в каком классе изучают герой нашего времени
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Литература. 9 класс
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание,
2) вспомните хронологический порядок построения произведения;
3) напишите верный ответ.
М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения произведения, так как …
а) дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю души» человека – это неверный вариант;
б) стремление к оригинальности– это неверный вариант;
в) для того чтобы пробудить интерес читателя к герою – это неверный вариант;
г) постепенное — от «внешнего к внутреннему» — раскрытие характера главного героя – это верный вариант.
Следовательно, верный ответ г).
Разбор типового контрольного задания
Что читал Печорин в ночь перед дуэлью?
а) Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»
б) А. Смит. «Исследования о природе и причинах богатства народов»
в) В. Скотт. «Шотландские пуритане»
г) Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание,
2) вспомните, что читал Печорин в ночь перед дуэлью;
3) напишите верный ответ.
Печорин в ночь перед дуэлью читал…
а) Ф. Шиллера. «Коварство и любовь» – это неверный ответ.
б) А. Смита. «Исследования о природе и причинах богатства народов» – это неверный ответ.
в) В. Скотта. «Шотландские пуритане» – это верный ответ.
г) Дж. Байрона. «Паломничество Чайльд-Гарольда» – это неверный ответ.
Следовательно, верный ответ в).
В каком классе проходят роман «Герой нашего времени» Лермонтов?
В каком классе нужно читать роман «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова? О чем книга, краткое содержание?
Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти новелл в которых главным действующим лицом является офицер Григорий Печорин, который был сослан на Кавказ за какую-то провинность. Печорин постоянно становится участником не очень симпатичных историй. В первой новелле он принимает участие в похищении Бэлы, которая затем по его вине погибает. В Княжне Мери разбивает сердце двум женщинам, которые его любили, в Тамани вмешивается в жизнь контрабандистов.
Печорин пытается найти смысл жизни, больше всего он дорожит своей свободой. Конечно понять его поступки сложно даже взрослому, но роман классика изучают в девятом классе школы, во втором полугодии.
Здравствуйте! Роман «Герой нашего времени» проходят в девятом классе, в четвертой четверти. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет людей той эпохи. Роман состоит из пяти глав.
На ваш вопрос у меня есть точный ответ, так как мой ребенок ходит в 9-й класс, и как раз сейчас они проходят роман «Герой нашего времени» Лермонтова. Проходить стали сразу после Нового года. Надо было прочитать произведение на каникулах, а никто не прочитал, теперь читают в спешном порядке.
Кратко рассказать о чем «Герой нашего времени» довольно сложно, но попробую. События в романе происходят в начале 19 века. В центре внимания молодой офицер Григорий Печорин, который пытается найти смысл жизни. Подробнее узнать об этом романе можно вот в этом вопросе.
Этот роман, который является одним из самых запоминающихся, проходят в девятом классе, причём ближе к концу года, ну и он действительно очень даже интересно, поскольку читается довольно-таки легко и можно сказать на одном дыхании, да и запоминается отлично, потому что читал я его как раз в девятом классе, но очень неплохо помню до сих пор, а прошло с тех более десяти лет.
Ну а повествует он прежде всего о жизни и различных переживаниях главного героя по фамилии Печорин, который переживает различные жизненные ситуации и испытает любовь, ведь прежде всего роман этот про любовь, хотя и помимо этого в нём немало всего. В общем я бы сказал что почитать его стоит, ведь он реально притягивает и назвать его скучным точно нельзя.
Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», несмотря на кажущуюся простоту, поднимает достаточно глубокие и очень серьезные вопросы о месте человека в обществе и нашей жизни в целом. Именно по этим причинам к его изучению рекомендуется приступать уже в сознательном возрасте, а именно в девятом классе школьного обучения.
Изучают это произведение в девятом классе.
Герой нашего времени. Пожалуй, самое известное прозаическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова.
Естественно, что данное произведение является обязательным для изучения в курсе русской литературы в средней школе.
По программе этот роман изучают в 9-м классе, в 4-й четверти.
Данное произведение Лермонтова состоит из 5 глав, а именно: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри, Фаталист. Данное произведение ученики 9 класса проходят в школе. Данный роман является очень интересным, однако не все могут осознать глубину и смысл в 9 классе.
Вообще произведение довольно сложное и серьёзное, в начальных классах его точно не изучают.
Насколько я помню (точней знаю) изучают это произведение в школе в 9 классе.
Прочитать можно и раньше, но именно изучают уже только в 9 классе.
Во многих школах есть своя учебная программа по которой учатся ученики. Так что тут все зависит от школьной программы. Если я не ошибаюсь, то это произведение проходят в 9 классе. Оно достаточно сложное, так что младшим классам его не понять.
Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Конспект урока литературы в 9-м классе «История души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Разделы: Литература
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
1. Постановка учебной задачи.
— Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
— Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?
(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»)
— Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.
— Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?
(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
— Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?
(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)
— С чем связана смена рассказчиков?
(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».)
— Как испытывает автор своего героя?
(Автор испытывает своего героя, проводя его через испытания, связанные с опасностью и любовью.)
2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.
— Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?
(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)
— Как вы объясните значение слова «странный»?
(Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)
— Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?
(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)
— Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?
(«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё (Бэлу) жизнь – только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.
Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…».)
— В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?
(«…во мне душа испорчена светом…»)
— Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.
3. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».
— Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)
— Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?
(«Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления. »
Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)
— Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
(«Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)
— Как это его характеризует?
(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)
— Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?
— Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.
4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.
— Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?
(Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)
— Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.
«…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…»
«…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»
«…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»
«…его кожа имела какую-то женскую нежность…»
«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
«… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…».)
— Какова роль портрета Печорина?
(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)
— Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?
— Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?
(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)
5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.
— Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.
Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.)
— Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?
— Кто нам представляет героя?
(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)
— Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?
(Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)
— Почему его постигает горечь разочарования?
(«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности. »)
— В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести « Княжна Мери».)
— Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?
(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению.)
— Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)
— Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?
(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». «Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».)
— Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
(Умение понять внутреннюю суть человека.)
— Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?
(Грушницкий своего рода « двойник» Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.
«Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»
«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает».
«Его цель – сделаться героем романа».
Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)
— Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи».)
— Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…»)
— С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)
6. Жизненная философия героя.
— Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.
— Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?
(«…первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…»)
— Какую оценку он даёт себе в дневнике?
(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)
— Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?
(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)
— К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?
(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)
— Что же такое дружба в понимании Печорина?
(«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…» Настоящих друзей у Печорина нет.)
— К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)
— За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?
— Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
— Как таких людей называют в литературе?
(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин – герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом».)
— Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?
— Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?
— Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями».