в каком классе изучают диффузию
Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: «Диффузия»
Разделы: Физика
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Повторение
(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером «да», если они считают это утверждение верным, или «нет», если считают его неверным)
3. Основной материал.
Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.
У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.
В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.
Предлагаю также следить за их цветом.
Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и свинца диффундируют на глубину 1мм за 5 лет.
Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина.
(парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет)
Учитель: Итак, что же произошло за это время в первых двух экспериментах?
Учащиеся: Граница между жидкостями не изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и воздух перемешались в сосуде.
Учитель: Однако смотрите, что получилось в стакане, куда аккуратно налили купорос и воду неделю назад.
Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода перемешались.
Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.
Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.
Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.
(Работа с учебником, запись определения в тетрадь.)
Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией
(В итоге, в тетради обучающихся и на доске создается опорный конспект. Смотри приложение №1.)
(Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшена в промежутки между горошинами)
После проведенного эксперимента и беседы с учащимися подчеркиваю, что явление диффузии происходит без вмешательства извне, за счет движения самих молекул, т.е. может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются.
Учитель: Как будет вести себя маленькая частичка нерастворимого вещества в жидкости, если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно и беспорядочно движутся?
Учащиеся: Молекулы, окружающие частицу, движутся в разных направлениях, часть из них ударяются о частицу. Поскольку частица маленькая, она может двигаться под действием этих ударов. Т.к. молекулы движутся беспорядочно, то число ударов с разных сторон в один и тот же момент различно, и частица будет двигаться то в одну, то в другую сторону, беспорядочно.
(демонстрация с помощью прибора «Модель броуновского движения»)
Явление беспорядочного движения взвешенных нерастворимых частиц вещества в жидкости или газе называют броуновским движением.
Откуда такое название, вы узнаете дома из учебника. Пронаблюдать броуновское движение можно под микроскопом, на перемене это каждый сможет сделать.
Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.
4. Закрепление.
5. Итоги урока
Урок «Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
«Физика» Автор: А.В.Перышкин
Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах.
· Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул;
здоровье-сберегающая, ИКТ, дифференцированная, групповая, исследовательские технологии
урок «открытия» новых знаний
Предметные умения: освоить понятие «диффузия», определить зависимость скорости диффузии от внешних факторов (температуры); у меть наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах.
Метапредметные: овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками объяснения явления диффузии, развивать способность к монологической и диалогической речи.
Личностные: сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в возможности познания природы, а также необходимости разумного использования достижений науки и технологий; развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
перманганат калия, пинцеты, пластиковые стаканы, кофе, холодная и тёплая вода, компьютер, мультимедиапроектор, экран
Диффузия, скорость протекания диффузии, молекулы, движение молекул.
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником, эксперимент
проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), наблюдение
Мотивация к учебной деятельности
Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает класс на продуктивную деятельность.
Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.
Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие нового материла.
Этап проверки домашнего задания
Проводит физический диктант. Организует повторение базового теоретического материала, заполняет журнал успеваемости.
Отвечают на вопросы физического диктанта. Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. После диктанта обучающиеся меняются выполненными работами и делают его проверку. Во время проверки учащиеся обсуждают неверные ответы и дают пояснения.
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Осуществляет постановку учебной проблемы. Организует мотивацию получения новых знаний, рассмотрение опытных фактов, подтверждающих движение молекул.
Физический эксперимент: на столе стоит закрытый черный ящик, в котором лежит порезанный на дольки апельсин. Открывает черный ящик и задает ребятам вопрос: кто чувствует запах? Почему вы чувствуете запах? Почему ребята, находящиеся в конце кабинета, не сразу почувствовали запах? По кабинету начнет распространяться запах апельсина, который через некоторое время почувствуют ученики. Обратить внимание на то, какие ученики почувствуют этот запах первыми (те, которые ближе сидят к черному ящику)
Просит найти в учебнике определение явления перемешивания веществ и сформулировать тему урока.
Просит наметить цели урока.
Помогает сформулировать цель и задачи урока
Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы.
Самостоятельно, основываясь на знаниях о строении вещества, пытаются дать ответ на вопрос: «Почему мы чувствуем запах?» После обсуждений ученики формулируют ответ: «Распространение запаха происходит из-за того, что молекулы движутся».
Находят в учебнике определение
диффузии и формулируют тему урока.
Ставят перед собой цели и задачи на урок.
III . Организация деятельности обучающихся в ходе приобретения «нового»
Изучение новых знаний
Организует изучение нового материала с помощью ЦОР и учебника. Задает вопросы по материалу параграфа. Помогает обучающимся, при необходимости, проделать необходимые опыты.
Изучают новый материал с помощью ЦОР и учебника, делают конспект в тетради. Находят ответы на вопросы учителя в учебнике, под наблюдением учителя и с соблюдением техники безопасности проделывают опыты, делают выводы:
1. В колбу с водой добавляют несколько крупинок перманганата калия.
2. Диффузия в холодной и горячей воде (сахар и колбы с холодной и горячей водой).
Выполняют упражнения физкультминутки в свободном пространстве кабинета
Первичная проверка понимания изученного
Организует деление обучающихся на 2 группы и выдает задание: выполните эксперимент (раздает заготовки).
1. Изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры.
Цель: изучить, как температура воды влияет на скорость протекания диффузии.
Приборы и материалы : термометры – 2 шт, часы – 1 шт, стаканы– 2шт, 2 пакетика чая.
Описание опыта и полученные результаты : (опыт приготовления чая при начальной температуре 18°С и при температуре 87° С в двух стаканах).
Вывод: на скорость протекания диффузии влияет температура: чем больше температура, тем выше скорость протекания диффузии.
2. Наблюдение диффузии в газах
Цель: «Определить время распространения запаха освежителя воздуха и духов в помещении».
Приборы и материалы : часы с секундной стрелкой, освежитель воздуха, духи
Описание опыта и полученные результаты :
1. Нажать на клапан флакона освежителя воздуха, находясь в дальнем углу комнаты. Его запах по всему помещению распространился уже через 15 секунд.
2. Смочить тампон ваты духами и положить его на подоконник. Запах духов распространился по всей комнате через 40 секунд.
Вывод: процесс диффузии происходит в газах и достаточно быстро.
Выполнение эксперимента (работа в группе), защита.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Задание: Ответить письменно на одно задание того уровня, с которым вы справитесь.
Выполняют задания. Корректируют свои результаты.
IV .Подведение итогов и рефлексия
Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом.
Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала.
Анализирует качество усвоения материала. Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.
-Чему вы научились на уроке?
-Что далось вам легко?
-Где возникли трудности?
Возвращаются к целям и задачам урока.
Отмечают, что цель и задачи урока выполнены.
Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю.
Умеют точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.
V . Ззадание для самоподготовки
Для всех: Прочитать § 10. Выучить определения. Проверить усвоение по вопросам к параграфам.
Для желающих: задание № 4 стр. 29.
Для желающих: рисунок «Диффузия вокруг нас».
Одному обучающемуся: приготовить сообщение на тему «Полезные и вредные свойства диффузии».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок физики по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Используемые источники.docx
Выбранный для просмотра документ Приложения.docx
Выполните тест, ответы запишите в таблицу.
1.Выберете верное утверждение.
А. Только твёрдые тела состоят из молекул.
В. Только жидкости состоят из молекул.
Г. Только газы состоят из молекул.
Д. все тела состоят из молекул.
2.Отличаются ли молекулы твёрдого йода и молекулы газообразного йода.
К. Отличаются формой.
Л. Отличаются числом атомов.
М. Молекула твёрдого тела больше молекул газа.
3.Промежутки между молекулами жидкости и молекулами твёрдого тела при одной и той же температуре…
Ф. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости больше, чем между молекулами твёрдого тела.
Х. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости меньше, чем между молекулами твёрдого тела.
Ц. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости могут быть и больше и меньше чем между молекулами твёрдого тела.
4.Можно ли утверждать, что объём водорода в воздушном шаре равен сумме объёмов отдельных молекул водорода?
5. Есть ли отличие между молекулами холодного молока и молекулами горячего молока?
Н. Молекулы холодного молока больше, чем молекулы горячего молока.
6. Мельчайшей частицей вещества является….
Г. Элементарная частица.
7. Отличаются ли молекулы водяного пара от молекул воды?
8.Атомы состоят из молекул.
Номер вопроса и ответ
Номер вопроса и ответ
Сформулируйте гипотезу о том, почему чай заваривают горячей, а не холодной водой. Дать объяснение вашему предположению.
Возьмите медный купорос, высыпьте в воду. Какое явление вы наблюдаете? Что является причиной, а что следствием данного явления?
На дно стакана опустите кристаллик марганца. Наблюдать не взбалтывая. Какое явление наблюдается? Как его ускорить? Сформулируйте условия, при которых вы наблюдаете явление диффузии. Будет ли наблюдаемое явление диффузией, если жидкость взболтать?
1. К какому классу понятий относится диффузия?
А) к физической величине;
Б) к физической единице измерения;
В) к физическому явлению.
2.Что является причиной явления диффузии?
А) движение молекул;
Б) наличие промежутков;
3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?
4.Укажите пример диффузии в жидкостях:
А) спирт растворяется в воде.
Б) запах духов распространяется в комнате.
В) запах нафталина распространяется в воздухе.
5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?
А) увеличение скорости движения молекул.
Б) увеличение беспорядочности движения молекул.
В) увеличение промежутков между молекулами.
1. С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время?
2. Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях?
3. Что общего между рисунком с игроками на футбольном поле и явлением диффузии?
4. Огурцы были одновременно залиты: одна банка – холодным рассолом, вторая банка – горячим. Во второй банке огурцы просолились быстрее. Почему?
5. В какой воде соль растворяется быстрее – холодной или горячей?
6. В каком чае молекулы движутся медленнее- холодном или горячем?
7. Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.
9. В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунков?
10. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
11. Чем объясняется следующая ситуация: белье разного цвета, замоченное вместе, закрасилось.
12. Вокруг гвоздя, забитого в сырую доску, через некоторое время появляется красноватый налет. Объясните причину.
13. Если селедка слишком соленая, ее можно положить на некоторое время в воду при комнатной температуре. Почему селедка становится менее соленой?
14. Почему необходима очень высокая температура при сварке металлов?
15. Почему на улице вблизи хлебозавода или конфетной фабрики чувствуется запах хлеба или шоколада? Объясните это явление, используя понятие о молекулах.
Лестница «Моё состояние»
Уверен в своих силах
Выбранный для просмотра документ приложение 1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок физики 7 класс МБОУ «Саскалинская СОШ» Учитель: Козина Наталья Алексеевна
Тема урока: Диффузия
В жидкостях На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения молекулярного строения вещества.
В твердых телах Возьмите два куска разноцветного пластилина и разминая их в руках, понаблюдайте, как смешиваются цвета. Сделай те вывод.
Диффузия в газах Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого вещества. Поэтому диффузия в газах протекает быстро.
Диффузия в жидкостях Частицы в жидкости расположены так, что расстояние между соседними частицами меньше их размеров. Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. Перемешивание жидкостей происходит медленно.
Диффузия в твердых телах В твердых телах расстояния между частицами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих частиц. Проникновение через такие малые промежутки частиц другого вещества крайне затруднено и поэтому происходит очень медленно.
Практическая работа В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. Сверху поместите несколько крупинок растворимого кофе. Понаблюдайте, что происходит (1 – 2 мин).
Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.
Работа в группах 1группа. Сформулируйте гипотезу о том, почему чай заваривают горячей, а не холодной водой. Дать объяснение вашему предположению 2 группа. Возьмите медный купорос, высыпьте в воду. Какое явление вы наблюдаете? Что является причиной, а что следствием данного явления? 3 группа. На дно стакана опустите кристаллик марганца. Наблюдать не взбалтывая. Какое явление наблюдается? Как его ускорить? Сформулируйте условия, при которых вы наблюдаете явление диффузии. Будет ли наблюдаемое явление диффузией, если жидкость взболтать?
Тест №2 Ответы № вопроса 1 2 3 4 5 Ответ В А А А А
Условия происхождения диффузии Явление диффузии можно объяснить лишь в том случае, если считать, что: 1. Все вещества состоят из частиц. 2. Между частицами имеются промежутки 3. Частицы вещества находятся в постоянном движении.
Домашнее задание 1) § 9 2) На выбор подготовить сообщение по темам: «Диффузия на кухне», «Диффузия в природе», «Диффузия на производстве», «Диффузия в ….» (произвольная тема)
Лестница «Моё состояние» Отметьте свое состояние Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно
Выбранный для просмотра документ технологическая карта урока.docx
Технологическая карта урока физики.
Учитель: Козина Наталья Алексеевна
Предмет: физика, урок «открытия» новых знаний
Тема: Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.
Дата проведения: 27.09.2016 г.
Продолжительность: 40 минут
Технология: проблемное обучение.
Базовый учебник: Физика. 7 кл.: учебник для образовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2014 г.
Цель урока: сформировать представление о диффузии, как о явлении смешивания веществ, вследствие непрерывного и беспорядочного движения молекул.
1) опытным путём раскрыть особенности явления «диффузия», изучить механизм и условия перемешивания молекул одного вещества с другим в газах, жидкостях, твердых телах;
2) развить умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; развивать у учащихся способность вести беседу, вступать в дискуссию;
3) воспитывать познавательный интерес к получению новых знаний
Планируемые образовательные результаты
Предметные: уметь наблюдать и объяснять явление диффузии
Личностные: стремление к саморазвитию, формирование самооценки.
Метапредметные: освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.
Универсальные учебные действия.
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, оценка и самооценка.
Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, у мение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование к уроку : Экран, компьютер, проектор, презентация к уроку (Приложение 1), учебник, карточки, флакон духов, вода разной температуры, крупинки растворимого кофе, стеклянные сосуды, пластилин, крупинки марганцовки.
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Начнем урок.
Включаются в деловой ритм урока.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Организация своей учебной деятельности.
2. Актуализа-ция знаний, фиксирование затруднений, определение темы урока
Повторить ранее полученные знания и определить тему урока
Выполните самопроверку, сверяясь с эталоном Оцените ответы, учитывая правильность выполнения заданий.
Какое слово у вас получилось?
— Выскажите предположение, какова тема нашего урока?
— Запишите тему в тетрадь.
— Что же такое диффузия?
Индивидуальная работа. Учащиеся работают с тестом, формулируют тему урока. Выполняют самопроверку по эталону, выставляют оценки.
Конспект урока на тему «Диффузия» 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
урок физики в 7 классе.
Тема: Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах..
Цель урока: Познакомить учащихся с диффузией в газах жидкостях и твёрдых телах.
Развивающая: продолжать добиваться, чтобы учащиеся понимали смысл таких терминов, молекула, диффузия и умели приводить примеры;
Воспитательная: в ходе объяснения материала формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость, продолжить формирование познавательного интереса к новому для ребят предмету «физика»
1) Повторить изученный ранее материал;
2) Подготовить учащихся к восприятию нового материала « Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах» ;
3) Выяснить причину существования диффузии;
4) Исследовать зависимость скорости протекания диффузии от температуры;
6) Закрепить изученный материал при решении качественных задач, с последующей проверкой на опыте, способствовать развитию практических навыков, умению анализировать, обобщать, применять новые знания в жизни.
Основные вопросы урока:
Причины и закономерности этого явления.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Диффузия в природе и жизни человека.
1. Из чего состоят вещества?
2. Как изменяется объем тела при нагревании?
3. Как изменяется объем тела при охлаждении?
4.Что такое молекула?
5. Из чего состоят молекулы?
6.Что такое Броуновское движение?
7.Что доказывает Броуновское движение?
2. Изучение нового материала.
После написания физического диктанта вместе с детьми ответим на все вопросы диктанта, что поможет каждому ученику заранее понять качество своих ответов и глубину знаний. После обсуждения делаем ВЫВОД: вещества состоят из молекул и атомов; между ними есть промежутки.
Затем перейдем к рассмотрению опытных фактов, доказывающих движение молекул. Анализируем опыт по окрашиванию воды в стакане, в который насыпаем растворимый кофе.
ВОПРОС. Почему вода без перемешивания окрашивается?
ОТВЕТ. Молекулы кофе проникли между молекулами воды.
ОПЫТ. Разбрызгиваем у доски духи и просим вставать детей, по мере ощущения ими запаха духов.
ВОПРОС. Что вы чувствуете? Почему вы чувствуете запах духов не одновременно? Объясните это явление?
ОТВЕТ. Запах духов распространился по всему классу со временем, т.к. молекулы находятся в непрерывном движении.
Явление диффузии можно объяснить лишь в том случае, если считать, что:
• Все вещества состоят из частиц (молекул, атомов, ионов);
• Между частицами имеются промежутки;
• Частицы вещества находятся в постоянном, хаотическом движении.
Диффузия может происходить в газах, жидкостях и твёрдых телах.(Распространение запахов, окрашивание жидкостей и тканей).
Одинаково ли быстро диффузия протекает в газах, жидкостях и твёрдых телах?
Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого вещества. Поэтому диффузия в газах протекает быстро.
Если бросить несколько кристалликов перманганата калия в воду, мы будем наблюдать, что в течение нескольких часов будет происходить окрашивание воды в розовый цвет.
Следовательно, скорость диффузии в жидкости намного меньше чем в газах.
Пояснение: частицы в жидкости «упакованы» так, что расстояние между соседними частицами меньше их размеров. Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. Перемешивание жидкостей происходит медленно
Промежутки между частицами маленькие, поэтому другим веществам трудно проникнуть между ними. Процесс диффузии в твердых телах проходит очень медленно и незаметно для невооруженного глаза.
А теперь давайте решим, почему диффузия протекает по разному в газах, жидкостях и твёрдых телах при разной температуре?
Какую гипотезу можно выдвинуть?
Если вещество однородное, что произойдёт с его молекулами при нагревании?
А как можно проверить эту гипотезу? Проделаем опыт.
ОПЫТ. В два стакана наливаем воду разной температуры. Опускаем в каждый из них пакетик чая.
ВОПРОС. Что мы наблюдаем? Почему скорость диффузии разная?
ОТВЕТ. При нагревании жидкости расстояние между молекулам увеличивается, скорость движения молекул возрастает. Поэтому диффузия в горячей воде происходит быстрее.
Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул
1.Чтобы огурцы получились малосольными, огурцы в рассоле нужно хранить в холодном помещении. Почему?
2.Бельё быстрее сохнет на ветру.
4.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.
5. Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.
Делаем вывод от чего зависит скорость диффузии.
Вредное проявление диффузии.
Диффузия помимо пользы дает человеку и огромный вред. Дымовые трубы предприятий выбрасывают в атмосферу углекислый газ, оксиды азота и серы. Избыток углекислого газа в атмосфере опасен для живого мира Земли, нарушает круговорот углерода в природе, приводит к образованию кислотных дождей. Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен примерно 10 триллионов тонн.
Загрязнение водоёмов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Температура воды повышается, при этом снижается содержание кислорода в воде, что плохо для водных организмов. Из-за повышения температуры воды многие реки теперь зимой не замерзают.
Объясните следующие ситуации:
Почему не рекомендуется хранить в холодильнике рядом с молочными продуктами сельдь или нарезанный лук?
Воздушные шарики, наполненные лёгким газом, вскоре тяжелеют и не поднимаются. Почему? В чём причина того, что в холодном помещении подъемная сила шарика сохраняется дольше?
Если на рычажных весах удастся уравновесить при помощи гирек открытый сверху сосуд, наполненный углекислым газом, то через некоторое время равновесие нарушится. Какая чаша перевесит и почему?
Объясните исчезновение дыма в воздухе( явление, выражаемое словами: «Дым тает в воздухе»)
Процесс диффузии имеет большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – всё это диффузия.
Скорость диффузии зависит от состояния вещества( в газах диффузия протекает быстрее, в жидкостях – медленнее, в твердых телах процесс диффузии самый медленный), от температуры (чем холоднее тело, тем меньше скорость движения молекул и тем медленнее протекает процесс диффузии и наоборот ).
5.Домашнее задание : §10, вопросы к параграфу.