в каком классе читают господа головлевы
Урок литературы в 10 классе на тему»РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» –«ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ОДНОЙ СЕМЬИ» «.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. Роман «Господа Головлевы» –«эпизоды из жизни одной семьи» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Цели : рассказать об истории создания романа «Господа Головлевы» и выяснить смысл его заглавия; определить основную тему и идею произведения, своеобразие композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор содержания романа; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение; выявить роль пейзажа в изображении головлевщины – символа распада дворянства.
I. Вступительное слово учителя.
Творческая история романа «Господа Головлевы»
Первоначально Салтыков-Щедрин хотел написать несколько рассказов из «жизни дворянского гнезда» и включить их в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи». («Благонамеренные» – благонадежные; существенный признак благонамеренности – ненависть к людям независимого образа мыслей, «нигилистам».)
Поощренный хорошими отзывами Некрасова о главе «Семейный суд», писатель-сатирик продолжил написание головлевской хроники. Роман «Господа Головлевы» (1880 г.), по мнению критиков, – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина.
Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях дореформенной и пореформенной России. Тема распада «дворянского гнезда», ее физического и морального разложения определила сюжет и композицию произведения. Один за другим уходят из жизни помещики Головлевы. В их судьбе раскрывается главная мысль романа. В чем причина вымирания Головлевых? Их губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой атмосфере не может сформироваться полноценная личность. С господами народ произведет суровый и справедливый «расчет».
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
1. Расскажите, как складывается судьба Головлевых – Арины Петровны и ее мужа, сыновей, дочери, племянниц, сыновей Порфирия Головлева.
2. Объясните значение слова «господа», подберите однокоренные слова. ( Господин – хозяин положения.)
3. Кого из героев романа можно отнести к господам?
4. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа Головлевы»? (Заглавие романа воспринимается не буквально. Это господа, постепенно перестающие быть хозяевами положения.)
5. Найдите и зачитайте описание природы. Какие тона в изображении природы преобладают?
6. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»?
7. Как помогает описание природы понять идею произведения?
Суров и мрачен щедринский пейзаж. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Автор наводит читателя на мысль о страшной несправедливости, царящей в жизни. За картинами унылой природы угадывается образ обездоленной русской деревни, где «все говорит об угнетении», о тяжелом положении народа… Салтыков-Щедрин хотел сказать «о необратимых последствиях, к которым приводят человека глубокие нравственные изъяны» [15. Ч. II. С. 214].
1. Ответить на вопросы :
1) С какой целью Щедрин избрал жанр семейной хроники?
2) Роль композиции в раскрытии идеи романа.
2. Дочитать роман до конца.
3. Работа по группам.
1) Образ Арины Петровны, ее отношение к сыновьям.
2) Формирование характера Иудушки. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?
Урок литературы. Тема: «Художественные приемы раскрытия внутреннего мира героя» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»). 10-й класс
Разделы: Литература
Класс: 10
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души,
едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.
1. Вступительное слово учителя. Определение задач урока.
Как М.Е.Салтыкову-Щедрину удается вызвать самые разные чувства по отношению к своему герою у нас, современных читателей? Какова роль художественных приемов раскрытия внутреннего мира героя в определении основной идеи романа? Эти вопросы будут в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.
3. Основная часть урока.
а) Имя литературного персонажа. Речевая характеристика.
— Один из самых важных приемов характеристики литературного персонажа – точный выбор имени героя. Что означает имя Порфирий? Каково лексическое значение слова порфира?
Реализация домашнего задания.
— В своем семействе Порфирий Владимирович Головлев был больше известен под другими именами. Какими? (“Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика”.)
— Кто придумал эти прозвища и за что? (Прозвища придумал Степан. Последнее было дано за то, что еще “ с младенческих лет” любил Иудушка, приласкавшись к “милому другу маменьке”, “слегка понаушничать”.)
— Сколько понятий заключено в слове “Иудушка”? Почему? (Два понятия: “Иуда” и “душка”, из которых второе означает то, кем герой старается казаться, а первое – то, кем он на самом деле является.)
Иуда — один из апостолов Иисуса Христа. Обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства, предал его. Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников.
— Имена Порфирий, Иудушка определяют противоречие, лежащее в основе образа главного героя. Обратимся к главе “Семейные итоги”, к эпизоду, когда сын Иудушки Петенька объявляет о том, что проиграл казенные деньги, и выявим это противоречие.
Немного погодя Порфирий Владимирыч вышел, одетый весь в черном, в чистом белье, словно приготовленный к чему-то торжественному. Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью, как будто он сейчас только “сподобился”. Он подошел к сыну, перекрестил и поцеловал его. |
– Здравствуй, друг! – сказал он.
– Каково почивал? постельку хорошо ли постлали? клопиков, блошек не чувствовал ли?
– Благодарю вас. Спал.
– Ну, спал – так и слава Богу. У родителей только и можно слатенько поспать. Это уж я по себе знаю: как ни хорошо, бывало, устроишься в Петербурге, а никогда так сладко не уснешь, как в Головлеве. Точно вот в колыбельке тебя покачивает. Так как же мы с тобой: попьем чайку, что ли, сначала, или ты сейчас что-нибудь сказать хочешь?
– Что ж, внеси! – любезно молвил Порфирий Владимирыч…
– Откуда же я возьму деньги? – наконец выговорил он.
– Я, любезный друг, твоих источников не знаю.
…Иудушка направился было к двери, чтобы юркнуть в столовую, но Петенька остановил его…
– Но почему же вы не хотите помочь?
– …это до меня не касается. Сам напутал – сам и выпутывайся. Любишь кататься – люби и саночки возить…
– Подумайте, однако ж, что со мной будет!
— Что помогает Иудушке скрыть это противоречие? (Лживые, пустые слова.)
— Как герой стремится придать пустым словам вес и значительность? (Он упоминает Бога, ссылается на житейскую мудрость, закрепленную в пословицах и поговорках.)
-Но ведь не только пустословие помогает Порфирию Владимировичу скрывать от окружающих истинные помыслы и намерения. Обратимся к сцене “Иудушка у постели умирающего брата” (глава “По-родственному”), понаблюдаем над речью героя, найдем ключевое слово, характеризующее его действия.
Иудушка стоял у постели, всматривался в больного и скорбно покачивал головой.
– Больно? – спросил он, сообщая своему голосу ту степень елейности, какая только была в его средствах.
… приблизился к образу, встал на колени, умилился, сотворил три земных поклона, встал и вновь очутился у постели.
– Ну, брат, вставай! Бог милости прислал! – сказал он, садясь в кресло, таким радостным тоном, словно и в самом деле “милость” у него в кармане была.
Павел Владимирыч …понял, что перед ним не тень, а сам кровопивец во плоти. Глаза Иудушки смотрели светло, по-родственному, но больной очень хорошо видел, что в этих глазах скрывается “петля”…
– Ах, брат, брат! какая ты бяка сделался! – продолжал подшучивать по-родственному Иудушка. – А ты возьми да и прибодрись! Встань да и побеги! Труском-труском – пусть-ка, мол, маменька полюбуются, какими мы молодцами стали! Фу-ты! ну-ты!
– Иди, кровопивец, вон! – отчаянно крикнул больной.
– А-а-ах! брат, брат! Я к тебе с лаской да с утешением, а ты… какое ты слово сказал! А-а-ах, грех какой! И как это язык у тебя, дружок, повернулся, чтоб этакое слово родному брату сказать! Стыдно, голубчик, даже очень стыдно! Постой-ка, я лучше подушечку тебе поправлю!
Иудушка встал и ткнул в подушку пальцем.
– Уйди, кровопивец…Иуда! предатель! мать по миру пустил!
Как ни сдерживал себя Иудушка, но ругательства умирающего до того его проняли, что даже губы у него искривились и побелели. Тем не менее лицемерие было до такой степени потребностью его натуры, что он никак не мог прервать раз начатую комедию.
— Ключевое слово – комедия. Назовите сцены в романе, когда Иудушка “ломает комедию”. (“Поминальный обед в честь брата Павла”, “ Иудушка у постели умирающей матери” и др.)
б) Портрет литературного героя. Реализация домашнего задания.
— Дает ли автор в проанализированных фрагментах текста, названных сценах развернутый портрет Иудушки? (Нет, представление о внешности героя складывается из отдельных деталей.)
— Вспомните разговор с сыном Петенькой, который приехал попросить помощи у отца, а вместо этого получил “камень”. Обратитесь к эпизоду, повествующему о том, как решалась судьба “незаконного” младенца Володьки (глава “Недозволенные семейные радости”). Ответьте на вопрос: “Как выглядит Иудушка всякий раз, когда собирается совершить очередное предательство?”
Весь следующий день Порфирий Влидимирыч не выходил из кабинета и молился, прося себе у Бога вразумления. На третий день он вышел к утреннему чаю не в халате, как обыкновенно, а одетый по-праздничному в сюртук, как он всегда делал, когда намеревался приступить к чему-нибудь решительному. Лицо у него было бледно, но дышало душевным просветлением; на губах играла блаженная улыбка: глаза смотрели ласково, как бы всепрощающе … Наконец, пропустив последний глоток, потребовал к себе Улитушку и встал перед образом, дабы еще раз подкрепить себя божественным собеседованием, а в то же время и Улите наглядно показать, что то, что имеет произойти вслед за сим, – дело не его, а Богово. Улитушка, впрочем, с первого же взгляда на лицо Иудушки поняла, что в глубине его души решено предательство…
– Ну, так слушай же ты меня, – начал Иудушка, – молился я Богу, и вчера молился, и сегодня, и все выходит, что как-никак, а надо нам Володьку пристроить!
– Мне, что ли, в воспитательный-то везти? – спросила она, смотря на него в упор…
– …пользы для него никакой дома не будет… А мне хочется, чтоб все у нас хорошохонько было. Чтоб из него, из Володьки-то, со временем настоящий человек вышел. И Богу слуга, и царю – подданный. Оттуда, слышь, и в учителя некоторые попадают!
— Из воспитательного-то? прямо генералами делают…Чего лучше… для незаконных!Начало формы
— Какие перемены произойдут во внешности героя в главе “Выморочный”? О чем говорят эти перемены?
Порфирий Владимирыч сидел в засаленном халате, из которого местами выбивалась уже вата; он был бледен и нечесан, оброс какой-то щетиной вместо бороды…
(Выморочный – оставшийся без наследников. Иудушка погубил всех своих близких, оказался во власти полного опустошения души.)
— Изменилась ли речь героя? Почему? (Да, исчезла слащавость. Раньше слова скрывали истинные чувства Иудушки, теперь выражают подлинное настроение, передают его состояние.)
Если ты, девка распутная, еще когда-нибудь… в кабинет ко мне… Убью!)
в) Пейзаж. Реализация домашнего задания.
— Традиционным приемом раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж, если он выполняет психологическую функцию. Чувствует ли герой романа связь с природой, как герои Толстого, Тургенева. Лермонтова? Почему? Как другие герои романа наблюдают за природой?
Чтение и анализ фрагментов текста из главы “Выморочный”.
Не раз останавливался он перед окном, думая к чему-нибудь приковать колеблющуюся мысль…На дворе начиналась весна, но деревья стояли голые, даже свежей травы еще не показывалось. Вдали виднелись черные поля, по местам испещренные белыми пятнами снега… Дорога сплошь чернела грязью и сверкала лужами. Но все это представлялось ему словно сквозь сетку…
— Пейзаж весенний, но чувствуете ли вы пробуждение природы? Какое настроение создается благодаря черно-белой гамме? Как это настроение соотносится с состоянием героя? Что символизирует сетка? (Такой пейзаж больше характерен для осени. Черно-белый цвет создает мрачное настроение, которое соотносится с состоянием Иудушки. Он не заметил, как отгородился от жизни “двойными рамами”, как попал в собственные сети.)
— Дан ли второй пейзаж в главе “Выморочный” в восприятии героя? Какая связь обнаруживается между августовским пейзажем и внутренним состоянием Порфирия Головлева?
…он свободно отдался своему одиночеству, так что даже не видел, как прошло лето. Август уж перевалил на вторую половину; дни сократились; на дворе непрерывно сеял мелкий дождь; земля взмокла; деревья стояли понуро… На дворе… царствовала невозмутимая тишина… А Иудушка между тем сидит, запершись, у себя в кабинете и мечтает…Он представляет себя невидимкою…
-Герой превращается в тень, в “живой призрак”, именно так назовет его автор в главе “Расчет”
г) Прием изложения (несобственно-прямая речь, позволяющая автору передавать мысли и чувства героя). Авторские ремарки. Внутренний монолог.
Чтение и анализ фрагментов текста из главы “Расчет”.
В конце концов постоянные припоминания старых умертвий должны были оказать свое действие. Прошлое до того выяснилось, что малейшее прикосновение к нему производило боль… И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, “пожалело” бы его. Зачем он один? зачем он видит кругом не только равнодушие, но и ненависть? отчего все, что ни прикасалось к нему, – все погибло? Вот тут, в этом самом Головлеве, было когда-то целое человечье гнездо – каким образом случилось, что и пера не осталось от этого гнезда?…
— О чем говорят вопросы, следующие друг за другом в авторском комментарии? Как называется такой прием? С какой целью он использован? (Порфирий Владимирович впервые осознает бессмысленность своей жизни. Автор использует прием изложения, чтобы “быть рядом” со своим героем, так как “нет на свете существа, которое …пожалело бы его”.)
— “Жить мучительно и не нужно”. Накануне какого праздника к этому выводу приходит Иудушка? (На страстной неделе, накануне Пасхи – светлого праздника Воскресения.)
Не далее как час тому назад кончилась всенощная, сопровождаемая чтением двенадцати евангелий… Порфирий Владимирыч… с молодых ногтей чтил “святые дни”, но чтил исключительно с обрядной стороны. Каждогодно, накануне великой пятницы, он приглашал батюшку, выслушивал евангельское сказание, вздыхал, воздевал руки, стукался лбом в землю, отмечал на свече восковыми катышками число прочитанных евангелий и все-таки ровно ничего не понимал. И только теперь…он понял впервые, что в этом сказании идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной…
(Всенощная – у православных: церковная предпраздничная служба.)
— Как повлияло на героя “чтение двенадцати евангелий”? (Порфирий Владимирович, так часто упоминавший всуе в своем пустословии Бога, впервые обращается мыслями к Христу непритворно.)
— Меняется ли речь персонажа? Какими авторскими ремарками она сопровождается? На что указывают эти ремарки?
– Слышала ты, что за всенощной сегодня читали? – спросил он, когда она, наконец, затихла, – ах, какие это были страдания! Ведь только этакими страданиями и можно… И простил! всех навсегда простил!
Он опять начал большими шагами ходить по комнате, убиваясь, страдая и не чувствуя, как лицо его покрывается каплями пота.
– Всех простил! – вслух говорил он сам с собою, – не только тех, которые тогда напоили его оцтом с желчью, но и тех, которые и после, вот теперь, и впредь, во веки веков будут подносить к его губам оцет, смешанный с желчью… Ужасно! ах, это ужасно!
И вдруг, остановившись перед ней, спросил:
Вместо ответа она бросилась к нему и крепко его обняла.
– Надо меня простить! – продолжал он, – за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, – где… все?…
(Слова Порфирия Владимировича начинают звучать искренне. Он говорит о Христе, а думает о себе, о своей безмерной вине перед теми, “которых уже нет”. Его речь начинает напоминать внутренний монолог, обращение к которому раньше было невозможно, так как совесть в герое спала.)
“В субботу приобщаться будем – надо на могилку к покойной маменьке проститься сходить!” – вдруг мелькнуло у него в голове.
– Сходим, что ли? – обратился он к Анниньке, сообщая ей вслух о своем предположении.
– Нет, не съездимте, а… – начал было Порфирий Владимирыч и вдруг оборвал… “А ведь я перед покойницей маменькой… ведь я ее замучил… я!” – бродило между тем в его мыслях, и жажда “проститься” с каждой минутой сильнее и сильнее разгоралась в его сердце. Но “проститься” не так, как обыкновенно прощаются, а пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии.
— Но даст ли автор своему герою возможность дойти до материнской могилы? (Нет, в самый канун светлого праздника Воскресения “в нескольких шагах от дороги” найдут “закоченевший труп головлевского барина”.)
4. Обобщение и вывод.
Обнажая истинную сущность героя, Салтыков-Щедрин говорит с каждым из нас, “пишет не о каком-то чудовищном человеке, стоящем особняком среди людей, но о каждом из людей”.
Проблема духовности, совести – проблема вечная, поэтому образ Иудушки всегда будет вызывать у нас самые разные чувства.
5. Подведение итогов. Самооценка.
Письменная работа “ История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…”.
Уроки по «Господам Головлёвым»
На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор о семье становится одним из доминирующих в курсе литературы за 10-й класс, начиная с первых уроков по «Грозе», заканчивая «Вишнёвым садом». Литература — один из немногих предметов, обращённых к душе, к духовному наследию, к нравственности.
Когда мы подходим к изучению «Господ Головлёвых», ребята уже имеют представление о “мысли семейной” в разных произведениях. Мы подробно говорили о семье Катерины и семье Кабанихи, Базаровых и Кирсановых, Обломовых и Штольцах, о семьях Мармеладова и Раскольникова.
И поскольку разговор всегда получается очень эмоциональным, удачным оказывается домашнее сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца». Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по «Господам Головлёвым».
Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.
Изучение романа происходит следующим образом.
Урок 1
Тема. Простая русская семья
Учащиеся заранее получают задания.
Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.
Другая группа — «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.
Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны (портрет, черты характера, сфера интересов, манера поведения, отношения с людьми, цели и смысл её жизни, ключевые фразы-понятия Арины Петровны).
После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.
Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
— На чём строятся отношения между родственниками?
— Как герои относятся друг к другу?
— Можно ли назвать их родными людьми?
— С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?
После беседы об Арине Петровне Головлёвой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают её с Коробочкой.
Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что её отличало от всех остальных представителей семейства Головлёвых?
Читается «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.
При подведении итогов урока в особо отведённый лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.
Урок 2
Тема. Головлята
Учащиеся заранее получают задание подготовить:
1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа (индивидуально).
— О Степане от имени пассажиров кареты;
— о Павле от имени соседей-помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.
2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” (индивидуально).
3. Группа ребят готовит сравнительный анализ Ноздрёва («Мёртвые души») и Степана.
Ход урока
Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.
Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?
— С какими мотивами связан герой, и почему?
— Что или кто виновник гибели героя?
В ходе разговора о Степане делается сообщение
о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрёва и Степана.
Урок 3
Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлёва
Учащиеся заранее получают задание сделать первичный анализ образа Иудушки, заполнив таблицу. (Идею заполнения подобной таблицы я позаимствовала из пособия «Конспекты уроков для учителя литературы». 10-й класс. Проект П.И. Угроватова и Л.Г. Максидоновой. М.: Владос, 1999.)
Портрет | |
Черты характера | |
Цели и смысл жизни | |
Авторская характеристика | Из главы «Семейные итоги» |
Характеристика, данная другими героями |
Одна из рабочих групп готовит сравнительный анализ Плюшкина («Мёртвые души») и Иудушки.
Индивидуальное задание. Приготовить сообщение о библейском Иуде (предательство Иуды).
Урок начинается с обсуждения характеристики Порфирия Владимировича, данной в первой главе романа.
— Кто даёт эту первую характеристику? Что в ней странного и загадочного?
— Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик?
— Какова история библейского Иуды?
Мы обращаем внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка.
Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.
Странные, непривычные суффиксы эти — замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок.
Зловещие слова замаскировались, надели маску “приличности”, “благодушия“.
Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. В этом его “загадочность” для автора, для читателя и даже для Арины Петровны.
После обсуждения Иудушки Головлёва в классе заполняется таблица.
В конце урока проводится запись нравственно-философских понятий, затронутых на этом уроке.
Ребята получают домашнее задание. Написать сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца».
Литература
1. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983.
2. Белова М.Г., Мурин Д.Н. Тематическое планирование уроков литературы в 8–10-м классе. СПб., 1994.
3. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000.
- что лучше инстаграм тик ток или лайк
- сервер майнкрафт с плагином towny