в каком классе изучают муму тургенева
В каком классе проходят повесть «Муму» И. Тургенев?
Прочитав один раз этот рассказ Тургенева, забыть его не возможно.
Тяжело представить картину, где Герасиму приходится топить своего друга, собаку Муму по приказу боярыни.
На мой взгляд, такое произведение изучается в школе достаточно рано, ведь его проходят в 5 классе. Я помню, как сильно я переживала этот момент, именно после таких произведений и я не люблю рассказы, которые заканчиваются не очень хорошо.
Этот рассказ достаточно известен. Все мы помним Герасима, котоырй утопил свою собачку Муму по приказу барыни. Очень жаль что он так поступил со своим другом. Ведь он мой уйти со своей собакой от барыни.
Проходят это произведение в пятом классе. Автором его является Тургенев.
Да, поступок не далёкого Герасима который не утопился сам, а утопил лучшего и единственного друга вызывает недоумение у многих и у детей в том числе.
Многим детям Муму читают их родители, некоторым вообще до школы.
А вообще изучают это произведение в пятом классе на уроках литературы.
В повести «Муму» автор описывает историю Герасима, который утопил свою любимую собачку Муму, потому что так приказала жестокая барыня.
Повесть эта печальная, прототипом барыни стала мать Тургенева, она тоже была злой и жестокой помещицей, которая привыкла командовать и не щадить чужие чувства, этот человек наоборот упивался своей властью и радовался, когда кому-то плохо.
Для меня всегда оставалось загадкой почему Герасим так поступил с собачкой, а затем просто ушел в деревню, ведь мог же сразу уйти и забрать с собой Муму, но видно не смог противостоять воле барыни.
Проходят это произведение в 5 классе.
Произведение «Муму» школьники проходят в пятом классе.
Краткое содержание:
Главный персонаж — глухонемой крепостной, которого зовут Герасим. Он верно и преданно служит своей хозяйке, барыне. Барыня забирает Герасима из деревни в город. Там он живет один в каморке, у него нет друзей. Единственный друг — собачка по кличке Муму.
Барыня — властная жестокая женщина, привыкла, что все беспрекословно выполняют ее приказы. Она заставляет Герасима утопить своего единственного друга Муму.
Это произведение учит нас не быть такими жестокими как барыня, которая издевалась наж своими крепостными. В нем показано бедственное положение крепостных, которые не могли сказать ни слова своим хозяевам.
Рассказ «Муму» написанный Тургеневым очень волнительный, он заставляет нас переживать бурю различных эмоций, и, к сожалению, грустить и печалиться.
В рассказе показано время когда царит крепостное право.
Главный герой рассказа, Герасим, является подневольным. Он находится на службе у барыни и поэтому неукоснительно выполняет все её распоряжения и даже избавляется от единственного любимого существа, собаки, которую он назвал Муму.
В школьной программе рассказ «Муму» изучают в пятом классе. На мой взгляд, очень рано, ведь не все способны осознать и понять действия главных героев рассказа Тургенева
Урок литературы в 5-м классе. И.С. Тургенев. «Муму»
Разделы: Литература
Тема урока:Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации (Приложение).
1. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново
Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным.
Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т.А.Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия.
Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания») и «Стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
3. Аналитическое чтение начала рассказа (слайд № 7)
« В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
– Нарисуйте словесный портрет барыни. (слайд № 8)
– Нарисуйте словесный портрет Герасима. (слайд № 9)
«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. »
– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?
4. Рассуждение над мотивами поступков героев
– При каких обстоятельствах барыня увидела Муму?
– За что невзлюбила барыня Муму? (слайд № 11)
«Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене»
– Что приказала сделать барыня? Почему? (Дети рассуждают на эту тему)
5. Обобщение по уроку (слайд № 12)
«А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее. Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки. »
6. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13) Подумай, кто утопил Муму?
1. Герасим?
2. Барыня?
3. Степан, передав приказ барыни?
4. Политическая ситуация?
6. И.С.Тургенев?
– Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ.
Статья «Из опыта изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму» на уроках литературы в 5 классе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рассказ Тургенева И.С. «Муму», несмотря на достаточно легкое восприятие детьми сюжета, почти всегда оказывается по сути и основной мысли непонятным для пятиклассников. Причина кроется, может быть, в изображении эпохи, далекой от современности, незнакомой для учащихся. Дети не изучали еще на уроках истории подробно быт и нравы крепостнической России, имеют поверхностное представление о крепостном праве.
К тому же читательский опыт в анализе серьезных художественных произведений не сформирован в начальной школе на уроках литературного чтения. Да и в читательском восприятии пятиклассников еще господствует наивно-реалистическое отношение к искусству. Они не видят и не осознают того назначения, которое берет на себя русская классическая литература.
Чтобы помочь учащимся в подлинном, достоверном понимании рассказа И.С.Тургенева, нужно зафиксировать в начале изучения их оценку героев и происходящих событий. Поэтому целесообразно провести опрос по тургеневскому рассказу до момента анализа, выявляя читательское восприятие произведения, и затем сравнить с итоговой работой.
Анализ художественного произведения на уроках литературы должен разбудить и направить в верное русло читательское воображение, усилить эмоциональные реакции, возникшие при чтении.
Исходя из этого систему уроков можно выстроить следующим образом:
Интересно ли было читать рассказ?
Какое местo в рассказе кажется вам самым радостным?
Какое настроение остается после чтения рассказа?
Кому, кроме Герасима, вы сочувствовали, читая рассказ?
Когда вам больше нравится Герасим: в начале или в конце рассказа?
Всегда ли вы соглашались с тем, что делал Герасим?
Почему рассказ назван “Муму”, а не “Герасим”?
Какие беды испытал в своей жизни Герасим.
Почему Герасим утопил Муму и ушел от барыни?
Что в рассказе осталось непонятным?
Детство И.С.Тургенева. История создания рассказа «Муму». Непримиримое отношение писателя к угнетению людей. Знакомство с героями (Чтение начала рассказа)
2 урок. Жизнь в доме барыни. «Из всей челяди. самым замечательным лицом был дворник Герасим»
4 урок. Герасим и Муму.
5 урок. Возвращение Герасима в деревню. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению.
Тема: Жизнь в доме барыни
Ι. Образовательные: проанализировать экспозицию и первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Разбор произведения строится на основе анализа «вслед за автором», если мы хотим обнаружить логику связи эпизодов
1. Как выглядит дом барыни? Что мы узнаем об этой героине в начале рассказа? Каково отношение к ней автора?
«… уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Как вы понимаете эти слова? Какое отношение автора передают? Почему это описание не вызывает чувства жалости к героине?
? Почему это описание не вызывает чувства жалости к героине?
2. Назовите последовательность картин, которые раскрывают личность Герасима: жизнь в деревне, новое житье в городе, обязанности дворника, отношение с дворней, описание каморки, особенности поведения, связанные с его «несчастьем»
? Почему Герасим был «самым замечательным лицом» из челяди барыни?
Дело не только в физической силе, свойственной богатырям,или в том, что он глухонемой от рождения, но и в его трудолюбии, честности, азарте к работе, любви к чистоте, порядку, нелюбви к пьянству.
(характеристики записать в тетрадь)
⁈ Характеризуя работу Герасима, автор подбирает меткие слова, передающие его богатырскую стать, умелость и усердие. Найдите эти слова.
( сложенный богатырем, самый исправный тягловый мужик, одаренный необычайной силой, весело было смотреть, как пахал; огромные ладони; казалось, без помощи лошаденки; сокрушительно действовал, проворно и безостановочно молотил, торжественная важность, неистомная работа… )
“Т я гло” – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян.
Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности. Писателю важно показать, что «глухонемой» не главное несчастье для Герасима. Он не выглядит ущербным человеком. Он не «глух и глуп», как говорит о нем Капитон. Он чутко вопринимает отношение людей к себе, понимает, когда над ним смеются.
⁈ Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)
? Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?
(Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.)
? Легко ли он привык к городской жизни? Найдите слова, показывающие его переживания
(Сравнения: вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле; как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы ; «бросался на землю… целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь…”» )
Несчастье Герасима не столько в глухоте и немоте, сколько в подневольном его положении
⁈ Одним из средств характеристики является описание каморки Герасима. В чем особенность интерьера? Что хочет подчеркнуть этим описанием автор?
? Какие чувства вызывает герой у автора? Какие слова передают это отношение?
( Симпатия к герою и авторское сочувствие в прямых словах «Славный он был мужик» и в сравнениях. Найти! Сравнения подчеркивают связь героя с природой
⁈ Способ характеристики героя — сравнение его с другими персонажами. С кем сравнивается? (С другими дворовыми)
Каковы окружавшие барыню люди, разберемся в их положении в доме, в их занятиях;
Приживалка-бедная женщина, жившая в доме из милости; её положение было бесправным.
Компаньонка-женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам
Лакей-1)слуга, 2)раболепный приспешник, подхалим
Кастелянша— женщина, ведавшая бельём
Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве
— К какому сословию принадлежат все эти люди?
Часть крепостных обслуживала богатых помещиков. Это была так называемая дворня
Какими они показаны?
Какими показаны Гаврила? Капитон? Татьяна? Покорными жертвами крепостнических порядков.
Ведь Татьяна не возразила ни разу, покорно отнеслась к решению барыни
Выберите слова для ее характеристики.
Подневольное положение искажает человеческие качества, принижает человеческое достоинство. Именно поэтому на фоне дворовой челяди Герасим показан самым замечательным лицом. Тургеневская повесть — это история о том, как трудно победить в себе раба, покорность, безликость, как трудно бороться за свое человеческое достоинство.
Домашнее задание: подготовить рассказ о героях (о Татьяне, Капитоне, о дворовых). Доказать нравственное превосходство Герасима над дворовыми.
Система уроков по произведению И.С. Тургенева «Муму»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка системы уроков по изучению произведения
И.С. Тургенева «Муму» в 5 классе
Автор: А.В. Гайворонская, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 6 г.Томска
Цель урока: знакомство с биографией И.С. Тургенева, историей создания повести «Муму».
актуализация знаний по предмету
развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики;
развитие коммуникативных компетенций;
воспитание интереса к изученной теме;
воспитание самостоятельности и ответственности;
воспитание культуры общения в группах.
Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет объяснения собственной точки зрения, знакомство с новыми литературными терминами и понятиями.
Личностные: способность к оценке своей деятельности, деятельности одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое оборудование и материалы: доска, магниты, компьютер, интерактивная доска, фломастеры, конверты со смайликами.
Время реализации урока: 40 минут.
Учащиеся работают в группах. На столах лежат листы, фломастеры, магниты.
Знакомство с биографией И.С. Тургенева (приложение № 1). Рассказ учителя сопровождается фотографиями писателя, имения Тургеневых. Особый акцент делается на том, что маленький писатель видел все ужасы крепостного права и испытывал ненависть к любому проявлению жестокости и несправедливости. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы о том, что такое рабство, жестокость; имеет ли право один человек обижать другого? Ученики составляют синквейн (структура синквейна в приложении № 2). Затем один человек из группы выходит к доске и презентует текст синквейна.
После обсуждения позиций групп учитель сообщает детям о том, что у героя повести «Муму» Герасима был прототип (крепостной матери Тургенева), и сама барыня является прототипом матери писателя. Педагог объясняет значение литературного понятия «прототип», учащиеся фиксируют толкование в своих тетрадях.
Учитель предлагает каждой группе для обсуждения две фразы: «Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца» Л. Ариосто, «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» Конфуций. После совместного обсуждения учитель и ученики анализируют свою работу, используя для этого три вида смайликов, которые лежат в конвертах на столе каждой группы. Улыбающийся смайлик означает, что урок удался, ребенок доволен своей работой и работой своей группы. Нейтральный смайлик указывает на то, что ученик оценивает свою работу или работу своей группы как удовлетворительную. Грустный смайлик означает, что ученику не понравился урок, ему было неинтересно, он не смог включиться в работу группы.
Автор: А.В. Гайворонская, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 6 г.Томска
Цель урока: знакомство с текстом произведения с помощью технологии кейс-стади.
актуализация знаний по предмету
развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики;
развитие коммуникативных компетенций;
воспитание интереса к изученной теме;
воспитание самостоятельности и ответственности;
воспитание культуры общения в группах.
Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет объяснения собственной точки зрения, знакомство с новыми литературными терминами и понятиями.
Личностные: способность к оценке своей деятельности, деятельности одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое оборудование и материалы: доска, магниты, фломастеры, заготовки шляп из бумаги для рефлексии.
Время реализации урока: 40 минут.
Анализ текста произведения И.С. Тургенева проводится в несколько этапов. На каждом этапе работы учащимся, которые вновь объединены в группы, предлагается работать с определенной ситуацией (кейсом), анализировать ее, отвечать на вопросы, при этом подключать свой собственный жизненный опыт, высказывая свое мнение. В данном случае кейсом выступает фрагмент произведения, поскольку учащиеся только учатся анализировать художественный текст.
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»
Вопросы: Каким представляется Герасим в этом фрагменте? Что можно сказать об этом человеке? Как, на ваш взгляд, связаны между собой внешность человека и его душа? Приведите примеры из своей жизни/истории/литературы и т.д.
«Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном».
Вопросы: Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима? Одобряете ли вы его поведение? Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму? Согласны ли вы с высказыванием А. Швейцера: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу»?
Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан; он вел Муму на веревочке. Ерошка посторонился и дал ему пройти. Герасим направился к воротам. Мальчишки и все бывшие на дворе проводили его глазами, молча. Он даже не обернулся: шапку надел только на улице. Гаврила послал вслед за ним того же Ерошку в качестве наблюдателя. Ерошка увидал издали, что он вошел в трактир вместе с собакой, и стал дожидаться его выхода.В трактире знали Герасима и понимали его знаки. Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась: видно было, что ее недавно вычесали. Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой – до кушанья. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи. Он заслонил лицо свое рукой. (…)А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… (…)И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, – толкуют мужики, – его же счастье, что ему ненадобеть бабья; а собака – на что ему собака? к нему на двор вора селом не затащишь!» Такова ходит молва о богатырской силе немого.
Вопросы: Как вы думаете, почему Герасим надел праздничный кафтан? Как он ведет себя в такой непростой ситуации? Почему он все-таки топит Муму? Был ли у него выбор? Что подобным поступком хочет показать Герасим? Почему он уходит от хозяйки? Как бы вы поступили на месте Герасима? Как вы относитесь к его поступку?
На обсуждение каждого кейса ученикам дается 5-7 минут, после чего каждая группа дает ответы на вопросы.
В конце урока проводится рефлексия по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления» (приложение № 3)
Автор: А.В. Гайворонская, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 6 г.Томска
Цель урока: написание творческих работ по произведению И.С. Тургенева «Муму»