в каком классе изучают есенина в школе
Особенности изучения творчества С. Есенина в начальной школе
Сергей Есенин — великий русский поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения. Лирика С. А. Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Существует немало методических концепций и разработок уроков по творчеству С. А. Есенина, предложенных современными методистами и учителями.
Особого внимания заслуживает вопрос об изучении С. А. Есенина как детского писателя в 1—4 классах. Сам Есенин придавал большое значение именно юному читателю. Он публиковался в детских журналах, в изданиях, адресованных самым маленьким читателям. Произведения Есенина входят в основную составляющую уроков «родной речи», внеклассного чтения, в программу которых целесообразно включать его стихотворения «Берза», «Пороша», «Поет зима, аукает.», «С добрым утром!», «Черемуха» и другие.
Изучение пейзажной лирики Есенина нацелено на развитие воссоздающее воображение, представление себе картины природы, изображнные поэтом, формирование у учащихся умения определять эмоциональную тональность стиха, настроение автора, создание атмосферы для возникновения сопереживания, эмоционального отклика на произведение. Именно поэтому в процессе чтения и анализа программных стихотворений поэта необходимо опираться на своеобразие поэтики С. Есенина и художественные особенности каждого конкретного произведения.
Таким образом, особенностью изучений произведений С. А. Есенина в начальной школе является направленность на развитие эстетического вкуса младших школьников. Его пейзажная лирика, адресованная детям, воссоздает в читательском воображении ассоциативные ряды, развивают эмоционально-чувственное отношение к поэзии, что в результате влияет на формирование читательской компетентности младшего школьника, в частности, на развитие чувства прекрасного.
Картотека дидактических игр по предметам в начальной школе Содержание Введение…. 3 Игры на уроках математики…. ….4 Игры на уроках окружающего мира…. 10 Игры на уроках русского.
Особенности изучения английского языка детьми дошкольного возраста Данная презентация знакомит родителей с возможными программами для изучения английского языка в дошкольном возрасте. Почему это важно?.
Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.
Праздник в начальной школе «День Земли» Праздник на тему: «День земли» …Тёплая кровиночка, моя Земля. Люди — это дети твоего тепла. Ласковая звёздочка Вселенной, Ты сама не.
Сценарий выпускного в начальной школе для 4 класса Сценарий выпускного в начальной школе 4г класса. 2017 год. До начала праздника родители занимают места в зале. Выпускники за кулисами.
Классный час в начальной школе «Вежливые слова» бы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Цель: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных.
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
«Творчество С. Есенина в школьных учебниках литературы в исторической динамике»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Творчество С. Есенина в школьных учебниках литературы
в исторической динамике
В разные исторические периоды отношение к творчеству С. Есенина менялось. До 1960-х – 1970-х годов творчество Есенина старались замалчивать, потому что поэт считался «чуждым официальной идеологии». После этого поэта постепенно начали реабилитировать и уделять больше внимания его литературному наследию. При этом следует отметить, что у одних и тех же стихотворений в разные исторические периоды была различная интерпретация. В начальной школе дети, в основном, изучали пейзажную лирику Есенина, в средней школе уделялось внимание стихам, в которых выражал свою любовь к России и к малой Родине, а учеников старшего звена знакомили с произведениями философской и гражданственной тематики.
В советские времена стихотворения Есенина, включенные в школьную программу, должны были строго соответствовать официальной идеологии, поэтому из стихов о природе и Родине в школьную программу входили только те, в которых родная природа и Родина идеализировались. После перестройки, напротив, в программу стали включать и те стихотворения, в которых Есенин выражал свою грусть по поводу того, что Родина не соответствует идеалу.
В итоговой таблице ниже приведены стихотворения С. Есенина, вошедшие в школьную программу в различные исторические периоды.
Таблица 1. Стихи С. Есенина в школьной программе в различные исторические периоды.
1.Белая береза под моим окном
1.Еду. Тихо. Слышны звоны
2.Отговорила роща золотая
1.Белая береза под моим окном
1.За рекой горят огни
2.Еду. Тихо. Слышны звоны
3.Каждый труд благослови, удача
3.Отговорила роща золотая
5.Шаганэ ты моя, Шаганэ
1.Белая береза под моим окном
3.Поет зима — аукает
1.За рекой горят огни
2.Еду. Тихо. Слышны звоны
3.Мелколесье. 4.Степь и дали
6.Низкий дом с голубыми ставнями…
7.Спит ковыль. 8.Равнина дорогая
9.Разбуди меня завтра рано
1.В этом мире я только прохожий
2.Возвращение на Родину
3.Вот оно, глупое счастье
4.Гой ты, Русь, моя родная
5.Да! Теперь — решено. Без возврата
6.Жизнь — обман с чарующей тоскою
7.Не гляди на меня с упреком
8.Разбуди меня завтра рано
11.Пой же, пой. 12.На проклятой гитаре
13.Отговорила роща золотая
15.Шаганэ ты моя, Шаганэ
17.Я обманывать себя не стану
1.Белая береза под моим окном
5.Поет зима — аукает
1.За рекой горят огни
2.Еду. Тихо. Слышны звоны
3.Нивы сжаты, рощи голы
4.Низкий дом с голубыми ставнями…
7.Я покинул родимый дом
1.В этом мире я только прохожий
2.Возвращение на Родину
3.Вот оно, глупое счастье
5.Гой ты, Русь, моя родная
7.Да! Теперь — решено. Без возврата
8.Жизнь — обман с чарующей тоскою
10.Край ты мой заброшенный
12.Мне осталась одна забава
13.Не гляди на меня с упреком
14.Разбуди меня завтра рано
15.Пой же, пой. На проклятой гитаре
16.Пускай ты выпита другим
18.Ты меня не любишь, не жалеешь
20.Я обманывать себя не стану
Таким образом, на основании настоящей итоговой таблицы можно сделать следующие выводы.
Спектр стихов С. Есенина, входящих в школьную программу, менялся в соответствии с изменением периодов в истории России, и, в целом, характерно постепенное возрастание интереса к творчеству поэта. Если в 1960 – 1970-х годов в программу включались лишь отдельные стихотворения (главным образом, пейзажная лирика), то, начиная с 1990-х годов, количество включенных в школьную программу стихотворений С. Есенина значительно возрастает.
Для Советского времени характерен несколько однобокий подход к творчеству С. Есенин, в школьной программе он представляется ученикам исключительно как автор пейзажной лирики и стихотворений о Родине, идеализирующий свою большую и малую Родину и живописующий красоту природы. Начиная с 1990-х годов, Есенин представляется обучающимся как поэт, творчество которого охватывает самые разнообразные темы – любовная лирика, религия и жизненная философия, судьба России в этом мире и смысл жизни человека. Иными словами, образ С. Есенина трансформируется, из поэта-лирика в поэта-философа.
В советское время из программы С. Есенина были исключены произведения, прямо или косвенно связаны с темой религии и молитвы, что, вероятно, связно с антирелигиозной официальной пропагандой советского государства. После перестройки произведения на рассматриваемую тему стали появляться в школьной программе, но они до сих пор занимают незначительное место в школьном курсе изучения творчества поэта.
В советское время в программу входили стихотворения Есенина, посвященные труду, и это также связно с официальной идеологией советского государства. Начиная с 1990-х годов, теме труда в стихотворном творчестве С. Есенина должного внимания не уделяется.
Из советской школьной программы были исключены практически все произведения любовной лирики поэта, даже те, в которых изображалась чистая, целомудренная, «платоническая» любовь. В 1970-е – 1980-е годы эти произведения стали постепенно включаться в творческую программу, и это стало большим прогрессом в изучении творчества Есенина в школе, так как любовная лирика занимает весьма значительное место в творческом наследии поэта, она описывает чувства поэта и помогает лучше понять его мировоззрение, его взгляд на мир и картину мира.
Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на значительное увеличение доли стихов С. Есенина в школьной программе в наше время, его творчество все же представлено недостаточно полно, и среди включенных в школьную программу стихотворений по-прежнему доминирует пейзажная лирика; из-за этого у обучающихся могут сформироваться неверные представления о роли и месте С. Есенина в истории отечественной поэзии.
Изучение творчества С.А.Есенина в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на городской научно-практической конференции,
посвященной 110 й годовщине со дня рождения С.А.Есенина.
Творчество С.А.Есенина в школе.
Эволюция лирического героя С.Есенина.
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. На лирике поэта лежит печать времени, поэтому лирический герой Есенина – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений, мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, а характер драматичен.
В обязательном минимуме содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных Министерством РФ, дается перечень лирических стихотворений для изучения и анализа. Школьные программы учитывают предлагаемый минимум и тем самым ставят учителя в жесткие рамки выбора. Сравним две школьные программы: Т.Ф.Курдюмовой и А.Г Кутузова.
В программе Т.Ф.Курдюмовой учащиеся 5 х классов знакомятся со стихотворениями С.А.Есенина в разделе «Родная земля в стихах и прозе русских писателей ХХ века». Учащиеся 6 х классов в разделе «Русская природа в стихотворениях русских поэтов Х I Х и ХХ веков» изучают стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша» и «Задремали звезды золотые…», причем, в учебник закралась ошибка, т. к. название последнего не встречается в автографах поэта, а стихотворение называется «С добрым утром!». В 7 и 8 классах изучение творчества С.Есенина не запланировано, но программа 7 го класса в раздел «Тихая моя Родина. Стихотворения о Родине» (1 час) включила среди имен А.Прокофьева, М.Исаковского, Н.Заболоцкого имя Сергея Есенина. И только выпускники основной школы впервые кратко знакомятся с жизнью и творчеством поэта на отведенных для этого уроках и анализируют такие стихотворения, как «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Программа средней (полной) школы для изучения творчества С.Есенина отводит только 5 часов в выпускном классе. Именно на этих уроках идет разговор о жизни, творчестве и личности поэта, о его трагической судьбе после революции. Учащиеся 11 х классов изучают и анализируют стихотворения, воспевающие глубокое чувство родной природы и Родины, искренность, любовь и сострадание «ко всему живому», пытаются разобраться в сложности мироощущения поэта после революции. Учитель может остановить свой выбор на следующих произведениях: «Песнь о собаке», «Русь», «Я последний поэт деревни…», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Персидские мотивы», «Возвращение на родину», поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».
Программа А.Г.Кутузова построена таким образом, что в каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие. Имя С.Есенина впервые встречается в 6 классе при изучении раздела «Роды литературы. Лирика», но только лишь среди перечня произведений для самостоятельного чтения учащихся. Так шестиклассникам предлагается прочитать стихотворения «Береза», «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». В 7 классе базовое понятие «Герой – характер – образ». При изучении раздела «Лирический герой» учащиеся знакомятся со стихотворениями Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», «Береза», «Поет зима – аукает…», «Песнь о собаке», «Ах, как много на свете кошек…», «Все живое особой метой…». Учащимся 8 класса при изучении раздела «Фольклор и литература» предлагается определить роль взаимодействия и взаимовлияния письменной и устной культуры в русских духовных стихах, сравнивая два произведения: памятник русской духовной поэзии «Егорий Храбрый» и «Калики» (из цикла «Русь») С.Есенина. Программа литературы для 9 класса выделяет основное базовое понятие «Автор – образ – читатель». Учащиеся основной школы в разделе «В мире русской литературы», говоря об особенностях лирики ХХ века, обращаются к творчеству А.А.Блока, В.В.Маяковского и С.А.Есенина. На уроках читаются и анализируются следующие стихотворения С.Есенина: «Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая…», «Несказанное, синее, нежное…». Программа же 10 класса тоже не предусматривает обращение к творчеству С.Есенина, и только в 11 классе при изучении базового понятия «Литературный процесс» будущие выпускники средней (полной школы) ведут разговор о лиричности и исповедальности поэзии Есенина. Здесь обращается внимание и на образ родины («Не в моего ты Бога верила»), и на мотив преображения России («Русь»), и на биографические мотивы поэмы «Анна Снегина», и на мистико-философские искания в поэме «Черный человек».
Таким образом, время, отводимое программой на изучение лирики С.Есенина, в разных программах и в разных классах не всегда позволяет проследить судьбу лирического героя, который неразрывно связан с личностью поэта, как с прототипом, но не тождественен ей, как и всякий художественный образ. В этих условиях успех изучения творчества С.А.Есенина в школе зависит от личности учителя, его литературного вкуса и умения анализировать лирическое произведение.
Ранние стихотворения С.Есенина характеризуются тем, что еще не до конца определился облик лирического героя. В его словах отражается и мечтательность, и порывы к прекрасному, и осознание горестей жизни. Мы видим немало сочных, ярких картин близкой ему с колыбели родной природы.
Начать знакомство с творчеством Сергея Александровича Есенина в 5 классе можно со стихотворения «Береза», впервые опубликованного в первом номере детского журнала «Мирок» за 1914 год. Анализ стихотворения следует начинать после небольшого увлекательного рассказа учителя о детстве Сергея Есенина. Педагог должен убедить учеников в том, что основы мировидения человека закладываются уже в детстве. Ребята, как и герой стихотворения, попадают в сказку, но в сказку наяву. Береза, оказывается, живет внутренней жизнью. Она сама из себя творит чудо, в ней таится та природная сила, что способна превратить обычный пейзаж в сказочно прекрасный.
А сколько светлых красок, чистой радости, жизни в таком, например, задушевном описании весны:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и в росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
(«Сыплет черемуха снегом…»)
Сочетание белого и зеленого цветов создает определенный колорит. Отличительная особенность есенинской цветописи – мажорность, четкость, осязаемость. Краски у поэта всегда живые, соответствующие времени суток и года. Есенин оперирует почти всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, розовым, малиновым, вишневым, золотым, желтым, багряным, сиреневым и т. д.
В стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» учащимся предстоит прочувствовать переживания лирического героя, который еще не «отделился» от самого автора, но уже выражает свою индивидуальность, потому что способен видеть невидимое, тем самым, расширяя панораму мира:
Сонный сторож стучит
Человек в ранней лирике Есенина тесно соединен с природой. Пейзаж Есенина – не мертвые безлюдные картины. Максим Горький говорил, что в есенинский пейзаж всегда «вкраплен человек». Этот человек сам поэт, влюбленный в родной край. Великая тайна русской печали, русского счастья, отраженная в тихом пейзаже, обретала у Есенина подлинную силу лирического прозрения:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Это и признание в любви, и попытка разгадать эту любовь. Оказывается, что поэту дорого все: и гуд комаров «над покосной стоянкою», и пляски у костра, и «сладкий» отдых в шелку купырей».
Анализировать это стихотворение из «маленькой поэмы» «Русь» можно с учащимися 7 х классов в разделе «Тихая моя родина. Стихотворения о родине».
Ранний период творчества Есенина – это период «голубой Руси», которую стережет «старый клен на одной ноге». Клен – это как бы двойник лирического героя, даже не двойник – близнец: тайным родством связал поэт златоглавого юношу с самым «кудрявым» деревом русской осени – кленом. Нежная открытая «душа-яблоня» лирического героя впитывает в себя ароматы родной природы:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
(«Закружилась листва золотая…»)
В стихотворениях, написанных после революции, поэту по-прежнему свойственны раздумья о Родине. Теперь исповедь лирического героя звучит по-особому. Она – плод мучительных раздумий над преображенным «ликом» родины, таким дорогим для Сергея Есенина. Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину. Отсюда и отрицательное отношение к городу, и защита деревни со всеми ее традиционными устоями, и мысль, что лирика вообще отжила свой век. Недаром в письме к Жене Лившиц Есенин прочески скажет: «…Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений…»
В стихотворении «Я последний поэт деревни…» печаль лирического героя настолько сильна, что даже природа говорит о его скорой гибели:
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Мучительные мысли изнуряют поэта, временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» лирический герой с горечью думает об уходящей молодости, о невозвратимости ее, оценивая прожитую жизнь, размышляет о быстротечности времени:
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Но в драматической исповеди читатель чувствует и органический природный жизненный оптимизм, присущий как лирическому герою, так и поэту:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму в данном стихотворении. Цвет белый («белых яблонь дым») сменяет золото «увяданья». Затем снова белый («страна березового ситца»), за ним следует розовый («на розовом коне»), цвет молодости, радости, счастья. А в заключительных строках появляется цвет медный («листьев медь»), цвет тяжелый, но не трагический, как и сама жизнь с ее радостями и невзгодами, разочарованиями и благополучием.
