в каком городе жил и работал тинторетто
Тинторетто
Биография
Тинторетто входит в число величайших художников эпохи позднего Возрождения. Он учился азам изобразительного искусства у знаменитого Тициана, но не сумел превзойти наставника по значимости. Наследие мастера велико, так как он соглашался даже на малооплачиваемые заказы, и работы оказывались готовыми необычайно быстро. Некоторые произведения сохранились в церквях и дворцах Венеции как яркие примеры творчества эпохи Ренессанса. Несколько полотен мастера хранятся в России.
Детство и юность
Биография Тинторетто полна интересных фактов. Художник родился в 1518 году Италии. Родиной мастера стала Венеция. При рождении мальчика назвали Якопо, его фамилия — Робусти. Тинторетто — прозвище, которое будущий живописец получил еще в детстве. В переводе с итальянского языка оно означает «маленький красильщик». Якопо звали так, потому что его отец работал красильщиком шелка.
Автопортрет Тинторетто / Филадельфийский музей искусства
О годах юности живописца известно мало. Эксперты в профильных исследованиях опираются на книгу Карло Ридольфи, описавшего биографию художника. Подавляющую часть информации литератор получил напрямую от сына живописца. Хотя не исключены и искажения фактов, так как автор книги был поклонником творчества Тинторетто.
По информации Ридольфи, юный Якоп любил рисовать с детства. Он часто наблюдал за тем, как работает отец, и решение посвятить себя живописи было обдуманным. Подростком Тинторетто попал в число учеников Тициана. Юнец набирался опыта в течение 10 дней, а затем его выгнали из мастерской.
По слухам, Тициан мог приревновать к таланту подростка и не хотел сам воспитывать соперника. История профессионального становления живописца неизвестна. К 1539 году он уже считался мастером и долгое время расписывал фасады зданий.
Живопись
Картина Тинторетто «Венера, вулкан и амур» / Web Gallery of Art
В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем в промежуток с 1550-го по 1553-й Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году он начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.
По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, он указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.
Картина Тинторетто «Тайная вечеря» / Freie Universität Berlin
Особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.
К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий, предшествующие манере Рембрандта. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для 16-го века.
Картина Тинторетто «Сусанна и старцы» / Web Gallery of Art
Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы». Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам. Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».
Работы Тинторетто сохранились в Италии, в нескольких музеях и частных коллекциях в других странах мира. В России его картины представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В их числе «Святой Георгий убивает дракона». Полотно было в коллекции барона Пьера Кроза, а в 1772 году картину выкупила Екатерина II.
Личная жизнь
Как творческая личность, Тинторетто жил работой и не мыслил существования без живописи. Тем не менее он был счастлив и в личной жизни. В 1550-х он встретил Фаустину де Вескови, которая стала его супругой. Женщина подарила художнику 8 детей. Несмотря на то, что биографы характеризовали ее как суровую даму прагматичного мировоззрения, Фаустина оказалась крепкой опорой для мужа и семьи.
Смерть
Тинторетто скончался 31 мая 1594 года. Причины смерти оказались вполне естественными. Художник прожил длинную жизнь по меркам своей эпохи и не переставал работать ни на день. В последний путь его проводили с почестями. Отдать дань таланту живописца приехали художники, последователи, друзья и вельможи из числа его заказчиков.
Сегодня с творческим наследием Тинторетто может ознакомиться любой желающий. Для этого достаточно посетить Венецию или увидеть репродукции работ автора. Его биография оказалась настолько насыщенной, что кинематографисты 21-го века решили запечатлеть ее в документальной ленте. В 2019 году на экраны вышел фильм «Тинторетто: Бунтарь в Венеции». Картина создана итальянским режиссером Джузеппе Доминго Романо и представляет собой музейное шоу.
Тинторетто. В чем гениальность художника
Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.
Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).
Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.
Тинторетто – маркетолог
Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.
Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».
И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.
Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане
Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.
А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея
То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.
Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.
Картины, принесшие славу
Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.
Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.
При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.
Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта
Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.
У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.
В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.
Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция
Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.
Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.
Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.
Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция
Тинторетто напористый
Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.
Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.
Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.
Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.
Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.
Тинторетто магический
У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.
Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.
Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.
Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.
Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция
Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.
Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.
Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.
Тинторетто – импрессионист
Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.
Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.
Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена
В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».
Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.
Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция
Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.
Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Тинторетто в России
Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США
Тинторетто — художник, творивший не ради денег: биография и лучшие картины
Тинторетто (Tintoretto; родился 1518 или 1519 г. — умер 31 мая 1594 г.) — великий итальянский художник XVI века, автор многочисленных картин исторического жанра, один из величайших представителей Венецианской школы живописи. Его настоящее имя — Якопо Робусти (Jacopo Robusti), а прозвище Тинторетто (с итальянского — «маленький красильщик») выдающийся гений искусства получил еще в детстве по профессии отца — красильщика тканей.
Тинторетто, в первую очередь, знаменит картинами на религиозную тематику, но он также создавал произведения батального, портретного и мифологического жанров. Многие работы художника сочетают в себе черты искусства позднего Возрождения и раннего маньеризма.
Биография Тинторетто
Тинторетто появился на свет в 1518 или 1519 году в Венеции, он был старшим ребенком в многодетной семье ремесленника. Точная дата рождения великого мастера неизвестна, на этот счет не сохранилось подлинных документов.
Мальчик с детства проявил интерес к рисованию, а отец с пониманием отнесся к увлечению сына. В 1533 году родители юного Якопо отдали его на обучение к Тициану (Tiziano), но Тинторетто провел в мастерской великого венецианца только 10 дней. По неизвестной причине Тициан не захотел заниматься с новым учеником и тому пришлось удалиться.
История не сохранила никаких других сведений об обучении Тинторетто живописи. Был ли он гениальным самоучкой или ему удалось получить полноценное образование — неизвестно. Но уже в 1539 году будущий гений профессионально расписывал фасады зданий в родной Венеции, а вскоре начал создавать и картины. К сожалению, работы начального периода творчества не сохранились до наших дней.
Первый успех пришел к Тинторетто в 1548 году. Его картина «Чудо святого Марка», написанная для церковного братства, вызвала оживленные споры среди горожан и пробудила интерес к творчеству молодого художника. С этого момента у Тинторетто появились постоянные заказчики, главным образом — представители церкви и члены религиозных братств. Для них художник писал картины на популярные темы Ветхого и Нового Заветов.
Кроме того, Тинторетто много сил отдавал созданию настенных росписей для венецианских храмов. Периодически он получал заказы на написание портретов городских вельмож и произведений мифологического жанра.
В 50-х годах XVI века художник женился на Фаустине де Вескови и прожил с ней всю оставшуюся жизнь. Тинторетто не любил путешествовать и почти не покидал пределы Венеции, за исключением двух поездок в Рим и Мантую. С годами художник стал главой большого семейства, у него было 8 детей, двое из которых (сын Доменико и дочь Мариэтта) с детства помогали отцу и впоследствии тоже стали живописцами.
Тинторетто, по свидетельству современников, вел скромную жизнь и никогда не стремился разбогатеть. Существует множество сведений о том, что художник часто писал картины за минимальную плату. Он получал огромное моральное удовольствие от своей работы, но не умел пользоваться своим талантом для зарабатывания денег.
В 1576 году умер Тициан, и местные жители признали Тинторетто лучшим художником Венеции. Великий живописец продолжал усердно работать в своей мастерской до самой смерти. Он навсегда покинул этот мир 31 мая 1594 года и был похоронен с почестями в родном городе.
Самые известные картины Тинторетто
Многие картины и росписи Тинторетто в наши дни украшают внутреннее убранство храмов Венеции. Значительная часть его работ также находится в коллекциях музеев и частных лиц. Наиболее известны во всем мире следующие произведения художника:
Посетители портала Very Important Lot всегда могут принять участие в аукционах искусства и приобрести предметы антиквариата. Наш сайт также дарит уникальную возможность всем желающим напрямую купить картины, рисунки, скульптуры и иконы у современных художников.