в каком классе изучают детство толстого
Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах
Я иду на урок: 5–10-й классы
Нина КОЖИНА,
Наталья ЛУШИНА
Нина Павловна КОЖИНА, Наталья Николаевна ЛУШИНА — учителя русского языка и литературы гимназии № 1, г. Самара.
Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах
П роизведения Л.Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Большое место изучению творчества Толстого уделяет и программа национальных школ.
Мы проанализировали программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана, Г.И. Беленького и программу для национальных общеобразовательных учреждений. Как и можно было ожидать, произведения Толстого занимают в них значительное место. Хотя надо заметить, что отношение к творчеству великого писателя разное. Например, в программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой нашлось место для Р.Стивенсона и В.Ирвинга, О.Уальда и О.Генри и др., творчество Л.Н. Толстого представлено только романом «Война и мир» в 10-м классе. До этого времени ни с одним произведением писателя познакомить учеников нельзя. Только в 9-м классе гуманитарного профиля (!) предполагается чтение рассказа «После бала». Богатая традиция методического осмысления произведения, отражённая в работах Ц.Балталона, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Г.И. Беленького и др., для авторов программы не существует, и аннотация к рассказу поражает своей невнятностью. В программе по литературе для школ и классов с углублённым изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина в 7-м классе изучают рассказ «После бала», в 9-м — «Хаджи Мурата», в 10-м — «Войну и мир». В достаточно обширных списках для самостоятельного чтения произведений Л.Н. Толстого нет.
Повесть «Кавказский пленник» по традиции предполагают изучать в 5-м классе программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, М.Б. Ладыгина, В.Г. Маранцмана, Г.С. Меркина. Включённая в систему школьного литературного образования много десятилетий назад, она как нельзя лучше соответствует задачам литературного образования и воспитания младших подростков. В ней есть всё, что нравится таким читателям: простой и динамичный сюжет — приключения, испытания, погони, борьба, понятные, чётко очерченные характеры. Всё это освещено светом жизненной правды и доброты и рассказано великолепным русским языком. Пятиклассник, скорее всего, чувствует это и с удовольствием погружается в чтение и обсуждение произведения великого мастера.
Ш кольные программы предлагают строить системы уроков следующим образом:
— включать более или менее пространный рассказ об авторе: жизнь в Ясной Поляне (Г.С. Меркин), служба в армии на Кавказе (Г.И. Беленький), начало писательской деятельности (В.Я. Коровина);
— вести работу по формированию теоретических понятий о сюжете литературного произведения и его элементах (завязка, развязка), а также о приёмах создания образов героев, учить составлять сравнительную характеристику персонажей;
— обратить внимание учащихся на нравственную проблематику повести: слабость и сила человека, бессмысленность и жестокость войны, душевная близость людей из враждебных лагерей (В.Я. Коровина), отношения между людьми и народами (национальные ОУ).
Фрагмент из романа «Война и мир» «Петя Ростов» рекомендует для чтения шестиклассникам программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Многолетний опыт изучения литературы показывает, что, как правило, работа с этим отрывком проходила в 6-м классе интересно. Однако психологическая глубина Л.Толстого в изображении характера героя шестиклассникам, конечно, недоступна. Программа и учебное пособие предлагают обратить внимание на формирование теоретико-литературного понятия об эпизоде как элементе развития сюжета романа-эпопеи (что кажется нам излишним, не опирающимся на реальные знания учащихся данного возраста). Особое внимание авторы программы предлагают обратить на освещение в романе партизанской войны 1812 года и её героев, на поведение Пети Ростова в партизанском отряде и во время боя. Неточным и излишне прямолинейным представляется нам следующее положение программы: «Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига». Плодотворнее, как нам кажется, обратить внимание подростков на искусство писателя в изображении внутреннего состояния героя через детали его поведения.
Интересом шести- и семиклассников к психологии поведения человека и их читательским требованием “правды жизни”, понимаемой как “правда жизненного факта”, объясняется гораздо более широкое включение в современные школьные программы автобиографической трилогии. Так, программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана рекомендуют обратиться к повести «Детство» в 6-м классе, программа национальных образовательных учреждений — в 7-м. В 6-м классе предполагают знакомство с повестью «Отрочество» программы под редакцией Г.И. Беленького и Т.Ф. Курдюмовой, в национальных образовательных учреждениях это предлагается сделать в 8-м классе. Впервые в школьных программах появилась повесть Л.Толстого «Юность». Знакомить с ней в классе рекомендуют программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой и Г.С. Меркина в 9-м классе.
При этом обращается внимание на нравственную проблематику повестей: взаимоотношения в семье, духовный рост человека на основе самоусовершенствования и самовоспитания (Г.И. Беленький), анализ собственных поступков (В.Я. Коровина), на изображение процесса формирования характера Николеньки Иртеньева (Т.Ф. Курдюмова), возникновение духовного конфликта героя с окружающей средой (Г.И. Беленький), на его борьбу с собственными недостатками (В.Я. Коровина).
Работа с повестями, входящими в трилогию, позволяет учителю обратиться к важнейшим литературоведческим категориям: автобиографическая проза, автобиографичность повествования, художественное время — время действительное и время воспоминаний (А.И. Княжицкий), внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей (национальные ОУ), основные приёмы создания образа (Г.С. Меркин). Постепенное знакомство с ними позволяет учителю ставить и решать проблемы формирования у учащихся эстетически грамотного отношения к литературному произведению. Именно поэтому программа под редакцией В.Г. Маранцмана предлагает в 10-м классе начать изучение темы «Творчество Л.Н. Толстого» с обзорного знакомства с трилогией.
В программе под редакцией А.И. Княжицкого, а также в программе по литературе для национальных образовательных учреждений предлагается познакомить подростков с повестью «Хаджи Мурат», что связано, видимо, в большей степени с, так сказать, “внетекстовыми” обстоятельствами. Тема Кавказа и его завоевания, реальная историческая основа произведения остаются актуальны так же, как и гуманистический пафос повести.
Программы под редакцией Г.С. Меркина и А.И. Княжицкого рекомендуют для подготовки восприятия романа «Война и мир» в 10-м классе обратиться к изучению «Севастопольских рассказов», особо выделяя при этом образы защитников крепости и авторское отношение к героям.
Изучение романа «Война и мир» все без исключения программы относят к 10-му классу. Схема работы над романом примерно одинакова:
1) подготовка восприятия: опора на изученное — «Бородино» М.Ю. Лермонтова, исторические источники, живописные портреты Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, история создания романа;
2) опорные понятия: роман-эпопея, диалектика, психологизм, художественное и публицистическое в стиле литературного произведения;
3) межпредметные связи и интеграция: литература — история, литература — русский язык, литература — кинематография, литература — книжная иллюстрация, литература — музыка;
4) система образов романа;
5) духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
6) “мысль народная” и “мысль семейная” в романе;
7) тема народной войны;
8) образы Кутузова и Наполеона;
9) значение образа Платона Каратаева;
10) природа в жизни героев (В.Г. Маранцман);
11) роман «Война и мир» и его читатели (А.Г. Кутузов);
12) значение творчества Л.Н. Толстого для развития родной литературы (национальные ОУ).
П рактически все программы дают дополнительные рекомендации по организации работы над текстом романа, что особенно важно учитывать, планируя классную и внеклассную исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Программа под редакцией В.Г. Маранцмана даёт очень развёрнутую характеристику всей системе уроков, предлагает интересные варианты заданий для учащихся и поворотов анализа в классе.
Программа под редакцией А.Г. Кутузова предлагает после каждого раздела творческий практикум (сопоставление героев, разговор с литературным героем, письмо, интервью).
Программа под редакцией Г.С. Меркина рекомендует выделять сведения по теории литературы (сюжет), систему работы по развитию речи (письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану и т.д.), указывает на связь с другими искусствами (выставка — конкурс рисунков), краеведческий материал (выставка «Ясная Поляна»).
Программа под редакцией А.И. Княжицкого подсказывает литературный контекст изучения романа (А.С. Пушкин. «Полтава», «Делибаш»; М.Ю. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»), рекомендует широкий круг сопутствующего чтения («Война и мир» — «Илиада» Гомера, «Пармская обитель» Стендаля. Сравнение баталистики Стендаля и Л.Н. Толстого. Описание “редута смерти” у Л.Н. Толстого и описание битвы ахейцев и троянцев у Гомера), предлагает темы сочинений и творческих работ («Образы природы в романе “Война и мир”», «Различные значения слова мир в романе “Война и мир”»).
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 15. Л.Н.Толстой «Детство»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
С помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?
Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.
Автобиографический – описывающий свою жизнь.
Досыта – вдоволь, больше не хочется.
Впросонках – сквозь сон.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
2.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Хочу начать наш урок со слов великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чуткому сердцу откроются тайны»
-Как вы понимаете это выражение?
-Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
— Правильно. Мы узнаем о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.
Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.
Лев Николаевич всегда выполнял работу сам. Любил играть с крестьянскими детишками, ходил с крестьянами на рыбалку. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своём детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.
Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.
Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово «великий».
По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.
Один из них – это родовая усадьба «Ясная Поляна»
Это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях.
Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.
Давайте проверим, насколько внимательны вы были.
1. Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей.
— Верно, это Лев Николаевич Толстой.
2. Кто открыл школу для крестьянских детей:
3. Какую книгу написал Л.Н.Толстой для обучения крестьянских детей?
Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?
« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Правильно – басня «Старый дед и внучек».
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…
Правильно – быль «Акула».
« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»
Правильно – быль «Прыжок».
«…мальчик осмелился и сказал:
— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.
Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» Правильно – рассказ «Филипок».
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»
Правильно – басня «Лев и собачка.
А давайте мы, из предложенных пословиц, выберем ту, что подходит каждому из названных произведений
— Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
— Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Давайте прочитаем воспоминание Сергея Сергеевича Толстого
В первый раз в своей жизни я увидел Льва Николаевича вот как: я жил в то время у своего деда с материнской стороны Константина Александровича Рачинского в Петровском-Разумовском, где мой дед был директором Сельскохозяйственной Академии (ныне Академия им. Тимирязева). Мне было в это время 5 лет. Обстановка у моего деда К. А. Рачинского была довольно богатая: он занимал директорский особняк. В верхнем этаже была его квартира, в нижнем этаже помещалась кухня и жила прислуга.
И вот в один день мне говорят, что «приехал твой дедушка, отец твоего папы».— «Где же он?»—спрашиваю я. В ответ слышу: «Он внизу, на кухне». Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с нашей кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно! Вместо того чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским, Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её своим вниманием.
Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях. Окончив беседу с кухаркой и перебросившись со мной несколькими словами, Лев Николаевич отправился наверх к К.А. Рачинскому и провел у него час-полтора времени.
1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?
(Правильно, Сергею было 5 лет.)
2.У кого жил Серёжа в то время?
(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)
3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?
(Правильно, обстановка была богатая.)
4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)
5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)
(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)
6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке? (Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)
7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?
(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.
Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого. Давайте же сейчас прочитаем отрывок из повести Льва Николаевича Толстого «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.
Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст от 11-14
Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.
Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл на верх.
— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.
— Какими чувствами переполнен этот отрывок?
-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.
Правильно, маман, мамаша.
— Как мама называет своего сына?
Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:
— Вставай, моя душечка: пора идти спать.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
— Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:
— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!
Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.
— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?
Она ещё нежнее целует меня.
— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз — слёзы любви и восторга.
-Как в этом отрывке Николенька звал свою маму?
Правильно, милая мамаша, душечка моя, голубчик мой.
-Как мама его будила?
После этого, как, бывало, придёшь на верх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
-О чем мальчик просил в молитвах своих?
Правильно, о спасении папы и мамы.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…
-О чём ещё просил Николенька у Бога?
Правильно, чтобы Бог дал счастия всем.
-С каким чувством он лег спать?
Правильно, с надеждой на светлое счастие.
Соберите из частей мозаики фотографию Льва Николаева Толстого.
Подсказка: собирайте картину, как пазлы.
К какому жанру относится повесть «Детство»?
Подсказка: прочитайте внимательно о «рождении» повести «Детство».
Установите соответствие, соединяя стрелкой вопрос – ответ.
Как звал Николенька свою маму?
О спасении мамы и папы
Как мама будила его?
Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.
О чём молился Николенька?
«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»
Чего он просил не говорить свою мать?
Правильный вариант ответа:
Как звал Николенька свою маму?
Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.
Как мама будила его?
О чём молился Николенька?
О спасении мамы и папы
Чего он просил не говорить свою мать?
«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»
Подсказка: перечитайте повесть.
Вставьте пропущенные слова в текст.
«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Варианты ответов: мечты; уснёшь тихо; зайчика или собачку; счастия; лежать; хорошая погода.
Правильный вариант: «Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»
Подсказка: найдите и перечитайте последний отрывок повести.