в каком классе изучают чехова каштанка

А.П.Чехов «Каштанка». Знакомство с содержанием рассказа.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Т ема урока. А.П.Чехов «Каштанка». Знакомство с содержанием рассказа.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

1. Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.

2. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

3. Расширять словарный запас учащихся.

4. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

5. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

– Учебник «Литературное чтение».

1. Организация класса.

2. Подготовительная работа.

Цель: подготовить детей к восприятию текста.

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.

2) Работа со схемой «Темы и жанры произведений А. П. Чехова»

— А начнём мы наш урок с загадки.

— Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух).

— Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас, у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

3. Речевая разминка.

Цель: развивать эмоциональное чтение.

— Посмотрите на доску.

4. Словарная работа.

Цель: объяснение и развитие словарного запаса.

5. Первичное ознакомление с текстом.

Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.

-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).

6. Проверка первичного восприятия.

Цель: проверить первичное впечатление от текста.

— С каким настроением вы слушали отрывок?

-(Хотелось узнать, что случится с Каштанкой дальше.)

— О чём задумались, слушая?

7. Повторное чтение текста.

Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.

— Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.

а) Работа с текстом 1 и 2 части.

Что случилось с Каштанкой?

Какая была погода в тот вечер?

— ( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)

Найдите и прочитайте в тексте.

Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?

Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?

-(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)

Найдите и подтвердите ответ словами из текста.

— Из-за чего Каштанка потерялась?

Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

— ( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).

— Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку, оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.

Почему? Как об этом пишет автор?

— ( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)

Что усиливало несчастье собаки?

Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

-( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).

Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

-(несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

Как выглядел незнакомец? Прочитайте.

-( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).

Как незнакомец общался с ней при встрече?

— (Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)

Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

Как отнёсся к Каштанке незнакомец?

— (сытно накормил, положил спать)

Что делала собака после обеда?

-(Решала вопрос, где лучше)

Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.

б) Работа с карточкой.

— У вас на парте лежит карточка с заданием.

— Прочитайте внимательно задание про себя.

— Прочитайте задание вслух.

-(Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова).

_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________

______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?

Составить сравнительную таблицу «Жизнь Каштанки у столяра и дрессировщика»

— Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить, какое задание будет вам по силам.

— Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.

— Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.

— Произведение какого писателя мы сегодня читали?

— О чём и о ком читали?

Список использованной литературы.

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

Номер материала: ДБ-1131033

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературного чтения «Каштанка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»

Цель урока: используя элементы диалогового обучения обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;

1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;

2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;

3. расширять словарный запас обучающихся;

4. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);

5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным, чувство любви, сострадание.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.

Формы работы с обучающимися: групповая и индивидуальная. Оборудование урока : портрет А. П. Чехова, текст рассказа «Каштанка», карточки с названиями глав, презентация, компьютер, проектор.

« Славный народ собаки»

( по рассказу А. П. Чехова « Каштанка»)

Ι. Организация начала урока.

Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Свой урок мы начнем с загадки.

Лежит-молчит, подойдешь –заворчит. (Собака)

— Но сначала мы познакомимся с нашим знаменитым земляком-А. П. Чеховым (просмотр презентации).

ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).

1 . Чтение начала рассказа наизусть (один из учеников). Именно так начинается рассказ.

— Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?

2. Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

— Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название. (Один ученик у доски верно располагает карточки с названиями глав.)

Затем учитель опережает слушание мнений групп новым общим вопросом:

— Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

После проверки работы групп по первому заданию ребята отвечают на общий вопрос учителя: мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства

4. С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

Найдите в тексте слова, помогающие его определить.

Продолжение работы в группах.

Затем проверяем собранный материал:

5. Особенное значение в литературе придается снам.

— Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние? (Продолжение групповой работы)

— Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

Этот вопрос также носит индивидуальный характер. Заслушиваются мнения 2-3 обучающихся.

8. И наконец, финал рассказа . Просмотр отрывка из мультфильма «Каштанка»

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика . Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.

1-ый ученик. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

2-ой ученик . Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

Индивидуальное сообщение о реальных событиях рассказа, о Дурове. (Сообщение учащегося)

Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.

— Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

— Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.

Подведем итоги урока.

Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.

— Так о чем же рассказ Чехова?

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

« Славный народ собаки».

Учитель предлагает учащимся дать оценку уроку и их деятельности на нём. Это ему помогают сделать вопросы типа: Что интересного было на уроке? Какое из заданий показалось особенно сложным? Что, по их мнению, им удалось лучше на этом уроке?

Составь свой проект и защити его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.

Приложения к уроку «Славный народ собаки»

(по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

1. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.

Источник

Урок литературного чтения по теме:Чехов А.П. «Каштанка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературного чтения по теме:

Чехов А.П. «Каштанка»

Развивающая цель урока: развивать умение составлять рассказ от имени персонажа, расширять словарный запас учащихся.

Познавательная цель урока: учить анализировать текст рассказа, продолжить формирование умения грамотно и выразительно читать текст.

Воспитательная цель урока : воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

Презентация №1 “Жизнь и творчество А.П.Чехова», №2 «Собаки».

Выставка книг, посвящённых творчеству писателя;

Карточки с пословицами, карточки с фразеологизмами.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим открытый урок литературного чтения. На уроке нам понадобятся учебники, карточки с пословицами и карандаши.

Сообщение темы и целей урока.

Начнём наш урок мы с загадки: На сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Кто это? Правильно, это собака. Поднимите руки, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке, и наше занятие не оставит вас равнодушными. У Антона Павловича Чехова тоже было особое отношение к собакам. Потому что в доме писателя постоянно жили эти животные.

На свете множество собак, но мы сегодня на уроке поговорим лишь об одной – о героине рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Сегодня мы проведём краткий анализ всего текста, продолжим учиться грамотно и выразительно читать текст, узнаем лексическое значение новых для вас слов, познакомимся с пословицами, будем учиться быть добрее по отношению к животным, внимательнее друг к другу. (Показ отрывка из мультфильма).

– Знаком ли вам автор этого рассказа?

Беседа об А. П. Чехове и его произведениях. (Презентация №1).

1) Краткая биография писателя. (Выступают сильные ученики, которые подготовили доклад к уроку)

Выступают 2 ученика

А.П. Чехов родился в семье купца третьей гильдий Павла Егоровича — владельца бакалейной лавки. Одаренность Чехова не проявлялась во время учебы. В 1876г. отец семейства разорился и уехал в Москву. В Таганроге остались старшие его дети — Антон и Иван, вынужденные самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и даже помогать семье бедствующей в столице. В 1879г. окончив гимназию, Антон присоединился к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета.

В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники.

Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г. он жил на собственной даче в Ялте.

2) Рассматривание выставки книг А. П. Чехова.

Младшие школьники читают рассказы о детях: “детвора”, “Ванька”, “Мальчики”, “Беглец”, “Спать хочется”

А чтобы на чтении хорошо поработать, разомнём речевой аппарат.

Прочитайте, отчётливо произнося каждый звук.

Прочитайте в медленном темпе, затем в быстром.

Прочитайте с ударением на вторую гласную.

Из какого словарного слова взяты эти гласные?

Источник

Конспект урока внеклассного чтения » А.П.Чехов «Каштанка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанкаКлимовская школа-интернат VIII вида

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе

Тема урока: « Славный народ собаки»

(по рассказу А. П. Чехова

Подготовила : учитель русского языка и чтения Клеута А.А., высшая квалификационная категория

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Тема урока: « Славный народ собаки» (по рассказу А. П. Чехова « Каштанка»)

Тип урока: внеклассное чтение, изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

— формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки;

— развивать познавательную активность обучающихся;

— развивать грамматический строй речи;

— прививать любовь к книгам писателя А.П. Чехова;

— воспитывать чувство любви к животному миру, милосердие, сострадание.

Оборудование: сборники произведений А.П.Чехова, тетрадь по чтению, карточка с заданием, проекционная аппаратура, презентация.

I . Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

Книжек добрые страницы помогают людям жить

И работать, и учиться, и природой дорожить.

Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

II . Объявление основной темы и целей урока (очередной урок внеклассного чтения).

III . Подготовка детей к восприятию текста.

1). Работа с отрывками из произведений.

— Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки? (Дети читают отрывок про себя со слайда).

… Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:

— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Рассказ «Белолобый»)

-Посмотрите и прочитайте следующий отрывок. (Дети читают отрывок про себя).

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Он свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

— Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?

(Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)

— Скажите, а кто является автором этих рассказов? (А.П.Чехов).

— Действительно! Это А.П.Чехов.

2) Работа со схемой «Темы и жанры произведений А. П. Чехова»

в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть фото в каком классе изучают чехова каштанка. Смотреть картинку в каком классе изучают чехова каштанка. Картинка про в каком классе изучают чехова каштанка. Фото в каком классе изучают чехова каштанка

IV . Проблемная ситуация, которая готовит к основной задаче урока. Выразительное чтение отрывка из стихотворения Б.Заходера «Собачкины огорчения» (дети читают стихотворение, выделяя основную мысль произведения).

В лесочке, над речкой, Но дайте Собачке

На дачке живет И сразу

Небольшая Собачка. Окончатся

Собачка довольна Все огорченья!

Вывод : доброе отношение человека к животным.

А продолжит наш урок загадка.

— Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух)

V . Ознакомление с новым произведением.

1) Речевая разминка. Цель: развивать эмоциональное чтение.

— Посмотрите на доску. СОБАКА

— Давайте прочитаем это слово с разной интонацией:

удивления; радости; обращения; вопроса. (Дети читают).

2) Словарная работа. Цель: обогащение словарного запаса детей.

— Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.

— Давайте прочитаем эти слова.

— Как вы думаете, что они обозначают?

— Прочитаем правильное толкование этих слов.

вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)

вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.

3) Первичное ознакомление с текстом.

Чтение начала рассказа выразительно (один из учеников).

Именно так начинается рассказ.

4) Проверка первичного восприятия. Цель: проверить первичное впечатление от текста.

— Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?

— С каким настроением вы слушали отрывок?

(С переживанием за Каштанку)

( Так как Каштанка была беззащитная)

— О чём задумались, слушая?

( Как помочь Каштанке найти своего хозяина)

5) Повторное чтение текста. Ответы на вопросы. Краткий пересказ.

Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.

— Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название.

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом

Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

— Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?

Мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства.

а) Работа с текстом 1 и 2 части.

— Что случилось с Каштанкой? (Каштанка потерялась).

— Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?

— Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?

(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)

— Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).

— Да, Каштанка, которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.

— Почему? Как об этом пишет автор?

( Она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)

— Что усиливало несчастье собаки?

— Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).

— Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

(Несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

— Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

— Как выглядел незнакомец? Прочитайте.

( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).

-Как незнакомец общался с ней при встрече?

(Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)

— Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

— Как отнёсся к Каштанке незнакомец?

(Сытно накормил, положил спать)

— Что делала собака после обеда?

(Решала вопрос, где лучше)

б) С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.

в) Особенное значение в рассказе придается снам.

— Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние?

Глава 2 – снится Федюшка, который с долотом в руках погнался за пуделем, он сам покрылся шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки, они добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу

Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа, Тётка поэтизирует своё прошлое.

г) Какой вывод о характере собаки мы можем сделать, анализируя её чувства, мысли, сны? Какие черты, присущие ей, напоминают человека?

(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная и др. Многие её черты присущи человеку.)

д) Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.

(Заслушиваются мнения обучающихся).

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика .

Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.

(Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся).

1-ый ученик. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »

Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

ж) Финал рассказа не соответствовал реальной истории.

Индивидуальное сообщение о реальных событиях рассказа, о Дурове. (Сообщение учащегося)

Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у Дурова.

з) Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?

— Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.

. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Подведем итоги урока.

Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?

Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.

— Так о чем же рассказ Чехова?

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:

« Славный народ собаки».

VII . Задание на дом. Составить рассказ «Домашние питомцы».

Работа с карточкой. У вас на парте лежит карточка с заданием.

Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова.

_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________

______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?

1. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «Пошла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.

3. Владимир Леонидович Дуров (1863-19340),выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.

История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у Дурова.

Анализ урока чтения

Цель посещения: Эффективное использование современных форм и методов обучения.

Тема урока: А.П.Чехов. Каштанка.

Данный урок является первым, в … классе, по теме « Произведения Антона Павловича Чехова». Основной его целью было познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Чтению текста предшествовала подготовительная работа, которая нацелила ребят на повторение изученных ранее рассказов А.П.Чехова.

Для развития и подготовки к дальнейшему чтению текста проведена речевая разминка, направленная на тренировку эмоционального чтения. Ребята с интересом выполнили это задание, подбирали темп, необходимую громкость, для более выразительного чтения.

Также перед первичным чтением проведена словарная работа. Она помогла учащимся объяснить сложные слова, которые затрудняют восприятие текста.

Для совершенствования навыков чтения использовалось первичное чтение хорошо читающими учениками. Беседа после прочтения помогла выяснить, какое впечатление произвёл отрывок рассказа на слушателей. Ребята активно участвовали в объяснении своих чувств.

При повторном чтении учитель применяла чтение про себя. После чтения задавались вопросы по содержанию текста, которые целенаправленно возвращали ребят к выборочной работе с текстом. Эти задания помогли им ориентироваться в тексте, уметь находить необходимый материал, выделять главное по заданию учителя.

Урок проведён методически грамотно. Для снижения нагрузки в середине урока была проведена физкультминутка. На протяжении всего урока учащиеся работали активно, отвечали на поставленные вопросы. Подобрано дифференцированное домашнее задание. Использованы методы наглядные и словесные. Чередование индивидуальных и коллективных форм работы позволили в интересной и доступной форме развивать познавательную и творческую деятельность учащихся. Учитель умело использовала компьютер. Учитель создала в классе доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха, реализуя идею сотрудничества учителя и учащихся.

Выводы: все этапы урока были направлены на выполнение поставленной цели. Использовалось оптимальное сочетание традиционных и новых технологий. Производительность урока высока, благодаря чёткому построению и использованию разнообразных форм и методов. Цель урока была достигнута, план реализован.

Поведение Каштанки, она собою недовольна, она вне себя, вела себя, как она думает, « крайне неприлично»

Таким увидела Каштанка нового хозяина, он многим отличался от её прежних хозяев

Новое, очень приятное знакомство.

Каштанка познакомилась с другими обитателями квартиры: котом и гусем, сам хозяин скажет о них «приятная публика, не обидит»

Глава удивлений Каштанки: незнакомец принёс с собой странную вещь, похожую на ворота и букву П, гусь делает разные «фокусы», приходит свинья Хавронья Ивановна, присоединяется кот, звери делают «египетскую пирамиду»

Ночь, когда героиня испытала страх, непонятную тоску, она понимала, что гусь умирает и ей казалось, что с ней случится то же самое, что и на неё все будут смотреть с ужасом

Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *