в каком классе читают барышню крестьянку

Урок литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

в каком классе читают барышню крестьянку. Смотреть фото в каком классе читают барышню крестьянку. Смотреть картинку в каком классе читают барышню крестьянку. Картинка про в каком классе читают барышню крестьянку. Фото в каком классе читают барышню крестьянку Ирина Веткина
Урок литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок по повести А. С. Пушкина

«Барышня-крестьянка» в 6 классе.

Тема урока : Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

«Пушкин унес с собою:великую тайну.

И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Цель: Познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.

Задачи урока:

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей

В процессе работы у детей формировались следующие УУД

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Я рада приветствовать Вас на уроке, давайте подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.

-Мы продолжаем работу над циклом А. С. Пушкина «Повести Белкина».

-Каково полное название цикла? (Полное название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А. С. Пушкина осенью 1830 года в его поместье Болдино»)

-Какие повести входят в этот цикл? «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» «Выстрел» «Метель»

Мы откроем для себя новый мир – мир удивительной, лаконичной и очень доброй прозы Пушкина. Запишите тему урока и эпиграфы к уроку.

-Какие можно поставить цели урока, отталкиваясь от темы? Сформулируйте их (Слайд №2).

изучить повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему образов

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

— Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

— Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

2) Постановка проблемы

-Какие ассоциации у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?

-Какой прием использует автор в основе названия? Какова его роль?

(Антитеза.Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется узнать, кто же она на самом деле.)

-Прочитайте и объясните смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и в крестьянском облике.)

_Судя по названию и эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)

Далее рассмотрим смысл эпиграфа. (нравственная характеристика героини).

Можно ли сказать, что в эпиграфе раскрывается авторская идея?

(Да. Любят человека, а не его положение в обществе. Человека любят за душевные качества. Эпиграф совпадает с авторской идеей,авторская идея: ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ)

2. Проверка знания учащимися содержания повести.

В мастерскую великого художника допускаются только посвящённые читатели. Проверим, знаете ли вы текст. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Чтобы вы внимательно прочитали повесть, я вам задавала домашнее задание- решить кроссворд по содержанию текста. Все выполнили?

1. Какое называние носит имение Берестовых?

2. Как звали собаку Берестова?

3. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

4. Какое называние носит имение Муромских?

5. Чьим именем назван цикл повестей, в который вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

6. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

7. Сколько лет было дочери Муромского?

8. Имя дочери Григория Ивановича Муромского?

9. Какой страной увлечен Григорий Иванович Муромский?

10. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

3. Итак, приступаем к работе с текстом.

Предлагаю исследовать текст и сделать вывод: в чем ценность повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение, исследуя текст.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

Итак, мы начинаем наше исследование, первое задание группам. /раздаю карточки группам/

1 группа: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Ведение хозяйства, дел

2 группа: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего, Муромского) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего, Муромского) – всё время вводил что-то новое, хороший отец. /

назовите отрицательные стороны помещиков И. П. Берестова, и Г. И. Муромского.

(Берестов старший, Муромский) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Берестов старший, Муромский) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским. /

Характеристики персонажей и просит определить, о ком из героев идет речь.

«В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле» (Иван Петрович Берестов)

«Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы» (Григорий Иванович Муромский)

«Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы» (Алексей)

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца…» (Лиза)

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурмила себе брови, два раза в год перечитывала Памелу, получала за то две тысячи рублей, и умирала со скуки в этой варварской России» (мисс Жаксон)

«Она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня… была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии» (Настя)

Зачитайте портреты героев. Как они созданы? Совпали ли ваши представления о героях с героями на кадрах из кинофильма?

— Итак, Пушкин – мастер лаконичного портрета. В его художественной мастерской – такие средства, как эпитеты-существительные, художественная деталь, лаконизм, краткость, юмор.

— А теперь наша задача – прочитать диалоги героев. Дополняет ли диалог портреты? (Да, это речевая характеристика героев.)

— Обратимся к слайду №6. Найдите и зачитайте сцены, изображенные на кадрах из кинофильма. Обращайте внимание на выразительное чтение сцен.

— С помощью, какой части речи автор передает развитие чувств героев? (Пушкин использует глаголы, чтобы показать стремительность развития чувств.)

