в каком классе изучают астрономию в беларуси

Православие обязательно, астрономия — нет? Преподаватель против

Министерство образования выносит на общественное обсуждение школьные учебные планы, сообщает «Наша Нiва». Так белорусы могут выбрать — изучать их детям астрономию в рамках обязательной программы или факультативно. В таком же режиме может изучаться и черчение, или просто без оценок.

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларуси

Министерство образования выносит на общественное обсуждение школьные учебные планы, сообщает «Наша Нiва». Так белорусы могут выбрать — изучать их детям астрономию в рамках обязательной программы или факультативно. В таком же режиме может изучаться и черчение, или просто без оценок.

Два факультатива могут добавить — этику и психологию семейной жизни и основы православной культуры. Второй предлагается изучать младшим школьникам или с пятого класса.

dev.by обсудил предложение минобра с преподавателем астрономии и известным белорусским астрофотографом Виктором Малыщицем. Его оно возмущает.

— Скажу сразу, речь пока не идёт о том, чтобы убрать один предмет — а вместо него ввести другой, министерство просто интересуется нашим мнением. Но мы же знаем: если вопрос возник, не исключено, что где-то наверху уже сейчас принимаются решения, а спрашивают так — для галочки.

На мой взгляд, астрономия является одним из важных предметов, она формирует мировоззрение человека. Она даёт завершённую картину мира, в котором мы живём, и в этом плане она ничуть не хуже, чем география или биология, например.

Более того, это передовая наука. Во всём мире тренд на изучение космоса — в космические исследования вкладывают огромные деньги, хоть это и не то, что поможет человеку пахать или сеять. Последние годы Нобелевские премии по физике вручают астрономам.

И я смотрю, что мои школьники с таким восхищением следят за запусками SpaceX, приходят и рассказывают: «Вчера ракета взорвалась» или «На днях запуск прошёл успешно», — их это интересует. За космическими технологиями, и соответственно, за фундаментальными знаниями по астрономии — будущее.

Виктор говорит, что астрономия — «один из самых непрактичных предметов». Тем не менее, мы не должны ориентироваться только на критерии практичности, настаивает преподаватель.

— Многие из нас на Багамы или в Антарктиду никогда в жизни не поедут — но мы всё же изучаем географию, потому что хотим знать свою планету, и потому что задача школы — дать не конкретную специальность, а общее понятие о мире, в котором мы живём. А астрономия только расширяет знания — от масштабов Земли до бесконечности, от нескольких тысяч лет в человеческой истории до миллиардов в истории космоса.

Я специально посмотрел: во многих развитых странах — в США, в Германии — астрономия тоже обязательно изучается в школах. В Германии в некоторых школах нет информатики, нет литературы — а астрономия есть. В России в начале 90-х астрономию убрали из школьной программы, но года 2-3 назад вернули.

Виктор отмечает, что минобр ставит целью в том числе упростить школьную программу, чтобы снизить нагрузку на учеников — родители постоянно жалуются, что детям тяжело. Однако в «тепличных условиях», где работает сам Малыщиц, в лицее БГУ, школьники с программой справляются — а астрономию любят и с интересом изучают.

— Часто звучат жалобы на то, что астрономия преподаётся некачественно. Да, есть такая беда: некоторые учителя физики не хотят напрягаться, изучать хорошо предмет — и поэтому показывают пару фильмов, дают детям два-три реферата, а потом заменяют астрономию уроками физики. Но это скорее проблема всей системы образования, сам предмет в этом не повинен.

У себя в фейсбуке Виктор в шутку написал: давайте тогда уже вместо астрономии изучать астрологию. В беседе с dev.by он отмечает, что на самом же деле, астрономия даёт хорошую прививку от лженаук и разной ахинеи, которую нам часто пытаются «продать».

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:

Астрономия. XІ класc // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. XІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2021.

Астраномія. XІ клас // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. XІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2021.

В 2021/2022 учебном году будут использоватьсяновые учебники:

К 2021/2022 учебному году подготовлено новое издание для учителей:

Галузо, И.В. Астрономия. 11 класс. Дидактические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / И.В. Галузо. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.

3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

Учебный предмет «Астрономия» может изучаться на повышенном уровне. В этом случае дополнительный час используется для решения задач практической направленности и проведения астрономических наблюдений.

4. Особенности организации образовательного процесса

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета . В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Учебной программой по учебному предмету «Астрономия» предусмотрено формирование у учащихся научного мировоззрения на основе обобщенного научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы.

При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

В содержании учебного предмета «Астрономия» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы темы: «Значение астрономии и ее роль в формировании мировоззрения. Место астрономии среди других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии», «Проблемы и перспективы космических исследований»; «Влияние Солнца на жизнь Земли», «Жизнь и разум во Вселенной. Антропный принцип». Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения, осознания роли астрономии в познании мира и практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного отношения к окружающей среде.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые способствуют формированию у учащихся патриотизма и национального самосознания, чувства гордости за свою страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, осознанию учащимися экологических аспектов освоения космического пространства.Реализации воспитательного потенциала учебного предмета будет способствовать изучение материалов о научных открытиях белорусских ученых, достижениях Беларуси в области освоения космического пространства.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Астрономия» рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, конференции, дискуссии, экскурсии, метод проектов.

Астрономические наблюдения являются практическими работами, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических наблюдений отводится 3 учебных часа. Рекомендуется провести следующие виды астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения (осенние)», «Дневные наблюдения Солнца», «Вечерние наблюдения (весенние)».

В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во внеучебное время, для организации их проведения руководителем учреждения образования издается приказ об изменении расписания учебных занятий в связи с проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости – дневных наблюдений Солнца.

Поскольку каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние наблюдения (осенние).

Напоминаем, что при проведении астрономических наблюдений по учебному предмету «Астрономия» осуществляется деление класса на две группы в соответствии с пунктами 54, 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы статьи «Астрономические наблюдения в 2021 году» авторов В.А. Голубева, И.В. Галузо (научно-методический журнал «Фізіка», № 4, 2020).

При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

При выставлении отметки за четверть необходимо учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).

В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.

5. Дополнительные ресурсы

6.Организация методической работы

При планировании методической работы с учителями астрономии в 2021/2022 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные компетенции.

Для организации деятельности методических формирований учителей астрономии в 2021/2022 учебном году предлагается единая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей астрономии по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.

обновленная учебная программа по учебному предмету «Астрономия» для XI класса;

новые учебные пособия по астрономии для XI класса и особенности работы с ними.

2. Планирование работы методических формирований учителей астрономии в 2021/2022 учебном году:

анализ методической работы в 2020/2021 учебном году;

планирование работы районных методических объединений и других методических формирований в 2021/2022 учебном году.

На заседаниях методических объединений учителей, преподающих учебный предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы по использованию современных технологий визуализации в образовательном процессе по астрономии с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

использование новых учебных пособий по астрономии для организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

воспитательный потенциал урока астрономии;

методические особенности использования современных средств визуализации учебной информации по астрономии для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

м оделирование современного урока астрономии с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока;

использование методов и средств визуализации астрономических явлений и процессов для повышения качества усвоения учебного материала.

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов в области организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках астрономии в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2021/2022 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Источник

научная статья по теме ШКОЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Космические исследования

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларуси

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ШКОЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Школьная астрономия в Республике Беларусь

кандидат педагогических наук Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Хотелось бы начать статью со своего рода крика души российских преподавателей физики и астрономии: «Небо исчезло из нашей жизни, когда в начале 90-х из школьных программ убрали астрономию, а из новостей вычеркнули события, происходящие во Вселенной. Жизнь без неба оказалась страшной, пустой и лишенной смысла». Такими словами начинался проект «Звездное небо», разработанный учителями физики Кижингинской сельской школы (Бурятия) С.Ш. Намжиловой и С.Ц. Гуруевой совместно с их учениками к Международному году астрономии, провозглашенному ООН в 2009 г.

Мы не будем приводить другие подобные многочисленные высказывания авторов различных публикаций в естественнонаучных и научно-популярных изданиях, выходящих в пост© Галузо И.В.

советских республиках. Как известно, учебный предмет «астрономия» теперь не входит в перечень базовых предметов, обязательных для изучения в российских школах, и российская астрономическая общественность добивается его восстановления в школе. Этому посвящены статьи в различных периодических изданиях (например, в научно-популярном журнале Президиума РАН «Земля и Вселенная») и впечатляющие дискуссии на представительных форумах.

Автору данной статьи посчастливилось (другого определения здесь не найти) принять участие в работе Всероссийского съезда учителей физики, проходившего в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова 28-30 июня 2011 г. Среди ключевых проблем, обсуждаемых участниками съезда, была обеспо-

коенность результатами единого государственного экзамена по физике, снижением качества преподавания естественнонаучных дисциплин в целом, неудовлетворенность содержанием нового стандарта для старшей школы. В резолюции съезда, в частности, рекомендовано Министерству образования и науки Российской Федерации увеличить число часов, отводимых на изучение физики на базовом уровне в 9-11-м классах общеобразовательной школы, с 2 до минимально 3 часов в неделю; включить в число обязательных для изучения предметов в старшей школе астрономию и основы астрофизики, усилив в этих предметах мировоззренческую составляющую.

Белорусским школьникам в этом плане повезло значительно больше: у нас астрономия как самостоятельный

Члены авторского коллектива белорусского учебно-методического комплекса по астрономии для школьников: И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалев.

предмет сохранилась в школьных учебных планах (11-й класс, 1 час в неделю). Более того, в нашей республике, когда пришлось отказаться от российских школьных учебников по астрономии (просто потому, что их перестали массово издавать), постепенно в течение десяти лет создавался собственный мощный учебно-методический комплекс по астрономии для учеников и учителей. Авторский коллектив (И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шим-балев) разработал не только основные нормативные документы, касающиеся предмета «астрономия» (концепция, стандарт, учебная программа, тематическое планирование, экзаменационные материалы, нормы оценки учебных достижений), но ещё подготовил и издал учебные и методические пособия, справочники, хрестома-

тию, астрономический атлас и ряд других материалов.

рилову, И.Д. Жонголо-вичу, Я.Б. Зельдовичу, Ю.Н. Липскому, Г.А. Ти-хову, В.К. Цераскому и некоторым другим).

Оперативно издает наши статьи, методические материалы, учебные программы научно-методический республиканский журнал «Ф1з1ка: праблемы выкла-дання» в постоянной рубрике «Астрономия», где в 2002 г. была опубликована первая белорусская учебная программа по астрономии для 11-го класса общеобразовательной школы. Именно в этом году обсуждался важный вопрос: быть или не быть школьной астрономии в Беларуси. В этот и последующие годы на призыв нашего авторского коллектива защитить школьную астрономию откликнулся ряд периодических изданий: «Небо и человек»(Белорусский научно-популярный астрономический бюлле-

тень), «Настаунцкая газета», «Вестнк Вцебскага дзяржаунага ун1верс¡тэта ¡мя П.М. Машэрава», «ФЬка: проблемы выкла-дання» и другие.

Рассмотрим некоторые основные компоненты и особенности учебно-методического комплекса по школьному курсу астрономии.

Учебное пособие «Астрономия. 11 класс». 2-е изд., 2009.

спектрах, пересмотрена иллюстративная часть пособия, уточнены некоторые численные значения астрофизических параметров в соответствии с последними научными данными. После каждого параграфа сделана подборка контрольных вопросов и заданий для учащихся, которые обеспечивают управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

К сожалению (о чем также заявляет и большинство учителей), по независящим от авторов причинам во второе издание учебного пособия «Астрономия. 11 класс» не вошли справочные таблицы, краткие биографии белорусских астрономов, вкладыш с

Ограниченный объем любого учебного пособия не в состоянии полностью обеспечить моделирование педагогической системы управления учебным процессом. В связи с этим авторский коллектив разработал ряд новых дидактических и методических пособий для ученика и учителя. Многие из них подготовлены по просьбам учителей, высказанных на встречах и научно-практических конференциях. Хорошо зарекомендовало себя пособие для уча-

«Практические работы и тематические задания по астрономии (рабочая тетрадь ученика). 9-е изд., 2011.

щихся «Практические работы и тематические задания по астрономии» (рабочая тетрадь ученика), которое пользуется популярностью среди школьников и учителей и выдержало уже девять изданий. В ходе каждого переиздания с учетом практики работы постоянно корректировались объем и содержание отдельных заданий, а последние три издания, как уже упоминалось, содержат подвижную карту звездного неба.

Особо следует сказать о переработанном и значительно дополненном третьем издании методического пособия для учителей «Астрономия в 11 классе: планирование и методика проведения уроков», которое готовит издательство «Аверсэв». Данное посо-

бие в отличие от предыдущего издания состоит из трех частей: «Общие вопросы преподавания астрономии», «Тематическое планирование» и «Методика проведения уроков». Таким образом, здесь «под одной обложкой» размещены все материалы, необходимые учителю при подготовке к урокам. В данном пособии авторы постарались аккумулировать весь свой многолетний практический опыт преподавания астрономии в школах и вузах республики.

Учитель и ученики могут воспользоваться также другими компонентами учебно-методического комплекса по астрономии, существенно дополняющими рассмотренные выше пособия. По наиболее сложным вопросам учебной программы авторы учебно-методического комплекса систематически публикуют статьи в научно-методическом журнале для учителей «Ф1з!ка: прабле-мы выкладання». Особой популярностью пользуются традиционные статьи «Астрономические наблюдения на _ год», которые дополняются сетевым графиком видимости планет на год, что позволяет учителю более рационально использовать время (4 часа по программе), отводимое на астрономические наблюдения со школьниками.

Впервые в Беларуси РУП «Белкартография» выпустило настенную

Для проведения факультативных занятий по астрономии в 6-11-м классах разработаны учебные программы, представленные на сайте Национального института образования (http:// www.adu.by): «Юный астроном» (6-7-й классы), «Введени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларусиВ своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного — астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» (подробнее).

Теперь астрономию будут преподавать в качестве самостоятельного предмета в средней школе 1 час в неделю. Теперь астрономия официально вошла в список обязательных школьных предметов, об этом написано в приказе №506 Минобрнауки от 7 июня 2017 года.

По каким учебникам преподавать астрономию в школе?

На сегодняшний день в Федеральный перечень входит единственный учебник по астрономии. Его выпускает объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА».

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларусиРечь идет об учебнике «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. издательства «ДРОФА» (№ ФП 2.3.2.4.1.1). Учебник соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. Полистать учебник можно здесь

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларуси«Это базовый уровень. Автор очень известный — это Воронцов-Вельяминов. Давайте посмотрим, с чего он начинается — «древнейшая наука, истоки которой относятся…», — заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу «Россия 1».

Где купить учебник по астрономии?

Вы являетесь образовательным учреждением и заинтересованы в покупке учебника «Астрономия» (базовый уровень)? Тогда свяжитесь с начальником отдела бюджетных продаж Оноприенко Любови Юлисовне, тел. (495)795-05-50, доб.28-05, +7(906)045-97-87, e-mail: onoprienko.ly@drofa.ru.

Объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» всегда рада предложить самые выгодные условия оплаты и доставки заказа. Специальное предложение действует до 15 мая.

Где найти содержание курса?

Ознакомьтесь с содержанием курса «Астрономия», воспользовавшись рабочей программой. Она выложена на нашем сайте и доступна для бесплатного скачивания. В рабочей программе представлены планируемые результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование и дополнительные материалы, которые помогут учителю грамотно спланировать урок.

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

Почему лишать школьников астрономии в школе неправильно?

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларусиОльга Васильева в интервью телеканалу «Россия 1»: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно», — помните слова Маяковского? Дело в том, что лишать человека знаний об астрономии, я считаю, неправильно. Тем более, что разговор шел об одном часе в неделю». Читать интервью

в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть фото в каком классе изучают астрономию в беларуси. Смотреть картинку в каком классе изучают астрономию в беларуси. Картинка про в каком классе изучают астрономию в беларуси. Фото в каком классе изучают астрономию в беларусиЕлена Тихонова, директор Центра физико-математического образования объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА»: «В наши дни совершены беспрецедентные открытия, которые дали мощный импульс развитию технологий не только в космической отрасли. И чтобы следовать вектору технического прогресса, важно вернуть Вселенную, эту уникальную природную лабораторию, в сферу российских научных интересов. Следовательно, необходимо заинтересовать изучением предмета подрастающее поколение. Популяризации науки как раз и способствует классический учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, который выдержал много изданий и последние 20 лет выпускается нашей редакцией». Читать подробнее

А также: 5 фактов о Вселенной, узнав которые вы захотите изучать астрономию

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *