в каком классе читают бесы
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика
Его имя известно во всем мире. Его романы — классика, но классика по сей день неразгаданная, о которой спорят литературоведы и читатели, которую экранизируют и ставят на театральной сцене самые известные и талантливые режиссеры.
Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.
Бедные люди
Первый роман Федора Михайловича Достоевского. Книга простая — и болезненная в своей простоте. Произведение, из которого наряду с «Шинелью» Гоголя вышла «вечная тема» всей российской литературы — тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия.
Преступление и наказание
Роман об одном преступлении. Двойное убийство, совершенное бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, — неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.
Идиот
Роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким он его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.
Братья Карамазовы
Итоговый роман Федора Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя. «Братья Карамазовы» — это произведение, в котором испепеляющая страсть, борьба за наследство, богоискательство выводят на глобальные вопросы о самой сущности человека, о его природе. Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины — это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.
Роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту Достоевского, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.
Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, писатель предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о «неправильном» общественном устройстве идет речь в книге — душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.
Урок литературы по теме «Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»»: жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов»
Разделы: Литература
Программа по литературе под ред. А. Г. Кутузова рекомендует познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Бесы» в V классе. Оно, как я убедилась на практике, очень нравится школьникам. Пятиклассники с удовольствием читают стихотворение наизусть, обсуждают, но видят в нём только пейзажную зарисовку. Им трудно понять, что пушкинские «Бесы» посвящены «не природе, а Судьбе» [1].
На наш взгляд, целесообразнее обратиться к стихотворению в VII или VIII классе и рассмотреть его в одном ряду с такими пушкинскими произведениями, как «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро», образующими так называемый «зимний» цикл и объединёнными общими мотивами и образами.
До урока можно предложить учащимся самостоятельно проанализировать текст по вопросам:
В начале урока мы читаем стихотворение наизусть и говорим об истории его создания. Известно, что оно было написано А. С. Пушкиным 7 сентября 1830 года в имении Болдино. Это была «тревожная» полоса в жизни поэта. Перед женитьбой он приехал в деревню, чтобы устроить свои денежные дела. Думал, что пробудет там недолго и вернётся в Москву, а задержался на три месяца.
Осень была его любимым временем года. Пребывание в Болдине сопровождалось невероятным творческим подъёмом. За короткий срок были написаны «Повести Белкина», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», завершён роман «Евгений Онегин», создано много лирических произведений.
Несмотря на это, поэт часто находился в «сквернейшем настроении». Из-за начавшейся холеры откладывалась долгожданная поездка в Москву к невесте Н. Н. Гончаровой. О том, что пришлось пережить Пушкину за три месяца, пока он находился в Болдине, мы узнаём из его писем:
… Тёща моя отлагала свадьбу… Я бесился! Тёща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила меня, и чёрные мысли мной овладели… Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим.
Пушкин – П. А. Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина [2].
Пушкин – Н. Н. Гончаровой, 30 сент. 1830., Болдино [3].
Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава! Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку… Я доказывал им, что вероятно где-нибудь да учреждён карантин, что не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета.
Пушкин. Заметки о холере, 1831г. [4]
Въезд в Москву запрещён, и вот я заперт в Болдине. Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать. Мы окружены карантинами… Погода ужасная. Я провожу моё время в том, что мараю бумагу и злюсь.
Пушкин – Н. Н. Гончаровой, 11 октября 1830 г., из Болдина [5].
… Я получаю от вас маленькую записку, из которой узнаю, что вы вовсе и не думали выезжать. Я беру почтовых лошадей, приезжаю в Лукоянов; мне отказывают в выдаче паспорта под тем предлогом, что я выбран для надзора за карантинами моего округа. Я решился продолжать мой путь, послав жалобу в Нижний.
Пушкин – Н. Н. Гончаровой, 26 ноября 1830 г., из Болдина [6].
Существует ли какая-нибудь связь между стихотворением «Бесы» и пушкинскими письмами? Семиклассники сравнивают тексты и отмечают лексические переклички между ними:
Стихотворение «Бесы»
Я тотчас собрался в дорогу и поскакал…
Страх меня пронял…
Я бешусь…
Мы окружены карантинами…
Ямщик мой останавливается…
Я решился продолжать мой путь…
Еду, еду в чистом поле…
Страшно, страшно поневоле…
В поле бес нас водит, видно…
Закружились бесы разны…
Кони стали…
Кони снова понеслися…
Учащиеся обращают внимание на то, что пушкинские письма повторяют не только многие слова и образы «Бесов», но и сюжет, положенный в основу произведения (он напоминает «эпизоды бегства» Пушкина из Болдина, описанные им самим и его современниками).
Мы приходим к выводу, что в стихотворении удивительно точно описано душевное состояние поэта: страх, мистический ужас, надрыв, обычно ему несвойственный. И всё же, несмотря на многочисленные лексические, образные и сюжетные переклички с письмами, «Бесы» рассказывают нам совершенно о другом. Чтобы понять это, необходимо проанализировать стихотворение.
На втором этапе урока мы говорим о жанровом своеобразии «Бесов». Отдельными чертами пушкинское стихотворение напоминает семиклассникам романтическую балладу. Школьники вспоминают «Лесного царя» И. В. Гёте в переводе В. А. Жуковского и «Ленору» Г. А. Бюргера, которые они изучали в VI классе; отмечают сюжетные и образные переклички «Бесов» с известными им балладами.
Обогатить представления учащихся об интертекстуальных связях пушкинского стихотворения мне помогает монография О. А. Проскурина «Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест». В ней пушкинские «Бесы» рассмотрены не только в контексте европейской балладной традиции, но и русской; дан многосторонний анализ сюжетных, интонационно-лексических связей «Бесов» со стихотворением К. Н. Батюшкова «Привидение», с романтическими балладами П. А. Катенина, В. А. Жуковского и многими другими текстами [7].
Учащиеся соглашаются со мной, что пушкинское стихотворение во многом ориентировано на балладную традицию. Но что тогда мешает нам назвать его обычной балладой? Чем «Бесы» отличаются от лиро-эпических произведений, в частности от баллады И. В. Гёте «Лесной царь»?
Я обращаю внимание школьников на то, что в пушкинском тексте очень мало внешних событий, характерных для баллады как жанра. В стихотворении «Бесы» поэта, прежде всего, интересует сфера чувств и переживаний героя. Именно она в первую очередь и описывается в произведении:
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
По точному замечанию О. А. Проскурина, «баллада незаметно переросла в лирику» [8]. Учитывая это, мы начинаем рассматривать стихотворение «Бесы» в контексте собственно пушкинских лирических произведений.
Семиклассники говорят, что в «Бесах» присутствуют мотивы и образы, знакомые им по таким стихотворениям поэта, как «Зимняя дорога», «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Известно, что впервые на эту связь указал ещё Д. Д. Благой.
Моим ученикам такие переклички между текстами кажутся естественными. Сравнительный текстуальный анализ, проведённый на уроке, помогает им выйти на два ключевых образа стихотворения (образ дороги и образ вьюги), имеющих в контексте изучаемого нами произведения не только прямое, но и переносное значение, и по ним в дальнейшем лучше понять его тематику, проблематику и идейный мир.
На третьем этапе урока мы говорим о своеобразии композиции пушкинских «Бесов». В своей работе я отталкиваюсь от разработанного известным филологом Е. Г. Эткиндом представления о том, что «в основе всякой художественной композиции лежит принцип симметрии» [9]. В этом отношении художественное произведение напоминает музыкальное. Увидеть симметричную поэтическую конструкцию помогает школьникам структурный анализ. Элементы такого анализа мы используем уже в V-VI классах.
Наглядно увидеть симметричную кольцевую композицию пушкинских «Бесов» семиклассникам помогает схема, которую я готовлю заранее (Рис. 1):
Сам принцип составления подобных схем я заимствовала у Е. Г. Эткинда. Каждая такая схема создаёт пространственный геометрический образ художественного произведения и более наглядно демонстрирует его особенности.
Мои ученики говорят, что симметричную кольцевую композицию в «Бесах» создаёт трижды повторяющееся четверостишие:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Нужно ли на уроках так подробно анализировать композицию художественного произведения? Убеждена, что да, так как это помогает существенно углубить представления школьников о содержательной стороне текста. В нашем случае это необходимо вдвойне. Круги, которые мы видим на схеме, окажутся «впаянными» не только в композицию, но и в лирический сюжет «Бесов».