— А использует ли автор пейзаж? Какова его роль? (Ученики отмечают, что пейзаж созвучен состоянию героини. Картины природы появляются тогда, когда Лиза испытывает сильные чувства)

— Как при помощи красок вы бы выразили свои ощущения от мира повести? (Мир повести светлый, яркий)

— Произведения Пушкина иллюстрировали многие художники. Давайте рассмотрим некоторые из них к повести «Барышня-крестьянка»

Защита второй части исследования. Работа в группах.

— Молодые люди полюбили. Давайте выясним, какие качества характера вызвали симпатию героев друг к другу?

— Слово 1 группе.Продолжите высказывания:

1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она была красивой барышней из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

3. Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого?Выберите вариант ответа:

а) Плохо то,что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.

б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.

Слово 2 группе: Продолжите рассуждение,используя опорные фразы:

Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел. … (1. Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).

Повестьзаканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?

1) Радость за счастье героев, они по-настоящему. искренне любят и заслуживают счастья.

А какими словами заканчивается повесть.

«Пушкин:унес с собою:великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Ф. М. Достоевский

Домашнее задание: написать концовку повести.

В заключение напишите SMS с впечатлением о занятии.Вот отдельные отзывы:

-Занятие было интересным и ярким.

-Был интересный и познавательный урок.

-Работать в группе интересно.

-Занятие помогло нам научиться слушать друг друга

-Сегодня была слаженная работа.

-Понравилась хорошая атмосфера урока.

-Успешная работа в группе и хорошее общение.

-Мы постарались на славу.

-Много радостных и положительных эмоций.

-Все отлично, интерес просто бурлил

-Понравилось обсуждать разные мнения, высказывать свое.

Выставление баллов каждому участнику группы, подсчет баллов, перевод в оценку.

Домашнее задание (на слайде):

Написать отзыв по произведению «Мое впечатление от повести»

Прикреплённые файлы:

в каком классе читают барышню крестьянку. Смотреть фото в каком классе читают барышню крестьянку. Смотреть картинку в каком классе читают барышню крестьянку. Картинка про в каком классе читают барышню крестьянку. Фото в каком классе читают барышню крестьянкуИнтегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» «. Шел солдат во имя жизни. » Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Источник

План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

в каком классе читают барышню крестьянку. Смотреть фото в каком классе читают барышню крестьянку. Смотреть картинку в каком классе читают барышню крестьянку. Картинка про в каком классе читают барышню крестьянку. Фото в каком классе читают барышню крестьянку Ольга Осанова
План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Тема урока: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»: особенности композиции. (1 ч.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

1.Обучающая: дать представление о роли антитезы в сюжетно-композиционной организации повести и о пародировании романтических тем и мотивов; формировать умение анализа художественного текста.

2.Воспитательная: воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову, чувство гуманности, уважение к чувствам человека, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

3.Развивающая: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приемы деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение, внести вклад в формирование умения словесно воссоздавать образы, анализировать теоретический материал, определять свое личное отношение к волнующим фактам.

Планируемые задачи:

1. Проверить знание текста уже прочитанного произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и познакомить учащихся с особенностями его композиции;

2. Познакомить учащихся с понятием «пародия».

Основные методы обучения:

Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа,

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», толковый словарь С. И. Ожегова маски, кроссворд, рабочие материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

— Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

Учитель: Из всех произведений, входящих в «Повести Белкина», созданных Александром Сергеевичем Пушкиным, «Барышня-крестьянка» — самое светлое и доброе произведение. В нем нет ни трагической смерти, как в «Станционном смотрителе», ни страшной тайны, как в «Выстреле», ни любовного испытания, как в «Метели». Зато есть любовь, счастливая и шаловливая, потому что сама повесть содержит излюбленный мотив всех комедиографов — переодевание.

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. А что такое «пародия»? (Словарная работа).

Пародия – комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. (По толковому словарю С. И. Ожегова)

Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и «переворачивает» их. История вражды двух семейств, дети которых влюблены друг в друга… Ребята, не напоминает ли вам эта история какой-нибудь литературный сюжет?

Ученики: Напоминает сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Учитель: Молодцы! А в чем же отличие?

Ученики: Шекспир описывает настоящую трагедию, где враждуют семьи, а дети погибают, потому что никто бы им не позволил любить друг друга. А вражда Пушкинских героев смешна, она вызывает улыбку, их дети любят друг друга, и всё заканчивается хорошо.

Учитель: Действительно, это так. Ситуация в «Барышне-крестьянке» нагнетается, но затем также разрешается совершенно неромантическим способом – все оказывается как нельзя лучше. В повести романтическому взгляду на действительность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. А теперь, ребята, давайте еще раз прочитаем заголовок повести. Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?

Ученики: Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.

Учитель: Что дает совмещение этих слов?

Ученики: Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф перед началом повести. Попробуйте объяснить смысл этого эпиграфа.

Ученики: Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.

Учитель: Ну а теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и вспомнить, какими были герои этой повести. У вас на партах лежат листы с кроссвордом. Читаем характеристики героев и вспоминаем, кому они принадлежат.

Учитель: Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы смогли по характеристике узнать героя и правильно заполнить кроссворд. Но все ли клетки в кроссворде заполнены и обо всех ли персонажах мы говорили или кого-то все-таки забыли?

Ученики: Мы не говорили про Лизу Муромскую.

Учитель: Верно! Мы не охарактеризовали главную героиню повести Лизу – Елизавету. Давайте поищем в тексте повести характеристику Лизы.

Ученики: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…».

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».

Учитель: Ребята, а только ли в этом образе предстает перед нами Лиза на всем протяжении повести?

Ученики: Лиза появляется в повести еще в образе крестьянки Акулины и в образе размалеванной француженки.

Учитель: Правильно! И знаете, ребята, мне сейчас захотелось сравнить нашу повесть с маскарадом. Ведь получается,что Лиза носит две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины (Эти две маски прикреплены на доске). Ребята, скажите, а зачем Лизе понадобилось переодеваться в крестьянку?

Ученики: Отцы враждовали, и она не могла его по-другому увидеть; ей хотелось увидеть настоящего Алексея, а не светского дворянина.

Учитель: Какое же впечатление она произвела на Алексея? Почему он растерян и влюблен?

Ученики: Она не похожа на светских барышень, она естественная, весёлая.

Учитель: Что привлекло его в ней?

Ученики: Умение умно говорить, красота, доброта, естественность.

Учитель: Да, она и загадка, и неожиданность. Наш Алексей заинтригован. А у самого Алексея и у других героев были маски? Сейчас я покажу вам маски, а вы попробуете угадать, кому из героев они принадлежат.

Учитель: Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей. А теперь давайте поработаем над композицией и сюжетом повести. Ребята, скажите, как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?

Ученики: Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.

Учитель: А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Но для начала вспомним, из каких элементов должна состоять композиция произведения.

На доске: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог (не обязателен).

Есть ли в нашем произведении экспозиция?

Ученики:Есть: это рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Учитель: Вспомните, а когда же происходит завязка действия?

Ученики: Настя, служанка Лизы, знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство с ним Лизы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а когда же наступает кульминация в повествовании? Что, кстати, это такое?

Учитель: Есть ли развязка в произведении?

Ученики:Нет: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку».

Учитель: Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.

1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

2. Иллюстрация понравившегося эпизода.

Учитель: В маршрутных листах оцените сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, всё понятно.

• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

• Ещё придётся потрудиться.

• Да, трудно всё-таки учиться!

План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО (полностью): Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка.

Конспект интегрированного урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Творчество А. С. Пушкина» Интегрированный итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе. Учитель русского языка и литературы МОКУ СКОШ-И №34: Алексеева Нина.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

План-конспект урока математики во 2 классе «Периметр» Цель: ознакомить с приёмом нахождения периметра прямоугольника. Задачи: формировать умение решать задачи, связанные с нахождением периметра.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики;.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.

План-конспект урока «Вязание крючком» в 6 классе по ФГОС План-конспект урока по теме: «Вязание крючком» Составила учитель технологии Кузнецова Н. А. Цель урока: Ознакомиться с инструментами и.

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Практический опыт реализации ФГОС на уроках английского языка. План-конспект урока в 7 классе «Save the Earth» Практический опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования на уроках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *