в каком классе изучают отцы и дети тургенева
В каком классе проходят роман «Отцы и дети» И.Тургенев?
В каком классе нужно читать роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Роман Тургенева «Отцы и дети» проходят в 10 классе, хотя мне это даже немного странно. Произведение не сложное, хотя и довольно оригинальное.
Если говорить о кратком содержании целого романа, то можно сказать следующее:
Это произведение учит нас тому, что прежде всего следует любить своих родителей, и не идти на поводу моды, толпы. Учит иметь свою голову на плечах, потому что стать счастливым воплощая чужие идеалы невозможно.
Роман Тургенева «Отцы и дети» достаточно тяжёлое произведение. Его не просто понять даже в десятом классе, когда по программе изучают, а уж раньше и тем более. У нас была школа с литературным уклоном и мы проходили данное произведение именно в 10-м классе, не раньше.
Когда я училась в школе это роман «Отцы и дети» изучали в десятом выпускном классе. Он довольно сложный к восприятию на более раннем уровне.
И до настоящего времени роман не потерял актуальности.
Этот роман и вопросы, поднимаемые в нем, будут волновать еще не одно поколение.
О конфликте отцов и детей автор рассуждает в этом произведении.
В родной дом возвращается молодой Кирсанов. Своего отца он знакомится с Базаровым. Безусловно, у молодого поколения и у поколения постарше разные взгляды на жизнь (как впрочем, и во все времена).
Отсюда и возникают конфликты между детьми и родителями.
Но во все времена святым должно быть одно: отношение к родителям. Их нужно любить и уважать, в любом случае. А идти на поводу толпы и главное моды, не следует никогда.
Произведение «Отцы и дети» школьники изучают в десятом классе.
В произведении речь идет о конфликте старшего и младшего поколения. Старшее поколение более консервативно, а младшее поколение желает перемен. Ничего со времени написания романа не изменилось, сейчас как и раньше существует конфликт поколений.
Произведение Тургенева «Отцы и дети» относительно сложное. Оно затрагивает важные вопросы, которые ученики смогут в полной мере понять и проанализировать в более старшем возрасте. Проходят роман в десятом классе, это кажется вполне логичным. В этом возрасте дети уже в некоторой степени сталкиваются с проблемами, которые затрагиваются в романе, они способны в большей степени понять смысл произведения и извлечь из него уроки. Более того, в более раннем возрасте читать подобное произведение может быть сложно и даже скучновато. Поэтому роман внесли в программу десятого класса, что кажется очень разумным.
Произведение это достаточно знаменитое и по сути даже одно из самых запоминающихся со времен школы, проще говоря это классики отечественной литературы, не знать которую стыдно. Произведение между прочим довольно интересное и заслуживающее внимание, к тому же по нему даже неоднократно снимали фильм и сериалы, а один из таковых снят не так давно и там в главной роли мы можем видеть Александра Устюгова, звезду сериала «Ментовские войны». Сериал лично мне очень понравился и пересматривал я его как раз в новогодние каникулы нынешнего года, чего и вам советую, так как для восприятия он гораздо проще, чем его читать, что особенно здорово для школьников, многие из которых читать не слишком желают. А проходят этот роман уже в старших, выпускных, классах школы, а конкретно в десятом классе, то есть создан он уже для более взрослых, потому что дети вряд ли поймут в чем его смысл и суть, да и какую идею хочет передать тем самым автор.
Не знаю, мне показалось это произведение не сложным, а скорее нудным. На мой взгляд школьники читают его не очень охотно, что в 9, что в 10, что в 11 классе. Но тем не менее изучать книгу «Отцы и дети» Тургенева ученики будут в 10 классе. И это вполне обоснованно, так как в 9-м классе проходят такие произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Мертвые души», «Герой нашего времени» и пр.
В 10-м классе по школьной программе дети должны прочитать следующие произведения: «Обломов», «Гроза», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Вишневый сад» и в том числе «Отцы и дети».
В 11-м классе проходят уже более современную литературу: «Дни Турбиных», «Гранатовый браслет», «Темные аллеи», «Василий Теркин», «Тихий Дон», «Доктор Живаго» и др.
Что касается краткого содержания романа «Отцы и дети», то с ним можно ознакомиться вот в этом вопросе.
Роман Тургенева, под знаковым названием «Отцы и дети» проходят именно в 10 классе. Думаю, что произведение довольно сложное, не всякий школьник его поймет. А вообще произведение «Отцы и дети» обучает читателя тому, что главным образом следует любить собственных родителей, а также думать своей головой. В произведении содержится глубокий разбор целой эпохи середины 19 века. По-моему, произведение «Отцы и дети» просто грандиозное по своему замыслу.
Если брать простую классическую школу, без какого-либо уклона, то там, проходят роман «Отцы и дети» в 10 классе. Если конечно школа с уклоном по литературе, то его могут пройти и в 9 классе, а к примеру в школе с явным математическим уклоном и в 11 классе, но такое бывает крайне редко.
Может, она влюбилась или вошла в подростковый период, когда на первом месте не учёба, а взаимоотношения с подругами и друзьями. Атмосфера в классе могла измениться, появиться новый ученик; возможно, дома какие-то проблемы, которые вам кажутся пустяками, а её напрягают.
Но что-то явно изменилось внутри или снаружи. Присмотритесь, придумайте повод, чтобы пригласить друзей, одноклассников к себе в дом, понаблюдайте. Когда будете составлять список приглашённых, многое узнаете у своей дочери, когда она будет отвергать или предлагать кого-то внести в список. Возможно, она отрицательно отнесётся к этой идее, и тогда вы узнаете почему?
Многие применяют жёсткие меры: лишают компьютеров, телефонов, походов к друзьям, кино, театр, кафе, парки, дни рождения и другие развлечения исключают. У многих это срабатывает, и ребёнок берётся за ум. Кто- то наоборот пытается поощрять и даже платить деньги за отличные оценки.
Кто- то контролирует выполнение домашних заданий, опрашивает и проверяет тетради. Кто-то нанимает репетиторов или выясняет у учителя, по какой причине ребёнок стал хуже учиться. Посещает школу раз в неделю до тех пор, пока ситуация не нормализуется. Не пускает этот вопрос на самотёк.
Возможно, у вашей дочери пропал интерес к учёбе, сухое изложение материала учителем, нет места для творчества, негде проявить свои способности и таланты.
Может быть кому-то не нравится в классе её способность учиться отлично, над ней смеются и называют «ботаником».
Причин может быть масса.
В крайнем случае можно попросить совета у психолога, но не школьного или просто родителям чаще говорить с ребёнком по душам и на отвлечённые темы.
В помощь школьнику. 10 класс. И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862)
1-я неделя октября. В начале октября школьники проходят роман, который, по мнению современников Тургенева, должны были забыть уже через десять лет. Но время рассудило иначе
Текст: Ольга Разумихина *
Нынешнюю интеллигентную общественность хлебом не корми — дай поворчать, что люди перестали читать что-то длиннее постов в соцсетях. Однако даже сейчас литературные новинки (особенно если их автор — персона скандальная, наподобие Виктора Пелевина или Захара Прилепина) способны вызвать нешуточную шумиху: критики — далеко не всегда стереотипные книжные черви, среди них тоже встречаются люди весьма темпераментные. Взять хотя бы недавний скандал вокруг романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» и особенно вокруг его экранизации — или историю с публикацией произведения Дмитрия Быкова «Оправдание», которое получило следующий отзыв французского издателя: «Перевели мне рецензию на вас. Знаете, плохую книгу так ругать не будут. Я её беру».
Пятьдесят лет назад Иосиф Бродский на чём свет стоит ругал своих современников — Евтушенко и Вознесенского — и даже в одном шутливом стихотворении, посвящённому Александр Кушнеру, написал:
(Монтень, если что, — великий французский мыслитель эпохи Возрождения, а Вовси — выдающийся российский учёный, доктор медицинских наук.)
Однако строже всех был, пожалуй, Иван Бунин — автор рассказа «Господин из Сан-Франциско», который мы недавно читали. Нетерпимость Бунина к современникам была и остаётся легендарной. Так, Маяковского он называл «самым циничным и вредным слугой советского людоедства», Блока — «нестерпимо поэтичным поэтом, который дурачит публику галиматьёй», Набокова — «мошенником и словоблудом», а Горького — просто «чудовищным графоманом». Каково?
Заслуженно или не очень все вышеперечисленные авторы получали оплеухи от читающей общественности — тема для отдельного разговора; сегодня мы всё-таки изучаем роман «Отцы и дети». На него, как вы уже наверняка догадались, также вылили ведро критики, иногда откровенно необъективной. Итак: чем же Тургенев с Базаровым так не угодили читателю в далёком 1862-м?
Лекарский сын
Весна 1859 года. В отцовское имение Марьино приезжает двадцатитрёхлетний Аркадий — сын Николая Петровича Кирсанова. Сентиментальный, добродушный, душевно привязанный к родственникам, во многом наивный, Аркадий, хотя и закончил только что учёбу в университете и получил звание кандидата (по нашим меркам — бакалавра), не знает, чем хочет заниматься в жизни. На протяжении всего романа молодой человек, как ни странно, практически не вспоминает о студенческих годах, и читатель так и не понимает, чему он учился, кроме немецкого языка: очевидно, образование он получал «для галочки», как в своё время — его отец.
И жили бы Кирсановы (простодушный Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович, в прошлом светский лев, который и в деревне наводит на себя лоск, «умывается душистым мылом и носит туго накрахмаленные воротнички») дальше тихо и спокойно, вот только Аркадий привозит с собой в гости нового приятеля — Евгения Базарова. Будучи почти полной противоположностью младшему Кирсанову, угрюмый и жёсткий Базаров прекрасно знает, чему бы хотел посвятить жизнь, а именно медицине, — и обладает набором чётких убеждений, которые не стесняется отстаивать. Будучи человеком податливым, Аркадий, сам того не замечая, копирует манеру поведения и речь нового друга, считает Базарова учителем и пытается во всём ему угодить. Не случайно за столом герои ведут вот такую беседу:
— Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?
— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, — вмешался Аркадий.
— Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров.
— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Как? не только искусство, поэзию. но и. страшно вымолвить.
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович.
— Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.
По мнению Базарова, мораль XIX в. безнадёжна устарела — вместе с религией, культурой, политическими и социальными методами. Он признаёт, что эту устаревшую мораль нужно сменить новой, но какой она должна быть — не знает и сам. Базаров страдает от незавершённости своего мировоззрения: он, очевидно, чувствует, что в его жизненной философии есть слабые места, но не хочет признать этого. «Спасается» он тем, что ставит во главу угла естественные и точные науки: по мнению Базарова, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Однако даже его увлечённость наукой нисколько не напоминает поклонение; это следует из ещё одного диалога Базарова и Павла Петровича.
—Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.
И Аркадий вновь поддакивает, хотя понимает, что этим обижает и отца, и дядюшку. Потом он пойдёт к отцу и попробует мягко его «повоспитывать», отобрав книгу Пушкина и дав вместо неё брошюру Бюхнера «Материя и сила», а затем — к Базарову: уговаривать последнего, что его родные — замечательные люди и надо бы с ними помягче. Естественно, усидеть на двух стульях Аркадий не сможет, и чем ближе к развязке, тем легче будет младший Кирсанов отказываться от «новомодных» воззрений.
Базарову же придётся намного хуже, ведь возвращаться ему (как в прямом, так и в переносном смысле) некуда. Нет, у Базарова, конечно, есть родители, но их разделяет бездна непонимания — и это при том, что именно пример отца в своё время вдохновил Базарова и побудил пойти на медицинский факультет. Однако после университета Евгений вовсе не торопится домой: он сначала едет с Аркадием в город, где встречается с двумя «пародиями на нигилизм» — Ситниковым и Кукшиной, а затем просто разгуливает по болотам в поисках лягушек для опытов. Вернувшись же к отцу и матери, говорит увязавшемуся за ним Аркадию:
Уеду отсюда завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя. Отправляюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас по крайней мере запереться можно. А здесь отец мне всё твердит: «Мой кабинет к твоим услугам, никто тебе мешать не будет», а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего.
Базаров обречён на одиночество: отчасти потому, что он родился и вырос думающим человеком, жаждущим душевной близости с такими же искателями истины, а отчасти — потому что ни разу не усомнился в том, что его требовательность к окружающим справедлива. Может, иногда к людям стоило бы относиться с большей сердечностью — какими бы невеждами, по мнению героя, они ни были? И, может, чувственность всё-таки имеет право на существование? Базаров разобрался с этими вопросами раз и навсегда и больше ими не задаётся. По крайней мере, пока не знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой — женщиной настолько же незаурядной и, будем честны, такой же одинокой. Но, как водится, два сильных человека крайне редко составляют счастливую пару.
Нападки критиков
Не будем спойлерить концовку романа: характер главного героя «Отцов и детей» мы и так представляем достаточно ясно. Так что вернёмся к тому, с чего начинали, — к реакции критиков, которые отнесли к роману со всей строгостью. Некоторые из них считали, что Базаров — тип искусственно выведенный и таких людей на свете не существует, а значит, нечего о нём и читать; другие утверждали, что в лице Базарова Тургенев вывел все пороки образованной молодёжи 60-х, а значит, недостоин сочувствия (в похожих словах рассуждали за двадцать лет до этого о лермонтовском Печорине). По первому пути пошёл, например, критик А. М. Скабичевский, написавший в журнале «Отечественные записки» в 1868 г.:
Роман этот преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом философию отцов и философию детей и показать, что философия детей противна человеческой природе и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьёзная. Но автор лишён всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие.
А кто-то, как, например, литератор Ю. Г. Жуковский, считал, что весь роман — это попытка Тургенева насолить критику Н. А. Добролюбову (да-да, тому самому, который написал статью «Луч света в тёмном царстве»: мы это проходили в прошлом месяце). Тургенев и Добролюбов трудились в одном журнале — в «Современнике»; либерально настроенный Тургенев не мог принять революционных идей, которые проповедовал его коллега, и в конце концов дал Н. А. Некрасову — главному редактору издания — понять, что в журнале должен остаться кто-то один. Некрасов предпочёл, чтобы это был Добролюбов. Разрыв видного писателя с коллегами не прошёл для читающей общественности незамеченным, и Ю. Г. Жуковский в статье «Итоги» (1865), которая — вот совпадение! — вышла в «Современнике», написал следующее:
Талант этого писателя [И. С. Тургенева] стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова. Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом.
Д. И. Писарев в статье «Реалисты» (1865) попытался поумерить пыл воинствующих коллег, хотя тоже не обошёлся без выпада в сторону Тургенева:
Говорят, что реалисты непочтительны к своим родителям, — неправда! Они только разрознены с ними роковым влиянием общих исторических причин. Реалисты восстановляют детей против родителей — неправда! Они стараются сблизить старшее поколение с младшим. Реалисты не уважают женщин — неправда! Они уважают их гораздо сильнее, чем их уважали поэты и эстетики. Реалисты отрицают брак — и это неправда! Они хотят только, чтобы благосостояние отдельных семейств было в строгом согласии с великими интересами общества.
Не будем слишком строги к автору из-за пассажа «честный, хотя и отсталый»: в устах этого критика подобная фраза — почти комплимент. Тем более что дальше Писарев рассуждает так:
Если вы предложите мне вопрос: есть ли у нас в России замечательные поэты? — то я вам отвечу без всяких обиняков, что у нас их нет, никогда не было, никогда не могло быть — и, по всей вероятности, очень долго ещё не будет. У нас были или зародыши поэтов или пародии на поэта. Зародышами можно назвать Лермонтова, Гоголя, Полежаева, Крылова, Грибоедова; а к числу пародий я отношу Пушкина и Жуковского.
К счастью, Тургенев сумел выдержать многочисленные нападки критиков — и даже написал ответную статью («По поводу «Отцов и детей»», 1869), где указал на странную тенденцию:
У меня, по поводу «Отцов и Детей», составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время, как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что с «хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки», — другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым поколением. «Вы ползаете у ног Базарова!»
Впоследствии Иван Сергеевич написал множество прекрасных произведений, в том числе «Вешние воды» и «Новь». Они, конечно, тоже понравились далеко не всем критикам, но творчество — дело такое: всем не угодишь. Да и стоит ли пытаться?
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.
Методическая разработка «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
· познакомить обучающихся с творческой историей и своеобразием романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; проследить отражение эпохи в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа;
· формировать у обучающихся навыки литературоведческого анализа;
· развивать интерес к изучению литературы, к истории своей страны, формировать эстетические и культурные качества личности.
IІ. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и целей занятия
-Какое ваше первое впечатление от романа? Какие проблемы являются актуальными и для нас? (Человек и природа, взаимоотношения отцов и детей).
— Какие качества присущи главному герою? (Сила воли, самообладание в сценах с П.П. Кирсановым, Одинцовой; стремление самостоятельно во всем разобраться).
-Какие взгляды главного героя вам не импонируют? («Рафаэль гроша медного не стоит»; «порядочный химик полезнее поэта. »)
В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы, какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях».
Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 г. на о. Уайте Франции и закончен в России в 1862 г. (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.
Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — межсословная, юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
4. История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
За два года до написания романа Тургенев пережил тяжёлый и мучительный разрыв с журналом «Современник», в организации которого он участвовал и с которым сотрудничал пятнадцать лет. Этот журнал принёс ему известность, подарил дружбу с Некрасовым и Белинским.
Теперь же отношения с ним стали просто унизительными для писателя: ему предпочли «молодого и нахального выскочку» Добролюбова, давшего свою интерпретацию романа «Накануне», не устроившую Тургенева.
Добролюбов представлял то самое молодое поколение, которое пришло на смену «отцам». Между ним и Тургеневым не могло возникнуть понимания: слишком они были разными.
Тургенев фактически поставил Некрасова, владельца журнала «Современник», перед выбором: я или Добролюбов. Но Некрасов неожиданно предпочёл Добролюбова.
Тогда Тургенев, чтобы понять взгляды Добролюбова, этого идола молодёжи середины 19-ого века, решает познакомиться с трудами вульгарных материалистов, кумиров самого Добролюбова. И с удивлением узнаёт, что они отрицают абсолютно всё, что дорого любому нормальному человеку. Они пишут: «Нет любви, есть лишь «физиологическое влечение»; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством – есть лишь «физиологическое раздражение нервных окончаний»; нет преемственности в смене поколений, и молодёжь должна с порога отрицать «ветхие» идеалы «старичков». Материя и сила!»
Мог ли Тургенев, такой впечатлительный человек, не представлять себе этого нового героя нового времени? Тургенева бросало в дрожь от таких «откровений». Ведь в итоге получалось: нет ничего духовного и прекрасного, а есть лишь вечный круговорот химии.
Так в сознании Тургенева возник смутный образ героя нового времени, убеждённого, что естественнонаучные открытия объясняют в человеческом обществе буквально всё.
В черновиках романа Тургенев набросал портрет этого нового героя нового времени: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым: доктором не хочет быть – ждет случая. Художественного элемента не имеет и не признает… Знает довольно много – энергичен, может нравится своей развязностью…»
Впервые роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник».
5. Композиция романа «Отцы и дети».
Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, дом родителей. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.
6. Основной конфликт романа.
Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).
7. Речевая характеристика героев.
И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить».
Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.
Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.
По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).
9. Жанр произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети».
«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.
10. Оценка романа в русской критике.
Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева.
Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « «отцы и дети» одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.
11. Комментированное чтение, беседа.
— Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г.Белинского». Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман именно В.Г.Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х годов. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (разночинец, сын флотского врача) послужили в какой-то мере источником качеств, похожих на Базарова).
— Глава 1. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты глав 1-3. (В первой главе знакомимся с Н.П.Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Пётр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П.Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. В главе второй знакомимся с новым героем. Глава третья – намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем).
ІII. Подведение итогов занятия.
«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.
1. Перечитать гл. 10-14 романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2. Изучить материалы учебника, с.234-239, ч.1.
3.Ответить на вопрос 6 учебника на с.254, ч.1.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.