Анализируемое нами стихотворение А. С. Пушкина имеет достаточно сложную образно-смысловую структуру. Смогут ли учащиеся её понять? Во многом это зависит от учителя.
Центральным в «Бесах» является образ лирического героя. Он раскрывается во взаимосвязи с другими образами стихотворения. Мы говорим с семиклассниками о том, что дорога, по которой едет герой, не совсем обычная. Это дорога человеческой жизни.
В начале стихотворения описывается, как человек противостоит разбушевавшейся стихии. В олицетворяющем контексте «Бесов» вьюга имеет не только прямой смысл, но и переносный. Мы встретим этот образ во многих пушкинских произведениях. Ю. М. Лотман назвал его особым образом-моделью, который организует художественное пространство самых различных текстов Пушкина и определяет конфликт, положенный в основу того или иного сюжета.
Вьюга в «Бесах» ассоциируется с самой судьбой, некими внешними иррациональными силами, враждебными человеку, управляющими его жизнью, делающими его игрушкой в своих руках. Движение героя – это бесстрашный вызов судьбе, которая любит «придумывать дрянные шутки». Над его головой «нависли тучи», а он не сдаётся, продолжает борьбу.
Я обращаю внимание семиклассников на то, что движение героя в начале стихотворения озвучено колокольным звоном. В мифологической традиции этот образ имеет особую символику. Раньше считалось, что колокольного звона боится нечистая сила, насылающая тучи или управляющая ими [10].
И вдруг после этого следует неожиданное признание героя – «страшно». Мы срываемся с высоты и летим вниз: от надежды к отчаянию. Во 2 – 4 строфах движение героя напоминает движение по замкнутому кругу (Рис. 2):
После этого появляются бесы. Ямщик, а вслед за ним лирический герой видят их в крутящихся метельных вихрях.
В стихотворении А. С. Пушкина образы бесов и вьюги оказываются взаимосвязанными. Объяснение этому мы находим в мифологическом словаре. В народных представлениях сильный ветер со снегом (вьюгу) вызывают демонические существа (бесы). Они насылают порчу, распространяют болезни.
Мы рассматриваем иллюстрацию к стихотворению (Рис. 3):
Автор работы – Ольга Семёновна Монтлевич. Обращаю внимание учащихся на то, как точно художница подобрала цвет, изображающий бесов (по народным верованиям, они могли быть не только чёрного, но и синего цвета).
Далее говорю о том, что внешние иррациональные силы, которым противостоит герой, являются дьявольскими по своей сути. Это подчёркивается образом круга, который создаётся на различных уровнях. С христианской точки зрения, «движение по кругу имеет колдовскую, магическую … дьявольскую природу» [11].
Но тьма не только вокруг, тьма в сердце героя. Бесы в контексте стихотворения – это не столько страшные природные духи, сколько чёрные мысли, хандра, отчаяние и страх, овладевшие человеком.
Колокольчик вдруг умолк;
Неподвижность и тишина – это гибель. На какое-то время бесы побеждают. Изгнать из души чёрные мысли, развеять хандру герой оказывается не в состоянии. Он должен погибнуть.
И вдруг неожиданно:
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят…
Колесо Фортуны повернулось. Удаляющиеся бесы – это исчезающий из души страх, мистический ужас и надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, и дьявольский круг размыкается.
Я обращаю внимание школьников на то, что в пушкинских «Бесах» композиция лирического сюжета тоже подчинена закону симметрии (Рис. 4):
Мы надеемся, что герой сможет преодолеть отчаяние и страх, одержать окончательную победу как над внешними, так и внутренними тёмными силами. Пушкин даёт нам эту надежду, заставляя увидеть, как кони постепенно выносят героя из мглы и страшной круговерти.
Неизвестно, что будет дальше. Об этом свидетельствует многоточие в конце стихотворения. И всё же надежда в наших сердцах остаётся.
Вслед за «Бесами» А. С. Пушкин напишет «Элегию», в которой будут такие строки:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Поэт умел жить в будущем и учил этому нас.
Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»
Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия для 11 класса с филологическим уклоном по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»»
Тема урока: роман-пророчество «Бесы»
Тип урока: комбинированный урок, открытие новых знаний
Образовательные – показать мастерство Ф. М. Достоевского в создании психологического портрета и характера героя;
Развивающие – развивать навыки беглого чтения, воображение, речь обучающихся, имение работать в команде, брать на себя роль лидера;
Воспитательные – пробуждать у обучающихся любовь к родному народу, способствовать их нравственному и духовному воспитанию на примере идей Ф. М. Достоевского.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (дорожные карты для заполнения), фрагмент кинофильма В. Хотиненко (2014 года)
Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей,
все разговоры в его романах представляют
изумительную диалектику идей.
Н. А. Бердяев «Статьи о русской философии»
Звучит стихотворение А. С. Пушкину «Бесы» (читает наизусть заранее подготовленный обучающийся)
– О чем это стихотворение? («Бесы» А. С. Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника, поэта, писателя).
– Как это стихотворение соотносится с темой нашего урока, с творчеством Ф. М. Достоевского? Сформулируйте тему и цель урока.
III. Работа с эпиграфом урока (слова Николая Бердяева)
– Итак, спустя сорок лет Ф. М. Достоевский из этого стихотворения возьмет несколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа «Бесы», написанного в 1870 году, которому предшествовали «Преступление и наказание» (1866) и «Идиот» (1868). И так же, как и А. С. Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, «трагическое движение идей».
– Что же такое идея? Составьте по три собственных определения этому понятию (идея – это…)
– Как можно растолковать фразу Н. А. Бердяева? Какие герои Ф. М. Достоевского «опьянены» идеей? (обучающиеся приводят примеры из уже изученного романа «Преступление и наказание»). Какие герои романа «Бесы» отражают эту цитату? (Николай Ставрогин, Петр Верховенский, Алексей Кириллов, Иван Шатов, Федька-каторжник).
IV. Знакомство с историей создания романа
Доклад заранее подготовленного обучающегося об исторической основе романа – «Нечаевском деле».
– Какой герой получил некоторые черты реального революционера Нечаева? (Петр Верховенский).
– Кто является главным героем романа, «главным бесом», «дьяволом»? (Николай Всеволодович Ставрогин). Как создается образ этого героя?
Доклад обучающегося о идее создания образа Николая Ставрогина (из записок Ф. М. Достоевского).
– В чем загадка его образа? Относится ли он всецело к кружку революционеров? Разделяет ли их идеи? Тогда почему он назван «главным бесом»?
V. Анализ глав романа. Работа в группах (по технологии «мировое кафе»)
Обучающимся предлагается поделиться на 4 группы (требуется особая организация учебного пространства: соединить по две парты, чтобы группы могли расположиться и обсуждать задание, а центр класса был свободнее). Каждая группа получает свое задание (анализ определенного круга героев романа). Основные элементы анализа фиксируются в дорожной карте урока (представлена в таблице).
1 группа: «Поколение отцов» в романе(Варвара Петровна Ставрогина, Степан Трофимович Верховенский, губернатор и губернаторша)
2 группа: «Главные бесы» Ставрогин и Верховенский
3 группа: кружок Верховенского, «революционная пятерка» (Эркель, Липутин, Виргинский, Толкаченко, Лямшин)
4 группа: Шатов и Кириллов
5 группа: женские образы (Лиза, Марья Лебядкина, Дарья Шатова)
Психологический портрет (обратить внимание на эмотивные глаголы)
Роль в произведении
1. «Поколение отцов» в романе (Варвара Петровна Ставрогина, Степан Трофимович Верховенский, губернатор и губернаторша)
2. «Главные бесы» Ставрогин и Верховенский
3. Кружок Верховенского, «революционная пятерка» (Эркель, Липутин, Виргинский, Толкаченко, Лямшин)
4. Шатов и Кириллов
5. Женские образы (Лиза Тушина, Дарья Шатова, Марья Лебядкина)
VI. «Мировое кафе». Полное заполнение дорожных карт
В каждой группе выбирают «хозяина стола», спикера, который презентует заполненную группой часть дорожной карты обучающимся другой группы. Сами обучающиеся (кроме спикера, который всегда остается за своим столом) должны обойти всех спикеров других групп, и таким образом получить все сведения о героях романа, полностью заполнить дорожную карту. Затем группы возвращаются, спикеры заполняют свою дорожную карты и обсуждают получивший образовательный продукт (таблицу с образами героев).
VII. Обсуждение, анализ произведения
– Какие изобразительные средства использует Ф. М. Достоевский при создании образов персонажей романа? Что такое психологический портрет? Какая часть речи преобладает при создании психологического портрета героев романа «Бесы»? Для чего служат эмотивные глаголы?
– Есть ли в романе положительные персонажи? Почему неплохие изначально люди начинают портиться и совершать ужасные поступки? Приведите примеры из романа. Какой герой романа (или какой поступок) показался вам особенно отвратительным? Какие герои имели шансы на искупление, вызвали у вас сострадание, показались симпатичными? Исходя из данных рассуждений как можно объяснить название романа?
VIII. Просмотр фрагмента фильма «Бесы» В. Хотиненко (разговор Верховенского и Ставрогина в парке, 2 серия)
– Как актеры передают психологическое состояние своих героев? Совпадают ли описание Ставрогина и Верховенского в романе с экранной версией? Что вам показалось особенно удачным в создании образа Николая Всеволодовича и Петра Степановича?
IX.Подведение итогов анализа романа
– С каким героем романа «Преступление и наказание» можно сравнить Николая Ставрогина? А Петра Верховенского? Что такое мотив «двойничества»? Как он проявляется в романе «Бесы»?
– В чем заключается основная идея романа? Почему многие литературоведы называют его «пророческим»?
X. Рефлексия (проводится в форме интервью)
Один обучающийся задает данные вопросы, другие (двое-трое по желанию) отвечают:
– Что Вы знали до урока?
– Что Вы узнали на уроке?
– Что Вы хотели бы узнать глубже?
XI. Дифференцированное домашнее задание:
составить психологический портрет одного из героев романа «Братья Карамазовы», используя эмотивные глаголы;
найти и записать отзывы русских и зарубежных писателей о романе «Братья Карамазовы»;
написать эссе по роману «Бесы» на тему «Роман-предвидение».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Урок по роману Достоевского Бесы. 10 класс.doc
Урок литературы в 10 классе
Ф.М.Достоевский. «Бесы». Роман-предупреждение.
Урок подготовила учитель русского языка и литературы Дзуцева Альбина Тузарбековна
с.Октябрьское, 2015 год
Обсуждение вечных тем в творчестве Ф.М.Достоевского.
Развитие навыков философского осмысления действительности;
Общественно-политическая обстановка в России во второй половине XIX века.
Дело С.Г.Нечаева, создателя тайного общества « Народная расправа». К атехизис революционера» («Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России»).
3. «Пропаганда идей» (Н.Бердяев) в романе.
репродукции картин Ганса Гольбейна «Мертвый Христос» (1521 г.) и «Сон разума рождает чудовищ» (1798 г.) Франсиско Гойи;
Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком.
Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.
Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» (1830).
«Бесы» А.С.Пушкина запечатлели горькие, напряженно-мучительные размышления поэта о будущем России и о пути художника.
Спустя сорок лет Ф.М.Достоевский из этого стихотворения возьмет несколько строк в качестве эпиграфа для своего третьего эпохального романа «Бесы» (1870). И так же, как и Пушкин, писатель будет философски осмысливать положение личности в мире, пути развития общества, «трагическое движение идей».
Общественно-политическая обстановка в России во второй половине XIX века.
Сквозь пласт антигуманных идей своего времени мы слышим зовущий голос писателя-гуманиста Ф.М. Достоевского, который осудил человека своего времени, ставшего рабом таких идей. Как образно выразился И. Золотусский, «люди, живущие только идеями, а не чувством, в романах Достоевского или убийцы, или самоубийцы».
Как вы считаете, насколько верны, справедливы эти слова?
Работа в группах. Учащиеся, получившие групповые задания, аргументируют слова И.Золотусского
— Почему? (Они отошли от Бога, переступили черту дозволенного . Герои Достоевского или убийцы или самоубийцы, носители идей.)
История создания роман. Сообщение учащегося.
Дело С.Г.Нечаева, создателя тайного общества « Народная расправа». К атехизис революционера» («Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России»).
Сообщение учащегося о Нечаевском процессе.
— Начиная работу над «Бесами» (1870—1871), Достоевский намеревался создать политический памфлет, обращенный против западников и нигилистов. Несостоятельность их теоретической программы, гибельность практического пути к ее осуществлению, самозванство и деспотизм многих деятелей направления — об этом, по мнению писателя, буквально кричали факты русской жизни последнего времени. Самым же вопиющим стал факт создания С. Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа» и убийство осенью 1869 года членами этой организации слушателя Петровской академии И. Иванова.
Событие это оказалось в центре внимания Достоевского не случайно. В нем он увидел крайнее и характерное выражение «бесовщины», «симптом трагического хаоса и неустройства мира, специфическое отражение общей болезни переходного времени, переживаемого Россией и человечеством» (12, 255), замечает комментатор «Бесов».
Достоевский не принимал революцию» как путь к достижению социальной справедливости и блага. И «нечаевщину» он рассматривал не в перспективе освободительного движения (которое в самодержавной стране в ту эпоху отличалось незрелостью и стихийностью), а в ретроспективе развития России. В этом свете и предстает «нечаевщина» в романе: «Это все язвы, все миазмы, все нечистоты, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века!» (10, 499). Так осмысляет все происшедшее Степан Трофимович Верховенский, один из главных героев романа?
Программа «Народной расправы» основывалась на анархических и бланкистских доктринах. В главном документе нечаевцев — «Катехизисе революционера» — отразилось все пренебрежение к реальному ходу русской истории, к духовным силам нации, к личности человека. «Катехизис» видел в России «поганое общество», которое подлежало «полному, повсеместному и беспощадному разрушению», он требовал смотреть на человека как на материал для достижения революционных целей, прибегать к иезуитским методам в разжиганий вражды и смуты в стране, опираться на деклассированный элемент и вести к тому, чтобы совершилась «бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих». «Катехизис» не признавал каких-либо моральных препятствий на пути к цели и оправдывал «кровь по совести». В убийстве Иванова, пытавшегося выйти из деспотического подчинения Нечаеву, воплотилась «новая мораль» нечаевцев.
Главная фигура здесь — Петр Верховенский, убежденный, что нет ни бога, ни бессмертия, ни нравственных законов, ни вообще каких-либо твердых устоев в жизни и «потому нужно окончательно и любыми средствами разрушить весь «балаган» и затем учредить всеобщее «равенство», спроектированное Шигалевым — теоретиком нигилистического подполья.
«Пропаганда идей» (Н.Бердяев) в романе.
— Роман связан с важным вопросом: как развиваться России? Достоевский представляет читателю устами свои героев идеи переустройства человеческого общества. Эти идеи он взял из жизни.
Каждая группа учащихся излагает идеи переустройства человеческого общества, которые предлагают герои романа
Первая группа. Идея Шигалева .
Человечество разделяется «на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратится как бы в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать». Однако, предлагая рай на земле, Шигалев запутался в противоречиях: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом». Чтобы превратить человечество в стадо, Шигалёв предлагает меры, основанные на перевоспитании целых поколений.
Вторая группа. Идея Верховенского.
— Проповедуя это равенство, Верховенский откровенно презирает народ и заботу о судьбах его считает пережитком политического движения. В подготовительных материалах к роману есть знаменательная его реплика: «В сущности, мне наплевать; меня решительно не интересует: свободны или несвободны крестьяне, хорошо или испорчено дело. Пусть об этом Серно-Соловьевичи хлопочут да ретрограды Чернышевские! — у нас другое — вы знаете, что чем хуже, тем лучше. »
— Как вы думаете, чем опасны каждая из этих теорий?
— А какое место среди персонажей романа занимает Ставрогин? Какую систему ценностей мы видим в этом герое «Бесов»?
Ставрогин одержим дьяволом, который имеет свой «рецепт».
К.Случевский. «Рецепт Мефистофеля»
В сердца людей, пускай их точит!
В пеньку веревки мысль вмещу
Для тех, кто вешаться захочет!
Под шум веселья и пиров,
Под звон бокалов, треск литавров
Я в сфере чувства и умов
Вновь воскрешу ихтиозавров!
У передохнувших химер
Займу образчики творенья.
Каких-то новых, диких вер
Смрад тленья с жаждой идеала;
В умы безумья рассую,
Дав заключенье для начала!
Сведу, помолвлю, породню
Окаменелость и идею,
И праздник смерти учиню,
Включив его в Четьи-Минею.
Работа в тетрадях. На экран проецируется задание формата ЕГЭ (задание № 4)
Заполните таблицу. Установите соответствие между персонажами и цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
“ Для меня нет выше идеи, что бога нет”
“ Народ возношу до бога”
“ Потерял различие добра и зла”
“ Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом”.