14 ремесел.
В 11 часов сажусь обедать. За столом долго не засиживаюсь, обед состоит из простых блюд, среди которых непременно любимый мною студень. После обеда короткое время отдыхаю, а затем отправлялся на строительство, посещаю мастерские, осматриваю корабли.
Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать.
“Делу время, потехе – час”, – люблю я говорить окружающим.
Дети: Да. Санкт-Петербург.
Пётр 1: А вы там были?
Дети: Да. А ещё мы недавно ходили в школьный музей и руководитель музея Лариса Алексеевна познакомила нас с видами города Санкт – Петербург.
Ученик : Да. После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость». Это имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Назван город на европейский манер «Санкт», потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.
Пётр 1: Верно. Молодцы!
А как бы я хотел увидеть как выглядит мой город сейчас.
Учитель : А мы Вам сейчас покажем и расскажем.
Учитель показывает слайд, а дети комментируют, что на нём изображено.
(Домик Петра, Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Кунсткамера, Петродворец)
Учитель: Вот как с любовью писал о городе Петра наш любимый поэт А. С. Пушкин
1. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
2. Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
И, не пуская тьму ночную
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Пётр 1: Как я рад, что дело моё живо, город процветает, чтут в нём русские традиции и меня не забыли. А что в книгах ваших про меня ещё написано?
Учитель: Ребята! Поработаем с учебником. Откройте с. 95-96. Даю вам 2 минуты, чтобы вы познакомились с текстом, а потом расскажете Петру Алексеевичу.
(Дети знакомятся с текстом)
Учитель показывает слайды с нововведениями Царя Петра 1, а дети отвечают, что они видят.
Появление морского флота
1 января – Новый год
Первая печатная газета
Первая публичная библиотека
Открытие новых заводов
Возникли новые города
Пётр 1: Спасибо, юные мои друзья. Учитесь, познавайте всё новое. Любите свою Родину.
VI. Подведение итогов.
Учитель: Итак, ответим на вопросы, которые вы получили в начале урока. За свой ответ вы будете получать оценки.
• Какое прозвание получил Пётр Первый в истории России?
Пётр Великий
• Во сколько лет он был провозглашён царём?
• Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?
• Из кого набирался этот полк?
Из сверстников царя
• Чем отличался Пётр от других правителей?
Мог быть кем угодно, освоил 14 профессий
• Что нового появилось в России при Петре Первом?
Флот, газета, календарь, музей, библиотека
• Когда был заложен город на Неве?
• Одна из главных улиц?
Учитель: Кому понравился
VШ. Информация о домашнем задании
Изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с. 94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.
IX. Подведение итогов.
— Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке, что вы узнали нового?
— Спасибо всем вам, ребята, за урок, а особенно моим помощникам.
Учитель: Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Анкета по гендерному воспитанию Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два.
Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.
Урок по истории России в 7 классе. Тема: «Начало правления Петра I»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по истории России в 7 классе.
Тема: «Начало правления Петра I »
Цели деятельности педагога:
2. Способствовать развитию навыков работыс историческим источником и текстом учебника.
3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
4. Способствовать воспитанию чувства любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям;
5. Способствовать воспитанию чувства любви к русской литературе и живописи.
— Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
-Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
— готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
— знание хронологии изучаемого периода;
— знание исторических фактов изучаемого периода;
— рассказ об исторических событиях, их участниках;
— соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Пед. технология: метод проекта
словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно – поисковый.
— карты «Россия в XYIII в.», «Западная Европа в XYII – XYIII вв.»,
-«Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» /Бородулин В.И. и др.,
— «Толковый словарь русского языка» /Ожегов С.И. и др.,
-мультимедийный проектор и экран,
— карточки с заданиями
Организационный момент. (1 мин.).
Актуализация знаний. (4 мин.).
Изучение нового материала. (28 мин.).
Закрепление изученного материала. (7 мин.).
Подведение итогов. (3 мин.).
Задание на дом. (2 мин.).
I .Организационный момент.
— Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть. Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, погода сегодня хорошая и мы хорошо поработаем на уроке.
II . Актуализация знаний.
-Начнем с того, что вспомним как и кем осуществлялось управление страной в конце XYII века?
— Дадим краткую характеристику правлению Софьи.
-Софья во что бы то ни стало стремилась удержать власть в своих руках, и вся её внутренняя и внешняя политика была подчинена этой цели. Однако ситуация оставалась сложной: казна была пуста, стрельцы подолгу не получали жалованье и часто бунтовали, Крымские походы были неудачными.
— Что вы можете сказать об Иване?
— Он был болезненным, слаборазвитым и не мог самостоятельно править страной.
— Какими качествами обладал Петр?
-Петр, в отличие от старшего брата, был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.
-Какой вывод можно сделать о ситуации, сложившейся в управлении страной?
-Правила Софья, но не слишком успешно и подрастали два её брата.
III . Изучение нового материала.
Цель нашего урока – познакомиться с началом правления Петра I . Запишите число тему урока в тетради.
рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления
-Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Петром I вначале правления.
1. Каким было экономическое положение России в конце XYII века? Вы сказали, что казна была пуста. Из каких источников её можно было пополнить?
-Поскольку при Софье казна совсем опустела, то необходимо было её пополнить. Для этого следовало развивать промышленность и торговлю, откуда идут основные налоговые поступления.
-Как же можно сформулировать и записать данную задачу?
Ученики записывают в тетрадях.
2. Имела ли Россия выход в море? Покажите на карте.
— Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
-Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией
Наличие выхода в какие моря сулило России выгоды? Как можно было получить выход в эти моря? Покажите их на карте.
-Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря.
Молодцы. Совершенно верно.
Ученики записывают в тетрадях.
3. Что нужно для осуществления завоеваний?
-Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
-Что представляла собой русская армия XYII века?
-Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
-Верно, это являлось одной из важнейших задач того времени.
«создание сильной армии и флота»
Ученики записывают в тетрадях.
-А сейчас немного отдохнем.
Ученики встают, выполняют ряд упражнений.
Упражнение для глаз: закрыть глаза, досчитать до 4 и посмотреть вдаль (2 р.)
Руки на плечи, круговые движения вперед и назад.
Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо.
-Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником и дополнительной справочной литературой.
1.Какова цель этих походов?
2.Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?
1.Когда и где началось строительство флота в России?
2.Объясните понятия «верфь» и «галера».
3.Кто трудился на строительстве флота?
4.Что такое «кумпанство»?
5.Из каких слоев населения создавались «кумпанства»?
6.Какое значение имело начало строительства флота?
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Цели «Великого посольства».
3.Состав «Великого посольства».
4.Объясните понятие «волонтёр».
5.Маршрут «Великого посольства».
6.Итоги «Великого посольства».
Чем занимался Петр I во время «Великого посольства»? (индивидуальное задание для сильного ученика)
… Один правдивый амстердамский торговец рассказывал мне, что какой-то купец в Амстердаме пожелал видеть великого князя за работой… Его просьба была исполнена, но чтобы он наверное узнал великого князя, мастер предупредил его, что тот, кому он скажет: «Питер, плотник зандамский, сделай это или то», и есть великий князь. Любопытный купец посетил верфь и видел, как несколько рабочих несли тяжелое бревно; вдруг мастер крикнул: « Питер, плотник зандамский, что же ты не пособишь нести людям?» Он сейчас же послушался, подбежал к ним подставил плечо под дерево и понес его вместе с другими плотниками на назначенное место к великому удивлению зрителя…
… Его царское величество купил… в Зандаме разные плотничьи инструменты, которые отправил в свою скромную царскую квартиру… Затем он, сбросив верхнее платье, стал работать до пота. Он хотел изготовить себе ванну и сделать разные другие вещи. Его свита говорила, что они, вероятно,
Останутся здесь всю зиму до марта месяца, чтобы усовершенствоваться в кораблестроении и других ремеслах.
Из записок нидерландского суконщика К. Номена
На выполнение задания вам дается 10 минут, а затем озвучите найденные ответы. Поскольку эта тема новая для вас, то в случае затруднений обращайтесь ко мне.
Ищут в учебнике и справочной литературе ответы на предложенные вопросы.
Затем фронтальный опрос по таблице.
Презентация информационных проектов.
Профессии Петра Первого.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
-Спасибо за замечательные выступления.
IY .Закрепление изученного материала.
Предлагаю вам начать заполнение таблицы «Деятельность Петра I », работа над которой будет продолжена на ряде следующих уроков.
Ученики (поочередно) выполняют это задание у доски, остальные заполняют таблицу в тетрадях.