Что-то злое во взорах безумных
Непокорное в громких речах.
Есенин не поэтизирует кабак. В его поэзии этот образ – символическое воплощение гибели человеческой личности. В исповеди лирического героя звучит самоосуждение, надрыв и боль. Он разуверился в моральных ценностях, отрекся от возвышенной любви, но сохранил в душе нежность. Даже в пору тяжелых размышлений поэта не покидала надежда, что заживут раны его души, достанет внутренних сил вырваться, сдюжить, подняться. С вызовом бросает он в лицо «хохочущему сброду» циничные слова, но за этим стоит жажда взаимопонимания, истинно человеческих отношений:
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»
(«Все живое особой метой…»)
Стихотворение «Заметался пожар голубой…» знаменует собой новый поворот в эволюции лирического героя. Если прежде он всячески попирал любовь, то теперь стремится с всею страстью выразить именно это чувство. Причащаясь к возвышенному чувству любви, лирический герой, как заклинание, повторяет:
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В стихотворениях цикла «Любовь хулигана» заметно меняется и поэтика. Стихи вновь обретают красочность, пластичность, яркость звуковую сочность, словом, все то, что исчезло в цикле «Москва кабацкая». Поражает кроткая, почти смиренная интонация, снова появляются цвета голубой («заметался пожар голубой») и золотой («это золото осеннее»).
Эволюция лирического героя – это движение по спирали. Возвращаясь к себе раннему, Есенин дает такую глубину чувства, которой не было раньше. Новые мотивы характеризуют лирического героя как натуру чуткую и тонкую; он раскрывается в интимной исповеди новыми чертами своего характера.
В «Персидских мотивах» лирический герой постоянно возвращается мыслью к России, пытается издалека увидеть себя в контексте Родины. Световыми эффектами проникнуты стихотворения этого цикла, в них лик милой сердцу поэта Шаганэ, в них дух и природа Кавказа. Есенин проявляет живой интерес к людям, обычаям, поэзии, ко всему новому и незнакомому, любуется яркой природой Востока, пьет «сухими устами» «ветер благоуханный» чужой стороны и вдыхает «запах олеандра и левкои».
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
(«Возвращение на родину»)
Русь, как и раньше, характеризуется образами равнин, луны, верб, берез, тополей, но нет волшебного синего света, а есть «неуютная жидкая лунность», «чахоточный свет луны». Родные места вызывают иные чувства: «равнодушен», «не мил», «разлюбил». «Каменное и стальное символизирует новую мощь России. Признавая разумом необходимость преобразований, чувствуя сердцем боль утраты привычного и родного в деревенской жизни, поэт сомневается и в своей личной судьбе:
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь.
(«Неуютная жидкая лунность…»)
В лирическом герое было много от Есенина: чувство горячей любви к родине, особая чуткость к природе, повышенная эмоциональность и болезненное восприятие зла. Стихи Есенина – это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа.
Поэзия Есенина принадлежит каждому из нас, и все, сказанное им, мы переживаем как сокровенное, свое. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому, только поэт, за «случайными чертами» и «гримасами» века открывающий для себя, а значит, и для нас всю красоту родной земли; поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя, свое чувство Родины в русском Слове.