в каком классе читают вишневый сад

В каком классе проходят пьесу «Вишневый сад» А.П. Чехов?

В каком классе нужно читать пьесу «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова?

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

А.П Чехов свое произведение под названием «Вишневый сад» написал в самом начале XX столетия в 1903 году. По жанру это комедия, так определил сам писатель. Пьеса в четырех действиях. Сам сюжет тут крутится вокруг имения Л.А Раневской, которое хотят за долги продать. Ей его предлагают сдавать в аренду, но она не хочет чтобы вырубали вишневый сад. Героев много и каждый занят своими проблемами. В конце Лопахин, который предлагал Раневской вариант с вырубкой сада и разбивания имения на участки для сдачи в аренду все-таки выкупает имение. Это произведение проходят по обязательной программе школьники в 10-м классе.

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

Замечательная вещь Александра Куприна!

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую

И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.

Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!

Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)

Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».

Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.

Источник

А. П. Чехов «Вишнёвый сад». 10 класс

Учебный год у десятиклассников заканчивается чтением пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад», которую сам автор почему-то назвал комедией: но что же в ней такого смешного? В помощь школьнику. Третья неделя мая

Текст: Ольга Разумихина *

Фото: спектакль в постановке Л.

К 10-му классу добросовестный ученик знает, что существует четыре рода литературы. Это эпос (рассказы, повести и романы), лирика (стихотворения), лироэпос (поэмы, баллады) — и драма. Драматические произведения подразделяются на три основных жанра: трагедия, драма и комедия.

Трагедия — это, наряду с одой, так называемый мёртвый жанр. Последнюю классическую русскую трагедию написал А. С. Пушкин — это «Борис Годунов». Вопреки частому заблуждению, трагедия — это не просто «когда всё плохо и все умерли»; произведения данного жанра всегда эпохальны, то есть — сюжет должен касаться судьбы целого народа. Поэтому, например, произведение А. Н. Островского «Гроза», несмотря на крайне пессимистичный финал, никак не может быть названо трагедией: в нём речь идёт о жителях небольшого городка, да и то — не обо всех, а только о представителях купеческого и мещанского сословий.

Остаются драма и комедия, с которыми вроде бы всё ясно. Драма — произведение реалистическое; ситуация, описанная в любой драме, вполне могла произойти с вашими знакомыми или знакомыми знакомых. Те же Катерина, Тихон и Борис — замученная жена, её слабохарактерный супруг и не менее слабохарактерный любовник — встречаются (к большому сожалению) сплошь и рядом. А вот в комедии для создания юмористического эффекта автор наделяет персонажей утрированными чертами характера и внешности; герои попадают в нелепые ситуации, постоянно что-то теряют, ломают, путают и так далее. Вспомним «Ревизора» Н. В. Гоголя: Бобчинский и Добчинский настолько похожи, что постоянно договаривают друг за другом целые предложения. Такое в жизни вряд ли возможно — что, разумеется, нисколько не лишает гоголевскую комедию художественной ценности, а наоборот, является одной из центральных её составляющих.

При изучении драматургии А. П. Чехова у учащихся возникает закономерный вопрос: почему авторское определение «Вишнёвого сада» — комедия? Главная героиня потеряла мужа и сына и уехала за границу, чтобы «забыться». Через пять лет она возвращается в родовое имение, и выясняется, что его вот-вот продадут за долги. Единственное средство исправить положение — вырубить прекрасный вишнёвый сад. Никакого чудесного избавления (как это часто бывает в «настоящих» комедиях) не случается, а в финале оказывается, что во всеми покинутом доме заперт больной человек. Что же тут смешного?

Действующие лица

Действующих лиц «Вишнёвого сада» можно — хотя довольно условно — разделить на три группы:

Итак, Любовь Андреевна Раневская спустя пять лет возвращается в поместье, где провела целую жизнь (зайдя в детскую, главная героиня вспоминает: «Я тут спала, когда была маленькой»). В этом же поместье больше двадцати лет назад Раневская разрешила поселиться мужчине, с которым, вопреки воле родных, связала себя узами брака. Гаев рассказывает Варе, что его сестра «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина», то есть у покойного Раневского своего дома не было. (Как же так получилось, что Любовь Андреевна привела в дом «нежеланного» супруга? Очевидно, её родители к тому моменту умерли.) Супруги жили неплохо, но не без проблем: Раневская вспоминает, что муж «делал одни только долги», а ещё «страшно пил».

Так или иначе, у женщины была ещё одна радость в жизни: дети. Сначала Любовь Андреевна удочерила Варю, через семь лет родила Аню, а затем ещё и Гришу. (Взять в семью девочку-сиротку, ещё не родив собственных детей, — выбор, безусловно, благородный, хотя и несколько странный, особенно для женщины, привыкшей к роскошной жизни. Так что этот факт говорит о Раневской как об исключительно неравнодушном человеке.) Супруги прожили вместе около двадцати пяти лет, а затем настала чёрная полоса. Раневский умер от пьянства, а через месяц утонул бедный Гриша, и Раневская бросила хозяйство на Варю, которой тогда было всего 19 лет, и уехала во Францию. Там она продолжила растрачивать наследство (в том числе продала дачу около Ментоны), а ещё обзавелась нахальным любовником, который только и делал, что тянул из неё деньги. «Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», — признаётся Раневская «вечному студенту» Пете Трофимову.

Любопытный факт: на протяжении пьесы Любовь Андреевна получает от «камня» несколько телеграмм; первую она разрывает не читая, вторую читает, но потом рвёт, а следующие уже не просто читает, а всюду носит с собой — как будто это драгоценность.

Однако настало время возвращаться — тем более что из дома пришли тревожные вести: имение, скорее всего, продадут за долги. И вот Раневская бродит по дому со слезами на глазах; выглядывает в окно — и ей кажется, что по саду идёт её покойная мама в белом платье; родные и знакомые счастливы возвращению Любови Андреевны, и она может хотя бы ненадолго забыть о насущных заботах. Один только Лопахин (хотя и считающийся женихом Вари, но, кажется, влюблённый всё-таки в Раневскую) твердит, что нужно делать хоть что-то, иначе имение не сохранить. Но главная героиня не хочет его слышать. Как, впрочем, и другие персонажи. И по отношению не только к Лопахину, а ко всем — даже самым родным и близким.

Слушают, но не слышат

Один из вариантов ответа на вопрос «Почему «Вишнёвый сад» — это комедия?» звучит так: «потому что всё произведение построено на одном комическом приёме — изображении «всеобщей глухоты». Герои могут сколько угодно пытаться достучаться до окружающих, чтобы поговорить на животрепещущие темы, — их в лучшем случае неправильно поймут, а в худшем — заставят замолчать или вовсе не услышат. Вот, например, два диалога с участием Дуняши, которая не уверена, стоит ли ей выходить замуж за Епиходова, и пытается узнать мнение со стороны.

Дуняша. А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.

Дуняша. Не знаю уж как… Человек он смирный, а только иной раз как начнёт говорить, ничего не поймёшь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно.

Лопахин (прислушивается). Вот, кажется, едут…

Дуняша. Я скажу вам сейчас, одной минутки не могу утерпеть…

Аня (вяло). Опять что-нибудь…

Дуняша. Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал.

Аня. Ты всё об одном… (Поправляя волосы.) Я растеряла все шпильки…

С одной стороны, «глухих» участников этих диалогов можно понять: Аня на момент разговора с Дуняшей «очень утомлена, даже пошатывается», а Лопахин — человек, в принципе не склонный к сантиментам. Да и Дуняша — всего лишь служанка. Несмотря на то, что действие пьесы происходит уже после отмены крепостного права, на рубеже XIX и ХХ вв., высокомерное отношение к прислуге никуда не делось. (Конечно, были и случаи дружбы хозяйки и её «девочки на побегушках» — например, Софья из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» поверяет Лизаньке самые сокровенные тайны, но это скорее исключение, чем правило.) И всё равно безразличие Лопахина и Ани вызывает у читателя — или зрителя — недоумение.

И таких диалогов в пьесе — великое множество. Вот, например, Гаев говорит племяннице Вере о Любови Андреевне: «Она хорошая, добрая, славная, я её очень люблю, но она порочна. Это чувствуется в малейшем её движении». Аня, стоявшая в дверях, не желает слышать горькой правды о матери — и говорит: «Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Если будешь молчать, то тебе же самому будет спокойнее». И Вера тотчас же соглашается: «Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё».

Но главный диалог, который повторяется из раза в раз по одному сценарию, — это диалог между Лопахиным и Раневской (иногда в нём принимает участие Гаев) о способах спасти вишнёвый сад:

Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, я ещё не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продаётся, а вы точно не понимаете.

Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?

Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.

Гаев. Совершенно с тобой согласен.

Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!

Такие сцены, особенно повторяющиеся из раза в раз, вызывают смех. И хотя смех этот грустный, даже нервный, — нельзя не признать, что происходящее действительно напоминает «комедию». Не в «чистом виде», а трагикомедию или комедию абсурда — и всё же…

Роль и характер

Ещё одна безусловно комическая находка Чехова — изображение героев, которые занимают социальные роли, совершенно им неподходящие. Здесь все как будто родились не в своём времени, сословии, теле. Раневская, от которой как от наследницы имения и матери семейства ожидают прежде всего ответственности, собранности, в день аукциона устраивает бал и приглашает оркестр; роль деловитой помещицы идеально подошла бы Варе — но та ничего не может сделать, даже чтобы уплатить проценты (о том, чтобы выкупить имение полностью, не может быть и речи). Лопахин, «мужик мужиком», мечтает стать богачом; Дуняша одевается и причёсывается, «как барышня», — и так далее.

Вышесказанное не менее справедливо и для «высоких» персонажей — Ани и Пети. Д. Л. Быков в статье «Два Чехова пишет»: «Весьма символично, что Чехов умер как раз накануне такого [революционного] времени, и не зря у него в прощальной пьесе прощаются со старой жизнью и приветствуют новую, но делают это беспомощная розовая барышня и вечный студент по кличке «облезлый барин». И действительно, Аня и Петя говорят, что нужно служить на благо общества, — но что они при этом делают? Трофимов никак не может даже закончить образование (причиной тому, как и у Раскольникова, бедность, — но Петя после гибели Гриши даже не пытается заработать денег и живёт в бане у бывших хозяев), а Аня готовится «выдержать экзамен в гимназии и потом работать» — но чему конкретно она собирается учиться, непонятно.

Забавные сценки

Наконец, в пьесе «Вишнёвый сад», как в любой, не обходится без нелепых, гиперболизированных ситуаций. Взять хотя бы Епиходова по прозвищу «двадцать два несчастья», который то роняет букет, то спотыкается о стул, то ломает бильярдный кий — и в конце концов получает отказ от любимой девушки. Удивительно, как он до сих пор терпит Симеонова-Пищика, на которого деньги сыплются с неба: то «железная дорога по [его] земле прошла, и [ему] заплатили», то англичане нашли на его участке драгоценную белую глину и взяли землю в аренду на двадцать четыре года. А чего стоит Шарлотта с её собачкой, которая ест орехи!

Так что «Вишнёвый сад», конечно, комедия, хотя и нетипичная.

Чехов будто бы хочет нам сказать: разве это не смешно, что мы убиваем время, отказываемся слышать друг друга, изображаем из себя совершенно других людей, негодуем из-за потерянных калош или неудачной партии в бильярд, — и в этой суете не замечаем, как теряем самое драгоценное?

в каком классе читают вишневый сад. Смотреть фото в каком классе читают вишневый сад. Смотреть картинку в каком классе читают вишневый сад. Картинка про в каком классе читают вишневый сад. Фото в каком классе читают вишневый сад

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.

Источник

Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада

Разделы: Литература

Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики. Использование средств мультимедиа на уроке литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более эффективным, пробудить интерес к классической литературе.

Комментарий к проведению урока: Данный урок является первым в системе уроков по изучению пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.

Форма урока: мастерская по построению знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.

2. Проверка домашнего задания

Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа. Слайды 1-7

Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:

Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:

а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина? Слайд 2

Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:

а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын? Слайд 3

Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:

Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:

Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:

По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах. Правильные ответы отражены на слайде 7.

3. Сообщение темы урока

Для работы на уроке учащимся предлагаются печатные конспекты (См. Приложение 2 к уроку)

Обращаемся к целям урока: чего каждый должен достичь на уроке?

Ответ на этот вопрос является мотивацией деятельности учащегося.

1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;

2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.

4. Развитие ассоциативного мышления

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 9. (Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”. Тем более неожиданными для них становятся слова А.П.Чехова: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”. Слайд 10)

– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы? Запишем свои мысли в печатный конспект.

5. Работа с эпиграфом как актуализация домашнего чтения

Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.

“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М.Горький. Слайд 11)

“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С.Станиславский. Слайд 12)

“. Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина. Слайд 13)

-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в конспект.

6. Организация групповой работы “Персонажи пьесы”. Использование афиши как опорного конспекта

Всем группам предлагается распределить персонажи пьесы на группы согласно самостоятельно определенному принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносятся в афишу. (Примерные принципы деления персонажей: по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком; по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее; по принципу главных и второстепенных героев. Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишневому саду, поэтому можно подсказать такой способ ученикам)

После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что ребята осознают: единого, “правильного” принципа деления нет, Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.

7. Обратимся к сюжету комедии

– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета. (Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)

– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время? (Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внешний сюжет пьесы. Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.)

8. Особенности конфликта пьесы

– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)

— Так сколько же планов у этого образа?

9. Многоплановость образа вишневого сада

– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.

– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)

– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?

– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.

10. Работа с текстом. Чтение по ролям

Выразительно прочитаем реплики, обращенные к вишневому саду. (Например, из действия 1, начиная со слов Лопахина: “Вам уже известно. ” Или из действия 2 со слов Ани: “Что вы со мной сделали. ”)

После прочтения чеховских строк обратимся к слайдам 18, 19, на которых изображены первые исполнители ролей пьесы: О.Л.Книппер-Чехова, К.С.Станиславский.

11. Итоги урока

– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. Слайд 20

– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как его представил современный художник Г.Кичигин. Слайд 21

– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить. Учителю нужно быть готовым ответить на этот вопрос, если его спросят ученики.)

– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. Слайд 22, фото уголка Мелихова.

12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в парах

Схема синквейна есть в ваших печатных конспектах, а образец мы видим на слайде 23.

Писатель
чуткий, чудесный
увлекает, удивляет, волнует
судьбами сада, героев, России.
Чехов.

(Примеры ученических синквейнов см. в Приложении к уроку.)

– Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. В печатном конспекте выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.

13. Домашнее задание

1) предложите свой вариант спасения вишневого сада;
2) найдите комические детали в пьесе; 3)напишите свой синквейн. Слайд 24

А завершим наш урок прекрасной картиной цветущего сада – вечного символа красоты жизни. Слайд 25

Источник

Методика изучения драмы в школе. Система уроков по драме Чехова «Вишневый сад».10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОУ ДПО « Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет основного общего и среднего образования

Кафедра филологического образования

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ. СИСТЕМА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЬЕСЫ А.П.ЧЕХОВА «ВИШНЕНЫЙ САД».

КПК: ГИА по литературе: вопросы содержания и методики подготовки обучающихся (4.2.4).

Выполнил: Башкирева Е.В.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайский ЦО»

Коновалова Л.И., профессор кафедры филологического образования, д-п пед.наук.

Глава 1. Методика изучения драматических произведений в школе………..3

Методы и приёмы изучения драматических произведений…….3

Вступительные занятия…………………………………………. 4

Глава 2. Система уроков по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»…………. 10

2.1. Обзор литературоведческих работ по пьесе Чехова «Вишневый сад»………………………………………………………………………..10

В произведениях драматического жанра отсутствуют авторское описание, повествование. Речь автора появляется только в ремарках, а всё что происходит с героями,читатель узнаёт от них самих. Драматург не рассказывает о своих героях, а показывает их в действии. Отсутствуют характеристики героев, словесный портрет или другие компоненты образа, в отличиеот эпических жанров. Важно найти такие методы и приёмы работы с произведениями драматического жанра, которые помогли бы школьникам увидеть героев и события, понять глубинный смыслв изучаемых драматических произведениях, предназначенных для постановки на сцене и потому требующих значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.

Цель исследования заключается в определении особенностей методики изучения драматических произведений в школе.

Целью нашего исследования определяются следующие задачи :

Осмысление особенностей изучения драмы в школе;

Определить теоретико – методические рекомендации по изучению драмы в школе;

Рассмотреть методику преподавания и составить систему уроков на материале пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

Для исследования методики преподавания драматических произведений нам помогли труды Голубкова В.В., Зепаловой Т.С.,Карягин А.А., Корст Н.О., Кудряшова Н.И., Рез З.Я.

Глава 1. Изучение драматических произведений в школе

1.1. Методы и приёмы изучения драматических произведений

Однако чтение по ролям может применяться не только в процессе комментируемого чтения, но и во время разбора драмы, и на заключительных занятиях, и даже как самостоятельный метод работы, который можно использовать различные моменты анализа произведения. Чтение по ролям задается самой формой драматического произведения и способствует глубокому раскрытию его содержания.

Подготовка учеников к чтению по ролям будет так же изменяться в соответствии с возрастными особенностями школьников, их знаниями и умениями. Если в средних классах необходима большая подготовительная работа, во время которой анализируются характеры героев, их внешний облик, история, их манера говорить, дети учатся читать по ролям драматические произведения, то в старших классах многое будет сделано учащимися самостоятельно.

Особое значение при анализе драмы приобретает самостоятельная работа учеников над текстом произведения. Анализ речи и поступков действующих лиц помогает ученикам разобраться в сущности характеров героев и при этом создать в своём воображении конкретное представление об их облике. В этом случае проводимый учащимися анализ того или иного явления или сцены, в какой-то степени будет напоминать работу актёра над ролью в спектакле.

На заключительных занятиях по изучению драматических произведений желательно посетить театр или просмотреть видео постановки драмы на сцене.

Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторые сведения из истории русского театра. Но сообщать эти сведения рекомендуется в лекциях, предваряющих и заключающих изучение драматических произведений.

Таким образом, можно заметить, что методы и приёмы при изучении драматического произведения не сильно отличаются от методов и приёмов при изучении эпических и лирических произведений, но их соотношение несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных примерах,как варьируются методы и приёмы работы над драмой, в зависимости от особенностей их восприятия, а также их целей и задач.

1.2. Вступительное занятие

Вступительные занятия по изучению драматических произведений, проводимые непосредственно перед анализом драмы, очень разнообразны по своему содержанию и восприятию. Однако во всех случаях цель вступительных занятий одна – подготовить учеников к глубокому восприятию произведения. Применение тех или иных методов работы зависит, как мы уже говорили, от возраста и уровня подготовки школьников, а так же и от задач, которые ставит перед собой учитель.

Перед тем как приступить непосредственно к чтению драмы, особенно важно на первом этапе раскрыть непосредственную связь его с театром.

Задачи изучения драмы в старших классах значительно усложняются в связи с изучением основ истории русской литературы.

На вступительных лекциях учитель знакомит учеников старших классов не только с событиями, отражёнными в произведении, но и с историей его создания и теми общественными вопросами, волновавшими писателя и которые нашли своё художественное отражение в его произведении. Кроме того в процессе изучения основ истории русской литературы учитель должен дать ученикам представление о путях развития драматургии и театра.

При изучении эпического произведения, работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение её учениками. Чтение пьесы – самый активный способ общения с искусством слова. Читатель своей работой, работой своего воображения постоянно должен как бы достраивать реплики персонажей и ремарки автора, превращая их в картины, события, пытаться услышать голоса героев и увидеть их действия, движения. И, несмотря на то, что школьники с детского возраста любят театр, чтение самой пьесы становится для них доступным и увлекательным с отрочества, поэтому изучение драмы в большинстве случаев начинается с 6 – 7 классов. Поскольку это период нравственного самоуглубления, который характеризуется бурным воображением учеников, которое считается необходимым при восприятии драмы.

Драматическое произведение должно быть прочитано вслух. Поэтому чтение пьесы вслух является первым и самым необходимым этапом работы над текстом. Без чтения вслух невозможно подвести учеников к основной авторской идее, осознанию конфликта и овладению специальными читательскими умениями.

Комментируемое чтение подготавливает аналитическую беседу о содержании драматического произведения и чтения по ролям.

Таким образом, читая в классе драматические тексты, учитель должен постараться найти и передать основной тон каждой роли и при этом привлечь внимание к языку действующих лиц. Именно слушая чтение, школьники подойдут к осознанию многообразных функций драматического произведения, и того, что составляет неповторимую индивидуальность А.Н.Островского.

Итак, методисты рекомендуют на первом этапе работы уделить внимание комментируемому чтению, наиболее важного действия или выбрать наиболее значимый отрывок пьесы для учения в классе.

К.С.Станиславский писал: «Как из зерна растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Все эти мысли, вечные муки и радости писателя становятся основой пьесы; ради них он берётся за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний и радостей является главной задачей спектакля» [11; с. 52].

Эта же задача стоит перед учителем, который ведёт свой класс к постижению пьесы. Мысли, муки, радости писателя должны стать не только понятными ученикам, а также является важным, чтобы их захватило эмоциональное зерно пьесы, чтобы в процессе анализа позиция учеников к конфликту выявлялась наиболее активно.

Педагог должен постоянно заботиться о том, чтобы ученики смогли почувствовать неумирающую ценность тех драматических произведений, которые они изучают, их значений для того времени.

Это является центральной задачей, которая реализуется на всех этапах изучения того или иного произведения.

Учителю важно найти наиболее эффективные пути изучения драмы на уроках литературы, чтобы донести до учеников самые характерные её особенности и средства, которые сознают живые пластически-выразительные человеческие характеры.

При изучении драматических произведений осуществляются как общие задачи по воспитанию и развитию учащихся, которые стоят перед любым уроком литературы, и в то же время осуществляет и специальные задачи, которые продиктованы природой драмы.

показать, порождением какой эпохи это произведение является;

как личность автора отразилась в художественном произведении;

усвоить определенные нравственные понятия.

увидеть мысленно пьесу на сцене, обстановку, персонажи;

войти в образ, представить себя на месте героя, почувствовать себя режиссером или актером;

осмыслить актерские трактовки роли;

составить режиссерские комментарии.

Многие методисты и некоторые учителя, для того чтобы реализовать своеобразие художественной организации драмы в условиях урока, настойчиво рекомендуют воспроизводить во время чтения и анализ драмы сценический образы, игру актёра или отдельные мизансцены.

Использование фотографий актёров в ролях действующих лиц, отдельных мизансцен спектакля имеет особый смысл при изучении драмы. Именно эти зрительные образы помогают ученикам освоить социально-бытовой план изображаемого времени в драме. Основой принцип драмы в школе определяется её художественной сущностью, единством форм и содержания, присущими только её родовыми признаками. В способах изображения человека как центральной фигуры драматического действия, в особых свойствах и значении драматического действия – конфликта, в характере отношений между исходной ситуацией и итоговой, заключительной – во всем этом выражена возможность драмы стать спектаклем, именно в этом ее сценичность, путь в театр.

«Точка зрения из зала», установка на зрительное восприятие диктует и характер деятельности ученика, и поведение учителя. Школьники должны вообразить себя мысленно смотрящими пьесу. Важно побудить ребят представлять происходящее на сцене.

Довольно интересные соображения о последовательности анализа произведений, в том числе и драматических, высказала М.А. Рыбникова в очерках по методике литературного чтения [6;с.257].Она писала, что действующее лицо познаётся только в действии, что персонажи вырастают из событий. На основании этих особенностей Рыбникова рекомендовала начинать анализ развития действия, как правило с определения конфликта в драматическом произведении.

При анализе образов того или иного драматического произведения целесообразно обратить внимание на высказывания о нём других действующих лиц и авторские замечания. В каждом отдельном случае необходимо учитывать особенности анализируемого произведения, поставленные задачи и подготовленность класса.

Конфликт в пьесе развивается и оформляется в процессе борьбы, которая движет всем действием. Можно отметить следующие вопросы на выявление конфликта в пьесе:

Как выглядит расстановка действующих лиц, противоречия между ними к началу действия пьесы?

Какой эпизод, сцена позволяет понять, какие персонажи противостоят друг другу и в чем противоположность их интересов?

Какой момент в развитии действия говорит о том, что между персонажами неизбежна борьба?

Какое явление раскрывает характер этой борьбы; какова она?

Кто из персонажей занимает наступательную позицию; на чем основана его уверенность; его методы в борьбе; как это его характеризует?

Как связаны, начало и финал пьесы?

Можно ли сказать, что положение действующих лиц стало в финале иным, чем было в начале?

Как финал выявляет трагедию героя?

Изучение сюжетно-композиционной структуры драматического произведения следует начинать с выявления основного конфликта. Это дает возможность определить место каждого персонажа в драме, показать мастерство автора в выборе средств и приемов художественного отражения действительности.

В таком задании есть элементы самостоятельного анализа; учащиеся подготавливают также еще неполную характеристику основных персонажей, которая в дальнейшем будет дополнена на основе материала последующих действий. Главным в работе над каждым актом является последовательное наблюдение над развитием действия. Но каждое действие занимает свое место в развитии действия всей пьесы, в решении ее художественной задачи

В таком задании есть элементы самостоятельного анализа; учащиеся подготавливают также еще неполную характеристику основных персонажей, которая в дальнейшем будет дополнена на основе материала последующих действий.

Анализ композиции должен показать учащимся, в какой мере композиционные средства содействуют наиболее полному художественному развертыванию конфликта и выражению идейного смысла произведения. В связи с этим существеннейшей частью композиции является система образов, их группировка и взаимоотношения, развитие их характеров в сюжетных перипетиях.

1.5. Самостоятельная работа

Активное, эмоциональное и действенное овладение текстом драматических произведений осуществляется путём выразительного чтения по ролям, в подготовку спектакля, в заучивании отрывков и пересказа. К этим перечисленным видам работы можно добавить и самостоятельную работу учащихся над текстом драматического произведения.

Особенно интересно может быть организованна подготовка инсценировки. Ценность самостоятельной работы заключается в том, что ученики продумывают и анализируют диалог действующих лиц, авторские ремарки и содержание речи персонажей. Эта работа поможет понять значение и своеобразие диалога драматического произведения.

Кроме того, в самостоятельной работе учащимся можно написать отзыв о понравившемся спектакле или фильме, сделать сообщение о сценической истории изучаемого произведения, проиллюстрировать его, т.е. нарисовать костюмы действующих лиц к школьному спектаклю, отдельные сцены, мизансцены.

1.6. Заключительное занятие

Подытоживающие, завершающие занятия нередко начинаются уже в работе над последним действием пьесы, когда разрешается в пьесе конфликт и драматург как бы подводит итоги. На завершающих занятиях целесообразно устраивать своеобразные конкурсы чтения отдельных сцен в качестве проверки глубины понимания учащимися пьесы. Задание дается нескольким ученикам, а после чтения предлагается классу сравнить, кто из читавших с большей полнотой донес чувства и мысли автора.

После просмотра спектакля, фильма, необходимо провести его обсуждение , заранее предложив ученикам написать отзывы или сделать устное сообщение об игре актёров, трактовке спектакля или его оформлении на основании личных наблюдений и впечатлений.

Таким образом, лекция, комментированное чтение, чтение по ролям, беседа о сюжете и поступках того или иного персонажа, самостоятельная работа школьников, посвящённая анализу отдельных сцен и диалогов, посещение театра, рассказ о сценической истории – это основные методы и приёмы работы при изучении драматических произведений .

Глава 2. Система уроков по комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

Изучение пьесы А.П.Чехова является актуальной для нашего века, потому что прослеживается созвучие эпох. Поскольку даже сейчас человек находится в похожем положении. Окружающая нас действительность находится в нестабильном положении, ценности быстро меняются и устаревают, появляются новые идеи и предпочтения. В связи с этим считается целесообразным изучение «Вишнёвого сада», чтобы выявить особое настроение кризисной эпохи и мировосприятия человека.

2.1.Обзор литературоведческих работ по пьесе

А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

«Вишневый сад» – это последняя пьеса А.П.Чехова, которая воплотила в себе знаковые для позднего творчества драматурга приемы, в том числе и принципиально новые:определение особенностей чеховской драматургии на основании анализа «Чайки»,«Дяди Вани», «Трех сестер» не во всем приложимо к последней пьесе Чехова. Много в ней оказывается для Чехова как драматурга новым и необычным.

Бялый А.Г. замечает, что важное отличие Чехова – драматурга заключается в том, что он начал с широких социально-психологических тем. В работе исследователя рассматриваются его юношеские драмы «Безотцовщина» и более поздняя «Иванов», разбираются типы героев того времени, как олицетворение черт современного общества, его культурного слоя. Или пьеса «Чайка» в отличие от «Лешего», – это пьеса вопросов, а не ответов. В ней запутаны отношения между людьми, любовная линия остаётся неразрешённой, человеческие характеры противоречивы. Тема «Дяди Вани» и «Трёх сестёр» – трагедия неизменности. Перемены в жизни людей происходят, но при этом общий характер в их жизни не меняется. Автор указывает на одно из важных отличий пьес «Дядя Ваня» и «Трёх сестёр» от пьесы «Чайка», которое заключается в том, что неизменность жизни порождает у героев этих пьес, не только тягостную скуку и печаль, но и предчувствие, уверенность в том, что жизнь непременно должна измениться, таким образом, ярче становится предчувствие правды и счастья.

«Вишнёвый сад», по мнению А.Г. Бялого, по-своему близок к «Трём сёстрам». Композиционно-психологическая схема этих пьес совпадает. В «Вишнёвом саде» как и в «Трёх сёстрах» в первом действии показана надежда на спасение, нежные встречи, лирические воспоминания, слова любви. Во втором действии – отрезвление, нервозность. Третье действие в обеих пьесах тоже сходно, ученый называет общую тревожность, которую пытаются заглушить танцами, весельем, но все находятся в смятении, ждут решения судьбы. В последнем акте в этих пьесах опять-таки видим прощание, расставание с прошлым, отъезд. Но в «Вишнёвом саде» иное построение пьесы. В ней показана историческая смена социальных упадков. Кончается период вишнёвых садов с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о прошлом. Герои терпят крах, потому что ушло их время. Люди подчиняются велению истории больше чем личным чувствам.

Гушанская Е.М. в статье «А.П.Чехов. Путь к «Вишнёвому саду» говорит о перекличке «Вишнёвого сада» и «Безотцовщины». Центральной коллизией в них отмечается потеря имения и разорение их обитателей. Но, в «Вишнёвом саде» продажа усадьбы становится центральной коллизией пьесы, и это событие подчинило все остальные её темы, ощутимо и явно приводило к важным переменам в жизненном опыте и судьбах почти всех героев. В «Безотцовщине» тема разорения ведущей не является, она случайная и демонстрирует обстоятельства жизни, а не роковую черту. В «Вишнёвом саде» драматург убирает даже намёк на прямую финансовую зависимость владельцев усадьбы. «Глубина чеховского постижения жизни заключалась в том, что закономерность социальных отношений оказывалась сильнее, чем прочность искренних душевных уз, связывающих Раневскую и Лопахина» [2; с. 169].

Несмотря на всю определённость коллизии, тема продажи имения и рокового перелома в судьбе его обитателей в «Безотцовщине» связана не с социально – исторической неизбежностью происходящего, а с любовными перипетиями.

В «Вишнёвом саде» тема продажи имения находилась в тесной связи с образом вишнёвого сада, с проблемой его судьбы, в «Безотцовщине» тема упадка идёт в взаимосвязи с иными проблемами иными. «Тема движущегося времени, сама способность изображать ход объективных исторических закономерностей, владеющих судьбами людей, – всё то, что в полной мере свойственно зрелой чеховской драматургии, присутствует и в этой пьесе» [2;c. 170].

На протяжении всего драматургического творчества Чехова проходит тема невольной утраты родного гнезда. В камерных чеховских пьесах поставлены центральные проблемы жизни: смысл человеческого бытия, выбор пути при его незнании, прозрение, которое приходит слишком поздно и ничего не способно изменить в существовании человека – всё это рождает особый чеховский драматизм.

Зингерману Б.И. принадлежит большая монография о творчестве А.П.Чехова, в которой рассматривается пространство, время в его пьесах, говорится о столице и усадьбе – гармонизованное место действия, которое не мыслимо без свободы переживания в пространстве, также можно о водевилях Чехова, говорится о пьесе «Иванова», рассматривается пьеса «Чайка» и рождение новой театральной системы [17; c. 114]. Но мы остановимся исключительно на пьесе «Вишнёвый сад». В монографии представлена история создания пьесы «Вишнёвый сад» и первой постановке её на сцене Московского Художественного театра. В последней чеховской пьесе его способность видеть комический смысл драмы жизни выразилась с тем феерическим блеском, который, был свойствен его водевилям, и с той полнотой миросозерцания, которая так поражает в его больших пьесах, начиная с пьесы «Чайка».

«Вообще в чеховской театральной системе, решительным одноразовым действиям, которые прервали бы ровное течение обыденности и одним махом разрубили тугой узел жизненных противоречий, не придается большого значения; на них не стоит возлагать серьезных надежд, как на выстрел Войницкого или на щедрый жест графини, ярославской бабушки» [17; c.342].

По Чехову, это было бы слишком легкомысленно и не слишком деликатно со стороны действующих лиц — по отношению к другим людям и к историческому времени своей жизни. Три сестры не уезжают в Москву, потому что не приспело еще их время, хорошее будущее, а Гаев и Раневская не могут спасти от топора свой вишнё вый сад, потому что пришел срок погибать дворянским имениям, переходить в чужие проворные руки, и ничего с этим поделать уже нельзя.

В «Вишневом саде» есть прошлое, настоящее и есть живая нить, которая тянется от этого прошлого к настоящему. Фирс, старый верный слуга, – это прошлое, которое существует в настоящем. Если бы не Фирс и не последняя сцена, где его забывают в заколоченном доме, все рассуждения о крепостничестве, прошлых грехах, которые придется искупить страданиями и трудом, остались бы просто словами, и если воспользоваться приличествующим данному случаю чеховским словом, и носили бы эти разговоры такой же отвлеченный, хотя и взволнованный, характер, как разговоры Вершинина о будущем. Но ветхий старец, верный слуга, забытый в пустом доме, это уже не разговоры. О нем как будто бы и помнят, и заботятся, а все-таки забывают из-за барской небрежности и равнодушия.

Тема чуда и ожидания этого чуда близка героям новой драмы, они сохраняют романтическое умонастроение в самых неблагоприятных жизненных ситуациях. «У Чехова эта тема совершенно теряет тот металлический привкус ожесточенной требовательности, который иногда она имеет у Ибсена, и то робкое просительное звучание, которое придает ей Метерлинк, и тот ожесточенный, тираноборческий и вместе с тем обреченный характер, который она приобретает у Стриндберга» [17; c.349]. Ожидание чуда у героев «Вишневого сада», от их исторического времени, которое преодолело состояние покоя, некого застоя и пришло в движение, смешивая при этом печальную поэзию утрат с поэзией надежды, полной неизъяснимых предчувствий.

Таким образом, действующие лица «Вишневого сада» составляют одну общую группу лиц, но не потому только, что Фирс соблюдает порядки барского дома, Дуняша подражает манерам усадебной барышни, а у Гаева есть черты почти такие же смешные, как и у Епиходова. Господа и слуги связаны в «Вишневом саде» несравненно крепче, чем в старой классической комедии. И не только через древнего Фирса, преданного владельцам имения до гробовой доски, осуществляется эта кровная связь, идущая, как электрический ток, от одного к другому – когда одни держит другого за руку.

Вишневый сад – вот их общая судьба, общая жизненная тема, общее «настроение». Никто из героев пьесы не отделен от судьбы вишневого сада, ни старые его владельцы, ни новый хозяин, купец не из знатного рода, ни разночинец, сын аптекаря, ни господа, ни слуги, ни чужие люди.

Ни в одной другой пьесе Чехова, кроме пьесы «Свадьбы», нет ощущения, что действующие лица это и живые люди, и театральные персонажи. Драматическая тема в последней пьесе Чехова транспонируется в комедийную тональность. Через «Вишневый сад» европейская новая драма освобождается от бремени собственной серьезности и с облегчением переводит дух.

К сюжету «Вишневого сада» Чехов приближался в течение многих лет, в рассказах, например в «Чужой беде» и «У знакомых», в «Иванове», «Дяде Ване», «Трех сестрах»… Но только в последней своей пьесе решился, нашел способ изложить этот сюжет широко, полностью, с начала – с надежды на спасение – и до конца, до точки – до мебели, сдвинутой в угол, до беженских узлов и чемоданов.

В школе на изучение Чехова отводится 8 – 9 часов, перед знакомством с комедией затрагивается также его проза. Мы ограничились только рассмотрением комедии и предлагаем систему уроков по изучению «Вишневого сада», состоящую из 4 уроков.

Урок 1. Вступительное занятие. Творческая история пьесы «Вишнёвый сад».

Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга.

Расширение представлений учащихся о драматичеком творчестве А.П. Чехова, рассмотрение творческой истории создания пьесы «Вишневый сад».

Развитие у учеников мотивации к чтению.

(Лекция учителя и презентация по теме).

А.П.Чехову захотелось создать произведение бодрое, радостное.

В первой половине 1901 г. в сознании А.П.Чехова ни идея, ни сюжет, ни персонажи будущей пьесы еще не приобрели какой-либо ясности. Он еще не придумал для неё заглавия, но отчетливо было ясно лишь стремление написать веселую пьесу, комедию. 7 марта 1901 г. писатель сообщал О.Л. Книппер: «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». 22 апреля 1901 г. он подтвердил: «Минутами на меня находит сильнейшее желание написать для Художественного театра 4-актный водевиль или комедию. И я напишу, если ничего не помешает, только отдам в театр не раньше конца 1903 г.».

На одной из репетиций, которые Чехов посещал в этот приезд в Москву, артисты Художественного театра настойчиво упрашивали его написать новую пьесу. «Ему чудилось,вспоминает К.С. Станиславский,раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сегоуправляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то, довольно большие деньги». Во второй половине апреля Станиславский навестил Чехова в Ялте, и когда «приставал к нему с напоминаниями о новой пьесе, то Чехов говорил: «А вот же, вот. »и при этом вынимал маленький клочок бумаги, исписанный мелким, мелким почерком». 6 июля 1902 г. Чехов просил сестру М.П. Чехову прислать ему этот листок из Ялты в Москву. Он писал: «Отопри мой стол, и если в передней части ящика найдется осьмушка бумаги (или 1/3 листа почтовой бумаги), исписанной мелко для будущей пьесы, то пришли ее мне в письме. На этом листке записано, между прочим, много фамилий».

К лету 1902 г. драматургу стал более понятным смысл сюжета, у него появилась уверенность в том, что к 1 августа он сможет закончить написание пьесы. К этому времени драматург уже придумал ей название, но это заглавие он тщательно скрывал даже от самых близких ему людей. Он не хотел, чтобы заглавие получило преждевременное разглашение. Впервые писатель назвал его при особых обстоятельствах. В начале июня вновь серьезно заболела уже было поправившаяся жена Чехова – О.Л.Книппер. Чехов не отходил от ее постели. Как-то раз, чтобы развлечь больную и отвлечь её мысли от болезни сказал: «А хочешь я скажу тебе, как будет называться пьеса?». Он понимал, что это должно поднять ей настроение. Он наклонился к её уху и тихо прошептал, чтобы, боже упаси, кто другой не услыхал, хотя в комнате никого, кроме их двоих, не было: «Вишневый сад».

Как только болезнь отступала, Чехов немедленно начинал работу над пьесой. К нему возвращалась вера в свои силы. Уже 30 января он обещал своей жене в одном из писем, что он точно будет писать пьесу. Ему казалось, что пьеса, в основных чертах уже обдуманная, не потребует для написания более месяца. 5 февраля он писал Станиславскому: «…после 20-го февраля рассчитываю засесть за пьесу и к 20 марта кончу ее. В голове она у меня уже готова. Называется «Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет многои, конечно, неизвестно, от какой причины».

Пьеса «Вишневый сад» создавалась в самых настоящих муках творчества. Он переживал, что ему неудастсянаписать что-то новое для театра. Имея перед собой почти законченную пьесу, он 20 сентября писал своей жене: «Я так далек от всего, что начинаю падать духом. Мне кажется, что я как литератор уже отжил и каждая фраза, какую я пишу, представляется мне никуда не годной и ни для чего не нужной».

Двукратное переписывание пьесы было закончено примерно 13 октября, а 14 октября ее уже отправили в Москву.

17 января 1904 г. состоялась премьера пьесы «Вишневый сад» в Художественном театре. Спектакль, несмотря на весьма разноречивые отклики о пьесе – был воспринят как большое театральное событие. 18 января московская газета «Русский листок» сообщала: «Вчера здесь шла в первый раз новая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». В зале была налицо вся литературная, артистическая Москва. Впечатление от «Вишневого сада» громадное. Все выведенные автором лица были так близки и знакомы нам; жизнь, русская жизнь, так верно схвачена и ярко передана в целом ряде мелких деталей, что интерес к пьесе не пропадал до последней сцены. Все исполнители приложили старания сделать из своих ролей яркие и интересные типы».

Плодом художественного гения и длительного, упорного творческого труда и явился поэтический шедевр Чехова – пьеса «Вишневый сад».

«…Символика таится уже в самом заглавии пьесы. Первоначально Чехов хотел назвать пьесу «Вишневый сад», но затем остановился на заглавии «Вишнёвый сад». К.С. Станиславский, вспоминая этот эпизод, рассказывал, как Чехов, объявив ему о перемене заглавия, смаковал его, «напирая на нежный звук в слове «вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад»это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».

Важно отметить, что символика заглавия пьесы «Вишнёвый сад», как она была понята режиссером, не дает полного удовлетворения и может порождать у наших читателей и зрителей недоуменные вопросы. Например, почему символом уходящего, отживающего избран вишнёвый сад — олицетворение поэзии и красоты? Почему новое поколение призвано губить, а не использовать красоту прошлого. И в то же время нужно признать, что в осмыслении Станиславским символики заглавия пьесы есть доля правды…

Но символика заглавия пьесы не ограничивается только что сказанным, она более объемна и многостороння. Она обращается не только к прошлому, но и к будущему. Вишнёвый сад Раневской и Гаева – это уходившее, это прошлое. Трофимов, Аня, а за ними и Чехов мечтали о будущем. И это будущее в их сознании также принимало образ сада, но еще более роскошного, способного доставлять радость всем людям. И вот на протяжении развития пьесы в ней возникает образ вишнёвого сада как красоты жизни.

Характеризуя пьесу, К.С. Станиславский писал: «Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате». «Эту прелесть «Вишнёвому саду» в значительной степени придают паузы, музыка, средства реальной символики, повышающие психологическую напряженность пьесы, расширяющие ее содержание, углубляющие ее идейный смысл…».

Предполагается, что все цитаты с соответствующими картинками будут выведены на слайд, и в ходе урока ученики должны будут их зачитывать вслух всему классу.

Что нового вы узнали о Чехове как драматурге?

Считаете ли вы актуальной пьесу Чехова сегодня?

Хотели бы вы посетить постановку пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *