в каком классе читают дубровский пушкина

В каком классе читают дубровский пушкина

———————
Мама Люда, Взрослая Анна (29.04.93) и Великий Maхimus-шилопоп (09.01.04)

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
Оля_Смирнова
элита

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
AnnaBukina
старожил

Троекуров присвоил усадьбу Дубровского, воспользовавшись тем, что документы на владение у Дубровского сгорели при пожаре.
Не возникло ли у детей вопроса «А что ж он вовремя, раззява, бумаги не восстановил?»

Мария Кириловна за спиной отца сговаривалась с Дубровским, то есть и так фактически обманывала Кирилу Петровича. Почему было не схитрить слегка и не попросить отложить свадьбу на несколько дней, сказав, например, что хочется более нарядное платье, или еще какой предлог придумать, чтобы выиграть время и толково организовать побег с Владимиром, а не злить отца отказами?

Что сказали ваши дети про Сашу, сводного брата Маши, фактически провалившего дело?

Во время обряда венчания Маша так и не произнесла слов согласия. Священник выждал и закончил обряд без них. После этого, встретив Дубровского с его людьми на дороге, Маша отказывается бежать с ним. Каково мнение ваших детей по этому поводу?

6 и 7 класс – это не 4, дети уже даже и не дети, а подростки, мне действительно было бы интересно все это обсудить.

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
JannaS
элита

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
AnnaBukina
старожил

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
JannaS
элита

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
AnnaBukina
старожил

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
Lyudmila
элита

Нарочно падают звезды в мои пустые карманы. (с)

Дополнительно: в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкинав каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина
Страниц: 1

На данном форуме Вы можете
Вы не можете создавать сообщения
Вы не можете отвечать на сообщения
HTML выключен
UBBCode включен

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: композиция романа

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Завязка – это событие, которое является началом действия.

Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

1. Информационно-образовательный портал «Александр Сергеевич Пушкин». URL: http://pushkin-lit.ru/ (Дата обращения: 29.06.2019).

2. Информационно-образовательный портал «Александр Пушкин». URL: https://alexanderpushkin.ru/ (Дата обращения: 29.06.2019).

3. Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине. URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (Дата обращения: 29.06.2019).

4. Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (Дата обращения: 29.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы помним, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» по жанру – роман. Это многосложное произведение, где много действующих лиц и разветвлённый сюжет.

В романе «Дубровский» несколько сюжетных линий: история взаимоотношений соседей-помещиков; история любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского; взаимоотношения крестьян и дворян; месть Владимира Дубровского и т. д. Переплетение этих сюжетных линий позволяет выделить основной конфликт – неравенство героев перед законом, их правовое бессилие.

Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:

1. Экспозиция – начало.

2. Завязка – развитие действия.

3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

4. Развязка – окончание произведения.

Композиция пушкинского романа такова.

Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.

Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.

Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.

Повествование подходит к финалу, где должна наступить развязка. Главный герой потерял всё: отца, дом, любимую. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Больше ничего его здесь не держит, и он покидает лагерь разбойников.

Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.

Этот авторский приём называется открытым финалом.

Андрей Платонов, русский писатель, считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…».

Теоретический материал для углублённого изучения

Действие романа «Дубровский» развивается сначала последовательно – до девятой главы, а потом автор использует приём возвращения в прошлое, то есть ретроспективу.

В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.

Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.

оставил своих крестьян и уехал за границу;

его поймали и посадили в тюрьму;

Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Вспоминаем, что разрыв с Марьей Кириловной, её венчание очень огорчили Дубровского-младшего и он оставил разбой. Значит, варианты ответов «продолжал разбойничать», «погиб», «его поймали и посадили в тюрьму» неверные.

Обратите внимание, что в задании присутствует подсказка: «Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении».

Значит, верный ответ – неизвестно.

Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:

дружба и вражда между помещиками;

взаимоотношения крестьян и помещиков;

любовь Маши и Владимира.

Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.

Обобщая, ещё раз прочтём задание, варианты ответов и выберем верные.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «А.С. Пушкин: Дубровский»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема урока: «А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства.

Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова».

Цели урока: расширить представления учащихся об исторической эпохе 19 века; познакомить с историей создания романа. Вид: комбинированный урок.

Тип: формирование новых знаний. План урока.

1. Организац. момент (1 мин.).

2. Тестирование по циклу «Повести Белкина». Проверка домашнего задания (15 мин.).

3. Работа по теме урока (20 мин.).

4. Подведение итогов урока (2 мин.).

5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).

Запись темы урока в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания

Тестирование по циклу «Повести Белкина». Учащиеся пересказывают понравившиеся повести из цикла «Повести Белкина». 3. Работа по теме урока.

I. Осоздании романа «Дубровский».

В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.

В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский. который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить. » (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе

II. Введение в историко-культурный контекст времени.

С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.

— Когда происходит действие романа? Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.

— Каким было общество тех времен? Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия:

дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.) — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.

— Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.

— Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин? Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.

Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

IV. Глава I. Изображение русского барства.

Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Хорошо, если в классе будет прочитан эпизод ссоры Дубровского и Троекурова (до слов: «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале. »).

Глава I

— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника). «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей. Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте: — Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »

Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак. Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря

Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).

— Какой способ мести избрал Троекуров?

— Что было главным законом Кирилы Петровича?

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Глава II

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель

обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще чтонибудь решал.

«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

Комментированное чтение

Начинаем читать с главы III: пушкинский текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.

Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.

Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.

Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:

— Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?

— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: с. 62 – 66 (пересказ), прочитать главы 1-8.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

А. С. Пушкин. «Дубровский» (1833-1837). 6 класс

Прочитав и обсудив жизнерадостную «Барышню-крестьянку», шестиклассники знакомятся с ещё одной пушкинской вариацией старого как мир сюжета: дети враждующих семейств влюбляются друг в друга. В помощь школьнику. Вторая неделя октября

в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть фото в каком классе читают дубровский пушкина. Смотреть картинку в каком классе читают дубровский пушкина. Картинка про в каком классе читают дубровский пушкина. Фото в каком классе читают дубровский пушкина

Текст: Ольга Лапенкова

На прошлой неделе мы рассуждали о «Барышне-крестьянке» (1830), вошедшей в ироничный сборник А. С. Пушкина «Повести Белкина», — и отметили, что в этом произведении классик умело обманул ожидания читателей, которые после знакомства с шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта» никак не ожидали от подобного сюжета радостной развязки. Но факт остаётся фактом: дети враждующих помещиков — Алексей Берестов и Лиза Муромская — остались, в каком-то смысле, очень довольны друг другом.

Однако спустя три года — в 1833-м — Пушкин решил снова обратиться к теме вражды между сильными мира сего. Таким образом появились новые герои: богатый самодур Кирила Петрович Троекуров и его сосед, несчастный мученик Андрей Гаврилович Дубровский. Первый «получил» от автора прекрасную дочь Машу, воспитанную на французских романах, а второй — сына Владимира.

Впрочем, уже на первых страницах явно видно, что «расстановка сил» в новом произведении Пушкина — по сравнению с шекспировской трагедией и одной из «Повестей Белкина» — значительно изменилась. В «Ромео и Джульетте» Монтекки и Капулетти — семейства, наделённые примерно одинаковыми богатством и влиянием; Берестовы и Муромские из «Барышни-крестьянки» тоже на одной волне. Отец Лизы, впрочем, своё состояние промотал — но на жизнь ему более чем хватает, да ещё и остаётся, чтобы разбивать у себя в имении сады и поля «на английский манер».

Но совсем другое дело — неприлично богатый Троекуров и, напротив, бедный как церковная мышь Дубровский. Когда-то они были сослуживцами: только поэтому капризный Кирила Петрович благоволит — до поры до времени — к Андрею Гавриловичу. Вот что говорит о них автор:

Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему [Кирилу Петровичу] ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим.

Обратим внимание на чины героев. Кирила Петрович Троекуров, как следует из длинного документа, помещённого во второй главе «Дубровского», — генерал-аншеф, а Андрей Гаврилович — отставной поручик. Насколько велика пропасть между ними?

Вспомним, что в Российской империи существовал важный документ — так называемая «Табель о рангах» («табель» значит «таблица»). Согласно этой бумаге, появившейся с лёгкой руки Петра I, все звания делились на 14 классов, где 1 — самое престижное, а 14 — самое «мелкое». Так вот, чин «генерал-аншеф» соответствовал второму классу: выше него был только генерал-фельдмаршал — звание, обладателем которого был, к слову, М. И. Кутузов, и за всё существование России фельдмаршалов насчитывалось человек семьдесят, не больше. Что же касается поручиков, этих-то было пруд пруди: данное звание соответствовало аж 12-му классу! Ниже этого чина — только подпоручик и прапорщик.

Итак, Троекуров принадлежал к самой-самой верхушке, тогда как Дубровский едва ли мог появиться в приличном обществе, чтобы его не осмеяли. И конечно, эти титулы вовсе не говорят о том, что Кирила Петрович, дабы получить такое высокое звание, лез из кожи вон — а Андрей Гаврилович на службе пальца о палец не ударил. Конечно, нет: всё дело в происхождении и связях.

Однако, кроме девяти классов «Табели о рангах», приятелей разделяла и, так сказать, материальная база. В подчинении у Кирилы Петровича находилось 3 000 душ. Вспомним, что в эту цифру не входили женщины, умножим на два — и получим огроменную толпу! (Для сравнения, в компании Илона Маска SpaceX, сотрудники которой ни много ни мало запускают космические корабли, немногим больше 9 000 сотрудников.) А вот у Андрея Гавриловича было всего 70 душ — если брать с женщинами, то 140. В любом случае, многого ли может добиться полтораста крестьян? Конечно, вспахать поле и собрать урожай им под силу, но о какой-то огромной прибыли речи не идёт. Так что, пока Кирила Петрович богател и богател, его сосед едва сводил концы с концами. Тем более что Владимир Дубровский учился в Санкт-Петербургском кадетском корпусе и, выпустившись, остался служить в Петербурге — и отец посылал немалые суммы, чтобы молодой человек мог жить вольготно.

Однако, что любопытно, с психологической точки зрения разница между Троекуровым и Дубровским-старшим не так уж велика.

В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».

Как же реагировал Троекуров на подобные выпады? Поначалу — спокойно. Дубровский мог высказать неугодное богачу мнение и в личной беседе, и при полном собрании гостей — и Кирила Петрович этому даже радовался. Возможно, всё дело было в том, что Троекуров понимал, хоть сам себе и не признавался: соседи боятся, но не уважают его. Иметь «личного» правдоруба среди компании льстецов — для такого человека, как Троекуров, это почти роскошь.

Однако доверять тем, кто помешался на власти и богатстве, — затея не только бессмысленная, но и опасная. Дубровский-старший, думается, должен был предположить, что рано или поздно Кирила Петрович окончательно озвереет — и решит «убрать с дороги» даже верного друга. И это действительно произошло, причём ссора разгорелась из-за пустяка:

Раз в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пяти сот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своём собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житьё, — сказал он, — благодаря бога и барина, не жалуемся, а что правда — то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю канурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нём. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно.

На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух — и услышал следующее:

Государь мой премилостивый,

я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю — потому что я не шут, а старинный дворянин.

Разгневанный «дерзостью» бывшего друга, Троекуров решил обманным путём присвоить его имение; так началась ненужная тяжба, которая подорвала здоровье Андрея Гавриловича. В это время главные герои — двадцатитрёхлетний Владимир Дубровский и семнадцатилетняя Маша Троекурова — ещё не догадывались, что произошло между их родителями…

Печальный финал

Дочитав «Дубровского», проницательный школьник наверняка задастся вопросом: почему автор так жестоко обошёлся со своими героями? Ведь была же уже у Пушкина «Барышня-крестьянка», где деткам из враждующих кланов всё-таки повезло! И вообще, как-то всё это не похоже на Александра Сергеевича: чем-чем, а лишней кровожадностью он никогда не славился.

Да, у Пушкина были «Южные поэмы», где всё заканчивалось о-о-очень печально, — но те написаны в начале 1820-х, когда классик увлекался романтизмом. Однако в 1830-х Александр Сергеевич-то — уже реалист! Это, конечно, не значит, что в поздних работах Пушкина были исключительно хеппи-энды: «Медный всадник» с «Евгением Онегиным» заканчиваются не сказать чтобы весело, но на их страницах и юмора немало. По крайней мере, над Евгением, живущим в Коломне, и над Владимиром Ленским автор потешается от души — и только потом, дойдя до траурных событий, переходит на задушевный тон. А «Дубровский» написан уж слишком серьёзно: с чего бы это?

Объяснение есть. Всё дело в том, что «Дубровский» — неоконченная повесть Пушкина: написав в 1833-м знакомый всем российским школьникам текст, классик отложил работу в долгий ящик. Публиковать её в таком виде он не собирался, но и забрасывать не планировал: сохранился черновик, в котором классик скупо наметил, что будет происходить с Володей и Машей дальше.

К сожалению, завершить работу над «Дубровским» Пушкину было не суждено: спустя четыре года, в 1837-м, Александр Сергеевич погиб во время дуэли с Жоржем Дантесом. А повесть о том, как поссорились два дворянина — генерал-аншеф и отставной полковник, — подготовил к публикации не кто иной, как Василий Андреевич Жуковский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *