в каком классе читают старуха изергиль

В каком классе проходят «Старуха Изергиль» М. Горький?

В каком классе нужно читать рассказ «Старуха Изергиль» Максима Горького?

О чем книга, краткое содержание?

Чему учит произведение?

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергиль

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергиль

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергиль

По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергиль

Замечательная вещь Александра Куприна!

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергиль

А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую

И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.

Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!

Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)

Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергиль

Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.

Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.

Источник

Урок литературы в 7-м классе по теме: «Легенда о Данко» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»

Разделы: Литература

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

— Что же заставило его обратиться к книгам?

Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

— И как же, когда вырос, Горький послужил людям? (Своими книгами.)

— Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

2. Словарная работа.

Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

Работа в группах.(Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.)

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетрадях, потом эти ключевые слова можно использовать при написании творческих работ.) Например: смелый, бесстрашны, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг.

3. Работа с текстом художественного произведения. Чтение по отрывкам и обсуждение по проблемным вопросам.

— Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

— Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.

— Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.

— Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?)

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.

— Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

— Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.

— Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни.

— Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

— Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

— Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение. Все равно нужно было что-то делать.

— Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)

— Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма. так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

— Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

— Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

— В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

— Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

Но эти слова разъярили их еще более.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

— Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

(- Гроза – страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.

— Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.

— Контраст: сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.

— Из тьмы выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности, загадочности, а значит, возрастает и страх.

— Разъяренные люди видятся Данко в зверином облике.

— Как вы считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за трусость?

(- Людей много, это толпа, а толпа может растерзать.

— Данко может дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

— Данко может бросить людей и спасти самого себя.

— Думаю, что Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он будет с ними до конца.

— Утомленные, люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не знали, что ждет их впереди.)

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. «

— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

— Какой момент следует считать кульминационным?

(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

— Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

— Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

— Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой.

— Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

— Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)

4. Подведение итогов урока.

— Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

— Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

— Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

Примеры синквейнов, составленных детьми.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Жалеет, любит, жертвует.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

5. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Источник

Урок литературы в 7 классе. «Старуха Изергиль» М.Горький

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Тема: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.

1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”.

2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.

Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.

Оборудование: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.

Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль. ”

(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).

«… в жизни всегда есть место подвигам».

(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).

I Организация класса. Постановка проблемы

Учитель формулирует основную проблему урока: Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее:

Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный.

Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения:

1. Культ необыкновенной личности;

2. Романтический портрет;

3. Романтический сюжет;

4. Романтический пейзаж;

5. Романтическая стилистика.

III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. Какова композиция рассказа? ( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными? (Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).

5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького? (Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).

I V Поиск аргументов для решения проблемы в тексте

1. Сопоставление героев Данко и Ларры:

б) отношение к людям;

в) понимание гордости;

г) поведение в момент суда;

V Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы)

2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону).

3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»).

4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными).

5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей.

6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.

V І Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!» ).

Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).

VII Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».

Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Источник

Конспект урока по литературе «М. Горький «Старуха Изергиль»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: М. Горький «Старуха Изергиль» Три философии жизни».

1) обучающие: сформировать представление учащихся о личности писателя (М.Горький); вспомнить особенности романтизма;

— познакомить с произведением «Старуха Изергиль»;

— научить видеть замысел автора романтического произведения «Три философии жизни»;

2) развивающие: развить умение ориентироваться в литературном тексте;

— развивать речь, творческие способности учащихся;

3) воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

(Проверка изученного материала. Беседа, слово учителя).

УС1. Биография Горького.

(это было домашнее задание, которое нужно было записать в виде таблицы) – 2 ученика рассказывают основные события жизни писателя.

УС2. История создания.

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Каков романтический герой? (В центре повествования обычно гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек.)

— Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Получается, что соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти несовместимы – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: ПРИНЦИП РОМАНТИЧЕСКОГО ДВОЕМИРИЯ. ( Т.е. идеальный мир героя противостоит реальному, противостояние романтика и окружающего его мира. ) Такими являются герои Горького.

( Знакомство с композицией произведения, героями. Работа с текстом, пересказ, анализ, беседа)

УС4. Работа с текстом.

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому она символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко. (романтическое произведение).

УС5. Знакомство с композицией произведения.

Каково композиционное решение рассказа? (рассказ в рассказе)

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

УС6. Знакомство с героями. (пересказ, анализ)

— В рассказе перед читателем предстают три философии жизни: (записать)

а) Ларры – жить без людей и только для себя;

б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;

в) Данко – жить с людьми и для людей.

— Кто является главным героям первой легенды? (Ларра) Перескажите ее?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера? (отец орел – птица гордая, свободолюбивая)

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чувство собственного достоинства, самоуважения.

Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Что характерно для Лары? Гордость или гордыня? (гордыня)

— К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к этому герою? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

— Запишите: Ларра – антиидеал. А какой герой рассказа ему противопоставлен? (Данко)

— Самой сложной и неоднозначной, в нашем представлении, является философия Данко. Внимательно читая рассказ, мы не можем найти однозначного толкования его поступкам, не можем однозначно ответить на вопрос, КАК И ДЛЯ КОГО ОН ЖИВЁТ. Поиск ответа на этот вопрос может стать одной из интереснейших страниц изучения творчества Горького.

— С одной стороны, необходимо обнажить связь легенды о Данко с библейским сказанием о Моисее.

— перескажите историю с Данко?

Слово учителя. Сюжетное сходство легенды о Данко и легенды о Моисее очевидно: и один, и другой спасают людей. Однако очевидны и различия: Моисей действует не по своей воле, а по воле Божьей, и Бог ему во всём помогает (“Бог повелел Моисею протянуть руку к морю. Когда Моисей протянул свою руку, то Господь погнал морские воды сильным восточным ветром, так что в течение ночи часть моря перед израильтянами сделалась сушей”); Моисей призывает людей верить в помощь Божью и ВЕРА спасает всех (“…Но Моисей сказал им: “Не бойтесь! Стойте и увидите спасение Господне, которое он окажет вам ныне…Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны”).

Данко действует иначе. Он заставляет людей действовать: “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец!”.

Таким образом, различие героев очевидно: Данко действует по собственной инициативе, он противопоставляет жизненным обстоятельствам собственную волю, собственную уверенность, целеустремлённость, силу. Вероятно, переосмысление библейского сюжета писателем связано с тем, что Горькому дорога мысль о всесилии Человека, о необходимости действовать, активно преображая жизнь.

— Кто (Что?) позволил Данко взять власть в свои руки?

а) Данко взял власть в свои руки сам, по собственной инициативе. (“И вот он говорит им, своим товарищам: “…Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь,ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идёмте! Ну! Гей!”)

б) Люди сами отдают собственную судьбу в руки Данко (“Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Веди ты нас! – сказали они…)

— Почему люди доверились Данко? ( Люди доверились Данко, с одной стороны, потому что были “изнурены” тоскливыми думами, были пассивны)

— Каково отношение Данко к людям, своим соплеменникам? (“ Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Долго шли они…Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. А он шёл впереди их и был бодр и ясен.”

Он несет за них отственность.

Однако…( “Во мне есть мужество вести, вот поэтому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!»)

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

III . Заключительный этап.

УС7. (Анализ прочитанного материала)

Ребятам предлагается самостоятельно заполнить графы «Данко», «Ларра».

Готов пожертвовать своей

жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но

ничего не отдает взамен

Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям поступки,

Антиидеал, осуждает его

— беседа по работе с таблицей.

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

— В рассказе есть еще один герой старуха Изергиль. Расскажите ее историю?

— Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

(главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным). Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

УС8. Анализ прочитанного материала.

К какому из героев относит себя героиня? Записать схему и предложить ребятам ее выполнить самостоятельно. (беседа по выполненному заданию)

в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть фото в каком классе читают старуха изергиль. Смотреть картинку в каком классе читают старуха изергиль. Картинка про в каком классе читают старуха изергиль. Фото в каком классе читают старуха изергильОбоснуйте свой ответ? (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

А к какому герою относит героиню автор?

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

. — Читать пьесу «На Дне», Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *