в каком классе изучали таблицу умножения в ссср
Учительница математики рассказала, как выучить таблицу умножения быстро и без нервов
Вы же наверняка не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает.
Когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе, при закладке фундамента математического образования, возникает такая гигантская невосполнимая дыра.
Главная проблема — в таблице умножения. Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников.
Я долго ходила по магазинам в поисках тетрадей. И все равно на всех вот такая картина:
Есть тетради еще хуже (для старшеклассников), на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.
Ну так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде всю жизнь на тетрадях была таблица умножения. Что не так-то?
А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.
Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:
По-другому ее называют «таблица Пифагора».
Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.
Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!
Ни один ребенок не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.
Ни один ребенок не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.
И вообще, когда учитель говорит: «Выучи таблицу умножения», — а ребенок даже перед собой таблицы не видит, он сразу понимает, что математика — это такая наука, где обычные вещи названы по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно.
Чем же «таблица» лучше?
Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В «таблице» надо запоминать гораздо меньше.
Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Такие закономерности находят даже дети, еще не умеющие умножать.
Например: числа, симметричные относительно диагонали, равны.
Людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает, очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется.
Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.
Учим таблицу умножения
Если ваш ребёнок закончил второй класс, у вас есть как минимум одно задание на лето – выучить таблицу умножения. Как это сделать максимально качественно, понятно далеко не всем родителям. Поэтому мы попросили совета у опытного учителя начальных классов.
Единственного верного ответа на вопрос, как правильно учить таблицу умножения, не существует: все мы разные, поэтому для каждого – свои действенные приёмы. Впрочем, есть несколько проверенных способов, которые пригодятся подавляющему большинству учеников. Более того, считается, что если правильно подойти к решению проблемы, таблица умножения будет прочно усвоена всего за одну неделю!
Сегодня объясняем ребёнку, что в таблице умножения нет ничего чересчур сложного. И в подтверждение начинаем работу с умножения на 1. Обычно дети приходят в особый восторг, когда им говорят, что даже миллион, умноженный на 1, остаётся миллионом.
Потом переходим к умножению на 10: объясняем, что в результате к любому числу просто прибавляется ноль в конце.
Теперь учимся умножать на 2: для тех учеников, которые к концу второго класса хорошо освоили навыки сложения, это не составит труда – ведь к любой цифре надо просто прибавить такую же. Если остались силы, в первый день ещё учим таблицу умножения на 4, благо это тоже несложно. Достаточно умножить цифру на 2, а потом к результату прибавить ещё столько же: 5 х 4 – это то же, что и 5 х 2 + 5 х 2. То есть 10 + 10 = 20.
Сначала повторяем всё, что усвоили вчера. Что-то забылось? Ничего страшного! Вообще, если хотите добиться результата, не давите, не ругайтесь, а непрестанно восхищайтесь своим ребёнком: «Надо же, какой ты молодец – почти всё запомнил! И как только тебе это удаётся?» Доброе слово придаёт сил и рождает желание продолжать удивлять маму.
На этот день наша цель – умножение на 5. Покажите ребёнку таблицу, и он сразу увидит: результат умножения нечётных чисел на пять всегда оканчивается на 5, а чётных – на ноль. Такая вот закономерность.
Умножение на 3 также легко производить: на 2 умножать мы умеем, а потом достаточно прибавить к результату нужное число: 4 х 3 –это то же, что и 4 х 2 + 4. То есть 8 + 4= 12
Дни третий и четвёртый…
…обещают быть посложнее: учим умножение на 6, 7 и 8. Но мы справимся с этим, если опять привлечём на помощь способность разбивать числа, а также то, что уже выучили вчера и позавчера. Рассмотрим на примере: 7 х 3 – это то же, что 3 х 7. То есть 7 х 2 + 7 или 14 + 7 = 21, 8 х 8 – это то же, что 8 х 5 + 8 х 3 (или 8 х 2 + 8 ). То есть 40 + 16 + 8 = 64.
Учим таблицу умножения на 9. Есть очень простой и удобный способ сделать это быстро. Кладём на стол перед собой обе ладошки тыльной стороной вверх. Пальчики выпрямлены. А теперь загибаем тот (считая слева направо), на какое число надо умножить 9. То есть если надо решить пример 9 х 4, загибаем 4-й пальчик левой руки. Запоминаем: всё, что слева от него – десятки, всё, что справа – единицы. Итак, 3 пальчика слева – это 30 плюс 6 справа. Итого: 9 х 4 = 36.
Как показывает практика, у большинства детей основные трудности связаны с умножением таких сочетаний, как 6 х 7, 6 х 8, 6 х 9, 7 х 9, 7 х 8, 8 х 9. Если ваш школьник тоже в затруднении, на помощь придут карточки. Изготовьте 12 карточек (с учётом перемены мест множителей) и играйте с ребёнком: правильно ответил на пример – карточку откладываем, ошибся – возвращаем в стопку.
Повторяем пройденное. Ликвидируем пробелы. И награждаем себя за труд чем-то вкусным и приятным.
1. У поэта Александра Усачёва есть стихи, которые так и называются – «Умножение». Читать их ребёнку можно и до школы, и в первом классе, благо в рифмованном виде всё запоминается значительно легче. Ещё одна хитрость – уже в первом классе (или даже раньше) учить малыша считать двойками, тройками и т. п.: 2–4–6–8–10–12, 3–6–9–12–15… Навык этот следует довести до автоматизма, тогда и таблица умножения легче будет запоминаться.
3. Не все люди имеют склонность к точным наукам – это факт. Для них единственный выход – многократное повторение и элементарная зубрёжка. А чтобы подключить к процессу ещё и зрительную память, развесьте повсюду в квартире карточки с самыми сложными примерами: 6 х 7 = 42, 8 х 9 = 72, 7 х 8 = 56 и т. п.
4. Мотивация – великая сила! То есть, если объяснить ребёнку практическую пользу от умения умножать, дело наверняка пойдёт быстрее. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5 х 4 = 20). А у девочек – сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трём куклам (2 x 3 = 6).
Эксперт: Клавдия Фролова, учитель высшей категории
Источник: журнал «Здоровье школьника», июль, 2015
Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Чему и как учили в советской школе
О вообще
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Весь школьный курс был разделён на три этапа:
— старшие классы, с 8 по 10.
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.
Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.
В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.
Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.
Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).
8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
9 и 10 классы
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.
В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.
Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.
Рубрики: | Прекрасная Эпоха 2.0 или Неповторимые 70-е |
Метки: школа ссср история
Процитировано 9 раз
Понравилось: 28 пользователям
В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.
Весь школьный курс был разделён на три этапа:
— старшие классы, с 8 по 10.
Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.
Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.
В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.
С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.
Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.
Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.
В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.
Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.
В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.
Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).
8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.
Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.
В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.
Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.
Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.
Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.
Чему нас учили в начальной школе в СССР
Часто приходится читать споры теоретиков советского образа жизни о качестве советского образования. Одни с пеной у рта доказывают его высокое качество, другие с еще большей пеной пытаются принизить его уровень. Я не буду вставать на чью-то сторону, а просто на конкретном примере расскажу немного о начальном образовании в 60-е годы прошлого века. Волею случая у меня в архиве оказался классный журнал 2″А» класса средней школы №262 Киевского района города Москвы за 1966/1967 учебный год. Давайте вместе полистаем его странички.
В «Оглавлении» журнала можно увидеть, что уже во втором классе мы изучали Историю, Природоведение и Географию.
С левой стороны разворота журнала список учащихся с отметками. В клеточках напротив фамилии ставили букву «Н» с случае отсутствия ученика на уроке. Справа кратко излагали тему занятия в определенный день.
Ежегодно в этот день в нашей школе проходили торжественные мероприятия, да и не только в школе. Несколько раз в разные годы в этот день нас водили всей школой в кино на просмотр фильмов про Ленина.
Как раз именно в эти годы вышли известные в то время фильмы о матери Ленина «Верность матери» и «Сердце матери». В роли молодого Владимира Ульянова тогда снялся начинающий актер Родион Нахапетов. На уроках истории нам читали книгу «Приключения доисторического мальчика». До сих пор помню, что эти занятия мне очень нравились.
Эта фотография была сделана как раз во время этого учебного года. Такой наряд был у меня на новогоднем празднике в школе.
Как же оказался у меня этот школьный журнал?
Как вы знаете, в те годы в апреле по всей стране проходили субботники, посвященные очередной годовщине со дня рождения Ленина. На одном из таких субботников уже в старших классах мы помогали в утилизации школьного архива. Там я и прихватил школьный журнал, чтобы показать его вам через пятьдесят лет.
Фотография моих одноклассников с этого субботника на фоне нашей школы. Справа учительница русского языка, а слева директор нашей школы. Меня на фото нет. А еще у меня есть школьный дневник за этот же год.
Школьный дневник советского четвероклассника
Школьный дневник за 1968-69 учебный год. Классная фотография сделана во время именно того же учебного года. Практически всех своих одноклассников я помню по именам и фамилиям. У меня в семейном архиве сохранились школьные дневники со 2 по 9 класс, за исключением 8-го класса.
В те годы начальная школа в СССР была четырехлетней, но над нашей школой проводили различные эксперименты, поэтому четвертый класс у нас был переходным. Нам оставили нашу учительницу младших классов в качестве преподавательницы русского языка и классной руководительницы, но при этом добавили преподавателей по тематическим дисциплинам.
Во втором и третьем классах мы учились во вторую смену, а в четвертом классе уже в первую. Суббота тоже была учебным днем. Зато больше четырех уроков в день никогда не было. Всего один раз в неделю было пять уроков.
Это чисто уведомительная запись про родительское собрание, сделана мной самостоятельно. Учительница всегда требовала, чтобы под ней была подпись родителей. Мне не кажется, что мой дневник выглядит настолько небрежно, что об этом необходимо было оставлять запись в нем красными чернилами, но учительнице виднее.
Не знаю, о каком письме тут идет речь. То ли вообще о моем письме, то ли о письме непосредственно в этом дневнике. О моем почерке и о борьбе со мной на эту тему моей учительницы я уже писал.
Оказывается, мы ещё и в столовой дежурили. Ничего про это не помню. Однако приятно, что я дежурил там хорошо. Подобная запись в дневнике присутствует дважды в течение учебного года.
27 ноября учительнице не понравилось, как я пересказываю прочитанный текст. Вот только я не могу никак разобрать второе слово в этом замечании. Что там написано?
Если в октябре учительница считала, что дневник ведется «небрежно», то в конце февраля она пришла к выводу, что дневник ведется «безобразно».
А вот 12 марта я, по всей видимости, проспал, потому что опоздал на зарядку.
Занятия у нас начинались в 8.30. Совершенно не помню ничего про физзрарядку, однако судя по этому замечанию, зарядка существовала и начиналась она в 8.10. Историю о том, как я забыл принести домашнее задание по труду, я хорошо помню. Я столько времени потратил дома на его выполнение и в итоге не принес в школу.
Это была целая трагедия. Расскажу когда-нибудь эту историю. Несмотря на такое количество различных замечаний, итоговые отметки за четвертый класс были у меня вполне достойные. Даже похвальную грамоту мне вручили.
На этом все. Переворачиваем последнюю страничку школьного дневника, а стоил такой дневник 14 копеек.
А вы помните своих одноклассников, с которыми вы учились в четвертом классе?
Только не нужно думать, что во всех советских школах географию и историю учили, начиная со второго класса. Несмотря на то, что у нас была обычная общеобразовательная школа, над нами постоянно проводили какие-то эксперименты. Вот эти предметы и были экспериментами.
А вы хорошо учились в школе?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов