в каком классе добавляется обж
ОБЖ в школах начнут преподавать по-новому
Первую медпомощь ввели в законное русло
До сих пор школьный курс Основы безопасной жизнедеятельности в нашей стране носил отвлеченно-теоретический характер. В его рамках, к примеру, расписывались модели поведения при извержениях вулканов, землетрясениях или цунами, хотя подавляющему большинству россиян, к счастью, столкнуться с ними не суждено. А вот оказание первой помощи изучали по картинкам и тут же забывали. Теперь все изменится. Защита от повседневных опасностей и практические навыки — вот чему будут учить школьников в рамках ОБЖ.
Фото: Геннадий Черкасов
Вопрос о том, как действовать в ситуациях гигантских планетарных катаклизмов, вроде тех, которые героиня Островского обозначала как «земля налетит на земную ось», конечно, интересный. Но тратить на это время в рамках и без того перегруженной школьной программы неразумно. Гораздо важнее подготовить ребенка к опасностям, подстерегающим его в повседневной жизни. И когда это понимание пришло к чинам из Минпросвета и МЧС, на свет явилась новая концепция преподавания ОБЖ в российской школе.
Один из наиболее важных разделов нового курса — сохранение здоровья и оказание первой помощи. Причем, дело тут, как подчеркнул главный внештатный специалист Минздрава России по первой помощи Леонид Дежурный, не только в пандемии коронавируса — эпидемия рано или поздно закончится, а полученные практические навыки останутся навсегда:
— Практикоориентированность здесь ключевое слово, ведь первая помощь — это действия руками. Есть в курсе, конечно, и теоретический блок. Но основной акцент сделан все же на практическом обучении — ребята учатся делать повязки и искусственное дыхание. Причем, делать это, конечно же, нужно не за партой, а на полу! И коем случае нельзя ставить «двойки» за оказание первой помощи! Это напрочь убьет у ребенка мотивацию к ее оказанию на всю жизнь. В обучении оказания первой помощи не должно быть негатива!
Одновременно расчищены, по словам эксперта, и законодательные завалы на пути оказания первой помощи, образовавшиеся в последнее время в нашей стране:
— Раньше правила оказания первой медицинской помощи только путали и школьников, и взрослых. Теперь оно впервые пойдет в соответствии с законодательством. При этом единый подход к оказанию первой помощи будет применяться не только при обучении школьников, но и всех других категорий граждан — например, водителей. Таким образом, оказать первую помощь при необходимости смогут со временем все граждане России.
Очень важно, также что новый курс будет учить детей не только правильному поведению, скажем, где-нибудь в горах, но и безопасности поведения в классе: например, как избежать манипуляций со стороны недоброжелателей или буллинга. Однако еще важнее безопасность ребенка в информпространстве, отметил один из ведущих экспертов в этом вопросе Игорь Ашманов:
— Интернет буквально кишит крайне опасными и агрессивными сущностями. Ребенка надо научить защищаться от них — поэтому в курсе ОБЖ будут разделы безопасности в интернете и кибергигиены. Благодаря этому курсу школьники узнают, как не дать злоумышленнику захватить свое устройство, как сохранить в тайне пароль, не дать увести средства с банковских карт. Однако еще важнее и труднее научить их защищаться от опасных контактов в виртуальном пространстве. Причем особенно это важно в период самоизоляции. Риск со стороны интернета тогда возрастает, ведь ребенок целями днями смотрит в гаджет. А кто влезет к нему через экран, большой вопрос!
В каком классе добавляется обж
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).
Естественно-научные
Окружающий мир: 1-4 класс
География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)
Гуманита́рные
Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Филологи́ческие
Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс
Трудовое обучение
Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.
Физкультура
Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.
Искусство в школе
Прочие (факультативы)
Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.
С нового учебного года ОБЖ будут преподавать по-новому
Педсовет
06 марта 2018 • 15:38
По сообщению главы МЧС Владимира Пучкова, коллегия ведомства одобрила новую концепцию преподавания в российских школах курса «Основы безопасности жизнедеятельности», и ее реализация начнется с нового учебного года.
Педсовет
06 марта 2018 • 15:38
Комментарии (20)
Род деятельности: Иное
Регион проживания: Новосибирская область, Россия
Зачем нужен этот предмет?
Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации
Регион проживания: Россия
Регион проживания: Москва, Россия
Зачем нужно ложиться ногами к эпицентру ядерного взрыва?
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Новосибирская область, Россия
Чтобы не смотреть на вспышку.
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Ярославская область, Россия
ОБЖ надо лишить статуса обязательного предмета, он сам сдуется мгновенно.
Обязательными и отдельным от математики надо сделать информатику, иначе она продолжит превращаться в склад редкостных математических курьезов, о которых надо догадаться на ЕГЭ и запрограммировать, уже предмет для шизоизгоев способных часами ежедневно месяцев шесть сидеть и заниматься решением систем логических уравнений и написанием абсолютно никому не нужных программ перемежая решением разного типа головоломок.
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Москва, Россия
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Татарстан, Россия
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Новосибирская область, Россия
Елена, об автономном пребывании в дикой природе в учебном курсе обж очень интересно излагается учебный материал в 6 классе. Знаете, образование- это не только свод знаний по точным дисциплинам. Я- учитель английского языка,но считаю обж-очень нужным и востребованным школьным предметом. И музыка, и изобразительная деятельность, и технология, и физическая КУЛЬТУРА, а тем более основы БЕЗОПАСНОСТИ жизнедеятельности- это важные предметы с очень интересным содержанием.
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Сахалинская область, Россия
ОБЖ, конечно, нужный предмет, только не слишком ли растянуто его преподавание с 5 по 11 класс? Или чиновники от образования считают детей полными идиотами? Физику изучаем 5 лет, химию 4 года, а ОБЖ целых 7 лет! Невероятно СЛОЖНЫЙ предмет!
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Иркутская область, Россия
Род деятельности: Конфиденциально
Регион проживания: Конфиденциально
Курс абсолютно ненужный, бюрократический и потому вредный, так как отнимает время у полезных предметов.
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия
Алгоритмы поведения в большинстве видов катастроф аналогичны. А зачастую преподавание сводится к «конспектированию», просмотру кинороликов, и проверке на качество зазубривания.
А где умение работать с инструкциями? Правилами ТБ?
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Смоленская область, Россия
Алгоритмы поведения в большинстве видов катастроф аналогичны. А зачастую преподавание сводится к «конспектированию», просмотру кинороликов, и проверке на качество зазубривания.
А где умение работать с инструкциями? Правилами ТБ?
Сергей Игнатьевич, неужели вы считаете, что ОБЖ вообще что-то полезное в основной и старшей школе даёт? Давайте посмотрим:
Цели изучения курса ОБЖ по ФГОС:
«освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.»
— ведь ничего этого реально нет! Вы считаете, что после этого курса учащиеся умеют оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим? И курящие, пьющие и наркоманы имеют «потребности в соблюдении здорового образа жизни»? И так далее.
Так что имеется большая потребность ликвидировать этот курс в основной и старшей школе, добавив за счёт этого часы на физику и химию. И тогда пустые слова из курса ОБЖ будут заменены на реально полезные знания, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности. Потому что без знания физики и химии выпускники школы будут создавать опасные для себя и окружающих ситуации из-за непонимания причинно-следственных связей.
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия
Да, считаю что нужен.
А что даёт.
Это зависит не от ФГОС, и не от Программы, а от учителя. Что, какой смысл он в свой предмет вкладывает.
Кстати, в школах США такой предмет есть в обязательном порядке.
Называется «Здоровье и Безопасность жизнедеятельности».
Думаю, что дело было так:
— упразднили НВП, и совершенно напрасно!
— скалькировали курс «Здоровье и Безопасность жизнедеятельности» на «нашу почву».
— получили то, что имеем.
Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации
Регион проживания: Смоленская область, Россия
Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе
Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.
Что такое ОБЖ
Расшифровка ОБЖ как предмета в школе
Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.
Школьная программа ОБЖ
Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.
Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.
Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.
В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.
Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.
Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.
ОБЖ в вузах
Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?
Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.
ОБЖ в учебных заведениях за пределами России
Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.
Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.
Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.
Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.
Нормативная база ОБЖ
Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.
Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.
Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.
Заключение
Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.
Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2020/2021 учебном году
Нормативно-правовая база преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Изменения в линии учебников федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования по предмету ОБЖ. Типичные ошибки при оформлении учебно-методического комплекса учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Организация учебных сборов по начальным знаниям в области обороны и подготовки основам военной службы учеников 10 классов (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья. Организация контроля успеваемости по предмету.
Преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2020/2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
В 2020/2021 учебном году в образовательных организациях продолжается реализация Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Целью Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета ОБЖ, изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом.
Одним из основных направлений реализации Концепции является использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность. Оснащения кабинета ОБЖ наглядными и техническими средствами обучения,
Учебный предмет осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», изучение которой должно обеспечить:
Межпредметная связь учебного предмета ОБЖ с такими предметами, как «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Информатика», «История», «Обществознание», «Право», «Экология», «Физическая культура»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования по предмету ОБЖ включает линию учебников:
С 2020 года, в связи с изменениями, внесенными в федеральный перечень, издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник» переходит на выпуск учебников по ОБЖ под редакцией Виноградовой Н.Ф и др., но уже для 5-7 и 8-9 классов.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС общего образования и с учетом соответствующих перечней образовательных платформ включенных в реестр перечней образовательных платформ Минпросвещения России.
Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерных образовательных программ соответствующего уровня образования, могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение об их использовании в структуре основной образовательной программы принимается на уровне конкретной общеобразовательной организации.
Типичные ошибки при оформлении учебно-методического комплекса учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»:
В соответствии с требованиями приказа Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», после окончания занятий в 10 классе с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов. Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями, по оценке результатов учебных сборов. Общая оценка учащихся в образовательных организациях, заносится в классный (электронный) журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательной организации. Учащимся, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы. Для учащихся, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов в своей образовательной организации.
Вместе с тем, рекомендуется предусмотреть в рабочих программах часы на организацию повторения содержания и выполнения практической части программы ОБЖ освоенных учащимися в 2019-2020 учебном году в условиях дистанционного обучения.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации. Образовательной организации самостоятельно принимает нормативные локальные акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС учитель, преподаватель-организатор ОБЖ для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся должен использовать разнообразные методы и формы оценки, взаимодополняющие друг друга. Количество оценочных процедур должно быть достаточным для объективной оценки уровня достижения планируемых образовательных результатов. В связи с этим рекомендуется указывать в рабочих программах по ОБЖ периодичность и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Учитель, преподаватель-организатор ОБЖ обязан ознакомить учащихся с формами контроля по своему предмету на начало учебного года.
Формами текущего контроля по ОБЖ могут быть: устный опрос, тестирование, домашняя работа, самостоятельная работа, контрольная работа, защита проекта, реферата, практическая работа, зачет и др. Формы контроля должны чередоваться. Критериями текущего контроля являются требования к планируемым результатам образовательного стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку, отраженные в рабочих программах по предмету ОБЖ.
Одной из форм промежуточной аттестации могут быть задания практико-ориентированной направленности (ситуационные задачи, практические задания).